Что такое минюст россии

Что такое минюст россии

1. Министерство юстиции Российской Федерации (Минюст России) является федеральным органом исполнительной власти, руководство деятельностью которого осуществляет Президент Российской Федерации. Минюст России осуществляет:

1) функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности, в том числе в сфере:

исполнения уголовных наказаний;

регистрации некоммерческих организаций, включая отделения международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций, политические партии, иные общественные объединения и религиозные организации;

государственной регистрации актов гражданского состояния;

обеспечения установленного порядка деятельности судов и исполнения судебных актов и актов других органов;

оказания бесплатной юридической помощи и правового просвещения населения;

деятельности по возврату просроченной задолженности физических лиц (совершения действий, направленных на возврат просроченной задолженности физических лиц), возникшей из денежных обязательств (за исключением: деятельности физических лиц, являющихся кредиторами по денежным обязательствам, самостоятельно осуществляющих действия, направленные на возврат возникшей перед ними задолженности другого физического лица в размере, не превышающем 50 тыс. рублей, кроме случаев возникновения указанной задолженности в результате перехода к ним прав кредитора (цессии); деятельности по возврату просроченной задолженности, осуществляемой в отношении физических лиц, являющихся индивидуальными предпринимателями, по денежным обязательствам, которые возникли в результате осуществления ими предпринимательской деятельности; правоотношений, связанных с взысканием просроченной задолженности физического лица и возникших из жилищного законодательства, законодательства Российской Федерации о водоснабжении, водоотведении, теплоснабжении, газоснабжении, об электроэнергетике, а также законодательства Российской Федерации, регулирующего отношения в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами, кроме случаев передачи полномочий по взысканию данной задолженности кредитным организациям или лицам, осуществляющим деятельность по возврату просроченной задолженности физических лиц в качестве основного вида деятельности; правоотношений по взысканию долгов заемщиков по обязательствам перед банками, действовавшими на территории Республики Крым и (или) на территории г. Севастополя, в отношении которых Национальным банком Украины было принято решение о прекращении их деятельности (закрытии их обособленных подразделений) на территории Республики Крым и (или) на территории г. Севастополя, регулируемых Федеральным законом от 30 декабря 2015 г. N 422-ФЗ «Об особенностях погашения и внесудебном урегулировании задолженности заемщиков, проживающих на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя, и внесении изменений в Федеральный закон «О защите интересов физических лиц, имеющих вклады в банках и обособленных структурных подразделениях банков, зарегистрированных и (или) действующих на территории Республики Крым и на территории города федерального значения Севастополя»);

территориального устройства Российской Федерации;

организации местного самоуправления;

разграничения полномочий по предметам совместного ведения между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления;

2) правоприменительные функции и функции по контролю в сфере регистрации некоммерческих организаций, включая отделения международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций, политические партии, иные общественные объединения и религиозные организации;

3) функции по федеральному государственному надзору за деятельностью некоммерческих организаций;

4) функции по контролю и надзору в сфере:

государственной регистрации актов гражданского состояния;

Источник

Приложение. Положение о Министерстве юстиции РФ

ГАРАНТ:

Об утверждении Концепции реформирования органов и учреждений юстиции РФ см. постановление Правительства РФ от 7 октября 1996 г. N 1177

1. Министерство юстиции Российской Федерации (Минюст России) является центральным органом федеральной исполнительной власти, обеспечивающим реализацию государственной политики в сфере юстиции.

2. Министерство юстиции Российской Федерации, его органы, учреждения и организации образуют систему Министерства.

3. На Министерство юстиции Российской Федерации возлагаются следующие основные задачи:

организационно-правовое обеспечение судебной реформы;

обеспечение необходимых условий функционирования судов общей юрисдикции и военных судов;

государственная регистрация нормативных актов центральных органов федеральной исполнительной власти;

регистрация уставов общественных и религиозных объединений;

организация и развитие системы юридических услуг;

обеспечение кадрами органов, учреждений и организаций юстиции, повышение квалификации кадров;

участие в международно-правовой охране прав и законных интересов граждан.

4. Министерство юстиции Российской Федерации осуществляет свою деятельность как непосредственно, так и через министерства юстиции республик в составе Российской Федерации, органы юстиции краев и областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, автономной области, автономных округов, а также управляет непосредственно подчиненными ему учреждениями и организациями.

ГАРАНТ:

См. Федеральный конституционный закон от 17 декабря 1997 г. N 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации»

6. Министерство юстиции Российской Федерации в целях реализации возложенных на него задач:

ГАРАНТ:

О дополнительных функциях Минюста РФ см. Указ Президента РФ от 2 мая 1996 г. N 642 и постановление Правительства РФ от 3 июня 1995 г. N 550

координирует нормотворческую деятельность центральных органов федеральной исполнительной власти;

участвует по поручению Президента Российской Федерации в проведении экспертизы законов Российской Федерации, направленных ему для подписания;

осуществляет работу по систематизации законодательства: ведет банк нормативных актов Российской Федерации, а также общеправовой рубрикатор по законодательству; участвует в подготовке к выпуску официальных изданий кодексов и сборников законодательства Российской Федерации;

организует внедрение программно-аппаратных средств и технологий сбора, обработки и анализа правовой информации для судов, Министерства юстиции Российской Федерации, органов, учреждений и организаций юстиции;

осуществляет государственную регистрацию нормативных актов центральных органов федеральной исполнительной власти, затрагивающих права, свободы и законные интересы граждан или носящих межведомственный характер, а также контролирует своевременность и правильность их официального опубликования;

регистрирует уставы общероссийских, международных и межрегиональных общественных объединений, контролирует соблюдение их положений относительно целей деятельности объединений, а также регистрирует уставы (положения) религиозных объединений; ведет государственный реестр зарегистрированных в Министерстве юстиции Российской Федерации общественных и религиозных объединений;

обеспечивает и координирует работу по практической реализации судебной реформы;

осуществляет меры по созданию условий для судебной деятельности, в том числе по ее кадровому, организационному и ресурсному обеспечению;

обеспечивает работу по отбору и подготовке кандидатов в судьи в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

организует работу по исполнению решений, определений и постановлений судов по гражданским делам, приговоров, определений и постановлений судов по уголовным делам в части имущественных взысканий, а также постановлений других органов, исполнение которых возложено на судебных исполнителей;

организует работу по ведению судебной статистики;

способствует развитию системы юридических услуг в целях реализации прав, свобод и законных интересов граждан, прав юридических лиц; осуществляет регистрацию и выдачу лицензий гражданам и юридическим лицам на право занятия деятельностью по оказанию правовых услуг;

открывает и упраздняет государственные нотариальные конторы, дает поручения соответствующим органам юстиции на их открытие и упразднение, ведет реестр этих контор, а также контор нотариусов, занимающихся частной практикой; устанавливает порядок выдачи лицензий на право нотариальной деятельности и осуществляет другие полномочия, предусмотренные Основами законодательства Российской Федерации о нотариате;

сотрудничает с объединениями и организациями адвокатов в интересах развития правовой помощи гражданам и организациям;

создает, реорганизует и ликвидирует учреждения судебной экспертизы системы Министерства, руководит их деятельностью;

организует работу по обеспечению кадрами органов, учреждений и организаций юстиции, их профессиональную учебу, а также подготовку и повышение правовой квалификации кадров для центральных органов федеральной исполнительной власти;

взаимодействует с соответствующими образовательными учреждениями в подготовке юридических кадров;

осуществляет в установленном порядке финансирование органов, учреждений, организаций юстиции и выделяет финансовые средства в распоряжение соответствующих судов, обеспечивает контроль за их расходованием. Организует материально-техническое обеспечение судов, органов, учреждений и организаций системы Министерства;

организует и финансирует научные исследования в порученной ему сфере деятельности;

участвует в правовом просвещении граждан, в том числе с использованием средств массовой информации;

организует рассмотрение жалоб и заявлений граждан, связанных с работой органов, учреждений и организаций юстиции, по вопросам, входящим в компетенцию Министерства юстиции Российской Федерации;

представляет в установленном порядке согласованные с Министерством иностранных дел Российской Федерации предложения о заключении международных договоров Российской Федерации о правовой помощи по гражданским, семейным, уголовным и иным делам и по его поручению ведет соответствующие переговоры. Заключает соглашения о правовом сотрудничестве с соответствующими органами иностранных государств и международными организациями. Организует выполнение договоров о правовой помощи, а также других международных договоров, соглашений и конвенций в части, относящейся к компетенции Министерства юстиции Российской Федерации;

анализирует организацию системы юстиции иностранных государств и осуществляет обмен опытом в целях совершенствования своей деятельности;

осуществляет другие функции, вытекающие из его компетенции.

7. Министерство юстиции Российской Федерации в пределах своей компетенции вправе:

запрашивать в порядке, установленном законодательством, у государственных и иных органов, учреждений, организаций, должностных лиц и получать необходимые информацию, документы и материалы;

привлекать в установленном порядке для осуществления законопроектных, экспертных и исследовательских работ, консультаций научные организации, сотрудников государственных органов, учреждений и организаций, специалистов и экспертов, в том числе зарубежных, создавать временные творческие коллективы, использовать в этих целях специальные бюджетные и внебюджетные средства;

вносить в установленном порядке предложения об улучшении условий труда, материальном и социально-бытовом обеспечении работников судов и системы Министерства;

создавать в установленном порядке учреждения и организации для материально-технического, научного, финансового и социально-бытового обеспечения деятельности Министерства, его органов, учреждений и организаций;

содействовать распространению правовой информации на территории Российской Федерации и за ее пределами, в том числе путем заключения соглашений об издании сборников законодательства с участием Министерства юстиции Российской Федерации.

8. Министерство юстиции Российской Федерации самостоятельно принимает решения по всем вопросам, относящимся к порученной ему сфере деятельности, кроме вопросов, требующих согласования в установленном законодательством Российской Федерации порядке с другими центральными органами федеральной исполнительной власти и соответствующими органами субъектов Российской Федерации.

9. Ведомственные нормативные акты, в том числе инструкции и разъяснения Министерства юстиции Российской Федерации, изданные по вопросам организационного обеспечения деятельности государственного нотариата и органов записи актов гражданского состояния, организации судебных экспертиз, ведения судебной статистики и другим вопросам, относящимся к его компетенции, являются обязательными для работников судов, органов, учреждений и организаций системы Министерства, центральных органов федеральной исполнительной власти, иных органов, должностных лиц и граждан, на которых они распространяются в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Министерство юстиции Российской Федерации возглавляет Министр, назначаемый в порядке, установленном законодательством.

Министр осуществляет руководство порученной ему сферой деятельности на основе единоначалия и несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Министерство задач.

Министр имеет заместителей, назначаемых в установленном порядке. Распределение обязанностей между заместителями Министра производится Министром.

11. Министр юстиции Российской Федерации:

издает на основе и во исполнение актов законодательства в пределах компетенции Министерства юстиции Российской Федерации приказы и распоряжения, дает указания, проверяет их исполнение;

назначает и освобождает в установленном порядке руководителей краевого, областного, городов Москвы и Санкт-Петербурга органов юстиции;

назначает и освобождает работников центрального аппарата Министерства юстиции Российской Федерации и руководителей подведомственных Министерству учреждений и организаций;

утверждает положения о структурных подразделениях Министерства юстиции Российской Федерации, а также в установленном порядке положения (уставы) о подведомственных Министерству учреждениях и организациях. Положение о подразделении Министерства юстиции Российской Федерации, обеспечивающем деятельность военных судов, утверждается по согласованию с Министерством обороны Российской Федерации;

присваивает в пределах своей компетенции классные чины работникам центрального аппарата, Министерства юстиции Российской Федерации, органов и учреждений юстиции, судов, а также представляет в установленном порядке к присвоению классных чинов и воинских званий;

представляет в установленном порядке особо отличившихся работников системы Министерства к государственным наградам и присвоению почетных званий;

подписывает в установленном порядке международные договоры Российской Федерации о правовой помощи по гражданским, семейным, уголовным и иным делам;

осуществляет другие правомочия в соответствии с законодательством Российской Федерации.

12. В Министерстве юстиции Российской Федерации образуется коллегия в составе Министра (председатель коллегии), заместителей Министра по должности и других руководящих работников системы Министерства, а также иных специалистов в области права.

Коллегия рассматривает важнейшие вопросы, связанные с деятельностью Министерства юстиции Российской Федерации.

Решения коллегии реализуются приказами и распоряжениями Министра.

13. При Министерстве юстиции Российской Федерации состоят Российский федеральный центр судебной экспертизы, а также Научный центр правовой информации, обеспечивающий суды, органы, учреждения и организации системы Министерства информацией о правовых актах.

Центральным научным и учебным учреждением Министерства юстиции Российской Федерации является Российская правовая академия.

Министерство юстиции Российской Федерации является учредителем, а также участвует в издании журналов и газет специального юридического и общеправового характера.

14. При Министерстве юстиции Российской Федерации образуется научно-консультативный совет. Состав совета и положение о нем утверждаются Министром.

15. Финансирование центрального аппарата Министерства юстиции Российской Федерации осуществляется за счет средств республиканского бюджета Российской Федерации, направляемых на содержание центральных органов федеральной исполнительной власти Российской Федерации.

Министерство вправе иметь валютный фонд, используемый в соответствии с законодательством Российской Федерации для выполнения возложенных на Министерство задач.

16. Министерство юстиции Российской Федерации является юридическим лицом, имеет печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и со своим наименованием, другие необходимые для осуществления своей деятельности печати, штампы и бланки, текущий, расчетный, валютный и иные счета в банках.

Источник

История Министерства

Министерство юстиции России было учреждено 8 сентября 1802 года Манифестом Александра I «Об учреждении министерств». Этим же документом в составе Правительства предусматривалась должность министра юстиции, и он одновременно являлся генерал-прокурором Российской империи.

На Министерство юстиции были возложены функции подготовки законодательных актов, а также управления деятельностью судов и прокуратуры. Оно занималось вопросами назначения, перемещения, увольнения чинов судебного ведомства, учреждения и упразднения судов, осуществляло надзор за их работой.

Первым министром юстиции — генерал-прокурором Российской империи был утвержден выдающийся русский поэт и государственный деятель Гавриил Романович Державин.

Осуществляя управление всей системой юстиции, Министерство с первых дней своего образования большое значение придавало совершенствованию законодательства. Под руководством известного государственного деятеля М. М. Сперанского была проведена кодификация законодательства: издано 56 томов Полного собрания законов Российской империи и 15 томов Свода законов.

В 1828 году М. М. Сперанский представил Императору предложения о необходимости кадрового укрепления судов судьями и правоведами, причем их подготовка требовала непосредственного участия Министерства юстиции.

После проведенной в 1864 году в России судебной реформы, в подготовке и проведении которой Минюст принимал деятельное участие, полномочия Министерства юстиции заметно расширились. На всех этапах прохождения судебной реформы роль Министерства юстиции была значительной, а то и определяющей. Министерство юстиции осуществляло руководство судебными органами, управление межевой и тюремной частями, нотариатом. Заведуя личным составом суда и прокуратуры, оно получило право назначения и увольнения следователей по важнейшим делам в окружных судах, а также городских судей и членов уездных окружных судов. Министерство ввело институты мировых судей и присяжных заседателей, напрямую руководило деятельностью прокуратуры и осуществляло управление местами лишения свободы. Министерство обладало достаточными полномочиями по формированию и проведению в жизнь правовой политики государства.

По представлению Министерства юстиции Законом от 16 июня 1884 года было усилено наказание за служебные растраты и хищения, в том числе для лиц привилегированных сословий. По ходатайству Министерства юстиции 26 мая 1881 года было отменено публичное исполнение смертной казни. В области гражданского права 19 мая 1881 года Министерством юстиции были составлены Правила о порядке укрепления прав на недвижимое имущество.

Все законодательные предложения представлялись на заключение Министерства юстиции до внесения их на рассмотрение Государственного совета, а с 1881 года законопроекты других ведомств стали поступать на заключение Министерства юстиции не только для их оценки с юридической стороны, но и для согласования с существующими законами.

Законотворчество Министерства юстиции конца 19 века — начала 20 века характеризуется особым вниманием к правам личности.
В 1897 году разработан проект закона об изменении порядка возбуждения вопросов об ответственности губернаторов; в 1903 году — проект закона об условном осуждении, что являлось совершенно новым и весьма демократичным институтом для России; в том же году Министерством юстиции был разработан дисциплинарный устав, регламентирующий наказание за служебные проступки; в 1904 году разрабатывается проект закона о некоторых изменениях в наказуемости и порядке преследования государственных преступлений. В том же году Министерством юстиции утверждены Правила о порядке содержания в тюрьмах гражданского ведомства политических арестантов.
С середины 19 века министры юстиции активно занимались международной деятельностью: председательствовали в Международном трибунале, были членами постоянной Международной палаты Третейского суда в Гааге. Задачей Министерства юстиции было информировать министров об утверждении уставов вновь созданных организаций и обществ, а сам министр обязан был еженедельно представлять Императору личные или письменные доклады о состоянии порученных дел.

13 декабря 1895 года из ведения Министерства внутренних дел в ведение Министерства юстиции было передано Главное тюремное управление, что объяснялось « …целью сближения тюремного дела в его законодательной постановке и практическом осуществлении с интересами правосудия».

После Октябрьской революции 1917 года Министерство юстиции было преобразовано в Народный комиссариат юстиции. Практическое претворение в жизнь Декрета № 1 «О суде» потребовало от органов юстиции усилий, связанных с формированием судов и подбором для них кадров. Заметное место в деятельности комиссариата юстиции занимало создание нового законодательства. Принятым 30 января 1928 года постановлением ВЦИК и СНК наркому юстиции были непосредственно подчинены в качестве заместителей прокурор и председатель Верховного Суда республики. Согласно Положению о Народном комиссариате юстиции, утвержденному 26 ноября 1929 года, Верховный Суд входил в состав аппарата Наркомюста.

Впоследствии полномочия Наркомата юстиции претерпели радикальные изменения — в 1936 году прокуратура была выделена в самостоятельное ведомство.

С 1936 года на Наркомат юстиции СССР была возложена задача систематизации и подготовки материалов по кодификации законодательства и до 1946 года законотворческая деятельность шла по трем основным направлениям: подготовка общесоюзных кодексов (Уголовного, Гражданского, Уголовно-процессуального, Гражданско-процессуального, Основ трудового законодательства и Основ законодательства о браке и семье); подготовка Хронологического собрания законов, указов и постановлений Правительства СССР и Систематического собрания законов; справочная работа по законодательству.

В системе Министерства юстиции СССР создаются научно-исследовательские криминалистические лаборатории и Всесоюзный институт юридических наук. Примечательно, что именно по инициативе Минюста РСФСР в 1957 году (впервые в российском праве) в текст УПК РСФСР было включено понятие «презумпция невиновности».

По положению о Наркомате юстиции СССР от 8 декабря 1936 года Наркомюст и его местные органы получили право давать судам указания о правильности и единообразии применения судебной практики. Такие взаимоотношения органов юстиции и судов подвергались критике и послужили одним из поводов упразднения Министерства юстиции СССР в 1963 году.

Поскольку излишняя радикальность и отчасти ошибочность такого решения была очевидна и подтверждена временем, 30 августа 1970 года Президиум Верховного Совета СССР издал Указ, положивший начало воссозданию органов юстиции. Учитывая острую потребность в высококвалифицированных кадрах для воссозданного ведомства, в этот же день Президиумом Верховного Совета СССР издал Указ о создании в структуре Минюста Всероссийского института усовершенствования работников юстиции.

После распада Советского Союза Министерство юстиции обновило функции и ныне находится на пути дальнейшего укрепления и развития.
Возрождение сильной государственной власти потребовало обеспечения единого правового пространства, упрочения верховенства закона, реального разделения властей, гарантий прав и законных интересов граждан, равной ответственности государства и гражданина.
Современный этап реформ в России характеризуется совершенствованием и укреплением правового государства, созданием и развитием демократических институтов общества. Согласно Указу Президента РФ от 13 октября 2004 года № 1313 «Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации», Минюст России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности, а также в сфере исполнения уголовных наказаний, регистрации некоммерческих организаций, включая отделения международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций, общественные объединения, политические партии и религиозные организации, в сфере адвокатуры, нотариата, государственной регистрации актов гражданского состояния, обеспечения установленного порядка деятельности судов и исполнения судебных актов и актов других органов, а также правоприменительные функции и функции по контролю и надзору в сфере регистрации некоммерческих организаций, включая отделения международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций, общественные объединения, политические партии и религиозные организации, в сфере адвокатуры, нотариата, государственной регистрации актов гражданского состояния.

В ведении Министерства юстиции в настоящее время находятся Федеральная служба исполнения наказаний и Федеральная служба судебных приставов.

Кроме этого, в структуру Минюста России входит аппарат Уполномоченного Российской Федерации при Европейском Суде по правам человека.

На всех этапах развития Российского государства Минюст России выполняет свое главное предназначение — способствовать формированию и упрочению в России основ правового государства.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *