Что такое минеи богослужебные

МИНЕЯ

Мине́я (гр. μηνάιον, от μήν “месяц“), богослужебная книга Православной Церкви, содержащая службы годового круга; полная минея состоит обычно из двенадцати книг по месяцам, откуда и само название книги; книги могут быть сгруппированы по четвертям или половинам года. Тексты в минеях располагаются согласно богослужениям дневного круга – вечерни, утрени и т.д. В минеях содержатся стихиры, каноны, седальны, кондаки и икосы Господским и Богородичным праздникам и отдельным святым по дням года.

Кроме месячных миней, дающих богослужебный материал в наибольшей полноте, были распространены также минеи праздничные, содержащие службы лишь важнейшим праздникам и святым (они могут именоваться также трефологиями или анфилогиями). Помимо службы двунадесятых праздников, праздничная минея включает службы Собору Архангела Михаила (8 ноября), Трем святителям (30 января), Рождеству Иоанна Предтечи (24 июня), Апостолам Петру и Павлу (29 июня) и др.

Особым типом богослужебной книги является минея общая. Само название этой книги минеей условно и отражает лишь использование этой книги для богослужения годичного круга, поскольку службы расположены здесь не по дням месяца, а по разрядам святых или праздников. Богослужебные тексты имеют здесь обобщенный характер (т.н. «общие» службы на случай, если святому или иконе специальной службы нет, или еще не написана, или нет в наличии) и носят соответствующее обобщенное наименование типа “службы праздникам господским”, “служба праздникам богородичным”, “службы апостолу”, “службы апостолам многим”, “служба преподобному”, “служба мученику” и т.д.

В греческом богослужебном употреблении месячные минеи утвердились, видимо, в XI в. и, как показывают рукописи, по своему составу и содержанию не отличались существенно от менологиев. Печатные издания греческих миней, начиная с первых венецианских изданий XVI в., включали в себе, кроме канонов, стихир и т.д., также краткие жития, заимствованные из синаксаря, чтения и богослужебные указания (типикон).

Наряду с богослужебными минеями, существуют минеи-четьи, содержащие не богослужебные тексты, а тексты для чтения, также расположенные по месяцам и дням года и предназначавшиеся преимущественно для внебогослужебного употребления.

Источник

Минея

Что такое минеи богослужебные. Смотреть фото Что такое минеи богослужебные. Смотреть картинку Что такое минеи богослужебные. Картинка про Что такое минеи богослужебные. Фото Что такое минеи богослужебные

Что такое — Минея?

Минея (от греч. μηναῖα — мн. ч. от μηναῖον — «месячный, одномесячный, месячный, одномесячный, длящийся месяц») — в православии общее название для церковнослужебных (предназначенных для богослужения) книг.

Минея содержит службы неподвижного годового богослужебного круга, число воспоминаний и светлых праздников очень велико. Некоторые дни включают в себя сразу несколько воспоминаний. Неподвижный годовой круг связан с солнечным календарем, в нем содержаться праздники и памяти святых, которые приходятся на фиксированные даты.

Виды Миней

Существует три вида миней:

В Минее месячной (полной) содержатся богослужения на все дни года. Службы святых праздников располагаются в соответствии с месяцесловом.

В Минее общей службы располагаются по разрядам Святых или праздников. Богослужебные тексты здесь посвящены определенному типу Святых угодников:

Также есть посвящения различным праздникам. Например — служба праздникам Богородичным. Минея общая используется в случае, если Церковь вспоминает Святого, отдельной службы по которому нет.

Минея праздничная — это краткая разновидность минеи месячной. В ней содержатся службы только по важнейшим праздникам и Святым. Минея праздничная включает:

Четьи-Минеи — это небогослужебные сборники, в которых содержатся:

Поучительные тексты, предназначенные для домашнего или келейного чтения (отсюда и название — четьи).

Минеи: история

Первые Минеи появились в IX веке. Главными творцами Минеи были Святой Иосиф Песнописец, Святой Феофан и Святой Георгий Никомидийский. Ряд песнопений VII-VIII в.в., а также структуру и жанры Минеи позаимствовали у древнего византийского сборника Тропология. В отличие от этого сборника в Минею были включены службы на каждый день года.

Читайте также:

Источник

Лекция 4. Богослужебные книги

Рассмотрим книги Священного Писания, которые употребляются за богослужением: Евангелие, Апостол, Псалтирь.

Богослужебное Евангелие имеет свои отличия в организации текста от того Евангелия, которое мы читаем дома. В богослужебном Евангелии текст разделен на «зачала», т.е. отрывки, по которым Евангелие читается на богослужении. Кроме того, в нем указаны начала фраз, которые мы слышим за богослужением, но никогда не находим в тексте Евангелия: «Во время оно. » или «Рече Господь. » и т.д. В конце богослужебного Евангелия помещен указатель чтений на каждый день года (каждая богослужебная книга имеет свое «ядро», основу своего содержания, и более или менее многочисленные приложения, которые включены в нее для удобства пользования; порой приложения могут быть одинаковыми у разных книг).

Апостол содержит Деяния апостольские и послания. Эта книга заключает в себе также прокимны и аллилуиарии, т. к. это очень удобно: чтец или диакон выходит, возглашает прокимен, читает Апостол, а затем произносит стихи, которые называются аллилуиариями. Есть в Апостоле праздничные и вседневные антифоны, а также указатель чтений по дням года.

Псалтирь богослужебная разделена на 20 кафизм, каждая из которых делится на три «славы» или три антифона. Невозможно не упомянуть Псалтирь следованную или, по-другому, Псалтирь с восследованием. По своему содержанию это не монолитная книга, а некий богослужебный сборник. Следованная Псалтирь включает псалмы, некоторые главы Типикона и чинопоследования, которые составляют содержание Часослова. Кроме того, в ней находятся каноны и последования, обычно входящие в молитвослов. Есть и месяцеслов: в полном виде он является частью Типикона, а в Псалтири следованной существует в очень урезанном виде: на каждый день указан тропарь и кондак, а также знак праздника.

Ради сохранения иерархии мы должны упомянуть сначала те книги, которыми пользуются священнослужители.

Первая книга – Служебник (греч. «Ieratikon). Название, естественно, от слова «служба». Другое название этой книги – литургиарий – происходит от того, что именно в этой книге находится последование всех важнейших частей Божественной литургии, всех трех чинов литургии, которые употребляются у нас в Православной Церкви: литургии св. Василия Великого, св. Иоанна Златоуста и литургии Преждеосвященных Даров, которая приписывается св. Григорию Двоеслову, папе Римскому. Служебником пользуйся священнослужители, т.е. священники (иереи – отсюда греческое название) и диаконы, поэтому все чины, помещенные в этой книге, описываются с точки зрения именно священнослужителей. Там даются указания к тем действиям, которые они должны совершать, приводятся молитвы и тексты, которые они произносят, т.е. молитвы священника, ектеньи, возгласы и т.д. Однако надо очень хорошо понимать, что всякая богослужебная книга очень четко скоординирована с другими богослужебными книгами, поэтому в Служебнике указано, что в это время читается или поется на клиросе. Кроме чина Божественной литургии в Служебнике находится чин вечерни и утрени, тоже с точки зрения священнослужителя.

Назовем основные приложения книги Служебник: это, прежде всего, отпусты, т.е. те слова, которые произносит священник в самом конце службы; это месяцеслов, т.е. указание памятей святых и праздников на каждый день года; это прокимны, которые, как известно, в нашей практике возглашают диаконы; некоторые другие чины и указания для священнослужителей.

Упомянем книгу, которую вряд ли придется подробно изучать, она называется Архиерейский служебник или Чиновник архиерейского священнослужения (греч. «Arcieratikon). В целом он совпадает со Служебником, но содержит чинопоследование одного таинства, которое не может совершать иерей: таинства Рукоположения или хиротонии, таинства Священства. Чин освящения антиминса также находится в этой книге; это последование не причисляется к главным таинствам Церкви, однако, с ними тесно связано.

Основная книга для клиросного употребления, книга, по которой учились читать дети в Древней Руси, это Часослов. Название книги может быть объяснено разными способами. В Часослове находится чинопоследование часов: это одна из служб, вернее, четыре службы дневного круга богослужения. Но можно и шире толковать это название: Часословом регулируется, распределяется молитва по времени суток, по часам дня. Что же входит в эту книгу? Часослов содержит неизменяемые молитвословия служб дневного круга. При описании каждой книги мы должны говорить о характере песнопений, содержащихся в ней, и о том богослужебном круге, к которому она в первую очередь относится. Часослов также содержит довольно многочисленные приложения, первое из которых – 17-я кафизма – употребляется за богослужением ежедневно: в неделю и субботу на утрени и на вседневной полунощнице.

Следующая богослужебная книга – Октоих. Название этой книги состоит из двух частей: oktw (греч.) – восемь и hcoV (греч.) – глас. Дословный перевод названия этой книги – Осьмогласник; было еще древнерусское, вернее русифицированное название – Октай. Октоих содержит изменяемые молитвословия служб седмичного круга. Октоих состоит из 8 частей по числу гласов; строение всех частей совершенно одинаково, а различаются они напевами и текстами. Мы уже говорили о роли пения в богослужении, неразрывном единстве слова и звука в богослужении. В гласовой системе это очень легко почувствовать, потому что, когда меняются гласы, меняются не только напевы, но и тексты. Построены части Октоиха симметрично, но тексты в них различны.

Как известно, первый день церковной седмицы – это неделя. Седмица начинается со своей вершины, с дня, который может быть назван Пасхой. Седмица начинается с недели, а день, как мы знаем, начинается с вечера. Поэтому каждый глас будет начинаться со службы, которая называется «в субботу вечера», а кончается, естественно, службой «в субботу утра». Значит, в субботу вечером, на воскресной всенощной происходит смена гласа.

Каковы же тексты Октоиха и что они содержат? Тексты Октоиха полностью соответствуют литургическим темам дней седмицы, о которых мы говорили в прошлой главе. Естественно, Октоих содержит и многочисленные приложения. Три главные из них связаны со «столпами» евангельских чтений. Надо сказать, что сама система чередования гласов, которая действует в течение года, называется столпом, гласовым столпом. Но есть еще один столп – это столп евангельских чтений. Он состоит из 11 чтений, которые читаются на воскресной утрени. И вот, Октоих содержит таблицу, по которой можно определить, что читается в данное воскресенье. В Октоихе помещены и сами тексты этих Евангельских чтений. И еще одно приложение – это богослужебные тексты, которые связаны с Евангельским чтением, которые зависят не от гласа, а от евангельского чтения в это воскресенье; это ексапостиларий, его Богородичен и евангельская стихира.

Теперь надо сказать о времени действия Октоиха. Существует период церковного года, когда Октоих взаимодействует только с системой Миней. Это время от Недели Всех святых (первая неделя по Пятидесятнице) до Недели о мытаре и фарисее. Это и есть период пения Октоиха. В неделю на первом месте стоит воскресная служба, она может отменяться только при совпадении с двунадесятым Господским праздником. В седмичные и субботние дни – значительней больше праздник по Минее, тем сильнее оттесняется Октоих.

Что происходит во время действия Триоди Постной и Цветной, в то время, которое называется периодом пения Триоди? Система эта довольно сложна, и разбирать ее подробно мы будем в дальнейшем, однако, скажем главное. В будние дни Великого поста Октоих используется только в отдельные моменты службы, а в воскресные дни стоит на первом месте (с субботами ситуация особая, об этом поговорим позднее). С Лазаревой Субботы до Великой Субботы Октоих не используется вовсе. Во время пения Триоди Цветной Октоих в руки не берут, поскольку все тексты из него, нужные для богослужения, помещены в Цветной Триоди наряду. Период пения Триоди (время от Недели о мытаре и фарисее до Недели Всех святых) потому и противопоставляется периоду пения Октоиха, что не Осьмогласник в предпасхальный и послепасхальный отрезок является ключевой книгой; основная роль в этих богослужениях отведена Триоди.

Начало пения Октоиха связано с некоторыми трудностями. Мы помним, что окончанием пасхального периода является Неделя Всех святых, в этот день оканчивается пение Триоди Цветной. На следующий день в понедельник начинается пение Октоиха. Но поскольку в Неделю Всех святых в Триодь Цветную включены воскресные тексты 8-го гласа, то и следующая седмица, начинающаяся с понедельника, тоже относится к 8-му гласу. Это немного странно. Почему пение Октоиха с последней части? Здесь действует закон о начале седмицы. Начало седмицы – это неделя, она во многом определяет течение богослужебной седмицы, поэтому поется 8-й глас. А само начало гласового столпа приходится на Неделю Всех русских святых, это всегда воскресенье 1-го гласа.

Обратимся к следующей богослужебной книге, которая называется Минея.Это название происходит от греческого слова mhn – месяц. Минеи бывают разные.

Первый вид – Минея месячная. Минея месячная содержит изменяемые песнопения неподвижных праздников. Минея содержит только одно приложение, которым мы будем пользоваться, это Богородичны. Естественно, Минея месячная состоит из 12 книг по числу месяцев в году, но практически каждый месяц может быть распределен по двум или трем книгам, так что томов гораздо больше, чем 12. Год, как вы знаете, начинается у нас 1 сентября по старому стилю, т.е. 14 сентября по новому, это церковное новолетие.

Минея праздничная не является необходимой книгой для совершения богослужения, можно обойтись и без нее. Это удобный богослужебный сборник, некая выборка из Минеи месячной в масштабе всего года. Из Минеи месячной выбраны праздники: двунадесятые – Господские и Богородичные, некоторых, наиболее чтимых икон Божией Матери, великих святых; это довольно удобно. Минеей праздничной обычно пользуются чтецы.

Минея общая – довольно интересная богослужебная книга. Основное содержание Минеи общей – это изменяемые молитвословия, которые Церковь назначила святым того или иного лика. Что такое лик святых? Это собрание святых, объединенных единством подвига. Как на иконе Покрова: лик пророков, лик святителей, лик мучеников. Минея общая построена по типу службы святому, но имя святого не указано. Службы называются так: служба пророку, служба пророкам; служба святителю, служба святителям; служба апостолу, служба апостолам; преподобному, преподобным; преподобномученику, священномученику, исповеднику, бессеребренику, юродивому, блаженному и т.д. Тексты составлены так, что прославляют подвиг святого в его общих чертах, а в большинстве песнопений оставлены пробелы: имярек – вставляется имя того святого, которому мы служим. Справедливости ради скажем, что в Минее общей есть и господская служба – служба Господу общая и служба Богородице общая. Так что, если мы окажемся в храме, где будет только Минея общая, можно совершить замену воскресной службы и службы любого праздника, потому что у нас есть некий общий текст.

В каких случаях она употребляется? Первый случай – если мы хотим совершить святому праздничную службу, полную, торжественную, а в Минее месячной ему помещена служба одного из низших разрядов празднования, где просто нет необходимых текстов для торжественного праздника. Недостающие тексты восполняются из Минеи общей. В каких случаях это может происходить? Например, если храмовый святой по месяцеслову – малый святой, но как храмовому ему следует совершать бдение. Бывают святые, которым вовсе не составлена служба: например, мученице Людмиле Чешской. Новопрославленные святые зачастую также не имеют собственного богослужения.

А теперь о системе Триоди. Прежде всего, объясним само слово: оно греческое, состоит из двух частей, первая из которых понятна: три. А вторая часть тоже понятна, если вспомнить, что есть торжественные стихи, называющиеся «ода». Триодь в переводе на церковнославянский означает «трипеснец». Она называется так потому, что в системе Триоди есть особые, неполные каноны, состоящие из трех песней. Правда, там есть и двупеснцы и четверопеснцы, но самый частый случай – это трипеснец. По названию этого характерного песнопения называется вся богослужебная книга. Триодей существует две: Триодь Постная и Триодь Цветная.

Триодь Постная содержит изменяемые молитвословия служб великопостного цикла. Он начинается с трех подготовительных седмиц к Великому посту, в течение которых Триодь Постная все больше и больше входит в богослужение. Затем наступает Четыредесятница в полном смысле этого слова – это 6 седмиц Поста и, наконец, совершенно особенный период: Лазарева Суббота, Вербное Воскресение и Страстная седмица. Полунощница перед пасхальной заутреней – это последняя служба, которая служится по Триоди Постной. Не удивляйтесь такой границе между богослужебными днями: Страстная седмица – особое время, к нему не всегда применимы обычные законы богослужебного времени.

В пасхальную ночь мы начинаем богослужение по Триоди Цветной,которая содержит изменяемые молитвословия служб пасхального периода.Мы говорили о пасхальном периоде – это период богослужения Пасхи, Пасхальной седмицы и всего времени до Пятидесятницы и Недели Всех святых, когда совершается последняя служба Триоди Цветной. Вы помните, что Пятидесятница – это окончание домостроительства нашего спасения, и следующие праздники – Неделя Всех святых, Неделя Всех русских святых и т.д. – призваны явить плоды дела спасения рода человеческого, показать, что дело нашего спасения не осталось бесплодным, а принесло плоды – сонм святых.

Рассмотрим еще одну богослужебную книгу – Ирмологий (греч.«Eirmologion). Собственно, это название означает собрание ирмосов. EirmoV– слово греческое, означает сцепление, соединение, связь. Ирмос является организующим текстом канона, ключом строения песен. Ирмологий содержит ирмосы, собранные из различных богослужебных книг и соединенные по системе гласов: все ирмосы 1-го гласа, 2-го гласа и т.д. – до 8-го. Однако Ирмологий содержит и многочисленные приложения. Что можно в общем сказать о содержании Ирмология, как определить характер этой книги, ее константу? Ирмологий – книга певческая, в ней собраны все тексты, которые назначены Церковью для пения. Приложений в нем очень много. Назовем наиболее заметные: песнопения Божественной литургии (мы говорили о Служебнике, там содержатся тексты, которые произносят священнослужители, – а то, что поет хор, содержится в Ирмологий), песни Священного Писания, Богородичны (такое же приложение есть в Минее месячной).

Вспомним книгу Требник (греч. Eucologion), содержание которой очень трудно определить, оно не относится к системе богослужения времени. Самое название связано со словом «требование», т.е. все чины, которые есть в этой книге, совершаются не каждый день, как, скажем вечерня, утреня, а совершаются по необходимости, по требованию, называются «требы». В Требнике содержатся величайшие таинства Церковные: крещение, миропомазание, последование обручения и венчания; есть там и панихиды, отпевания, разные чины освящения. В терминах схоластического богословия эти богослужения называются частными. О. Александр Шмеман решительно восстает против такого определения, напоминая, что в Церкви нет ничего частного, в жизни церковной все общее. Будет ли это отпевание, будет ли это крещение – в этом участвуют все, это не относится к одному или к двум лицам. Церковь – это собрание, и все празднуется, все совершается вместе народом церковным. Но все-таки не выделить характер тех последований, которые есть в Требнике, не определить их отличие от прочих богослужений невозможно. И о. Александр предлагает выйти из этого положения так: субъектом совершения и таинств, и треб является Церковь во всей ее полноте, а объекты могут быть различны. Таинство Евхаристии или богослужение времени относится одинаково ко всем, а если мы пришли на крещение, мы все участвуем в нем, поскольку дерзаем думать, что мы являемся чадами церковными, но преимущественно оно относится ко крещаемому.

Типикон (греч. Tupikon) содержит дисциплинарную и богослужебную части. О богослужебной части можно сказать, что она содержит указание на то, в какие дни и часы, в каком порядке и каким образом соединяются и вычитываются все те тексты, все те последования, которые находятся в вышеперечисленных богослужебных книгах. Т.о., Типикон является регулятором богослужения, и без его указаний невозможно составить службу, даже имея все остальные богослужебные книги.

Источник

Минея общая

Содержание

Изъявле́ние вкра́тце,

ка́ко пе́ти пра́зднуемым и не пра́зднуемым святы́м в неде́лю и в седми́чныя дни́, та́кожде и в предпра́зднствах и попра́зднствах Влады́чних и Богоро́дичных пра́здников.

О святе́м иму́щем бде́ние,

а́ще прилучи́тся в неде́лю.

На ма́лей вече́рни стихи́ры окто́иха 4: Сла́ва свята́го, и ны́не Богоро́дичен гла́са, ма́лыя вече́рни. Н а стихо́вне сти́х воскре́сн еди́н, та́же стихо́вна, и Сла́ва свята́го вели́кия вече́рни: и ны́не, Богоро́дичен: Т ропа́рь воскре́сн. Сла́ва свята́го, и ны́не, Богоро́дичен воскре́сн.

На вели́цей вече́рни стихи́ры окто́иха 4, и свята́го 6: Сла́ва свята́го, и ны́не, Богоро́дичен 1-й гла́са: чте́ния свята́го 3. На лити́и стихи́ра хра́ма, и свята́го стихи́ры и сла́ва хвали́тныя, и ны́не, Богоро́дичен воскре́сн. Н а стихо́вне стихи́ры воскре́сны, Сла́ва, свята́го, и ны́не, Богоро́дичен воскре́сн. На благослове́нии хле́бов тропа́рь, Богоро́дице Де́во: два́жды, и свята́го еди́ножды.

На у́трени на Бо́г Госпо́дь: тропа́рь воскре́сн два́жды: Сла́ва, свята́го, и ны́не, Богоро́дичен воскре́сн. П о кафи́смах седа́льны воскре́сны, по полиеле́и ипакои́ гла́са, и седа́льны вси́ свята́го. К ано́н воскре́сн со ирмосо́м на 4: Богоро́дицы на два́: и свята́го на 8. П о 3-й пе́сни конда́к и и́кос, и седа́лен свята́го: два́жды. Сла́ва, и ны́не, Богоро́дичен. П о 6-й пе́сни конда́к и и́кос воскре́сн. Свети́лен воскре́сн, Сла́ва свята́го, и ны́не, Богоро́дичен воскре́сн. Н а хвали́тех стихи́ры воскре́сны 4, и свята́го со сла́вным 4, с припе́вы его́: Сла́ва, стихи́ра ева́нгльская, и ны́не, Преблагослове́нна еси́:

На часе́х тропа́рь воскре́сн, Сла́ва, свята́го: и кондаки́ же свята́го и воскре́сн пременя́юще глаго́лем.

На литурги́и блаже́нна гла́са на 6, и свята́го пе́снь 3 на 4. П о вхо́де тропа́рь воскре́сн, и хра́ма Богоро́дицы, а́ще е́сть, и свята́го, конда́к воскре́сн, Сла́ва свята́го, и ны́не хра́ма Богоро́дицы, а́ще же ни́, предста́тельство христиа́н: Т ропаря́ же и кондака́ хра́му свята́го не глаго́лем. П роки́мен, Апо́стол, Аллилу́иа, Ева́нглие, прича́стен воскре́сн, и свята́го.

О святе́м иму́щем полиеле́й,

а́ще прилучи́тся в неде́лю.

На вече́рни и на у́трени и на литурги́и пое́м я́коже и свято́му иму́щему бде́ние: то́чию на благослове́нии хле́бов, Богоро́дице Де́во: три́жды, К ано́н воскре́сн со ирмосо́м на 4: кре́стовоскре́сн на 2, и Богоро́дицы на 2, и свята́го на 6: а́ще ли два́ кано́на, на 8: а кре́стовоскре́сн оставля́ется. На литурги́и прилага́ем тропа́рь и конда́к, и хра́ма свята́го.

О святе́м пое́мом на 6,

а́ще прилучи́тся в неде́лю.

На вели́цей вече́рни стихи́ры окто́иха 6, и свята́го 4: Сла́ва свята́го, и ны́не, богоро́дична гла́са. Стихо́вна воскре́сна: Сла́ва, свята́го, и ны́не, Богоро́дичен воскре́сн.

На у́трени тропа́рь воскре́сн два́жды. Сла́ва, свята́го, и ны́не, Богоро́дичен пе́рвый, по гла́су тропаря́ свята́го, и про́чее воскре́сно. К ано́н воскре́сн со ирмосо́м на 4: кре́стовоскре́сн на два́, и Богоро́дицы на два́, и свята́го на 6. П о 3-й пе́сни конда́к и и́кос, и седа́лен свята́го два́жды, Сла́ва, и ны́не, Богоро́дичен. П о 6-й пе́сни конда́к и и́кос воскре́сн. Свети́лен воскре́сн, Сла́ва свята́го: и ны́не Богоро́дичен воскре́сн. Н а хвали́тех стихи́ры воскре́сны 4: и свята́го 4, а́ще и́мать: Сла́ва, стихи́ра ева́нгльская, и ны́не, Преблагослове́нна еси́:

На часе́х тропа́рь воскре́сн, Сла́ва, свята́го, конда́к воскре́сн.

На литурги́и слу́жба, я́коже и полиеле́йнаго свята́го.

О непра́зднуемом свято́м, или́ дву́

прилуча́ющихся в неде́лю.

На вели́цей вече́рни стихи́ры окто́иха 7, и свята́го 3: а́ще ли два́ святы́х, окто́иха: 4, и святы́м по три́: Сла́ва, свята́го, а́ще е́сть, и ны́не, Богоро́дичен пе́рвый, гла́са. Н а стихо́вне, стихи́ры воскре́сны: Сла́ва, свята́го, а́ще е́сть, и ны́не, Богоро́дичен.

На у́трени на Бо́г Госпо́дь, тропа́рь воскре́сн два́жды, Сла́ва, свята́го: а́ще ли два́ святы́х, тропа́рь воскре́сн еди́ножды, и свята́го: Сла́ва, 2-го свята́го, и ны́не, Богоро́дичен 1-й и про́чее воскре́сно. К ано́н воскре́сн со ирмосо́м на 4, кре́стовоскре́сн на три́, и Богоро́дицы на три́, и свята́го на 4. А́ ще два́ святы́х, кано́н воскре́сн со ирмосо́м на 4, Богоро́дицы на 2, и святы́х на 8. П о 3-й пе́сни конда́к и и́кос, и седа́лен свята́го еди́ножды, Сла́ва, и ны́не, Богоро́дичен. П о 6-й пе́сни конда́к и и́кос воскре́сн, свети́лен воскре́сн, Сла́ва свята́го, а́ще и́мать, и ны́не, Богоро́дичен воскре́сн.

На часе́х тропа́рь воскре́сн, Сла́ва, свята́го: а́ще два́ святы́х, тропари́ и́х пременя́ем. Конда́к воскре́сн.

На литурги́и тропари́ и кондаки́ воскре́сны и храмо́в, и свята́го, или́ святы́х, и про́чая слу́жба дне́, и свята́го, а́ще е́сть.

А́ ще прилучи́тся предпра́зднство,

или́ попра́зднство в неде́лю, а свято́му пое́тся на 4, или́ на 6, или́ ему́же и полиеле́й.

На у́трени, на Бо́г Госпо́дь, тропа́рь воскре́сн два́жды, Сла́ва, свята́го, и ны́не, пра́здника: А́ ще и́мать святы́й полиеле́й, пое́м ему́, и по не́м ипакои́ гла́са, и седа́льны свята́го все́. К ано́н воскре́сн со ирмосо́м на 4, Богоро́дицы на два́, пра́здника на 4, и свята́го на 4. А́ ще полиеле́й, кано́н воскре́сн на 4, пра́здника на 4, и свята́го на 6. П о 3-й пе́сни конда́к пра́здника, и свята́го, а́ще и́мать, и и́кос и седа́лен свята́го: Сла́ва, и ны́не, пра́здника. П о 6-й пе́сни конда́к и и́кос воскре́сн. Свети́лен воскре́сн, Сла́ва, свята́го, а́ще и́мать, а́ще ли ни́, Сла́ва, и ны́не, пра́здника. Н а хвали́тех стихи́ры окто́иха 4, и свята́го 4, а́ще е́сть, а́ще ли ни́, окто́иха 4, и пра́здника 4.

На часе́х тропа́рь воскре́сн пре́жде, Сла́ва, пра́здника, и свята́го пременя́ем, конда́к пра́здника и воскре́сн пременя́ем же, а́ще полиеле́й и свята́го.

На литурги́и блаже́нна гла́са на 6, и пра́здника на 4: а́ще святы́й и́мать пе́снь, тогда́ блаже́нна гла́са на 4: пра́здника на 4, и свята́го на 4. Тропари́ и кондаки́ воскре́сны и пра́здника, и хра́ма и свята́го, проки́мен гла́са и пра́здника. А по́стол и Ева́нглие дне́. Прича́стен, Хвали́те: и пра́здника. А́ ще ли и́мать святы́й Апо́стол и Ева́нглие, тогда́ пое́м проки́мен гла́са, и свята́го. Апо́стол и Ева́нглие и прича́стен дне́ и свята́го.

[зри́] А иде́же всено́щнаго бде́ния не быва́ет. На вели́цей вече́рни, по Ны́не отпуща́еши, тропа́рь воскре́сн: Сла́ва свята́го, и ны́не: Богоро́дичен воскре́сн, или́ пра́здника. А́ще ли два́ святы́х с тропари́, и друга́го свята́го тропа́рь не глаго́лется. На повече́рии конда́к воскре́сн: а́ще и́мать святы́й полиеле́й, конда́к свята́го: а́ще предпра́зднство, или́ попра́зднство, сла́ва и ны́не, пра́здника.

О святе́м иму́щем бде́ние,

а́ще прилучи́тся в седми́чныя дни́ кроме́ неде́ли.

На ма́лей вече́рни стихи́ры на 4, и Сла́ва свята́го, и ны́не Богоро́дичен. Н а стихо́вне стихи́ры, и Сла́ва, и ны́не, Богоро́дичен. Тропа́рь свята́го, Сла́ва, и ны́не, Богоро́дичен воскре́сн.

На вели́цей вече́рни стихи́ры на 8, сла́ва и ны́не, Богоро́дичен 1-й по гла́су сла́вника. А́ ще суббо́та, и ны́не, Богоро́дичен настоя́щаго гла́са, чте́ния 3. На лити́и стихи́ра хра́ма, и свята́го стихи́ры, и Сла́ва, и ны́не, Богоро́дичен воскре́сн. Н а стихо́вне стихи́ры и Сла́ва, и ны́не, Богоро́дичен воскре́сн. На благослове́нии хле́бов тропа́рь свята́го, два́жды, и Богоро́дице Де́во: еди́ножды.

На у́трени тропа́рь два́жды, Сла́ва, и ны́не, Богоро́дичен воскре́сн. А́ ще суббо́та, Богоро́дичен настоя́щаго гла́са. П о кафи́смах и по полиеле́и седа́льны по два́жды, Сла́ва, и ны́не, Богоро́дичен, степе́нна, 1-й антифо́н 4-го гла́са. П роки́мен и Ева́нглие и стихи́ра свята́го. К ано́н Богоро́дицы со ирмосо́м на 6. А́ ще суббо́та, кано́н хра́ма Христо́ва, или́ Богоро́дицы на 6. А́ ще же хра́м свята́го, или́ святы́я, пое́м кано́н Богоро́дицы преше́дшия неде́ли у́тренний со ирмосо́м на 6, и свята́го на 8. П о 3-й пе́сни седа́лен два́жды, сла́ва и ны́не, Богоро́дичен. П о 6-й пе́сни конда́к и и́кос, свети́лен два́жды: Сла́ва, и ны́не, Богоро́дичен. Н а хвали́тех стихи́ры на 4, и Сла́ва, и ны́не, Богоро́дичен. П о славосло́вии тропа́рь, Сла́ва, и ны́не, Богоро́дичен воскре́сн: а́ще суббо́та, Богоро́дичен настоя́щаго гла́са.

На часе́х тропа́рь и конда́к свята́го.

На литурги́и блаже́нна от кано́на пе́снь 3-я, и 6-я, на 8. Тропари́ и кондаки́ хра́ма Христо́ва и Богоро́дицы, и свята́го. А́ ще не́сть хра́ма Христо́ва и Богоро́дицы, тропа́рь свята́го, сла́ва конда́к его́, и ны́не. Предста́тельство христиа́н: проки́мен, апо́стол, Аллилу́иа, Ева́нглие и прича́стен свята́го.

О святе́м иму́щем полиеле́й,

а́ще прилучи́тся в седми́чныя дни́.

На вече́рни, На у́трени, и на литурги́и: пое́м слу́жбу его́, я́коже и бде́нному свято́му: то́чию на Го́споди воззва́х, стихи́ры на 6, или́ на 8. по Ны́не отпуща́еши, тропа́рь, Сла́ва, и ны́не, Богоро́дичен воскре́сн.

На лити́и присовокупля́ем тропа́рь и конда́к храмо́в святы́х: Проки́мен, Апо́стол, Ева́нглие, и прича́стен дне́, и свята́го.

[зри́] А́ ще суббо́та: Проки́мен, Апо́стол, Ева́нглие и прича́стен, пре́жде свята́го, пото́м дне́, кроме́ пятидеся́тницы.

О святе́м иму́щем славосло́вие,

а́ще прилучи́тся в седми́чныя дни́.

На вече́рни кафи́сма рядова́я, стихи́ры на 6, и ны́не Богоро́дичен воскре́сн по гла́су сла́вника. А́ ще суббо́та: Богоро́дичен настоя́щаго гла́са. Н а стихо́вне стихи́ры, и Сла́ва, свята́го, и ны́не Богоро́дичен от ме́нших: П о тропаре́ Богоро́дичен воскре́сн.

На у́трени тропа́рь два́жды: сла́ва и ны́не Богоро́дичен воскре́сн. полиеле́а и Ева́нглиа не́сть, о́ба кано́на окто́иха без му́ченичнов: свято́му на 6. И катава́сиа по уста́ву, и про́чая вся́ слу́жба у́трени, и на литурги́и я́коже полиеле́йному свято́му.

О святе́м пое́мом на 6,

Н а Го́споди воззва́х, стихи́ры на 6, и Сла́ва, и ны́не, Богоро́дичен. Н а стихо́вне окто́иха: Сла́ва, свята́го, и ны́не, Богоро́дичен: тропа́рь свята́го, Сла́ва, и ны́не, Богоро́дичен.

На у́трени на Бо́г Госпо́дь, тропа́рь свята́го два́жды: Сла́ва, и ны́не, Богоро́дичен. К ано́ны окто́иха о́ба без му́ченичнов, и свята́го на 6. П о 3-й пе́сни седа́лен свята́го два́жды: Сла́ва, и ны́не, Богоро́дичен. П о 6-й пе́сни конда́к и и́кос. Свети́лен окто́иха: Сла́ва, свята́го, и ны́не Богоро́дичен. Н а хвали́тех стихи́ры свята́го на 4 и Сла́ва, а́ще и́мать, и ны́не, Богоро́дичен. Н а стихо́вне окто́иха: Сла́ва, свята́го, и ны́не, Богоро́дичен.

На литурги́и блаже́нна окто́иха 4, и свята́го 4, и про́чая дне́ и свята́го. А́ ще среда́ и пято́к, глаго́лем вме́сто богоро́дичнов крестобогоро́дичны.

О непра́зднуемом свято́м, или́ дву́,

пое́мых в седми́чныя дни́.

Н а Го́споди воззва́х, стихи́ры окто́иха 3, и свята́го 3: а́ще два́ святы́х, обои́м на 6, Сла́ва свята́го, а́ще е́сть: а́ще же ни́, Сла́ва, и ны́не, Богоро́дичен. Н а стихо́вне окто́иха, Сла́ва, свята́го, а́ще е́сть, а́ще же ни́, Сла́ва, и ны́не, Богоро́дичен: Т ропа́рь свята́го: а́ще два́ святы́х, Сла́ва, тропа́рь друга́го, и ны́не, Богоро́дичен.

Н а Бо́г Госпо́дь, тропа́рь свята́го два́жды: сла́ва: и ны́не, Богоро́дичен. а́ще два́ святы́х, Сла́ва, тропа́рь друга́го свята́го, и ны́не, Богоро́дичен. Кано́ны о́ба окто́иха: и свята́го на 4: а́ще два́ святы́х, кано́н окто́иха еди́н на ше́сть, и святы́х на 8. П о 3-й пе́сни седа́лен свята́го еди́ножды, Сла́ва, и ны́не, Богоро́дичен. П о 6-й пе́сни конда́к и и́кос. а́ще два́ святы́х, по 3-й пе́сни конда́к 2-го свята́го, и седа́лен 1-го свята́го еди́ножды, Сла́ва, 2-го свята́го, и ны́не, Богоро́дичен. П о 6-й пе́сни конда́к пе́рваго свята́го. Свети́лен окто́иха, Сла́ва, свята́го: а́ще два́ святы́х. Свети́лен окто́иха, и свята́го: Сла́ва, 2-го свята́го. Н а стихо́вне окто́иха, Сла́ва, свята́го, а́ще и́мать.

[зри́] На литурги́и слу́жба дне́, и свята́го а́ще е́сть. А́ще среда́ и пято́к, вме́сто богоро́дичнов глаго́лем крестобогоро́дичны.

[зри́] А́ ще суббо́та, на Го́споди воззва́х, стихи́ры свята́го, или́ святы́х на 6, и ны́не, Богоро́дичен воскре́сн, настоя́щаго гла́са. По тропаре́ Сла́ва, и ны́не, Богоро́дичен воскре́сн, настоя́щаго гла́са.

На у́трени, на Бо́г Госпо́дь, по тропаре́ Богоро́дичен воскре́сн, по гла́су тропаря́ кано́н мине́и со ирмосо́м на 6: и хра́ма свята́го на 4, и окто́иха му́ченичен на 4. А́ ще два́, святы́х: вме́сто хра́ма глаго́лем кано́н друга́го свята́го, а́ще хра́м Христо́в или́ Богоро́дицы: кано́н хра́ма со ирмосо́м на 6: и свята́го на 4, и окто́иха на 4. А́ ще ли святы́й на 6: хра́ма со ирмосо́м на 4, и свята́го на 6, и окто́иха на 4. Свети́лен свята́го, сла́ва окто́иха, и ны́не, Богоро́дичен. Н а хвали́тех стихи́ры свята́го, а́ще е́сть: по тропаре́ Богоро́дичен у́трени по гла́су тропаря́.

На литурги́и слу́жба свята́го, а́ще е́сть: та́же дне́.

О святе́м иму́щем бде́ние, или́ полиеле́й,

в предпра́зднствах или́ попра́зднствах кроме́ неде́ли.

На ма́лей вече́рни стихи́ры свята́го на 4: и Сла́ва, и ны́не, пра́здника, стихо́вна свята́го, и Сла́ва, и ны́не, пра́здника, тропа́рь свята́го, Сла́ва, и ны́не, пра́здника.

На вели́цей вече́рни на Го́споди воззва́х, стихи́ры пра́здника 3, и свята́го 5: Сла́ва, свята́го, и ны́не пра́здника. чте́ния свята́го три́. На лити́и стихи́ра хра́ма, или́ пра́здника, и свята́го. Сла́ва, свята́го, и ны́не, пра́здника. На стихо́вне стихи́ры, и Сла́ва, свята́го и ны́не, пра́здника. На благослове́нии хле́бов тропа́рь свята́го два́жды, и Богоро́дице Де́во: еди́ножды.

На у́трени тропа́рь пра́здника два́жды, Сла́ва, свята́го, и ны́не, пра́здника. П о кафи́смах и по полиеле́и седа́льны свята́го по два́жды: Сла́ва, и ны́не, пра́здника. Проки́мен, Ева́нглие и стихи́ра свята́го. Кано́н пра́здника со ирмосо́м на 6, и свята́го на 8. П о 3-й пе́сни, конда́к и и́кос пра́здника: та́же седа́лен свята́го, два́жды, Сла́ва, и ны́не, пра́здника. П о 6-й пе́сни конда́к и и́кос свята́го, свети́лен свята́го два́жды, Сла́ва, и ны́не. пра́здника. Н а хвали́тех стихи́ры свята́го на 4: или́ пра́здника 3, и свята́го 3, Сла́ва, свята́го, и ны́не, пра́здника.

На часе́х тропа́рь пра́здника, Сла́ва, свята́го, кондаки́ пра́здника и свята́го пременя́юще глаго́лем.

На литурги́и блаже́нна пра́здника на 4: и свята́го на 4. П роки́мен, и прича́стен пра́здника и свята́го: Апо́стол, Аллилу́иа, и Ева́нглие дне́, и свята́го.

О святе́м, ему́же пое́тся на 4, или́ на 6,

в предпра́зднствах, и попра́зднствах кроме́ неде́ли.

Н а вече́рни на Го́споди воззва́х, стихи́ры пра́здника три́, и свята́го три́: а́ще два́ святы́х, обои́м на 6: Сла́ва, свята́го, и ны́не, пра́здника. Н а стихо́вне стихи́ры пра́здника: Сла́ва, свята́го, и ны́не, пра́здника, тропа́рь свята́го, Сла́ва, и ны́не, пра́здника.

На у́трени тропа́рь пра́здника два́жды: Сла́ва, свята́го, а́ще два́ святы́х: тропа́рь пра́здника еди́ножды, и свята́го: Сла́ва, 2-го свята́го: и ны́не, пра́здника. П о кафи́смах седа́льны пра́здника, кано́н пра́здника со ирмосо́м на 8, и свята́го на 4. а́ще святы́й на 6: кано́н пра́здни на со ирмосо́м на 6: и свята́го на 6: а́ще два́ святы́х на 8. П о 3-й пе́сни конда́к свята́го, или́ святы́х, и седа́лен еди́ножды: Сла́ва, и ны́не, пра́здника. П о 6-й пе́сни, конда́к и и́кос пра́здника. А́ ще ли святы́й на 6: в попра́зднствах, по 3-й пе́сни конда́к и и́кос пра́здника: и седа́лен свята́го два́жды, Сла́ва, и ны́не, пра́здника. П о 6-й пе́сни конда́к и и́кос свята́го, свети́лен свята́го два́жды, Сла́ва, и ны́не, пра́здника. Н а стихо́вне стихи́ры пра́здника, Сла́ва, свята́го, а́ще е́сть, и ны́не, пра́здника.

На часе́х тропа́рь пра́здника и свята́го, конда́к пра́здника еди́н на все́х часе́х.

На литурги́и блаже́нна пра́здника на 4, и свята́го на 4. проки́мен и прича́стен пра́здника, и свята́го, а́ще е́сть: апо́стол и Ева́нглие дне́, и свята́го, а́ще е́сть.

Источник: Минея общая – М. : Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2002. – 516 с. ISBN 5-94625-045-0

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *