Что такое мониторинг качества образования
Мониторинг качества образования
ШКОЛЬНЫЙ МОНИТОРИНГ
Понятие “мониторинг” пришло в педагогику из социологии. Образовательный мониторинг – это система организации, сбора, хранения, обработки и распространения информации.
Система мониторинга, сложившаяся в нашей школе, дает информацию не только об эффективности образовательного процесса, но и о творческом потенциале личности. Система отслеживания личностного развития ограничена отдельными параметрами и соблюдает определенные правила и условия работы школы.
В основу определения уровня личностного развития положены следующие критерии: способность ученика к самовыражению через понимание собственной индивидуальности и уникальности; степень ответственности за самого себя, свои поступки, адекватное реагирование на окружающий мир, самостоятельность в принятии решений, умение объяснять и доказывать свой выбор, умение прогнозировать возможные варианты развития поступков, степень зависимости в принятии решений и поступков от взрослых. Ребенок прослеживается в сравнении с самим собой.
В течение учебного года создается определенная база данных. Данные сообщаются по блокам и классифицируются в определенной системе. Создание такой базы является необходимым условием для анализа учебного года. Такой анализ служит нам основанием для прогнозирования дальнейшего развития школы, для постановки новых ближних и дальних целей.
За основу мы взяли направления, описанные Ю.А. Конаржевским: эффективность и действенность внутри школьную управления; состояние, эффективность и действенность инновационной работы в школе; состояние и результативность методической работы; уровень развития учащихся и состояние успеваемости, качество знаний, умений и навыков, анализ конечных результатов функционирования школы.
При формировании мониторинга школьного образования учитываются не только конечные результаты деятельности учебного заведения, но и факторы, влияющие на качество конечных результатов.
Остановлюсь подробнее на блоке “уровень обученности учащихся”. Качество обученности определяет:
СОДЕРЖАНИЕ ШКОЛЬНОГО МОНИТОРИНГА
В содержание мониторинга школьного образования включаются педагогические измерения:
Далее я раскрою содержание мониторинга состояния преподавания, потому как он относится к одной из самых актуальных задач управления. Для того, чтобы администрации можно было объективно судить о качестве преподавания по любому предмету и в любом классе, мы запускаем анкету качества урока.
Анкета качества урока
Отметить кружком номера тех проявлений, которые имели место при проведении урока по __________________________________________________________________________ учителем
(вписать предмет, класс)
(вписать фамилию, имя, отчество учителя)
1. Устно или письменно (для эксперимента) ставит цели развития личностных качеств учащихся на уроке (например, мышление, речь, воля, нравственность, коммуникативность, эстетическое воспитание и др.) и реализует их средствами учебного предмета.
2. Уверенно (профессионально) владеет учебным материалом.
3. Демонстрирует правильную, выразительную, ясную, точную, краткую, уместную речь.
4. Демонстрирует ненасильственные приемы обучения (не перебивает, не проявляет неприятия, раздражения, гнева, не навязывает точку зрения).
5. Устанавливает и использует связи с другими предметами.
6. Уместно использует материал из разных сфер жизнедеятельности (кроме учебных дисциплин).
7. Использует раздаточные, наглядные статичные материалы.
8. Использует динамические дидактические материалы (аудио, видео, компьютерные демонстрации, приборы и т.п.).
9. Дает разноуровневые домашние задания.
10. Стимулирует обоснование, аргументацию ответов, в том числе с использованием фактов из других областей знания.
11. Поощряет инициативу и самостоятельность учащихся.
12. Поощряет индивидуальные учебные достижения.
13. Предлагает задания, развивающие интуицию, творческое воображение, эмоциально-чувственное восприятие.
14. Обращает внимание на качество речи обучаемых.
15. Вовремя (без задержки) заканчивает урок.
На уроке использует приемы (методы) педагогических технологий:
16. Дифференцированного, в том числе индивидуализированного обучения (учитывает особенности темперамента, психосоматического типа, каналов восприятия, уровня понимания, типа мышления и т.д.)
17. Проблемного обучения (проблемные вопросы и ситуации, в том числе на стыке наук).
18. Диалогового обучения (свободное обсуждение и дискуссии).
19. Рефлексивного обучения (оценки учащихся полезности урока, своего психологического состояния).
20. Коллективной мыслительной деятельности.
21. Исключающие утомляемость, перегрузки обучаемых.
Дата _____________________ Эксперт _________________________________
Анкета создавалась учеными Пермского регионального института педагогических информационных технологий: доктором философских наук Е.А. Юниной и кандидатом технических наук А.И. Севруком. Это оптимальное количество пунктов, по которым вполне реально оценить качество проведенного урока. Конкретность формулировок пунктов анкеты позволяет использовать балльную систему оценки. Если каждый реализованный пункт анкеты оценивается одним баллом, то сумма баллов отражает интегральный рейтинг качества деятельности учителя на уроке.
Пригодность анкеты к оценкам состояния преподавания в школе можно обосновать с помощью табличных матриц соответствия пунктов анкеты критериям качества деятельности учителя на уроке. Рассмотрим следующие критерии: должностные обязанности учителя, профессиональную компетентность, результативность методической работы, развивающую направленность урока.
Для установления соответствия анкеты с должностными обязанностями учителя использованы общеизвестные тарифно-квафикационные характеристики. Виды деятельности, которые учитель реализует на уроке:
Матрица соответствия пунктов анкеты должностным обязанностям учителя представлена в таблице:
Мониторинг качества образования
В педагогику понятие “мониторинг” пришло из экологии социологии. В экологии мониторинг – это непрерывное слежение за состоянием окружающей среды с целью предупреждения нежелательных отклонений по важным параметрам.
“Педагогический мониторинг – это форма организации сбора, хранения, обработки и распространения информации о деятельности педагогической системы, обеспечивающая непрерывное слежение за её состоянием и прогнозирование её развития”.
Одним из важнейших условий повышения эффективности управления учебным процессом является систематический анализ объективных данных о состоянии результатов обучения учащихся. Без осуществления постоянной обратной связи процесс управления неэффективен, уровень эффективности принимаемых решений недостаточно высок. Такая обратная связь функционирует сегодня в практике недостаточно эффективно. Необходимым инструментом в решении этих проблем является мониторинг. Постоянный мониторинг за качеством учебного процесса, результатов обучения школьников становится особенно актуальным в условиях модернизации школы, обновления содержания образования, введения образовательных стандартов, нормализации учебной нагрузки обучающихся.
В настоящее время мониторинг все прочнее входит в систему образования. Сегодня как никогда возрос спрос на объективную информацию о результатах деятельности.
Исследованию проблем внедрения в практику новейших научно-педагогических технологий и достижений в области управлении посвящены труды отечественных педагогов С.А.Иванова, М.М. Поташника, В.И. Зверевой, В.П. Симонова и многих других ученых.
Всегда остается объективным вопрос: насколько объективно выставляются отметки? Для проведения такой работы желательно использовать в работе не только такой показатель как степень обученности по предмету, но и дисперсия стабильности успеваемости и коэффициент вариации. Всё это позволяет получить объективную картину соответствия выставленных оценок к их качественному показателю.
Возникают ситуации, когда нарушается соответствие выставленных оценок, и тогда делаются прогнозы-рекомендации, появляется необходимость совершенствования качества обучения не только по отдельным предметам, но и во всей школе.
В основу расчета СОУ желательно применять десятибалльную шкалу по Симонову В.П.
Симонов В.П. выделяет следующие уровни обученности:
I – различение;
II – запоминание;
III – понимание;
IV – элементарные умения и навыки;
V – перенос.
Всегда ли достаточно одних, даже очень хороших, индикаторов для качественного анализа? Что, если, например, средний балл успеваемости по классам приблизительно один и тот же, а соотношение пятерок, четверок и т.д. в этих классах различается, и весьма серьезно? Или как интерпретировать ситуацию, когда у одного преподавателя класс получает сплошь одинаковые оценки, допустим, “четверки”, а у другого по другому предмету – очень широкий диапазон успеваемости: от “пятерок” до “двоек”? Означает ли это, что осваивать один предмет дети могут примерно с одинаковым успехом, а другой предмет дается не всем? Или причина контраста успеваемости класса по разным предметам кроется в ином?
Помочь провести более тонкий анализ этих индикаторов может аппарат математической статистики, используя методику Иванова С.А.
Если сравнить классы только по среднему баллу, то можно сделать вывод, что ситуация во всех трех из них абсолютно одинаковая – везде учатся преимущественно “хорошисты”. Но если посмотреть на разброс оценок, то неизбежно возникнет вопрос, почему оценки оказались такими разными. Что стоит за таким разбросом оценок и как оценить сам этот разброс?
Разобраться в этом вопросе поможет математическая статистика. Для обобщенной характеристики некоторой совокупности признаков можно использовать средние значения этих признаков для данной совокупности. Что такое “средний балл”. Это рассчитанная средняя арифметическая величина из совокупности оценок, полученных классом. Простая средняя арифметическая рассчитывается как сумма отдельных значений признака, деленная на число этих значений. Рассчитывается средняя арифметическая по известной формуле:
где x1, x2, x3,…,xn отдельные значения признака (оценки учащихся в баллах), а n – число единиц совокупности (количество учеников в классе).
Для анализа разброса оценок (вариации значений признаков) используют дополнительные статистические приемы обработки. В частности, рассчитывают среднее линейное отклонение, дисперсию, среднее квадратическое отклонение, коэффициент вариации и пр.
Для того чтобы дать обобщающую характеристику распределению отклонений, исчисляют среднее линейное отклонение (d), которое учитывает различие всех единиц изучаемой совокупности. Среднее линейное отклонение определяется как средняя арифметическая из отклонений индивидуальных значений от средней, без учета знака этих отклонений:
Среднее квадратическое отклонение-это обобщающая характеристика абсолютных размеров вариации признака в совокупности. Выражается оно в тех же единицах измерения, что и признак, в нашем случае в баллах.
Среднее квадратическое отклонение дает обобщающую характеристику колеблемости всех вариантов совокупности. Чем меньше среднее квадратическое отклонение в нашем примере, тем более ровно по успеваемости учится класс. Иными словами, низкая величина среднего квадратического отклонения говорит о том, что в классе все успевают примерно в равной степени, нет резкой поляризации на “двоечников” и “отличников”.
С другой стороны, если величина среднего квадратического отклонения близка к нулю, это тоже определенный сигнал, но это сигнал о другом. Отсутствие каких-либо различий в уровне успеваемости различных учащихся может свидетельствовать либо о необъективности оценок, выставляемых этим учителем, либо о действии каких-либо иных факторов.
Высокое значение среднего квадратического отклонения также подлежит тщательному анализу. Непосредственно такая ситуация является сигналом того, что класс разделился на успевающих и неуспевающих. При даже относительно высоком среднем балле большая величина среднего квадратического отклонения говорит о том, что в классе много запущенных детей. Резкие различия в успеваемости могут быть следствием либо необъективности, либо педагогической некомпетентной преподавателя.
Для определения критичности ситуации используется такой статистический оператор, как коэффициент вариации:
Коэффициент вариации является наиболее распространенным индикатором колеблемости, используемым для оценки типичности средних величин. При этом исходят из того, что если V больше 40 %, то это говорит о чрезмерно большой колеблемости признака в изучаемой совокупности.
Анализируя с помощью статистических операторов ситуацию, мы видим, что при одинаковом среднем балле успеваемости, они весьма сильно различаются по разбросу величин статистических операторов, что обуславливается различиями в оценках конкретных учащихся.
Как видим, использовать данные статистики можно как для мониторинга качества образования внутри самой школы, так и для межшкольных сравнений. И в том и другом случае администрация школы получает дополнительные инструменты анализа деятельности отдельных классов, учителей. Но при этом очень важно, чтобы, во-первых, все индикаторы, методика их расчета были понятны всем участникам мониторинга, а во-вторых, чтобы исходные данные и результаты расчетов были доступны, легко проверяемы также любым участником мониторинга. И самое главное, индикаторы должны быть “привязаны” к целям анализа, предмету оценки.
Для учителя и администрации является трудоемким осуществить мониторинг учебной деятельности каждого ученика класса, но это необходимое условие при планировании индивидуальной работы с учащимися.
Для этих целей разработана программа объективности педагогической оценки и педагогической деятельности учителя за четверть или полугодие. Приложение 2, Приложение 3, Приложение 4. Примечание: Все приложения и папка basa (имя папки basa и входящих в неё папок и файлов не менять!) связаны между собой и должна находиться только в папке Приложение 1. Перемещать их в другие папки нельзя, т.к. при этом нарушиться работоспособность всей программы!
Программа разработана с учетом особенностей образовательного учреждения. Она может быть использована и легко адаптирована во всех общеобразовательных учреждениях, которые ведут обучение по 4 четвертям или по двум полугодиям.
Данная программа адресована для классных руководителей и администрации образовательных учреждений для автоматизации обработки результатов по итогам четверти, полугодия или года. Классный руководитель, после завершения отчетного периода вводит данные (список учащихся на данный учебный год (Приложение 2),текущие оценки по учебным предметам за четверть или полугодие (Приложение 3)). Автоматически формируются такие показатели: качество, успеваемость по классу и по каждому ученику; средний оценочный бал ученика; рейтинг ученика; средний балл по предмету, качество знаний по предмету, успеваемость по предмету, дисперсия стабильности успеваемости и коэффициент вариации (Приложение 4). Примечание: Приступая к работе, сначала запустите Приложение 2, после внесения всех данных выйдите из него.
Затем запустите Приложение 3,после внесения всех данных выйдите из него.
Запустив после Приложение 4, выберите учебный год, учителя, предмет и т.д. При выборе класса активируйте программу, кликнув по номеру класс, при этом изменится цвет окна класс, затем кликните по кнопке ВВОД– данные по классу, или данные по учителю.
Полученные материалы могут быть использованы классным руководителем при проведении классных родительских собраний и администрацией образовательного учреждения при прохождении аттестации учителя.
Необходимость и практическая значимость системного анализа качества образовательного процесса сейчас ни у кого уже не вызывает сомнения. Контроль в сфере обучения – дело важное, а системное его осуществление – одна из актуальных задач, без решения которой невозможно получить информацию о качестве различных инновационных технологий, сравнительной эффективности вариативного обучения, а также об индивидуальном развитии обучаемых.
Оценки учащихся за четверти и полугодия по предмету и пропущенные занятия записываются в отдельный файл. Программа обрабатывает внесенные данные по каждому ученику и по классу в целом. Выводятся традиционные данные: средний бал, процент успеваемости, процент качества знаний, процент пропусков и степень обученности.
Вместе с этим выводится рейтинг “Активность” учащихся в процентах. Он зависит от пропусков занятий, от активности ученика на уроках и от самого предмета, т.е. от его коэффициента.
Показатель “Рейтинг” отражает в большей степени работу учителя на уроке с данным учеником и с классом в целом. По этим показателям можно судить о том, применяет ли данный учитель современные педагогические и компьютерные технологии на занятиях, какова степень организации индивидуальной работы с учащимся. Этот показатель зависит количества часов по предмету, категории предмета, степени работы ученика на уроке.
РУД – рейтинг учебных достижений учащихся (средний балл по классу).
СОУ – степень обученности учащихся, выраженная в % зависит от уровня подготовки (обучения) учащихся (гуманитарный – уровень A, базовый – уровень B, профильный – уровень C) и трех уровней достижений учащихся (репродуктивный, конструктивный, творческий).
Результаты мониторинга по СОУ отражают процентные показатели обученности учащихся, полученные на основе методики В. П. Симонова: в переводе на десятибалльную систему оценивания. Рекомендуемая оценка рассчитывается по методике В. П. Симонова.
Разработанная педагогами методика расчета реальной степени обученности учащихся, которая по своей сути является статистическим методом, основана на эмпирическом подходе. Можно привести еще множество работ, рассматривающих проблему контроля и оценки знаний, умений и навыков учащихся, но их анализ показывает, что большая часть из них касается вопроса объективности оценки. Это можно объяснить тем, что объективность – основное требование к оценке знаний, умений и навыков учащихся, с одной стороны. С другой, оценка служит результативным средством стимулирования учения, формирования положительной мотивации, влияния на развитие личностных качеств ученика. Поэтому значимость оценки, разнообразие ее функций требуют таких показателей, которые отражали бы все стороны учебной деятельности школьников и обеспечивали их выявление. С этой точки зрения данная программа повышает ее диагностическую значимость и объективность.
Полученные результаты мониторинга позволяют проанализировать работу учителя. Сопоставление результатов мониторинга учебной деятельности с выявленными уровнем памяти, внимания, мышления, общих способностей, обучаемости учащихся, дает возможность корректировать деятельность учителя по осуществлению учебного процесса. Разрабатывать программу индивидуальной работы с классом, с отдельными учащимися.
Систематический анализ результатов мониторинга на каждом его этапе позволяет определить “болевые” точки, пробелы в процессе учебной деятельности, пути преодоления трудностей в обучении для каждого ученика.
Для работы требуется персональный компьютер с операционной системой Windows 95 (и выше).
Под входными данными понимают: список учеников (вводится один раз в начале учебного года), оценки учащихся (вводятся после каждой учебной четверти). После каждой учебной четверти классному руководителю необходимо проставить текущие оценки и сохранить отчет. Все остальные выходные данные в программе обрабатываются автоматически. Также генерируются такие показатели: средний балл учащегося, статус учащегося, качество знаний по классу, успеваемость по классу, качество знаний по каждому учащемуся, успеваемость по каждому учащемуся, коэффициент вариации, персональная информация по каждому учителю предметнику (качество, успеваемость, средний балл, СОУ, коэффициент вариации). С отстающими учащимися проводится работа по ликвидации пробелов в знаниях.
Гласность результатов работы стимулирует учителя к добросовестному отношению к своей работе, качественному проведению уроков, системы индивидуальной работы, направленной на конечный результат.
Использование информационных технологий значительно облегчает и ускоряет проведение подобных расчетов. Показатели степени обученности учащихся, коэффициент вариации и дисперсия стабильности успеваемости могут служить оценкой фактической эффективности деятельности преподавателя. При этом учитель заботится о прочности, глубине и осознанности знаний, которые получают ученики. Именно эти показатели и определяют высокое качество образования. Применение данной методики позволяет получать более достоверную рейтинговую оценку и проводить качественный мониторинг образовательного процесса.
Мониторинг качества образования, экспертно-диагностическая служба
Термин мониторинг качества образования является новым для отечественной педагогики. Его появление связано с реформированием системы образования России, проникновением рыночных отношений в сферу образования и теми противоречиями, которые возникают на рынке образовательных услуг. Важность социальной защиты потребителя образовательных услуг диктует необходимость государственного контроля за качеством образования.
Слово «мониторинг» происходит от латинского слова monitor^ (монитор) и означает наблюдение за состоянием окружающей среды, техногенных систем и т.д. с целью их контроля, прогноза и охраны.
Мониторинг качества образования— понятие емкое и многогранное. Применительно к системе дошкольного образования можно выделить следующие грани мониторинга:
• систематическая и регулярная процедура сбора, экспертизы и оценки
качества образовательных услуг дошкольных учреждений на нацио
нальном, региональном и местном уровнях (включая конкретные
образовательные учреждения) в целях развития системы дошкольно
го образования, своевременного предотвращения неблагоприятных или
критических, недопустимых ситуаций в данной сфере;
• относительно самостоятельное звено в управленческом цикле,
обеспечивающее выявление и оценки проведенных действий, ме-
роприятий для установления обратной связи, т. е. о соответствии фактических результатов деятельности педагогической системы ее конечным целям;
• возможность правильно оценить степень, направление и причи
ны отклонений.
В масштабах государства мониторинг качества дошкольного образования представляет собой систему, главными элементами которой выступают:
• разработка государственных (региональных) стандартов до
школьного образования;
• операционализация стандартов в индикаторах (показателях,
измеряемых величинах), установление критериев, по которым мож
но судить о достижении стандартов;
• проведение научно-педагогической экспертизы (аттестации),
сбор данных и оценка результативности и качества образователь
ных услуг ДОУ;
• принятие соответствующих мер, обеспечивающих позитивное
развитие системы дошкольного образования, оценку результатов
принятых мер в соответствии со стандартами;
• возможность изменения, корректировки самого стандарта.
Как видим, мониторинг базируется на стандарте, эталоне, норме. Нормирование — одно из самых необходимых условий и оснований мониторинга, поскольку именно с эталоном сравниваются фактические результаты.
Мониторинг будет эффективен, если нормы и стандарты корректно заданы. По мнению академика РАО, доктора педагогических наук, профессора М.М. Поташника, слабость педагогики в том, что она не может точно назвать параметры, критерии, показатели и т.п., по которым можно было бы определить результаты педагогической деятельности — результаты образования. Это обусловливает одну из сложнейших проблем мониторинга — проблему измеримости его показателей.
Существуют количественные и качественные способы (методы) оценки. Однако результаты качества образования, особенно на этапе дошкольного периода, трудно измеримы количественно. Большинство результатов образования, связанных с оценкой личностного развития, воспитанностью ребенка, можно определить только квалиметрически — качественно, описательно или в виде балльной шкалы, показателей уровней развития. Определение таких показателей осуществляется в исследовательско-эксперименталь-ном режиме, а оценка результатов требует экспертной оценки.
Весьма важно также, чтобы стандарт был оптимальным. Его завышение вызывает чрезмерную напряженность, тревогу, неуверенность у всех участников образовательного процесса. Заниженный стандарт расхолаживает, парализует активность, провоцирует состояние благодушия и безделья.
Следует подчеркнуть также, что мониторинг — это не только основа отслеживания курса движения к заявленным целям, но и механизм их корректировки и путей достижения. Сам по себе мониторинг не может повысить качества образования — он только помогает его отслеживать. Для повышения качества образования, как правило, нужны нововведения, инновационный процесс.
Для осуществления мониторинга необходимо наличие аппарата мониторинга, т. е. отдельных лиц (экспертов, менеджеров образования) или коллективного органа, реализующего механизм мониторинга.
В настоящее время мониторинг осуществляется практически на всех структурных уровнях системы дошкольного образования. Ниже представлена классификация видов мониторинга дошкольного образования.
Основание для классификации | Вид мониторинга |
Масштаб целей образования | Стратегический Тактический Оперативный |
Этап проведения педагогической диагностики | Первичный Промежуточный Итоговый |
Временная зависимость | Ретроспективный Предупредительный (опережающий) Текущий |
Частота процедуры | Разовый Периодический Систематический |
Охват объектов для мониторинга | Локальный Выборочный Сплошной |
Организационные формы мониторинга | Индивидуальный Групповой Фронтальный |
Формы объект-субъектных отношений | Внешний (социальный) Взаимоконтроль Самоанализ |
Используемый инструментарий | Стандартизированный Нестандартизированный |
В масштабах государства мониторинг качества образования осуществляет экспертно-диагностическая служба. В Москве функционирует Федеральный экспертный совет по общему образованию, созданный в 1990 г. в целях осуществления федеральной политики в области образования совершенствования гласной, независимой и компетентной экспертизы стандартов образования, учебной литературы, учебных материалов.
Учредителем Федерального экспертного совета является Министерство образования (МО) Российской Федерации, оно осуществляет его финансирование и материально-техническое обеспечение. Совет дает разрешение на массовое издание учебно-методической и научной литературы, сам осуществляет издательскую деятельность; взаимодействует с научно-исследовательскими институтами и центрами Российской академии наук и Российской академии образования, методическими и экспертными советами комитетов, департаментов по образованию краев, областей, Москвы и Санкт-Петербурга; привлекает к экспертизе крупнейших ученых, наиболее компетентных специалистов. Президиум Экспертного совета формирует состав секций, определяет статус эксперта.
Мониторинг качества образования осуществляют также экспертные комиссии по аттестации и аккредитации образовательных учреждений, педагогических и руководящих кадров системы образования.
Экспертный метод как механизм научно-педагогической экспертизы
Механизмом, позволяющим проводить научно-педагогическую экспертизу, является экспертный метод, или метод экспертных оценок.
Экспертный метод — это комплекс логических и математических процедур, направленных на получение информации, ее анализ и обобщение с целью подготовки и принятия компетентного управленческого решения.
Суть метода состоит в проведении экспертами анализа проблемы с качественной и количественной оценкой суждений и формальной обработкой результатов индивидуальных экспертных оценок.
Метод экспертных оценок позволяет анализировать сложные педагогические процессы, явления или ситуации, которые характеризуются в основном качественными, неформализуемыми признаками (что затрудняет их анализ и оценку). Метод экспертных оценок используется при прогнозировании развития системы образования в ее взаимосвязи с социальной средой, для определения и ранжирования по заданному критерию наиболее существенных факторов, влияющих на функционирование и развитие педагогической системы. Данный метод обеспечивает оценку альтернативных решений и выбор предпочтительных вариантов решения.
Метод экспертных оценок имеет логически взаимосвязанные этапы, которые являются основными этапами педагогической экспертизы.
Начальный этап (организация экспертизы) включает:
• определение цели и задач экспертизы, постановку проблемы;
• определение меры ответственности, прав и полномочий рабо
чей группы экспертов;
• установление сроков проведения экспертизы;
• подбор экспертов, формирование экспертных групп (при не
обходимости определение их компетентности).
Основной этап экспертизы связан со сбором данных, проведением исследовательской работы и экспертной оценкой, анализом имеющегося материала. Технология экспертизы, использование совокупности методов и критериев оценки зависят от характера экспертизы, области ее применения.
Для педагогической экспертизы чаще всего требуется разработка анкет, опросников, тестов, контрольно-диагностических заданий. Экспертная оценка является результатом аналитической деятельности, основана на умении видеть и разрешать противоречия, прогнозировать, предвидеть и находить нестандартные способы решения.
Завершающий этап экспертизы — опрос экспертов (индивидуальный или групповой; личный, очный или заочный; устный или письменный), оформление документа (отчет, справка, рецензия и пр.), принятие экспертного заключения — основы для компетентного управленческого решения, которое принимает менеджер.
«Экспертное заключение» и «экспертная оценка» — понятия близкие, но не тождественные.
Экспертное заключение— это документ, оформленный в соответствии с установленными требованиями и содержащий мотивированную экспертную оценку, т. е. мнение, суждение эксперта о предмете экспертизы.
В зависимости от области применения экспертных методов в педагогике возможны индивидуальные, групповые и коллективные экспертные оценки. Для принятия важных экспертных заключений о перспективах и концепциях развития системы образования, государственных стандартах образования, новых образовательных программах используется метод коллективных экспертных оценок. Четко регламентирован количественный состав членов экспертной группы при проведении аттестации образовательных учреждений.
Методы коллективной работы экспертов — совещания, дискуссии, «мозговая атака», а также деловые игры.
Смысл коллективных методов работы экспертов состоит в активизации коллективного поиска решения проблемы путем сбора идей и предложений, возникающих в процессе дискуссии.
Так, метод «мозговой атаки» может быть рекомендован для нахождения нетрадиционного, оригинального решения в предельно сжатые сроки. Возможны разные способы организации «мозговой атаки». Например, после определения проблемы и задач для поис-
ка решения, знакомства с правилами «мозговой атаки», формирования рабочих групп (3 — 5 человек) дают сигнал к «мозговому штурму», и начинается генерирование идей, которые фиксируются без обсуждения и критических замечаний (возможны только уточняющие вопросы). После завершения «мозгового штурма» все высказанные идеи анализируют на основе ранее определенных критериев и подвергают экспертной оценке.
Для получения обобщенного суждения экспертов относительно прост и удобен метод ранговых оценок. Он заключается в том, что любую изучаемую информацию располагают в порядке возрастания или убывания величины признака. Каждому признаку приписывают число, обозначающее его ранг. Полученные результаты легко поддаются математической обработке. Проверку согласованности ранжировок определяют вычислением коэффициента ранговой корреляции Спирмена или коэффициента конкордации.
Индивидуальные экспертные оценки могут быть получены путем анкетирования, интервью, свободной беседы.
Для проведения педагогической экспертизы целесообразно использовать уже разработанные, апробированные, доказавшие свою валидность и объективность методики: они, как правило, являются результатом психолого-педагогических исследований. Если же таких методик нет, их приходится разрабатывать самим экспертам.
Требует разработки и определение критериев экспертной оценки. Алгоритм разработки:
• определяется номенклатура уровней (высокий, средний, низ
кий или оптимальный, допустимый, недопустимый и т.д.);
• отрабатывается набор показателей, которые в совокупности
характеризуют уровень развития оцениваемого качества, парамет
ра, результата.
При разработке показателей исходят из того, что каждый из критериев оценки, например материально-технические и медико-социальные условия пребывания детей в дошкольном образовательном учреждении, может быть представлен как совокупность подкритериев более низкого уровня (предметная развивающая среда, безопасность ребенка, охрана здоровья), а они, в свою очередь, — в виде совокупности подкритериев еще более низкого уровня и т.д. Этот процесс повторяют до тех пор, пока не появляется возможность определить для каждого из критериев и подкритериев один или несколько показателей оценки (наличие оборудования, игрушек и пособий, показатели заболеваемости и травматизма, санитарное состояние помещений и территории детского сада, сформированность культурно-гигиенических навыков, уровень самотического, психофизического здоровья детей и т.д.), значение которых определяют с помощью измерительных методик или экспертной оценки.
Обзор развития методов экспертных оценок в образовании показывает тенденцию к разработке методов, позволяющих конкретно обозначить, определить, назвать и измерить результаты педагогической деятельности, подвергнуть их программно-техническим средствам обработки.
Достоверность экспертной оценки зависит от компетенции эксперта. Независимо от уровня экспертизы ее должны давать наиболее квалифицированные специалисты. Общие требования, предъявляемые к эксперту:
• креативность, развитые творческие способности, позволяю
щие анализировать проблемные ситуации и находить пути разре
шения противоречий;
• отсутствие склонности к конформизму, принятию мнения боль
шинства;
• аналитичность, широта и конструктивность мышления;
• позитивное отношение к инновациям, отсутствие консерватиз
ма, т. е. стремления придерживаться однажды избранной позиции.
Для независимой экспертизы весьма важна этика поведения эксперта, прежде всего его честность, неподкупность, ответственность.
Наиболее простым способом оценки компетентности экспертов в области педагогики является анкетирование, разработанное в логике «постадийного развертывания вопроса» (Г. Гэллап):
• вопрос-фильтр, позволяющий выявить осведомленность оп
рашиваемого о проблеме;
• вопрос, направленный на выявление общего отношения оп
рашиваемого к проблеме (открытый, не предусматривающий ва
риантов выбора ответа);
• вопрос для получения ответа по конкретному аспекту пробле
мы (закрытый, предполагающий варианты готовых ответов);
• вопрос, позволяющий выявить причины взглядов, мотивацию
его суждений (полузакрытый);
• вопрос на выявление устойчивости взглядов опрашиваемого
на проблему (в закрытой форме).
Понятие статус эксперта обозначает совокупность прав и обязанностей, полномочия и ответственность эксперта. Определяется на основе нормативно-правовых документов и утверждается президиумом «кспертного совета.
Системно-комплексный подход в научно-педагогической
Изучение сущности и экспертная оценка эффективности функционирования педагогических систем требуют системно-комплексного подхода (Т. И. Шамова).
Его необходимость диктуется самой жизнью, прежде всего высокой степенью интеграции общественных процессов, где «все связано со всем», решение одной проблемы зависит от решения множества других, а сами проблемы приобретают системный, комплексный характер (В.Г.Афанасьев).
Осуществляя научно-педагогическую экспертизу, давая экспертную оценку, важно помнить, что и любое дошкольное образовательное учреждение, и вся система дошкольного образования — это целостная социально-педагогическая система.
Под системой понимается совокупность определенных элементов, которые взаимодействуют между собой и образуют целостность, единство. Единство компонентов и их взаимодействие образуют систему в рамках заданного качества, обеспечивают ее функционирование и развитие. Поэтому, осуществляя научно-педагогическую экспертизу, эксперт имеет дело с системой в ее целостности.
Адекватная экспертная оценка основана на умении расчленять систему на подсистемы, блоки, структурообразующие компоненты, учитывать их взаимосвязи, а также осознании того, что целостность системы порождает качественно новые свойства, которые отсутствуют у ее компонентов.
Педагогические системы создаются и действуют с определенной целью, при этом цель является системообразующим компонентом. Необходимость ее достижения связана с комплексом средств и действий по ее реализации.
Реализация цели — функция педагогической системы. Будучи активными в реализации целей, педагогические системы определяются как целеустремленные, целенаправленные. Отличительным признаком всех целенаправленных систем выступает их полифункциональность — способность видоизменять цели и корректировать действия для достижения результатов. Достижение промежуточных ‘»итогов, т.е. подцелей, вследствие функционирования компонентов педагогической системы указывает на другой аспект системности — системно-функциональный.
Особенностью педагогических систем является их теснейшая связь с внешней средой, зависимость от социально-политических, экономических, бытовых, природно-экологических условий. Эксперт должен помнить, что педагогические системы исторически обусловлены. По мере общественного, социального и научно-технического прогресса они совершенствуются в содержательном, структурном, функциональном и историческом аспектах.
Функционируя и развиваясь во внешней по отношению к себе среде, педагогическая система как открытая связана со средой множеством информативно-коммуникативных связей. При этом системы более высокого уровня (государственная, политическая, экономическая и др.) ставят перед низшими подсистемами, в том
числе и педагогическими, цели и задачи, выделяют ресурсы, устанавливают ограничения. Здесь в самом общем виде проявляется информационно-коммуникативный аспект системности.
Исходя из данных положений, научно-педагогическая экспертиза, экспертные оценки в образовании требуют системного и всестороннего комплексного анализа результатов управленческой и педагогической деятельности. Важны также определение специфических условий и проблем социума, их влияние на дошкольное учреждение или систему дошкольного образования в целом.
С учетом открытости, динамичности и целеустремленности педагогических систем их следует относить к числу развивающихся, которым присущи внутренние противоречия. Благодаря управлению происходящие в педагогических системах изменения носят не стихийный, а упорядоченный характер.
Структурно-функциональная упорядоченность компонентов, их интеграция и взаимодействие с окружающей средой обеспечиваются органами внутреннего управления и механизмами управления. В этом плане педагогические системы проявляются как самоуправляемые (Т. И. Шамова).
Названные положения являются основополагающими при проведении научно-педагогической экспертизы и требуют от эксперта выявления закономерных связей, определяющих уровень целостности системы управления дошкольными образовательными учреждениями как по вертикали (субординационные связи управления), так и по горизонтали (координационные связи). Экспертный подход в оценке эффективности существующей системы образования обеспечивает основу для принятия грамотного управленческого решения, совершенствования динамичной структуры и технологии управления как образовательным учреждением, так и системой образования в целом.
Таким образом, экспертные оценки в образовании требуют системного видения действительности. Суть системного подхода состоит в том, что каждый сложный объект рассматривается как система, взаимодействующая с другими системами и подсистемами.