Что такое модель обучения
Что такое модель обучения
Одно из ключевых употребляемых далее понятий модель обучения. Понятие — модель обучения мы предлагаем в инструментальном значении как обозначение схемы или плана действий педагога при осуществлении учебного процесса, ее основу составляет преобладающая деятельность учащихся, которую организует, выстраивает учитель. Базовым основанием для разграничения моделей является заложенный в них в качестве основного ориентира характер учебной деятельности. Мы выделили два типа таких ориентиров а) следование заданным эталонам (т.е. репродуктивная деятельность, усвоение и воспроизведение учащимися фиксированных знаний и способов деятельности), что соответствует традиционным дидактическим целям обучения как усвоения предъявленных образцов; б) продуктивная, поисковая деятельность, направленная на создание учащимися нового продукта (прежде всего, интеллектуального, познавательного). В качестве дополнительных характеристик модели обучения выступают следующие: характер и последовательность этапов обучения во времени, характер взаимодействия учителя и учащихся (соотношение и характер ролей учителя и учащихся, типичные способы реагирования учителя на действия учащихся), характеристика ожидаемых результатов обучения (педагогическая направленность модели). В рамках каждой из базовых моделей ведутся дидактические поиски инновационной направленности, преобразующие характер обучения; при этом линии преобразований связаны как с типом преобладающей деятельности учащихся, которую организует педагог, так и с характером и соотношением позиций учителя и учащихся.
Понятие модели обучения отличается от наиболее близкого к ней понятия метода обучения в следующих отношениях:
1) Характеристика обучения основывается на целостной картине деятельности учащихся (напр., обучение как технологический процесс, обучение как игра, обучение как дискуссия и т.д.). Такая обобщенность, целостность характеристики позволяет проследить своеобразие сочетаний учебной деятельности с другими видами продуктивной деятельности, которые характерны для современных дидактических поисков.
МОДЕЛЬ ОБУЧЕНИЯ
Смотреть что такое «МОДЕЛЬ ОБУЧЕНИЯ» в других словарях:
Модель обучения — систематизированный комплекс основных закономерностей организации деятельности обучающегося и обучающего при осуществлении обучения … Словарь терминов по общей и социальной педагогике
МОДЕЛЬ ОБУЧЕНИЯ – — 1) ситуационно обусловленная последовательность действий обучающего и обучаемых в пределах цели педагогического воздействия [52, c. 69]; 2) комплекс, состоящий из дидактической основы и педагогической техники, используемых в данном учебном… … Современный образовательный процесс: основные понятия и термины
МОДЕЛЬ ОБУЧЕНИЯ — схематичное отображение учебного процесса, осуществляемого и организуемого педагогом … Профессиональное образование. Словарь
РАЦИОНАЛИСТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ОБУЧЕНИЯ — направление в теории обучения, представляющее собой развитие технократической педагогики; опирается на идеи бихевиоризма. В центре внимания рационалистической концепции находится проблема формирования определенного образа действий на основе… … Профессиональное образование. Словарь
КИБЕРНЕТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ОБУЧЕНИЯ — КИБЕРНЕТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ОБУЧЕНИЯ. Обучение иностранному языку, построенное на принципах программированного обучения … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)
ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ОБУЧЕНИЯ ПСИХОТЕРАПЕВТА — В ранний период становления психоанализа, когда его применение исчерпывалось деятельностью Фрейда (Freud S.) и нескольких его последователей, требования, касающиеся подготовки кандидатов в психоаналитики, были невелики. Беседы со своими… … Психотерапевтическая энциклопедия
Андрагогическая модель обучения — организация деятельностей обучающегося и обучающего, основанная на 7 основных посылках. 1. Обучающемуся принадлежит ведущая роль в процессе своего обучени (потому он обучающийся, а не обучаемый).2. Взрослый обучающийся стремится к самореализации … Словарь терминов по общей и социальной педагогике
Педагогическая модель обучения — организация деятельностей обучающегося и обучающего, при которой: 1. Обучающий занимает доминирующее положение, он определяет все параметры процесса обучения: цели, содержание, формы и методы, средства и источники обучения. 2.Обучающийся (точнее … Словарь терминов по общей и социальной педагогике
ИГРОВАЯ МОДЕЛЬ ОБУЧЕНИЯ — включение учащихся в игровое моделирование изучаемых явлений, проживание ими нового опыта в обстановке игры. Дидактическая функция игры реализуется через обсуждение игрового действия, анализ игровой ситуации как моделирующей, ее соотношения с… … Профессиональное образование. Словарь
Модель Колба — теория специалиста по психологии обучения взрослых Дэвида Колба, посвященная поэтапному формированию умственных действий. Она в различных вариациях широко применяется в ходе интерактивных уроков. Теория обучения Колба содержит четыре основных… … Википедия
МОДЕЛЬ ОБУЧЕНИЯ –
Смотреть что такое «МОДЕЛЬ ОБУЧЕНИЯ –» в других словарях:
МОДЕЛЬ ОБУЧЕНИЯ — МОДЕЛЬ ОБУЧЕНИЯ. Индивидуальная интерпретация преподавателем на занятиях метода обучения применительно к конкретным целям и условиям работы. М. о. служит определенным опосредующим звеном для передачи нашего представления об учебной деятельности… … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)
Модель обучения — систематизированный комплекс основных закономерностей организации деятельности обучающегося и обучающего при осуществлении обучения … Словарь терминов по общей и социальной педагогике
МОДЕЛЬ ОБУЧЕНИЯ — схематичное отображение учебного процесса, осуществляемого и организуемого педагогом … Профессиональное образование. Словарь
РАЦИОНАЛИСТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ОБУЧЕНИЯ — направление в теории обучения, представляющее собой развитие технократической педагогики; опирается на идеи бихевиоризма. В центре внимания рационалистической концепции находится проблема формирования определенного образа действий на основе… … Профессиональное образование. Словарь
КИБЕРНЕТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ОБУЧЕНИЯ — КИБЕРНЕТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ОБУЧЕНИЯ. Обучение иностранному языку, построенное на принципах программированного обучения … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)
ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ОБУЧЕНИЯ ПСИХОТЕРАПЕВТА — В ранний период становления психоанализа, когда его применение исчерпывалось деятельностью Фрейда (Freud S.) и нескольких его последователей, требования, касающиеся подготовки кандидатов в психоаналитики, были невелики. Беседы со своими… … Психотерапевтическая энциклопедия
Андрагогическая модель обучения — организация деятельностей обучающегося и обучающего, основанная на 7 основных посылках. 1. Обучающемуся принадлежит ведущая роль в процессе своего обучени (потому он обучающийся, а не обучаемый).2. Взрослый обучающийся стремится к самореализации … Словарь терминов по общей и социальной педагогике
Педагогическая модель обучения — организация деятельностей обучающегося и обучающего, при которой: 1. Обучающий занимает доминирующее положение, он определяет все параметры процесса обучения: цели, содержание, формы и методы, средства и источники обучения. 2.Обучающийся (точнее … Словарь терминов по общей и социальной педагогике
ИГРОВАЯ МОДЕЛЬ ОБУЧЕНИЯ — включение учащихся в игровое моделирование изучаемых явлений, проживание ими нового опыта в обстановке игры. Дидактическая функция игры реализуется через обсуждение игрового действия, анализ игровой ситуации как моделирующей, ее соотношения с… … Профессиональное образование. Словарь
Модель Колба — теория специалиста по психологии обучения взрослых Дэвида Колба, посвященная поэтапному формированию умственных действий. Она в различных вариациях широко применяется в ходе интерактивных уроков. Теория обучения Колба содержит четыре основных… … Википедия
Модель обучения
Смотреть что такое «Модель обучения» в других словарях:
МОДЕЛЬ ОБУЧЕНИЯ — МОДЕЛЬ ОБУЧЕНИЯ. Индивидуальная интерпретация преподавателем на занятиях метода обучения применительно к конкретным целям и условиям работы. М. о. служит определенным опосредующим звеном для передачи нашего представления об учебной деятельности… … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)
МОДЕЛЬ ОБУЧЕНИЯ – — 1) ситуационно обусловленная последовательность действий обучающего и обучаемых в пределах цели педагогического воздействия [52, c. 69]; 2) комплекс, состоящий из дидактической основы и педагогической техники, используемых в данном учебном… … Современный образовательный процесс: основные понятия и термины
МОДЕЛЬ ОБУЧЕНИЯ — схематичное отображение учебного процесса, осуществляемого и организуемого педагогом … Профессиональное образование. Словарь
РАЦИОНАЛИСТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ОБУЧЕНИЯ — направление в теории обучения, представляющее собой развитие технократической педагогики; опирается на идеи бихевиоризма. В центре внимания рационалистической концепции находится проблема формирования определенного образа действий на основе… … Профессиональное образование. Словарь
КИБЕРНЕТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ОБУЧЕНИЯ — КИБЕРНЕТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ОБУЧЕНИЯ. Обучение иностранному языку, построенное на принципах программированного обучения … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)
ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ОБУЧЕНИЯ ПСИХОТЕРАПЕВТА — В ранний период становления психоанализа, когда его применение исчерпывалось деятельностью Фрейда (Freud S.) и нескольких его последователей, требования, касающиеся подготовки кандидатов в психоаналитики, были невелики. Беседы со своими… … Психотерапевтическая энциклопедия
Андрагогическая модель обучения — организация деятельностей обучающегося и обучающего, основанная на 7 основных посылках. 1. Обучающемуся принадлежит ведущая роль в процессе своего обучени (потому он обучающийся, а не обучаемый).2. Взрослый обучающийся стремится к самореализации … Словарь терминов по общей и социальной педагогике
Педагогическая модель обучения — организация деятельностей обучающегося и обучающего, при которой: 1. Обучающий занимает доминирующее положение, он определяет все параметры процесса обучения: цели, содержание, формы и методы, средства и источники обучения. 2.Обучающийся (точнее … Словарь терминов по общей и социальной педагогике
ИГРОВАЯ МОДЕЛЬ ОБУЧЕНИЯ — включение учащихся в игровое моделирование изучаемых явлений, проживание ими нового опыта в обстановке игры. Дидактическая функция игры реализуется через обсуждение игрового действия, анализ игровой ситуации как моделирующей, ее соотношения с… … Профессиональное образование. Словарь
Модель Колба — теория специалиста по психологии обучения взрослых Дэвида Колба, посвященная поэтапному формированию умственных действий. Она в различных вариациях широко применяется в ходе интерактивных уроков. Теория обучения Колба содержит четыре основных… … Википедия
Что такое модель обучения
В педагогической литературе часто встречаются термины модель образования (образовательная модель) и модель обучения.
Термин модель обучения используется применительно к организации учебного процесса.
Под моделью образования, как правило, понимается модель, отражающая те или иные представления об организации образовательного процесса в целом, включая не только обучение, но и воспитание, развитие личности. Характеризуя модель образования, некоторые авторы рассматривают её как реализацию определённого научного подхода, как особый способ организации образовательного пространства, взаимодействия различных образовательных организаций и построения системы образования.
Модель образования – это мысленно представленная система, отражающая тот или иной подход к образованию, взгляд на его роль в жизни человека и общества.
Есть несколько подходов к выделению моделей образования.
В ряде научных публикаций модели образования подразделяются на технократические и гуманистические. Главными педагогическими ценностями в технократических моделях являются знаний, умения и навыки (ЗУНы). Основные педагогические ценности гуманистических образовательных моделей – личность ребёнка, её гармоничное развитие (И.П. Подласый).
Н. В. Бордовская и А. А. Реан выделяют следующие модели образования.
Модель образования как государственно-ведомственной организации. В этой модели образование выступает одной из отраслей народного хозяйства и строится по ведомственному принципу с жёстким централизованным определением целей и содержания образования, типов образовательных организаций и состава учебных дисциплин для каждого типа. Главное достоинство: возможность централизованного распределения средств (финансирования образовательных организаций, прогнозирования потребности специалистов исходя из тенденций развития той или иной отрасли и т.д.). Главный недостаток: мало возможностей для индивидуализации образования, для учёта потребностей личности каждого ученика, студента.
Модель развивающего образования (В. В. Давыдов, В. В. Рубцов и др.) отличается кооперацией образовательных организаций разного типа и уровня. Это расширяет спектр образовательных услуг и максимально удовлетворяет потребности в образовании у различных слоёв населения. Кроме того обеспечивается способность быстро реагировать на постоянно происходящие в обществе изменения спроса на те или иные профессии и специальности. Однако и у этой модели есть недостатки. Так, её реализация невозможна без соответствующей инфраструктуры, без развитой сети образовательных организаций разного типа и профиля. Применительно к России с её большими и неравномерно населёнными территориями очень сложно создать такую инфраструктуру, которая обеспечивала бы всем жителям страны равные возможности в получении образования, ориентированного на максимальное развитие личности.
Модель систематического академического образования (Ж. Мажо, Л. Кро, Д. Равич и др.) считается традиционным способом передачи новому поколению культурного опыта прошлого. Данная модель нацелена на формирование системы базовых знаний и умений, позволяющих индивиду в дальнейшем перейти к самостоятельному усвоению знаний, ценностей, опыта. Для традиционной модели характерно многообразие усваиваемогго материала; это обусловлено тем, что традиционном образовании заранее неизвестно, что именно понадобится каждому человеку в дальнейшем, обширная программа даёт личности ученика более широкие возможности для дальнейшего самоопределения. Таким образом, главное достоинство традиционной модели – научная основа формируемых знаний и опыта и систематический характер полученного индивидом образования. Недостаток: ориентированность в большей степени на некий идеальный уровень образованности, а не реальные жизненные потребности.
Рационалистическая модель (П. Блум, Р. Ганье и др.) предполагает такую организацию образования, которая обеспечивает, прежде всего, практическое приспособление молодого поколения к обществу, к существующим социальным условиям. Знания и опыт, полученные при такой модели образования, позволяют личности безболезненно войти в систему общественных отношений, занять в ней свою социальную нишу. Это её главное достоинство. В качестве главного недостатка можно назвать чрезмерную специализированность получаемого образования, пренебрежение широкими научными знаниями, что в дальнейшем существенно ограничивает выпускника в выборе профессии, а при необходимости изменить сферу заработка создаёт трудности в профессиональной переподготовке.
Феноменологическая модель (А. Маслоу, А. Комбс, К. Роджерс и др.) основана на персональном обучении, учитывающем индивидуальные психологические особенности учащегося, на уважительном отношении к его интересам и потребностям. Приверженцы феноменологической модели отвергают взгляд на школу как на «образовательный конвейер» (само название модели – производное от слова «феномен» – свидетельствует о том, что каждый ученик уникален). Личностная направленность образования – безусловное достоинство феноменологической модели. К её недостаткам можно отнести сравнительно высокие затраты на индивидуальное образование, возрастающие требования к профессиональной квалификации педагогов. Поэтому сегодня в мира нет опыта абсолютной реализации данной модели в массовой школе.
Неинституциональная модель (П. Гудман, И. Иллич, Ф. Клейн и др.) – это образование вне школ, вузов и других социальных институтов: дистанционное обучение, обучение через книги, средства массовой информации, мультимедийные учебники, сеть Интернет и т.п. Очевидный плюс данной модели – максимальная свобода выбора обучающимся места, времени, профиля и способа обучения, возможность обучаться вне зависимости от места проживания. Однако свобода является плюсом при условии, что человек готов самостоятельно организовать свою учебную деятельность, а это возможно только, когда он уже имеет солидный опыт учения и сильную мотивацию самообразования. Кроме того, непривязанность обучения к какому-либо социальному институту лишает неинституциальное образования официального статуса и не позволяет обучающемуся получить документ об образовании государственного образца. Поэтому данная модель рассматривается как способ дополнительного образования и саморазвития.