Что такое мобилизация военнообязанных в россии 2021
Военные сборы в 2021 году: кого призовут и что будет за неявку
«Призывать в 2021 году граждан РФ, пребывающих в запасе, для прохождения военных сборов в Вооруженных силах РФ и органах Федеральной службы безопасности», — говорится в указе.
Правительству и органам исполнительной власти субъектов предписано обеспечить выполнение мероприятий, связанных с призывом граждан на военные сборы и проведением этих сборов.
Военные сборы для граждан, находящихся в запасе, проводятся в России ежегодно. Участвуют в них те, кто во время срочной службы или учебы в вузе освоил востребованные армейские специальности, а также те, кто уже прошел военную службу, и кто был освобожден от нее или имел отсрочку. Цель сборов для запасников заключается в улучшении профессиональных навыков и знаний военнослужащих.
Кого призовут на военные сборы в 2021 году
Запас формируется из граждан, которые:
были уволены с военной службы с зачислением в запас ВС РФ;
успешно окончили военный вуз или военный учебный центр при гражданском вузе;
были освобождены или получили отсрочки от призыва на военную службу;
отметили 27-летие и до этого не служили в армии;
уволены с воинской службы и поставлены на учёт в военкомате.
Впервые на сборы могут призвать через два года после увольнения с военной службы, затем такие повестки могут присылать не чаще чем раз в три года.
По закону (Постановление Правительства РФ о военных сборах №333) максимальный срок призыва на такие сборы составляет 2 месяца. Но с маленькой оговоркой – общий лимит на весь срок пребывания в запасе составляет 12 месяцев. По закону “о воинской обязанности” представителей запаса могут призывать 1 раз в 3 года.
Кого не призовут на военные сборы в 2021 году
Полицейских и представителей Росгвардии;
Служащих Совета Федерации;
Работников транспортной сферы (только РЖД и авиации, речной и морской флот на период навигации);
Работников сельского хозяйства в период уборки и посева;
Тех, кто не годен к военной службе по состоянию здоровья.
До скольки лет призывают на военные сборы
Рядовые, ефрейторы, сержанты, старшины, лейтенанты и младший офицерский состав до 45 лет.
Мичманы, капитаны, подполковники, прапорщики до 50 лет.
Полковники до 55 лет.
Высший офицерский состав — до 65 лет.
Это неофициально. По факту могут призывать и сержанта в 47-50 лет.
За работающим человеком сохраняется рабочее место. Компенсацию для прохождения службы платит военкомат. Она составляет приблизительно 5-6 тысяч рублей за весь призыв.
Ходить на военные сборы запасников – невыгодно, если только не взять оплачиваемый отпуск (работникам частных фирм).
Что будет за неявку на сборы
По статье Статья 21.5. КоАП РФ за неявку по повестке штраф составляет от 100 до 500 рублей. В ближайшее время Госдума может принять закон о наказании за уклонении от сбора запасников уже на 20 000 рублей. Кроме того, рассматривается вопрос о приравнивании сборов к воинской службе, поэтому за уклонение уже будет грозить уголовная ответственность.
Кроме того, они могут оштрафовать руководителя на 1000 рублей “за несообщение сведений”, поэтому рычаги для шантажа у военкоматов имеются.
Что будет, если сбежать со сборов?
Сбегать со сборов нельзя. Человек в момент прибытия в воинскую часть становится исполняющим обязанности, и несет уголовную ответственность наравне с новобранцами. Ему светят следующие наказания:
Самовольное оставление части или места службы (статья 337 УК РФ);
Дезертирство (статья 338 УК РФ);
Уклонение от исполнения обязанностей военной службы путем симуляции болезни или иными способами (статья 339 УК РФ).
Пока прецедентов уголовных дел не было, и люди реально сбегали. Но нужно понимать, что все зависит от вредности военкома и командира в/ч.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН О МОБИЛИЗАЦИОННОЙ ПОДГОТОВКЕ И МОБИЛИЗАЦИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
26 февраля 1997 года N 31-ФЗ
О МОБИЛИЗАЦИОННОЙ ПОДГОТОВКЕ И МОБИЛИЗАЦИИ
В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
24 января 1997 года
13 февраля 1997 года
(в ред. Федеральных законов от 16.07.1998 N 97-ФЗ,
от 05.08.2000 N 118-ФЗ (ред. 24.03.2001), от 21.03.2002 N 31-ФЗ,
с изм., внесенными Федеральным законом от 30.12.2001 N 194-ФЗ)
Раздел I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Основные понятия
2. Под мобилизацией в Российской Федерации понимается комплекс мероприятий по переводу экономики Российской Федерации, экономики субъектов Российской Федерации и экономики муниципальных образований, переводу органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций на работу в условиях военного времени, переводу Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований, органов и специальных формирований на организацию и состав военного времени.
Мобилизация в Российской Федерации может быть общей или частичной.
3. Должностные лица органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций несут персональную ответственность за исполнение возложенных на них обязанностей в области мобилизационной подготовки и мобилизации в соответствии с законодательством Российской Федерации, создают необходимые условия работникам мобилизационных органов для исполнения возложенных на них обязанностей.
Статья 8. Полномочия и функции органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления
1. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий:
1) организуют и обеспечивают мобилизационную подготовку и мобилизацию;
2) руководят мобилизационной подготовкой муниципальных образований и организаций, деятельность которых связана с деятельностью указанных органов или которые находятся в сфере их ведения;
3) создают мобилизационные органы;
4) обеспечивают исполнение настоящего Федерального закона, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации в области мобилизационной подготовки и мобилизации;
5) разрабатывают мобилизационные планы;
6) проводят мероприятия по мобилизационной подготовке экономики субъектов Российской Федерации и экономики муниципальных образований;
7) проводят во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти мероприятия, обеспечивающие выполнение мобилизационных планов;
8) заключают договоры (контракты) с организациями о поставке продукции, проведении работ, выделении сил и средств, об оказании услуг в целях обеспечения мобилизационной подготовки и мобилизации субъектов Российской Федерации и муниципальных образований;
9) при объявлении мобилизации проводят мероприятия по переводу экономики субъектов Российской Федерации и экономики муниципальных образований на работу в условиях военного времени;
10) в случае несостоятельности (банкротства) организаций, имеющих мобилизационные задания (заказы), принимают меры по передаче этих заданий (заказов) другим организациям, деятельность которых связана с деятельностью указанных органов или которые находятся в сфере их ведения;
11) оказывают содействие военным комиссариатам в их мобилизационной работе в мирное время и при объявлении мобилизации;
12) организуют в установленном порядке своевременное оповещение и явку граждан, подлежащих призыву на военную службу по мобилизации, поставку техники на сборные пункты или в воинские части, предоставление зданий, сооружений, коммуникаций, земельных участков, транспортных и других материальных средств в соответствии с планами мобилизации;
13) организуют и обеспечивают воинский учет и бронирование на период мобилизации и на военное время граждан, пребывающих в запасе и работающих в органах государственной власти субъектов Российской Федерации, органах местного самоуправления и организациях, деятельность которых связана с деятельностью указанных органов или которые находятся в сфере их ведения, обеспечивают представление отчетности по бронированию в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации;
14) вносят в органы государственной власти предложения по совершенствованию мобилизационной подготовки и мобилизации;
2. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации координируют и контролируют проведение органами местного самоуправления и организациями, деятельность которых связана с деятельностью указанных органов или которые находятся в сфере их ведения, мероприятий по мобилизационной подготовке, а также осуществляют методическое обеспечение этих мероприятий.
3. Органы местного самоуправления наделяются государственными полномочиями в области мобилизационной подготовки и мобилизации в соответствии с настоящим Федеральным законом с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Раздел III. ОБЯЗАННОСТИ ОРГАНИЗАЦИЙ И ГРАЖДАН В ОБЛАСТИ
МОБИЛИЗАЦИОННОЙ ПОДГОТОВКИ И МОБИЛИЗАЦИИ
Статья 9. Обязанности организаций
1. Организации обязаны:
1) организовывать и проводить мероприятия по обеспечению своей мобилизационной готовности;
3) разрабатывать мобилизационные планы в пределах своих полномочий;
4) проводить мероприятия по подготовке производства в целях выполнения мобилизационных заданий (заказов) в период мобилизации и в военное время;
5) выполнять мобилизационные задания (заказы) в соответствии с заключенными договорами (контрактами) в целях обеспечения мобилизационной подготовки и мобилизации;
6) при объявлении мобилизации проводить мероприятия по переводу производства на работу в условиях военного времени;
7) оказывать содействие военным комиссариатам в их мобилизационной работе в мирное время и при объявлении мобилизации;
8) обеспечивать своевременное оповещение и явку граждан, подлежащих призыву на военную службу по мобилизации и состоящих с ними в трудовых отношениях, на сборные пункты или в воинские части;
9) обеспечивать поставку техники на сборные пункты или в воинские части в соответствии с планами мобилизации;
10) предоставлять в соответствии с законодательством Российской Федерации здания, сооружения, коммуникации, земельные участки, транспортные и другие материальные средства в соответствии с планами мобилизации с возмещением государством понесенных ими убытков в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации;
2. Организации не вправе отказываться от заключения договоров (контрактов) о выполнении мобилизационных заданий (заказов) в целях обеспечения обороны страны и безопасности государства, если с учетом мобилизационного развертывания производства их возможности позволяют выполнить эти мобилизационные задания (заказы). Возмещение государством убытков, понесенных организациями в связи с выполнением ими мобилизационных заданий (заказов), осуществляется в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
3. Организации обязаны предоставлять информацию, необходимую для разработки и осуществления мобилизационных мероприятий, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Статья 10. Обязанности граждан
1. Граждане обязаны:
1) являться по вызову в военные комиссариаты для определения своего предназначения в период мобилизации и в военное время;
2) выполнять требования, изложенные в полученных ими мобилизационных предписаниях, повестках и распоряжениях военных комиссаров;
3) предоставлять в соответствии с законодательством Российской Федерации в военное время в целях обеспечения обороны страны и безопасности государства здания, сооружения, транспортные средства и другое имущество, находящиеся в их собственности, с возмещением государством понесенных ими убытков в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
2. Граждане в период мобилизации и в военное время привлекаются к выполнению работ в целях обеспечения обороны страны и безопасности государства, а также зачисляются в специальные формирования в установленном порядке.
3. Граждане за неисполнение своих обязанностей в области мобилизационной подготовки и мобилизации несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Раздел IV. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОСНОВЫ МОБИЛИЗАЦИОННОЙ
ПОДГОТОВКИ И МОБИЛИЗАЦИИ
Статья 11. Организация и порядок мобилизационной подготовки и мобилизации
1. Организация и порядок мобилизационной подготовки и мобилизации органов государственной власти, органов местного самоуправления, Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований, органов и специальных формирований определяются нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.
2. Организация и порядок мобилизационной подготовки и мобилизации экономики Российской Федерации, экономики субъектов Российской Федерации и экономики муниципальных образований, а также организаций определяются нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.
3. Должностные лица органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций несут персональную ответственность за исполнение возложенных на них обязанностей в области мобилизационной подготовки и мобилизации в соответствии с законодательством Российской Федерации, создают необходимые условия работникам мобилизационных органов для исполнения возложенных на них обязанностей.
Статья 16. Режим проведения мобилизационной подготовки и мобилизации
Организация работы и защита информации в области мобилизационной подготовки и мобилизации осуществляются в соответствии с Законом Российской Федерации «О государственной тайне» и нормативными правовыми актами по вопросам секретного делопроизводства.
Бронирование граждан, пребывающих в запасе в 2021 году
Бронирование граждан позволяет обеспечить бесперебойную работу предприятий в период мобилизации. Расскажем, что представляет собой эта процедура и какую отчетность предполагает.
Для чего необходимо бронирование граждан в запасе
Мобилизация — перевод экономики, органов власти, Вооруженных Сил и организаций на работу в режиме военного времени (п. 2 ст. 1 Федерального закона от 26.02.1997 № 31-ФЗ «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации»).
Процедура требует привлечения военнообязанных граждан, пребывающих в запасе (ст. 52 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»):
Бронирование — временное освобождение сотрудников от призыва на мобилизацию и мобилизационную подготовку для обеспечения работы предприятия.
Как уволить сотрудника в связи с призывом в армию — узнаете здесь.
Кто бронирует граждан в запасе
Если воинский учет ведут все работодатели, то бронируют работников организации:
Чтобы узнать, обязана ли фирма бронировать сотрудников, необходимо обратиться в территориальную комиссию по бронированию при администрации муниципального образования. Например, в Москве сведения о комиссиях доступны на сайте https://www.mos.ru (вкладка «Территориальные органы власти»).
Такая комиссия предоставит информацию о:
Процедуру бронирования проводит назначенный приказом сотрудник. Специальных требований к ответственному нет: это может быть кадровик, табельщик или ведущий воинский учет работник. Но приказ о назначении ответственного согласовывается с военным комиссаром муниципалитета (п. 22, п. 39 Методических рекомендаций по ведению воинского учета, утв. Генштабом Вооруженных Сил РФ 11.07.2017).
Пошаговая процедура бронирования граждан запаса в 2021 году
Порядок бронирования работников сводится к нескольким этапам.
Шаг 1. Запрос сведений в комиссии по бронированию, которая предоставит информацию по процедуре и список подлежащих бронированию должностей.
Шаг 2. Издание приказа о назначении ответственного за бронирование сотрудника и согласование документа с военкоматом.
Шаг 3. Разработка Плана работы по ведению воинского учета и бронированию граждан запаса (п. 39 Рекомендаций от 11.07.2017).
Допускается дополнение существующего Плана по ведению воинского учета мероприятиями по бронированию с учетом рекомендаций, полученных в территориальной комиссии, т. е. отдельный План по бронированию утверждать необязательно.
План и его изменения согласовываются с военкоматом (п. 37 Рекомендаций от 11.07.2017).
Шаг 4. Составление списка забронированных работников.
Перечень оформляется в свободной форме с указанием ФИО, должности или профессии и заверяется подписью руководителя и печатью. Дополнительно список может утверждать военкомат либо территориальная комиссия по бронированию, поэтому рекомендуется обратиться к ним с готовым перечнем и заодно проверить его.
Шаг 5. Оформление отсрочки от призыва.
Подготовка списка бронированных сотрудников еще не означает предоставление им отсрочки от призыва — работодателю необходимо оформить удостоверения об отсрочке и сделать отметки в личных карточках.
Такие удостоверения признаются БСО и выдаются военкоматом после подачи пакета документов, среди которых:
Удостоверения об отсрочке хранятся у работодателя, а при объявлении мобилизации или военного времени передаются забронированным сотрудникам согласно утвержденному плану и ведомости на выдачу удостоверений.
Ведение специального воинского учета
Основные моменты спецучета:
Об ответственности за отказ от ведения воинского учета вы узнаете из статьи.
Основные отчеты по воинскому учету:
Бланк | Какие данные включает | Чем введен | |
Форма 6 | Отчет о численности работающих и забронированных граждан, пребывающих в запасе с детализацией сотрудников по категориям: Подробнее об отчетных формах читайте этот материал.
Смотрите готовое решение о том, как работодателю организовать бронирование граждан, пребывающих в запасе (это бесплатно). Что такое мобилизация военнообязанных в россии 2021Стать резервистом Находиться в резерве Стать резервистом Находиться в резерве Стать резервистом Находиться в резерве Стать резервистом Находиться в резерве Стать резервистом Находиться в резерве Стать резервистом Находиться в резерве Стать резервистом Находиться в резерве Стать резервистом Находиться в резерве проводятся в учебных класса по строевой, огневой, физической подготовке проводятся в учебных класса по строевой, огневой, физической подготовке Накануне военных сборов организация, в которой работает резервист, получает повестку от военного комиссариата района о направлении гражданина на сборы и издает приказ об убытии своего сотрудника. На сборах резервисты живут в стационарных казармах при воинских частях или в палатках в разворачиваемых полевых лагерях. Накануне военных сборов организация, в которой работает резервист, получает повестку от военного комиссариата района о направлении гражданина на сборы и издает приказ об убытии своего сотрудника. На сборах резервисты живут в стационарных казармах при воинских частях или в палатках в разворачиваемых полевых лагерях. Осенний призыв – 2021: ответы на актуальные вопросы
1 октября в России стартовала очередная призывная кампания. Согласно Указу Президента РФ от 30 сентября 2021 г. № 556 в октябре-декабре текущего года на военную службу будут призваны 127 500 человек. Призывные комиссии начали свою работу с 1 октября во всех субъектах РФ, за исключением муниципальных образований, где призыв проводится один раз в год, – здесь призывные комиссии заработают с 1 ноября. Как отметил в ходе брифинга, посвященного началу осеннего призыва на военную службу, начальник ГОМУ ГШ ВС РФ генерал-полковник Евгений Бурдинский, в условиях сохранения рисков распространения новой коронавирусной инфекции основные усилия при организации и проведении призыва граждан на военную службу осенью этого года будут сосредоточены на недопущении заноса COVID-19 и других сезонных заболеваний (ОРВИ, гриппа, ангины) в войска при их комплектовании молодым пополнением. «В этих целях военные комиссариаты заблаговременно обеспечены необходимым медицинским имуществом, в том числе около 5 млн. медицинских масок, более 200 тыс. тест-систем», – подчеркнул генерал-полковник. Остановимся на ключевых нюансах призыва и его особенностях в текущем году более подробно. Обязательна ли военная служба по призыву? Да, защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина РФ (ст. 59 Конституции Российской Федерации). Но в случае, если несение военной службы противоречит убеждениям или вероисповеданию гражданина, допускается ее замена альтернативной гражданской службой. Что включает в себя призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе? Он включает: явку на медосвидетельствование, профессиональный психологический отбор и заседание призывной комиссии; явку в указанные в повестке военного комиссариата время и место для отправки к месту прохождения военной службы и нахождение в военном комиссариате до начала военной службы (п. 1 ст. 26 Федерального закона от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»; далее – Закона № 53-ФЗ). Кто организует призыв на военную службу? Призыв организуют военные комиссариаты через свои структурные подразделения, а осуществляют – призывные комиссии, создаваемые в муниципальных районах, муниципальных и городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения решением высшего должностного лица субъекта РФ (руководителя высшего исполнительного органа госвласти субъекта РФ) по представлению военного комиссара (абз. 4 п. 1 ст. 26 Закона № 53-ФЗ). Кто подлежит призыву на военную службу? Призыву подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие или обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе (п. 1 ст. 22 Закона № 53-ФЗ). Может ли быть призван в армию несовершеннолетний? Нет, решение о призыве граждан на военную службу может быть принято только после достижения ими возраста 18 лет (п. 4 ст. ст. 22 Закона № 53-ФЗ). Может ли повестка о вызове в военкомат быть вручена через родителей, соседей или иных лиц? Нет, это не допускается. Повестка о вызове на медосвидетельствование и профессиональный психологический отбор, заседание призывной комиссии или для отправки в воинскую часть для прохождения военной службы должна быть вручена работниками военного комиссариата или по месту работы или учебы призывника руководителями, другими ответственными за военно-учетную работу должностными лицами организаций лично призывнику под расписку (п. 2 ст. 31 Закона № 53-ФЗ). Следовательно, повестка, врученная не под расписку (например, брошенная в почтовый ящик), переданная через соседей, родителей (даже под их расписку), не обязывает гражданина явиться в военкомат в назначенный день. Равно как не заменяет повестку и телефонный звонок о вызове в военкомат. Надо ли сообщать в военкомат о временном отъезде с места жительства или пребывания? Да, если такой отъезд гражданина, подлежащего призыву на военную службу, имеет место в период проведения призыва и длится более трех месяцев, то об этом нужно лично сообщить в военный комиссариат. Сделать это надо даже в том случае, если выезд с места жительства или пребывания не подтвержден регистрацией по месту жительства или пребывания (п. 2 ст. 10 Закона № 53-ФЗ). Причем известить можно не только военкомат, но и и местную администрацию соответствующего поселения, муниципального или городского округа, осуществляющую первичный воинский учет. Каковы обязанности граждан, подлежащих призыву на военную службу? Можно ли пойти служить по контракту, не отслужив по призыву? Да, у граждан мужского пола, не пребывающих в запасе и получивших высшее образование, равно как и у тех, кто не пребывает в запасе, но получил среднее профобразование и поступает на военную службу в Вооруженные Силы РФ, войска национальной гвардии, спасательные воинские формирования, Службу внешней разведки РФ и органы государственной охраны, есть право выбора – заключить первый контракт о прохождении военной службы на воинских должностях, подлежащих замещению солдатами и сержантами, на срок два или три года или проходить военную службу по призыву. Первый контракт о прохождении военной службы вправе заключать лица в возрасте от 18 до 40 лет (п. 1-2 ст. 34 Закона № 53-ФЗ). Однако заявить о своем желании поступить на военную службу по контракту гражданин может до принятия призывной комиссией решения о его призыве на военную службу. В противном случае право перейти на службу по контракту возникнет у него не ранее чем через три месяца службы по призыву. Сроки призыва и службы Сколько раз в году проходит призывная кампания? По общему правилу, призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, осуществляется 2 раза в год – с 1 апреля по 15 июля и с 1 октября по 31 декабря на основании указов Президента РФ (п. 1 ст. 25 Закона № 53-ФЗ). Для кого действуют отличные от общеустановленных сроки призыва на военную службу? Для граждан: проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях – их призывают на службу в период с 1 мая по 15 июля или с 1 ноября по 31 декабря; проживающих в сельской местности и непосредственно занятых на посевных и уборочных работах – для них срок призыва установлен с 15 октября по 31 декабря; являющихся педагогическими работниками образовательных организаций – они призываются с 1 мая по 15 июля (п. 1 ст. 25 Закона № 53-ФЗ). Какова продолжительность военной службы по призыву и планируется ли ее изменение? Срок военной службы по призыву составляет 12 месяцев (подп. «д» п. 1 ст. 38 Закона № 53-ФЗ). Изменение этого срока Минобороны России не планирует. Как исчисляется срок военной службы по призыву? Началом военной службы для призывников считается день присвоения воинского звания рядового, а окончанием – дата исключения военнослужащего из списков личного состава воинской части в день истечения срока его военной службы (п. 10 ст. 38 Закона № 53-ФЗ). Особенности осеннего призыва на военную службу в России Смещен ли срок начала осеннего призыва из-за пандемии коронавируса? Нет, в текущем году осеннюю призывную кампанию решено провести в общеустановленные сроки – с 1 октября по 31 декабря (Указ Президента РФ от 30 сентября 2021 г. № 556 «О призыве в октябре – декабре 2021 г. граждан Российской Федерации на военную службу и об увольнении с военной службы граждан, проходящих военную службу по призыву»). Какие меры профилактики COVID-19 будут предприниматься в ходе проведения осенней призывной кампании? На сборных пунктах субъектов РФ для всех граждан, призванных и направляемых для прохождения военной службы, будет организовано тестирование на новую коронавирусную инфекцию. Кроме того, их обеспечат медицинскими масками как на сборных пунктах, так и в пути следования к месту прохождения военной службы, а по прибытии в воинские части призывники будут проходить двухнедельный карантин. Что будет, если обнаружат заболевшего коронавирусом? Во всех военных комиссариатах и воинских частях выделены отдельные помещения для размещения (изоляции) сотрудников, призывников и военнослужащих при выявлении у них не только признаков коронавируса, но и любых других респираторных заболеваний. В случае необходимости заболевший будет доставлен специализированным транспортом (машинами скорой помощи) в медорганизацию для оказания экстренной помощи. Куда можно обратиться за консультацией по вопросам осеннего призыва? Свои вопросы и обращения призывники и их родители могут направлять в электронные приемные главнокомандующих видами, командующих родами войск и войсками военных округов на официальном сайте Минобороны России (подраздел «Для граждан» в разделе «Контакты»). Кроме того, с 14 октября запустят прямую линию Главного организационно-мобилизационного управления Генерального штаба Вооруженных Сил РФ по вопросам призыва граждан на военную службу. Звонки будут принимать по телефонам 8(495) 498-96-96, 8(495) 498-96-97, 8(495) 498-96-98. Номера телефонов региональных военкоматов можно узнать на сайте Минобороны России (https://recrut.mil.ru/career/conscription/hot_lines_conscription.htm). Медосвидетельствование и психологический отбор призывников Каких врачей должны пройти призывники? Призывники проходят медосвидетельствование врачами-специалистами – терапевтом, хирургом, невропатологом, психиатром, окулистом, оториноларингологом, стоматологом, а в случае необходимости – врачами других специальностей (п. 1 ст. 5.1 Закона № 53-ФЗ). Могут ли призывника направить на амбулаторное или стационарное медобследование в медорганизацию? Да, это допускается в случае невозможности вынесения медицинского заключения о годности гражданина к военной службе по состоянию здоровья в ходе медосвидетельствования (п. 4 ст. 5.1 Закона № 53-ФЗ). Причем, если обследование гражданина не может быть завершено до окончания работы призывной комиссии, его освидетельствование проводится в период следующего призыва с вынесением заключения о категории годности к военной службе (абз. 4 п. 20 Положения о военно-врачебной экспертизе, утв. Постановлением Правительства РФ от 4 июля 2013 г. № 565). Какие документы необходимо собрать для медосвидетельствования и заседания призывной комиссии? Какие бывают категории годности к военной службе? По результатам медосвидетельствования выдается заключение о годности гражданина к военной службе по следующим категориям: А – годен к военной службе; Б – годен к военной службе с незначительными ограничениями; В – ограниченно годен к военной службе; Г – временно не годен к военной службе; Д – не годен к военной службе (п. 2 ст. 5.1 Закона № 53-ФЗ). Нужно ли призывнику платить за медосвидетельствование? Нет, финансовое обеспечение медосвидетельствования призываемых на службу граждан осуществляется за счет средств федерального бюджета (п. 6 ст. 5.1 Закона № 53-ФЗ). Даже если гражданин направляется военным комиссариатом в медорганизацию государственной или муниципальной системы здравоохранения для проведения ему медобследования и диагностических исследований (как обязательных, так и дополнительных), все эти мероприятия проводятся для призывника на безвозмездной основе в рамках действия Программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов, утв. Постановлением Правительства РФ от 28 декабря 2020 г. № 2299. Можно ли обжаловать решение призывной комиссии? Да, такое решение может быть обжаловано в суд по месту жительства или в вышестоящую призывную комиссию. Жалобу можно подать в течение трех месяцев со дня принятия обжалуемого решения. При этом на период рассмотрения жалобы (вплоть до принятия решения по ней или до вступления в законную силу решения суда) решение о призыве приостанавливается (п. 7 ст. 28 Закона № 53-ФЗ). При обжаловании решения призывной комиссии не лишним будет направить в полицию и прокуратуру извещение о том, что такое решение обжаловано в суд – это обезопасит призывника от незаконного обращения военкомата в прокуратуру с ходатайством о возбуждении уголовного дела об уклонении от призыва. К извещению нужно приложить копию почтовой квитанции об отправке жалобы в суд или копию самой жалобы с отметкой о ее регистрации в суде. Нужно ли призывникам проходить профессиональный психологический отбор? Да, требование о прохождении такого отбора распространяется не только на случаи постановки на воинский учет, направления для подготовки по военно-учетным специальностям в общественные объединения или профессиональные образовательные организации, но и на случаи призыва на военную службу или поступления на военную службу по контракту, поступления в мобилизационный людской резерв и т. п. (п. 1 ст. 5.2 Закона № 53-ФЗ). Какие заключения выносятся по результатам психологического отбора? По результатам профессионального психологического отбора выносится одно из следующих заключений о профессиональной пригодности призывника: рекомендуется в первую очередь (первая категория); рекомендуется (вторая категория); рекомендуется условно (третья категория); не рекомендуется (четвертая категория). Требования к психологической пригодности, соответствующие указанным категориям, установлены в разделе III «Оформление и учет результатов профессионального психологического отбора» Инструкции об организации и проведении профессионального психологического отбора в Вооруженных Силах Российской Федерации (Приложение к Приказу Минобороны России от 31 октября 2019 г. № 640). Где и когда проводятся мероприятия по профессиональному психологическому отбору призывников? Проводится ли психологическое обследование призывников, имеющих освобождение или отсрочку от призыва? Нет, обследование проводится, только если по итогам изучения отсутствуют основания для предоставления гражданину отсрочки (освобождения) от призыва на военную службу, в том числе по состоянию здоровья (п. 24 Инструкции об организации и проведении профессионального психологического отбора в Вооруженных Силах Российской Федерации, Приложение к Приказу Минобороны России от 31 октября 2019 г. № 640). Зачем нужно проходить профессиональный психологический отбор? В ходе психологического обследования определяются категории профессиональной психологической пригодности призывников к подготовке по военно-учетным специальностям в учебных воинских частях и прохождению военной службы на воинских должностях, замещаемых солдатами, матросами, сержантами и старшинами (абз. 2 п. 24 Инструкции об организации и проведении профессионального психологического отбора в Вооруженных Силах Российской Федерации, Приложение к Приказу Минобороны России от 31 октября 2019 г. № 640). При этом данные, полученные в ходе мероприятий по профессиональному психологическому отбору, учитываются при вынесении заключений о профессиональной пригодности гражданина к военной службе на воинских должностях (по классам основных сходных воинских должностей) (подп. 7 п. 31 Руководства по профессиональному психологическому отбору в Вооруженных Силах Российской Федерации, Приложение к Приказу Минобороны России от 26 января 2000 г. № 50). Освобождение от службы и отсрочка от призыва Кто не призывается на военную службу? Граждане, которые: освобождены от исполнения воинской обязанности, призыва на военную службу; имеют отсрочку от призыва на военную службу; не подлежат призыву на военную службу (п. 2 ст. 22 Закона № 53-ФЗ). Кого еще не призывают на военную службу? Граждан: признанных ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья; проходящих или прошедших военную службу в РФ; проходящих или прошедших альтернативную гражданскую службу; прошедших военную службу в другом государстве в случаях, предусмотренных международными договорами РФ (п. 1 ст. 23 Закона № 53-ФЗ). Кроме того, не подлежат призыву на военную службу лица: отбывающие наказание в виде обязательных работ, исправительных работ, ограничения свободы, ареста или лишения свободы; имеющие неснятую или непогашенную судимость за совершение преступления; в отношении которых ведется дознание либо предварительное следствие или уголовное дело в отношении которых передано в суд (п. 3 ст. 23 Закона № 53-ФЗ). Освобождаются от исполнения воинской обязанности и граждане, признанные не годными к военной службе по состоянию здоровья (п. 4 ст. 23 Закона № 53-ФЗ). Кто имеет право на освобождение от службы? Лица: имеющие предусмотренную государственной системой научной аттестации ученую степень; являющиеся сыновьями (родными братьями) военнослужащих, проходивших военную службу по призыву, погибших (умерших) в связи с исполнением ими обязанностей военной службы, и граждан, проходивших военные сборы, погибших (умерших) в связи с исполнением ими обязанностей военной службы в период прохождения военных сборов, либо граждан, умерших вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) либо заболевания, полученных в связи с исполнением ими обязанностей военной службы в период прохождения военной службы по призыву, после увольнения со службы или после отчисления с военных сборов или окончания таких сборов (п. 2 ст. 23 Закона № 53-ФЗ). Кому предоставляется отсрочка от призыва на военную службу? Предоставляется ли отсрочка от призыва на военную службу студентам? Да, отсрочкой могут воспользоваться студенты: Могут ли студенты получить повторную отсрочку от призыва на военную службу? По общему правилу, воспользоваться правом на отсрочку обучающиеся могут только один раз. Но есть исключение – если первая отсрочка от призыва на военную службу была предоставлена в связи с обучением по программе бакалавриата, но студент хочет освоить и программу магистратуры, то ему повторно предоставляется отсрочка для продолжения обучения (абз. 10 подп. «а» п. 2 ст. 24 Закона № 53-ФЗ). Имеет ли право на отсрочку студент, воспользовавшийся во время обучения академическим отпуском? Да, право на отсрочку от призыва на военную службу в данном случае сохраняется (абз. 15 под. «а» п. 2 ст. 24 Закона № 53-ФЗ). Сохраняется ли право на отсрочку от призыва при переводе на другую образовательную программу или в иную образовательную организацию? Да, за гражданином, перешедшим в той же образовательной организации с одной образовательной программы на другую, имеющую госаккредитацию образовательную программу того же уровня образования, либо переведенным в другую образовательную организацию для освоения имеющей госаккредитацию образовательной программы того же уровня образования, сохраняется право на отсрочку. Однако это возможно при условии, что общий срок, на который была предоставлена отсрочка для обучения, не увеличивается или увеличивается не более чем на год (абз. 15 подп. «а» п. 2 ст. 24 Закона № 53-ФЗ). Сохраняет ли студент, восстановившийся в образовательной организации после отчисления по инициативе этой организации, право на отсрочку? Нет, в этом случае право на отсрочку теряется. Именно отчисление по инициативе ссуза или вуза является исключением из правила, позволяющего обучающимся, восстановившимся в той же образовательной организации, сохранить право на отсрочку от призыва при условии, что срок предоставления отсрочки для обучения в данной образовательной организации не увеличивается (абз. 16 подп. «а» п. 2 ст. 24 Закона № 53-ФЗ). Имеют ли право на отсрочку от призыва аспиранты, адъюнкты, ординаторы, ассистенты-стажеры? Да, лица, обучающиеся по очной форме обучения в образовательных и научных организациях по программам подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре, по имеющим государственную аккредитацию программам ординатуры или программам ассистентуры-стажировки, могут воспользоваться отсрочкой от призыва. Она предоставляется на период освоения образовательных программ, но не свыше установленных ФГОС сроков получения высшего образования – подготовки кадров высшей квалификации, а также на время защиты квалификационной работы (диссертации), но не более года после завершения обучения по соответствующей программе (подп. «б» п. 2 ст. 24 Закона № 53-ФЗ). Кто имеет право на «президентскую» отсрочку? Речь идет об отсрочке, предоставляемой некоторым категориям граждан указами Президента РФ. К таким категориям относятся, например: О предоставлении отсрочки от призыва на военную службу смотрите Справку. Сколько действует отсрочка от призыва для школьников? Обучающимся по очной форме обучения в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по имеющим госаккредитацию образовательным программам среднего общего образования, отсрочка предоставляется на период освоения образовательных программ, но не более установленных ФГОС сроков получения среднего общего образования (подп. «г» п. 2 ст. 24 Закона № 53-ФЗ). Могут ли призвать на службу выпускников школы в период между датой окончания школы и датой поступления в вуз? Нет, если они успешно прошли государственную итоговую аттестацию по образовательной программе среднего общего образования, то им предоставляется отсрочка на период до 1 октября года прохождения такой аттестации (подп. «г.1» п. 2 ст. 24 Закона № 53-ФЗ). Предоставляется ли отсрочка от призыва обучающимся на подготовительных отделениях в вузах? Да, но только тем, кто учится по очной форме обучения в федеральных государственных образовательных организациях высшего образования, входящих в утвержденный Минобрнауки России перечень. Отсрочка дается на период обучения на подготовительных отделениях этих образовательных организаций за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, но не свыше одного года, и в случае принятия указанных обучающихся на обучение на подготовительные отделения этих образовательных организаций в год окончания школы (подп. «г.2» п. 2 ст. 24 Закона № 53-ФЗ). Призывают ли в армию семинаристов? Нет, лиц, получающих по очной форме обучения среднее профессиональное или высшее образование по образовательным программам, направленным на подготовку служителей и религиозного персонала религиозных организаций, не призывают в армию в период обучения (не более сроков получения соответствующего образования). Это касается обучения в духовных образовательных организациях, имеющих лицензию на осуществление образовательной деятельности (подп. «д» п. 2 ст. 24 Закона № 53-ФЗ). Может ли быть призван на военную службу проживающий в России иностранный гражданин? Нет, законом не предусмотрено прохождение военной службы по призыву в Вооруженных Силах РФ иностранными гражданами – они могут пойти служить только в добровольном порядке, то есть по контракту. В свою очередь, лицам из числа потенциальных переселенцев предоставляется отсрочка от призыва на срок со дня регистрации ходатайства о признании вынужденным переселенцем до дня его рассмотрения, а в случае признания вынужденным переселенцем, – на срок до трех месяцев со дня такого признания. Право на отсрочку имеют и беженцы – на срок до шести месяцев со дня приобретения ими российского гражданства (подп. «е» п. 2 ст. 24 Закона № 53-ФЗ). Право на отсрочку от призыва на военную службу указанным категориям граждан предоставляется только один раз и при условии, что ходатайство о признании лица вынужденным переселенцем зарегистрировано или статус беженца приобретен после достижения ими возраста 17 лет и шести месяцев (п. 2.1 ст. 24 Закона № 53-ФЗ). Можно ли отказаться от освобождения или отсрочки от призыва на военную службу? Да, лица, которым предоставлено право на освобождение от призыва или на отсрочку от него, могут отказаться от реализации этих прав, подав заявление о таком отказе в призывную комиссию. В этом случае они будут призваны на военную службу в общем порядке (п. 2.1 ст. 22 Закона № 53-ФЗ). Как призываются на военную службу лица после утраты оснований для освобождения от призыва или при истечении сроков предоставления отсрочки? Уклонение от прохождения военной службы Может ли неявка гражданина по повестке военкомата на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, считаться уклонением от нее? Да, если нет уважительных причин такой неявки (п. 4 ст. 31 Закона № 53-ФЗ). Уважительными причинами считаются: заболевание или увечье гражданина, связанные с утратой трудоспособности; тяжелое состояние здоровья отца, матери, жены, мужа, сына, дочери, родного брата, родной сестры, дедушки, бабушки или усыновителя гражданина либо участие в похоронах указанных лиц; препятствие, возникшее в результате действия непреодолимой силы, или иное обстоятельство, не зависящее от воли гражданина; иные причины, признанные уважительными призывной комиссией, комиссией по первоначальной постановке на воинский учет или судом. Однако наличие уважительной причины неявки должно быть подтверждено документально (п. 2 ст. 7 Закона № 53-ФЗ). Кто производит розыск и задержание граждан, уклоняющихся от призыва на военную службу? Этим занимаются органы внутренних дел в пределах своей компетенции (абз. 3 п. 3 ст. 4 Закона № 53-ФЗ). В случае уклонения граждан от призыва на военную службу призывная комиссия или военкомат направляют соответствующие материалы руководителю следственного органа Следственного комитета РФ по месту жительства уклониста для решения вопроса о привлечении его к ответственности (п. 2 ст. 28 Закона № 53-ФЗ). Какая ответственность предусмотрена за уклонение от прохождения военной службы? За это установлена уголовная ответственность. По ст. 328 Уголовного кодекса уклонение от призыва на военную службу при отсутствии законных оснований для освобождения от нее наказывается штрафом в размере до 200 тыс. руб. или в размере зарплаты или иного дохода осужденного за период до 18 месяцев, либо принудительными работами на срок до двух лет, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет. Более мягкие санкции предусмотрены за уклонение от прохождения альтернативной гражданской службы (штраф в сумме до 80 тыс. руб. или в размере зарплаты или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо обязательные работы на срок до 480 часов, либо арест на срок до шести месяцев). По словам Евгения Бурдинского, ключевыми задачами осеннего призыва станут задачи по: По-прежнему будет организован прием молодого пополнения в войсках, расстановка на воинские должности в соответствии с имеющейся подготовкой, а также увольнение военнослужащих, выслуживших установленный срок военной службы. «Надеюсь, что все мероприятия будут выполнены в установленные сроки и с надлежащим качеством», – заключил начальник ГОМУ ГШ ВС РФ.
|