Что такое миро в церкви

Миро: что это такое?

Приблизительное время чтения: 3 мин.

В рубрике Суть вещей «Фома» кратко рассказывает о христианской символике на примерах конкретных артефактов и святынь. Сегодня мы говорим о том, что такое миро.

Миро в Ветхом Завете

В истории Русской Церкви

В современной практике Русской Церкви

Миро — благовонная смесь ароматических веществ на основе оливкового масла и белого вина.

Миро переводится с греческого как «ароматное масло».

Что такое миро в церкви. Смотреть фото Что такое миро в церкви. Смотреть картинку Что такое миро в церкви. Картинка про Что такое миро в церкви. Фото Что такое миро в церкви

Фото Юлии Маковейчук

Помазание миром символизирует схождение Святого Духа. В апостольские времена этим символом было возложение рук на человека (при крещении). Со временем уверовавших и крестившихся стало такое количество, что возложение рук оказалось физически невозможным и было заменено на миропомазание.

Что такое миро в церкви. Смотреть фото Что такое миро в церкви. Смотреть картинку Что такое миро в церкви. Картинка про Что такое миро в церкви. Фото Что такое миро в церкви

Алавастр — круглый высокий сосуд без ручек для хранения мира. В древности такие сосуды из алебастра (отсюда и название) использовались для хранения благовоний. Сейчас в Русской Православной Церкви алавастром называют сосуд, который хранится в Крестовом храме и содержит в себе миро от каждого нового освящения еще со времен апостолов.

Миро в Ветхом Завете

Состав и применение мира впервые были описаны в Библии в Книге Исход:

Что такое миро в церкви. Смотреть фото Что такое миро в церкви. Смотреть картинку Что такое миро в церкви. Картинка про Что такое миро в церкви. Фото Что такое миро в церкви

Что такое миро в церкви. Смотреть фото Что такое миро в церкви. Смотреть картинку Что такое миро в церкви. Картинка про Что такое миро в церкви. Фото Что такое миро в церкви

Смирна — смола, получаемая от деревьев семейства бурзеровые; обладает приятным запахом и пряным вкусом.

Сикль — в разное время вес сикля = 11,17–12,2 г.

Кассия — ароматная кора дерева, близкого коричному, распространенного в Аравии.

Приводятся четкие указания Моисею по применению мира в ветхозаветные времена:

Таким образом, изначально миро использовалось для помазания скинии (скиния — переносной походный храм евреев) и священников, которые будут в ней служить Богу. В дальнейшем миром помазывали не только их, но и ветхозаветных пророков и царей.

В истории Русской Церкви

Что такое миро в церкви. Смотреть фото Что такое миро в церкви. Смотреть картинку Что такое миро в церкви. Картинка про Что такое миро в церкви. Фото Что такое миро в церкви

Что такое миро в церкви. Смотреть фото Что такое миро в церкви. Смотреть картинку Что такое миро в церкви. Картинка про Что такое миро в церкви. Фото Что такое миро в церкви

Что такое миро в церкви. Смотреть фото Что такое миро в церкви. Смотреть картинку Что такое миро в церкви. Картинка про Что такое миро в церкви. Фото Что такое миро в церкви

С XV по XVIII век в Русской Православной Церкви миро варилось в Патриарших палатах Московского Кремля. В 1763 году для мироварения специально была выделена Крестовая палата Кремля, позднее переименованная в Мироваренную. Печь и сосуды для приготовления мира сохранились в ней по сей день.

Что такое миро в церкви. Смотреть фото Что такое миро в церкви. Смотреть картинку Что такое миро в церкви. Картинка про Что такое миро в церкви. Фото Что такое миро в церкви

С 1946 года основным местом приготовлением мира в Русской Церкви становится Донской монастырь, в Малом соборе которого установлена мироваренная печь.

В современной практике Русской Церкви

Что такое миро в церкви. Смотреть фото Что такое миро в церкви. Смотреть картинку Что такое миро в церкви. Картинка про Что такое миро в церкви. Фото Что такое миро в церкви

Что такое миро в церкви. Смотреть фото Что такое миро в церкви. Смотреть картинку Что такое миро в церкви. Картинка про Что такое миро в церкви. Фото Что такое миро в церкви

Что такое миро в церкви. Смотреть фото Что такое миро в церкви. Смотреть картинку Что такое миро в церкви. Картинка про Что такое миро в церкви. Фото Что такое миро в церкви

Что такое миро в церкви. Смотреть фото Что такое миро в церкви. Смотреть картинку Что такое миро в церкви. Картинка про Что такое миро в церкви. Фото Что такое миро в церкви

Фотографии пресс-службы Патриарха Московского и Всея Руси

Миро варится один раз в несколько лет в строго определенном для этого месте и рассылается в епархии, во все храмы и монастыри всей поместной — Русской Православной Церкви. Чем больше территория поместной Церкви, тем чаще варится миро.

Приготовлять и освящать миро имеет право только Предстоятель автокефальной (само стоятельной) церкви — Патриарх (4) или митрополит. В Русской Православной Церкви самостоятельно приготовлять и освящать миро начали с 1448 года, после отделения от Константинопольского Патриархата.

Миро варится в специ альной печи (2) Предстоятелем Церкви с понедельника по среду Страстной седмицы Великого поста. Во время мироварения священники непрерывно читают Евангелие.

В Великий Четверг во время Литургии совершается освящение мира (4) . Во время него из алавастра добавляется несколько капель древнего мира и алавастр пополняется новым миром.

В русской православной традиции миро используется для совершения таинства Миропомазания (таинство, соединенное в своем чинопоследовании с таинством Крещения), освящения храма и антиминса (антиминс — плат для совершения Литургии). Во времена монархии миро применялось при помазании на царство.

На заставке фрагмент фото Владимира Ештокина

Источник

Что такое миро в церкви

Что такое миро в церкви. Смотреть фото Что такое миро в церкви. Смотреть картинку Что такое миро в церкви. Картинка про Что такое миро в церкви. Фото Что такое миро в церквиСлово «миро» в церковном обиходе имеет несколько значений.

• Так именуют жидкость, которая чудесным образом источается из некоторых икон и мощей святых. Происхождение чудотворного мира нельзя объяснить научным образом. Как правило, оно бывает маслянистым и источает неземное благоухание. Таким образом Бог зримо являет Свою благодать.

• Иногда миром называют благовония с произвольным составом, которые освящают у христианских реликвий и затем предлагают богомольцам. Эти благовония напоминают о мире, которым помазала ноги Спасителя упоминаемая в Евангелии женщина, а также о том благовонном составе, которым хотели умастить тело Христа жены-мироносицы.

• Также миром называют сложный состав, который раз в год изготавливается и освящается Святейшим Патриархом. Этому миру мы и уделим основное внимание в данном разделе нашего справочника.

Состав богослужебного мира и процедура мироварения

Что такое миро в церкви. Смотреть фото Что такое миро в церкви. Смотреть картинку Что такое миро в церкви. Картинка про Что такое миро в церкви. Фото Что такое миро в церквиПриготовление мира в Православной Церкви строго регламентировано. Оно совершается Великим постом и продолжается несколько недель. Состав этого вещества включает около пятидесяти компонентов, среди которых – елей (оливковое масло), белое вино, ладан, лепестки роз, розовое, лимонное и гвоздичное масла и т.п. В среду Крестопоклонной седмицы совершается особый молебен. Затем все компоненты мира смешивают и оставляют настаиваться до начала Страстной седмицы. В Великий понедельник миро ставят на малый огонь и без перерыва варят трое суток. Все это время священники читают над ним Евангелие. По завершении варки, в Великий четверг миро освящает Святейший Патриарх. Во вновь сваренное миро непременно добавляют немного старого – так соблюдается преемственность с апостольских времен.

Особенности использования

Сваренное и освященное Патриархом миро раздают приходам и монастырям – этим обеспечивается духовное единство всех храмов, всех членов Русской Православной Церкви. Получается, что все верующие принимают благодать посредством мира, полученного от Предстоятеля Церкви – Патриарха. А он, в свою очередь, получил его через длинную череду предшественников от самих апостолов.

В храме миро хранится на престоле, в особом сосуде – мирнице.

Что такое миро в церкви. Смотреть фото Что такое миро в церкви. Смотреть картинку Что такое миро в церкви. Картинка про Что такое миро в церкви. Фото Что такое миро в церкви

Применение богослужебного мира

Что такое миро в церкви. Смотреть фото Что такое миро в церкви. Смотреть картинку Что такое миро в церкви. Картинка про Что такое миро в церкви. Фото Что такое миро в церквиЧаще всего миро применяется для совершения Таинства Миропомазания, которое обычно следует за Крещением. С особой молитвой священник помазывает лоб, руки, ноги, грудь, уста, глаза, уши и ноздри новокрещенного, призывая на него Божественную благодать словами: «Печать дара Духа Святого. Аминь». Не следует путать Миропомазание с другим христианским Таинством – Елеосвящением (Соборованием), а также с обрядом елеопомазания, который совершается на Всенощном бдении. Таинство Миропомазания совершается над человеком лишь раз в жизни.

Также миро использовали при помазании на царство. Этим действием на монарха призывалась особая благодать, помогающая ему править государством не своей лишь, но Божественной силой и мудростью. Поэтому царь именовался помазанником Божиим, а бунт против него считался великим грехом, который отлучает совершающего его от Церкви. Поэтому бунтовщикам (Стеньке Разину, Емельке Пугачеву) возглашали «анафему» наряду с древними еретиками. Кстати, анафема – это не проклятие, а констатация факта, что некий человек своими грехами сам отделил (отлучил) себя от Церкви, как отпадают от дерева его засохшие листья.

Наконец, миром помазывают престол и стены освящаемого храма. В соответствии с этим храм перестает быть обычным строением и становится Домом Божиим, осквернить или разрушить который – страшный грех. Считается, что при освящении храму дается Ангел-Хранитель, который будет стоять на месте его алтаря до самой кончины мира, даже если храм будет разрушен.

Что такое миро в церкви. Смотреть фото Что такое миро в церкви. Смотреть картинку Что такое миро в церкви. Картинка про Что такое миро в церкви. Фото Что такое миро в церкви

Из истории

В Ветхом Завете повествуется, что Бог повелел Моисею сделать миро для священного помазания, причем приводится его рецепт: «…смирны самоточной пятьсот сиклей, корицы благовонной половину против того, двести пятьдесят, тростника благовонного двести пятьдесят, касии пятьсот сиклей, по сиклю священному, и масла оливкового гин; и сделай из сего миро для священного помазания.» (Исх. 30:22-25). Таким миром была помазана при освящении Ветхозаветная скиния. Помазание миром человека производилось при поставлении его на некое особое, данное Богом служение. Моисей помазал на служение своего брата Аарона, затем миром помазывали вступающих на поприще пророков и царей.

Наконец, при погребении Тело Христово было умащено благовониями в соответствии с обычаем погребения, практиковавшимся в то время. Жены-мироносицы, сочтя, что этого недостаточно, купили еще драгоценного мира и хотели помазать им Спасителя на третий день после положения Его во гроб, но Христос воскрес.

Символика

В христианстве богослужебное миро является носителем благодати, которая передается в Церкви из поколения в поколения, начиная от апостолов. Книга Деяний святых апостолов повествует, как на первых учеников Христовых сошел Святой Дух в виде огненных языков. Это событие стало рождением Церкви: собранию верующих была дарована сила от Бога – благодать. Совершая Крещение, апостолы возлагали руки на новых христиан, передавая им эту благодать. Также апостолы возлагали руки на тех, кого посвящали в священный сан – от чего это посвящение и сегодня по-русски именуется рукоположением.

С умножением числа желающих креститься апостолы уже не могли возложить руки на каждого. Вместо этого они освящали миро, которым священнослужители стали помазывать новокрещенных. Так появилось Таинство Миропомазания, которое и сегодня совершается в Церкви.

Источник

Что такое миро и зачем оно нужно?

В переводе с греческого «миро» — это ароматное масло. Помазание миром означает схождение Святого Духа на человека. Но ранее, во времена апостолов, этим символом служило наложение рук на крещаемого во время Таинства Крещения. Со временем уверовавших во Христа стало очень много, как и желающих креститься во имя Господне. Священникам возлагать руки на каждого человека стало физически невозможно, поэтому и было утверждено миропомазание.

Рукотворное и нерукотворное

Богослужебным (Рукотворным) миром называется душистое благовоние, которое используется при совершении Таинства Миропомазания. Это смесь масел, трав и ароматных смол, всего в составе насчитывается около пяти десятков компонентов.

Нерукотворное миро – это те капли жидкости, которые возникают на ликах святых угодников, поверхностях киотов, и даже случается, что они исходят от святых мощей. Объяснение этому чуду учеными до сих пор не найдено, поэтому оно именуется чудом мироточения. Капли в этих случаях не бывают одинаковыми: они прозрачные или окрашенные, тонкие или густые, смолянистые по консистенции, от них исходит благоухающий и приятный аромат.

Экскурс в историю

Миропомазание известно с ветхозаветных времен. Миром помазывали царей (отсюда пошло выражение «помазанники Божии»), пророков и первосвященников. Это им придавало высокий авторитет в обществе.

Предварительное приготовление необходимых компонентов начинается за 3 недели до начала мироварения, на Крестопоклонной седмице. Миро варят обычно 1 раз в 2 года, на Страстной седмице на протяжении трех суток. В Страстной Понедельник Патриарх читает молитву на начало мироварения и возжигает огонь в печи. Ее объем огромен – 350 литров. В этот день миро доводят до кипящего состояния и затем варят на малом огне, постоянно помешивая специальными веслами. Все три дня священство по очереди читает Евангелие. В Великий Четверг за Божественной Литургией в храме Христа Спасителя Патриарх освящает миро после чтения Евхаристического канона. Причем Царские Врата остаются открытыми.

Состав мира засекречен, как и соотношение компонентов в целях исключения производства поддельного процесса мошенниками. Миро – это «печать» Церкви Христовой, свидетельство подлинности совершаемых Таинств и подтверждение Божией Благодати. Известны лишь основные ингредиенты: ладан, различные травы и благовония, белое вино из плодов винограда, чистое масло оливы, лепестки и масло розы, фиалковые корешки, лимонное и мускатное масла.

Сваренное миро, освященное Патриархом, распределяется по монастырям и приходам, что означает духовное единство всех церквей, всех членов РПЦ. Хранится оно на престоле, в специальном сосуде, называемом мирница.

Значение святого мира для церкви

Как применяют миро?

Обычно миро наносят на лоб специальной кисточкой. Это совершается для исцеления больного человека или благословления христианина в начале всякого важного дела. Но Церковь предупреждает, что миро – это не лекарство и не его заменитель. Оно помогает не само по себе, а лишь в том случае, когда человек искренне верит в помощь и Благодать Божию, уповает на Всевышнего, читает молитвы, участвует в церковных Таинствах.

Случаев мироточения – чуда Господнего, собрано множество. Это укрепляет веру, но не следует чрезмерно увлекаться погоней за чудесами. Вера не подпитывается необъяснимыми явлениями. А миро, приготовленное в обстановке веры, с молитвами и в соответствии с многовековыми традициями Церкви, имеет не меньшую силу чем то, что истекает от святых образов и нетленных мощей.

Символическая значимость святого мира – это Дар Духа Святого. Ароматические вещества, входящие в его состав, символизируют множество добродетелей искренне верующего христианина.

Источник

Для чего используют миро христиане

Спасибо что зашли на наш сайт, перед тем как начать чтение вы можете подписаться на интересную православную mail рассылку, для этого вам необходимо кликнуть по этой ссылке «Подписаться»

Миро – соединение земного труда, молитвы человека с небесным благословением. Даже тогда, когда оно нерукотворенное, проступающее на мощах, иконах, это – видимый знак, нужны для укрепления веры, побуждения к молитве.

Что такое миро в церкви. Смотреть фото Что такое миро в церкви. Смотреть картинку Что такое миро в церкви. Картинка про Что такое миро в церкви. Фото Что такое миро в церкви

Значение слова

«Μύρον» («мирон») с греческого буквально означает аромат, благоухание. В практике церковной жизни под миром понимаются:

Таинство Миропомазания

Возникновение таинства святые отцы возводят ко временам Апостолов, когда Дух Святой передавался уверовавшим, принявшим Крещение, когда ученики Господа возлагали на них руки. Когда же Церковь стала умножаться числом, возникла практика передачи Благодати через освященное благовонное масло, ведь прийти к Апостолу или епископу по дальности расстояния могли не все. Видимо, также к древности восходят слова, говоримые священнослужителем во время помазания: «Печать дара Духа Святаго. Аминь»

Сейчас таинство проводят, по Апостольской практике, сразу по Крещении. Делает это иерей. А вот само миро освящается только предстоятелем Церкви.

В России этом происходит с XV в., когда Русская Церковь стала самостоятельной от Константинопольской патриархии.

До 2 четверти XVII в. мироварение могли проводить также епископы. Запрет совершение этого чина для них введен только Поместным Собором с 1675 г.

С этого времени мироварение совершалось:

С V в. сложилась традиция святить миро на литургии Четверга Страстной Недели. А само изготовление мира, занимает предыдущие три дня Страстной Седмицы:

Еще два дня миро непрерывно варят на малом огне, при этом днем и ночью священники читают Евангелие.

Полезные материалы

В четвертый день Страстной, когда воспоминается Тайная Веера, в Храме Христа Спасителя миро освящает предстоятель. При этом во все сосуды добавляется несколько капель из алавастра, хранящегося на престоле. В нем находится миро, освященное ранее, даже много столетий назад. В свою очередь, малая часть вновь освященной святыни тоже попадает в алавастр.

Чин совершается каждые 2-3 года, по мере необходимости. Последние по времени Мироварение совершено с 22 по 24 апреля 2019 г.

В истории христианства известно также множество случаев появления нерукотворенного мира. Оно может иметь вид не только масла, но также крови, воды. Среди честных останков угодников Божиих, прославленных этим чудом, наиболее известны мощи:

св. Николая Мирликийского; в новейшее время рака была вскрыта во время ремонта базилики 1953 г.; при этом, по заключению профессора Л. Мартино, «на дне саркофага было до 2 см прозрачной жидкости, похожей на воду горного источника»;

вмч. Димитрия Солунского; о мироточении есть свидетельства с XI по XV вв.; чудо прекратилось с 1493 г., после того, как базилика, где пребывают мощи, стала мечетью;

прп. Нила Мироточивого, монаха с Афона (XVII в.).

Ученые неоднократно (в том числе с благословения священноначалия) пытались провести экспертизу состава нерукотворного мира. Вот что говорит об этом профессор, геохимик, петрограф П.В.Флоренский, руководитель экспертной группы Св. Синода:

Установить происхождение мира ученые до сих пор не смогли.

Нардовое масло из Иерусалима

Нард – цветок, растущий высоко в Гималаях, на высоте от 3000 м над уровнем моря. Издавна масло, изготовленное его корней, считалось одним из самых дорогих благовоний на Востоке. Из Евангелия известно о женщине, которая возлила его на главу Христа, что крайне шокировало некоторых из Его учеников, которые «вознегодовали и говорили между собою: к чему сия трата мира? Ибо можно было бы продать его более нежели за триста динариев и раздать нищим» (Мк. 14:3-9).

Ныне в Иерусалиме готовят нардовое миро, куда добавляют масло из лампад, горящих над Гробом Господним и другими святынями.

Обычно это масло используют, помазывая им крестообразно болящие места тела, или просто лоб. При этом следует иметь ввиду особенность нарда, о которой говорит монахиня Елизавета (Сеньчукова):

«Нард очень ароматный. Запах от него сохраняется много лет. Полтора десятилетия назад я привезла из Иерусалима маленькую пластиковую бутылочку с разбавленным маслом. Она, эта бутылочка, и сама по себе распространяла душистый запах, даже завернутая в два пакетика.

В прошлом году я решила, что надо потратить эту маленькую драгоценность на доброе дело — и отдала в храм для украшения Плащаницы. Храм «наполнился благоуханием от мира» (Ин.12:3). Благоухала Плащаница, благоухали руки священников, благоухали губы прихожан, прикасающиеся к изображению. Запах был почти навязчивым, от него кружилась голова. Было ясно, почему это благовоние применяется для бальзамирования тел — случайно попав на руки в Великую Пятницу, оно не смывалось никакими средствами почти неделю».

Афонский елей

Освященное масло изготавливается во многих иноческих обителях Афона. К нему добавляется елей от лампад при святынях. Это миро используют:

Некоторые верующие добавляют несколько капель освященного масла

Отвечая на вопрос о правомерности подобного обычая, один из современных священников на страницах журнала «Татьянин день» (при храме вмч. Татианы Московского университета) пишет, что «такое употребление… с верой при чтении молитвы Господней является обычаем хотя и достаточно своеобразным и не предписываемым нам церковными уставами, но не греховным».

Миро, рукотворенное или явленное – зримое свидетельство Благодати, не взирающей на наши немощи, несовершенство. Раз за разом оно убеждает маловерных в реальности Бога и Его помощи.

Источник

Что такое миро в церкви

Святое ми́ро [1] (в дореволюционной орфографии мvро; ст. слав. моуро; греч. μύρον; араб. murr) – благовонный состав из множества ароматических веществ, употребляемый для священнодействий в Церкви с Ветхозаветных времен.

Употребляется в совершении таинства миропомазания, для освящения антиминсов и престолов храмов; ранее им также помазывали на царство государей. Помазание святым миром – внешний знак преподания помазуемому даров Святого Духа, в связи с чем обилие составляющих мира символизирует многоразличность христианских добродетелей. Святое Миро приготовляется и освящается раз в несколько лет некоторыми из предстоятелей автокефальных Церквей, а от них передается епископам и священникам Православной Церкви во всем мире. Хранимый в автокефальных Церквах сосуд с преждеосвященным миром – алавастр – является символом апостольского преемства.

История

В Ветхом Завете состав и употребление святого мира были открыты Богом пророку Моисею. Миро предназначалось для священного помазания – им должно было помазать, и через это освятить богослужебные принадлежности и Аарона вместе с сыновьями. Изготовивший миро для иных целей и помазавший им других людей обрекался на истребление (Исх 30, 22-33).

В Новозаветное время благовонное вещество, именуемое «миром» стало употребляться для совершения по заповеди Спасителя второго рождения «от Духа» (Ин 3, 5), которое потому получило название таинства миропомазания. Первоначально апостолы и их преемники-епископы самолично возлагали руки на главы новокрещеных, низводя на них Духа Святого, что становилось Личной Пятидесятницей, таинством Духа Святого, для каждого новопросвещаемого (Деян 8, 17; 19, 6). Однако, из-за быстрого роста числа христиан пастыри вскоре оказались не в состоянии совершить таинство через возложение рук на каждого, почему ученики Христовы и обратились к Ветхозаветной обрядовой форме и стали использовать состав по образцу заповеданного Богом Моисею.

В первые века Христианства, как видно из писаний отцов и учителей Церкви, для помазания крещеных использовалось «некое смешение разнообразных благовонных веществ» [2], которое освящалось особым священнодействием «на алтаре» (то есть на престоле) [3], а право приготовлять и освящать миро усвоялось только епископам [4]. От епископов миро получали священники.

Достаточно рано право приготовлять и освящать святое миро было закреплено только за первенствующими кафедрами Православной Церкви. Так, когда Грузинская Церковь начала обретать независимость в V веке, она еще некоторое время получала святое миро от своей Матери-Церкви Антиохийской [5]. Самостоятельное приготовление и освящение мира в Русской Православной Церкви началось после обособления от Константинопольского Патриархата в 1448 году.

Старейшее упоминание о порядке приготовления святого мира дошло до нас в Апостольском предании мученика Ипполита Римского. Позднее указания об освящении мира вошли в Великий Евхологий и евхологий Гоара. По устоявшемуся порядку, приготовление нового святого мира начинается на Крестопоклонной седмице Великого поста и завершается в продолжение первых трех дней Страстной седмицы. Освящение нового мира совершает предстоятель Церкви в сослужении других архиереев в Великий Четверг, за Божественной литургией, после того, как было совершено освящение Святых Даров. Из сохраняемого в Поместной Церкви алавастра каждый раз в новоприготовленное миро добавляется немного старого, а в сам алавастр добавляется новое. При опасности оставить новокрещеных без таинства миропомазания миро может освящаться и в другое время [6].

В автокефалиях нового времени Константинопольская Православная Церковь как правило не передавала вновь образуемым Церквам права на самостоятельное мироварение, оговаривая в Томосах необходимость получать миро из Константинополя. С этой оговоркой были дарованы автокефалии Элладской (1850), Польской (1924), Албанской (1937) Православным Церквам. В Константинопольской Церкви предполагалось даровать на таких же условиях автокефалию Румынской Церкви. Но румынские церковные деятели стремились к полной церковной независимости, в связи с чем совершили сами освящение святого мира в Бухарестском кафедральном соборе при стечении множества народа и составили особый акт по этому поводу, где подчеркивалось, что мироварение совершено «согласно с святыми канонами и постановлениями Православной Церкви» [7]. Узнав об этом, патриарх Константинопольский Иоаким III осудил этот поступок как разрывающий единение с Константинопольской Церковью. Синод Румынской Церкви увидел в протесте Константинопольского патриарха притязания на вселенское главенство в Церкви и ответил:

В отличие от Константинополя, Русская Православная Церковь даровала автокефалию с правом мироварения. Так были дарованы автокефалия Польской (1948), Чехословацкой (1951) и Американской (1970) Православным Церквам. Также, во время «Болгарской схизмы», когда прервалось общение между Константинопольской и Болгарской Церквами, отдельные архиереи Русской Церкви снабжали Болгарскую Церковь миром. После революции в России Болгарская Церковь получала миро от Церкви Румынской [9].

Ныне Греческие Церкви получают свое миро от Константинопольского патриарха, хотя считают это не выражением канонической зависимости, а братской любви [10]. Прочие автокефальные Церкви приготовляют свое миро самостоятельно.

В Константинопольской Православной Церкви

В Русской Православной Церкви

Традиционным местом приготовления святого мира в Русской Церкви с XV до XVIII века были Митрополичьи, а затем Патриаршие палаты Московского Кремля. По постановлению Московского собора 1675 года мироварение совершалось только в Москве. Мироваренный очаг находился ранее в храме Трех святителей, а в 1763 году для мироварения приспособили Крестовую палату, известную с тех пор также как Мироваренную, куда был перенесен очаг из упраздненного Трехсвятительского храма. В Мироваренной палате и ныне сохраняются печь и сосуды для мироварения.

Освящали миро в кремлевском Успенском соборе. В Синодальный период помимо Кремля миро освящалось также в Киево-Печерской Лавре, но с восстановлением патриаршества в 1917 году освящение мира вновь стали совершать только в Москве. С 1946 года [12] основным местом приготовления святого мира стал Малый собор Донского монастыря столицы, где с этой целью была устроена специальная печь. Освящение мира стали совершать в Патриаршем Богоявленском соборе в Елохове. Алавастр со святыней хранится в алтаре кафедрального собора Москвы.

В Грузинской Православной Церкви

Что такое миро в церкви. Смотреть фото Что такое миро в церкви. Смотреть картинку Что такое миро в церкви. Картинка про Что такое миро в церкви. Фото Что такое миро в церкви
Патриарх Сербский Павел разжигает огонь для мироваренной печи. Белград, 6 апреля 2004 г.

В Сербской Православной Церкви

В Румынской Православной Церкви

В Болгарской Православной Церкви

В новейшей истории Болгарской Церкви мироварение началось лишь после снятия с неё схизмы Константинопольским патриархом в 1945 году. Чин совершался митрополитом, затем патриархом Кириллом (1950, 1961) и патриархом Максимом (1974, 1988, 1995, 2002, 2009). В последнем случае освящение мира совершалось в Софийском Александро-Невском соборе [16].

В Православной Церкви в Америке

В 1970-х и 1980-х годах миро несколько раз освящалось при Канцелярии Церкви в часовне Сергия Радонежского в Ойстер-Бэй-Коув (Oyster Bay Cove), штат Нью-Йорк. Не позднее чем с 1990-х годов местом приготовления и освящения святого мира является Тихоновский монастырь в Южном Ханаане.

Состав

Основным веществом для приготовления мира является елей – оливковое масло высшего качества. В него добавляется белое виноградное вино, которое необходимо при мироварении, чтобы предотвратить воспламенение и пригорание масла. Из благовонных веществ употребляют ладан, мастика, богородичная трава (чабрец), кардамон, лепестки розы, фиалковый, пряный, имбирный и калганный корни, мускатное, розовое, лавандовое, лимонное и гвоздичное масло и другие. Перечень и количество благовоний не строго установлены, и обычно использовали вещества, которые были в наличии в то или иное время. Старейшие дошедшие до нас списки веществ для приготовления мира датируются VIII веком. Константинопольская Православная Церковь содержит официальный список 57 веществ. В России в 1671 и 1681 годах для приготовления мира отпускались вещества 53-х наименований, в 1691 году – 55-ти, в реестре чина миропомазания 1894 года их 50; на стыке XIX и XX веков называют всего 28 [17]; в настоящее время – около 40.

Приготовление и Освящение

Что такое миро в церкви. Смотреть фото Что такое миро в церкви. Смотреть картинку Что такое миро в церкви. Картинка про Что такое миро в церкви. Фото Что такое миро в церкви
Архиерейское шествие с сосудами новоприготовленного мира. Константинополь, Великий Четверг 2002 г.

В Константинопольской Православной Церкви

С конца XIX века Вселенская Патриархия провела пересмотр чинопоследования приготовления святого мира и опубликовала отредактированные тексты в 1890, 1912 и 1960 годах. Ныне соблюдается следующее чинопоследование.

После доксологии в Неделю Ваий патриарх благословляет архона святого мира, который вместе с другими архонами содействует патриарху в подготовлении состава мира. Они облачаются в белые туники, достающие до земли. Благословив архона святого мира, патриарх накладывает на него плат.

В Великий Понедельник, после Божественной литургии Преждеосвященных Даров патриарх входит в патриарший Георгиевский храм Великого Мира, где находятся печь («святой гроб») и сосуды для мироварения. После благословления он окропляет святой водой все приготовленные сосуды и вещества. Затем, держа затепленную свечу, он прикасается к каждому котлу, влагая в них части старых закоптелых икон. Затем патриарх читает главы из Евангелия, после чего чтения из Евангелия продолжаются другими присутствующими священнослужителями – архиереями, священниками Патриархата и священниками других Церквей. Чтения продолжаются по установленному порядку в течение Великого Понедельника, Великого Вторника и Великой Среды.

В Великий Вторник, после Божественной литургии при печи поется малый молебный канон ко Пресвятой Богородице. Совершаются молитвы за тех, кто предоставил вещества, средства и усилия для приготовления святого мира.

В Великую Среду, после Божественной литургии Преждеосвященных Даров, патриарх вновь приходит к печи и, после краткой службы, добавляет туда благовонные вещества. В этот день оканчивается приготовление святого мира.

В Великий Четверг, после утрени в Патриаршей Андреевской часовне и облачения патриарха и других архиереев, начинается шествие из патриаршего двора в патриарший храм, на протяжении которого постоянно звонят колокола. Во время шествия патриарх несет малый сосуд мира. Первый по списку архиерей Патриархата несет алавастр с преждеосвященным миром. Второй по списку архиерей Патриархата несет алавастр с неосвященным миром. Прочие архиереи несут малые серебряные сосуды с неосвященным миром. 24 архимандрита, по одному с двух сторон, несут 12 серебряных сосудов с неосвященным миром. Во время Божественной литургии, по возгласе «И да будут милости Великого Бога. » великий архимандрит возглашает «Вонмем». Все молящиеся становятся на колени и патриарх освящает миро по чину. В конце Божественной литургии новоосвященное миро переносится из храма в патриаршую миродержательницу в порядке, обратном утреннего шествия. В патриаршей миродержательнице поставляются алавастры и сосуды со святым миром. После этого следует отпуст Божественной литургии.

В Русской Православной Церкви

Предварительное приготовление веществ для мироварения начинается на Крестопоклонной седмице Великого поста. В среду совершается малое освящение воды и окропление всех приготовленных для мироварения веществ. Часть приготовленного елея смешивается с виноградным вином и варится в котле. Мелко истолченные благовонные вещества заливаются сваренным елеем и настаиваются в течение двух недель. В среду шестой седмицы поста масло сливается в сулен (сосуды), а вещества заливаются вновь виноградным вином.

Торжественный чин мироварения совершается на Страстной седмице поста в Малом соборе в честь Донской иконы Божией Матери Московского Донского монастыря. В Великий Понедельник патриарх (или по его благословению – митрополит) в сослужении клириков полагает начало мироварению. В первый день миро доводят до кипения и потом варят на малом огне, постоянно перемешивая его. Миро варится в течение трех дней: в Великий Понедельник до вечера, весь Великий Вторник и утро Великой Среды. Все это время священники по очереди читают Евангелие, а диаконы перемешивают миро веслами.

Схема чина мироварения [18]

По окончании мироварения для охлаждения его помещали в особую кадь. Сохраняемая в Крестовых палатах серебряная кадь была подарена в 1767 году императрицей Екатериной II, ее крышку венчают литые позолоченные фигуры: пророк Самуил возливает елей на голову царя Давида.

Что такое миро в церкви. Смотреть фото Что такое миро в церкви. Смотреть картинку Что такое миро в церкви. Картинка про Что такое миро в церкви. Фото Что такое миро в церкви
Патриарх Московский и всея Руси Алексий II совершает чин освящения Святого Мира.

Освящение мира совершается патриархом в Великий Четверг за Божественной литургией. Освящение бывает после Евхаристического канона при открытых Царских вратах. Ранее сосуды с миром и алавастр переносили из Мироварной палаты торжественным крестным ходом в Успенский собор. Ныне из Малого Донского собора сосуды с новоприготовленным миром перевозятся клириками в патриарший собор и при пении тропаря Пятидесятницы «Благословен еси, Христе Боже наш. » поставляются по сторонам жертвенника. В то же время из Крестового храма Московской Патриархии в собор перевозится алавастр и поставляется на жертвеннике. На Божественной литургии во время великого входа сосуды с миром переносятся к престолу. Их несут священнослужители северными дверями, предшествуя Честным Дарам. Алавастр принимает из рук первенствующего иерея патриарх и поставляет его на престол. Остальные сосуды поставляются вокруг престола. По возгласе литургии «И да будут милости Великого Бога. » патриарх освящает миро.

Схема чина освящения мира [19]

После чина освящения миро по дореволюционному порядку находилось в алтаре Успенского собора, а позже – в алтаре церкви Двенадцати апостолов в Патриаршем дворце. Специально для его хранения по повелению императоров Павла I и Николая II были сделаны серебряные кувшины.

Использованные материалы

[1] Миро иногда пишется с прописной буквы.

[2] Писания отцов и учителей Церкви, М., 1863, т. 1, 122, 140.

[3] Творения священномученика Киприана, епископа Карфагенского, Киев, 4891.

[4] Постановления отцов IV Карфагенского Собора. Цит. по кн. Алмазов, А., История чинопоследований Крещения и Миропомазания, Казань, 1884, 389.

[5] Скурат, К.Е., История Православных Поместных Церквей, гл. I: Грузинская Православная Церковь, http://www.sedmitza.ru/text/441201.html

[6] Как это сделал патриарх Всероссийский святитель Тихон, в Рождественский сочельник. См. «Постановления Заместителя Патриаршего Местоблюстителя и Временного при нем Патриаршего Синода. О мироварении (от 29 марта 1932 года, № 51),» ЖМП, 1932, №9-10, http://www.jmp.ru/jmp/32/09-10-32/02.htm

[10] Так, согласно статье с официального сайта Американской архиепископии Константинопольского Патриархата, пер. с греческого, Menesoglou, Pavlos, «The Sanctification of the Holy Chrism», Athens: Apostolike Diakonia, 1992, 13-19.

[13] «Holy Chrism Boiling Begins at Svetitskhoveli Today from 9am,» официальный сайт Грузинской Православной Церкви, 18 апреля 2011, http://www.patriarchate.ge/_en/?action=news_show&mode=news&id=211

[14] Църковенъ вестникъ, 14.03.1939, т. XL, № 14, 168.

[17] Так в Полном церковнославянском словаре Дьяченко.

[18] По книге Чин мироварения, М., 1894.

[19] По книге Нефедов, Геннадий, прот., Таинства и обряды Православной Церкви, М., 2002, 60-63.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *