Что такое модуль зубчатого зацепления

Модуль зубьев зубчатого колеса

Зубчатая передача впервые была освоена человеком в глубокой древности. Имя изобретателя осталось скрыто во тьме веков. Первоначально зубчатые передачи имели по шесть зубьев — отсюда и пошло название «шестерня». За многие тысячелетия технического прогресса передача многократно усовершенствовалась, и сегодня они применяются практически в любом транспортном средстве от велосипеда до космического корабля и подводной лодки. Используются они также в любом станке и механизме, больше всего шестеренок используется в механических часах.

Что такое модуль зубчатого зацепления. Смотреть фото Что такое модуль зубчатого зацепления. Смотреть картинку Что такое модуль зубчатого зацепления. Картинка про Что такое модуль зубчатого зацепления. Фото Что такое модуль зубчатого зацепления

Что такое модуль зубчатого колеса

Современные шестерни далеко ушли от своих деревянных шестизубых предков, изготавливаемых механиками с помощью воображения и мерной веревочки. Конструкция передач намного усложнилась, тысячекратно возросли скорость вращения и усилия, передаваемые через такие передачи. В связи с этим усложнились и методы их конструирования. Каждую шестеренку характеризует несколько основных параметров

Одним из самых универсальных характеристик является модуль зубчатого колеса. Существует для подвида — основной и торцевой.

В большинстве расчетов используется основной. Он рассчитывается применительно к делительной окружности и служит одним из важнейших параметров.

Для расчета этого параметра применяют следующие формулы:

Что такое модуль зубчатого зацепления. Смотреть фото Что такое модуль зубчатого зацепления. Смотреть картинку Что такое модуль зубчатого зацепления. Картинка про Что такое модуль зубчатого зацепления. Фото Что такое модуль зубчатого зацепления

Параметры зубчатых колес

Модуль зубчатого колеса можно рассчитать и следующим образом:

где h — высота зубца.

где De — диаметр окружности выступов,а z — число зубьев.

Что же такое модуль шестерни?

это универсальная характеристика зубчатого колеса, связывающая воедино такие его важнейшие параметры, как шаг, высота зуба, число зубов и диаметр окружности выступов. Эта характеристика участвует во всех расчетах, связанных с конструированием систем передач.

Формула расчета параметров прямозубой передачи

Чтобы определить параметры прямозубой шестеренки, потребуется выполнить некоторые предварительные вычисления. Длина начальной окружности равна π×D, где D — ее диаметр.

Что такое модуль зубчатого зацепления. Смотреть фото Что такое модуль зубчатого зацепления. Смотреть картинку Что такое модуль зубчатого зацепления. Картинка про Что такое модуль зубчатого зацепления. Фото Что такое модуль зубчатого зацепления

Расчет модуля зубчатого колеса

Шаг зацепления t – это расстояние между смежными зубами, измеренное по начальной окружности. Если это расстояние умножить на число зубов z, то мы должны получить ее длину:

проведя преобразование, получим:

Если разделить шаг на число пи, мы получим коэффициент, постоянный для данной детали зубчатой передачи. Он и называется модулем зацепления m.

размерность модуля шестерни — миллиметры. Если подставить его в предыдущее выражение, то получится:

выполнив преобразование, находим:

Отсюда вытекает физический смысл модуля зацепления: он представляет собой длину дуги начальной окружности, соответствующей одному зубцу колеса. Диаметр окружности выступов De получается равным

где h’- высота головки.

Высоту головки приравнивают к m:

Проведя математические преобразования с подстановкой, получим:

Диаметр окружности впадин Di соответствует De за вычетом двух высот основания зубца:

где h“- высота ножки зубца.

Для колес цилиндрического типа h“ приравнивают к значению в 1,25m:

Что такое модуль зубчатого зацепления. Смотреть фото Что такое модуль зубчатого зацепления. Смотреть картинку Что такое модуль зубчатого зацепления. Картинка про Что такое модуль зубчатого зацепления. Фото Что такое модуль зубчатого зацепления

Устройство зубчатого колеса

Выполнив подстановку в правой части равенства, имеем:

что соответствует формуле:

и если выполнить подстановку, то получим:

Иначе говоря, головка и ножка зубца относятся друг к другу по высоте как 1:1,25.

Следующий важный размер, толщину зубца s принимают приблизительно равной:

Поскольку шаг t приравнивается к суммарной толщине зубца s и впадины sв, получаем формулы для ширины впадины

Характеристики конструкции оставшейся части зубчатой детали определяются следующими факторами:

Детальные методики исчисления этих параметров приводятся в таких ВУЗовских курсах, как «Детали машин» и других. Модуль шестерни широко используется и в них как один из основных параметров.

Для отображения шестеренок методами инженерной графики используются упрощенные формулы. В инженерных справочниках и государственных стандартов можно найти значения характеристик, рассчитанные для типовых размеров зубчатых колес.

Исходные данные и замеры

На практике перед инженерами часто встает задача определения модуля реально существующей шестерни для ее ремонта или замены. При этом случается и так, что конструкторской документации на эту деталь, как и на весь механизм, в который она входит, обнаружить не удается.

Самый простой метод — метод обкатки. Берут шестерню, для которой характеристики известны. Вставляют ее в зубья тестируемой детали и пробуют обкатать вокруг. Если пара вошла в зацепление — значит их шаг совпадает. Если нет — продолжают подбор. Для косозубой выбирают подходящую по шагу фрезу.

Такой эмпирический метод неплохо срабатывает для зубчатых колес малых размеров.

Для крупных, весящих десятки, а то и сотни килограмм, такой способ физически нереализуем.

Результаты расчетов

Для более крупных потребуются измерения и вычисления.

Как известно, модуль равен диаметру окружности выступов, отнесенному к числу зубов плюс два:

Последовательность действий следующая:

Что такое модуль зубчатого зацепления. Смотреть фото Что такое модуль зубчатого зацепления. Смотреть картинку Что такое модуль зубчатого зацепления. Картинка про Что такое модуль зубчатого зацепления. Фото Что такое модуль зубчатого зацепления

Зубец колеса и его параметры

Данный метод подходит как для прямозубых колес, так и для косозубых.

Расчет параметров колеса и шестерни косозубой передачи

Расчетные формулы для важнейших характеристик шестерни косозубой передачи совпадают с формулами для прямозубой. Существенные различия возникают лишь при прочностных расчетах.

Источник

Модуль зубчатого колеса

Смотреть что такое «Модуль зубчатого колеса» в других словарях:

МОДУЛЬ ЗУБЧАТОГО КОЛЕСА — геометрический параметр, линейная величина, пропорциональная размерам зубчатого колеса. Различают осевой, окружной и нормальный модуль зубчатого колеса … Большой Энциклопедический словарь

модуль зубчатого колеса — отношение шага зубьев колеса (расстояние между соответствующими точками соседних зубьев, измеренное по дуге окружности) к числу π. Значения модуля зубчатого колеса стандартизованы. Геометрические размеры зубчатых колёс выбираются пропорционально… … Энциклопедический словарь

нормальный модуль зубьев конического зубчатого колеса — (mn) нормальный модуль Линейная величина, в раз меньшая нормального шага зубьев конического зубчатого колеса. Примечания 1. Различают нормальные модули: внешний (mne), средний (mnm), внутренний (mni) и др. (mnx) делительные; внешний (mnwe),… … Справочник технического переводчика

нормальный модуль цилиндрического зубчатого колеса — (mn) модуль Делительный нормальный модуль зубьев цилиндрического зубчатого колеса, принимаемый в качестве расчетного и равный модулю нормального исходного контура. Примечание В случаях, исключающих возможность возникновения недоразумений, индекс… … Справочник технического переводчика

окружной модуль зубьев конического зубчатого колеса — (mt) окружной модуль Линейная величина, в раз меньшая окружного шага зубьев конического зубчатого колеса. Примечание Различают окружные модули: внешний (mte), средний (mtm), внутренний (mti) и др. (mtx) делительные; внешний (mtwe), средний (mtwm) … Справочник технического переводчика

расчетный модуль конического зубчатого колеса — расчетный модуль Окружной или нормальный делительный модуль в расчетном сечении. Примечания 1. Расчетный модуль конического зубчатого колеса из семейства сопряженных конических зубчатых колес, форма и размеры зубьев которых определяются парой… … Справочник технического переводчика

Нормальный модуль цилиндрического зубчатого колеса т n — 2.1.2. Нормальный модуль цилиндрического зубчатого колеса т n Модуль Делительный нормальный модуль зубьев цилиндрического зубчатого колеса, принимаемый в качестве расчетного и равный модулю нормального исходного контура. Примечание. В случаях,… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

Нормальный модуль зубьев конического зубчатого колеса — 67. Нормальный модуль зубьев конического зубчатого колеса Нормальный модуль mn Источник: ГОСТ 19325 73: Передачи зубчатые конические. Термины, определения и обозначения … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

Окружной модуль зубьев конического зубчатого колеса — 59. Окружной модуль зубьев конического зубчатого колеса Окружной модуль mt Источник: ГОСТ 19325 73: Передачи зубчатые конические. Термины, определения и обозначения … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

Расчетный модуль конического зубчатого колеса — 146. Расчетный модуль конического зубчатого колеса Расчетный модуль Источник: ГОСТ 19325 73: Передачи зубчатые конические. Термины, определения и обозначения оригинал документа … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

Источник

Что такое модуль зубчатого зацепления

Что такое модуль зубчатого зацепления. Смотреть фото Что такое модуль зубчатого зацепления. Смотреть картинку Что такое модуль зубчатого зацепления. Картинка про Что такое модуль зубчатого зацепления. Фото Что такое модуль зубчатого зацепления

Что такое модуль зубчатого зацепления. Смотреть фото Что такое модуль зубчатого зацепления. Смотреть картинку Что такое модуль зубчатого зацепления. Картинка про Что такое модуль зубчатого зацепления. Фото Что такое модуль зубчатого зацепления

Для параметров зубчатого колеса справедливы следующие соотношения

Что такое модуль зубчатого зацепления. Смотреть фото Что такое модуль зубчатого зацепления. Смотреть картинку Что такое модуль зубчатого зацепления. Картинка про Что такое модуль зубчатого зацепления. Фото Что такое модуль зубчатого зацепления— диаметр окружности произвольного радиуса,

Что такое модуль зубчатого зацепления. Смотреть фото Что такое модуль зубчатого зацепления. Смотреть картинку Что такое модуль зубчатого зацепления. Картинка про Что такое модуль зубчатого зацепления. Фото Что такое модуль зубчатого зацепления— диаметр делительной окружности,

Что такое модуль зубчатого зацепления. Смотреть фото Что такое модуль зубчатого зацепления. Смотреть картинку Что такое модуль зубчатого зацепления. Картинка про Что такое модуль зубчатого зацепления. Фото Что такое модуль зубчатого зацепления— шаг по окружности произвольного радиуса,

Что такое модуль зубчатого зацепления. Смотреть фото Что такое модуль зубчатого зацепления. Смотреть картинку Что такое модуль зубчатого зацепления. Картинка про Что такое модуль зубчатого зацепления. Фото Что такое модуль зубчатого зацепления— шаг по делительной окружности,

Что такое модуль зубчатого зацепления. Смотреть фото Что такое модуль зубчатого зацепления. Смотреть картинку Что такое модуль зубчатого зацепления. Картинка про Что такое модуль зубчатого зацепления. Фото Что такое модуль зубчатого зацепления

Что такое модуль зубчатого зацепления. Смотреть фото Что такое модуль зубчатого зацепления. Смотреть картинку Что такое модуль зубчатого зацепления. Картинка про Что такое модуль зубчатого зацепления. Фото Что такое модуль зубчатого зацепления

В зависимости от соотношения между толщиной зуба и шириной впадины на делительной окружности зубчатые колеса делятся на:

Что такое модуль зубчатого зацепления. Смотреть фото Что такое модуль зубчатого зацепления. Смотреть картинку Что такое модуль зубчатого зацепления. Картинка про Что такое модуль зубчатого зацепления. Фото Что такое модуль зубчатого зацепления

Более подробно познакомиться с основными определениями и расчетными зависимостями можно в литературе [ 11.1 ] и в ГОСТ 16530-83.

Толщина зуба колеса по окружности произвольного радиуса .

Что такое модуль зубчатого зацепления. Смотреть фото Что такое модуль зубчатого зацепления. Смотреть картинку Что такое модуль зубчатого зацепления. Картинка про Что такое модуль зубчатого зацепления. Фото Что такое модуль зубчатого зацепления

Толщина зуба по дуге делительной окружности

Что такое модуль зубчатого зацепления. Смотреть фото Что такое модуль зубчатого зацепления. Смотреть картинку Что такое модуль зубчатого зацепления. Картинка про Что такое модуль зубчатого зацепления. Фото Что такое модуль зубчатого зацепления

Угловая толщина зуба по окружности произвольного радиуса из схемы на рис. 12.2

Что такое модуль зубчатого зацепления. Смотреть фото Что такое модуль зубчатого зацепления. Смотреть картинку Что такое модуль зубчатого зацепления. Картинка про Что такое модуль зубчатого зацепления. Фото Что такое модуль зубчатого зацепления

Подставляя в формулу угловой толщины эти зависимости, получим

Что такое модуль зубчатого зацепления. Смотреть фото Что такое модуль зубчатого зацепления. Смотреть картинку Что такое модуль зубчатого зацепления. Картинка про Что такое модуль зубчатого зацепления. Фото Что такое модуль зубчатого зацепления

Что такое модуль зубчатого зацепления. Смотреть фото Что такое модуль зубчатого зацепления. Смотреть картинку Что такое модуль зубчатого зацепления. Картинка про Что такое модуль зубчатого зацепления. Фото Что такое модуль зубчатого зацепления

Методы изготовления эвольвентных зубчатых колес .

Существует множество вариантов изготовления зубчатых колес. В их основу положены два принципиально отличных метода:

Из вариантов изготовления по способу копирования можно отметить:

Из вариантов изготовления по способу огибания наибольшее распространение имеют:

Для сокращения номенклатуры режущего инструмента стандарт устанавливает нормативный ряд модулей и определенные соотношения между размерами элементов зуба. Эти соотношения определяются:


Что такое модуль зубчатого зацепления. Смотреть фото Что такое модуль зубчатого зацепления. Смотреть картинку Что такое модуль зубчатого зацепления. Картинка про Что такое модуль зубчатого зацепления. Фото Что такое модуль зубчатого зацепления

По ГОСТ 13755-81 значения параметров исходного контура должны быть следующими:

Исходный производящий контур отличается от исходного высотой зуба h 0 = 2.5m.

Станочным зацеплением называется зацепление, образованное заготовкой колеса и инструментом, при изготовлении зубчатого колеса на зубообрабатывающем оборудовании по способу обката. Схема станочного зацепления колеса и инструмента с производящим контуром, совпадающим с исходным производящим контуром, изображена на рис. 12.4.

Что такое модуль зубчатого зацепления. Смотреть фото Что такое модуль зубчатого зацепления. Смотреть картинку Что такое модуль зубчатого зацепления. Картинка про Что такое модуль зубчатого зацепления. Фото Что такое модуль зубчатого зацепления

Основные размеры зубчатого колеса .

Определим основные размеры эвольвентного зубчатого колеса, используя схему станочного зацепления (рис. 12.4).

Что такое модуль зубчатого зацепления. Смотреть фото Что такое модуль зубчатого зацепления. Смотреть картинку Что такое модуль зубчатого зацепления. Картинка про Что такое модуль зубчатого зацепления. Фото Что такое модуль зубчатого зацепления

Что такое модуль зубчатого зацепления. Смотреть фото Что такое модуль зубчатого зацепления. Смотреть картинку Что такое модуль зубчатого зацепления. Картинка про Что такое модуль зубчатого зацепления. Фото Что такое модуль зубчатого зацепления

Что такое модуль зубчатого зацепления. Смотреть фото Что такое модуль зубчатого зацепления. Смотреть картинку Что такое модуль зубчатого зацепления. Картинка про Что такое модуль зубчатого зацепления. Фото Что такое модуль зубчатого зацепления

Так как стночно-начальная прямая перекатывается в процессе огибания по делительной окружности без скольжения, то дуга s-s по делительной окружности колеса равна ширине впадины e-e по станочно-начальной прямой инструмента. Тогда, c учетом схемы на рис. 12.5, можно записать

Что такое модуль зубчатого зацепления. Смотреть фото Что такое модуль зубчатого зацепления. Смотреть картинку Что такое модуль зубчатого зацепления. Картинка про Что такое модуль зубчатого зацепления. Фото Что такое модуль зубчатого зацепления

Что такое модуль зубчатого зацепления. Смотреть фото Что такое модуль зубчатого зацепления. Смотреть картинку Что такое модуль зубчатого зацепления. Картинка про Что такое модуль зубчатого зацепления. Фото Что такое модуль зубчатого зацепления

Виды зубчатых колес (Классификация по величине смещения) .

В зависимости от расположения исходного производящего контура относительно заготовки зубчатого колеса, зубчатые колеса делятся на нулевые или без смещения, положительные или с положительным смещением, отрицательные или с отрицательным смещением.

Что такое модуль зубчатого зацепления. Смотреть фото Что такое модуль зубчатого зацепления. Смотреть картинку Что такое модуль зубчатого зацепления. Картинка про Что такое модуль зубчатого зацепления. Фото Что такое модуль зубчатого зацепления

Подрезание и заострение зубчатого колеса .

Что такое модуль зубчатого зацепления. Смотреть фото Что такое модуль зубчатого зацепления. Смотреть картинку Что такое модуль зубчатого зацепления. Картинка про Что такое модуль зубчатого зацепления. Фото Что такое модуль зубчатого зацепления

На рис. 12.7 изображены два эвольвентных зуба для которых

Что такое модуль зубчатого зацепления. Смотреть фото Что такое модуль зубчатого зацепления. Смотреть картинку Что такое модуль зубчатого зацепления. Картинка про Что такое модуль зубчатого зацепления. Фото Что такое модуль зубчатого зацепления

Для термобработанных зубчатых колес с высокой поверхностной прочностью зуба заострение вершины зуба является нежелательным. Термообработка зубьев (азотирова-ние, цементация, цианирование), обеспечивающая высо Рис. 12.7 кую поверхностную прочность и твердость зубьев при сохранении вязкой серцевины, осуществляется за счет насыщения поверхностных слоев углеродом. Вершины зубьев, как выступающие элементы колеса, насыщаются углеродом больше. Поэтому после закалки они становятся более твердыми и хрупкими. У заостренных зубьев появляется склонность к скалыванию зубьев на вершинах. Поэтому рекомендуется при изготовлении не допускать толщин зубьев меньших некоторых допустимых значений. То есть заостренным считается зуб у которого

Что такое модуль зубчатого зацепления. Смотреть фото Что такое модуль зубчатого зацепления. Смотреть картинку Что такое модуль зубчатого зацепления. Картинка про Что такое модуль зубчатого зацепления. Фото Что такое модуль зубчатого зацепления

При этом удобнее пользоваться относительными величинами [s a /m ]. Обычно принимают следующие допустимые значения

улучшение, нормализация [s a /m ] = 0.2;

цианирование, азотирование [s a /m ] = 0.25. 0.3;

цементация [s a /m ] = 0.35. 0.4.

Подрезание эвольвентных зубьев в станочном зацеплении

Источник

Глава 8. зацепления зубчатые

Что такое модуль зубчатого зацепления. Смотреть фото Что такое модуль зубчатого зацепления. Смотреть картинку Что такое модуль зубчатого зацепления. Картинка про Что такое модуль зубчатого зацепления. Фото Что такое модуль зубчатого зацепления

Что такое модуль зубчатого зацепления. Смотреть фото Что такое модуль зубчатого зацепления. Смотреть картинку Что такое модуль зубчатого зацепления. Картинка про Что такое модуль зубчатого зацепления. Фото Что такое модуль зубчатого зацепленияЗацепления зубчатые относятся к передачам (подвиж­ным соединениям) и передают движение от двигателя к ис­полнитель­ным механизмам. К составным частям зубчатых передач отно­сятся зубчатые колеса (цилиндрические, кони­ческие), червяки, рейки.

Что такое модуль зубчатого зацепления. Смотреть фото Что такое модуль зубчатого зацепления. Смотреть картинку Что такое модуль зубчатого зацепления. Картинка про Что такое модуль зубчатого зацепления. Фото Что такое модуль зубчатого зацепления

Что такое модуль зубчатого зацепления. Смотреть фото Что такое модуль зубчатого зацепления. Смотреть картинку Что такое модуль зубчатого зацепления. Картинка про Что такое модуль зубчатого зацепления. Фото Что такое модуль зубчатого зацепленияДиаметр делительной ок­ружности d является од­ним из основных параметров, по кото­рому произ­водят расчет зубча­того ко­леса:

где z – число зубьев;

Модуль зацепления m – это часть диаметра делительной ок­ружности, приходящейся на один зуб:

где t – шаг зацепления.

Диаметр окружности выступов зубьев :

Диаметр окружности впадин :

Что такое модуль зубчатого зацепления. Смотреть фото Что такое модуль зубчатого зацепления. Смотреть картинку Что такое модуль зубчатого зацепления. Картинка про Что такое модуль зубчатого зацепления. Фото Что такое модуль зубчатого зацепления

Служит для передачи вращения при параллельных осях валов.

Что такое модуль зубчатого зацепления. Смотреть фото Что такое модуль зубчатого зацепления. Смотреть картинку Что такое модуль зубчатого зацепления. Картинка про Что такое модуль зубчатого зацепления. Фото Что такое модуль зубчатого зацепления Что такое модуль зубчатого зацепления. Смотреть фото Что такое модуль зубчатого зацепления. Смотреть картинку Что такое модуль зубчатого зацепления. Картинка про Что такое модуль зубчатого зацепления. Фото Что такое модуль зубчатого зацепления

ГОСТ 9563-60 предусматривает два ряда модулей m = 0,05…100 мм.

Ряд 1: … 0,5; 0,6; 0,8; 1; 1,25; 1,5; 2; 2,5; 3; 4; 5; 6; 8; 10; 12; 16 …

Ряд 2: … 0,55; 0,7; 0,9; 1,125; 1,375; 1,75; 2,25; 2,75; 3,5; 4,5; 5,5; 7; 9; 11; 14 …

Что такое модуль зубчатого зацепления. Смотреть фото Что такое модуль зубчатого зацепления. Смотреть картинку Что такое модуль зубчатого зацепления. Картинка про Что такое модуль зубчатого зацепления. Фото Что такое модуль зубчатого зацепления

Служит для преобразования вращательного движения в возвратно-посту­пательное.

Что такое модуль зубчатого зацепления. Смотреть фото Что такое модуль зубчатого зацепления. Смотреть картинку Что такое модуль зубчатого зацепления. Картинка про Что такое модуль зубчатого зацепления. Фото Что такое модуль зубчатого зацепления Что такое модуль зубчатого зацепления. Смотреть фото Что такое модуль зубчатого зацепления. Смотреть картинку Что такое модуль зубчатого зацепления. Картинка про Что такое модуль зубчатого зацепления. Фото Что такое модуль зубчатого зацепления

ГОСТ 9563-60 предусматривает два ряда модулей m = 0,05…100 мм.

Ряд 1: … 0,5; 0,6; 0,8; 1; 1,25; 1,5; 2; 2,5; 3; 4; 5; 6; 8; 10; 12; 16 …

Ряд 2: … 0,55; 0,7; 0,9; 1,125; 1,375; 1,75; 2,25; 2,75; 3,5; 4,5; 5,5; 7; 9; 11; 14 …

Примечание. Ряд 1 следует предпочитать ряду 2.

Что такое модуль зубчатого зацепления. Смотреть фото Что такое модуль зубчатого зацепления. Смотреть картинку Что такое модуль зубчатого зацепления. Картинка про Что такое модуль зубчатого зацепления. Фото Что такое модуль зубчатого зацепления

Служит для передачи вращательного движения между валами со скрещивающимися осями.

Что такое модуль зубчатого зацепления. Смотреть фото Что такое модуль зубчатого зацепления. Смотреть картинку Что такое модуль зубчатого зацепления. Картинка про Что такое модуль зубчатого зацепления. Фото Что такое модуль зубчатого зацепления Что такое модуль зубчатого зацепления. Смотреть фото Что такое модуль зубчатого зацепления. Смотреть картинку Что такое модуль зубчатого зацепления. Картинка про Что такое модуль зубчатого зацепления. Фото Что такое модуль зубчатого зацепления

ГОСТ 19672-74 устанавливает два ряда значений модулей m (мм).

Ряд 1: … 1; 1,25; 1,6; 2; 2,5; 3,15; 4; 5; 6,3; 8; 10 …

Ряд 2: … 1,5; 3; 3,5; 6; 7 …

Примечание. Ряд 1 следует предпочитать ряду 2.

Что такое модуль зубчатого зацепления. Смотреть фото Что такое модуль зубчатого зацепления. Смотреть картинку Что такое модуль зубчатого зацепления. Картинка про Что такое модуль зубчатого зацепления. Фото Что такое модуль зубчатого зацепления

Служит для передачи вращения при пересекающихся осях валов.

Что такое модуль зубчатого зацепления. Смотреть фото Что такое модуль зубчатого зацепления. Смотреть картинку Что такое модуль зубчатого зацепления. Картинка про Что такое модуль зубчатого зацепления. Фото Что такое модуль зубчатого зацепления Что такое модуль зубчатого зацепления. Смотреть фото Что такое модуль зубчатого зацепления. Смотреть картинку Что такое модуль зубчатого зацепления. Картинка про Что такое модуль зубчатого зацепления. Фото Что такое модуль зубчатого зацепления

ГОСТ 9563-60 предусматривает два ряда модулей m  = 0,05…100 мм.

Ряд 1: … 0,5; 0,6; 0,8; 1; 1,25; 1,5; 2; 2,5; 3; 4; 5; 6; 8; 10; 12; 16 …

Ряд 2: … 0,55; 0,7; 0,9; 1,125; 1,375; 1,75; 2,25; 2,75; 3,5; 4,5; 5,5; 7; 9; 11; 14 …

Примечание. Ряд 1 следует предпочитать ряду 2.

Источник

Модуль зубьев зубчатого колеса: расчет, стандартные, определение

Что такое модуль зубчатого зацепления. Смотреть фото Что такое модуль зубчатого зацепления. Смотреть картинку Что такое модуль зубчатого зацепления. Картинка про Что такое модуль зубчатого зацепления. Фото Что такое модуль зубчатого зацепления

Что такое модуль зубчатого зацепления. Смотреть фото Что такое модуль зубчатого зацепления. Смотреть картинку Что такое модуль зубчатого зацепления. Картинка про Что такое модуль зубчатого зацепления. Фото Что такое модуль зубчатого зацепленияЗацепления зубчатые относятся к передачам (подвиж­ным соединениям) и передают движение от двигателя к ис­полнитель­ным механизмам. К составным частям зубчатых передач отно­сятся зубчатые колеса (цилиндрические, кони­ческие), червяки, рейки

Примечание. Ряд 1 следует предпочитать ряду 2.

Примечание. Ряд 1 следует предпочитать ряду 2.

Примечание. Ряд 1 следует предпочитать ряду 2.

Примечание. Ряд 1 следует предпочитать ряду 2.

Зубчатые передачи

Что такое модуль зубчатого зацепления. Смотреть фото Что такое модуль зубчатого зацепления. Смотреть картинку Что такое модуль зубчатого зацепления. Картинка про Что такое модуль зубчатого зацепления. Фото Что такое модуль зубчатого зацепленияЗубчатые передачи — это механизм или часть механизма механической передачи, в состав которого входят зубчатые колёса. Зубчатые передачи служат для того, чтобы непрерывно передавать силу и крутящий момент двух валов, расположение которых определяет тип имеющейся зубчатой передачи. Вот о том, что представляют зубчатые передачи, мы и поговорим в этой статье.

Типы зубчатых передач

Что такое модуль зубчатого зацепления. Смотреть фото Что такое модуль зубчатого зацепления. Смотреть картинку Что такое модуль зубчатого зацепления. Картинка про Что такое модуль зубчатого зацепления. Фото Что такое модуль зубчатого зацепления

Эвольвентное зацепление

Что такое модуль зубчатого зацепления. Смотреть фото Что такое модуль зубчатого зацепления. Смотреть картинку Что такое модуль зубчатого зацепления. Картинка про Что такое модуль зубчатого зацепления. Фото Что такое модуль зубчатого зацепления

Все прямозубые цилиндрические передачи с одинаковым модулем зацепления могут из­готавливаться на одном оборудовании, не­зависимо от количества зубьев и размеров головки.

Модули зацепления цилиндрических и ко­нических зубчатых колес стандартизированы по DIN 780; модули зацепления червячных пе­редач по DIN 780; модули шлицевых соедине­ний по DIN 5480; модули зубчатого зацепле­ния нормального профиля для шестерен со спиральными зубьями по DIN 780.

Что такое модуль зубчатого зацепления. Смотреть фото Что такое модуль зубчатого зацепления. Смотреть картинку Что такое модуль зубчатого зацепления. Картинка про Что такое модуль зубчатого зацепления. Фото Что такое модуль зубчатого зацепленияЧто такое модуль зубчатого зацепления. Смотреть фото Что такое модуль зубчатого зацепления. Смотреть картинку Что такое модуль зубчатого зацепления. Картинка про Что такое модуль зубчатого зацепления. Фото Что такое модуль зубчатого зацепления

Форма зубьев

Что такое модуль зубчатого зацепления. Смотреть фото Что такое модуль зубчатого зацепления. Смотреть картинку Что такое модуль зубчатого зацепления. Картинка про Что такое модуль зубчатого зацепления. Фото Что такое модуль зубчатого зацепленияДля прямозубых цилиндрических передач форма зубьев определяется DIN 867, DIN 58400; конических передач — DIN 3971; чер­вячных передач — DIN 3975; шлицевых соеди­нений — DIN 5480 (см. рис. «Прямые и косые зубья (наружное зацепление)» ).

Форма зубьев гипоидных передач регла­ментируется стандартом DIN 867. В допол­нение к стандартным углам зацепления (20° для зубчатых передач и 30° для шлицевых соединений) применяются также и углы заце­пления 12°, 14°30 15°, 17°30′| 22°30′ и 25°.

Рис. Характеристики прямозубой цилиндрической передачи передачи (циклоидное зацепление)

Что такое модуль зубчатого зацепления. Смотреть фото Что такое модуль зубчатого зацепления. Смотреть картинку Что такое модуль зубчатого зацепления. Картинка про Что такое модуль зубчатого зацепления. Фото Что такое модуль зубчатого зацепленияЧто такое модуль зубчатого зацепления. Смотреть фото Что такое модуль зубчатого зацепления. Смотреть картинку Что такое модуль зубчатого зацепления. Картинка про Что такое модуль зубчатого зацепления. Фото Что такое модуль зубчатого зацепления

Коррегирование зубчатого зацепления

Что такое модуль зубчатого зацепления. Смотреть фото Что такое модуль зубчатого зацепления. Смотреть картинку Что такое модуль зубчатого зацепления. Картинка про Что такое модуль зубчатого зацепления. Фото Что такое модуль зубчатого зацепленияКоррегирование зубчатого зацепления (из­менение высоты головки зуба (см. рис. «Коррегирование зубчатого зацепления прямозубой цилиндрической передачи (циклоидное зацепление)» ) применяется для предотвращения подреза­ния у шестерен с малым количеством зубьев. Оно позволяет увеличить прочность ножки зуба и точно обеспечить межосевое расстояние.

Зубчатые передачи с точно заданным межосевым расстоянием

У зубчатых пар с точно заданным межосевым расстоянием изменение высоты головки зуба для шестерни и зубчатого колеса произво­дится на одинаковую величину, но в противо­положных направлениях, что позволяет сохранить межосевое расстояние неизменным. Такое решение применяется в гипоидных и косозубых передачах.

Зубчатые передачи с изменяемым межосевым расстоянием

Изменение высоты головки зуба для ше­стерни и зубчатого колеса производится независимо друг от друга, поэтому межосе­вое расстояние передачи может изменяться. Допускаемые отклонения линейных разме­ров зубчатых передач регламентированы. Для прямозубых цилиндрических передач — DIN 3960, DIN 58405; для конических передач — DIN 3971; червячных передач — DIN 3975.

Подставляя jη = 0 в приведенные ниже формулы, рассчитывают параметры за­цепления без зазора между зубьями. Для определения зазора между зубьями допу­скаемые отклонения толщины зубьев и зоны их зацепления принимают в соответствии со стандартами DIN 3967 и DIN 58405 в за­висимости от требуемой степени точности зубчатой передачи.

Следует отметить, что не обязательно стремиться к нулевому за­зору между зубьями. Для компенсации имею­щихся отклонений размеров зубьев и сборки шестерен достаточно иметь минимальный зазор, который, кроме того, предотвращает возможность заклинивания зубчатых колес.

Допускаемые отклонения других расчетных параметров (зазор между ножками двух смежных зубьев, межцентровое расстояние) приведены в стандартах DIN 3963, DIN 58405, DIN 3962 Т2, DIN 3967, DIN 3964.

Расчетные формулы для зубчатых передач

Что такое модуль зубчатого зацепления. Смотреть фото Что такое модуль зубчатого зацепления. Смотреть картинку Что такое модуль зубчатого зацепления. Картинка про Что такое модуль зубчатого зацепления. Фото Что такое модуль зубчатого зацепления

Степени точности зубчатых передач (DIN 3961…..3964)

Зубчатые передачи стартера

Система допускаемых отклонений для зубчатых передач по «Стандарту межосевых расстояний» (DIN 3961) применяется в сило­вых приводах, где требуемый зазор между зубьями обеспечивается отрицательными допусками толщины зубьев. Эта система неприменима для зубчатых передач автомо­бильных стартеров, поскольку они работают со значительно большими зазорами между зубьями, которые обеспечиваются увеличе­нием межосевого расстояния.

Модули зубчатых передач стартеров

Большой крутящий момент, необходимый для пуска двигателя, требует применения зубчатой передачи с большим передаточным отношением (i = 10-20). Поэтому шестерня стартера имеет малое количество зубьев (z = 9-11), обычно с положительным смещением.

Для шага зубьев принято следующее обозна­чение: количество зубьев, равное, например, 9/10, означает нарезку девяти зубьев на за­готовке, рассчитанной по диаметру на 10 зу­бьев, и соответствует смещению +0,5. При этом допускаются небольшие отклонения величины коэффициента х.

(Это обозначе­ние нельзя смешивать с обозначением Р 8/10, приведенным ниже).

Стандарты зубчатых передач США

Полная высота зуба

В стандартах США полная высота зуба обо­значается как высота головки ha = т, что соответствует величине т в стандартах Гер­мании.

Ножка зуба

Система обозначений и преобразований

Расчет наибольшего допустимого давления зубчатых передач

Ниже приведены расчетные формулы, кото­рые могут применяться вместо стандартного расчета DIN 3990 «Расчет несущей способ­ности зубчатых передач». Эти зависимости применимы для расчета нагрузки транс­миссионных зубчатых пар, работающих в стандартном режиме.

Величины и единицы измерения для расчета наибольшего допустимого давления

Необходимое сопротивление усталост­ному выкрашиванию и изнашиванию металла для шестерни (колесо 1) вследствие высо­кого контактного давления достигается, если величина оценки сопротивления выкрашива­нию Sw равна или больше 1.

В случае зубча­того зацепления с z1 Читайте также: Кованые кровати (46 фото): круглые, семейные, детские

При оценке сопро­тивления выкрашиванию металла зубчатых колес Sw расчетный срок их службы может изменяться за счет коэффициента срока службы ф.

Коэффициент допустимого контактного давления kperm в H/mm2 для срока службы Lh = 5000 ч

Прочностные характеристики материалов для изготовления зубчатых передач приве­дены в табл. «Параметры материалов зубчатых передач«.

Коэффициент срока службы ф

Необходимая величина сопротивления разрушению зуба обеспечивается при SF ⩾ 1 для шестерни (колесо 1).

Если шестерня изготовлена из более проч­ного материала, чем зубчатое колесо 2, сле­дует также произвести проверочный расчет зубчатого колеса на изгибающие нагрузки.

Расчет зубчатого зацепления на изгиб и разрушение зуба

Коэффициент профиля зуба YFa

Скоростной фактор fv

[1] Оценка действительна для А = 6 (средний уровень точности).

В следующей статье я расскажу об электрических свойствах материалов.

Примерный расчет элементов зубчатого колеса

Длина всякой окружности равна ΠD; следовательно, длина начальной окружности зубчатого колеса будет выражена формулой Πd,.

Шагом t зацепления называется длина дуги начальной окружности между обращенными в одну сторону (левыми или правыми) профилями двух смежных зубьев см 517, б.

Если размер этой дуги взять столько раз, сколько имеется зубьев у колеса, т. е. z раз, то также получим длину начальной окружности; следовательно,

Отношение шага t зацепления к числу Π называется модулем зацепления, который обозначают буквой m, т. е.

Модуль выражается в миллиметрах. Подставив это обозначение в формулу для d, получим.

Следовательно, модуль можно назвать длиной, приходящейся по диаметру начальной окружности на один зуб колеса. Диаметр выступов равен диаметру начальной окружности плюс две высоты головки зуба (фиг. 517, б) т.е.

Высоту h’ головки зуба принимают равной модулю, т. е. h’ = m. Выразим через модуль правую часть формулы:

Из фиг. 517,б видно также, что диаметр окружности впадин равен диаметру начальной окружности минус две высоты ножки зуба, т. е.

Толщину зуба s для необработанных литых зубьев принимают приблизительно равной 1,53m, а для обработанных на станках зубьев (например, фрезерованных) — равной приблизительно половине шага t зацепления, т. е. 1,57m.

Зная, что шаг t зацепления равен толщине s зуба плюс ширина sв впадины (t = s + sв) (Величину шага t определяем по формуле t/Π = m или t = Πm ), заключаем, что ширина впадины для колес с литыми необработанными зубьями.

Конструктивное оформление остальной части колеса зависит от усилий, которые испытывает колесо во время работы, от формы деталей, соприкасающихся с данным колесом, и др. Подробные расчеты размеров всех элементов зубчатого колеса даются в курсе «Детали машин». Для выполнения графического изображения зубчатых колес можно принять следующие приблизительные соотношения между их элементами:

Толщина обода e = t/2

Диаметр отверстия для вала Dв ≈ 1/в De Диаметр ступицы Dcm = 2Dв Длина зуба (т. е. толщина зубчатого венца колеса) b = (2 ÷ 3) t Толщина диска К = 1/3b Длина ступицы L = 1,5Dв : 2,5Dв

Размеры t1 и b шпоночного паза берутся из таблицы №26. После определения числовых величин модуля зацепления и диаметра отверстия для вала необходимо полученные размеры согласовать с ГОСТ 9563-60 (см таблицу №42) на модули и на нормальные линейные размеры по ГОСТ 6636-60 (таблица №43).

Модули (согласно ГОСТ 9563-60) Таблица №42.

Что такое модуль зубчатого зацепления. Смотреть фото Что такое модуль зубчатого зацепления. Смотреть картинку Что такое модуль зубчатого зацепления. Картинка про Что такое модуль зубчатого зацепления. Фото Что такое модуль зубчатого зацепления

Нормальные линейные размеры. Таблица №43. (Выдержка из ГОСТ 6636-60)

Что такое модуль зубчатого зацепления. Смотреть фото Что такое модуль зубчатого зацепления. Смотреть картинку Что такое модуль зубчатого зацепления. Картинка про Что такое модуль зубчатого зацепления. Фото Что такое модуль зубчатого зацепления

Если они отличаются от табличных значений, надо взять ближайшие большие табличные значения и пересчитать все величины, зависящие от вновь выбранного модуля или диаметра отверстия.

Вычерчивание контура зуба

Определение основных геометрических параметров зубчатых колес

Основными параметрами зубчатого колеса с эвольвентным профилем зубьев являются: модуль т, число зубьев z, угол зацепления а, величина смещения инструментальной рейки при нарезании зубчатого колеса.

Число зубьев, диаметры окружностей вершин и впадин зубьев можно измерить непосредственно, остальные параметры вычисляют в результате расчета.

Подсчитав число зубьев z, нетрудно определить модуль зацепления, используя свойство эвольвенты: нормаль в любой точке эвольвенты является касательной к основной окружности. Поэтому при охвате нескольких зубьев колеса губками штангенциркуля (размер АВ, рис. 2.5.1) линия АВ будет касательной к основной окружности и нормальной профилям зубьев.

Если отрезок АВ катить по основной окружности, то по свойству эвольвенты точка А придет в точку А0, точка В — в точку В0 и точка D — в точку D0. Тогда

Таким образом, измерив вначале длину общей нормали Wzn (мм), соответствующей числу зубьев z„, а затем размер Wzn+ь охватив губками штангенциркуля на один зуб больше, рь

шаг по основной окружности — определим как разность двух измерений:

Это выражение действительно только в том случае, когда губки штангенциркуля касаются эвольвентной части профиля зуба.

Рис. 2.5.1. Схема замера

Чтобы не возникло кромочного контакта, необходимо правильно выбрать zn (табл. 2.5.1).

Число зубьев колеса12-1819-2728-3637-4546-5455-6364-7273-81
23456789

Модуль зацепления определим по формуле

Полученное значение модуля сопоставим со стандартным значением (табл. 2.5.2) и примем его ближайшее значение.

т, мм2,002,252,502,753,003,25
Рь, мм5,9046,6427,3808,8188,8569,954
т, мм3,503,754,004,505,005,50
Рь, мм10,3311,0711,80813,2814,7616,84

По уточненному значению модуля рассчитаем шаги зацепления по делительной и основной окружностям.

Для определения величины смещения при нарезании зубчатого колеса инструментальной рейкой необходимо измерить толщину зуба по основной окружности, сопоставить результат с расчетным значением той же толщины зуба для колеса, нарезанного без смещения, и найти коэффициент смещения инструментальной рейки:

где sb = Wzn+l — znpb — толщина зуба по основной окружности данного колеса; sb = mcosa(^ + zinva) — толщина зуба по основной окружности зубчатого колеса, нарезанного при х = 0; a = 20°; inv 20° = 0,0149.

При проведении обмера зубчатых колес необходимо измерить также диаметры окружностей выступов da и впадин df.

Если число зубьев шестерни z четное, то оба диаметра могут быть непосредственно измерены штангенциркулем (рис. 2.5.2, а) При нечетном числе зубьев измерение проводится по схеме, изображенной на рис. 2.5.2, б.

Рис. 2.5.2. Определение диаметров при четном (а) и нечетном (б) числе зубьев

Для определения диаметра окружности выступов измеряется диаметр отверстия шестерни ((/0Тв) и размер//’. Тогда диаметр окружности выступов

Аналогично измеряется диаметр окружности впадин:

Зная диаметр окружности выступов, можно определить коэффициент высоты зуба нулевого колеса:

Зная диаметр окружности выступов, можно определить коэффициент высоты зуба нулевого колеса:

Для проведения этой работы необходимо иметь набор зубчатых колес разных модулей и с разным количеством зубьев и измерительный инструмент — штангенциркуль.

Порядок выполнения работы

измерив диаметр da окружности вершин.

6. Измерить d/диаметр окружности впадин.

Примечание: da и df при четном числе z измерить штангенциркулем (рис. 2.5.2, а), при нечетном числе — найти в соответствии с рис. 2.5.2, б по формулам:

б) диаметр делительной окружности

в) диаметр основной окружности

г) делительную высоту головки зуба

д) делительную высоту ножки зуба

е) коэффициент высоты головки зуба

ж) толщину зуба по основной окружности

Контрольные вопросы и задания

* число zn выбирается по табл. 2.5.1.

Шаг зацепления по основной окружности pb = WZfJ+1 — Wzn = … мм.

Модуль, уточненный по табл. 2.5.2, т = … мм.

Шаг зацепления по делительной окружностир = пт = … мм.

Шаг по основной окружности (уточненный)рь=р cos а= … мм.

7. Определение коэффициента смещения:

9. Определение диаметров окружностей вершин da и впадин df колеса:

Номер измеренияdoiBН’daН»dfРасчётные формулы при нечётном числе z
Среднее

10. Учитывая, что есть колеса с углом зацепления а = 15°, в и. 2 выполнить проверочный расчет модуля по выражению (для нормального колеса)

11. Определение коэффициента высоты головки зуба колеса, зубья которого нарезаны без смещения:

Модуль зуба – Модуль шестерни. Формулы расчёта

Шаг зубьев ρ так же, как и длина окружности, включает в себя трансцендентное число π, а потому шаг — также число трансцендентное. Для удобства расчетов и измерения зубчатых колес в качестве основного расчетного параметра принято рациональное число ρ/π, которое называют модулем зубьев т и измеряют в миллиметрах:

Модулем зубьев т называется часть диаметра делительной окружности, приходящаяся на один зуб. Модуль является основной характеристикой размеров зубьев. Для пары зацепляющихся колес модуль должен быть одинаковым. Для обеспечения взаимозаменяемости зубчатых колес и унификации зуборезного инструмента значения m регламентированы стандартом (табл. 8.1).

Высота головки и ножки зуба. Делительная окружность рассекает зуб по высоте на головку ha и ножку hf. Для создания радиального зазора с (см. рис. 8.19)

Для нормального (некорригированного) зацепления ha = m. Длина активной линии зацепления. При вращении зубчатых колес точка зацепления S (см. рис. 8.9) пары зубьев перемещается по линии зацепления NN.

Зацепление профилей начинается в точке S’ пересечения линии зацепления с окружностью вершин колеса и заканчивается в точке S” пересечения линии зацепления с окружностью вершин шестерни. Отрезок S’S” линии зацепления называется длиной активной линии зацепления и обозначается ga.

Длину ga легко определить графически, для чего радиусами окружностей вершин обоих колес отсекают на линии зацепления NN отрезок S’S” и замеряют ga.

Коэффициент торцового перекрытия. Непрерывность работы зубчатой передачи возможна при условии, когда последующая пара зубьев входит в зацепление до выхода предыдущей, т. е. когда обеспечивается перекрытие работы одной пары зубьев другой. Чем больше пар зубьев одновременно находится в зацеплении, тем выше плавность передачи.

Как определить модуль шестерни с прямым и косым зубом

Часто мне задают вопрос: Как определить модуль косозубой шестерни. Один из самых простых вариантов — обкатать фрезой, то есть методом подбора, вставить в шестерню фрезу и посмотреть совпадает ли шаг! Этот вариант подходит для шестернь малого модуля, для более больших шестернь требуются формулы расчёта.

Давайте определим модуль косозубой шестерни. В качестве примера я возьму небольшую шестерню. Данный метод идентичен и для более больших шестернь и больших модулей.

Модуль = De/Z+2. То есть диаметр окружности выступов разделить на количество зубьев плюс 2.

Модуль зубчатого колеса – это… Что такое Модуль зубчатого колеса?

Модуль зубчатого колеса геометрический параметр зубчатых колёс.

Для прямозубых цилиндрических зубчатых колёс модуль m равен отношению диаметра делительной окружности dд к числу зубьев z или отношению шага t по делительной окружности к числу: m = dд/z = ts/π.

Для косозубых цилиндрических колёс различают: окружной модуль ms = dд/z = ts/π, нормальный модуль mn = tn/π, осевой модуль ma = tа/π, где ts, tn и ta— соответственно окружной, нормальный и осевой шаги по делительному цилиндру. Значения М. з. к.

стандартизованы, что является основой для стандартизации других параметров зубчатых колёс (геометрические размеры зубчатых колёс выбираются пропорционально модулю) и зуборезного инструмента (см. Зубчатая передача).

Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.

Смотреть что такое “Модуль зубчатого колеса” в других словарях:

Модуль зуба что такое

Модуль зубьев зубчатого колеса

Зубчатая передача впервые была освоена человеком в глубокой древности. Имя изобретателя осталось скрыто во тьме веков. Первоначально зубчатые передачи имели по шесть зубьев — отсюда и пошло название «шестерня».

За многие тысячелетия технического прогресса передача многократно усовершенствовалась, и сегодня они применяются практически в любом транспортном средстве от велосипеда до космического корабля и подводной лодки.

Используются они также в любом станке и механизме, больше всего шестеренок используется в механических часах.

Что такое модуль зубчатого колеса

Современные шестерни далеко ушли от своих деревянных шестизубых предков, изготавливаемых механиками с помощью воображения и мерной веревочки. Конструкция передач намного усложнилась, тысячекратно возросли скорость вращения и усилия, передаваемые через такие передачи. В связи с этим усложнились и методы их конструирования. Каждую шестеренку характеризует несколько основных параметров

Одним из самых универсальных характеристик является модуль зубчатого колеса. Существует для подвида — основной и торцевой.

Скачать ГОСТ 9563-60

В большинстве расчетов используется основной. Он рассчитывается применительно к делительной окружности и служит одним из важнейших параметров.

Что же такое модуль шестерни?

это универсальная характеристика зубчатого колеса, связывающая воедино такие его важнейшие параметры, как шаг, высота зуба, число зубов и диаметр окружности выступов. Эта характеристика участвует во всех расчетах, связанных с конструированием систем передач.

Формула расчета параметров прямозубой передачи

Чтобы определить параметры прямозубой шестеренки, потребуется выполнить некоторые предварительные вычисления. Длина начальной окружности равна π×D, где D — ее диаметр.

Если разделить шаг на число пи, мы получим коэффициент, постоянный для данной детали зубчатой передачи. Он и называется модулем зацепления m.

Поскольку шаг t приравнивается к суммарной толщине зубца s и впадины sв, получаем формулы для ширины впадины

Характеристики конструкции оставшейся части зубчатой детали определяются следующими факторами:

Детальные методики исчисления этих параметров приводятся в таких ВУЗовских курсах, как «Детали машин» и других. Модуль шестерни широко используется и в них как один из основных параметров.

Для отображения шестеренок методами инженерной графики используются упрощенные формулы. В инженерных справочниках и государственных стандартов можно найти значения характеристик, рассчитанные для типовых размеров зубчатых колес.

Исходные данные и замеры

На практике перед инженерами часто встает задача определения модуля реально существующей шестерни для ее ремонта или замены. При этом случается и так, что конструкторской документации на эту деталь, как и на весь механизм, в который она входит, обнаружить не удается.

Самый простой метод — метод обкатки. Берут шестерню, для которой характеристики известны. Вставляют ее в зубья тестируемой детали и пробуют обкатать вокруг. Если пара вошла в зацепление — значит их шаг совпадает. Если нет — продолжают подбор. Для косозубой выбирают подходящую по шагу фрезу.

Такой эмпирический метод неплохо срабатывает для зубчатых колес малых размеров.

Для крупных, весящих десятки, а то и сотни килограмм, такой способ физически нереализуем.

Результаты расчетов

Зубец колеса и его параметры

Данный метод подходит как для прямозубых колес, так и для косозубых.

Расчет параметров колеса и шестерни косозубой передачи

Расчетные формулы для важнейших характеристик шестерни косозубой передачи совпадают с формулами для прямозубой. Существенные различия возникают лишь при прочностных расчетах.

Расчёт модулей зубчатых колёс

Перейти к загрузке файла

Ориентировочное минимально допустимое значение модуля m, мм. определим по формуле: где km — вспомогательный коэффициент; М1 — крутящий момент на шестерне, Н•м; z1 — число зубьев шестерни; k — коэффициент учитывающий неравномерность распределения нагрузки по ширине венца; шbd — отношение ширины венца к начальному диаметру шестерни; yF1 — коэффициент учитывающий форму зуба. Допустимое напряжение зубьев по изгибу уFP определяют по формуле у’FP — допускаемое напряжение зубьев по изгибу, МПа, соответствующее базовому числу циклов перемены напряжений; kFL — коэффициент долговечности. Ориентировочное минимально допустимое значение модуля: Рассчитанный по формуле модуль округляется до стандартного значения m=2. Характеристики зубчатых колёс сведём в таблицу:

№ зубчатого колесаЧисло зубьевМодуль, ммДиаметр делительной окружности, ммШирина зубчатого венца, мм
11823652
23627252
32024052
450210052
53527052
63527052
72024065
864212865
956211265
102825665

Расчёт на контактную выносливость рабочих поверхностей зубьев

Действующие в передаче контактные напряжения определяют по формуле

где ун — контактные напряжения, МПа; zН — коэффициент, зависящий от угла наклона зубьев, для x=0 применяем zН=1,76; zМ — коэффициент, учитывающий механические свойства материалов сопряжённых колёс, для стальных колёс zМ=275; zе — коэффициент, учитывающий суммарную длину контактных линий:

Коэффициент торцевого перекрытия:

где z1 и z2 — числа зубьев шестерни и колеса, знак «+» принимают для наружного зацепления.

Удельную расчётную окружную силу щHt определяют по формуле

где Pt — исходная окружная сила, Н:

где щHV — удельная окружная динамическая сила, Н/мм,

где V — окружная скорость, м/с; ащ — межосевое расстояние, мм.

Допускаемое контактное напряжение [ун] определяем по формуле:

где допускаемое контактное напряжение, соответствующее базовому числу циклов перемены напряжений, МПа; kHL — коэффициент долговечности, для зубчатых колёс коробки скоростей станков kHL=1.

Коэффициент yе — учитывает перекрытие зубьев. Для прямозубых колёс применяют yе=1. Коэффициент yв учитывает наклон зуба. Для прямозубых применяют yв=1.

Удельную расчётную окружную силу щFt определяем по формуле

где Pt — расчётная окружная сила в зубчатом зацеплении, Н; bщ — рабочая ширина венца, мм

Окружная сила Pt=2•103•M1/d1, где M1 — крутящий момент, Н•м; d1 — диаметр делительной окружности, мм.

Коэффициент kFa учитывает распределение нагрузки между зубьями. Для прямозубых передач приметаем kFa=1. Коэффициент k учитывает распределение нагрузки по ширине венца, можно принять k=1.1.

Коэффициент kFv учитывает динамическую нагрузку, возникающую в зацеплении.

где щFV — удельная окружная динамическая сила, Н/мм,

где V — окружная скорость, м/с; ащ — межосевое расстояние, мм; для прямозубых передач д=0.016; коэффициент g =47, учитывает влияние разности шагов зацепления.

Допускаемое изгибное напряжении [уF] определяется по формуле:

где допускаемое контактное напряжение, соответствующее базовому числу циклов перемены напряжений, МПа; kFL — коэффициент долговечности, для зубчатых колёс коробки скоростей станков kFL=1.

Для стали Для стали 45 с улучшением у‘F=450 МПа, условие изгибной выносливости выполняется.

Условие на изгибную выносливость выполняется.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *