Что такое миро в православии

Миро драгоценное. Состав. Роль виноградного вина в чине мироварения.

Ми́ро или известное чаще как МИРО ДРАГОЦЕННОЕ или миро церковное — в православии особое специально изготовленное и освящённое масло сложного точно неразглашаемого состава. Определенную роль при изготовлении миро играет белое виноградное вино. Об этом немного ниже.

Название миро произошло от др.-греч. μύρον ароматное масло.( ст.‑слав. мѵ́ро ). Миро используют при освящении нового храма и в таинстве миропомазания. Ранее миро использовалось также при коронации и помазании на царство по православной традиции. Миро драгоценное — это предмет особой важности, так как через помазание освященным миро сообщается благодать Духа Святого.

Что такое миро в православии. Смотреть фото Что такое миро в православии. Смотреть картинку Что такое миро в православии. Картинка про Что такое миро в православии. Фото Что такое миро в православии

В этом году исполняется 125 лет со дня миропомазания на царство последнего царя Российской империи Николая Второго, которое состоялось в Крестовоздвиженской церкви Ливадийского дворца.

По преданию, обряд мироварения установлен апостолами.

МИРО ДРАГОЦЕННОЕ. СОСТАВ. В первые о составе миро сообщается в книге Исход: И сказал Господь Моисею, говоря: возьми себе самых лучших благовонных веществ: смирны самоточной пятьсот [ сиклей ], корицы благовонной двести пятьдесят, тростника благовонного двести пятьдесят, касии пятьсот [сиклей], по сиклю священному, и масла оливкового гин; и сделай из сего миро для священного помазания, масть составную, искусством составляющего масти: это будет миро для священного помазания (Исх. 30:22-25) Основные компоненты — масло и вино — заливают в котлы и варят на медленном огне. Основным компонентом для приготовления миро является чистый елей — оливковое, реже подсолнечное или ореховое масло высшего качества.

В конце процесса в загустевшую смесь добавляют благовония, полученное вещество разливают по освященным сосудам, ставят печати и рассылают по епархиям.

Первое миро принесено было в Россию из Херсонеса Таврической губ. при Крещении Руси. При святом князе Владимире св. миро драгоценное было привезено из Византии (Константинополь) греческим митрополитом Фотием в Киев а затем из Киева перенесено в Москву.

Чин Мироварения на весь православный мир совершался в двух городах — Киеве и Москве.

Что такое миро в православии. Смотреть фото Что такое миро в православии. Смотреть картинку Что такое миро в православии. Картинка про Что такое миро в православии. Фото Что такое миро в православии

Мироваренная печь в Кремле.

Что такое миро в православии. Смотреть фото Что такое миро в православии. Смотреть картинку Что такое миро в православии. Картинка про Что такое миро в православии. Фото Что такое миро в православии Что такое миро в православии. Смотреть фото Что такое миро в православии. Смотреть картинку Что такое миро в православии. Картинка про Что такое миро в православии. Фото Что такое миро в православииЧто такое миро в православии. Смотреть фото Что такое миро в православии. Смотреть картинку Что такое миро в православии. Картинка про Что такое миро в православии. Фото Что такое миро в православии

Это на нынешний момент единственная на территории Русской Православной Церкви действующая мироваренная печь. Во время Великого поста здесь варится миро драгоценное (освященные специальным чином благовония на основе …

оливкового масла и белого вина) для нужд всех приходов и монастырей РПЦ. Я лично в идела в Донском монастыре мироваренную печь, которая похожа на очень красивый ажурный большой ларец или футляр с какими то трубами внутри. Под футляром печь.

Что такое миро в православии. Смотреть фото Что такое миро в православии. Смотреть картинку Что такое миро в православии. Картинка про Что такое миро в православии. Фото Что такое миро в православииЧто такое миро в православии. Смотреть фото Что такое миро в православии. Смотреть картинку Что такое миро в православии. Картинка про Что такое миро в православии. Фото Что такое миро в православии

Храмы строятся. Миро уже не хватает. Собираются строить еще одну печь тоже на территории Донского монастыря в храме св. мученицы Е катерины.

СОСТАВ. В греческой церкви для составления миро бралось до 50 благовонных веществ, в России более 40.

В 18 веке в России для приготовления миро использовались на 20 пудов масла и 6 ведер белого виноградного вина (лиссабонского). Причем в ино служило лишь для того, чтобы во время варения масло не воспламенялось и не пригорало, а прочие вещества не иссушивались, но как бы в состав миро не входило,

Кроме того, использовалось от 2 пудов до 30 золотников таких веществ: как

— стиракс (камедь, особый древесный сок),

ладан 4 х видов : росной, простой, белый и черный,

— сандарак (растительная смолка, добываемая из особого вида можжевельника),

мастика (тоже смолка), преимущественно фисташковая,

розовые цветы,

базилик (пахучий василек),

корни: фиалковый белый, имбирный, черный, калганный, кардамонный,

— бальзам перувианский,

терпентин венецианский (скипидар),

а также масла тринадцати наименований: мускатное густое, бергамотовое, лимонное, лавендуловое, гвоздичное, богородичной травы, розмариновое, лигниродийное (каменноугольное), розовое, коричневое, маиранное, померанцевое и мускатное жидкое.

Так, для мироварения в 1631 году при патриархе Филарете из царской аптеки были получены : янтарь добрый, ладан росной, мед дивий (дикий), корица, перетрун, корень азар, гуляфная (розовая) водка, смирна и кассия.

Приготовление веществ для мироварения начиналось с Крестопоклонной недели. Утром, в понедельник Страстной недели, митрополит окроплял приготовленные вещества св. водою и, влив в котлы св. воду, благословлял положить в них масло, благовонные травы и пр., затем сам зажигал огонь под котлами и начинал чтение св. Евангелия; это чтение, которое продолжало после него прочее духовенство, равно как и перемешивание варимого деревянными веслами, продолжалось денно и нощно до вечера среды, когда во вновь приготовленное миро драгоценное, дав ему остыть, клали ароматы и затем разливали в сосуды и ставили на особых скамьях, а впереди них на особом столе — “алавастр”, содержащий в себе неиссякаемое, преждеосвященное и сохраняющееся в запасе миро драгоценное.

Что такое миро в православии. Смотреть фото Что такое миро в православии. Смотреть картинку Что такое миро в православии. Картинка про Что такое миро в православии. Фото Что такое миро в православииЧто такое миро в православии. Смотреть фото Что такое миро в православии. Смотреть картинку Что такое миро в православии. Картинка про Что такое миро в православии. Фото Что такое миро в православии

Кирилл Иерусалимский (IV век) в своём тайноводственном поучении о миропомазании называет его аналогом сошествия Святого Духа на Иисуса Христа при его крещении и пишет о мире следующее:

Но смотри, не почитай оного мира простым. Ибо как хлеб в Евхаристии, по призывании Святого Духа, не есть более простой хлеб, но тело Христово: так и Святое сие миро не есть более простое, ниже, если бы кто сказал, обыкновенное по призывании: но дар Христа и Духа Святого, присутствием Божества Его бывающий действительным. Оным знаменательно помазуются твоё чело и другие орудия чувств. И когда видимым образом тело помазуется, тогда Святым и Животворящим Духом душа освящается. [3] — Кирилл Иерусалимский. Тайноводственное поучение третье

До V века для чина освящения не существовало особо установленного дня, с V века на Востоке таким днём стал великий четверг. На Западе с V века освящение мира стало совершаться в основном на средней из литургий великого четверга, которая стала называться missa chrismatis.

ЧИН МИРОВАРЕНИЯ. По постановлению церковного собора 1675 года мироварение совершалось только в Москве (1 раз за 2—3 года) на Страстной неделе Великого поста. Священное или драгоценное миро употреблялось при крещении, освящении новых храмов, венчании на царство и коронации.

Предварительное приготовление веществ для мироварения начинается на Крестопоклонной седмице Великого поста. В среду совершается малое освящение воды и окропление всех приготовленных для мироварения веществ. Часть приготовленного елея смешивается с виноградным вином и варится в котле. Мелко истолчённые благовонные вещества заливаются сваренным елеем и настаиваются в течение двух недель. В среду шестой седмицы поста масло сливается в сосуды, а вещества заливаются вновь виноградным вином.

Торжественный чин мироварения сейчас совершается на Страстной седмице в малом соборе Донского монастыря.

С 1763 до 1917 года для этих целей использовалась Крестовая палата бывшего Патриаршего дворца в Московском Кремле, благодаря этому известная также как Мироваренная (Мироварная), где до сих пор сохраняется мироваренная печь, сделанная тогда же, а в XIX веке дополненная декоративной сенью (навесом)

«По древнему обычаю, при таинственном освящении мира в Успенском соборе в память общения нашей отечественной церкви с восточной, прибавляется из алавастра в состав мира несколько капель и пополняется новым, чтобы никогда не иссякал сей священный источник» («Древности Российского государства»).

В Великий Понедельник патриарх (или по его благословению — митрополит) в сослужении клириков полагает начало мироварению. После молебна совершается малое освящение воды. Святой водой окропляются все вещества, приготовленные для мироварения, а также она добавляется в котёл, в который затем вливаются масло и вино. Патриарх благословляет своей рукой котёл и зажигает огонь под ним. После этого начинается непрерывное чтение Евангелия духовенством в течение трёх дней.

С 1763 до 1917 года церемония совершалась в Крестовой палате в Кремле, которая была переименована в Мироварную.

К случаям мироточения церковь относится внимательно, проверяется каждый случай. И за последние годы признаны как имеющие право быть и действительно необъяснимые — только 30 из почти 500. В католической церкви только 12 из более 300. Но они есть.

Владимир Павлов, ведущий научный сотрудник Математического института РАН: «Мироточащая икона, на которой из ничего образуется священное миро, нарушает классическое научное представление о Вселенной….»Из ничего» образуется материя — миро, слезы, капли крови на иконах. Для ученого это потрясающее открытие! С позиции современной науки, такое может происходить только путем превращения энергии в вещество — процесс, обратный тому, в ходе которого на атомной электростанции вещество превращается в энергию. Проще усомниться и посчитать себя обманутым… Я думаю, что мироточение — это одно из подтверждений корпускулярно-волновой теории, что единая материя может проявлять себя как волна, энергия и как материя, частица. Возможно. Надо только помнить: не все знания в мире получены научным путем. Есть знание, про которое мы вообще не можем сказать, откуда оно. Мы просто знаем, что это так.» Источник

Вот такая информация. Надеюсь, что для вас интересная.

Источник

Что такое миро в православии

Святое ми́ро [1] (в дореволюционной орфографии мvро; ст. слав. моуро; греч. μύρον; араб. murr) – благовонный состав из множества ароматических веществ, употребляемый для священнодействий в Церкви с Ветхозаветных времен.

Употребляется в совершении таинства миропомазания, для освящения антиминсов и престолов храмов; ранее им также помазывали на царство государей. Помазание святым миром – внешний знак преподания помазуемому даров Святого Духа, в связи с чем обилие составляющих мира символизирует многоразличность христианских добродетелей. Святое Миро приготовляется и освящается раз в несколько лет некоторыми из предстоятелей автокефальных Церквей, а от них передается епископам и священникам Православной Церкви во всем мире. Хранимый в автокефальных Церквах сосуд с преждеосвященным миром – алавастр – является символом апостольского преемства.

История

В Ветхом Завете состав и употребление святого мира были открыты Богом пророку Моисею. Миро предназначалось для священного помазания – им должно было помазать, и через это освятить богослужебные принадлежности и Аарона вместе с сыновьями. Изготовивший миро для иных целей и помазавший им других людей обрекался на истребление (Исх 30, 22-33).

В Новозаветное время благовонное вещество, именуемое «миром» стало употребляться для совершения по заповеди Спасителя второго рождения «от Духа» (Ин 3, 5), которое потому получило название таинства миропомазания. Первоначально апостолы и их преемники-епископы самолично возлагали руки на главы новокрещеных, низводя на них Духа Святого, что становилось Личной Пятидесятницей, таинством Духа Святого, для каждого новопросвещаемого (Деян 8, 17; 19, 6). Однако, из-за быстрого роста числа христиан пастыри вскоре оказались не в состоянии совершить таинство через возложение рук на каждого, почему ученики Христовы и обратились к Ветхозаветной обрядовой форме и стали использовать состав по образцу заповеданного Богом Моисею.

В первые века Христианства, как видно из писаний отцов и учителей Церкви, для помазания крещеных использовалось «некое смешение разнообразных благовонных веществ» [2], которое освящалось особым священнодействием «на алтаре» (то есть на престоле) [3], а право приготовлять и освящать миро усвоялось только епископам [4]. От епископов миро получали священники.

Достаточно рано право приготовлять и освящать святое миро было закреплено только за первенствующими кафедрами Православной Церкви. Так, когда Грузинская Церковь начала обретать независимость в V веке, она еще некоторое время получала святое миро от своей Матери-Церкви Антиохийской [5]. Самостоятельное приготовление и освящение мира в Русской Православной Церкви началось после обособления от Константинопольского Патриархата в 1448 году.

Старейшее упоминание о порядке приготовления святого мира дошло до нас в Апостольском предании мученика Ипполита Римского. Позднее указания об освящении мира вошли в Великий Евхологий и евхологий Гоара. По устоявшемуся порядку, приготовление нового святого мира начинается на Крестопоклонной седмице Великого поста и завершается в продолжение первых трех дней Страстной седмицы. Освящение нового мира совершает предстоятель Церкви в сослужении других архиереев в Великий Четверг, за Божественной литургией, после того, как было совершено освящение Святых Даров. Из сохраняемого в Поместной Церкви алавастра каждый раз в новоприготовленное миро добавляется немного старого, а в сам алавастр добавляется новое. При опасности оставить новокрещеных без таинства миропомазания миро может освящаться и в другое время [6].

В автокефалиях нового времени Константинопольская Православная Церковь как правило не передавала вновь образуемым Церквам права на самостоятельное мироварение, оговаривая в Томосах необходимость получать миро из Константинополя. С этой оговоркой были дарованы автокефалии Элладской (1850), Польской (1924), Албанской (1937) Православным Церквам. В Константинопольской Церкви предполагалось даровать на таких же условиях автокефалию Румынской Церкви. Но румынские церковные деятели стремились к полной церковной независимости, в связи с чем совершили сами освящение святого мира в Бухарестском кафедральном соборе при стечении множества народа и составили особый акт по этому поводу, где подчеркивалось, что мироварение совершено «согласно с святыми канонами и постановлениями Православной Церкви» [7]. Узнав об этом, патриарх Константинопольский Иоаким III осудил этот поступок как разрывающий единение с Константинопольской Церковью. Синод Румынской Церкви увидел в протесте Константинопольского патриарха притязания на вселенское главенство в Церкви и ответил:

В отличие от Константинополя, Русская Православная Церковь даровала автокефалию с правом мироварения. Так были дарованы автокефалия Польской (1948), Чехословацкой (1951) и Американской (1970) Православным Церквам. Также, во время «Болгарской схизмы», когда прервалось общение между Константинопольской и Болгарской Церквами, отдельные архиереи Русской Церкви снабжали Болгарскую Церковь миром. После революции в России Болгарская Церковь получала миро от Церкви Румынской [9].

Ныне Греческие Церкви получают свое миро от Константинопольского патриарха, хотя считают это не выражением канонической зависимости, а братской любви [10]. Прочие автокефальные Церкви приготовляют свое миро самостоятельно.

В Константинопольской Православной Церкви

В Русской Православной Церкви

Традиционным местом приготовления святого мира в Русской Церкви с XV до XVIII века были Митрополичьи, а затем Патриаршие палаты Московского Кремля. По постановлению Московского собора 1675 года мироварение совершалось только в Москве. Мироваренный очаг находился ранее в храме Трех святителей, а в 1763 году для мироварения приспособили Крестовую палату, известную с тех пор также как Мироваренную, куда был перенесен очаг из упраздненного Трехсвятительского храма. В Мироваренной палате и ныне сохраняются печь и сосуды для мироварения.

Освящали миро в кремлевском Успенском соборе. В Синодальный период помимо Кремля миро освящалось также в Киево-Печерской Лавре, но с восстановлением патриаршества в 1917 году освящение мира вновь стали совершать только в Москве. С 1946 года [12] основным местом приготовления святого мира стал Малый собор Донского монастыря столицы, где с этой целью была устроена специальная печь. Освящение мира стали совершать в Патриаршем Богоявленском соборе в Елохове. Алавастр со святыней хранится в алтаре кафедрального собора Москвы.

В Грузинской Православной Церкви

Что такое миро в православии. Смотреть фото Что такое миро в православии. Смотреть картинку Что такое миро в православии. Картинка про Что такое миро в православии. Фото Что такое миро в православии
Патриарх Сербский Павел разжигает огонь для мироваренной печи. Белград, 6 апреля 2004 г.

В Сербской Православной Церкви

В Румынской Православной Церкви

В Болгарской Православной Церкви

В новейшей истории Болгарской Церкви мироварение началось лишь после снятия с неё схизмы Константинопольским патриархом в 1945 году. Чин совершался митрополитом, затем патриархом Кириллом (1950, 1961) и патриархом Максимом (1974, 1988, 1995, 2002, 2009). В последнем случае освящение мира совершалось в Софийском Александро-Невском соборе [16].

В Православной Церкви в Америке

В 1970-х и 1980-х годах миро несколько раз освящалось при Канцелярии Церкви в часовне Сергия Радонежского в Ойстер-Бэй-Коув (Oyster Bay Cove), штат Нью-Йорк. Не позднее чем с 1990-х годов местом приготовления и освящения святого мира является Тихоновский монастырь в Южном Ханаане.

Состав

Основным веществом для приготовления мира является елей – оливковое масло высшего качества. В него добавляется белое виноградное вино, которое необходимо при мироварении, чтобы предотвратить воспламенение и пригорание масла. Из благовонных веществ употребляют ладан, мастика, богородичная трава (чабрец), кардамон, лепестки розы, фиалковый, пряный, имбирный и калганный корни, мускатное, розовое, лавандовое, лимонное и гвоздичное масло и другие. Перечень и количество благовоний не строго установлены, и обычно использовали вещества, которые были в наличии в то или иное время. Старейшие дошедшие до нас списки веществ для приготовления мира датируются VIII веком. Константинопольская Православная Церковь содержит официальный список 57 веществ. В России в 1671 и 1681 годах для приготовления мира отпускались вещества 53-х наименований, в 1691 году – 55-ти, в реестре чина миропомазания 1894 года их 50; на стыке XIX и XX веков называют всего 28 [17]; в настоящее время – около 40.

Приготовление и Освящение

Что такое миро в православии. Смотреть фото Что такое миро в православии. Смотреть картинку Что такое миро в православии. Картинка про Что такое миро в православии. Фото Что такое миро в православии
Архиерейское шествие с сосудами новоприготовленного мира. Константинополь, Великий Четверг 2002 г.

В Константинопольской Православной Церкви

С конца XIX века Вселенская Патриархия провела пересмотр чинопоследования приготовления святого мира и опубликовала отредактированные тексты в 1890, 1912 и 1960 годах. Ныне соблюдается следующее чинопоследование.

После доксологии в Неделю Ваий патриарх благословляет архона святого мира, который вместе с другими архонами содействует патриарху в подготовлении состава мира. Они облачаются в белые туники, достающие до земли. Благословив архона святого мира, патриарх накладывает на него плат.

В Великий Понедельник, после Божественной литургии Преждеосвященных Даров патриарх входит в патриарший Георгиевский храм Великого Мира, где находятся печь («святой гроб») и сосуды для мироварения. После благословления он окропляет святой водой все приготовленные сосуды и вещества. Затем, держа затепленную свечу, он прикасается к каждому котлу, влагая в них части старых закоптелых икон. Затем патриарх читает главы из Евангелия, после чего чтения из Евангелия продолжаются другими присутствующими священнослужителями – архиереями, священниками Патриархата и священниками других Церквей. Чтения продолжаются по установленному порядку в течение Великого Понедельника, Великого Вторника и Великой Среды.

В Великий Вторник, после Божественной литургии при печи поется малый молебный канон ко Пресвятой Богородице. Совершаются молитвы за тех, кто предоставил вещества, средства и усилия для приготовления святого мира.

В Великую Среду, после Божественной литургии Преждеосвященных Даров, патриарх вновь приходит к печи и, после краткой службы, добавляет туда благовонные вещества. В этот день оканчивается приготовление святого мира.

В Великий Четверг, после утрени в Патриаршей Андреевской часовне и облачения патриарха и других архиереев, начинается шествие из патриаршего двора в патриарший храм, на протяжении которого постоянно звонят колокола. Во время шествия патриарх несет малый сосуд мира. Первый по списку архиерей Патриархата несет алавастр с преждеосвященным миром. Второй по списку архиерей Патриархата несет алавастр с неосвященным миром. Прочие архиереи несут малые серебряные сосуды с неосвященным миром. 24 архимандрита, по одному с двух сторон, несут 12 серебряных сосудов с неосвященным миром. Во время Божественной литургии, по возгласе «И да будут милости Великого Бога. » великий архимандрит возглашает «Вонмем». Все молящиеся становятся на колени и патриарх освящает миро по чину. В конце Божественной литургии новоосвященное миро переносится из храма в патриаршую миродержательницу в порядке, обратном утреннего шествия. В патриаршей миродержательнице поставляются алавастры и сосуды со святым миром. После этого следует отпуст Божественной литургии.

В Русской Православной Церкви

Предварительное приготовление веществ для мироварения начинается на Крестопоклонной седмице Великого поста. В среду совершается малое освящение воды и окропление всех приготовленных для мироварения веществ. Часть приготовленного елея смешивается с виноградным вином и варится в котле. Мелко истолченные благовонные вещества заливаются сваренным елеем и настаиваются в течение двух недель. В среду шестой седмицы поста масло сливается в сулен (сосуды), а вещества заливаются вновь виноградным вином.

Торжественный чин мироварения совершается на Страстной седмице поста в Малом соборе в честь Донской иконы Божией Матери Московского Донского монастыря. В Великий Понедельник патриарх (или по его благословению – митрополит) в сослужении клириков полагает начало мироварению. В первый день миро доводят до кипения и потом варят на малом огне, постоянно перемешивая его. Миро варится в течение трех дней: в Великий Понедельник до вечера, весь Великий Вторник и утро Великой Среды. Все это время священники по очереди читают Евангелие, а диаконы перемешивают миро веслами.

Схема чина мироварения [18]

По окончании мироварения для охлаждения его помещали в особую кадь. Сохраняемая в Крестовых палатах серебряная кадь была подарена в 1767 году императрицей Екатериной II, ее крышку венчают литые позолоченные фигуры: пророк Самуил возливает елей на голову царя Давида.

Что такое миро в православии. Смотреть фото Что такое миро в православии. Смотреть картинку Что такое миро в православии. Картинка про Что такое миро в православии. Фото Что такое миро в православии
Патриарх Московский и всея Руси Алексий II совершает чин освящения Святого Мира.

Освящение мира совершается патриархом в Великий Четверг за Божественной литургией. Освящение бывает после Евхаристического канона при открытых Царских вратах. Ранее сосуды с миром и алавастр переносили из Мироварной палаты торжественным крестным ходом в Успенский собор. Ныне из Малого Донского собора сосуды с новоприготовленным миром перевозятся клириками в патриарший собор и при пении тропаря Пятидесятницы «Благословен еси, Христе Боже наш. » поставляются по сторонам жертвенника. В то же время из Крестового храма Московской Патриархии в собор перевозится алавастр и поставляется на жертвеннике. На Божественной литургии во время великого входа сосуды с миром переносятся к престолу. Их несут священнослужители северными дверями, предшествуя Честным Дарам. Алавастр принимает из рук первенствующего иерея патриарх и поставляет его на престол. Остальные сосуды поставляются вокруг престола. По возгласе литургии «И да будут милости Великого Бога. » патриарх освящает миро.

Схема чина освящения мира [19]

После чина освящения миро по дореволюционному порядку находилось в алтаре Успенского собора, а позже – в алтаре церкви Двенадцати апостолов в Патриаршем дворце. Специально для его хранения по повелению императоров Павла I и Николая II были сделаны серебряные кувшины.

Использованные материалы

[1] Миро иногда пишется с прописной буквы.

[2] Писания отцов и учителей Церкви, М., 1863, т. 1, 122, 140.

[3] Творения священномученика Киприана, епископа Карфагенского, Киев, 4891.

[4] Постановления отцов IV Карфагенского Собора. Цит. по кн. Алмазов, А., История чинопоследований Крещения и Миропомазания, Казань, 1884, 389.

[5] Скурат, К.Е., История Православных Поместных Церквей, гл. I: Грузинская Православная Церковь, http://www.sedmitza.ru/text/441201.html

[6] Как это сделал патриарх Всероссийский святитель Тихон, в Рождественский сочельник. См. «Постановления Заместителя Патриаршего Местоблюстителя и Временного при нем Патриаршего Синода. О мироварении (от 29 марта 1932 года, № 51),» ЖМП, 1932, №9-10, http://www.jmp.ru/jmp/32/09-10-32/02.htm

[10] Так, согласно статье с официального сайта Американской архиепископии Константинопольского Патриархата, пер. с греческого, Menesoglou, Pavlos, «The Sanctification of the Holy Chrism», Athens: Apostolike Diakonia, 1992, 13-19.

[13] «Holy Chrism Boiling Begins at Svetitskhoveli Today from 9am,» официальный сайт Грузинской Православной Церкви, 18 апреля 2011, http://www.patriarchate.ge/_en/?action=news_show&mode=news&id=211

[14] Църковенъ вестникъ, 14.03.1939, т. XL, № 14, 168.

[17] Так в Полном церковнославянском словаре Дьяченко.

[18] По книге Чин мироварения, М., 1894.

[19] По книге Нефедов, Геннадий, прот., Таинства и обряды Православной Церкви, М., 2002, 60-63.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *