Что такое мониторинг качества продукции
Методы мониторинга и контроля качества продукции
Из этой статьи вы узнаете:
Чтобы продукция обладала такими свойствами, производство нуждается в системе мониторинга качества, постоянном её проведении и совершенствовании. Это своеобразный вклад в развитие компании, поддержание постоянного клиентского спроса и в некоторых случаях – даже снижения затрат.
Зачем предприятию нужен мониторинг качества продукции?
Можно выделить 3 наиболее значимые причины, по которым внедрение системы контроля выгодно для производителей товаров:
Методы мониторинга качества продукции
Классификация по количеству товара:
Каждая из этих форм имеет плюсы и минусы. Тотальный контроль показывает наилучшие результаты, но это довольно затратная процедура – для полной проверки нужно затратить определенные ресурсы. Выборочная проверка требует не столько усилий, но и результат ее не так точен.
Также различают несколько форм контроля на производстве:
Контроль помогает оценить эффективность работы производственной линии, и в случае обнаружения недостатков внести в неё корректировки.
Этапы контроля качества продукции
Можно обобщить план проверки качества:
Инструменты контроля качества продукции
После проверки качества продукции необходимо обобщить полученные данные и понять, какие из проблем нужно решить сначала. То есть нужно не только эффективно применять методы контроля качества, но и грамотно использовать инструменты, которые помогают анализировать полученную информацию и искать пути решения.
Из множества статистических методов по обработке данных, обычно используют семь, которые в 95% случаев помогают устранить проблемы с качеством на производстве.
Контрольный лист
Это бланк, куда записывают данные проверки. Он не имеет стандартной формы – она может отличаться в зависимости от целей исследования. Записи в листке помогают обобщить информацию, и уже на этом этапе можно сделать некоторые выводы относительно качества продукции на производстве. К тому же, собранные таким образом данные, легче обрабатывать в дальнейшем – строить диаграммы или графики.
Гистограмма
Это столбцовая диаграмма, которую можно построить по данным контрольного листка. Она показывает, как часто какой-либо параметр попадает в нужный диапазон или выходит за его рамки.
При сборе табличных данных не всегда видны закономерности. Если их выразить через гистограмму, они получают наглядное отображение.
Диаграмма Парето
Названа в честь итальянского экономиста В. Парето. Он выявил интересную закономерность – около 80% материальных благ сосредоточено у достаточно малой части населения, а именно – у 20% человек.
Принцип Парето подходит для описания не только многих технологических процессов, но даже и жизненных ситуаций. Его можно сформулировать так – большую часть последствий вызывает меньшая часть причин.
Диаграмма, построенная по этому принципу, помогает определить наиболее существенные причины, которые влияют на ухудшение качества продукции. Представляют её в виде графика:
Такой график дает наглядное представление о том, какие проблемы следует решать в первую очередь.
Стратификация
Стратификация – это метод сортировки данных по каким-либо критериям. Полученный результат также можно легко отобразить в виде столбчатой диаграммы. К примеру, если все дефекты принять за 100%, их можно разделить по нескольким признакам:
Если цех работает в две смены и на первую приходится 10% брака, а на вторую 90%, то причину потери качества следует искать именно в работе второй смены.
График разброса
Диаграмма Исикавы или причинно-следственная диаграмма
На эти основные факторы в свою очередь могут влиять еще некоторые причины, которые тоже отображаются наклонными чертами – и так вплоть до третьего и четвертого порядка.
Схема Исикавы – мощный инструмент, который отображает влияние всех факторов на качество в совокупности. Такой метод позволяет выделить те факторы, на которые повлиять невозможно, несущественные и решающие причины, которые влекут за собой ухудшение качества.
Контрольная карта Шухарта
Это график, на котором видно изменение какого-либо показателя качества во времени. Причем на графике отмечен так называемый коридор допустимых значений – верхняя и нижняя границы.
Читайте также:
Методы контроля качества пищевой продукции
От качества продукции в этой отрасли напрямую зависит безопасность людей. К тому же, мониторинг имеет еще и экономическую составляющую – пользоваться спросом у потребителей будет та еда, которая лучше выглядит на прилавке и полностью отвечает предпочтениям покупателей – попросту говоря, вкусная.
Поэтому мониторинг качества продукции имеет свои, специфические методы:
Первый самый простой. Качество образцов определяется с помощью органов чувств – зрения, осязания, вкуса и даже слуха. К примеру, чипсы или гренки оценивают, в том числе, и по характерному хрусту. Органолептическая проверка дает быстрые и точные результаты – не имеет смысла везти в лабораторию явно протухшее мясо, чтобы доказать непригодность продукта.
С помощью органов чувств продукцию контролируют специальные сотрудники, и даже отделы. Эти люди проходят обучение и от природы обычно имеют обостренные чувства – яркий пример этому сомелье, дегустирующие вина. После проверки специалист выставляет готовой продукции оценку. Причем проверку обычно проводят комплексно, учитывая и внешний вид, и вкус, и цвет и т. д.
С помощью инструментального контроля определяют и измеряют физические и химические параметры продукции. Для этого метода характерно использование широкого набора инструментов и технических систем – отсюда он и получил свое название. Оценивать могут по единичным признакам – консистенции, плотности, цвету или по групповым – энергетической, пищевой ценности.
С помощью микробиологического метода устанавливается пригодность продукта для употребления в пищу – не превышает ли количество микроорганизмов в образцах допустимые пределы, содержатся ли в продукте потагенные бактерии и т. д. Проводить такие исследования могут только лаборатории, которые имеют соответствующие разрешения. Причем проверка может проводиться не только при производственных процессах, но и после транспортировки продукта – если условия хранения не соблюдались, то возможно размножение микроорганизмов и порча товара. Особому контролю подвергается продукция иностранного производства.
Контроль качества непродовольственных товаров
Группа непродовольственных товаров очень обширна – начиная от обуви и одежды, заканчивая строительными материалами и автомобилями. Стандарты качества установлены на законодательном уровне и могут проверяться на соответствие не только государством, но и общественными организациями или независимыми экспертными лабораториями.
Определить качество непродовольственных товаров также можно лабораторным и органолептическим методом. Причем оценка со стороны органов чувств не лишена субъективности. Поэтому в случае необходимости проверки чаще прибегают к лабораторному анализу – устанавливают физико-химические характеристики, и если они не противоречат отраслевым требованиям, изделие считается качественным.
Оценка по таким критериям как красота, удобство, эргономичность еще более субъективна, нежели мониторинг качества продукции с помощью органов чувств.
Здесь на помощь приходит два метода:
Собственный отдел контроля качества или аутсорсинг?
Это специальное подразделение организации, которое контролирует качество выпускаемой продукции, разрабатывает программы испытаний товаров и т. д. Структура такого отдела разрабатывается и зависит от масштабов и вида деятельности компании.
Чтобы иметь эффективные инструменты контроля, на производстве создаются собственные лаборатории. Их цель – проведение микробиологического и инструментального анализа своими силами. Но ключевая роль в работе принадлежит специалистам по контролю – именно от их профессионализма и добросовестного выполнения обязанностей зависит качество продукции.
Формирование отдела контроля качества сопряжено с некоторыми трудностями:
Поэтому перед формированием такого подразделения в организации нужно определить, будет ли оно финансово выгодно. Решающим фактором будет масштаб предприятия. Если для больших корпораций и холдингов такой подход будет рациональным, то для небольшой фирмы финансовые нагрузки по содержанию еще одного отдела могут стать непосильными. В этом случае выгоднее воспользоваться услугами сторонних специалистов – они помогут поддерживать качество на должном уровне и сэкономят бюджет.
Отдел контроля качества на аутсорсинге – это независимые эксперты, способные дать объективную оценку продукции. Штат наемных сотрудников требует повышенного внимания со стороны отдела кадров, а помимо этого – затрат на налоговые выплаты, на отпуска и больничные. К тому же когда необходимость в отделе мониторинга качества продукции отпадает, его нельзя расформировать на какое-то время.
Аутсорсинг полностью решает эти проблемы. Он позволяет гибко настраивать работу отдела, регулируя его численность, в зависимости от нагрузки. И к тому же избавляет работодателя от траты времени и денег на решение различных трудовых вопросов.
Мониторинг качества LeaderTeam
Создание и организация работы отдела контроля качества – сложная задача, которая требует времени и ресурсов. Поэтому многие предприятия передают мониторинг на аутсорсинг компании, которая профессионально занимается этой деятельность. Но чтобы сэкономить бюджет и не потерять в качестве продукции нужно нанять действительно профессиональную команду.
LeaderTeam уже 15 лет на рынке аутсорсинговых услуг. Мы не только знаем, как выстроить систему мониторинга качества продукции, но и знаем, как это сделать эффективно, чтобы экономить ваши средства и оптимизировать процессы производства.
Мониторинг и измерение продукции
«Организация должна осуществлять мониторинг и измерять характеристики продукции с целью верификации соблюдения требований к продукции. Это должно осуществляться на соответствующих стадиях процесса жизненного цикла продукции согласно запланированным мероприятиям (7.1).
Свидетельства соответствия критериям приемки должны поддерживаться в рабочем состоянии. Записи должны указывать лицо(а), санкционировавшее(ие) выпуск продукции (4.2.4).
Выпуск продукции и предоставление услуги не должны осуществляться до тех пор, по все запланированные действия (7.1), не будут удовлетворительно завершены, если не утверждено иное соответствующим уполномоченным органом и, где это применимо, потребителем» (ГОСТ Р ИСО 9001-2008).
Эти два пункта стандарта требуют определить, как организация намерена проверять свои процессы и продукцию или услуги. Зачастую эти две задач в значительной степени пересекаются, и во многих случаях одни и те же методики мониторинга и измерений подходят как для процессов, так и для продукции.
В редакции 1994 года для обозначения любых действий по проверке соответствия чего-либо установленным требованиям применялись термины «проверки» и «испытания». Используемые в редакциях 2000 и 2008 гг. термины «мониторинг» и «измерение» обозначают более широкие понятия, включающие в себя проверки и испытания. К числу операций по мониторингу и измерениям можно отнести, например:
— снятие проб с блюд;
— выполнение химического анализа;
— осмотр изделий и принятие решения, соответствуют ли они тому,
что было заказано.
Необходимо определить свои требования к мониторингу и измерениям и правила их выполнения. Люди, занимающиеся этой работой, должны быть компетентными, то есть подготовленными к тому, что им предстоит делать и иметь необходимый опыт.
Нужно решить и записать в отчете, кто в организации уполномочен заявить о завершении работ и готовности поставить продукцию потребителям.
Компетентные работники должны быть способны сами проверять качество своей работы без повторной проверки другими лицами. Подобная гибкость важна для малых предприятий, где излишнее дублирование функций следует исключить.
Верификация, то есть проверка соответствия чего-либо установленным требованиям, также является одной из операций мониторинга и измерений. В некоторых отраслях, таких, например, как издание книг, визуальная проверка может быть основной формой мониторинга и измерений.
Мониторинг и измерения покупных изделий и услуг рассмотрен в п. 7.4.3. Репутация ресторана зависит от качества подаваемых блюд и качества предоставляемого сервиса. Проверка и мониторинг закупаемых рестораном продуктов имеет жизненно важное значение для постоянного успеха
ФОРМА ПЛАНА ВНУТРЕННЕГО АУДИТА
СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА
Ответственный за СМК _____________
ПЛАН
аудита системы менеджмента качества_____________________
1. Подразделение ______________________________________________________________
2. Основание __________________________________________________________________
3. Дата (сроки) проведения аудита ________________________________________________
4.1 Соответствие требованиям ГОСТ Р ИСО 9001-2008 (пп._________________________
4.2 Соответствие требованиям Руководства по качеству (пп._________________________),
документированных процедур (_________________________________________________),
5. Объекты, подлежащие проверке _______________________________________________
6. Группа по аудиту:
Фамилия, имя, отчество | Должность | Примечание |
Руководитель группы: | ||
Члены группы: |
7. План аудита передается:
1 экз. – руководителю проверяемого подразделения ________________________________
2 экз. – ответственному за СМК___________________________
Рисунок 14.2 – План внутреннего аудита системы менеджмента качества
этого бизнеса. Ресторан служит типичным примером предприятия, в котором необходимы не только мониторинг и измерения качества покупаемых продуктов, но и непрерывный мониторинг процесса приготовления блюд и наблюдение за финальной стадией реализации продукции и услуг.
Мониторинг в процессе обработки продуктов и приготовления пищи должен охватывать не только качество блюд, но и соблюдение требований чистоты и гигиены на рабочих местах. Существуют различные нормы и правила, регламентирующие деятельность ресторанов, и процессы мониторинга и измерений должны распространяться на их выполнение.
Перед тем как сервировать блюдо для подачи клиенту, оно должно быть проверено на соответствие заказу и фирменным стандартам приготовления и сервировки. Такая проверка должна быть проведена шеф-поваром или официантом.
В организации должен быть ответственный за реальное проведение мониторинга и измерений. Этот человек необязательно должен располагать штатом сотрудников или иметь статус менеджера. Например, в небольших механических мастерских, где работают всего несколько рабочих, общепринятой практикой является та, при которой каждый станочник сам контролирует выполненную им работу перед тем, как передать ее на следующую операцию. Каждое изделие сопровождает операционная карта, в которой каждый оператор делает отметку о выполненной работе. Такой подход себя оправдывает, поскольку работа оператора на технологической линии зависит от правильности выполнения предыдущих операций. Стадия приемки готовой продукции включает в себя не только проверку изготовленной продукции или услуги, но и проверку того, действительно ли выполнены все надлежащие проверки и испытания, а все сопроводительные документы подготовлены и правильно оформлены. Иными
словами, с точки зрения потребителя, должно быть выполнено все, что полагается, и до того, как он принял продукцию или услуги. |
Перечень мероприятий, подлежащих выполнению в рамках мониторинга и измерений, может быть оформлен разными способами, включая:
— план обеспечения качества;
— план выборочного контроля;
— план проверок и испытаний;
В организации должна существовать методология ведения постоянной отчетности о проведении мониторинга и измерений. Например, в гостиницах персонал, обслуживающий номера, должен отмечать, что уборка номера проведена, и скреплять пометку своею подписью. В рассмотренном выше примере механической мастерской старший мастер должен ставить свою подпись на операционных картах, подтверждая выполнение всех требуемых проверок.
Более формализованный подход к отчетности может предусматривать наличие заранее подготовленных формуляров контрольных листов, в которые заносят результаты всех проверок и измерений, например, размеры деталей, температуру, физические свойства, результаты химических анализов.
Порой бывает сложно определить, в какой точке технологического процесса производится окончательная приемка продукции. Например, в ресторане менеджер может получить информацию от клиента о качестве блюд и обслуживания, когда тот покидает ресторан. Такой контроль можно считать (по отношению к блюдам) запаздывающим, но ею можно рассматривать как мониторинг деятельности ресторана, проводимый менеджером, с точки зрения проверки общей эффективности сервиса.
Бывают случаи, когда продукцию отправляют потребителю до того, как завершена её приемка или получены результаты всех испытаний. Например, продукты питания могут быть поставлены в холодильник потребителя, чтобы предотвратить их порчу, до того, как станут известны результаты их проверки. В таких случаях система менеджмента качества должна обладать возможностями идентификации выполненных работ и содержать процедуру отзыва изделий, признанных дефектными после их отгрузки.
Необходимо располагать системой сохранения отчетов о проверке и испытании или использовать другие средства, доказывающие, что требуемые проверки имели место. Более подробно вопросы отчетности рассмотрены в п. 4.2.4 стандарта. Отчеты должны содержать сведения, обо всех выявленных отказах и предпринятых в связи с ними действиях. Действия, связанные с отказами, выявленными при проверках и испытаниях, описаны в п. 8.3, который посвящен обращению с дефектной продукцией.
Поиск неисправностей путем проверок и испытаний не следует смешивать с нормальной производственной деятельностью, направленной на приведение значений параметров готовой продукции в соответствие с заданными. В качестве типичного примера можно привести работу инженера, занимающегося кондиционированием воздуха, который регулирует скорость вентиляторов и воздушные потоки до тех пор, пока не добьется требуемых параметров работы системы. Такой итеративный подход не заменяет собой поиск неисправностей. Однако, если инженер подписал заключение о соответствии системы установленным требованиям и о сдаче ее в работу, а затем будет установлено ее несоответствие техническим условиям, такая система признается.
Что такое мониторинг качества продукции
Система менеджмента качества
МОНИТОРИНГ И ИЗМЕРЕНИЕ ПРОДУКЦИИ
Дата введения 2009-01-01
Утвержден и введен в действие Приказом директора ЗАО «ЦНИИПСК им. Мельникова» от 05 декабря 2008 г. N 398
1 РАЗРАБОТАН ЗАО «Центральный ордена Трудового Красного Знамени научно-исследовательский и проектный институт строительных металлоконструкций им. Н.П.Мельникова» (ЗАО «ЦНИИПСК им. Мельникова»)
2 ВНЕСЕН отделом стандартизации (ОС)
3 УТВЕРЖДЕН и ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом директора ЗАО «ЦНИИПСК им. Мельникова от 05 декабря 2008 г. N 398
4 ВЗАМЕН СТО СМК 04-2004
5 Разработка, согласование, утверждение, обновление (изменение или пересмотр) и отмена настоящего стандарта производится ЗАО «ЦНИИПСК им. Мельникова»
Настоящий стандарт является одним из документов системы менеджмента качества, действующей в ЗАО «ЦНИИПСК им. Мельникова», разработанной на основе международных стандартов ИСО серии 9000.
Мониторинг и измерение продукции проводятся при выполнении всех видов работ. Систематический контроль качества обеспечивает своевременное устранение причин выпуска некачественной продукции на основании разработанных корректирующих и предупреждающих действий.
1 Область применения
Настоящий стандарт устанавливает критерии и номенклатуру показателей технического уровня металлических конструкций, а также последовательность проведения контрольных процедур на всех стадиях выполнения работ.
Стандарт распространяется на все виды производственной деятельности института и обязателен для всех подразделений института.
2 Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие документы:
ГОСТ Р ИСО 9000-2008 Система менеджмента качества. Основные положения и словарь
ГОСТ 7.32-2008* Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Отчет о научно-исследовательской работе. Структура и правила оформления
ГОСТ РВ 2.902-2005 Единая система конструкторской документации. Порядок проверки, согласования и утверждения конструкторской документации
ГОСТ РВ 15.002-2003 Система разработки и постановки продукции на производство. Военная техника. Системы менеджмента качества. Общие требования
ГОСТ 15.101-98 Система разработки и постановки продукции на производство. Порядок выполнения научно-исследовательских работ
ГОСТ РВ 15.201-2003 Система разработки и постановки продукции на производство. Военная техника. Тактико-техническое (техническое) задание на выполнение опытно-конструкторской работы
ГОСТ 16504-81 Испытания и контроль качества продукции. Основные термины и определения
СНиП II-23-81 Нормы проектирования. Стальные конструкции
СНиП 3.03.01-87 Несущие и ограждающие конструкции
СП 11-110-99 Авторский надзор за строительством зданий и сооружений
СН 460-74 Раздел 5 Конструкции металлические. Чертежи КМ
РД 22-01-97 Требования к проведению оценки безопасности эксплуатации производственных зданий и сооружений поднадзорных промышленных производств и объектов
Стандарты организации института согласно Перечню действующих стандартов по состоянию на данный период времени.
3 Термины и определения, сокращения
3.1 качество: Степень соответствия присущих характеристик требованиям
3.2 операционный контроль: Контроль продукции или процесса во время выполнения или после завершения технологической операции
3.3 приемочный контроль: Контроль продукции, по результатам которого принимается решение о ее пригодности к использованию
3.4 мониторинг: Контрольные процедуры, выполняемые при создании продукции на различных стадиях
4 Общие положения
4.1 Политика института в области качества направлена на обеспечение выпуска качественной и конкурентоспособной продукции для удовлетворения запросов потребителей.
Гарантией качества продукции является достаточная компетентность исполнителей работ на основе соответствующего образования, опыта и подготовки и систематический контроль качества на всех стадиях создания продукции в соответствии с действующей системой менеджмента качества.
4.2 Мониторинг и измерение продукции осуществляется с целью оценки соответствия продукции института требованиям потребителей и действующих нормативных документов.
Процедуры мониторинга выполняются при осуществлении следующих видов работ: