Что такое могучая кучка и кто в нее входил

Творческое содружество русской музыкальной школы «Могучая кучка»

Русские национальные черты музыкальной школы формировала «Могучая кучка» — творческое содружество композиторов, в короткий временной период — около 20 лет в середине XIX столетия. Основателем объединения музыкантов был молодой выдающийся пианист Милий Балакирев, выступление которого было отмечено Владимиром Стасовым — самым влиятельным и уважаемым музыкальным критиком того времени.

Что такое могучая кучка и кто в нее входил. Смотреть фото Что такое могучая кучка и кто в нее входил. Смотреть картинку Что такое могучая кучка и кто в нее входил. Картинка про Что такое могучая кучка и кто в нее входил. Фото Что такое могучая кучка и кто в нее входил

Творческое содружество и его состав

Что такое могучая кучка и кто в нее входил. Смотреть фото Что такое могучая кучка и кто в нее входил. Смотреть картинку Что такое могучая кучка и кто в нее входил. Картинка про Что такое могучая кучка и кто в нее входил. Фото Что такое могучая кучка и кто в нее входил

Талант Балакирева выходил за пределы виртуоза-исполнителя. Свое предназначение он видел в служении искусству, как просветитель в формировании русских национальных особенностей музыкальной культуры. Революционный настрой русской интеллигенции того времени сказывался на творчестве передовых музыкантов. Балакирев c единомышленниками пытались реализовать народную тему в своих произведениях на основе русского фольклора и церковного пения. Балакиревский кружок объединил уже состоявшихся музыкантов в поисках национальной самобытности, какой бы сложной она ни была в понимании.

«Могучая кучка русских музыкантов» — такое название кружка Балакирева впервые появилось в статье Стасова в 1867 году и стало нарицательным, хотя сами музыканты называли свой кружок «Новой русской музыкальной школой». Стасов был идеологом этого творческого содружества и его активным участником. Знаменитому художественному критику и литератору были близки идеи творческого сообщества, лидер которого считал себя последователем великого М. И. Глинки.

Знакомство с Ц. А. Кюи на одном из вечеров камерной музыки переросло в дружбу, основанную на общности взглядов на музыкальное творчество. Свои первые композиторские шаги Кюи сделал под руководством Балакирева.

Что такое могучая кучка и кто в нее входил. Смотреть фото Что такое могучая кучка и кто в нее входил. Смотреть картинку Что такое могучая кучка и кто в нее входил. Картинка про Что такое могучая кучка и кто в нее входил. Фото Что такое могучая кучка и кто в нее входил

В 1857 году Кюи близко сходится с М. П. Мусоргским и представляет его Балакиреву. Модест Петрович, находясь под впечатлением таланта и творчества нового друга, с большим интересом брал у него уроки. В 1862 году к «Могучей кучке» композиторов в составе трех выдающихся музыкантов примкнули молодой, начинающий определяться в музыкальных направлениях, Н. А. Римский-Корсаков и зрелый ученый-химик А. П. Бородин, успешно осуществивший не один научный проект.

«Балакиревский кружок», который с подачи великого Стасова стал называться «Могучей кучкой», идеологически находился под огромным влиянием народных волнений. Восстания и стихийные бунты крестьян занимали умы представителей русской революционной интеллигенции, что влияло на творческие проекты культурной жизни страны. «Могучая кучка» использовала самобытные народные темы в создаваемых произведениях, например, в операх:

Что такое могучая кучка и кто в нее входил. Смотреть фото Что такое могучая кучка и кто в нее входил. Смотреть картинку Что такое могучая кучка и кто в нее входил. Картинка про Что такое могучая кучка и кто в нее входил. Фото Что такое могучая кучка и кто в нее входил

«Могучая кучка», состав которой часто дополняли великие имена писателей Тургенева, Писемского, художника Репина, скульптора Антокольского, активно и живо обсуждала драматургию и жанры новинок, русский музыкальный фольклор.

Распад «Могучей кучки» и ее последователи

Что такое могучая кучка и кто в нее входил. Смотреть фото Что такое могучая кучка и кто в нее входил. Смотреть картинку Что такое могучая кучка и кто в нее входил. Картинка про Что такое могучая кучка и кто в нее входил. Фото Что такое могучая кучка и кто в нее входил

Глава кружка Балакирев со временем оставил сочинительство музыки, что и послужило толчком к прекращению тесных дружеских контактов между композиторами. Все, кто входил в «Могучую кучку» продолжали свою деятельность в других областях, за исключением Римского-Корсакова, который преподавал в Петербургской консерватории, долгое время выступал, как руководитель музыкального общественного движения, оставаясь верным традициям кружковцев.

В 1881 году умер Мусоргский, а в 1887 — Бородин. Кюи преподавал в Военно-инженерной академии. Балакирев, после длительного перерыва, вернулся в творческую деятельность, но исчезли былой запал и желание к активным контактам.

Что такое могучая кучка и кто в нее входил. Смотреть фото Что такое могучая кучка и кто в нее входил. Смотреть картинку Что такое могучая кучка и кто в нее входил. Картинка про Что такое могучая кучка и кто в нее входил. Фото Что такое могучая кучка и кто в нее входил

«Беляевский кружок», лидером которого стал Римский-Корсаков, продолжил идеологию кучкистов с ориентацией на академизм, находя своих приверженцев среди молодых выпускников консерватории и маститых музыкантов — Глазунова, Соколова, Антипова, Витоля. Симпатии к множеству иных музыкальных течений от Вагнера и Чайковского до Ревеля и Дебюсси были принципиальным отличием от «Балакиревского кружка», ориентированного на русскую национальную тематику.

Великий музыкальный талант, которым были наделены «кучкисты», за короткий период существования «Балакиревского кружка» создал мощное направление в развитии русских композиторов и музыкантов. Последователи создавали особую национальную эстетику музыки, как сплав академизма, фольклорных оттенков и нетрадиционных течений различных исторических периодов.

Источник

Что такое могучая кучка и кто в нее входил

Могучая кучка

Что такое могучая кучка и кто в нее входил. Смотреть фото Что такое могучая кучка и кто в нее входил. Смотреть картинку Что такое могучая кучка и кто в нее входил. Картинка про Что такое могучая кучка и кто в нее входил. Фото Что такое могучая кучка и кто в нее входил

Историю «Могучей кучки» и множество интересных фактов читайте на нашей странице

Как все начиналось

Кружок знаменитых музыкантов сложился не сразу, поскольку по разным причинам они на протяжении нескольких лет не могли встретиться в полном составе.

Первым шагом к появлению «Могучей кучки» стал приезд из Нижнего Новгорода в Петербург М.А. Балакирева . Тогда ему было всего лишь 18 лет, но он уже успел снискать славу одаренного музыканта. Все современники единогласно отмечали его блестящую виртуозную технику, глубину исполнительской мысли и великолепное чувство формы.

Своими выступлениями он привлек к себе внимание не только меломанов и завсегдатаев петербургских концертных залов, но и музыкального критика и историка искусств В.В. Стасова, позднее ставшего главным идейным вдохновителем кучкистов. Талантливого пианиста наперебой приглашали к себе на концерты состоятельные вельможи, однако Балакирев быстро осознал, что такие светские развлечения ему не интересны, и выбрал для себя другой путь. Милий Алексеевич увидел свой долг в ином служении отечественной культуре – он решил стать музыкантом-просветителем. К концу 50-х – началу 60-х годов он являлся одной из ведущих фигур русского музыкального искусства, на которую равнялись и с которой мечтали познакомиться лично начинающие музыканты. И зачастую, такие знакомства проходили на музыкальных вечерах, которые организовывали у себя дома любители высокого искусства.

Что такое могучая кучка и кто в нее входил. Смотреть фото Что такое могучая кучка и кто в нее входил. Смотреть картинку Что такое могучая кучка и кто в нее входил. Картинка про Что такое могучая кучка и кто в нее входил. Фото Что такое могучая кучка и кто в нее входил

В 1856 году страстный поклонник камерной музыки, инспектор Петербургского университета А.И. Фицтум фон Экстедт регулярно проводил в своем доме квартетные собрания, на одном из которых и произошла знаменательная встреча Балакирева с Ц.А. Кюи. Правда, для Кюи тогда музыка была всего лишь увлечением – он обучался в Военно-Инженерной академии и не так давно был произведен в офицеры, однако эта встреча буквально перевернула его жизнь. Казалось бы, он был полной противоположностью Милия – очень рассудительным, расчетливым, остроумным, однако своей живостью смог привлечь его внимание и расположить к себе. Тогда Балакирев рассказал ему о Глинке , а Кюи поделился с ним впечатлениями о музыке своего учителя Монюшко. Этот простой, казалось бы, разговор, и положил начало великой дружбе. Причем, с того самого момента они были не только приятелями, которые посещали многие музыкальные вечера вместе: Балакирев стал для Кюи учителем, под руководством которого он создал свои первые композиторские опусы.

Регулярно устраивались собрания и в доме С. Даргомыжского. Именно там, в 1857 году Кюи подружился с гвардейским офицером М. П. Мусоргским. Кюи, в свою очередь, представил молодого военнослужащего Балакиреву, и с тех пор Модест Петрович стал частым гостем в его доме. Мусоргский был так вдохновлен этим знакомством, что в первое время даже брал у него уроки.

Следующим ряды будущей «Могучей кучки» пополнил Н.А. Римский-Корсаков . Произошло это с подачи его педагога Ф.А. Канилле. Причем, заслуга этого учителя перед музыкальным искусством огромна, ведь именно благодаря ему воспитанник Морского Кадетского корпуса Римский-Корсаков продолжил занятия музыкой, вопреки запретам его старшего брата. Видя одаренность своего ученика, Канилле по-прежнему приглашал его к себе на занятия. Правда, это уже были не такие полноценные уроки – Николай показывал свои сочинения, а его бывший педагог делал замечания и знакомил его с композиторскими приемами и теорией.

Поскольку Канилле был близок со многими выдающимися музыкантами своего времени, он твердо решил ввести в этот круг и Римского-Корсакова. 26 ноября он привел его в дом Хилькевича, расположенный на Офицерской улице (позднее переименованной в улицу Декабристов), где и собирались молодые музыканты. В 1862 году на такой встрече Бородин был представлен Балакиреву и Кюи.

Что такое могучая кучка и кто в нее входил. Смотреть фото Что такое могучая кучка и кто в нее входил. Смотреть картинку Что такое могучая кучка и кто в нее входил. Картинка про Что такое могучая кучка и кто в нее входил. Фото Что такое могучая кучка и кто в нее входил

С легкой руки Стасова…

В 60-е годы XIX столетия произошло значимое для отечественной музыкальной культуры событие, которое и дало содружеству петербургских музыкантов имя. У истоков этого события стоял М.И. Балакирев.

Одним из близких друзей Милия Алексеевича был хоровой дирижер Г.Я. Ломакин. Очень часто они вместе с Серовым и Стасовым собирались вместе, чтобы обсудить насущные проблемы. Во время одной из таких встреч разговор зашел о музыкальном прогрессе, развитии хорового искусства, и, конечно, знаменитом хоре графа Шереметьева, где Ломакин значился капельмейстером. И тогда все возмутились тем фактом, что послушать этот гениальный хор могут лишь избранные, в то время как он должен быть всеобщим достоянием. В ответ на это Балакирев озвучил свою идею, давно не дающую ему покоя – он предложил создать Бесплатную музыкальную школу, в которой образование мог получить любой желающий. Из учеников композитор предложил создать свой оркестр и хор. Эта идея очень понравилась Ломакину, и он сразу же занялся ее реализацией. Он уговорил Шереметьева отпустить его хор на публичный концерт, а все собранные средства отдать на открытие школы. Граф ответил согласием, и 18 марта 1862 года в учреждении были проведены первые уроки. Желающих учиться было очень много, и поэтому к 1865 году в распоряжении Балакирева уже был хорошо подготовленный симфонический оркестр и прекрасно обученный хор.

Параллельно с педагогической работой Балакирев продолжал дирижерскую деятельность. В 1867 году он отправился в Прагу, чтобы там познакомить чешскую публику с операми Глинки. На премьере « Руслана и Людмилы » выяснилось, что куда-то пропала партитура. Однако маэстро не растерялся и продирижировал наизусть. Эта постановка оживила межславянские отношения и Россию стали часто посещать представители других стран. В их честь решено было устроить концерт силами Бесплатной музыкальной школы, и будущие кучкисты как раз готовили его программу. Специально для него они даже решили сочинить одночастные произведения: Балакирев взялся за «Увертюру на чешские темы», Римский-Корсаков – «Фантазию на сербские темы», а Мусоргский надумал написать симфоническую поэму, повествующую о событиях в Чехии XV века.

В итоге Мусоргский свою задумку так и не осуществил, а вот другие два произведения были написаны и исполнены на концерте 12 мая 1867 года. Прошел он с небывалым успехом, и о нем даже написали в столичной прессе. Свой вклад в обсуждение этого концерта внес и Стасов, написав объемную статью под названием «Славянский концерт г. Балакирева». Эту работу он решил окончить одним наставлением, дабы слушатели навсегда запомнили то, «сколько поэзии, чувства, таланта и уменья есть у маленькой, но уже могучей кучки русских музыкантов». Эта фраза стала судьбоносной и название «Могучая кучка» прочно вошло в музыкальную историю. Также это содружество музыкантов известно под названиями «Балакиревский кружок», «Группа пяти», «Русская пятерка» и «Новая русская музыкальная школа».

Распад

В последней трети XIX века в переписке кучкистов, их друзей и родных частенько встречаются рассуждения о том, что именно послужило причиной раскола содружества. Лучше всех эту мысль выразил Бородин, который писал, что считает естественным явление, когда по мере становления и взросления личности ее индивидуальность и взгляды берут верх над общественными убеждениями. Вкусы, предпочтения меняются вместе с человеком, и этот процесс во все времена неизбежен, считал он.

В 1881 году самым первым ушел из жизни Мусоргский. Перед неизбежной кончиной его мучило подорванное здоровье и постоянные недуги, к тому же угнетало тяжелое материальное положение. Все это отвлекало его от творческой самореализации, вгоняло в депрессию и заставило уйти в себя.

1887 году скончался Бородин. После его смерти дороги оставшихся в живых членов группы разошлись безвозвратно. Балакирев, выбрав отчужденный образ жизни, прервал отношения с Римским-Корсаковым, Кюи к тому времени давно в творческом смысле потерял своих одаренных товарищей. Лишь один Стасов продолжал поддерживать отношения со всеми троими.

В начале 70-х годов Балакирев оставил свои музыкальные притязания и на время перестал заниматься сочинительством. В конце десятилетия он вновь принялся творить, но уже тогда всем было понятно, что его творческий запал угас. Очевидно было, что потенциал, внутренний огонь и силы оставили композитора. Но все же, ему удалось сохранить за собой место руководителя Придворной капеллы и Бесплатной музыкальной школы. Именно ему и Римскому-Корсакову ученики обязаны тем, что получили блестящее образование и стали со временем выдающимися деятельными искусства. Маэстро не стало в 1910 году.

Кюи со временем окончательно оставил музыку и вплотную занялся второй профессией. 1888 году он занял место профессора и преподавателя при Военно-инженерной академии на кафедре защитных сооружений и опубликовал немало интереснейших трудов на эту тему.

Только Римский-Корсаков до конца своей долгой жизни (он умер лишь в 1908 году) оставался верен идеям и идеалам, когда-то возвысившим «Могучую кучку». Он долгое время возглавлял общественное музыкальное движение, занимался педагогической работой и даже стал дирижером Бесплатной музыкальной школы.

Интересные факты

Что такое могучая кучка и кто в нее входил. Смотреть фото Что такое могучая кучка и кто в нее входил. Смотреть картинку Что такое могучая кучка и кто в нее входил. Картинка про Что такое могучая кучка и кто в нее входил. Фото Что такое могучая кучка и кто в нее входил

Всегда ли их было пятеро?

Любопытно, но поначалу в составе творческого союза числились только четыре композитора – Кюи, Мусоргский, Римский-Корсаков и Балакирев. Они ежедневно собирались в доме Балакирева, и первое эти встречи больше походили на уроки – друзья музицировали, а после анализировали творения великих гениев музыкального искусства, дотошно разбирая техническую и творческую сторону каждого сочинения. Набравшись достаточно опыта, они стали давать настоящие концерты – пианисты Балакирев и Мусоргский играли дуэтом и порознь, Модест Петрович часто пел. Бывало, что композиторы ставили даже целые сцены из опер. Здесь же впервые звучали и их сочинения. Однако вскоре эта творческая идиллия была нарушена, и друзей временно осталось трое – в 1862 году по долгу своей профессии Римский-Корсаков отправился в кругосветное плавание. Вернулся он только три года спустя.

За время отсутствия морского офицера в коллектив влился А.П. Бородин, и произошло это тоже совершенно случайно. Осенью 1862 он возвращался из заграничной командировки, где на протяжении трех лет изучал достижения западных ученых в химии. Теперь же он мечтал о встрече со своими родными и друзьями. Среди дорогих ему людей был его коллега, товарищ по Медико-хирургической академии, С.П. Боткин. К нему Бородин и поспешил направиться. Знаменитый врач был ценителем музыки и также организовывал у себя дома музыкальные встречи. Именно на таком вечере Боткин и познакомил Бородина с Балакиревым. Творческие встречи продолжались, но пока без Римского-Корсакова. С ним Бородина знакомили заочно, исполняя его сочинения. По возвращению морского офицера знакомство состоялось лично. Это был 1865 год.

Немного о врагах «Могучей кучки»

Что такое могучая кучка и кто в нее входил. Смотреть фото Что такое могучая кучка и кто в нее входил. Смотреть картинку Что такое могучая кучка и кто в нее входил. Картинка про Что такое могучая кучка и кто в нее входил. Фото Что такое могучая кучка и кто в нее входил

Основным противником содружества был А.Г. Рубинштейн и его академическая петербургская школа. Кучкисты и Рубинштейн преследовали одну цель – развитие музыкальной культуры и образования в России, однако для ее достижения предлагали совершенно разные пути. Собственно, это и стало главной причиной конфликта. Балакиревцы считали, что русское искусство должно иметь свой путь развития и опираться только на национальную основу. Рубинштейн же был убежден, что отечественное искусство и образование нужно строить по западноевропейскому образцу. К слову, эту позицию основателя петербургской консерватории не разделяли не только композиторы кружка, но и практически все музыковеды XX века во главе со Стасовым. Они считали его взгляды пагубными для России.

Последователи «Балакиревского кружка»

Что такое могучая кучка и кто в нее входил. Смотреть фото Что такое могучая кучка и кто в нее входил. Смотреть картинку Что такое могучая кучка и кто в нее входил. Картинка про Что такое могучая кучка и кто в нее входил. Фото Что такое могучая кучка и кто в нее входил

Композиторы «Могучей кучки» во многом стали первооткрывателями, и значение их наследия для русской музыкальной культуры просто невозможно переоценить. Для последующих поколений эти пять гениальных художников стали не просто творческим содружеством, а настоящим созвездием талантов, прочно обосновавшимся на мировом музыкальном небосводе.

Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:

Фильм о Могучей кучке

Источник

«МОГУЧАЯ КУЧКА»

По­ми­мо Ба­ла­ки­рева в «Могучую кучку» вхо­ди­ли А.П. Бо­ро­дин, Ц.А. Кюи, М.П. Му­сорг­ский, Н.А. Рим­ский-Кор­са­ков, при­мы­ка­ли к ней А.С. Гус­са­ков­ский, H.H. Ло­ды­жен­ский, Н.В. Щер­ба­чёв, со вре­ме­нем ото­шед­шие от ком­по­зи­тор­ской дея­тель­но­сти.

Цен­тром музы­каль­но-про­све­ти­тель­ской дея­тель­но­сти «Могучей кучки» яви­лась Бес­плат­ная музыкальная шко­ла (соз­да­на в 1862 году по ини­циа­ти­ве Ба­ла­ки­ре­ва и Г.Я. Ло­ма­ки­на), в кон­цер­тах ко­то­рой ис­пол­ня­лись про­из­ве­де­ния чле­нов круж­ка и близ­ких по на­прав­ле­нию русских и за­ру­беж­ных ком­по­зи­то­ров.

Мо­да­лиз­мы (в т. ч. сим­мет­рич­ные ла­ды), слож­ные мет­ры, гар­мо­ническая и тем­бро­вая ко­ло­ри­сти­ка, другие осо­бен­но­сти рит­ма, гар­мо­нии и музыкальной фор­мы, не впи­сы­вав­шие­ся в эс­те­тические сте­рео­ти­пы западно-ев­ропейской клас­си­ко-ро­ман­тической му­зы­ки и проч­но во­шед­шие в ар­се­нал чле­нов круж­ка, ста­ли зна­ком национального свое­об­ра­зия русской ком­по­зи­тор­ской шко­лы, спо­соб­ст­во­ва­ли её ми­ро­во­му при­зна­нию, ока­зав влия­ние, в ча­ст­но­сти, на французских ком­по­зи­то­ров. Прин­ци­пы гар­мо­ни­за­ции народных пе­сен­ных ме­ло­дий бы­ли вы­ра­бо­та­ны Ба­ла­ки­ре­вым в сборниках «40 рус­ских на­род­ных пе­сен» (на ос­но­ве собственных за­пи­сей, сде­лан­ных во вре­мя по­езд­ки по Вол­ге с по­этом Н.В. Щер­би­ной в 1860 годы).

В русской музыкальной жиз­ни 1860-х годов «Могучая кучка» на­хо­ди­лась в кон­фрон­та­ции с Русским музы­каль­ным обществом и Санкт-Пе­тербургской консерваторией (во гла­ве с А.Г. Ру­бин­штей­ном).

С «Могучей кучкой» пре­ем­ст­вен­но свя­зан Бе­ля­ев­ский кру­жок.

Исторические источники:

Рим­ский-Кор­са­ков H. A. Ле­то­пись мо­ей му­зы­каль­ной жиз­ни. СПб., 1909. М., 1955.

Источник

Что такое Могучая кучка

Могучая кучка («Новая русская музыкальная школа») — это творческое объ­е­ди­не­ние гениальных русских композиторов, которое внесло огромный вклад в развитие музыкальной культуры России. Оно было образовано в середине ХIХ века.

В составе «Могучей кучки» были композиторы:

Что такое могучая кучка и кто в нее входил. Смотреть фото Что такое могучая кучка и кто в нее входил. Смотреть картинку Что такое могучая кучка и кто в нее входил. Картинка про Что такое могучая кучка и кто в нее входил. Фото Что такое могучая кучка и кто в нее входил

Ещё «Могучая кучка» называется «Новой русской музыкальной школой» или «Балакиревским кружком».

Могучая кучка на английском языке:

Почему их назвали «Могучей кучкой»?

«. сколько поэзии, чувства, таланта и уменья есть у маленькой, но уже могучей кучки русских музыкантов».
В. В. Стасов

Сами­ композиторы предложили название «Новая русская музыкальная школа».

Интересные факты о Могучей кучке

История не знает ни точной даты основания, ни даты распада «Могучей кучки», т. к. на протяжении долгого времени им не получалось встретиться всем вместе.

Датой основания принято считать концом 1850 – началом 1860 гг. и дату распада называют серединой 1870 гг.

Мусоргский и Бородин познакомились в военно-сухопутном госпитале ещё в 1856 году. В то время Мусоргский был дежурным офицером, а Бородин — дежурным врачом.

Музыкальный критик Стасов зачастую оказывается в числе Могучей кучки, хотя он не был композитором. Происходит это из-за огромнейшего влияния, которое он оказал на творческую деятельность этой группы.

История создания Могучей кучки

Их история начинается в 1855 году, когда Балакирев приехал в Петербург. Он знакомится с музыкальным критиком Стасовым, который идейно направляет неопытного, но очень одарённого, восемнадцатилетнего пианиста Балакирева.

В следующем, 1856 году, Балакирев знакомится с Ц. А. Кюи. Балакирев увлекает его своей смелостью в музыке и у Кюи появляется глубокий интерес к этому виду искусства.

Мусоргский познакомился с Балакиревым в 1857 году. Про эту встречу сам Мусоргский потом говорил, что «перед ним раскрылся новый, неведомый ему до сих пор мир».

Уже спустя несколько лет, в 1862 году им уже составили компанию Римский-Корсаков и Бородин. В то время Римский-Корсаков был очень молодым и по возрасту, и по музыкальным взглядам. А Бородин на то время уже был выдающимся учёным-химиком.

В начале 1863 года и была сформирована Могучая кучка.

В 1862 году, с помощью Г. Я. Ломакина, они смогли открыть Бесплатную музыкальную школу. Кроме этого целью «Могучей кучки» было донести до народа музыку профессиональных композиторов — сделать её понятной, и они этого достигли.

Завершение Могучей кучки

Мусоргский умер в 1881 году. Перед смертью у него были проблемы и финансового типа, и со здоровьем, что заставило его отойти от творчества.

Смерть Бородина в 1887 году поставила точку в деятельности Могучей кучки. После этого каждый композитор пошёл своей дорогой. Один только Стасов поддерживал отношения со всеми композиторами.

Только Римский-Корсаков продолжил свой путь в музыке — он стал педагогом и дирижёром Бесплатной музыкальной школы.

Источник

Что такое могучая кучка и кто в нее входил

Эпоху 60-х годов принято исчислять с 1855 года – даты бесславного окончания Крымской войны. Военное поражение царской России было последней каплей, переполнившей чашу народного терпения. По стране прокатилась волна крестьянских восстаний, которые нельзя было уже усмирить ни увещеваниями, ни пушками. Это было знаменательное время в общественной и культурной жизни России. Новые веяния проникали всюду; новое пробивало себе дорогу в науке, литературе, живописи, музыке и театре. Проведенная царским правительством как ответно-предупредительная мера против нараставшей волны революционно-демократического движения, реформа 1861 года фактически ухудшило положение крестьян. Лучшие умы России были заняты вопросом о судьбе родного народа, «гуманность и забота об улучшении человеческой жизни», по словам Н.Г.Чернышевского, определяли направление в развитии передовой русской науки, литературы и искусства. Не было ни одной области культуры, которая осталась бы в стороне от народно освободительных идей. Русские революционные демократы Чернышевский и Добролюбов, развивая идеи Белинского и Герцена, мощно двинули вперед материалистическую философию. Разработка материалистических положений обогатила различные области науки открытиями мирового значения. Достаточно напомнить, что в то время жили и работали математики П.А.Чебышев и С.В.Ковалевская, физик А.Г.Столетов, химики Д.И.Менделеев и А.М.Бутлеров, физиолог И.М.Сеченов, биолог И.И.Мечников.

Расцвет наступает и в русской литературе и искусстве. Эта эпоха дала человечеству непревзойденного певца крестьянской жизни Н.А.Некрасова; тонкого мастера слова, создавшего поэтические картины русской природы, замечательные образы русских людей, Тургенева; глубокого психолога, стремившегося познать самое сокровенное в человеческой душе, Достоевского; могучего писателя мыслителя Л.Н.Толстого.

В области музыки 60-е годы были также эпохой необыкновенно яркого расцвета. Крупные изменения наблюдаются в самом укладе музыкальной жизни. Если до середины 19 века музыкальная жизнь России была замкнутой, доступной лишь для привилегированной аристократической публики, то теперь её очаги приобретают гораздо более широкий, демократический характер. Возникает ряд организаций музыкально-просветительского характера, выдвигается целая плеяда крупнейших деятелей музыкального искусства: П.И.Чайковский, братья Рубинштейны, А.Н.Серов, В.В.Стасов, композиторы «Могучей кучки».

Появление Могучей кучки

Случайно употребленное Стасовым в 1867 году выражение «могучая кучка» прочно вошло в жизнь и стало служить общепринятым наименованием группы композиторов, куда входили: Милий Алексеевич Балакирев (1837-1910), Модест Петрович Мусоргский (1839-1881), Александр Порфирьевич Бородин (1833-1887), Николай Андреевич Римский-Корсаков (1844-1908) и Цезарь Антонович Кюи (1835-1918). Часто «Могучая кучка» именуется «Новой русской музыкальной школой», а также «Балакиревским кружком», по имени её руководителя М.А.Балакирева. За границей эту группу музыкантов называли «Пятёрка» по числу главных представителей. Композиторы «Могучей кучки» выступили на творческую арену в период огромного общественного подъёма 60-х годов 19 века.

История создания Балакиревского кружка такова: в 1855 году в Петербург из Казани приехал М.А.Балакирев. Восемнадцатилетний юноша был чрезвычайно одарён в музыкальном отношении. В начале 1856 года он с большим успехом выступает на концертной эстраде в качестве пианиста и обращает на себя внимание публики. Особенно большое значение для Балакирева приобретает его знакомство с В.В.Стасовым.

Владимир Васильевич Стасов – интереснейшая фигура в истории русского искусства. Критик, ученый искусствовед, историк и археолог, Стасов, выступая как музыкальный критик, был близким другом всех русских композиторов. Он был связан самой тесной дружбой буквально со всеми крупными русскими художниками, выступал в печати с пропагандой их лучших картин и тоже был их лучшим советчиком и помощником.

Сын выдающегося архитектора В.П.Стасова Владимир Васильевич родился в Петербурге, образование получил в училище правоведения. Служба Стасова на протяжении всей его жизни была связана с таким замечательным учреждением как публичная библиотека. Ему довелось лично знать Герцена, Чернышевского, Льва Толстого, Репина, Антокольского, Верещагина, Глинку.

Стасов слышал отзыв Глинки о Балакиреве: «В…Балакиреве нашел я взгляды, столь близко подходившие к моим». И, хотя Стасов был старше молодого музыканта почти на двенадцать лет, крепко подружился с ним на всю жизнь. Они постоянно проводят время за чтением книг Белинского, Добролюбова, Герцена, Чернышевского, причём Стасов, несомненно, более зрелый, развитой и образованный, блестяще знающий классическое и современное искусство, идейно руководит Балакиревым и направляет его.

В 1856 году на одном из университетских концертов Балакирев встречается с Цезарем Антоновичем Кюи, который учился в то время в Военно-инженерной академии и специализировался в области сооружения военных укреплений. Кюи очень любил музыку. В ранней молодости он даже занимался с польским композитором Монюшко.

Своими новыми и смелыми взглядами на музыку Балакирев увлекает Кюи, пробуждает в нём серьёзный интерес к искусству. Под руководством Балакирева Кюи пишет в 1857 году скерцо для фортепьяно в четыре руки, оперу «Кавказский пленник», а в 1859 году – одноактную комическую оперу «Сын мандарина».

Следующим композитором, присоединившимся к группе «Балакирев – Стасов – Кюи», был Модест Петрович Мусоргский. К моменту своего вступления в балакиревский кружок он был гвардейским офицером. Сочинять стал очень рано и очень скоро осознал, что должен посвятить свою жизнь музыке. Недолго думая, он, будучи уже офицером Преображенского полка, решил выйти в отставку. Несмотря на молодость (18 лет), Мусоргский проявлял большую разносторонность интересов: занимался музыкой, историей, литературой, философией. Его знакомство с Балакиревым произошло в 1857 году у А.С.Даргомыжского. Всё поразило Мусоргского в Балакиреве: и его наружность, и яркая своеобразная игра, и смелые мысли. Отныне Мусоргский становится частым посетителем Балакирева. Как говорил сам Мусоргский, «перед ним раскрылся новый, неведомый ему до сих пор мир».

В 1862 году к балакиревскому кружку присоединяются Н.А.Римский-Корсаков и А.П.Бородин. Если Римский-Корсаков был совсем молодым по возрасту членом кружка, взгляды и музыкальный талант которого только начинали определяться, то Бородин к этому времени был уже зрелым человеком, выдающимся учёным-химиком, дружески связанным с такими гигантами русской науки, как Менделеев, Сеченов, Ковалевский, Боткин.

В музыке Бородин был самоучкой. Своей сравнительно большой осведомлённостью в теории музыки он был обязан, главным образом, серьёзному знакомству с литературой камерной музыки. Ещё в годы студенчества в Медико-хирургической Академии Бородин, играя на виолончели, часто участвовал в ансамблях любителей музыки. По его свидетельству, он переиграл всю литературу смычковых квартетов, квинтетов, а также дуэтов и трио. До встречи с Балакиревым Бородин сам написал несколько камерных сочинений. Балакирев быстро оценил не только яркое музыкальное дарование Бородина, но его разностороннюю эрудицию.

Таким образом, к началу 1863 года можно говорить о сформировавшемся балакиревсом кружке.

Становление и развитие взглядов «кучкистов».

Большая заслуга в воспитании и развитии его участников в тот период принадлежала М.А.Балакиреву. Он был их вождём, организатором и учителем. «Кюи и Мусоргский нужны были ему как друзья, единомышленники, последователи, товарищи-ученики; но без них он мог бы действовать. Напротив, для них он был необходим как советчик и учитель, цензор и редактор, без которого они и шагу ступить бы не могли. Музыкальная практика и жизнь дала возможность яркому таланту Балакирева развиваться быстро. Развитие других началось позднее, шло медленнее и требовало руководителя. Этим руководителем и был Балакирев, добившийся всего своим изумительным разносторонне музыкальным талантом и практикою. » (Римский-Корсаков). Огромная воля, исключительно разностороннее музыкальное образование, темперамент – таковы личные качества, определившее его влияние на всех членов кружка. Методы занятий Балакирева с учениками были своеобразными. Он прямо задавал сочинять симфонии, увертюры, скерцо, оперные отрывки и т.д., а потом рассматривал и строго анализировал сделанное. Балакирев сумел внушить своим товарищам по кружку и необходимость широкого самообразования.

Помимо Балакирева, огромную роль в руководстве композиторской молодёжью принадлежала и В.В.Стасову. Участие Стасова в деятельности кучки было многообразным. Оно проявлялось прежде всего в содействии общему художественному воспитанию композиторов, во влиянии на идейную направленность их творчества. Нередко Стасов подсказывал сюжеты для произведений и помогал в их разработке и во всестороннем обсуждении уже созданных произведений. Он представлял композиторам разнообразные исторические материалы, находившиеся в его ведении, и не жалел сил для пропаганды их творчества.

Стасов первым выступил в печати и привлёк внимание общественности к сочинениям композиторов «Могучей кучки». Стасов являлся проводником идей русской демократической эстетики среди «кучкистов».

Так в повседневном общении с Балакиревым и Стасовым, в высказываниях и спорах об искусстве, в чтении передовой литературы постепенно росли и крепли взгляды и мастерство композиторов кружка. К этому времени у каждого из них было создано много крупных самостоятельных произведений. Так, Мусоргский написал симфоническую картину «Ночь на Лысой горе» и первую редакцию «Борис Годунов»; Римский-Корсаков – симфонические произведения «Антар», «Садко» и оперу «Псковитянка»; Балакиревым были сочинены его основные произведения: симфоническая поэма «В Чехии», увертюра «1000 лет», блестящая фортепьянная фантазия «Исламей», «Увертюра на три русские темы», музыка к трагедии Шекспира «Король Лир»; Бородин создал первую симфонию; Кюи окончил оперу «Ратклиф». Именно в этот период Стасов и назвал балакиревский кружок «маленькой, но уже могучей кучкой русских музыкантов».

Каждый из композиторов, входивших в «Могучую кучку», представляет собой яркую творческую индивидуальность и достоин самостоятельного изучения. Однако историческое своеобразие «Могучей кучки» заключалось в том, что это была группа не просто дружески расположенных друг к другу музыкантов, а творческий коллектив, боевое содружество передовых художников своего времени, спаянных идейным единством, общими художественными установками. В этом отношении «Могучая кучка» была типичным явлением своего времени. Подобные творческие содружества, кружки, товарищества, создавались в различных областях искусства. В живописи это была «Художественная артель», положившая затем начало «передвижничеству», в литературе – группа участников журнала «Современник». К этому же периоду относится и организация студенческих «коммун».

Композиторы «Могучей кучки» выступили как прямые продолжатели передовых течений русской культуры предшествующей эпохи. Они считали себя последователями Глинки и Даргомыжского, призванными продолжить и развивать их дело.

Русский народ в творчестве композиторов.

Ведущую линию в тематике произведений «кучкистов» занимают жизнь и интересы русского народа. Большинство композиторов «Могучей кучки» систематически записывало, изучало и разрабатывала образцы народного фольклора. Композиторы смело использовали народную песню и в симфонических, и в оперных произведениях («Царская невеста», «Снегурочка», «Хованщина», «Борис Годунов»).

Национальные стремления «Могучей кучки» были лишены, однако, какого бы то ни было оттенка национальной ограниченности. Композиторы относились с большой симпатией к музыкальным культурам других народов, что подтверждается многочисленными примерами использования в их произведениях украинских, грузинских, татарских, испанских,. Чешских и других национальных сюжетов и мелодий. Особенно большое место в творчестве «кучкистов» занимает восточный элемент ( «Тамара», «Исламей» Балакирева; «Князь Игорь» Бородина; «Шехерезада», «Антара», «Золотой петушок» Римского-Корсакова; «Хованщина» Мусоргского).

Создавая художественные произведения для народа, говоря на языке ему понятном и близком, композиторы делали свою музыку доступной самым широким слоям слушателей. Этой демократической устремлённостью объясняется большое тяготение «новой русской школы» к программности. «Программными» принято называть такие инструментальные произведения, в которых идеи, образы, сюжеты разъяснены самим композитором. Разъяснения автора может быть дано или в тексте-пояснении, прилагаемом к произведению, или в его заголовке. Программными являются и многие другие сочинения композиторов «Могучей кучки»: «Антар» и «Сказка» Римского-Корсакого, «Исламей» и «Король Лир» Балакирева, «Ночь на Лысой горе» и «Картинки с выставки» Мусоргского.

Развивая творческие принципы своих великих предшественников Глинки и Драгомыжского, члены «Могучей кучки» были вместе с тем и смелыми новаторами. Они не удовлетворялись достигнутым, а звали своих современников к «новым берегам», стремились к непосредственному живому отклику на требования и запросы современности, пытливо искали новых сюжетов, новых типов людей, новых средств музыкального воплощения.

Эти новые собственные дороги «кучкистам» приходилось прокладывать в упорной и непримиримой борьбе против всего реакционного и консервативного, в острых столкновениях с засильем иностранной музыке, которая издавна и упорно насаждалась русскими правителями и аристократией. Господствующим классам не могли быть по душе поистине революционные процессы, происходившие в литературе и в искусстве. Отечественное искусство не пользовалось сочувствием и поддержкой. Мало того, все, что было передового, прогрессивного преследовалось. В ссылку был отправлен Чернышевский, на его сочинениях лежала печать цензурного запрета. За пределами России жил Герцен. Художники, демонстративно вышедшие из Академии художеств, считались «подозрительными» и были взяты на учет царской охранкой. Влияние западноевропейских театров в России обеспечивалось всеми государственными привилегиями: итальянские труппы монопольно владели оперной сценой, иностранные антрепренёры пользовались широчайшими льготами, недоступными для отечественного искусства.

Преодолевая преграды, чинимые продвижению «национальной» музыки, нападки со стороны критиков, композиторы «Могучей кучки» упорно продолжали своё дело развития родного искусства и, как писал впоследствии Стасов, «товарищество Балакирева победило и публику, и музыкантов. Оно посеяло новое благодатное зерно, давшее вскоре роскошную и плодовитейшую жатву».

Балакиревский кружок обычно собирался в нескольких знакомых и близких между собою домах: у Л.И.Шестаковой (сестры М.И.Глинки), у Ц.А.Кюи, у Ф.П.Мусоргского (брата композитора), у В.В.Стасова. Собрания балакиревского кружка протекали всегда в очень оживлённой творческой атмосфере.

Члены балакиревского кружка часто встречались с писателями А.В.Григоровичем, А.Ф.Писемским, И.С.Тургеневым, художником И.Е.Репиным, скульптором М.А.Антокольским. Тесные связи были и с Петром Ильичём Чайковским.

Общественность и Могучая кучка.

Композиторы «Могучей кучки» вели большую общественно-просветительскую работу. Первым общественным проявлением деятельности балакиревского кружка явилось открытие в 1862 году Бесплатной музыкальной школы. Главным организатором были М.И.Балакирев и хормейстер Г.Я.Ломакин. Бесплатная музыкальная школа основной своей задачей ставила распространение музыкальных знаний среди широких масс населения.

Стремясь к широкому распространению своих идейно-художественных установок, к усилению творческого влияния на окружающую общественную среду, члены «Могучей кучки» не только использовали концертную трибуну, но и выступали на страницах печати. Выступления носили остро полемический характер, суждения имели подчас резкую, категорическую форму, что было обусловлено теми нападками и отрицательными оценками, которым подвергалась «Могучая кучка» со стороны реакционной критики.

Наряду со Стасовым в качестве выразителя взглядов и оценок новой русской школы выступал Ц.А.Кюи. С 1864 года он состоял постоянным музыкальным рецензентом газеты «С.-Петербургские ведомости». Кроме Кюи, с критическими статьями в прессе выступали Бородин и Римский-Корсаков. Несмотря на то, что критика не была их главной деятельностью, в своих музыкальных статьях и рецензиях они дали образцы метких и правильных оценок искусства и внесли значительный вклад в русское классическое музыковедение.

Влияние идей «Могучей кучки» проникает и в стены Петербургской консерватории. Сюда в 1871 году был приглашён Римский-Корсаков на должность профессора по классам инструментовки и сочинения. С этого времени деятельность Римского-Корсакова была неразрывно связана с консерваторией. Он становится той фигурой, которая концентрирует вокруг себя молодые творческие силы. Соединение передовых традиций «Могучей кучки» с солидной и прочной академической основой составили характерную особенность «школы Римского-Корсакова», которая была господствующим направлением в Петербургской консерватории с конца 70-х годов прошлого века до начала 20 века.

Уже к концу 70-х и началу 80-х годов творчество композиторов «Могучей кучки» завоёвывает широкую известность и признание не только у себя на родине, но и за рубежом. Горячим поклонником и другом «новой русской школы» был Ференц Лист. Лист энергично способствовал распространению в Западной Европе произведений Бородина, Балакирева, Римского-Корсакова. Горячими почитателями Мусоргского были французские композиторы Морис Равель и Клод Дебюсси, чешский композитор Яначек.

Постепенно роль руководителя передовых музыкальных сил переходит к Римскому-Корсакову. Он воспитывает молодое подрастающее поколение в консерватории, с 1877 года становится дирижёром Бесплатной музыкальной школы и инспектором музыкальных хоров морского ведомства. С 1883 года он ведёт педагогическую деятельность в Придворной певческой капелле.

Первым из деятелей «Могучей кучки» ушёл из жизни Мусоргский. Он умер в 1881 году. Последние годы жизни Мусоргского были очень тяжёлыми. Пошатнувшееся здоровье, материальная необеспеченность – всё это мешало композитору сосредоточиться на творческой работе, вызывало пессимистическое настроение и отчуждённость.

В 1887 году умер А.П.Бородин.

Со смертью Бородина пути оставшихся в живых композиторов «Могучей кучки» окончательно разошлись. Балакирев, замкнувшись в себе, совсем отошел от Римского-Корсакова, Кюи давно отстал от своих гениальных современников. Один Стасов оставался в прежних отношениях с каждым их трех.

Дольше всех прожили Балакирев и Кюи (Балакирев умер в 1910 году, Кюи – в 1918 году). Несмотря на то, что Балакирев вернулся к музыкальной жизни в конце 70-х годов (в начале 70-х годов Балакирев перестал заниматься музыкальной деятельностью), в нём уже не было энергии и обаяния, которые характеризовали его в пору 60-х годов. Творческие силы композитора угасли раньше жизни.

Балакирев продолжал руководить Бесплатной музыкальной школой и Придворной певческой капеллой. Заведенные им и Римским-Корсаковым учебные порядки в капелле привели к тому, что многие из ее воспитанников вышли на настоящую дорогу, став незаурядными музыкантами.

Творчество и внутренний облик Кюи также мало чем напоминали о прежней связи с «Могучей кучкой». Он успешно продвигался в своей второй специальности: в 1888 году стал профессором Военно-инженерной академии по кафедре фортификации и оставил в этой области много ценных печатных научных трудов.

Долго прожил и Римский-Корсаков (умер в 1908 году). В отличие от балакирева и Кюи его творчество до самого завершения шло по восходящей линии. Он оставался верен принципам реализма и народности, выработанными в пору великого демократического подъёма 60-х годов в «Могучей кучке».

На великих традициях «Могучей кучки» Римский-Корсаков воспитал целое поколение музыкантов. Среди них такие выдающиеся художники, как Глазунов, Лядов, Аренский, Лысенко, Спендиаров, Ипполитов-Иванов, Штейнберг, Мясковский и многие другие. Они донесли эти традиции живыми и действенными до нашего времени.

Влияние творчества «кучкистов» на мировое музыкальное искусство.

Творчество композиторов «Могучей кучки» принадлежит к лучшим достижениям мирового музыкального искусства. Опираясь на наследие первого классика русской музыки Глинки, Мусоргский, Бородин и Римский-Корсаков воплотили в своих произведениях идеи патриотизма, воспели великие силы народа, создали замечательные образы русских женщин. Развивая достижения Глинки в области симфонического творчества в программных и непрограммных сочинениях для оркестра, Балакирев, Римский-Корсаков и Бородин внесли огромный вклад в мировую сокровищницу симфонической музыки. Композиторы «Могучей кучки» создавали свою музыку на основе чудесных народных песенных мелодий, бесконечно обогащая ее этим. Они проявляли огромный интерес и уважение не только к русскому музыкальному творчеству, в их произведениях представлены темы украинские и польские, английские и индийские, чешские и сербские, татарские, персидские, испанские и многие другие.

Творчество композиторов «Могучей кучки» является высочайшим образцом музыкального искусства; вместе с тем оно доступно, дорого и понятно самым широким кругам слушателей. В этом его огромная непреходящая ценность.

Музыка, созданная этим маленьким, но могучим по своим силам коллективом, является высоким примером служения своим искусством народу, пример подлинной творческой дружбы, пример героического художественного труда.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *