Что такое модальные операторы
7. Модальные операторы
Этот лингвистический признак относится к нашему образу действий в мире. Поступаем ли мы на основе внутреннего мира законов («следует», «надо», «вынужден»); возможностей («возможно», «могу»); обязанностей («обязан», «должен») или полномочий («смею», «хочу», «желаю») и т. д.? Иначе говоря, модальные операторы определяют границы нашей модели мира и наш образ действия. Это наводит на мысль, что мы на самом деле можем научиться слышать в речи людей их системы убеждений! ВНЛП предполагается, что наш язык обнаруживает и предписывает качества и ограничения наших систем убеждений.
Модальные операторы определяют границы нашей модели мира и наш образ действия.
Поэтому слова вроде «могу» и «не могу», «следует» и «не следует» обнаруживают личные убеждения по поводу того, что мы можем или не можем сделать в жизни. Существует несколько категорий модальных операторов: необходимости, возможности, невозможности, полномочий, идентичности, выбора ит. д. Эти категории проявляются в таких словах, как «могу/не могу», «возможно/невозможно», «хочу/не хочу» и т. д.
Прислушиваясь к таким словам, мы получаем информацию о том, что клиент считает в своем мире возможным или невозможным. «Я не могу изменить свои убеждения». «Я не могу эффективно учиться». «Я не могу представить, что скажу это». Такой язык не только описывает ограничения человека, он создает их. Модальные операторы возможности говорят нам о том, что человек считает возможным.
Для того чтобы бросить вызов таким модальным операторам, нужно спросить: «Что случилось бы, если бы вы изменили это убеждение?» Или: «Что удерживает вас от того, чтобы сделать это?»
Фриц Перлз осуществлял рефрейминг убеждения «Я не могу…», предлагая: «Не говорите “я не могу”, говорите “я не хочу”». Если клиент принимает это высказывание, он переходит от отсутствия выбора к его наличию, от следствия проблемы к ее причине. Все, что должна сделать психотерапия, заключается в том, чтобы привести клиента к причине. Пресуппозиция в высказывании «Не говорите “я не могу”, говорите “я не хочу”» предполагает, что клиент обладает выбором.
Операторы необходимости включают: «должен/не должен», «следует/не следует», «обязан», «вынужден», «нужно» и «необходимо». Они описывают модель мира человека, убежденного в необходимости. Такие слова определяют некоторое руководящее правило, на основе которого действует человек. Такие правила часто ограничивают поведение. Если сказать ребенку, что ему следует сделать домашнюю работу, это может индуцировать состояние вины (псевдовины). Модальные операторы необходимости прекрасно работают при создании такой вины. Тем не менее если состояние вины не кажется вам хорошим ресурсом для обучения, то вместо того чтобы говорить ребенку, что ему следует сделать домашнюю работу, мы можем сказать ему, что он может сделать домашнюю работу. «А я помогу тебе».
Вызов модальным операторам необходимости с использованием вопросов метамодели таков: «Что случилось бы, если бы вы сделали/не сделали…?» На утверждение «Мне следует пойти в церковь!» можно ответить таким вопросом: «Что случится, если вы не пойдете?» Это выявит специфические причины, по которым человеку следует пойти в церковь. Вопрос поступает в его глубинную структуру и облегчает ему понимание следствий и результата. Это переносит клиента в будущее. Примеры: «Мне по-настоящему следует быть более гибким в таких ситуациях, как эта». «Я должен вернуться в школу». «Ядолжен заботиться о ней». «Вам следует учиться».
Следующие вопросы пришли из картезианской логики. Эти вопросы можно задать, сказав: «Вы думали об этом таким способом довольно долго, и ваше мнение не изменилось. Могу я предложить другой способ мышления? (Получите согласие человека в вербальной или невербальной форме.) Что случится, если вы измените это убеждение?» и т. д.
Рене Пфайцграф (Pfaizgraf, 1991) указывает на эффективность использования модальных операторов необходимости при мотивировании:
«Некоторые слова будут более императивными и мотивирующими, чем другие. Если вы можете обнаружить эту иерархию и затем использовать ее, вы заметите, что так проще мотивировать человека сделать что-либо».
Предположим, что кто-то говорит: «Мне следует вернуться в колледж. Я действительно нуждаюсь в получении дальнейшего образования». Оба эти высказывания содержат модальный оператор необходимости («следует» и «нуждаюсь»). Отвечая на них, чтобы мотивировать человека, возвратите ему порядок использования модальных операторов. «Я согласен с вами. Вам следует вернуться в колледж, потому что все мы нуждаемся в хорошем образовании».
Примеры модальных операторов необходимости:
Мне действительно следует быть более гибким в таких ситуациях, как эта.
Я должен вернуться в школу.
Вам не следует торопиться входить в транс.
Вам не следует слишком быстро входить в транс.
Вы должны быть сейчас здесь… в некоторой степени…
Я должен заботиться о ней.
Вам следует учиться.
Примеры модальных операторов возможности/невозможности:
Я не мог сказать, что я думаю.
Вы можете выучить это сейчас.
Вы можете записать это… или нет.
Вы можете чувствовать себя все более и более спокойно.
Вы можете внезапно измениться.
Вы можете слышать слова мудрости.
Можно изучить все просто и быстро.
Вы можете сейчас привести еще несколько примеров.
Модальные операторы
Смотреть что такое «Модальные операторы» в других словарях:
Модальные операторы возможности — Лингвистический термин для обозначения слов, указывающих на возможность действия (могу, не могу и т.п.). (Смотри также: Модальные операторы необходимости). Краткий толковый психолого психиатрический словарь. Под ред. igisheva … Большая психологическая энциклопедия
Модальные операторы необходимости — Лингвистический термин для обозначения слов, указывающих на обязательные действия (должен, необходимо, обязан и т.п.). (Смотри также: Модальные операторы возможности). Краткий толковый психолого психиатрический словарь. Под ред. igishe … Большая психологическая энциклопедия
МОДАЛЬНАЯ ЛОГИКА — раздел логики, в котором исследуются логические связи модальных высказываний, т.е. высказываний, включающих модальности. Мл. слагается из ряда направлений, каждое из которых занимается модальными высказываниями определенного типа. В современной М … Философская энциклопедия
Темпоральная логика — (англ. temporal logic) в логике это логика, учитывающая причинно следственные связи в условиях времени. Используется для описания последовательностей явлений и их взаимосвязи по временной шкале. Она была разработана в 1960 х Артуром Приором… … Википедия
модальная логика — МОДАЛЬНАЯ ЛОГИКА раздел логики, посвященный изучению свойств модальных логических операторов типа «необходимо» и «возможно». К модальным операторам сейчас относят большинство операторов, с помощью которых удается учитывать силу (степень)… … Энциклопедия эпистемологии и философии науки
НЕКЛАССИЧЕСКИЕ ЛОГИКИ — НЕКЛАССИЧЕСКИЕ ЛОГИКИ широкая область логических исследований, выходящая за пределы или, наоборот, сужающая область исследований классической логики высказываний и логики предикатов. Предпосылки для неклассической логики были высказаны… … Философская энциклопедия
неклассические логики — НЕКЛАССИЧЕСКИЕ ЛОГИКИ широкая область логических исследований, выходящая за пределы или, наоборот, сужающая область исследований классической логики высказываний и логики предикатов. Идеи для построения Н. л. были высказаны еще до … Энциклопедия эпистемологии и философии науки
эпистемическая логика — ЭПИСТЕМИЧЕСКАЯ ЛОГИКА ветвь модальной логики. В широком понимании ее задачей (как и доксастической логики при таком же понимании) является анализ сложно подчиненных предложений с придаточными, вводимыми союзом «что» и глаголами главного… … Энциклопедия эпистемологии и философии науки
Модальные операторы возможности и необходимости (Категория Метамодели)
Войти на сайт
Модальные операторы возможности и необходимости (Категория Метамодели)
Модальные операторы
Существуют правила поведения, и мы уверены, что за пределы этих правил мы не можем или не должны выходить. Слова типа «не могу» или «не должен» известны в лингвистике как модальные операторы они устанавливают пределы, которые определяются невысказанными правилами.
Модальные операторы – это лингвистический термин, определяющий границы модели мира человека. Чтобы выйти за эти границы, надо вызвать некоторое катастрофическое ожидание, которое, как верит говорящий, он не может контролировать. Ввод этого ожидания в сознание пациента поможет ему проверить и оценить его действенность.
Если предел оказывается необоснованным, то границы могут быть удалены из соответствующей части модели мира человека. Этот процесс дает говорящему большее количество выборов его мыслей и чувств. Он расширяет его осознание и позволяет ему развивать альтернативное поведение в ответ на сходные ситуации. Два вида модальных операторов даются ниже.
Существует два основных типа модальных операторов: модальные операторы необходимости и модальные операторы возможности.
Модальные операторы возможности
Модальные операторы возможности являются наиболее сильными из этих двух типов. Это «могу» и «не могу», «возможно» и «невозможно» Они определяют (в карте реальности говорящего), что рассматривается в качестве возможного. Очевидно (я надеюсь, вы узнали здесь суждение очевидно для кого?), существуют законы природы.
Свиньи не могут летать, люди не могут жить без кислорода. Однако ограничения, установленные убеждениями человека, это ограничения другого рода. «Я не могу отказать…» или «Я это я. Я не способен изменяться…», или «Невозможно сказать им правду…»
Нет никаких проблем, если человек думает, что у него есть некоторые способности (до тех пор, пока это не становится явной ложью или не противоречит законам природы), это «не могу» является ограничивающим. «Я не могу» часто употребляется в смысле абсолютного состояния некомпетентности, невозможности изменяться.
Фриц Перлз, основатель гештальттерапии, бывало, отвечал на высказывание клиента «Я не могу. » следующим образом: «Не говорите: я не могу, скажите: я не буду. » Это довольно сильное переформирование немедленно перемещает клиента из состояния безвыходности в состояние возможности, по крайней мере, осознать возможность выбора.
Более ясным возражением (и возражением с меньшей вероятностью разрушения раппорта) является: «Что случится, если вы это сделаете?» или «Что вас останавливает?» или: «Как вы себя останавливаете. » Когда кто-то говорит, что он не может сделать что-то, это значит, что он установил цель, а затем поместил ее вне зоны досягаемости. Вопрос: «Что вас останавливает. » переносит акцент снова на цель и настраивает на работу по преодолению барьеров в качестве первого шага.
Учителя и терапевты работают над изменением такого сорта ограничении, и первый шаг поставить под сомнение модальный оператор. Учителя сталкиваются с этим каждый раз, когда ученики заявляют им, что они не могут понять или всегда неправильно понимают вопросы. Терапевты помогают клиентам прорываться сквозь свои ограничения.
Если человек утверждает: «Я не могу расслабиться», то он должен иметь некоторое представление о том, на что похоже расслабление, а иначе как он узнает, что он расслабился?
Возьмите позитивную цель (что бы вы могли сделать) и установите, что препятствует ее осуществлению (что вас останавливает), или внимательно изучите последствия (что произошло бы, если бы вы это сделали).
Именно эти последствия и барьеры оказались стертыми. И при критическом изучении они могут оказаться не такими труднопреодолимыми, как вы думали.
Вот Другие примеры из такого лингвистического паттерна:
Говорящий : «Я не мог бы сказать что-либо подобное этому…»
Ответ (реакция); «Что бы остановило вас? Что бы случилось, если бы вы сказали?».
Говорящий : «Я не могу сделать это…»
Ответ (реакция); «Что, как вы думаете, случится, если вы действительно сделаете это?»
Говорящий : «Для меня невозможно полюбить когда-нибудь еще…»
Ответ (реакция): «Что вас удерживает от того, чтобы полюбить?»
«Кинестетики» под влиянием стресса обычно воспринимают себя как людей, лишенных возможности управления, как людей, отдавшихся «на милость» ситуации или каких-либо индивидов. В этом случае они обычно используют лингвистическую форму «Я не могу…», так как она подходит к их внутренней репрезентации ситуации.
Модальные операторы необходимости
Модальные операторы необходимости появляются в виде слов: «следует», и «не следует», «должен» и «не должен», «обязан» и «не обязан» Существуют некоторые правила повседневного поведения, но эти правила не выражаются явно. Каковы последствия реальные или воображаемые нарушения этих правил? Они вскрываются с помощью вопроса: «Что бы произошло, если бы вы все-таки сделали (или не сделали) это?»
«Я должен всегда ставить на первое место других…» Реакция: «Что произойдет, если ты этого не сделаешь?»
«Я не должен разговаривать в классе…» Реакция: «Что произойдет, если ты все-таки заговоришь?»
«Мне не следует разговаривать с этими людьми…» Реакция: «Что случится, если ты заговоришь?»
«Вам следует мыть руки перед едой…» Реакция: «Что случится, если вы этого не сделаете?»
Как только эти последствия и доводы стали для вас явными, они могут быть обдуманы и критически оценены, в противном случае они будут ограничивать выборы и поведение.
Правила поведения, очевидно, являются важными, и общество держится на кодексе морали, но существует огромное различие между «Тебе следует быть честным в своем бизнесе» и «Тебе следует чаще ходить в кино». «Следует» и «не следует» часто привлекают такие моральные суждения, которых они недостойны.
Обнаружить скрытое можно, лишь спросив: «Что случится, если. »
Открытия совершаются только с помощью вопросов: «Что произойдет, если я буду все время плыть на запад. Я смогу двигаться со скоростью света. У меня появится возможность получить пенициллин. Земля будет вращаться вокруг Солнца?» Подобные вопросы лежат в основе научного метода
Образование может легко стать ужасным минным полем из модальных операторов, сравнений и суждений. Концепция стандартов и тестирования и того, что дети должны или не должны уметь делать, является слишком смутной, чтобы быть полезной, или, хуже того, слишком ограничивающей, подавляющей
Если я говорю ребенку: «Ты должен уметь делать это», то я тем самым лишь выражаю свое убеждение. Я не смогу здраво ответить на резонный вопрос: «А что произойдет, если я не смогу сделать это?»
Поскольку нас интересуют способности, то гораздо легче думать в терминах того, что человек может или не может делать, чем того, что он должен или не должен уметь делать.
Использование «должен» на уровне способностей часто воспринимается как упрек: вы обязаны уметь делать это, но не можете, так вводится совершенно неуместное чувство провала. Использование «должен» таким способом с самим собой или с другими людьми является превосходным способом вызывать мгновенно чувство вины (потому что правило нарушено), создавая искусственную брешь между ожиданиями и реальностью.
Являются ли ожидания реалистическими? Является ли правило полезным или подходящим? «Должен» часто является реакцией сердитого упрека со стороны человека, который не имеет прямого доступа ни к гневу, ни к ожиданиям, а также не берет на себя ответственности за них.
Смысл модальных операторов необходимости «Я не должен («Я должен») выясняется с помощью вопросов: «ЧТО БЫ СЛУЧИЛОСЬ, ЕСЛИ БЫ ВЫ СДЕЛАЛИ (НЕ СДЕЛАЛИ). »
Модальные операторы
Смотреть что такое «Модальные операторы» в других словарях:
Модальные операторы возможности — Лингвистический термин для обозначения слов, указывающих на возможность действия (могу, не могу и т.п.). (Смотри также: Модальные операторы необходимости). Краткий толковый психолого психиатрический словарь. Под ред. igisheva … Большая психологическая энциклопедия
Модальные операторы необходимости — Лингвистический термин для обозначения слов, указывающих на обязательные действия (должен, необходимо, обязан и т.п.). (Смотри также: Модальные операторы возможности). Краткий толковый психолого психиатрический словарь. Под ред. igishe … Большая психологическая энциклопедия
МОДАЛЬНАЯ ЛОГИКА — раздел логики, в котором исследуются логические связи модальных высказываний, т.е. высказываний, включающих модальности. Мл. слагается из ряда направлений, каждое из которых занимается модальными высказываниями определенного типа. В современной М … Философская энциклопедия
Темпоральная логика — (англ. temporal logic) в логике это логика, учитывающая причинно следственные связи в условиях времени. Используется для описания последовательностей явлений и их взаимосвязи по временной шкале. Она была разработана в 1960 х Артуром Приором… … Википедия
модальная логика — МОДАЛЬНАЯ ЛОГИКА раздел логики, посвященный изучению свойств модальных логических операторов типа «необходимо» и «возможно». К модальным операторам сейчас относят большинство операторов, с помощью которых удается учитывать силу (степень)… … Энциклопедия эпистемологии и философии науки
НЕКЛАССИЧЕСКИЕ ЛОГИКИ — НЕКЛАССИЧЕСКИЕ ЛОГИКИ широкая область логических исследований, выходящая за пределы или, наоборот, сужающая область исследований классической логики высказываний и логики предикатов. Предпосылки для неклассической логики были высказаны… … Философская энциклопедия
неклассические логики — НЕКЛАССИЧЕСКИЕ ЛОГИКИ широкая область логических исследований, выходящая за пределы или, наоборот, сужающая область исследований классической логики высказываний и логики предикатов. Идеи для построения Н. л. были высказаны еще до … Энциклопедия эпистемологии и философии науки
эпистемическая логика — ЭПИСТЕМИЧЕСКАЯ ЛОГИКА ветвь модальной логики. В широком понимании ее задачей (как и доксастической логики при таком же понимании) является анализ сложно подчиненных предложений с придаточными, вводимыми союзом «что» и глаголами главного… … Энциклопедия эпистемологии и философии науки
Метамодель: модальные операторы
Вступительное слово
Под напором постоянно растущего количества конкретных приемов и общих идей, которые возникают в НЛП на протяжении последних 25 лет, полезно напомнить о том, что корнями и основой всего этого является метамодель. Я часто слышал, как Ричард Бендлер говорил, что те, кто действительно понимает метамодель, используют методы НЛП на высоком уровне мастерства и точности.
На протяжении многих лет я неоднократно убеждался в том, как полезно возвращаться к старым идеям и перепроверять их, чтобы открыть в них что-то новое для себя. В конце 70-х субмодальности использовались просто в качестве средства внесения разнообразия в описание нашего субъективного опыта. В начале 80-х субмодальности рассматривались уже как основные параметры наших внутренних переживаний и, подобно сигналам доступа, как средство непосредственного изменения этих переживаний. Такое понимание привело к возникновению огромного количества разнообразных эффективных методов субмодального вмешательства, хорошо известных и доступных в настоящее время.
В конце 80-х Коннира пересмотрела три позиции восприятия и обнаружила метод согласования и внесения организованного порядка в тот хаос, который царит в наших внутренних представлениях о самих себе и о других людях в наших взаимоотношениях. Согласование позиций восприятия — это очень изящный и при этом достаточно мощный метод, позволяющий внести ясность в наши взаимоотношения с другими людьми и достичь понимания и сочувствия как по отношению к себе, так и к другим. Сейчас уже можно сказать, что для достижения такого понимания этот метод использует множество достаточно тонких различий в субмодальности местоположения.
Существует девять фундаментальных понятий метамодели (можете ли вы назвать их?), и одно из них — модальные операторы. В последнее время я решил пересмотреть их и нашел для себя нечто новое. Вместо того, чтобы просто изложить свои открытия (и тем самым добиться того, что читатель просто примет их вместо того, чтобы проверить их и попытаться улучшить), я подумал, что было бы интереснее поставить несколько вопросов, чтобы направить мышление читателей в том направлении, где я проводил свои исследования.
У меня всегда получалось лучше, когда я задавал вопросы и обнаруживал, что чужие ответы оказывались на порядок лучше моих собственных. (Правда, порой я задавал вопросы, которые, казалось, должны были привести к весьма интересным ответам, хотя на некоторые их них так до сих пор и не получил ни одного полезного ответа.) Я надеюсь, что, следуя этому курсу, читатель сможет сделать для себя несколько интересных открытий.
Я приглашаю вас поискать ответы на приведенные ниже вопросы. Лучшим источником ответов может служить ваш собственный опыт. Прошу вас присылать мне свои находки по электронной почте. Следующая статья на эту тему выйдет в очередном номере журнала Anchor Point.
Вопросы
Введение
В январском номере журнала за 2000 год я писал о том, что метамодель лежала в основе НЛП. Множество отдельных методов и приемов, развитых за последние 25 лет, возникли в результате постановки вопросов метамодели, и до сих пор она остается фундаментальной идеей в этой области знаний. Я также говорил о пользе возврата к старым понятиям с целью их пересмотра — при этом могут возникнуть новые идеи, и примеры таких новых идей я привел в прошлый раз: субмодальности и согласование позиций восприятия.
Наконец, я поставил ряд вопросов о модальных операторах, которые представляют собой одно из понятий метамодели, и пригласил читателей ответить на эти вопросы. Мне показалось любопытным (хотя не слишком удивительным), что, несмотря на обилие людей, обучающих моделированию и заявляющих о том, что они являются модельщиками, я получил всего два ответа. Всегда проще отвечать на вопросы, чем находить те вопросы, которые стоит задать!
Ниже приведены вопросы (курсивом) и мои ответы (а не ответы вообще). В конечном счете, ответы кроются в вашем собственном опыте. Приведенные ниже слова — моя попытка указать на ваш опыт и предложить вам пути обдумывания, организации и расширения этого опыта. Надеюсь, они покажутся вам интересными. Я уверен, что все это может и будет улучшено, и я жду ваших предложений, замечаний и т.п.
1. Что это такое? Что они делают и как они действуют?
Модальный оператор — это “способ действия”, образ жизни и характер отношений с миром или с его частью. МО — это глагол, который определяет другой глагол, поэтому за ним всегда следует другой глагол. “Я должен трудиться”. “Я могу добиться успеха”.
Поскольку глагол всегда описывает деятельность или процесс, МО представляет собой глагол, который определяет, как эта деятельность осуществляется. МО действует точно так же, как наречие, и, возможно, его следует тоже назвать наречием. Наречие иногда предшествует определяемому глаголу, а иногда следует за ним, в то время как МО всегда предшествует глаголу и в этом сила МО. МО задает общее направление еще до того, как мы узнаем, в чем состоит сама деятельность. Часто человек просто говорит: “Я не могу” или “Я хочу”, — поскольку содержание определяется контекстом. Но поскольку сами слова не определяют содержание или контекст, это утверждение легко поддается самому широкому обобщению в содержании и контексте.
МО модулирует наши представления о большей части (или обо всем) того, что мы делаем. Подумайте о какой-нибудь простой нейтральной деятельности и опишите ее короткой фразой, например, “смотрю в окно”. Затем произнесите про себя несколько предложений и подумайте о том, каким образом изменяется ваша реакция на каждое предложение, в особенности, в том, куда направляется ваше внимание и какие ощущения вы испытываете:
“Я хочу посмотреть в окно”.
“Я должен посмотреть в окно”.
“Я могу посмотреть в окно”.
“Я решил (choose) посмотреть в окно”.
Последние два варианта немного отличаются. “Могу” просто обращает ваше внимание на разнообразие открывающихся перед вами возможностей. Наряду с возможностью “посмотреть в окно” другие возможности тоже привлекают мое внимание. “Решил” (Choose) предполагает эти возможности, направляя наше внимание на осуществление выбора среди этих возможностей.
2. Какие бы виды или категории МО вы выделили и как бы их назвали?
Я бы выписал четыре категории, объединив их в две пары:
Мотивация: первые две связаны с самой мотивацией.
Опции: вторые две связаны с опциями, которые можно выбрать, чтобы удовлетворить мотивации.
Желание и/или необходимость мотивирует нас к действию или изменению, а возможность и/или выбор делает это возможным. При такой группировке можно заметить, что люди чаще всего начинают с мотивации, а затем уже выбирают опции. Гораздо реже бывает так, что начинают с рассмотрения опций, а лишь потом проверяют, какая из них является желательной.
Отвлекитесь на минуту от чтения и проверьте это основное предположение. Представьте себе, что вы всегда начинаете с мотивации, а затем рассматриваете опции…
А теперь представьте себе, что вы всегда начинаете с обзора опций, а потом проверяете их на предмет мотивации. Это разные миры…
МО необходимости и (не)возможности особенно внимательно рассматриваются на многих тренингах по НЛП, потому что очень часто они лежат в основе серьезных ограничений. Люди часто оказываются пойманными в ловушку всевозможными “должен” и ограниченными всякими “не могу”, и все это наиболее очевидные представители ограничивающих убеждений.
МО желания и решения часто обходятся стороной, но они оказываются в равной степени важными и являются зеркальным отражением необходимости и невозможности. Например, если человек испытывает необходимость, зачастую она оказывается неприятной, и человек стремится найти другие возможности. Или по-другому, “должен” и “невозможно” эквивалентны “невозможно выбрать другие более желательные варианты”.
Важно: Поскольку выбор альтернативных возможностей в соответствии с нашими потребностями и желаниями является основой нашего выживания и счастья, любое ограничение или сокращение этих возможностей значительно ограничит нашу способность жить хорошо. В каждом убеждении относительно наших способностей вы встретите МО, а во многих ограничениях будет содержаться либо МО необходимости, либо отрицание другого МО.
В этом и заключается то самое различие, которое МО не только описывают, но и создают, когда мы говорим про себя. В этом решающее различие между теми, кто живет и чувствует себя неспособной, беспомощной жертвой обстоятельств, и теми, кто находит в этом мире множество возможностей для удовлетворения потребностей и желаний.
Работа на уровне МО и убеждений, в которые они встроены, обычно оказывается на более высоком уровне общности, чем работа на уровне содержания конкретного ограничения, и поэтому любые изменения, выполненные на уровне МО, будут иметь гораздо более широкое влияние.
Интенсивность: В каждой из этих категорий есть слова, которые отражают различные степени интенсивности, хотя люди часто ограничивают себя, сокращая весь широкий спектр до дискретного разграничения либо/либо. В дополнение к словам, используемым в каждой категории, степень интенсивности подчеркивают и невербальные интонации, и такие невербальные сообщения зачастую оказываются гораздо более надежными, чем слова.
3. Как они связаны друг с другом?
Основная связь. Как решение (choice) так и необходимость предполагают возможность, а желание — нет. Будет нелепо, если человек решит или должен будет сделать то, что сделать невозможно.
Основная связь может оказаться весьма полезной. Например, порой человека может мучить идея о том, что он должен сделать или решил сделать что-то такое, что выходит за рамки его возможностей — по крайней мере в данный момент — но он не осознает этого логического противоречия.
Чтобы разрешить эту ситуацию, вы можете сначала согласиться с его “должен” или “решил” и даже усилить их. “То есть вы действительно верите в то, что вы должны сделать Х”. Затем дайте ему понять, что он не в состоянии сделать Х (по крайней мере, в данный момент, при существующем уровне развития, финансов и т.п.).
После такой подготовки, вы можете сопоставить эти два представления, задав вопрос: “Как же это получается, что вы думаете, что должны сделать Х, когда вы знаете, что это невозможно?” Если подготовка была проведена достаточно тщательно, вы увидите, как у клиента дым повалит из ушей, когда эти два убеждения столкнутся друг с другом и противоречие станет очевидным, и тогда “должен” (а вместе с ним и сама проблема) исчезнет.
Но желание не предполагает возможностей, и довольно часто мы стремимся к чему-то невозможному. Этот факт является источником многочисленных человеческих страданий, поскольку желание достичь невозможного может сильно расстраивать. Но он же является источником человеческого прогресса, поскольку у нас появляется мотивация к поиску и нахождению путей для совершения того, что прежде считалось невозможным.
Дополнительная связь. Некоторые виды связи оказываются не врожденными, а усвоенными.
Из МО четырех категорий и их отрицаний можно составить 64 варианта двухшаговых последовательностей (включая повторяющиеся типа “решил решить” или “решил не решать” и т.п.). Полезно выписать все такие последовательности и поэкспериментировать с каким-нибудь простым действием, чтобы понять, как они изменяют ваши представления. Некоторые покажутся вам знакомыми и “осмысленными”, а те, которые покажутся вам странными или причудливыми, принесут вам больше пользы, потому что именно на них вы сможете большему научиться, так как они расширяют карту ваших представлений о собственных возможностях, даже если отдельные покажутся вам не слишком полезными. Это хороший способ, позволяющий вам повысить свою чувствительность к тому, как вы сами и ваши клиенты связывают МО, и понять воздействие тех связей, которые вы используете редко или даже никогда не думали о возможности такого использования.
Опять же большинство людей часто использует одни связи и совсем не использует другие. Многие из редко используемых связей могут оказаться весьма полезными. “Если я решу, я захочу”, “Если я должен, то я хочу”, “Если я хочу, то я не обязан”.
Конечно, одни связи оказываются гораздо более полезными, чем другие. Тем не менее, если человек использует лишь несколько вариантов из 64 возможных, это может оказаться серьезным ограничением собственных возможностей, и в этом случае было бы весьма полезным поэкспериментировать с применением оставшихся неиспользованных возможностей.
Легко разработать письменный тест, в котором предлагается закончить предложения типа: “Если я захочу, я…”, — и найти среди ответов слабые комбинации и часто используемые варианты.
Я/другие. В приведенном выше обсуждении мы предполагали, что человек применяет МО к самому себе. Если мы рассмотрим взаимоотношения с другим человеком, мы получим еще 64 комбинации, например: “Если ты хочешь, чтобы я сделал, значит, я должен сделать” или “Если я потребую, то ты должен”. Применение к терапии семейных пар (присутствует при этом партнер или нет) достаточно очевидно.
Связь двух МО встречается довольно часто, а связь трех уже реже, хотя можно встретить и более длинные цепочки. “Если я должен, то я могу решить захотеть”. Здесь уже появляется гораздо больше возможностей (512), и большинство из нас пользуется лишь незначительной их долей.
Хорошо, что вам нет необходимости запоминать все эти варианты. Осознав для начала важность их использования, начните практиковаться, чтобы обострить свое восприятие, и вы станете легко узнавать связи и примерять их к себе, чтобы понять силу их влияния на ваше восприятие.
Когда вас связывают отношения с более чем одним человеком, как в семье, все становится сложнее и интереснее. “Если он скажет, я должен буду сделать Х, но она хочет Y, и я не могу сделать Z”. (Здесь еще 512 возможностей!)
4. На мотивацию какого вида указывает тот или иной МО?
С необходимостью и желанием все понятно. Желание всегда притягивает нас к объекту нашего желания. Необходимость очевидно подталкивает нас к чему-то, но чаще она все-таки отталкивает нас от того, что произойдет, если мы не сделаем это. Конечно, в большинстве случаев мотивация включает в себя оба элемента, но в целях анализа удобнее разделить их между собой. МО, привычно применяемые клиентом, могут указать нам, на что клиент обращает внимание и что он воспринимает, а также чего недостает в его стратегии мотивации.
Возможность и решение не указывают на какую-либо конкретную стратегию мотивации. Человек может выбрать возможный вариант как из разряда желания, так и необходимости (или и того и другого одновременно). С другой стороны, если бы у нас не было ни потребностей, ни желаний, возможность и решение утратили бы всякий смысл, так что всякий раз, когда мы используем слова, относящиеся к возможности и решению, всегда предполагается или подразумевается некоторая мотивация.
5. С каким видом неконгруэнтности можно связать каждый МО?
Все МО в той или иной мере отражают, если можно так сказать, положение дел, противоречащее фактам. Все они указывают на ситуацию, которая в данный момент не существует, но которая может существовать в будущем (или ее можно представить себе в будущем, если даже она невозможна в реальности), поэтому все это говорит о последовательной неконгруэнтности.
Если вы должны сделать, значит, вы еще не сделали. (Если бы вы уже сделали, вы не должны были бы делать.) Даже в прошедшем времени “Я должен был” указывает на ситуацию, когда был должен, а не на последовавшее действие. Если человек должен выполнять некоторое повторяющееся действие, например, дышать, то опять же он должен выполнить следующий вдох, а не предыдущий.
Точно так же, если вы желаете что-то, значит, у вас этого еще нет. (Если бы это у вас уже было, вы могли бы наслаждаться этим, но не желать.)
Если что-то относится к разряду возможного, значит, это следует отнести к потенциалу, а не к действительности. “Я могу сделать это” совсем не то, что “я уже сделал это”. Конечно, совершенное действие является серьезным основанием для предположения о том, что я могу выполнить его и в будущем. Вот почему может оказаться весьма полезным встроить изменение в прошлое, чтобы оно воспринималось изменением, которое уже случалось. Некоторые из нас в свое время подшучивали над “человеческим потенциальным движением” (human potential movement), говоря, что в нем все потенциальное и очень мало движения (а в некоторых вещах не так много и человеческого!).
В момент принятия решения, действие, которое подлежит выбору, все еще не совершено. (Даже если происходит выбор вещей, а не действий, подразумевается какое-то действие по отношению к этим вещам.) В решении всегда присутствует дополнительная неконгруэнтность, заключающаяся в том, что нас одновременно тянет (или толкает) в двух или более направлениях. Выбрав одно, мы теряем другое, и та потребность или желание, которое отброшенное направление должно было удовлетворить, остается неудовлетворенным, по крайней мере временно.
6. Какой вид неконгруэнтности демонстрирует человек, когда произносит один МО, а невербально выражает другой?
Это обычно служит индикатором одновременной неконгруэнтности между осознаваемым (словами) и неосознаваемым (невербальным), хотя человек может выражать невербальное последовательно. Если человек говорит: “Я могу сделать это”, — унылым голосом и бессильно опустив плечи (или такая невербальная реакция появляется сразу вслед за словами), скорее всего он не верит в то, что говорит, и в действительности не будет это делать. Как во всех методах НЛП невербальная реакция зачастую оказывается более четким индикатором неосознаваемых аспектов поведения и указывает на то, что происходит на самом деле. Как говорил в свое время Джон Гриндер: “Ко всем словам следует относиться как к неподтвержденным слухам до тех пор, пока они не будут подтверждены невербальным поведением”. Выраженный словами МО может быть, а может и не быть надежным индикатором внутренне переживаемого МО. Утонченное восприятие невербальных проявлений МО открывает перед нами гораздо более надежную информацию о переживаниях клиента.
На протяжении многих лет мы использовали на своих тренингах упражнение, которое помогает участникам тренинга развить в себе чувствительность как к вербальным, так и невербальным проявлениям МО. В группах по три человека один говорит предложение, включив в него какой-нибудь МО (или его отрицание), в то же время невербально выражая другой МО (или его отрицание). Один из оставшихся двоих определяет вербально выраженный МО, а второй — невербально выраженный МО, а затем каждый из них определяет оба МО. Модификация этого упражнения, направленная на повышение чувствительности к последовательной неконгруэнтности, получается, если попросить человека произнести предложение с одним МО, а затем последовательно выразить невербально другой МО.
7. Полезно ли изменять представления человека путем замены одного модального оператора другим и почему?
МО, как и ключ доступа, является и результатом внутреннего процесса обработки информации, и способом выявления этого процесса. С помощью одного из своих любимых приемов— попросить человека сказать “я не буду” вместо “ не могу” — Фриц Прелз заставлял своего клиента взять на себя ответственность за принимаемые решения, почувствовать в себе больше силы, благодаря осознанию своей способности делать выбор и открытию новых вариантов для такого выбора.
Порой изменение МО немедленно приводит к конгруэнтному изменению позиции. Но чаще человек испытывает неконгруэнтность. Но даже в этом случае такое изменение может оказаться весьма полезным экспериментом, который дает по крайней мере намек на альтернативные варианты пребывания в этом мире. Клиент может попробовать их и понять, как бы он себя чувствовал, если бы это было правдой. Возникшие при этом возражения дадут ценную информацию о том, на какие аспекты убеждений человека следует еще обратить внимание, чтобы помочь ему совершить изменения, которые будут соответствовать его ценностям и сохранятся надолго.
8. Какие МО используются в состоянии полной и совершенной конгруэнтности?
Это мой любимый и одновременно хитрый вопрос. Вспомните ситуацию из своей жизни, когда вы занимались чем-то в состоянии полной конгруэнтности. Когда вы полностью конгруэнтны, это возможно сделать, вы хотите это делать, вы решили именно это делать и — самое парадоксальное — вы также обязаны это делать (вы просто не можете заниматься чем-то другим!). Так что ответ звучит так: все модальные операторы (или, возможно, ни один из них). Или по-другому — с некоторым привкусом мистики — возникает не образ действия (который всегда указывает на некоторую неконгруэнтность), а само действие, чистое и простое: “Я делаю это”, — без всякой модуляции.
9. Что еще можно предсказать относительно представлений человека, когда он использует МО?
Я задавал этот открытый вопрос в надежде узнать что-нибудь новое. Но, получив всего два ответа, мне практически нечего вам доложить. Когда обучение не представляет собой улицу с двухсторонним движением, оно очень часто ведет в тупик. Одна из моих любимых в последнее время цитат гласит: “Ни один из нас в отдельности не умнее, чем все мы вместе”. Прочитав приведенный выше текст, что вы могли бы добавить? Или как бы вы могли усовершенствовать то, что я представил вашему вниманию? Дерзайте.