Что такое минор и мажор в музыке объяснить детям
Музыкальные лады: мажор и минор
Можно долго смотреть в словарь, но так ничего и не понять. Мы постарались объяснить сложные термины простыми словами. Сегодня разберемся в сложных понятиях, чем они отличаются друг от друга, и как определить, что к чему относится. А в конце вы узнаете, как строить тональности по специальным формулам, которые легко запомнить.
Основы
Лад – это согласованные звуки, среди них есть устойчивые и неустойчивые. Чтобы создать музыку, используют оба вида, они должны дополнять и чередоваться друг с другом.
Так из обычного звукоряда получается красивая и гармоничная мелодия, которая имеет начало и конец, развивается и приходит к своему завершению.
Устойчивые звуки не зря так называются, они выступают основой, расставляют акценты, привносят покой, вносят равновесие.
Вторые – развивают мелодию, постоянно отходят от устойчивых и обратно возвращаются к ним, создают динамику и движение. Они всегда стремятся к устойчивым, и как незавершённая мысль, находятся в движении, и только когда достигают того, к чему стремились, музыкальная мысль завершается. Все произведения заканчивают устойчивыми звуками, как бы ставят точку, это называется разрешение.
Какие звуки можно считать устойчивыми, а какие нет? В ладу семь звуков. Обычно, их представляют в виде рисунка – семь ступеней. I, II и III из них устойчивые.
Ступень I самая главная, её называют тоникой.
Виды лада
Пришло время разобраться, чем отличается мажор от минора.
Мажор – происходит от латинского «major», что означает больший. Это потому, что аккорд, на котором он строится, начинается с большой терции. Обозначается как «dur».
Минор – от латинского «minor», означающего меньший. Здесь аккорд строится на малой терции. Обозначается как «moll»
Их легко отличить на слух даже тем, кто не сильно разбирается в музыке.
Мажорный и минорный лад нужны для того, чтобы передать настроение и характер, с помощью них композитор выражает эмоции, переживания и вектора движения всего произведения. Если нужно передать радость, торжество, что-то светлое и игривое, произведение пишут в мажоре. Для того, чтобы показать скорбь, тревогу, печаль используют минор.
Но это не значит, что мажорная музыка не способна отразить тревогу и переживания, а минорная – радость, или что они не могут встретиться в одном произведении.
Например, «Цыганочка», несмотря на игривость, написана в миноре, а некоторые представители лиричного американского блюза – в мажоре.
Виды мажора и минора бывают разные, в статье мы рассматриваем натуральные виды. Они встречаются и используются чаще всего.
Также есть гармонический мажор (идет понижение шестой ступени на 0,5) и мелодический (шестая и седьмая ступени понижаются). Гармонический минор (идет повышение седьмой ступени на 0,5) и мелодический (шестая и седьмая ступени повышаются).
Как их определить? Чтобы отличить мажор это или минора, нужно внимательно слушать произведение, разница именно в окраске звучания, мелодии, настроении.
Тональность и гамма
Тональность — это определение лада, у которого есть тоника.
У всех них есть название. Оно состоит из двух частей – тоники и лада. Например, До мажор это название тональности, которая строится на тонике До.
Гамма – звуки, расположенные по порядку. Она всегда начинается с тоники и заканчивается ею. Гамма C-dur известна всем, её дают в школьной программе. Если вы вспомните её, то согласитесь, что тоникой всё начинается и заканчивается.
Но если посмотреть на другие гаммы, то можно увидеть, что появляются бемоли и диезы. Что это такое и зачем нужны?
Бемоль понижает звук на полутон.
Полутон – это самое короткое расстояние между звуками.
Представьте раскладку клавиш на фортепиано, если вы пройдетесь по ним, ни одну не пропуская, то от одной клавиши до другой, вы будете проходить расстояние в один полутон.
Как используются знаки рассмотрим на примерах.
Мажор
Есть общее правило, по которому выстраивается звукоряд, выглядит оно так: 2 тона – полутон – 3 тона – полутон (2-1/2-3-1/2)
Давайте проверим это правило на гамме C-dur. Для удобства представьте перед собой фортепианную клавиатуру, можете даже нарисовать, это облегчит понимание.
До-Ре разделяет одна черная клавиша – это один тон, Ре-Ми тоже. Дальше идет Ми-Фа, между этими звуками один полутон, их ничего не разделяет. От Фа до Си три тона. Завершает звукоряд Си-До.
Всё согласно правилу. Но здесь нет знаков. Давайте попробует сделать то же самое от Фа.
Сначала выстроить звукоряд. Теперь необходимо привести то, что получилось к общему правилу.
Две первые пары складываются из Фа-Соль, Соль-Ля. Дальше, следуя правилу, идет полутон, но между Ля и Си расстояние больше, понижаем Си, для этого добавляем бемоль. Три следующих тона выглядят так: Си бемоль-До, До-Ре, Ре-Ми. Последняя пара Ми-Фа. Мы пришли к тонике.
Это правило действует от любой ноты.
Минор
Минор отличается только последовательностью построения: 1-1/2-2-1/2-2. Давайте посмотрим, как будет выглядеть C-moll.
Итак, у нас есть звуковой ряд. В начале идет один тон – До-Ре, затем полутон. Но расстояние от Ре до Ми больше, поэтому нужно понизить Ми. Получаем До-Ре-Ми бемоль. Дальше идут два полных тона. От Ми бемоль до Фа, от Фа до Соль. У нас выстраивается ряд: До-Ре-Ми бемоль-Фа-Соль. Следующий на очереди полутон, чтобы выстроить его от Соль, нужно понизить Ля. Полный тон от Ля бемоль – это Си бемоль, а от него – До. Это тоника, значит мы закончили. Получается, что в C-moll три бемоля.
Чтобы лучше запомнить строение мажорных и минорных тональностей, потренируйтесь строить их самостоятельно от разных тоник. На практике информация запоминается лучше. Главное помнить, что залог любого результата – регулярность. Сначала всё может показаться сложным и непонятным, но чем больше времени вы будете уделять практике и тренировкам, тем легче вам будет становиться.
Детский творческий проект по музыке «Мажорный и минорный лады»
Мария Серебренникова
Детский творческий проект по музыке «Мажорный и минорный лады»
Управление образования Администрации Артинского гродского округа
МАДОУ «Детский сад «Радуга»
Мажорный и минорный лады
Выполнил: Машинкина Арина, 5 лет, воспитанница МАДОУ «Детский сад «Радуга»
Руководитель: Серебренникова Мария Владимировна, музыкальный руководитель МАДОУ «Детский сад «Радуга», 1КК.
Оглавление
2. Музыкальные лады в музыке. 4
2.1. Понятия Мажорный лад и Минорный лад …4
2.2. Чем отличается Мажор от Минора ….4
2.3. Значение музыкальных ладов в музыке…. 4
3. Создание музыкально-дидактического пособия «Гном Мажор и гном Минор»…5
3.1. Этапы творческого проекта…5
Введение
Музыка в дошкольном детстве занимает большую часть деятельности воспитанников. Слушая или исполняя различную по характеру музыку на музыкальных занятиях в детском саду, дома, в гостях у друзей, ребёнок невольно задаётся вопросом: какая она?
Просто слушая музыкальные произведения на музыкальных занятиях, детям трудно сразу запомнить отличие мажорных произведений от минорных. Требуется дополнительная работа. Возникает противоречие: недостаточность времени у музыкального руководителя в НОД (непосредственной образовательной деятельности) на глубокое изучение данной темы с одной стороны и интерес воспитанников с другой.
Так родилась идея воплощения в жизнь творческого проекта: Мажорный и минорный лады.
Перед собой поставили цель: создать музыкально-дидактическую игру (пособие) «Гном Мажор и гном Минор».
Для этого реализовали следующие задачи:
1. Познакомиться с понятиями Мажорный и Минорный лады. Создать совместно с родителями папку «Музыкальные лады: Мажор и Минор».
2. Изготовить музыкально-дидактическую игру «Гном Мажор и гном Минор».
3. Сочинить музыкальные песенки гномов: мажорную и минорную.
4. Показать результаты своей работы воспитанникам своей группы.
2. Музыкальные лады в музыке
2.1. Понятия Мажорный лад и Минорный лад
Мажор и минор являются двумя основными ладами музыки.
Ладом называют соотношение, сочетание между собой музыкальных звуков, которые объединяются основным тоном или аккордом. Вернемся к мажору и минору. Эти два лада являются абсолютной противоположностью друг другу. Так, музыка, написанная в минорном ладу, звучит грустно, тоскливо, заунывно. А мажорная музыка отличается радостным характером, светлым звучанием, яркими музыкальными красками.
2.2. Чем отличается мажор от минора?
Трезвучие или аккорд состоит из трех звуков. Минорное трезвучие строится следующим образом: большая терция + малая терция. Если взять этот аккорд на инструменте, предположим, построить аккорд от ноты «До». Получается, что аккорд будет выглядеть так: «До / Ми / Соль». Нажав эти три клавиши, мы услышим мажорное трезвучие. Аккорд получится светлым, радостным и ярким.
Минорное трезвучие состоит из следующих интервалов: малая терция + большая терция. На клавиатуре инструмента следует нажать ноты «До / Ми бемоль / Соль». Этот аккорд звучит грустно, тоскливо, темно.
2.3. Значение музыкальных ладов в музыке или для чего нужен музыкальный лад?
Музыкальный лад служит для выражения характера музыки. Если композитор хочет показать переживания, тревогу, печаль, плачь, он использует минорный лад. Радостные, светлые, игривые настроения передаются мажорным ладом. Смена характера музыки всегда сопровождается сменой лада. Большие произведения, состоящие из нескольких частей, содержат как мажорные, так и минорные части. [1.]
3. Создание музыкально-дидактического пособия «Гном Мажор и гном Минор».
3.1. Этапы творческого проекта.
Проект краткосрочный. Предполагаемые сроки: в течение 1 месяца.
1 этап: Вступительный (ознакомительный). Поиск и подбор информации о музыкальных ладах – мажор и минор. Составление совмесно с родителями творческой папки.
2 этап: Основной (практический). Подбор необходимых материалов для изготовления пособия. Изготовление пособия (музыкально-дидактической игры) «Гном Мажор и гном Минор». Написание песен собственного сочинения.
3 этап: Заключительный (подведение итогов). Использование игры в старшей группе вместе с воспитанниками. Сбор мнений об игре.
На первом этапе музыкальный руководитель провёл занятие с ребятами старшего дошкольного возраста (5-6 лет) по теме: «Музыкальные лады: мажор и минор». Данная тема меня заинтересовала, и мне захотелось ещё больше узнать об этих интересных музыкальных понятиях.
Совместно с музыкальным руководителем и родителями, при помощи литературы и Интернета, подобрала материал о музыкальных ладах. Определила понятие Мажорного лада и Минорного лада, их отличия друг от друга и значение музыкальных ладов в музыке. Оформила с родителями творческую папку.
На втором этапе определила, какую музыкально-дидактическую игру мне хочется изготовить. Кто герои игры? Какие они? Где и как происходит действие игры? Какое задание необходимо выполнить в данной игре? Совместно с музыкальным руководителем подобрали необходимые для изготовления материалы и принялись за дело.
Герои: гном Мажор и гном Минор.
Действие игры: происходит в домиках гномов.
Гномов вместе с музыкальным руководителем сделали из бумаги и картона. Для работы нам понадобились: цветная и белая бумага, картон цветной, клей, две коробочки, наполнитель – гречневая крупа и скрепки металлические. Гном Мажор красного цвета. На лице улыбка, а в руках букет цветов. Гном Минор синего цвета. На лице обида.
Для домиков использовала два зонтика детских: красный и синий.
Для аппликации на домиках (солнышко и дождик) использовала клейкую бумагу. У гнома Мажора на домике солнышко, а у гнома Минора на домике капельки дождя.
На третьем этапе апробировали готовую музыкально-дидактическую игру на практике. Использовали пособие на музыкальном занятии с детьми старшего дошкольного возраста. Собрали мнения (устный опрос) воспитанников и воспитателей детского сада о практической значимости результатов данного проекта.
Заключение
Музыка, как и другие виды искусства, является специфической формой художественного отражения действительности. Глубоко и многообразно воздействуя на чувства, волю людей, музыка способна благотворно сказываться на их общественной деятельности, влиять на формирование личности.
Эффект воспитательной роли музыки, а также направленность и характер ее социального воздействия представляются нам важнейшими критериями, определяющими общественную значимость музыки, ее место в системе духовно-культурных ценностей.
Музыке отводится особая роль в воспитании ребенка. С этим искусством человек соприкасается с рождения, целенаправленное музыкальное воспитание он начинает получать уже в детском саду, а в последующем и в школе. Следовательно, музыкальное воспитание является одним из средств формирования личности ребенка с самого раннего возраста.
Поэтому работу, проделанную нами, считаю необходимой и актуальной.
Она заинтересовала меня и поглотила в своё творчество целиком и полностью.
Поставленная в работе цель была достигнута через планомерное решение задач. В ходе данного проекта мною, совместно с музыкальным руководителем и моими родителями были изготовлены следующие пособия:
• Творческая папка «Музыкальные лады: мажор и минор»
• Музыкально-дидактическая игра «Гном Мажор и гном Минор»
• Две песенки гномов, разные по характеру
Проведённый опрос у взрослых и детей показал высокую практическую значимость выполненной работы.
Литература
1. http://sitekid.ru/ большая энциклопедия для детей и взрослых
Презентация к уроку
Цель урока: сформировать у детей представление о мажоре и миноре.
1. Организационный момент. (Слайд 2)
Педагог здоровается с детьми под музыкальный аккомпанемент (исполняет мажорный аккорд, дети поют «Здравствуйте»).
Сейчас мы с вами пожелали друг другу здравствия весело, бодро. А представьте, что у вас плохое настроение, допустим, вы получили по математике не ту оценку, на которую рассчитывали, и настроение у вас будет не такое оптимистичное. Может такое? (Учитель исполняет «цепочку» аккордов в миноре).
Теперь попробуем поздороваться в грустном настроении. ( Ученики поют «Здравствуйте» под аккомпанемент минорного аккорда.)
2. Теория.
Знакомимся с мажорным и минорным ладом.
Таким образом, мы подготовились к теме нашего урока. На этом уроке мы сравним творчество художников – людей, рисующих картины (портреты, натюрморты, пейзажи) и композиторов – людей, сочиняющих музыку(песни, пьесы, танцы, марши).
— Чем пользуются композиторы, когда сочиняют музыкальное произведение? Верно, звуками.
У художников 2 группы красок – теплые тона (назовите самый теплый тон?) и холодные тона (какой самый холодный тон?)
Музыканты тоже пользуются красками, но называются они «лад». (Слайд 5)
лад – это краска музыкального произведения, песни.
Лад бывает мажор – сочный, яркий радостный (Слайд 6); и минор – задумчивый, углубленный, печальный. (Слайд 7)
Дети отвечают на забавные вопросы: (Слайд 8)
— Если ярко светит солнце, на улице весна, в каком ладу ваше настроение?
— Если вы получили в школе «5»?
— Если у вас день рождения и вам дарят подарки?
— Если вы лакомитесь сладостями?
— Если вы болеете?
— Если вам дают горькое лекарство?
— А если идет дождь и на улице пасмурно и ненастно?
3. Слушание музыки и практическая деятельность: (Слайд 10)
Лад помогает передать характер, настроение музыкального произведения. (Слайд 11)
Какой лад (какую краску) избрал П.И.Чайковский для этих пьес?
Затем педагог предлагает рассмотреть репродукции картин Б.М.Кустодиева «Масленица» (Слайд 15), В.Васнецова «Аленушка» и поразмышлять, какое настроение (лад) присутствует в этих картинах. (Слайд 16.)
4. Упражнение для дыхания.
Пора развеселить Аленушку, выполним упражнение « Хохотушки» (Слайд 17) (веселое отрывистое пение на слог «ха). В каком ладу будем распеваться?Конечно в мажорном (отрабатывается дыхание и звукообразование).
5. Пение.
В песне лад связан со словами и подчеркивает, усиливает их смысл. (Слайд 18)
Дети поют выученную на предыдущем уроке р.н.п. «Ходила младешенька» (Слайд 19)
Во время пения педагог обращает внимание на чистоту интонирования и умения слушать друг друга.
Русская народная песня редко звучит от начала до конца в одном ладу. Чаще всего лад гибко меняется: из мажора переходит в минор и обратно. (Слайд 20)
Определите лад в этой песенке. Дети очень точно улавливают смену лада и сами объясняют смысл этого: с одной стороны, собирать ягодку – большое удовольствие, но пораненная ноженька может помешать этому приятному занятию. Отсюда и смена лада, т.е. смена настроения в песне. (Слайд 21)
6. Музыкально-исполнительская деятельность детей.
7. Закрепление материала:
Что такое лад? (Слайд 23)
Что такое мажор? (Слайд 24)
Что такое минор? (Слайд 25)
8. Домашнее задание:
Рассказать о ладе : сравнить художников и композиторов. Что такое лад? Какие бывают лады? Какой ступенью отличается мажорный лад от минорного? Как лад влияет на характер музыкального произведения (пьесы, песни)?
Тематическое занятие «Мажор и Минор в гостях у ребят» для детей старшей группы
Елена Кандинская
Тематическое занятие «Мажор и Минор в гостях у ребят» для детей старшей группы
Тематическое занятие для детей старшей группы.
Мажор и Минор в гостях у ребят.
Цель: Создание условий для развития музыкальных способностей детей через формирование представлений о ладе в музыке
Задачи.
-учить детей слаженно двигаться под музыку,
-учить применять на практике, демонстрировать признаки веселого, грустного настроения посредством собственной мимики, в том числе, в процессе собственной музыкальной деятельности;
-Приучать детей слушать музыкальные произведения, понимать эмоции и чувства, выраженные в музыке:
-развивать двигательные умения детей;
-расширять представления детей об осени;
-развивать память, речь
-Развивать эмоциональную отзывчивость на музыку,
развивать вокально-хоровые навыки, развивать чувство ритма
-воспитывать любовь к природе через музыку.
— воспитывать интерес к классической музыке через слушание.
Оборудование: проектор, картины русских художников на осеннюю тему, листья, музыкальные инструменты (треугольник, колокольчик) дидактическая игра» Веселый-грустный».
дети входят в зал под музыку.
Музыкальный руководитель здоровается с детьми и спрашивает детей о том, какое время года наступило.
Муз. рук: Волшебная дорожка в осенний лес зовет.
Веселей по ней идите, пусть никто не отстает.
Разминка» В осеннем лесу»
Упражнения на дыхание «Листочки»
Упражнения «Эхо», «Кукушка». «Дятел».
Муз. рук: Ребята. посмотрите в окошко. какая сегодня погода
Дети: музыка спокойная, тихая, медленная, грустная, печальная и т. д.
Муз. рук: Давайте с помощью карточек определим настроение музыки.
Ребята, а если вас попросят нарисовать эту музыку, то какой бы цвет вы выбрали?
Дети: Серую, черную, фиолетовую, красную, желтую, зеленую
Муз. рук: Да, дети, я с вами полностью согласна. Я бы тоже выбрала такие цвета. а вот посмотрите, какими красками изобразили осень великие художники.
Итак мы с вами уже знаем, что музыка обладает волшебным свойством – она может передавать настроение человека, выражать разные чувства, переживания. (Грусть, нежность, обиду, плачь, задумчивость, волнение, радость, озорство, задор, загадочность, волшебство, решимость, бодрость)
Сегодня я хочу вас познакомить с двумя сеньорами – Мажором и Минором. Сеньор Мажор всегда весёлый, никогда не вешает носа, а вот сеньор Минор частенько расстраивается по пустякам и плачет. (Смотрит на часы) Они с минуты на минуту должны появиться здесь.
Синьор Мажор: Друзья, представиться спешу,
Знакомству очень рад! Меня зовут Синьор Мажор
Я лучший друг ребят. С собой всегда я приношу
И если дружен ты со мной То ждет тебя успех!
Синьор Минор: А я зовусь Синьор Минор,
И вот что вам скажу: Со смехом мне не по пути,
Люблю, вздыхая, слезы лить
Давайте вместе погрустим
О чем – не знаю сам!
Муз. руководитель: Ребята, давайте поздороваемся с Синьором Мажором и Синьором Минором, но так, чтобы не обидеть, ни одного, ни другого.
(Дети поют слово «Здравствуйте» на мажорный и минорный лад)
Синьор Мажор: Какие воспитанные дети!
Синьор Минор: Какие культурные дети А сочинять песенки вы умеете?
Муз. руководитель: Мы попробуем. А какую бы вы хотели услышать песню?
Синьор Минор: Мне бы что-нибудь печальное. Ну, вот например:
Мелкий дождь идет с утра, загрустила детвора.
Педагог играет трезвучия минорного лада; по желанию дети сочиняют грустные песенки.
Синьор Минор: Ах, молодцы! Ах, уважили Синьора Минора.
Синьор Мажор : А мне сочините что-нибудь светлое, радостное. Например:
-Солнце ярко светит- весело всем детям!
Мажор: Какая замечательная песенка получилась.
Какая у тебя кислая мина Минор! Взбодрись!
Минор: Не хочу. Сколько не бодрись, все равно все останется по-старому.
Мажор: Красота, какая вокруг! Как чудесно кругом!
Минор: Какая красота? Где она? И вообще я устал.
Мажор: А ты послушай, как ребята здорово поют песню про осень. Как радостно и весело может быть в это время года.
Мажор: Какая песня хорошая!
Минор: Ничего особенного, мало грусти. Не люблю такие приторно весёлые мелодии. Вот если бы в эту песню добавить чуть-чуть минора, песня была бы отличная.
Муз. Рук. Ребята. а мы с вами знаем грустную песню? (Про дождик) Давайте ее исполним для синьора Минора.
Скажите, капли дождя какими инструментами можно изобразить? (Металафон,треугольник)
песня «Серый дождик»
Минор: Какая красивая, нежная, грустная песенка.
Мажор: Да кому твоя минорная кислятина нужна!
Грустить сегодня не годится, тебе лучше удалиться!
Минор: Вы поверьте мне, друзья! Без грусти в музыке нельзя,
Муз. рук. Без вас обоих в музыке нельзя, грустить и веселиться будем вместе. не ссорьтесь. милые друзья!
Воспитатель: Предлагаю вам я помириться и в игре повеселиться.
если звучит веселая – мажорная музыка вы вместе с Мажором прыгаете, пританцовываете, а если звучит музыка, грустная – минорная, мы присядем, и будем отдыхать.
Игра «Веселая, грустная мелодия»
Танец «Хорошее настроение»
Мажор: Как я рад, что встретил здесь таких активных, бойких, веселых ребят!
Минор: А мне они были милы своей печалью, грустью, способностью сопереживать.
Мажор: Так пусть всегда, так пусть везде улыбка красит лица!
Минор: Улыбка с грустью пополам вам тоже пригодится.
Муз. рук. Я очень рада, что Мажор и Минор наконец-то помирились. Какое счастье, что рядом с нами друзья, что всех нас подружила музыка. Именно музыка делала вас, то озорными, то печальными. С нашими синьорами мы не прощаемся. мы с ними встретимся не раз на музыкальных занятиях. А сейчас мне бы очень хотелось, чтобы вы заполнили наш экран настроения листочками. Если у вас сейчас плохое, сердитое настроение, прикрепите на экран листик грустный, а если веселое настроение- веселый.
Давайте ещё раз улыбнемся друг другу! Ребята, мне было очень приятно снова встретиться с вами. Я говорю вам «спасибо» и «до свидания»!
Физкультурный досуг «Шарик в гостях у ребят» для детей младшей группы Цель: Упражнять детей в ходьбе, высоко поднимая ноги, в подьеме и спуске по гимнастической доске. Закреплять умение выполнять задание по.
Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе «Клоуны Мажор и Минор» Интегрированное занятие в подготовительной группе «Клоуны Мажор и Минор» Тема: «Мажор и минор» Лексическая тема: «Дорожная азбука»Тип занятия:.
Музыкально-дидактическая игра «Мажор и минор» для старшей группы ДОУ Уважаемые коллеги, музыкальные руководители! На ваш суд предлагаю игру «Мажор и Минор». Перед игрой я обязательно читаю детям сказку.
«Наша Родина-Россия». Тематическое занятие для старшей группы детского сада Наша Родина – Россия. Тематическое занятие для старшей группы детского сада. Цель: Развивать у детей интерес к истории и традициям своей.
Развлечение «Клоун Степа в гостях у ребят» для детей младшей группы Дети под музыку входят в зал и садятся на стулья. Ход развлечения:Ведущая: Здравствуйте дорогие, ребята, сегодня мы с вами устроим цирковое.
Развлечение «Воробей в гостях у ребят» (для детей первой младшей группы) Задачи: формировать у детей умение наблюдать за птицами; подвести к пониманию того, что птицы живые: они летают, клюют зёрнышки, дышат.
Сценарий утренника «Царица Осень в гостях у ребят!» — для детей подготовительной группы Под музыку дети вальсируя выходят и встают полукругом так, чтобы середина оказалась свободной. Получилась дуга справа и дуга слева. ВОСПИТАТЕЛЬ:.