Что такое мисселинг в сбербанке
Жалоба на мисселинг
Жалоба на мисселинг. Мой отец, Д-ов М.Л.,19**гр, шел 21.02.20 г. в отделение г. Красногорск М.О. с одной целью- открыть вклад «Особый сохраняй» на 1 год. Сумма у моего папы не маленькая, он настаивал, что ему нужен именно этот вклад, на 1 год. Время- 9 утра. Специалист: Б-ва Е. И..По визитке: Клиентский менеджер 9040/0922, г.Красногорск м.о. ул Ленина 24. Данный специалист начинает убеждать моего папу, что есть надежная инвестиция под гарантированные минимум 8! % годовых. Папа отказывается! И хочет открыть вклад.
Облигация: Сбер иос 211 ru*****Q7 0.01% годовых. (все что гарантировано! менеджер об этом не сказала!) Дата выплаты купона 06.03.25г через 5 лет! (не сказала!) Дополнительный доход ( если будет- тоже не сказала, что не будет дохода- это возможно!) выплачивается: 5 марта 2021 года, 4 марта 2022 года, 6 марта 2023 года, 5 марта 2024 года, 6 марта 2025 года. При досрочном погашении облигаций выплата дополнительного дохода не
предусматривается- т.е. если через год облигацию продадим-нет дохода! Ничего из этого пенсионеру Д-ву М.Л. не было объяснено.
Я, сын Д-ва М.Л.- являюсь инвестором на ММВБ с 2003 г, и заявляю, что это мисселинг. Кроме этической стороны вопроса (человеку 65-ти лет, который по Северам зарабатывал десятилетиями эти деньги- банально плохо с сердцем!), требую:1. незамедлительно погасить без потерь, по номиналу, все облигации. 2794 шт, и вернуть деньги пенсионеру 2. Извиниться перед Д-ым М.Л.3. Наказать Б-ву Е.И. замисселинг. т.к. отец сильно от всего этого переживает- ответ по моему обращению прошу дать мне o****@yahoo.com
Что такое мисселинг и как вернуть деньги
Иногда банки вводят клиентов в заблуждение и предлагают одни продукты или услуги под видом других. По сути это обман, но формально не считается нарушением закона. Как обезопасить себя и что делать, если уже заключён договор на ненужную услугу, расскажем далее.
Что такое мисселинг
Мисселинг – это ситуация, при которой клиента сознательно вводят в заблуждение и продают не тот продукт или услугу, за которыми он пришёл. Приведём пример. Пенсионерка Мария Ивановна обратилась в банк, чтобы открыть вклад, а в результате стала обладательницей полиса инвестиционного страхования жизни. Сотрудник банка убедил клиентку, что это тот же вклад, только выгоднее. О том, что был открыт не вклад, а другой продукт, пенсионерка узнала спустя полгода, когда решила досрочно забрать деньги. В банке клиентке сообщили, что обращаться нужно в страховую компанию. Там Мария Ивановна выяснила, что не только ничего не заработала, но и получит назад меньше, чем внесла. Это типичный пример мисселинга.
Сотрудники банков так поступают, чтобы продать больше продуктов, за которые получат повышенные бонусы или по которым стоит определённый план. Часто банки выступают агентами страховщиков, брокерских компаний, НПФ и управляющих компаний. За каждый проданный продукт партнёра они получают комиссионные.
Вернуть деньги можно, но придётся доказать факт обмана. С начала 2020 года клиентам, которые оставили жалобы на мисселинг, банки вернули более 19 млн руб., а за весь 2019 год – около 80 млн руб. Об этом рассказали в Службе Банка России по защите прав потребителей и обеспечению доступности финансовых услуг.
По сути мисселинг – это обман. Клиент рассчитывает на одни условия, а на деле получает совершенно другие, зачастую менее выгодные.
В нашем примере пенсионерка хотела немного заработать на процентах. Кроме того, рассчитывала на то, что деньги защищены государством. Но получила совсем другой финансовый продукт.
Формально мисселинг не является нарушением закона. Его считают недобросовестной практикой. Законодательство о защите прав потребителей обязывает сообщать клиенту полную информацию о товаре или услуге перед продажей.
Где можно столкнуться с мисселингом
Столкнуться с подобным введением в заблуждение клиенты могут в любой финансовой организации. Согласно статистике жалоб потребителей в Банк России, чаще всего мисселинг происходит в банках. В частности, на фоне снижения ставок по вкладам сотрудники кредитных учреждений стали чаще предлагать небанковские финансовые продукты под видом «более доходного вклада». При этом об отличиях сообщают далеко не всегда.
Вот что могут предложить клиенту под видом вклада:
Действительно, клиент может получить более высокий доход, чем по вкладу, но риски гораздо выше. Вложения не застрахованы государством, а процент не гарантирован.
Как не стать жертвой
Первое и главное правило – внимательно читать условия договора, который сотрудник банка предлагает на подпись. Не нужно полагаться только на рассказы сотрудника банка. Все его слова должны быть подтверждены документально.
Учтите, что договор со всеми приложениями может насчитывать 10-30 страниц. Внимательно изучить его от корки до корки в офисе банка сложно. Клиентов часто отвлекают, убеждают, что это всего лишь стандартный договор и нужно как можно скорее его подписать. Рекомендуем не торопиться и попросить копию договора домой, чтобы детально его проштудировать. При необходимости стоит обратиться к юристу, особенно если речь идёт о крупной сумме денег.
Особое внимание уделите следующим вопросам:
Если прибыль обещают высокую, но в договоре указан минимальный процент, советуем изучить статистику доходности за предыдущие кварталы и годы.
Если что-то в договоре остаётся неясным, не стесняйтесь задавать вопросы. Каждое условие продукта, которое озвучивает менеджер банка, просите показать в письменном виде. Подписывайте договор только в том случае, если все пункты понятны и не вызывают вопросов.
Банк России совместно с другими участниками рынка борется с мисселингом. Всероссийский союз страховщиков принял профессиональный стандарт для продаж полисов страхования жизни. Центробанк создал требования к страховым компаниям и агентам, в том числе банкам. Если они нарушаются, страховщики будут получать штрафы. Может грозить даже приостановка деятельности и отзыв лицензии. Поэтому ни одной страховой компании не выгодно, чтобы агенты (в том числе банки) занимались мисселингом.
Помните, что при продаже векселя или полиса страхования жизни работник банка должен выдать памятку с основными характеристиками продукта и рисками, которые несёт клиент. В частности, там должно быть сказано, что полис ИСЖ – это не депозит, инвестиции не застрахованы государством.
Куда жаловаться после заключения договора
Особенности продукта или услуги описаны в договоре. В конце такого документа клиент ставит подпись. Тем самым подтверждает, что ознакомился с условиями и принял их. Но часто клиенты не читают условия договора, доверяя менеджерам. Если уже поставили подпись, доказать, что имел место мисселинг, будет сложно. Но это возможно.
Пишите жалобу в сам банк и в интернет-приёмную Банка России.
Также помните, что можете воспользоваться периодом охлаждения. Например, если навязали полис страхования. Это период, когда клиент вправе расторгнуть договор и вернуть деньги. Срок составляет 14 дней с даты заключения договора.
Мисселинг в отделении Сбера. Другими словами обманули на 350 тыс.
Моя мама, З-ая Ирина Анатольевна 1954 г.р., 19.02.20 обратилась в отделение ПАО «Сбербанк», расположенное по адресу: Москва, ул. Вешняковская, 18А, чтобы перезаключить имевшийся у нее на тот момент с банком Договор банковского вклада.
Хочу уточнить, что она обслуживается в рамках «СберПремьер» и у нее есть персональный менеджер (на тот момент К-ва Ксения Сергеевна). Но в этот день ее обслуживала К-ва А.А..
На запрос мамы перезаключить договор банковского вклада, К-ва А.А. начала рассказывать о новом способе вложить ее деньги более выгодно. Она на словах убедила маму в финансовой выгоде при открытии брокерского счета, приобретении на него ценных бумаг, заключении договора страхования жизни, делая упор на доходности вложений и не разъясняя условия и обязательства по выплатам, рискам. И под настойчивым навязыванием данных услуг моя мама подписала предложенные документы, в частности, был подписан Договор страхования №00******89 от 19.02.2020 г.
На условия, на которых не останавливался персональный менеджер, мама обратила внимание 23.03.2021 г., когда на ее номер пришло СМС с напоминанием внести очередную сумму платежа в размере 353 000 руб. 02 коп. по Договору. Среди прочего Договор включал срок действия 5 лет, с ежегодным внесением страховой премии в размере 353 000 руб. 02 коп. Если бы менеджер полно и грамотно донёс маме суть этой сделки, и она являясь пенсионером, никогда бы не согласилась на подобные условия, в первую очередь потому, что объективно не имеет финансовой возможности вносить ежегодно 353 000 руб. 02 коп. на протяжении 5 лет.
В связи с тем, что она не обладает специальными знаниями и навыками в сфере финансовой и банковской деятельности, она не могла сразу оценить предмет и обязательства при заключении сделки, так как полная информация не была доведена до нее сотрудником банка в доступной и понятной форме.
Моя мама очень возмущена таким обслуживанием в банке, тем более в рамках пакета «СберПремьер».
В результате всего произошедшего, считаю, что в отношении моей мамы был применен и осуществлен мисселинг, психологическое давление, метод нейролингвистического программирования, принуждение к заключению сделок.
При рассмотрении настоящей Претензии прошу принять во внимание, что в соответствии с п.4 http://ст.12 Закона Российской Федерации от 07.02.92 г № 2300-1 «О защите прав потребителей» при рассмотрении требований потребителя о возмещении убытков, причиненных недостоверной или недостаточно полной информацией об услуге, необходимо исходить из предположения об отсутствии у потребителя специальных познаний о свойствах и характеристиках услуги.
На основании ст. 166, п.1 ст. 178 Гражданского Кодекса Российской Федерации сделка, совершенная под влиянием заблуждения, является оспоримой, может быть признана судом недействительной по иску стороны, действовавшей под влиянием заблуждения, если заблуждение было настолько существенным, что эта сторона, разумно и объективно оценивая ситуацию, не совершила бы сделку, если бы знала о действительном положении дел.
На основании ст. 167 Гражданского Кодекса Российской Федерации, прошу в кротчайший срок возвратить маме на счет в банке денежные средства в размере 353 000 руб. 02 коп., (страхового взноса, оплаченного За-ой И.А. переводом со счета в банке).
Сделано в Сбербанке
Пенсионерка пришла в Сбербанк РФ оформить вклад, но вместо этого случайно купила ценные бумаги. Звучит как начало анекдота, если бы это не было суровой действительностью российского банкинга. Все чаще под видом депозитов клиентам навязывают рискованные продукты, не сообщая о рисках. Корреспондент газеты «Совершенно секретно» попытался разобраться, как работает эта схема в Сбербанке.
В мае 2017 года москвичу Владимиру Зобову позвонила Анна Машкина. Девушка представилась финансовым советником Сбербанка и пригласила в отделение, чтобы обсудить специальные предложения банка по размещению денежных средств. Прежде Владимир держал на депозите Сбербанка 600 тыс. рублей на условиях, которые его полностью устраивали. Но менеджер, несмотря на все заверения клиента, убедила Владимира, что эти проценты слишком маленькие, а у них есть предложение гораздо лучше и именно для него.
ЭТИ ПРОЦЕНТЫ – КАКИЕ НАДО ПРОЦЕНТЫ
Машкина рассказала про одну выгодную программу инвестиций. По ней она обещала доход больше, чем по вкладу, чем фактически «продавила» клиента: он досрочно расторг депозит, потеряв проценты на нем, и переложил сбережения под новые условия.
«Выгодная программа инвестиций» оказалась договором страхования жизни от дочки Сбербанка, а обещанный высокий доход обернулся его полным отсутствием. Впрочем, большие проценты также остались только на словах финансового советника. Владимир Зобов обнаружил, что ничего из того, на что он «купился», соглашаясь на предложение Анны Машкиной, не было включено в договор. Также Владимир вспоминает, что менеджер отказалась дать полный пакет документов для подробного ознакомления, часто звонила и торопила по времени, и сама не имела представления о том, в какие именно бумаги будут вложены деньги клиента. На вопрос о возможности срочно забрать вклад, Анна Машкина ответила, что будет потерян небольшой процент, но не уточнила какой именно.
Владимир упустил время «безболезненного» расторжения договора: теперь при досрочном расторжении он потеряет 27% от вложений, что в его случае составит аж 162 тыс. рублей. Желания терять такую сумму, естественно, нет, но и процентов его «инвестиции» не приносят. Деньги просто лежат у СК «Сбербанк страхование жизни», вернуть их можно будет только в 2022 году.
Эта история могла бы остаться единичным случаем – этаким примером о важности повышения финансовой грамотности, если бы не одно «но». Истории незадачливых клиентов идут как по одному шаблону (орфография и пунктуация авторов сохранены): «Пришел в Сбербанк положить деньги на вклад, менеджер уговорила вложить деньги в инвестиции, убедив меня в выгодной доходности, толком ничего не объяснила, а я доверился специалисту. В итоге никакого дохода, деньги лежат на 5 лет, взять их смогу только с потерей больших процентов»; «В августе 2015 г. «благодаря» активным убедительным красочным уговорам сотрудницы Сбербанка («это очень удобно, выгодно, вы совершенно ничего не теряете…») я приобрела Программу «Страхование жизни» ООО СК «Сбербанк страхование жизни».
Финансовые советники и персональные менеджеры Сбербанка действительно не раскрывают все условия по навязываемым продуктам, и даже больше – обещают то, чего заведомо нет в договоре. Например, высокую доходность, но не предупреждают, что она может быть отрицательной, или потенциально неограниченный доход, но не сообщают, что на деле он скорее стремится к нулю. Грубо говоря, делают все, чтобы получить согласие клиента на заключение договора.
Это явление носит название мисселинг – намеренное введение в заблуждение с целью продать не тот товар или услугу, за которым приходит клиент. То, с чем во всем мире принято бороться, с легкой руки так называемых финансовых советников активно практикуется в крупнейшем банке России.
Все это время Владимир Зобов не теряет надежды добиться признания недействительности сделки: составляет претензии, пишет жалобы в разные инстанции, а также активно консультирует в Интернете всех, кто оказался в подобной ситуации. Владимир признается, что не считает себя финансово подкованным человеком, но говорит, что если бы его заранее предупредили о всех деталях «инвестиционной программы» или хотя бы дали прочитать договор, то он бы ни за что не согласился его подписать. И правда, неужели кто-то согласится хранить свои деньги с риском отрицательной доходности?
ВКЛАДЫ-ОБОРОТНИ СБЕРБАНКА
Мисселинг по-сбербанковски действительно проходит по одному шаблону. Автор этой статьи на собственном опыте имела неудовольствие убедиться в том, как все устроено. В январе этого года подходил к концу срок действия моего вклада, накануне мне позвонила Ирада Тагиева из астраханского отделения Сбербанка, которая представилась моим персональным менеджером и назначила встречу. Я планировала переоформить вклад, но вместо этого Ирада Тагиева уверила, что «договор страхования жизни – это тот же вклад, только выгоднее»
Консультация шла как по накатанной: от разговора про инвестиции Ирада плавно перешла к инвестиционному страхованию жизни, затем озвучила 10% доходности вместе с возможностью получения налогового вычета в размере 13%, что в сумме, по ее словам, гарантировало двадцать с лишним процентов прибыли от вложенного. Невиданные для безрискового проекта проценты! Но о возможных рисках менеджер сообщать не стала. Дабы подтвердить свои догадки, я несколько раз переспросила менеджера, являются ли эти проценты гарантированными, и каждый раз она отвечала утвердительно. Стоит ли говорить, что все гарантии остались только на словах? В договоре об этом не было сказано ни слова, а при постобзвоне выяснилось, что о других деталях договора менеджер предпочла и вовсе умолчать.
Тем не менее профессиональный стандарт для продажи полисов страхования жизни уже разработан: с января 2019 года при заключении любого договора страхования жизни менеджеры обязаны вручать клиенту короткую памятку, где будет сказано, что полис страхования не является депозитом, а вложенные средства не защищены государством. Стандарт обязателен и для самих страховщиков и для их агентов, а его несоблюдение может привести к исключению из саморегулируемой организации, что может стать поводом для приостановления и даже отзыва лицензии. Менеджер, не донесший важную для клиента информацию, допускает серьезное нарушение.
Еще более интересные подробности всплыли, пока я составляла претензию банку. Руководитель отдела премиального обслуживания клиентов Ольга Никифорова заявила, что значение имеет только договор. Но вопрос – почему для заключения этого договора сотрудник Сбербанка намеренно вводит клиентов в заблуждение? – так и остался открытым.
Не отходя далеко от отделения, был найден еще один пострадавший. В 2018 году по предложению того же менеджера мужчина вложил 50 тыс. рублей в ПИФ «Илья Муромец». Ирада Тагиева пообещала «проценты выше, чем по вкладу», но умолчала о том, что их может и не быть. На протяжении года доверчивый клиент с удивлением наблюдал, как колеблется вложенная им сумма: ни о каких процентах не было и речи, и даже больше – вложенная им сумма становилась меньше. По истечении срока клиент все-таки смог получить доход от вложений – целых 150 рублей! – и тут же сравнил их с доходностью от вклада, сделав неутешительные для себя выводы: «Это был обман!»
Справедливости ради стоит признать, что ему еще повезло. Другие отзывы на услуги персональных менеджеров Сбербанка подходят под определение «обман» гораздо больше: «Полгода нам пели что у нас все супер, что они следят за нашими деньгами, потом мы решили прослеживать сами, все было на одном уровне, никакого роста – они нам опять поют – вот в декабре будет скачок на еврооблигациях, в итоге наша менеджер увольняется, в декабре еврооблигации поползли вниз, другой менеджер нас переводит на электроэнергетику, которая тоже сразу начинает падать. Итог – потеряны 10 тысяч», или вот такой: «В середине августа купил ПИФ «Биотехнологии» на сумму 100 000 рублей. За это время потерял более 25 000 рублей. Так что подумайте, прежде чем связываться со Сбербанком. По-моему, никакого управления активами нет, а идет простое «проедание» наших средств. Их вообще кто-нибудь проверяет, как они управляют фондами?»
Банки сегодня все чаще берут на себя роли агентов страховых или брокерских компаний, негосударственных пенсионных фондов, паевых инвестиционных фондов. Предлагая клиентам их финансовые продукты, они не всегда сообщают о важных условиях. Получая консультацию в банке, клиенты склонны доверять тому, что им говорят. Времени перечитывать мелкий шрифт договора нет, да и необходимости в этом не видят: ведь менеджер объяснил все просто и понятно. Но обещанный «тот же вклад, только лучше» может обернуться самыми настоящими финансовыми потерями: страховка вместо депозита, договор доверительного управления, ПИФы, ИИС… У вкладов-оборотней может быть много разных имен, но суть одна – это мисселинг.
Расторжение навязанного договора без потерь возможно не всегда. В случае со страховкой период охлаждения составляет две недели: в течение этого срока можно написать заявление на расторжение и вытащить вложенную сумму полностью. В противном случае при досрочном расторжении придется заплатить большую комиссию. Или, как вариант, забыть про вложения до окончания срока договора. Совершенные под влиянием заблуждения сделки могут быть признаны недействительными в судебном порядке, но практика показывает, что доказать это будет сложно. Одного утверждения клиента, что он не понял сути навязанного продукта, недостаточно, а реальными доказательствами – будь то свидетельские показания или аудиозапись разговора с менеджером – клиент чаще всего не располагает.
КАК ПЧЕЛЫ ПРОТИВ МЕДА
С мисселингом принято бороться. По данным на осень прошлого года, только по навязанным полисам инвестиционного страхования жизни ЦБ получил тысячи жалоб. И, судя по всему, их число растет гораздо быстрее числа продаж страховок. Ранее руководитель Службы по защите прав потребителей и обеспечению доступности финансовых услуг ЦБ РФ Михаил Мамута заявил, что количество жалоб на мисселинг при продаже ИСЖ удвоилось. В ЦБ подчеркивают недопустимость мисселинга, однако менеджеры Сбербанка продолжают грязно навязывать сторонние финансовые продукты, а жалобы от клиентов все также продолжают поступать
На правах анонимности сотрудник Сбербанка рассказал, что существует план продаж, который зашит в мотивацию всей структуре розничного банка, начиная от обычного менеджера по продажам в офисе и заканчивая топ-менеджерами: «Каждый продукт имеет условный вес. У менеджера есть план того самого условного веса, который он должен сделать за отчетный период. За каждую единицу веса платят премию. Конечно, сотрудники заинтересованы продать как можно больше продуктов, чтобы получить премию и не получить от начальника. Сотрудников ставят в жесткие рамки, вследствие чего они начинают навязывать продукт, а не продавать его. Причин на это несколько: они ограничены во времени, ведь нужно продавать больше и больше; не имеют достаточных компетенций из-за бешеной текучки среди продавцов; сотрудники боятся давления со стороны начальства и делают все, лишь бы их не трогали. К тому же у руководителя есть инструмент ИСУ (интеллектуальная система управления), которая помимо плана продаж указывает на отклонения в работе. Например, на десять выданных карт обязательно должна быть продана одна защита банковских карт, то есть страховка. На 80% выданных кредитов также должно быть страхование. Если же планы не выполняются и работник продолжает генерировать отклонения от показателей, то начинается жесткий прессинг со стороны непосредственного руководителя и по цепочке выше».
На вопрос о борьбе с мисселингом в Сбербанке источник ответил просто: «С навязыванием у нас борются «сквозь пальцы». Если ты делаешь план навязыванием, но при этом никто из клиентов не пишет жалобы, то тебя не тронут. Но стоит хотя бы одному клиенту составить обоснованную претензию, могут применить санкции от замечания и лишения премии и до увольнения. Но, по сути, это только для вида, чтобы другие жалоб не допускали. Руководству все равно, как ты делаешь безумные планы, пока все счастливы».
Тем важнее придать огласке сам факт мисселинга. Для восстановления нарушенных прав необходимо составить письменную претензию. Грамотно составленная и подкрепленная копиями договора претензия повышает шансы заявить о проблеме. Подать претензию можно лично в отделении банка, через раздел «Обратная связь» на сайте банка или в личном кабинете онлайн. Еще можно позвонить по бесплатному номеру в контактный центр банка и донести суть проблемы по телефону. Сотрудник обязан выслушать клиента и составить жалобу, а после звонка оповестить клиента о ходе и результатах рассмотрения. Также о факте мисселинга стоит сообщить финансовому омбудсмену Сбербанка и в ЦБ РФ.
Нелишним будет оставить отзывы на многочисленных сайтах в Интернете о качестве банковских услуг: так вы предупредите других клиентов. Просматривать подобные отзывы самому перед заключением любой сделки также не будет лишним. Именно оттуда можно почерпнуть гораздо больше полезной информации, чем на консультации с персональным менеджером.
Практика показывает, что жалоба на действия сотрудников не относится к категории значимых. Обычно банк дает шаблонный ответ, где приносит извинения за доставленные неудобства и сообщает, что замечания клиента приняты во внимание, а сотруднику указано на необходимость соблюдения стандартов качества обслуживания. На этом инцидент считается исчерпанным. Проверить, что было (и самое главное – было ли?) предпринято банком для предотвращения мисселинга, едва ли представляется возможным. Сыгравшие в грязную игру сотрудники продолжают занимать те же должности персональных менеджеров и финансовых советников, а клиентам только и остается надеяться, что, попавшись на мисселинге один раз, они откажутся от подобной практики в дальнейшем.
СПАСЕНИЕ КЛИЕНТОВ – ДЕЛО РУК САМИХ КЛИЕНТОВ
С удвоенной скоростью мисселинг шагает по отделениям Сбербанка не только стараниями недобросовестных менеджеров, но и благодаря низкой финансовой грамотности населения. Люди просто не понимают смысла в половине финансовых продуктов, а менеджер зачастую пытается даже не обмануть, а именно «продавить» клиента.
Вот почему главным правилом при общении с менеджерами Сбербанка должен стать принцип – не вкладывать деньги под давлением. Если инвестирование требует немедленного принятия решения, то от него лучше отказаться.
А кроме финансовой грамотности не будет лишним умение отстаивать собственные права. Во всяком случае на факт мисселинга можно и нужно жаловаться в контролирующие органы: Роспотребнадзор, ФАС и прокуратуру.
Комментарий Сбербанка
Сбербанк ответственно относится к своим клиентами и предлагает только интересные им продукты. Один из основных запросов клиентов – продукты с доходностью выше депозита и минимальным риском. Сбербанк предлагает несколько вариантов подобных программ. В случае негативного сценария развития на рынке, клиент может вернуть свой взнос в полной мере. Эти программы сложнее, чем простой депозит, и обладают некоторыми важными условиями.
Большинство клиентов выбирают подобного рода программы по принципу нравится/не нравится, зачастую отказываясь от подробных объяснений со стороны клиентских менеджеров. Чтобы минимизировать клиентские претензии, Сбербанк в обязательном порядке связывается с клиентом и проверяет, насколько он понял условия выбранной им программы. Для тех, кто решит, что депозит им более понятен или удобен, был дополнительно введен специальный период в 14 дней, в течение которого клиент может расторгнуть договор и вернуть средства полностью.
Не всегда эти меры гарантируют полное удовлетворение клиента. Иногда бывают случаи, когда, оформив договор, клиенты предъявляют претензии сотрудникам в некачественной продаже, умалчивании важных деталей и других нарушениях. Сбербанк внимательно разбирается с каждой подобной претензией: прослушивает запись телефонных разговоров, опрашивает менеджеров и руководителей, связывается с клиентом. Мы разбираем подобного рода кейсы и вносим дополнительные корректировки в регламент продажи сложных инвестиционных продуктов. Мы хотели бы еще раз отметить, что Сбербанк предлагает клиентам различные инвестиционные продукты с разной ожидаемой доходностью и разным уровнем риска.
Сотрудники обязаны раскрыть клиенту все ключевые пункты любой программы, дать клиенту необходимые разъяснения. Мы постоянно контролируем мисселинг при продаже сложных инвестиционных продуктов, у нас определены нормативы мисселинга, контроль за которыми осуществляется отдельными службами банка. Дополнительно клиентские менеджеры проходят постоянное обучение, чтобы более качественно осуществлять консультирование.