Что такое монопсония в экономике
МОНОПСОНИЯ НА РЫНКЕ ТРУДА
Термин «монопсония» взят из древнегреческого языка и означает «один покупатель», так же как и «монополия» означает «один продавец». Термин «монопсония» введен в экономическую науку английским экономистом Джоан Робинсон, его принято применять ко всем рынкам, где покупатели устанавливают цены.[1]
Монопсония на рынке труда возникает при следующих условиях:
данная фирма (группа фирм) нанимает основную часть из суммарного количества специалистов какой-то профессии;
этот вид труда не имеет высокой мобильности (например, из-за социальных условий, географической разобщенности, необходимости приобрести новую специальность и т. п.);
фирма-монопсонист сама устанавливает ставку заработной платы, а рабочие либо вынуждены соглашаться с такой ставкой, либо искать другую работу.
Примеры монопсонии в России:
Министерство обороны на рынке вооружения;
Федеральное космическое агентство на рынке ракетно-космической техники.
Монопсония как рынок, представленный единственным покупателем, графически отражена на рисунке 1.
Рисунок 1. Рынок труда в условиях монопсонии
Принято говорить о двух основных типах рынка монопсонии – государственный и коммерческий.
Первый тип характеризуется тем, что государство является единственным покупателем какого-либо товара, например, вооружения. Иногда подобная ситуация может быть запланирована с целью поддержки некоторых отраслей (например, сельское хозяйство).
Второй тип монопсонии, то есть коммерческая, имеет временный характер, она неустойчива. В условиях сбалансированного рынка она может спровоцировать искусственное снижение цен, навязывание невыгодных условий договора и многое другое. Во избежание таких последствий действует антимонопольное законодательство.
Фирма, обладающая властью монопсонии на рынке производственных ресурсов, максимизирует прибыль посредством покупки ресурса вплоть до того момента, когда предельные издержки на ресурс сравняются с доходом от предельного продукта данного производственного ресурса (рисунок 2).
Рисунок 2. Принятие решений о найме монопсонистом
На рисунке 2 это точка С. Мы видим, что фирма-монопсонист нанимает меньшее количество работников (Lc) в сравнении с точкой равновесия и на совершенно конкурентном рынке ресурсов (LA), выплачивает им более низкую заработную плату (w2 Код для цитирования: Скопировать
В рамках реализации «Государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года» и направления «Вовлечение молодежи в инновационную деятельность и научно-техническое творчество» коллективами преподавателей различных вузов России в 2009 году было предложено совместное проведение электронной научной конференции «Международный студенческий научный форум».
Рынок монопсонии
Монопсония (Monopsony) – это такая ситуация, когда на рынке существует лишь один покупатель и множество продавцов.
Если монополия – это некий феномен контроля рыночной цены фирмой-монополистом, когда действует лишь один продавец, то в случае монопсонии, власть над ценой принадлежит существующему в единственном числе покупателю.
Особые заслуги в исследовании данного рынка принадлежат английскому экономисту Д. Робинсон. Принято считать, что понятие «монопсония» введено в научный оборот именно Д. Робинсон, однако, в своей работе «Экономическая теория несовершенной конкуренции» она ссылается на Б.Л. Халварда, который подсказал ей данный термин.
График монопсонии
До того как проводить анализ установления цен в условиях монопсонии, необходимо сравнить рынки совершенной и несовершенной конкуренции «глазами потребителя». При совершенной конкуренции на рынке существуют множество продавцов и столько же покупателей. Как отдельно взятый продавец не в силах повлиять на цену в этих условиях, так и отдельно взятый покупатель не в состоянии изменить цену приобретаемого им товара.
Линия спроса на товары продавца при совершенной конкуренции является абсолютно эластичной. Таким же образом, линия предложения покупателя при совершенной конкуренции характеризуется абсолютной эластичностью. Другими словами, если покупатель предложит меньше денег за товар, чем установившаяся рыночная цена, то он ничего не купит. Предложив же больше денег, он приобретет столько товаров, сколько ему необходимо.
Нужно сравнить кривые спроса и предложения при совершенной конкуренции как со стороны покупателя, так и со стороны продавца.
На графике (рис. 1а) кривая спроса на товары производителя (продавца) имеет горизонтальный вид, а кривая предложения соответствует восходящей кривой предельных издержек MC.
Второй график – зеркальное отражение графика, изображенного на рисунке 1а. Это означает, что покупателей при совершенной конкуренции очень много, и каждый из них не в силах повлиять на кривую предложения S своими покупками, т.е. они также являются «ценополучателями». Поэтому горизонтальный вид кривой предложения на графике является признаком совершенной конкуренции среди покупателей.
Постоянство цены при совершенной конкуренции для потребителя означает, что он никаким образом не влияет на нее, а также соблюдаются все условия рыночного равновесия: P = AC = MC. Уплачиваемая покупателем цена P полностью совпадает с предельными издержками приобретения товара. О чем это говорит?
Предельные издержки приобретения – это дополнительные издержки потребителя при покупке им дополнительной единицы товара. Потребитель оплачивает покупаемый им товар по определенной цене. Цена – это его издержки как покупателя. В случае, когда цена постоянна при покупке каждой дополнительной единицы товара, предельные издержки приобретения этого товара также будут постоянными. Об этом и свидетельствует горизонтальная линия предложения.
Таким образом, если P = AC, то линия предложения S является и линией средних издержек (AC), а также совпадает с линией предельных издержек приобретения (MC) покупателя. При совершенной конкуренции, если смотреть стороны покупателя, линия предложения S является также линией предельных издержек приобретения товара MC и линией средних издержек AC.
Главным условием равновесия производителя является равенство MC = MR. Соответственно, того же поведения на рынке должен придерживаться и потребитель, т.е. провести сравнение своих предельных издержек и предельного дохода, если хочет достичь равновесия.
Таким образом, предельные издержки потребителя – это его дополнительные затраты на покупку дополнительной единицы товара. В случае, когда цена приобретаемой продукции постоянна, то она равна предельным издержкам потребителя. Но что представляет собой предельный доход MR потребителя? Если он покупает товар, то, как известно, руководствуется своей предельной полезностью MU. Прирост дохода для покупателя – это прирос полезности. Следовательно, кривая спроса D потребителя – кривая предельной полезности MU, или кривая предельного дохода MR.
При монопсонии на рынке существуют не множество, а один покупатель. Как же будет выглядеть кривая предложения в этих условиях?
Нужно отметить, что кривая предложения в этих условиях будет отражать не только предложение одной отдельно взятой фирмы, а всей отрасли в целом. Ведь перед монопсонистом развернут весь рынок, и за его желание приобрести товар будут конкурировать множество производителей определенной отрасли.
Если покупатель один, а продавцов много, то конкуренция вспыхнет именно между продавцами, и цена товара будет падать. Таким образом, монопсонист в силах диктовать свою цену на приобретаемый товар и устанавливать ее на более низком уровне, чем при совершенной конкуренции.
Примеры монопсонии
Известно, что монополист, контролируя цену товара, в состоянии установить ее на уровне, который будет превышать равновесный уровень цен при совершенной конкуренции, а объем производства установить ниже, чем при совершенной конкуренции. Какой же объем покупок у монопсониста? Выше или ниже уровня условий совершенной конкуренции? Ответ на данный вопрос неоднозначен. Все будет зависеть от условий предложения отрасли в целом и соответствующего уровня цены предложения. Но перед тем как рассмотреть условия предложения, нужно рассмотреть вопрос: зависит ли власть монопсониста от конкретного вида товара? Очевидно, да. Сопротивляться давлению монопсониста в состоянии производители не скоропортящейся продукции, ведь они могут какое-то время поискать другого покупателя и попридержать товар. Но что делать производителям скоропортящихся товаров (например, сельскохозяйственной продукции)? Вероятно, они находятся в большей зависимости от покупателя, диктующего свои условия. Естественно, это далеко не единственный пример. Например, такой продукт как алмазы – не скоропортящийся продукт. Однако, корпорация «De Beers», являющаяся монопсонистом при покупке алмазов у добывающих компаний, диктует свои условия на рынке. Нередко, условия монопсонии устанавливаются и на рынке труда.
Итак, покупатель-монопсонист, контролируя объем своих покупок, в состоянии воздействовать на рыночную цену приобретаемого товара. Т.е., он является «ценоискателем». С точки зрения монопсониста, рыночная цена предложения будет отражать существующую динамику средних издержек всей отрасли. Совокупное предложение отрасли характеризует кривая, которая отражает совокуность средних издержек разных фирм этой отрасли (рис. 2).
Кривая предложения для монопсониста – это кривая средних издержек отрасли (AC). Каждая точка, которая находится на кривой AC, соответствует определенному уровню цены предложения покупателя-монопсониста при покупке им какого-либо количества товара Q.
Как видно из графика (рис. 2), для монопсониста цена предложения может быть:
Таким образом, цена предложения на рынке, контролируемой монопсонистом, может быть как повышающаяся, так и понижающаяся. Следовательно, предельные издержки приобретения товара (MC) покупателя-монопсониста перестают быть постоянными (как и в условиях совершенной конкуренции); они могут быть повышающимися и понижающимися (т.к. MC отражает динамику кривой средних издержек AC).
Рассмотрим наиболее распространенную ситуацию, когда спроса D монопсониста пересекает отраслевую кривую предложения AC при повышающейся цене предложения (рис. 3).
Покупатель-монопсонист, при растущей цене предложения, столкнется также с увеличивающимися предельными издержками приобретения продукции; кривая MC будет выше восходящей ветви кривой предложения AC. На рис. 3 данные кривые трактуются таким образом:
Найдем точку равновесия монопсониста на пересечении кривых MC и MR.
Точка E – это место, где пересекаются кривые MC и D. На кривой AC находится точка E1, определяющая уровень цены приобретения покупателя-монопсониста P1. Она ниже цены P0, которая установилась бы в условиях совершенной конкуренции покупателей. На данном графике покупатель-монопсонист покупает товар в количестве Q1, что меньше количества Q0 при совершенной конкуренции. Таким образом, количество приобретаемого товара монопсонист определяет, проводя сравнение своих MC и MR и находя точку их пересечения.
Условия монопсонии
Анализ несовершенной конкуренции со стороны монопсониста приводит к тем же выводам относительно отклонения цен от состояния равновесия при совершенной конкуренции. Разница будет только в том, что монополист устанавливает цену выше уровня условий совершенной конкуренции, а монопсонист – ниже того уровня, который был бы при совершенной конкуренции.
Сравнение равновесия монополии и монопсонии
В условиях монополии кривая спроса разделяется на кривую D и кривую MR. В условиях монопсонии разделяется кривая предложения на кривую AC и кривую MC (предельные издержки приобретения).
В условиях монополии кривая предельного дохода – это MR. В условиях монопсонии кривая предельного дохода покупателя-монопсониста – это кривая D, или кривая предельной полезности MU.
В условиях монополии все возможные точки рыночной цены продажи товара лежат на кривой спроса D. В условиях монопсонии все точки рыночной цены покупки продукции лежат на кривой предложения AC.
При графическом анализе монополии вначале ищется точка пересечения кривых MC и MR, и только потом проводится вертикаль до кривой спроса D. Так определяется уровень продажной цены. При анализе монопсонии сперва ищется точка пересечения кривых MC и MR (D), и потом проводится вертикаль до кривой предложения покупателя-монопсониста AC. Так определяется уровень цены приобретения.
В условиях совершенной конкуренции со стороны продавца цена равновесия установилась бы на уровне пересечения кривой спроса D и кривой предложения MC. И она была бы ниже монопольной цены. В условиях совершенной конкуренции со стороны потребителя цена равновесия также установилась бы на пересечении кривой спроса и кривой предложения для покупателя AC. И она была бы выше цены монопсонии.
Монопсония
один | немного | |
продавцы | монополия | олигополия |
покупатели | монопсония | олигопсония |
СОДЕРЖАНИЕ
История [ править ]
Теория монопсонии была разработана экономистом Джоан Робинсон в ее книге «Экономика несовершенной конкуренции» (1933). [1] Экономисты используют термин «монопсоническая власть» так же, как «монопольная власть», как сокращенное обозначение сценария, в котором есть одна доминирующая сила в покупательских отношениях, так что власть может устанавливать цены для максимизации прибыль не подлежит конкурентным ограничениям. Власть монопсонии существует, когда один покупатель сталкивается с небольшой конкуренцией со стороны других покупателей за эту рабочую силу или товар, поэтому они могут устанавливать заработную плату или цены на рабочую силу или товары, которые они покупают, на более низком уровне, чем это было бы в случае конкурентного рынка. В экономической литературе термин «монопсония» преимущественно используется в отношении рынков труда, [2] однако может применяться к любой отрасли, товарам или услугам, в которых покупатель имеет рыночную власть над всеми продавцами.
Этимология [ править ]
Статическая монопсония на рынке труда [ править ]
Последствия для благосостояния [ править ]
Более низкая занятость и заработная плата, вызванные властью монопсонии, имеют два различных эффекта на экономическое благосостояние вовлеченных людей. Во-первых, он перераспределяет благосостояние от работников к их работодателям. [2] Во-вторых, это снижает совокупное (или социальное) благосостояние обеих групп вместе взятых, поскольку чистая прибыль работодателя меньше, чем убытки, причиненные работникам.
Минимальная заработная плата [ править ]
Обязательная минимальная заработная плата может быть введена либо непосредственно законом, либо посредством законов о коллективных переговорах, требующих членства в профсоюзе. Хотя общепризнано, что минимальные цены на заработную плату сокращают занятость [8], в экономической литературе еще предстоит сформировать консенсус относительно последствий при наличии власти монопсонии. [5] Некоторые исследования показали, что если на рынке труда присутствует монопсоническая власть, эффект обратный, и минимальная заработная плата может увеличить занятость. [9]
Этот эффект показан на диаграмме справа.
Это условие все еще неэффективно по сравнению с конкурентным рынком. Линейный сегмент, представленный AB, показывает, что все еще есть работники, которые хотели бы найти работу, но не могут из-за монопсонистической природы этой отрасли. Это будет представлять уровень безработицы в этой отрасли. Это показывает, что в монопсонической трудовой среде будут безвозвратные потери, независимо от уровня минимальной заработной платы, однако закон о минимальной заработной плате может увеличить общую занятость в отрасли.
В более общем плане обязательная минимальная заработная плата изменяет форму кривой предложения, с которой сталкивается фирма, которая принимает следующий вид:
как показано на диаграмме изогнутой черной кривой MC ‘S (черная кривая справа от точки B). Получающееся в результате равновесие (выбор для максимизации прибыли, который сделают рациональные компании) может затем попасть в один из трех классов в зависимости от значения минимальной заработной платы, как показано в следующей таблице:
Минимальная заработная плата | Результирующее равновесие | |
---|---|---|
Первый случай | монопсоническая заработная плата, но ≤ конкурентоспособная заработная плата (пересечение S и MRP) | на пересечении минимальной заработной платы и кривой предложения (S) |
Третий случай | > конкурентоспособная заработная плата | на перекрестке, где минимальная заработная плата равна MRP |
Тем не менее, даже если она неоптимальна, минимальная заработная плата, превышающая монопсонистическую ставку, в любом случае может повысить уровень занятости. Это очень замечательный результат, потому что он следует только в условиях монопсонии. Действительно, в условиях конкуренции любая минимальная заработная плата, превышающая рыночную ставку, фактически приведет к сокращению занятости в соответствии с классическими экономическими моделями и консенсусом рецензируемой работы. [8] Таким образом, выявление влияния на занятость недавно введенных правил минимальной заработной платы является одним из косвенных способов, используемых экономистами для ограничения монопсонической власти на отдельных рынках труда. Этот метод использовался, например, в серии исследований американского рынка труда, которые показали, что монопсония существует только в нескольких специализированных областях, таких как профессиональный спорт и профессора колледжей. [12] [13]
Дискриминация в оплате труда [ править ]
Некоторые авторы неофициально утверждали, что, хотя это верно в отношении рыночного предложения, обратное может каким-то образом быть верным в отношении предложения отдельных фирм. В частности, Мэннинг и другие показали, что в случае Закона Великобритании о равной оплате труда его реализация привела к увеличению занятости женщин. Поскольку закон фактически является законодательством о минимальной заработной плате для женщин, это, возможно, можно интерпретировать как симптом монопсонистической дискриминации.
Динамические модели монопсонии [ править ]
Более поздние модели монопсонии на рынке труда [5] [2] показали, что некоторая монопсоническая власть, вероятно, присутствует на конкурентных рынках. Его причина может быть связана с неполной информацией в результате затруднений при поиске. [2] Это может указывать на то, что компании, работающие в условиях конкурентного рынка, имеют некоторую ограниченную свободу действий по манипулированию ставками заработной платы, не теряя сотрудников в пользу конкурентов, что связано с трудностями поиска на этом рынке (т.е. насколько сложно найти и обеспечить другую работу). Эта современная перспектива динамической монопсонии [5] впервые была предложена Алланом Мэннингом.(2003), также приводит к восходящей кривой предложения рабочей силы и является более практичным, поскольку объединяет нескольких работодателей на конкурентном рынке, а также допускает затруднения при поиске и дорогостоящий поиск. [14]
Эмпирические проблемы [ править ]
Однако власть монопсонии также может быть обусловлена обстоятельствами, влияющими на выход работников на рынок предложения (как в упомянутом выше случае), что напрямую снижает эластичность предложения рабочей силы для фирм. Важнейшими среди них являются сборы за аккредитацию или лицензирование в отрасли, нормативные ограничения, требования к обучению или образованию, а также институциональные факторы, ограничивающие мобильность рабочей силы между фирмами, включая законодательство о защите рабочих мест.
Эмпирических свидетельств монопсонической власти относительно мало. В соответствии с рассмотренными выше соображениями, но, возможно, вопреки общей интуиции, в США нет наблюдаемой монопсонической власти на рынках низкоквалифицированной рабочей силы. [12] Хотя было проведено по крайней мере одно исследование, показывающее, что власть монопсонии в Индонезии объясняется барьерами для входа в развивающиеся страны. [20] Несколько исследований, расширяющих их взгляд на власть монопсонии, показали, что экономическая мобильность и мобильность рабочей силы в США исключают любые заметные эффекты монопсонии [21], за заметными исключениями в отношении профессионального спорта [12] и (с некоторыми несогласиями [22] ) медсестер. [23] [24] Обе эти отрасли имеют узкоспециализированные условия труда и, как правило, не подлежат замене. Согласно обзору существующей литературы по монопсонии на рынках труда за 2020 год, есть некоторые свидетельства монопсонической власти в отраслях с более высокими доходами из-за договорных ограничений (например, неконкурентоспособность), хотя автор отмечает, что подавляющее большинство экономистов не приписывают заметный эффект монопсонии на рынке труда. [25]
МОНОПСОНИЯ
Смотреть больше слов в « Экономике и праве »
Смотреть что такое МОНОПСОНИЯ в других словарях:
МОНОПСОНИЯ
МОНОПСОНИЯ (monopsony) Рыночная структура, когда имеется лишь один покупатель. До тех пор пока предложение является совершенно эластичным, монопсони. смотреть
МОНОПСОНИЯ
МОНОПСОНИЯ
положение на рынке, когда многочисленным продавцам противостоит одна компания-покупатель. Такое положение может сложиться в отдельных странах или регионах, недостаточно связанных с центрами торговли, когда свою продукцию производители могут продавать только одной компании, позволяющей ей занижать цены еще в большей степени, чем это возможно при олигопсонии. Часто в бывших колониях крестьяне могли сбывать свою продукцию (кофе, какао, рис, хлопок и др.) только одной крупной иностранной компании-покупателю, что вело к неэквивалентному обмену. Английский экономист Дж. Робинсон, которая ввела термин *М.* в экономическую литературу, относила его и к рынку труда. Часто в отдельных районах рабочим как продавцам своей рабочей силы противостоит одна компания, которая их принимает на работу. В этом случае она может занижать заработную плату и ухудшать другие условия найма. Во многих регионах развивающихся стран в условиях массовой скрытой безработицы появление промышленных предприятий, в том числе принадлежащих иностранному капиталу, позволяет нанимать рабочих, выплачивая им мизерную заработную плату. По мнению западных ученых, М. на рынке труда устраняется вследствие объединения рабочих в мощные профсоюзы, а также государственным регулированием заработной платы. смотреть
МОНОПСОНИЯ
(от греческого: один покупаю). Ситуация, рассматриваемая в теории несовершенной конкуренции, при которой единичному покупателю противостоит множество п. смотреть
МОНОПСОНИЯ
МОНОПСОНИЯ
МОНОПСОНИЯ
1) Орфографическая запись слова: монопсония2) Ударение в слове: монопс`ония3) Деление слова на слоги (перенос слова): монопсония4) Фонетическая транскр. смотреть
Монопсония
Монопсония (Monopsony) — это такая ситуация, когда на рынке существует лишь один покупатель и множество продавцов.
Если монополия — это некий феномен контроля рыночной цены фирмой-монополистом, когда действует лишь один продавец, то в случае монопсонии, власть над ценой принадлежит существующему в единственном числе покупателю.
Особые заслуги в исследовании данного рынка принадлежат английскому экономисту Д. Робинсон. Принято считать, что понятие «монопсония» введено в научный оборот именно Д. Робинсон, однако, в своей работе «Экономическая теория несовершенной конкуренции» она ссылается на Б.Л. Халварда, который подсказал ей данный термин.
До того как проводить анализ установления цен в условиях монопсонии, необходимо сравнить рынки совершенной и несовершенной конкуренции «глазами потребителя». При совершенной конкуренции на рынке существуют множество продавцов и столько же покупателей. Как отдельно взятый продавец не в силах повлиять на цену в этих условиях, так и отдельно взятый покупатель не в состоянии изменить цену приобретаемого им товара. Линия спроса на товары продавца при совершенной конкуренции является абсолютно эластичной. Таким же образом, линия предложения покупателя при совершенной конкуренции характеризуется абсолютной эластичностью. Другими словами, если покупатель предложит меньше денег за товар, чем установившаяся рыночная цена, то он ничего не купит. Предложив же больше денег, он приобретет столько товаров, сколько ему необходимо.
Нужно сравнить кривые спроса и предложения при совершенной конкуренции как со стороны покупателя, так и со стороны продавца.
Рис. 1. Спрос и предложение на конкурентном рынке
На графике (рис. 1а) кривая спроса на товары производителя (продавца) имеет горизонтальный вид, а кривая предложения соответствует восходящей кривой предельных издержек \mathrm
Второй график (рис. 1б) — зеркальное отражение графика, изображенного на рисунке 1а. Это означает, что покупателей при совершенной конкуренции очень много, и каждый из них не в силах повлиять на кривую предложения \mathrm S своими покупками, т.е. они также являются «ценополучателями». Поэтому горизонтальный вид кривой предложения на графике является признаком совершенной конкуренции среди покупателей.
Постоянство цены при совершенной конкуренции для потребителя означает, что он никаким образом не влияет на нее, а также соблюдаются все условия рыночного равновесия: \mathrm P\;=\;\mathrm
Предельные издержки приобретения — это дополнительные издержки потребителя при покупке им дополнительной единицы товара. Потребитель оплачивает покупаемый им товар по определенной цене. Цена — это его издержки как покупателя. В случае, когда цена постоянна при покупке каждой дополнительной единицы товара, предельные издержки приобретения этого товара также будут постоянными. Об этом и свидетельствует горизонтальная линия предложения.
Таким образом, если \mathrm P\;=\;\mathrm
Главным условием равновесия производителя является равенство \mathrm
Таким образом, предельные издержки потребителя — это его дополнительные затраты на покупку дополнительной единицы товара. В случае, когда цена приобретаемой продукции постоянна, то она равна предельным издержкам потребителя. Но что представляет собой предельный доход \mathrm
При монопсонии на рынке существуют не множество, а один покупатель. Как же будет выглядеть кривая предложения в этих условиях?
Нужно отметить, что кривая предложения в этих условиях будет отражать не только предложение одной отдельно взятой фирмы, а всей отрасли в целом. Ведь перед монопсонистом развернут весь рынок, и за его желание приобрести товар будут конкурировать множество производителей определенной отрасли.
Если покупатель один, а продавцов много, то конкуренция вспыхнет именно между продавцами, и цена товара будет падать. Таким образом, монопсонист в силах диктовать свою цену на приобретаемый товар и устанавливать ее на более низком уровне, чем при совершенной конкуренции.
Известно, что монополист, контролируя цену товара, в состоянии установить ее на уровне, который будет превышать равновесный уровень цен при совершенной конкуренции, а объем производства установить ниже, чем при совершенной конкуренции. Какой же объем покупок у монопсониста? Выше или ниже уровня условий совершенной конкуренции? Ответ на данный вопрос неоднозначен. Все будет зависеть от условий предложения отрасли в целом и соответствующего уровня цены предложения. Но перед тем как рассмотреть условия предложения, нужно рассмотреть вопрос: зависит ли власть монопсониста от конкретного вида товара? Очевидно, да. Сопротивляться давлению монопсониста в состоянии производители не скоропортящейся продукции, ведь они могут какое-то время поискать другого покупателя и попридержать товар. Но что делать производителям скоропортящихся товаров (например, сельскохозяйственной продукции)? Вероятно, они находятся в большей зависимости от покупателя, диктующего свои условия. Естественно, это далеко не единственный пример. Например, такой продукт как алмазы — не скоропортящийся продукт. Однако, корпорация «De Beers», являющаяся монопсонистом при покупке алмазов у добывающих компаний, диктует свои условия на рынке. Нередко, условия монопсонии устанавливаются и на рынке труда.
Итак, покупатель-монопсонист, контролируя объем своих покупок, в состоянии воздействовать на рыночную цену приобретаемого товара. Т.е., он является «ценоискателем». С точки зрения монопсониста, рыночная цена предложения будет отражать существующую динамику средних издержек всей отрасли. Совокупное предложение отрасли характеризует кривая, которая отражает совокуность средних издержек разных фирм этой отрасли (рис. 2).
Рис. 2. Кривая предложения для монопсониста
Как видно из графика (рис. 2), для монопсониста цена предложения может быть:
Таким образом, цена предложения на рынке, контролируемой монопсонистом, может быть как повышающаяся, так и понижающаяся. Следовательно, предельные издержки приобретения товара \mathrm
Рассмотрим наиболее распространенную ситуацию, когда спроса \mathrm D монопсониста пересекает отраслевую кривую предложения \mathrm
Рис. 3. Равновесие монопсонии
Покупатель-монопсонист, при растущей цене предложения, столкнется также с увеличивающимися предельными издержками приобретения продукции; кривая \mathrm
Найдем точку равновесия монопсониста на пересечении кривых \mathrm
Анализ несовершенной конкуренции со стороны монопсониста приводит к тем же выводам относительно отклонения цен от состояния равновесия при совершенной конкуренции. Разница будет только в том, что монополист устанавливает цену выше уровня условий совершенной конкуренции, а монопсонист — ниже того уровня, который был бы при совершенной конкуренции.