Что такое миротворцы в армии
Кто такие миротворцы?
Миротворцы. Кто они?
В новостных сводках о военных или гражданских конфликтах мы часто встречаем слово «миротворец». Кто такие — миротворцы? В чем состоит их миссия? Кто их направляет?
Само слово миротворец говорит нам о том, чем заняты эти люди. Они творят мир, пытаются урегулировать конфликт. Их направляют для восстановления и сохранения мира.
«Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими» (Мф. 5, 9), — говорится в Библии.
Творить мир — это благая миссия, которая угодна Богу. В Писании не раз встречается слово «мир». Война и противостояние — это не то, что Господь хотел принести на Землю. Миротворцем нередко называют Иисуса Христа. Вся суть христианства укладывается в человеколюбии, в желании спасти и принести мир. Тот новый мир, в котором войн и зла не будет.
В светском понимании миротворец — это человек, нередко в военной форме, религиозный, политический или общественный деятель, который пытается примирить стороны конфликта.
Несмотря на то, что и в самом Писании мы встречаем примеры, когда за мир приходилось бороться в прямом смысле слова, Новый Завет дает нам другие указания: «взявшие меч, мечом и погибнут» ( Мф.26:52 ).
Быть миротворцем — значит, спасать от войны?
Быть миротворцем — не всегда означает решать вооруженные конфликты и стоять между двумя дулами автомата. Миротворцем может быть каждый христианин. Под словом «мир» в Писании не всегда понимается решение спора. Новый Завет дал нам Обетование о том, каким должен быть новый уклад жизни. Чего Господь хочет от нас. Любви друг к другу, милосердия, прощения.
Обращаясь к ученикам, Христос говорит: «Мир оставляю вам, мир Мой даю вам; не так, как мир дает, Я даю вам» (Ин. 14, 27).
Соблюдая заповеди, стараясь жить по Писанию, христиане пытаются творить другой Мир, отличный от жизни, полной земных радостей.
Работа над собой
Показать, чем прекрасен мир нельзя без собственного примера. Люди тянутся к тому, у кого есть мир в душе. Прославить Господа своей земной жизнью — тоже означает быть миротворцем, творить добро.
Если говорить о светских новостях, то «миротворческие силы» нередко подразумевают под собой людей в камуфляже, обученных останавливать войны, которые грозят всемирной катастрофой. Но миротворцами также называют верующих людей, которые противопоставляют оружию молитву и Крестный ход.
Библия говорит нам: «Любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного» (Мф. 5: 44, 45). В ней нет обетования побеждать с помощью физической силы, но у миротворцев есть более серьезное «оружие» — сила духовная. Там, где помирить врагов кажется невозможным, есть Господь, для Которого возможно все.
Быть миротворцем значит:
Читайте также:
Миротворческие силы ООН
Миротворческие силы ООН (миротворческий контингент ООН) — вооружённые контингенты стран — членов ООН, выделенные согласно Уставу ООН в целях предотвращения или ликвидации угрозы миру и безопасности путём совместных принудительных действий (военная демонстрация, военная блокада и т. д.), если меры экономического и политического характера окажутся или оказались недостаточными.
Решения о создании, составе, использовании и финансировании миротворческих сил ООН принимаются Советом Безопасности ООН. Стратегическое руководство осуществляется Военно-штабным комитетом.
В 1988 году миротворческим силам ООН была присуждена Нобелевская премия мира.
Содержание
Миротворческие операции ООН
За первые 40 лет существования Организации Объединенных Наций (1945—1985 годы) были проведены лишь 13 операций по поддержанию мира. За последующие же 20 лет были развернуты 47 миссий.
Первоначально операции по поддержанию мира представляли собой в основном операции по обеспечению соблюдения соглашений о прекращении огня и разъединении враждующих сторон после межгосударственных войн.
Окончание «холодной войны» привело к радикальному изменению характера операций ООН по поддержанию мира. Совет Безопасности ООН стал учреждать более крупные и сложные миссии ООН по поддержанию мира, зачастую предназначенные для оказания помощи в выполнении всеобъемлющих мирных соглашений между участниками внутригосударственных конфликтов. Кроме того, операции по поддержанию мира стали включать в себя все больше невоенных элементов. Для координации таких операций в 1992 году был создан Департамент операций по поддержанию мира ООН (ДОПМ).
Совет Безопасности начал направлять миротворцев и в такие зоны конфликтов, где не было достигнуто прекращение огня и не было получено согласие всех сторон в конфликте на присутствие миротворческих войск (например, миротворческая операция в Сомали и операция в Боснии). Некоторые задачи, порученные этим миротворческим миссиям, оказалось невозможно выполнить с теми ресурсами и персоналом, которые у них имелись. Эти неудачи, самыми болезненными из которых стали массовые убийства в Сребренице (Босния) в 1995 году и геноцид в Руанде в 1994 году, вынудили ООН тщательно проанализировать концепцию операций по поддержанию мира.
ДОПМ укрепил подразделения, обеспечивающие миссии военными и полицейскими советниками. Он создал новое подразделение — Группу по передовой практике миротворческой деятельности, которая должна анализировать накапливаемый опыт и предоставлять миссиям рекомендации по гендерным вопросам; принимать меры по улучшению поведения миротворцев; планировать программы разоружения, демобилизации и реинтеграции; и разрабатывать методы охраны правопорядка и решения других задач. Для обеспечения наличия бюджетных средств у каждой новой миссии с момента ее учреждения был создан механизм финансирования на предмандатном этапе, а база материально-технического снабжения ДОПМ в Бриндизи (Италия) получила финансовые средства для закупки стратегических запасов, необходимых для развертывания миссий. Была укреплена система непрерывного обучения дополнительного персонала на случай быстрого развертывания. ДОПМ реорганизовал систему резервных соглашений ООН (ЮНСАС), которая включает реестр конкретных ресурсов государств — членов, в том числе военных и гражданских специалистов, материалы и имущество, предоставляемые для нужд операций ООН. Обновленная ЮНСАС ныне предусматривает предоставление сил в течение первых 30-90 дней с момента учреждения новой операции.
В мае 2006 года ДОПМ ООН руководил 18 операциями в пользу мира в самых разных уголках планеты, в которых участвовали в общей сложности почти 89 000 военнослужащих, полицейских и гражданских сотрудников. По состоянию на 31 октября 2006 года в первую десятку стран, предоставляющих больше всего войск для операций ООН по поддержанию мира, входили Бангладеш, Пакистан, Индия, Иордания, Непал, Эфиопия, Уругвай, Гана, Нигерия и Южная Африка, на которые в общей сложности приходилось более 60 процентов всего военного и полицейского персонала ООН.
С 1948 года более 130 стран предоставляли свой военный и полицейский персонал и гражданских сотрудников для проведения миротворческих операций ООН. За время, прошедшее после учреждения первой операции по поддержанию мира, под флагом ООН служило более миллиона военнослужащих, полицейских и гражданских лиц.
Военнослужащие, проходящие службу в составе операций ООН по поддержанию мира, получают денежное довольствие от правительств своих стран. При этом эти страны получают компенсацию от ООН. Все государства-члены ООН обязаны выплачивать свои доли расходов на операции по поддержанию мира в соответствии с формулой, которую они сами установили. Несмотря на это, по состоянию на 31 января 2006 года задолженность государств-членов по просроченным и причитающимся взносам на операции по поддержанию мира составила примерно 2,66 млрд долларов США.
Начиная с 90-х годов ХХ века миротворческая деятельность ООН все больше осуществляется во взаимодействии с региональными организациями. Первой операцией ООН, развернутой в том же месте, где проводилась операция региональных сил по поддержанию мира, стала миссия в Либерии в 1993 году. Региональные силы были направлены туда Экономическим сообществом западноафриканских государств (ЭКОВАС). В 1994 году миссия ООН в Грузии начала сотрудничать с миротворческими силами СНГ. Во второй половине 1990-х годов миротворческие операции, в Боснии и Герцеговине и Косово проводились ООН совместно с НАТО, ЕС и ОБСЕ. В Афганистане возглавляемые НАТО Международные силы содействия безопасности для Афганистана тесно взаимодействуют с миссией ООН по оказанию политической поддержки. [1]
Россия в миротворческих операциях
В культуре
Группа Sabaton посвятила миротворцам песню «Light in the Black». [4]
Когда и зачем вводят миротворцев
Строго говоря, миротворцы — это вооруженные силы ООН, так называемые «голубые каски», которые по решению Совета Безопасности ООН используются для предотвращения или урегулирования вооруженного конфликта. Эти силы, согласно Уставу ООН, формируются за счет военных подразделений организации.
Миротворческими также называют миссии различных международных организаций — например, НАТО, ОДКБ (Организация Договора о коллективной безопасности), ЭКОВАС (Экономическое сообщество стран Западной Африки), Африканского союза, ЛАГ (Лиги арабских государств) и других. По правилам, они должны действовать по мандату Совбеза ООН.
Миротворцы — это нейтральные по отношению к сторонам конфликта войска, то есть они не воюют на стороне государств. Их миссия определяется мандатом. Чаще всего они используются для создания буферной зоны между воюющими сторонами (то есть буквально становятся между ними) — для того, чтобы стороны соблюдали режим прекращения огня и условия перемирия.
Впервые международные силы ООН использовали в 1948 году в Кашмире (провинция Индии, оспариваемая Пакистаном) и в Палестине при разделе английской колонии на территории под арабское и еврейское государства. Эти миссии, состоящие в основном из военных наблюдателей, продолжаются до сих пор.
Первой успешной и оконченной миссией — прекращение огня и разведение конфликтующих сторон — стало урегулирование Суэцкого кризиса в 1956 году (Великобритания, Франция и Израиль против Египта).
С конца 80-х ООН провела 57 миротворческих миссий. В основном это были операции при участии региональных организаций. Цели миссий были самыми разнообразными: не только соблюдение мира по итогам войны, но и предотвращение вооруженных столкновений (к примеру, между Пакистаном и Афганистаном), гуманитарная помощь, посредничество при переговорах между сторонами конфликта, обучение полицейских (например, на Гаити).
Миротворцы ООН участвовали в Югославских войнах в начале 1990-х. Первая миссия следила за условиями соблюдения мира во время гражданской войны в Хорватии, обеспечивала безопасность аэропорта Сараево после начала конфликта в Боснии. В 1995 году, у ООН было уже три миссии, тем не менее, остановить конфликт не удавалось. Одним из главных провалов миссии считается резня в Сребренице. По официальной версии, в анклав, объявленный ООН «зоной безопасности», ворвались боснийские сербы и убили около 7−8 тысяч безоружных боснийцев.
Миротворцы ООН также обеспечивали безопасность в Косово уже после окончания войны между НАТО и Югославией в 1999 году. Эта миссия, включавшая также помощь в возвращении беженцев и организацию работы местной администрации, продолжается до сих пор.
В 2002 году Совбез ООН единогласно одобрил проведение миссии в Афганистане. В отличие от контингента НАТО, в состав миссии ООН не входили военные — за исключением охраны. Главная ее цель — помощь в организации управления и восстановления экономики, военные советники — для тренировки афганской армии и полиции.
Миротворческие миссии ООН охраняют гражданское население в многочисленных конфликтах на территории африканских государств (как правило, при поддержке Африканского союза).
В 1992 году российские миротворцы «заморозили» вооруженный конфликт между Молдавией и Молдавской Приднестровской республикой. Мирный договор между сторонами так и не был подписан, переговоры о статусе Приднестровья продолжаются с разной интенсивностью до сих пор.
Практически одновременно с приднестровской началась миротворческая операция в Южной Осетии. После упразднения осетинской автономии, в Цхинвал вошла грузинская полиция и добровольцы. Осетины оказали сопротивление. Этнический конфликт удалось «заморозить» лишь в 1994 году. В 2008 году после очередного обострения конфликта и вмешательства России, Южная Осетия провозгласила независимость.
Менее успешной была операция в Абхазии, начавшаяся в 1994 году. Как и осетины, абхазцы требовали расширения прав автономии и даже независимости от Грузии. Грузия стремилась сохранить целостность. Формально миротворческая миссия была коллективной — в рамках СНГ. Но фактически, российской. Развести воюющие стороны миротворцам удалось, а вот обеспечить возвращение беженцев на абхазскую территорию нет. В 2008 году Абхазия также провозгласила независимость.
Миротворцы СНГ участвовали также в прекращении гражданской войны в Таджикистане, активная фаза которой пришлась на 1992−1993 годы. Соглашение об установлении мира и согласия в Таджикистане подписали в Москве в 1997 году.
Гарант мира в любой точке планеты. Кто такие российские военные миротворцы
Памятная дата была введена в 2016 году по указу Верховного Главнокомандующего ВС РФ
Ежегодно 25 ноября в Вооруженных силах РФ отмечается День российского военного миротворца. Он установлен указом президента РФ Владимира Путина от 1 августа 2016 года. Международный день миротворцев Организации Объединенных Наций отмечают 29 мая.
Как развивалось миротворчество в РФ
На момент распада СССР представители России находились в составе групп военных наблюдателей ООН на Ближнем Востоке (Египет, Израиль, Сирия, Ливан, граница Ирака и Кувейта), в Западной Сахаре, Камбодже и Югославии. Кроме того, РФ включилась в миротворческий процесс на территории Содружества Независимых Государств (СНГ).
С 1992 года российские военнослужащие входят в Коллективные силы по поддержанию мира в СНГ, с 2007-го — в миротворческий контингент Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ).
В настоящее время россияне участвуют в миротворческих миссиях ООН преимущественно в роли военных наблюдателей и полицейских (последние — от МВД РФ).
По состоянию на конец октября 2018 года в состав миротворческих сил ООН входили 78 россиян: 38 военных наблюдателей, 34 участника полицейских миссий и шесть участников воинских контингентов. Россия занимала 69-е место из 124 по общему вкладу в состав сил (с учетом предоставленных полицейских).
В 2018 году военнослужащие и полицейские из РФ участвуют в восьми миротворческих миссиях ООН: на Ближнем Востоке, в Западной Сахаре, в Судане, Южном Судане, ДР Конго, Косово, Колумбии и на Кипре.
Где и когда участвовали
В 1995–1997 годах российский 629-й отдельный батальон ООН принимал участие в миротворческой операции в Сараеве.
В ноябре 1995 года была сформирована российская отдельная воздушно-десантная бригада миротворческих сил в Боснии и Герцеговине численностью 1 тыс. 340 человек, которая в составе международных сил под руководством НАТО участвовала в прекращении вооруженного конфликта в бывших югославских республиках. 25 июня 1999 года по решению Совета Федерации РФ в Косово и Метохию были направлены 3 тыс. 600 российских миротворцев (выведены 24 июля 2003-го).
21 июля 1992 года РФ и Молдавия подписали соглашение об урегулировании вооруженного конфликта в Приднестровье. В соответствии с документом в зону конфликта были введены шесть батальонов российских миротворцев (не входили в состав российской 14-й армии). После 1996-го число миротворцев сокращалось. По состоянию на 2016 год в составе контингента находится 441 военнослужащий РФ.
24 сентября 1993 года по решению Совета глав государств СНГ были созданы коалиционные миротворческие силы СНГ, задачей которых стала нормализация обстановки в Таджикистане, где шла гражданская война.
Вошедшая в состав сил 201-я мотострелковая дивизия ВС РФ численностью около 6 тыс. человек развернула миротворческую деятельность на таджикско-афганской границе. По договору между РФ и Таджикистаном в 1999 году на основе дивизии создана российская военная база (в настоящее время численность — более 6 тыс. человек).
13 июня 1994 года по решению Совета глав государств СНГ более 1 тыс. 800 российских миротворцев были введены в зону грузино-абхазского конфликта. Контингент стабилизировал обстановку в Абхазии. Миссия продлилась до октября 2008 года.
С июня 2000 по сентябрь 2005 года в Сьерра-Леоне более 100 российских военных летчиков занимались авиационным обеспечением миссии ООН.
С июня 2004 по декабрь 2006 года военнослужащие ВС РФ участвовали в операции ООН по поддержанию мира в Бурунди.
С апреля 2006 по март 2012 года в состав миротворческих сил ООН в Судане и Южном Судане входила российская авиационная группа численностью порядка 120 человек с четырьмя вертолетами Ми-8.
С сентября 2008 по декабрь 2010 года воинское формирование ВС РФ численностью до 100 военнослужащих участвовало в операции Евросоюза в поддержку присутствия ООН в Республике Чад и ЦАР.
В разные годы российские офицеры входили в группы военных наблюдателей ООН в Руанде, Грузии, Гватемале, Сьерра-Леоне, Восточном Тиморе, ДР Конго и других странах.
Какая законодательная база
Принципы использования российских миротворцев за рубежом прописаны в Военной доктрине РФ и Концепции внешней политики РФ.
Где готовят
С 2005 года военнослужащих ВС РФ готовят к участию в миротворческих операциях в 15-й отдельной гвардейской мотострелковой миротворческой бригаде Центрального военного округа (пос. Рощинское, Самарская обл.).
Материал подготовлен по данным «ТАСС-Досье»
Армия не для всех: как стать миротворцем
Голубые каски, как еще принято называть миротворцев, также способствуют проведению демократических выборов, а в случае военных действий могут быть задействованы в разминировании освобожденных территорий страны пребывания. Это – если вкратце. А как, собственно поступить на службу в МС России?
Подготовка миротворцев из числа военнослужащих осуществляется на базе 15-й отдельной гвардейской мотострелковой миротворческой бригады ЦВО, дислоцированной в Самарской области. К кандидатам в миротворцы (офицерский состав) или гражданским специалистам предъявляются жесткие требования:
• свободное владение одним или несколькими иностранными языками (международными);
• опыт вождения полноприводными автомобилями, в том числе грузовыми;
• знание и умение обращаться с табельным оружием;
• хорошее физическое состояние, здоровье и психологическая устойчивость в стрессовых ситуациях;
• опыт работы в органах внутренних дел (для лиц, претендующих на полицейские должности);
• служба в вооруженных силах по призыву (для контрактников);
• возраст: не моложе 25 лет.
Эти требования позволяют кандидату претендовать лишь на первичный профессиональный отбор, который осуществляется департаментом государственной службы и кадров МВД РФ. Лица, которые уже проходят службу в воинских подразделениях МО и полиции, могут быть отдельно рекомендованы руководством и командованием.
После успешной сдачи всех тестов и прохождения военно-врачебной комиссии, кандидат направляется на месячные подготовительные курсы в Центр подготовки миротворцев Всероссийского института повышения квалификации МВД России. Кстати, на его базе проходят обучение и иностранные специалисты – будущие миротворцы. Уровень подготовки говорит сам за себя – не раз уже эффективность обучения в этом центре отмечалась представителями ООН.
После прохождения месячного курса, кандидат в миротворцы сдает строгий экзамен, который принимается комиссией, формирующейся из представителей международной полиции ООН – никаких поблажек ждать не стоит. Экзамен включает в себя:
• тестирование по английскому или французскому языку (4 этапа!);
• вождение полноприводного автомобиля (3 этапа!);
• стрельба (2 этапа!).