Что такое монастырское подворье
Подворье: от постоялого двора до дома архиерея
Сегодня под словом «подворье» подразумевают усадьбу, жилое строение и дополнительные постройки во дворе дома, принадлежащие одному хозяину или семье. Но его изначальное значение было другим. Подворьями называли постоялые дворы, где во время посещения крупных русских городов останавливались монахи, купцы и послы. Ими владели православные монастыри, архиереи или поместные церкви.
На территории Москвы в старину основным районом расположения подворий были улицы Мясницкая, Маросейка и Ильинка. В 19-м столетии владельцы перестроили их и назвали доходными домами и гостиницами.
Монастырское подворье
Монастырским подворьем в Русской православной церкви считают христианскую общину при обители и за ее стенами. Так сказано в уставе РПЦ. Жизнью монастырского подворья руководит архиерей. В случае расположения подворья на землях другой епархии, во время богослужения в монастырском храме упоминаются два архиерея: первый, в подчинении которого находится обитель, и второй – глава местной епархии.
Городские монастырские подворья собирают пожертвования и получают доход для жизни обители, а также принимают паломников. Сельские подворья ведут соответствующую хозяйственную деятельность.
Подворье состоит из храма и жилых помещений. Оно может быть расположено далеко от родной обители, но чаще местом для его создания выбирают Москву или близлежащий большой город. Например, Ростов-на-Дону известен своей Варницкой обителью. Этим подворьем управляет Троице-Сергиева лавра, расположенная на территории Сергиева Посада. Также оно подчиняется Патриарху Московскому и всея Руси.
Столичные подворья относятся к следующим обителям:
Одна обитель может управлять несколькими подворьями:
Архиерейское подворье
Архиерейское подворье – это жилое здание, часто расположенное возле церкви, в котором временно живет архиерей. Такое подворье также может предназначаться для обслуживания архиерея, которому оно подчиняется.
Особым статусом пользовалось Крутицкое подворье, где постоянно проживали сарские митрополиты, в подчинении которых находились Подонская и Сарская епархии. Они духовно окармливали свою паству, которую захватила Золотая Орда. Сейчас здесь находится патриаршее подворье. Такой же статус имеют несколько столичных храмов.
В 2003 г. в Екатеринбурге завершилось строительство патриаршего подворья возле Храма на Крови. Оно состоит из следующих объектов:
Подворье поместной церкви
Зарубежные подворья поместных церквей представляют собой небольшие территории с церковью, священниками и другими церковнослужителями. Их создают для осуществления представительских функций. Сегодня в российской столице есть несколько подворий, которые содержат поместные церкви:
Торговое подворье
У историков есть предположение, что вначале слово «подворье» служило для обозначения хозяйства, которое не входило в крестьянский двор.
В Средние века торговыми подворьями называли городские огороженные и укрепленные территории (районы, улицы, кварталы) – места проживания приезжих купцов, хранения и продажи их товаров. Такое подворье состояло из лавок, складов, гостиниц и церкви, где иногда хранили самые ценные товары. Купцы с помощью священника проводили расчеты, скрепляли договоры и занимались другой деятельностью.
На Руси подворьем мог называться купеческий гостиный дом со складом, расположенный в Москве или большом городе и принадлежащий неместным купцам. Посещая, например, Москву приезжий купец останавливался на таком подворье и молился в домовой церкви.
Что такое Подворье в Православии. Понятие. Виды.
Что такое Подворье в Православии
Вопросы: Что такое Подворье в Православии. Понятие. Виды. – часто возникают у тех, кто начинает знакомиться с историей Православия. Для уяснения сути этих понятий приведу минимум некоторых сведений по данной теме. Надеюсь, что некоторые ответы на эти вопросы помогут Вам при изучении вопросов Христианства и Православия.
Подворье — Понятие
Подворье — в широком смысле означает чей-либо дом с относящимися к нему постройками, усадьба. Изначально Подворье — это постоялый двор для приезжавших в крупный русский город послов, купцов и монахов. Позднее под словом Подворье в Православии стали понимать удалённое представительство православного монастыря, архиерея либо поместной церкви. В старой, дореволюционной Москве, православные подворья группировались главным образом к востоку от Кремля. Они располагались вдоль улиц Ильинки (подворья Троице-Сергиева и Иосифо-Волоколамского монастырей, Новгородское), Маросейки (Малороссийское подворье) и Мясницкой (Рязанское, Вятское, Псковское, Коломенское подворья). В XIX веке владельцы перестроили подворья в гостиницы либо доходные дома.
Виды подворий
В Православии различают несколько основных видов подворий. Среди них: монастырские, Архиерейские подворья, Подворья поместной церкви, Подворья какой-либо Автокефальной Церкви за рубежом, торговые подворья, прочие подворья.
Монастырское подворье
Монастырское подворье — «община православных христиан, состоящая в ведении монастыря и находящаяся за его пределами» (выдержка из устава Русской православной церкви). Административно подворье подчинено тому же архиерею, что и монастырь, к которому оно относится. За богослужением, если подворье располагается на территории иной епархии, в храме подворья возносится как имя епархиального архиерея (архиерея, которому подчинен монастырь), так и имя архиерея, на территории епархии которого находится подворье.
Цель учреждения подворья
Подворья организуются (если речь идет о городских подворьях монастырей) для сбора в пользу монастыря пожертвований и доходов и приема паломников, а в сельской местности — для соответствующей хозяйственной деятельности.
Состав подворья
В состав подворья входят жилые помещения и храм. Подворье может находиться на весьма значительном удалении от соответствующего монастыря, зачастую в ближайшем крупном городе или в столице.
В качестве примера можно привести Варницкий монастырь. Он находится в Ростове, но является подворьем Троице-Сергиевой лавры, которая расположена в Сергиевом Посаде (Московская область). Будучи подворьем Троице-Сергиевой лавры, Варницкий монастырь состоит в непосредственном ведении Патриарха Московского и всея Руси Кирилла.
Список подворий в Москве
К примеру, на территории Москвы присутствуют:
Количество подворий одного монастыря
Один и тот же монастырь может иметь несколько подворий. К примеру:
Архиерейское подворье
Архиерейским подворьем именуется дом (иногда с церковью) для временного пребывания архиерея. Жильё либо храм считается подворьем, если они служат для пребывания архиерея, либо для какой-то иной деятельности в его интересах и находятся в его непосредственном подчинении. Например, тверской архиепископ (митрополит) останавливался в Москве на Тверском подворье.
Подворья с исключительным статусом
Исключительным был статус Крутицкого подворья. Оно являлось местом постоянного проживания сарских митрополитов, возглавлявших Сарскую и Подонскую епархию. Указанные епархии служили для духовного окормления русских православных людей, вынужденно находившихся в Золотой Орде. В настоящее время Крутицы имеют статус Патриаршего подворья, как и некоторые другие московские храмы (к примеру, на Борисовских прудах).
За пределами Москвы Патриаршее подворье было построено в Екатеринбурге, в 2003 году, рядом с Храмом на Крови. Помимо личных покоев патриарха, это подворье включает в себя также домовую церковь, зал для проведения официальных встреч (музей Патриаршества на Руси), музей святой Царской семьи, другие помещения.
Подворье поместной церкви
Подворье какой-либо поместной церкви за рубежом — небольшая территория с храмом и штатом священно- и церковнослужителей. Осуществляет представительские функции. В настоящее время в Москве действуют, в частности, следующие подворья поместных церквей:
Подворья какой-либо Автокефальной Церкви за рубежом
Это – небольшая территория (обычно в столице государства) с храмом и штатом священно- и церковнослужителей. Осуществляет также представительские функции.
Торговое подворье
Первоначально, вероятно, подворьем называлось хозяйство за пределами крестьянского двора. Торговое подворье (купеческое подворье) — в средневековых городах огороженное и часто укреплённое место (квартал, улица, или часть города), где обычно жили иногородние и иноземные купцы, хранились и сбывались их товары. В торговом подворье находились гостиницы, склады и лавки. Здесь же устраивался храм, который нередко также являлся местом хранения наиболее ценных товаров. Священник, как правило, помогал купцам в расчётах, скреплял договоры и т. п. Все приезжие купцы подчинялись старейшине или консулу подворья.
Прочие подворья
Подворьями также называли в России купеческие гостиные дома со складами. Их строили себе в столичных городах многие провинциальные и заграничные купцы. Это было нечто среднее между посольством и торговым представительством. Проживали купцы на таких подворьях только во время приезда в столицу из родного провинциального или заграничного города. Как правило, на таких подворьях имелся домовый храм. Примером такого подворья может служить сохранившийся Старый английский двор в Китай-городе (в Парке Зарядье).
Таковы некоторые ответы на вопросы:
Что такое Подворье в Православии. Понятие. Виды.
Некоторые православные подворья в Москве:
Другие православные представительства в Москве
Конкретными примерами официальных православных представительств в столице России могут служить, в частности:
Примечание: При подготовке данной публикации использованы фото из других публикаций в данном блоге, а также сведения из Википедии (Статьи: Подворье, Подворье — Википедия (с комментариями), др.).
Монастырское подворье
Изначально подво́рье — постоялый двор для приезжавших в крупный русский город послов, купцов и монахов; позднее — удалённое представительство православного монастыря, архиерея либо поместной церкви. В старой Москве подворья группировались к востоку от Кремля — вдоль Ильинки (подворья Троице-Сергиева и Иосифо-Волоколамского монастырей, Новгородское), Маросейки (Малороссийское подворье) и Мясницкой (Рязанское, Вятское, Псковское, Коломенское подворья). В XIX веке перестроены владельцами в гостиницы либо доходные дома.
Содержание
Монастырское подворье
Монастырское подворье — «община православных христиан, состоящая в ведении монастыря и находящаяся за его пределами» (выдержка из устава Русской православной церкви [2] ). Административно подворье подчинено тому же архиерею, что и монастырь, к которому оно относится. За богослужением, если подворье располагается на территории иной епархии, в храме подворья возносится как имя епархиального архиерея (архиерея, которому подчинен монастырь), так и имя архиерея, на территории епархии которого находится подворье. [2]
В состав подворья входят жилые помещения и храм. Подворье может находиться на весьма значительном удалении от соответствующего монастыря, зачастую в ближайшем крупном городе или в столице.
В качестве примера, Варницкий монастырь, находящийся в Ростове, является подворьем Троице-Сергиевой лавры, находящейся в Сергиевом Посаде. Будучи подворьем Троице-Сергиевой лавры, он состоит в непосредственном ведении Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. На территории Москвы присутствуют:
Наконец, один и тот же монастырь может иметь несколько подворий. В частности:
Архиерейское подворье
Исключительным был статус Крутицкого подворья как места постоянного проживания сарских митрополитов, возглавлявших Сарскую и Подонскую епархию, которая служила для духовного окормления русских православных людей, вынужденно находившихся в Золотой Орде [8] В настоящее время Крутицы имеют статус патриаршего подворья, как и некоторые другие московские храмы (к примеру, на Борисовских прудах).
Подворье поместной церкви
Торговое подворье
Первоначально, вероятно, подворьем называлось хозяйство за пределами крестьянского двора.
О большом мире маленького подворья
На протяжении нескольких лет «Монастырский вестник» публиковал осенние репортажи о ежегодном фестивале «Подворье в селе Сумароково». Нынче эпидемические ограничения не позволили провести этот праздник монастырских искусств, ремесел и аграрных достижений. О том, как сейчас живет подворье Новоспасского ставропигиального мужского монастыря наш корреспондент побеседовала с настоятелем, иеромонахом Сергием (Филипповым).
Сумароково – маленькое село в Рузском районе – стало подворьем Новоспасской обители шесть лет назад (до этого, с 2005 года, подворье имело статус Патриаршего). Тот, кто регулярно посещает это место, видит постоянно происходящие здесь перемены – как на самой монастырской территории, так и в округе. Построена прекрасная деревянная церковь в честь иконы Божией Матери «Неувядаемый цвет». Преобразился исторический (1873 г.) каменный храм в честь Собора святого пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна с приделами святого пророка Илии и святителя Николая Чудотворца, основательно пострадавший в безбожные годы. Сейчас ведется монтаж икон во вновь устроенный каркас иконостаса. Иеромонах Сергий ( Филиппов), настоятель подворья, всегда сам радушно встречающий гостей и охотно выступающий в роли экскурсовода, показывает фотографию, на которой храм запечатлен в 1941 году. Фото сделано немецким солдатом и ныне является единственным документом, сохранившим вид разрушенной после войны колокольни. Ее восстановление – мечта отца Сергия. Все последние годы он вместе с прихожанами движется к этой цели. Уже готов проект, но пока нет средств для его осуществления. Здание храма включает в себя и музейную экспозицию: в витринах можно увидеть артефакты, обнаруженные в ходе восстановительных работ, старинные оклады и другие интересные экспонаты.
Отец Сергий делится еще одним своим замыслом, который тоже начинает воплощаться в жизнь: это создание духовно-просветительского центра с храмом в честь преподобного Венедикта Нурсийского.
– Проект возник из-за моей любви к личности преподобного Венедикта. Познакомившись с его жизнеописанием, я проникся к нему симпатией. И одновременно столкнулся с тем, что люди совершенно не знают жития и подвигов этого великого святого. Даже имя Венедикт многих пугает: считают, что он «не наш». Но когда-то на Руси, до татаро-монгольского нашествия, это имя было очень почитаемо. Известно о храмах, посвященных преподобному, его изображали на фресках… А потом это почитание сошло на нет. Теперь мы стараемся познакомить людей с жизнью святого, и вообще со святыми так называемой «неразделенной Церкви». Собираемся строить храм в честь преподобного Венедикта Нурсийского и духовно-просветительский комплекс его имени. Некоторые идеи уже осуществились: не так давно издали книгу. Она прекрасно иллюстрирована, содержит много фактов, исторических материалов. Проект получил благословение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. К сожалению, нынешняя ситуация, как внешняя, так и внутренняя, не способствует скорому воплощению в жизнь этого замысла во всей полноте.
В этом году на подворье, как и везде, пандемия вносит свои коррективы.
–Мы меньше принимаем трудников. Практически был период, когда совсем не принимали. Сейчас берем, но у нас введен строгий отбор – чтобы приходили трудиться, а не время проводить. Хозяйство немалое: шесть гектаров земли, три храма (один, в честь святителя Иоанна, патриарха Александрийского, находится на противоположной стороне Рузского водохранилища, в деревне Щербинка), более ста ульев… На подворье же всего трое насельников, включая настоятеля.
– Что нужно, чтобы попасть к Вам в качестве трудника?
– Во-первых, со мной надо связаться заранее, я провожу собеседование, смотрю все данные: нет ли проблем с законом, вредных привычек, зависимости – алкоголь, наркомания. Мы таких не принимаем. У Новоспасского монастыря есть подворье в Дураково Калужской области, где люди с подобными проблемами проходят курс реабилитации, получают поддержку. Мы этого делать не можем, так как нас очень мало. Руки, способные к работе, все равно нужны, но подходим выборочно; за шесть лет, сколько я настоятельствую на этом подворье, через нас прошло около трехсот человек. В первые годы я принимал людей более активно, но возникали проблемы, кто-то начинал пить, и приходилось расставаться. Потом я понял, что лучше меньше, но качественнее. Слава Богу, приезжают волонтеры, мы организовываем субботники. Посещают нас прихожане, друзья, молодежь; помогают приводить в порядок территорию, осуществлять разные работы.
В самом начале мы упомянули про новшества. Они есть всегда, когда бы ни приехал в Сумароково. На этот раз нам показали апидомик, где живут пчелы и могут отдыхать и исцеляться люди. Устроили этот чудо-домик около полугода назад. Пока здесь в основном «проходят реабилитацию» малочисленные насельники подворья, но был уже опыт и у прихожан. Мы тоже не поленились и заглянули в это маленькое пространство, где предлагается вздремнуть на простых кроватях, под которыми жужжит пчелиное семейство.
– Когда здесь лежишь, создается вибрация, шум некий, аромат разносится… Все это действует расслабляюще. Я сюда прихожу и засыпаю «на раз-два». Мой знакомый, который мне сообщил об этих апидомиках, оставил свой особняк, провел в домике около года – и забыл про хронические болезни.
Если так пойдет дело, на подворье, возможно, будут исцеляться от последствий коронавирусной инфекции. Задаем отцу Сергию уже традиционный вопрос – об уроках первой волны пандемии.
– … Время задуматься о том, куда мы идем, для чего то или иное дело совершали. Переосмыслить, может быть, какие-то моменты своей жизни. Это с одной стороны. А с другой – пандемия продемонстрировала, насколько мы зависимы от окружающего мира, от некоего ритма, к которому привыкли, от той суеты, которую сами себе создали. Вынужденная изоляция показала, как ценны простые вещи, которых мы в повседневности практически не замечаем: возможность близко общаться, видеть родных, друзей, коллег.
Виртуальное пространство пытается подменить собой очень многое. Но, притом что от реальности все-таки уходить нельзя, на подворье, когда выдалась эта стоп-пауза, сложа руки не сидели, занялись все теми же пресловутыми социальными сетями… И освоили Инстаграм. Теперь у монастырского подворья есть свои соцстраницы. Контент довольно интересный, на разный возраст и вкус. Тем более, нынче много не поездишь, а тут можно увидеть маленький фрагмент монашеской жизни и что-то понять в ней…
– Инстаграм. Активно я стал заниматься им недавно. Прослушал несколько аудиокниг, посвященных этой соцсети и ее развитию. Многое для себя понял, что раньше не понимал в оформлении, задачах. Цель определил – все то же миссионерство. Во-первых, показать жизнь подворья: монахов, священников в сельской местности, а через это показать красоту простых вещей, стремление к лучшему, светлому. Аудитория здесь на несколько порядков больше нашего прихода. И дальше, может быть, будет расширяться. К Интернету нужно относиться как к инструменту, который нам помогает. Как раньше церковные люди опасались телевизоров, компьютеров! Но они же оказались хорошим миссионерским подспорьем. А помните историю из книги владыки Тихона (Шевкунова) «Несвятые святые»: епископ Василий (Родзянко), направляясь в российскую глубинку, стал свидетелем гибели незнакомого человека, который, как оказалось, считал его своим духовным отцом, потому что долгое время слушал его пастырские беседы по радио. А в XXI веке уже Интернет помогает нам нести слово Божие в мир.
Но, конечно, виртуальность никогда не заменит полностью простого человеческого общения. У отца Сергия всегда масса интересных советов, добрых поучений, умных и нетривиальных высказываний, которые могут помочь прожить пусть даже один день. А его кулинарные рецепты.
…Жизнь подворья размеренна. Большую часть года здесь тихо, спокойно. Но ежегодно в сентябре все менялось: подворье гостеприимно открывало двери во время проведения традиционного фестиваля монастырских хозяйств и ремесленной деятельности – и наполнялось людьми, собирая друзей, прихожан, представителей администраций, местных фермеров, соседей, дачников… В этом году, в связи с понятными ограничениями, фестиваль не состоялся. Но жизнь идет своим чередом. Главное – молитва и труд. По-прежнему много замыслов, планов.
– Все же, чем отличаются друг от друга маленькое подворье и большой монастырь?
– Наверное, тут экология хорошая, в то время как Новоспасский монастырь в самом центре города находится. А в смысле устава, режима различий нет. Все точно так же, как в монастыре: братский молебен, Божественная литургия, послушания, трапезы, вечернее богослужение, вечернее правило… Главное отличие – свежий воздух, тишина. В центре города жить тяжело еще и потому, что вас постоянно сопровождают неестественные звуки: шум машин, гул, грохот. А здесь мы идем, и – кузнечики стрекочут, птицы поют…
– Триммеры – только когда мы себе работу создаем…
В Сумарокове всегда всем рады. Если будет возможность и желание, обязательно поезжайте. У многих, побывавших там впервые, возникает желание возвращаться вновь и вновь. Так что маленькое подворье может стать и большим миром, собирающим друзей и преображающим всё, с чем соприкасается, по законам добра и красоты.