Что такое микенская культура
Микенская культура
Смотреть что такое «Микенская культура» в других словарях:
Микенская культура — История Греции Доисторическая Греция (до XXX в. до н. э.) Эгейская цивилизация (XXX XII до н. э.) Западноанатолийская цивилизация Минойская цивилизация … Википедия
Микенская культура — культура материковой Греции и островов Эгейского м. (эгейская культура) в эпоху развитого бронзового века (2 я пол. 2 го тыс. до н. э.), названная также культурой позднеэлладского периода. Назв. происходит от ее центра Микены (Пелопоннес) … Словарь античности
микенская культура — культура заключительного (позднеэлладского) этапа элладской культуры (XV XII вв. до н. э.). Города (Микены, Тиринф, Пилос, Афины и др.) с мощными укреплениями, дворцами правителей, монументальным искусством, некрополями. Большая часть их… … Энциклопедический словарь
Крито-микенская культура — общее обозначение минойской культуры (по имени легендарного критского царя Миноса), возникшей на Крите в 3 2 м тыс. до н. э. и сильно воздействовавшей (начиная с 16 в. до н. э.) на культуру материковой Греции, и микенской культуры,… … Словарь античности
крито-микенская культура — см. Эгейская культура. * * * КРИТО МИКЕНСКАЯ КУЛЬТУРА КРИТО МИКЕНСКАЯ КУЛЬТУРА, см. Эгейская культура (см. ЭГЕЙСКАЯ КУЛЬТУРА) … Энциклопедический словарь
КРИТО-МИКЕНСКАЯ КУЛЬТУРА — КРИТО МИКЕНСКАЯ культура, смотри Эгейская культура … Современная энциклопедия
КРИТО-МИКЕНСКАЯ КУЛЬТУРА — см. Эгейская культура … Большой Энциклопедический словарь
Крито-микенская культура — см. Эгейская культура … Исторический словарь
Крито-микенская культура — КРИТО МИКЕНСКАЯ КУЛЬТУРА, смотри Эгейская культура. … Иллюстрированный энциклопедический словарь
Крито-микенская культура — Эгейская цивилизация общее название цивилизаций бронзового века в 3000 1000 гг. до н. э. на островах Эгейского моря, Крите, в материковой Греции и Малой Азии (Анатолия). Ранее использовавшийся термин Крито микенская цивилизация не вполне точен,… … Википедия
Что такое микенская культура
Цивилизация возникла 37 в. назад.
Цивилизация остановилась 21 в. назад.
Микены появились в 1600 г до н.э. в южной Греции.
Цивилизация Микен ставит исследователей в тупик своим таинственным исчезновением.
Многие древнегреческие мифы рассказывают о Микенах, включая легенду о царе Агамемноне, который командовал греками во время Троянской войны. Микенцы обладали хорошей морской силой и использовали свой флот для торговли с другими государствами, а также для военных действий.
Из-за недостатка природных ресурсов микенцы импортировали многие товары, превращали их в продукты для торговли и таким образом прославились как умелые ремесленники.
Никто точно не знает, почему исчезли Микены, но согласно одной теории это произошло из-за столкновений разных классов.
Другие теории включают прекращение торговли и землетрясения, а также вторжение дорийцев с севера или Морского народа (мигрирующего из Балкан на Ближний Восток).
Н а смену минойской цивилизации в этом регионе как бы в преддверие древнегреческой цивилизации появляется микенская цивилизация. Севернее города Афины наводится город Микены, на месте которого и возникла микенская цивилизация. Отрыл микенскую цивилизацию Генрих Шлиман.
И ща Трою в этом регионе, он наткнулся на великолепные дворцовые сооружения, чем и открыл микенскую цивилизацию или как сё еще называют архейская культура от названия племени ахейцы. Эта цивилизация очень хорошо описана в поэмах Гомера ‘Эллада’ и ‘Одиссея’. Микенскую цивилизацию можно охарактеризовать такими чертами, как развитость дворцового строительства, но также строились грандиозные усыпальницы, которые получили название Толлосы.
В районе Микен и острова Крит было найдено около 600 глиняных табличек. Эти таблички представляли собой определенный вид письменности. С конца 13 века, в течение 100 лет ахейская культура была уничтожена. Ученые также ведут споры по поводу причины исчезновения этой цивилизации.
П о доминирующей гипотезе высказывается мнение, что эту цивилизацию уничтожили племена греков дорийцев. Города были уничтожены, часть населения переселилась на острова, а часть на западное побережье малой Азии.
М икенская цивилизация считается преемницей Минойской, которая процветала на греческом острове Крит, наиболее красочно отражает ее Кноссос. Кноссос считается самым ценным и разнообразным свидетельством культуры эпохи неолита, как последняя ступень перед классической цивилизацией. Человеческие поселения образовались тут еще в 7 000 году до н.э.
Остатки греческих обществ, производязщих пищу, были обнаружены в пещере Франчти, и Сессалии, и датируются периодом карбона, то есть около 6 500 года до н.э.Среди самых значительных археологических раскопок был Акротири на острове Санторини. Здесь древнейшие человеческие поселения датируются поздним неолитом (около четвертого тысячелетия до нашей эры).
О коло 2 000 – 1650 гг. до н.э. Акротири превратился в один из главных портов бронзового века, из-за чего здесь можно найти предметы не только родом с Крита, но и Анатолии, Кипра, Сирии, Египта, островов Додеканес и материковой Греции.
В середине Минойского периода появились огромные дворцы в Кноссосе и Фесте. Работы по керамике, слоновой кости и металлообработке достигли своего расцвета. В конце минойского периода произошло землетрясение (по другой версии – вторжение), которое разрушило Кноссос, но позднее дворец был отстроен заново. Кноссос вновь был разрушен около 1500 года до н.э., как результат вторжения с материковой, микенской части. Окончательное разрушение дворца в 1400 г. до н.э. знаменует падение и обнищание минойской культуры, после чего культурный центр перемещается из Эгеи в Грецию.
Я зык минойцев записывался при помощи критских иероглифов и еще одного шифра, но оба они до сегодняшнего дня остаются нераскрытыми. Было найдено около трех тысяч таблиц с записями, многие из которых представляли собой инвентаризацию товаров или ресурсов. Язык микенского периода был успешно расшифрован Михаилом Вентрисом в пятидесятых годах прошлого века, доказав, что это очень архаичная версия греческого языка.
С оздателями микенской культуры были греки-ахейцы, вторгшиеся на Балканский полуостров на рубеже III-II тысячелетий до н. э. с севера, из района Придунайской низменности или из степей Северного Причерноморья, где они обитали первоначально. Продвигаясь все дальше на юг по территории страны, которая в дальнейшем стала называться их именем, ахейцы частью уничтожали, а частью ассимилировали коренное догреческое население этих областей, которое позднейшие греческие историки назвали пеласгами.
Э то передвижение датируется последними столетиями III тысячелетия до н. э., или концом эпохи ранней бронзы. Около 2300 г. до н. э. погибли в пламени пожара цитадель Лерны и некоторые другие поселения раннеэлладского времени. Спустя некоторое время возникает ряд новых поселений в тех местах, где их раньше не было.
В поселениях и погребениях этого времени сравнительно редко встречаются изделия из металла. Зато снова появляются орудия, сделанные из камня и кости, что свидетельствует об определенном упадке производительных сил греческого общества.
Исчезают монументальные архитектурные сооружения вроде уже упоминавшегося «дома черепиц» в Лерне. Вместо них строятся невзрачные глинобитные дома иногда прямоугольной, иногда овальной или закругленной с одной стороны формы. Поселения среднеэлладского периода, как правило, укреплены и размещаются на возвышенностях с крутыми обрывистыми склонами. Судя по всему, время это было крайне неспокойным и тревожным, что вынуждало отдельные общины принимать меры для обеспечения своей безопасности.
Л ишь в конце среднеэлладского периода положение в Балканской Греции начало постепенно изменяться. Полоса длительного застоя и упадка сменилась полосой нового экономического и культурного подъема. Возобновился прерванный в самом начале процесс классообразования. Внутри ахейских племенных сообществ выделяются могущественные аристократические роды, обосновавшиеся в неприступных цитаделях и тем самым резко обособившиеся от массы рядовых соплеменников.
В руках племенной знати концентрируются большие богатства, отчасти созданные трудом местных крестьян и ремесленников, отчасти захваченные во время военных набегов на земли соседей. В различных районах Пелопоннеса, Средней и Северной Греции возникают первые и пока еще довольно примитивные государственные образования. Таким образом, сложились предпосылки для формирования еще одной цивилизации эпохи бронзы, и начиная с XVI в. до н. э. Греция вступила в новый, или, как его обычно называют, микенский, период своей истории.
Все это не означает, однако, что микенская культура была всего лишь второстепенным периферийным вариантом культуры минойского Крита, а микенские поселения на Пелопоннесе и в других местах представляли собой просто минойские колонии в чужой «варварской» стране.
В ременем расцвета микенской цивилизации можно считать XV-XIII вв. до н. э. В это время зона ее распространения выходит далеко за пределы Арголиды, где, по всей видимости, она первоначально возникла и сложилась, охватывая весь Пелопоннес, Среднюю Грецию (Аттику, Беотию, Фокиду), значительную часть Северной (Фессалию), а также многие из островов Эгейского моря.
На всей этой большой территории существовала единообразная культура, представленная стандартными типами жилищ и погребений. Общими для всей этой зоны были также некоторые виды керамики, глиняные культовые статуэтки, изделия из слоновой кости и т. п. Судя по материалам раскопок, микенская Греция была богатой и процветающей страной с многочисленным населением, рассеянным по множеству небольших городков и поселков.
Тайны и загадки Микенской цивилизации
В 1876—1877 немец Шлиман, раскопав каменистый холм на Пелопоннесе, обнаружил сокровища, доказавшие, что микенцы из «Илиады» Гомера отнюдь не мифический народ. Минии-эллины и произошедшие от них ахейцы-микенцы и были первыми греками.
Более 3000 лет Боги и герои Древней Греции потрясают воображение человечества: царственный Зевс, играющий людскими судьбами и поражающий врагов молниями; могучий Ахилл с одним лишь уязвимым местом — пяткой; странник Одиссей — храбрый и хитроумный одновременно. Гомеровский мир подвигов и благородства (а также мести, человеческих жертвоприношений, адюльтера и кровосмешения) покрыл себя поистине бессмертной славой.
Герои Микенской цивилизации
Бронзовый век в Греции, состоявший из Ранне-, Средне- и Позднеэлладского периодов и известный как Элладская культура, продолжался примерно с 3000 по 1100 до н.э. В 2200—2000 до н.э. материковая Греция была завоевана индоевропейцами-миниями (эллинами) с севера — собственно греками, подавившими местное население (пеласгов), и начался Среднеэлладский период. Позднеэлладский период, называемый Микенским, начался около 1600 до н.э. и стал вершиной развития эпохи, стимулированного контактами с более ранними культурами бронзового века, особенно минойской и египетской.
Согласно древнегреческим мифам, Микены основаны в незапамятные времена героем Персеем, который поручил троице одноглазых великанов, киклопов (циклопов), возвести «циклопические» городские стены. Позднейшие правители были смертными, но их имена тоже увековечены мифологией.
Самый известный царь, Агамемнон, контролировал почти весь юг Греции. Прекрасную Елену, жену его брата Менелая, похитил и увез к себе за море Парис, царевич из Трои. Это стало завязкой трагедии. Чтобы вернуть Елену и отомстить за честь ее супруга, греки собрали союзную армию и осадили Трою. Войсками командовал Агамемнон — как самый влиятельный из царей. После десятилетней осады греки сделали вид, что ушли. У городских ворот они оставили огромного деревянного коня с затаившимся внутри «спецназом».
Заинтригованные троянцы втащили махину в город. Ночью из ее чрева выбрались воины и открыли ворота вернувшимся соратникам. Троя была разграблена и разрушена. Отомстив за Менелая, греки, включая Агамемнона, отправились по домам героями. Однако в Микенах царя не ждали. Его супруга Клитемнестра за десять лет успела завести любовника Эгисфа, и вместе они задумали дворцовый переворот. Встреченный с триумфом супруг был в первую же ночь убит. За него решил мстить сын, и началась новая история.
Для греков это были не просто сказки. Знакомые сюжеты, обыгрываемые в пьесах афинских трагиков V в. до н.э., задавали систему жизненных ценностей и иллюстрировали переменчивость судьбы, которой распоряжались капризные и безжалостные боги. Сами Микены в это время были небольшим городом.
В 480 до н.э. микенцы были среди 300 спартанцев, геройски павших при Фермопилах в битве с войсками персидского (иранского) царя Ксеркса. Через год микенцы вместе с другими греками разбили персов и их союзников под Платеями. Однако в 463 до н.э. Микены выступили на стороне Спарты против сильного соседа, Аргоса, и были разрушены аргивянами. После этого о легендарном городе, сыгравшем важнейшую роль в ранней античной истории, столетиями ничего не было слышно.
Открытие руин Микенской цивилизации
Когда греческий писатель II в. Павсаний посетил Микены, остатки городской стены и захоронений там привлекали лишь редких путешественников. Потом наступили 1700 лет забвения. О Микенах вспомнили только в 1876 благодаря раскопкам Генриха Шлимана.
Сначала Шлиман задумал найти остатки Трои. Он решил искать древний город на азиатской стороне Дарданелл, под холмом Гиссарлык высотой 50 м, и в 1871 начал рыть его северную сторону. Через два года, вскрыв 9 культурных слоев, энтузиаст наткнулся на потрясающий клад — 8700 предметов из чистого золота: кубки, вазы, браслеты и роскошная диадема из 16 000 золотых де- шей, свешивавшихся от бровей до плеч. Шлиман решил, что ее носила прекрасная Елена. Однако, по современным данным, золото легло в землю за 1000 с лишним лет до рождения красавицы. Здесь действительно была гомеровская Троя, но ее стены из сырцового кирпича выросли на месте гораздо более древнего города.
Затем Шлиман начал раскапывать Микены, надеясь найти гробницу Агамемнона. По данным Павсания, легендарный царь лежал в пределах городских стен. В 1876 изучение местности южнее монументальных Львиных ворот принесло очередную сенсацию. Было найдено шесть гробниц с драгоценными сосудами, украшениями и золотыми посмертными масками удивительно тонкой работы.
Микены, названные Гомером «многозлатыми», оправдали ожидания Шлимана. Он был уверен, что нашел останки Агамемнона и его современников. Однако и эти могилы были потом датированы гораздо более ранним периодом. Впрочем, в том, что Микенами некогда правил троянский герой, теперь уже никто не сомневается.
Работы Шлимана подтвердили реальную основу древнегреческих мифов и открыли неведомый доселе интереснейший пласт истории. Акрополь в Афинах, дворец в Пилосе, захоронения в Дендре к юго-востоку от Микен, и другие места сохранили остатки целой забытой цивилизации. С каждым годом мы все больше узнаем о Микенах и их роли в греческом мире бронзового века.
Гомеровские эпосы «Илиада» и «Одиссея» давно существуют в записи, но, вероятно, составлены из устных сочинений, исполнявшихся бродячими сказителями. Даже древние греки не знали точно, кем был Гомер, где и когда он жил. Поскольку самые поздние упоминаемые в поэмах объекты, например статуя и бронзовый щит, появляются в VIII в. до н.э., историки считают, что автор жил примерно тогда же. Однако многие другие детали гораздо древнее: например, шлемы с кабаньими клыками, огромные щиты и чеканные кубки известны с микенского времени.
Еще удивительнее список кораблей, приводимый во второй песни «Илиады», т.е. перечень греческих городов, объявивших войну Трое. Этот союз сильно отличается от политической конфигурации, известной для Греции VIII в. до н.э., и отражает баланс сил, существовавший к концу бронзового века, четырьмя столетиями раньше.
Таким образом, эпосы соответствуют периоду от расцвета Микенской культуры (XV—XII вв. до н.э.) до зарождения классической. Их данные в сочетании с археологическими находками позволяют нам достаточно полно представить истинную жизнь гомеровских героев.
Обычаи и быт в Микенах
В бронзовом веке Микены были самой мощной греческой крепостью. Цитадель Агамемнона на скалистом холме возвышалась над окружающей местностью. Царский дворец и дома знати находились за массивной каменной стеной. Некоторые сцены гомеровской «Одиссеи» проливают свет на придворную жизнь той эпохи. Например, описание визита Телемаха, сына Одиссея, к Нестору, царю Пилоса, перекликается с находками в Микенах.
Телемах прибыл, чтобы узнать, почему отец не вернулся с Троянской войны. Нестор сообщает о послевоенной судьбе некоторых других героев, включая гибель Агамемнона от рук жены и ее любовника. Телемах собирается ночевать на своем корабле, но ему говорят, что этим он обидит хозяина — намекнет на его бедность и негостеприимство. Гостю стелят в «звонко-пространном покое», а царская чета идет спать во внутренний покой царского дома. На следующий день богине Афине жертвуют телку с окованными золотом рогами, а младшая дочь Нестора в бане совершает омовение Телемаха и натирает его елеем.
Исследования микенских дворцов подтверждают, что у хозяев были отдельные спальни. В одной из гробниц найден сосуд в виде черной бычьей головы с позолоченными рогами — похоже на описанную Гомером телку. Наконец, в пилосском дворце Нестора раскопана ванна — возможно, в ней и мылся Телемах.
Потом он навестил Менелая в Спарте, где встретил не менее радушный прием. Царский дворец поразил юношу обилием великолепных изделий из меди, золота, серебра, слоновой кости и янтаря. На прощанье Телемаху дарят серебряный кратер (сосуд для смешивания вина с водой) с золотым краем, полученный Менелаем от царя Сидона. Щедрость вполне объяснимая, если вспомнить богатые клады микенского периода.
Ремесла и торговля в Микенах
Гомеровские строки так часто подтверждаются археологией, что, опираясь на них, историки уверенно описывают микенскую Грецию. Это был мир, в котором уважали царскую власть, почитали богов и превыше всего ценили доблесть и воинские умения. Кем же были микенцы? И что собственно они дали истории?
Уже в Раннеэлладский период (3000—2000 до н.э.) тогдашние жители материковой Греции делали (вручную) расписную и глазурованную керамику, искусно обрабатывали бронзу, серебро и золото. Изображения кораблей на сосудах говорят о заморской торговле — в основном с Критом и Кикладами. В Среднеэлладский период (ок. 2000-1600 до н.э.) значение торговли упало, а поселения (практически все испытавшие в 2200—2000 до н.э. пожар и разорение) стали беднее. Архитектура этого периода простая, с немногими выделяющимися зданиями. Характерна однотонная серая керамика (однако сделанная на гончарном круге), которую называют минийской. Именно тогда (2200—2000 до н.э.) материковая Греция была завоевана и заселена индоевропейцами-миниями (эллинами) — первой волной греков с севера.
В Позднеэлладский период, или Микенскую эпоху (1600—1100 до н.э.), наступил расцвет. Что привело к резкому росту силы и богатства материковой Греции? Видимо, благоприятные природные и географические условия, в которых жили теперь потомки завоевателей — воинственных индоевропейских воинов и скотоводов из евразийских степей.
Военная мощь Микенской цивилизации
Главным изменением стала начавшаяся около 1500 до н.э. и возглавленная Микенами экспансия греков в Средиземноморье — регионе, где прежде доминировали минойцы, египтяне и, позже, родственные грекам (из тех же степей Юго-Восточной Европы) хетты. Этому способствовали династии воинственных царей, на которых трудились первоклассные мастера, делавшие отличное вооружение, строившие корабли, на которых герои «Илиады» и «Одиссеи» обрушивались на соседние страны.
В следующее столетие Микены и Крит поменялись местами. Археологические находки говорят о взаимосвязи их культур, только греческая при этом переживала подъем, а минойская — упадок. Около 1600—1500 до н.э. критские дворцы погибли в катастрофическом пожаре. Причина — землетрясение, извержение вулкана и последующая высадка десантов завоевателей с материка.
Возродившиеся критские города были уже микенскими. Минойские слова на глиняных табличках сменяются греческими, хотя значки очень похожи. Захват Крита дал новый импульс развитию Микенской цивилизации. В металлообработке и керамике художественные стили двух народов сливаются. Жизненный уклад микенской верхушки многое заимствует у минойской дворцовой культуры. Греки начинают управлять делами и государством, ведя необходимые для учета и контроля записи. Следующие 200 лет микенцы — одна из главных сил Средиземноморья, торгующая с Италией, Египтом, Ближним Востоком и Средней Европой.
Царские сокровища в захоронениях Микен
Археологи детально описали развитие Микен. Два круга могил, обнаруженных Шлиманом, — древнейшие заметные руины. Круг А внутри городской стены соответствует погребениям в виде вырубленных в скале вертикальных шахт, обозначенных вертикальными камнями с резными изображениями.
Немногие из этих находок могут сравниться с сокровищами из круга А, но и здесь встречаются изящные золотые и серебряные украшения. Особенно интересная вещица, вероятно, привезенная с Крита или из Египта, — ковш из горного хрусталя в форме утки с хвостом, образующим носик, и головой на грациозно изогнутой шее, служащей ручкой.
С XV в. до н.э. в шахтовых могилах обоих кругов хоронить перестали. В моду у микенцев входят камерные погребения. Простой народ довольствуется семейными склепами, выбитыми в склоне холма, а членам царской семьи строят сложные по конструкции, круглые в плане купольные гробницы — толосы. Наиболее яркие их образцы — так называемые Сокровищницы Атрея и Клитемнестры, возведенные в XIV—XIII вв. Длинный коридор в склоне холма ведет в высокую камеру, напоминающую планетарий и облицованную изнутри, как и туннель, каменными блоками, которые образуют ступенчато-сферический свод.
Она вела в передний двор, открывавшийся в обширный внутренний; за ним были открытые сени, где собирались посетители, а потом уже крыльцо (портик) мегарона. Сам он состоял из наружной и внутренней комнат. Кровля опиралась на колонны, посередине находился круглый очаг. Очевидно, эти залы были богато украшены, но от лепнины и фресок почти ничего не сохранилось.
Южнее дворца, в пределах цитадели, раскопано еще несколько зданий. Вероятно, они принадлежали влиятельной знати, родне правящей династии, а также придворным и богатым купцам. Большинство этих зданий названо учеными условно, по найденным внутри объектам — например, «Зернохранилище» с запасами пшеницы и ячменя в сосудах, «Дом вазы с воинами» — по красивому керамическому сосуду с соответствующей росписью.
Древние Боги Микенской цивилизации
Несколько помещений в микенском дворце считаются культовыми. В одном из них раскопан алтарь для жертвоприношений животных, в других — антропоморфные идолы и свернувшиеся змеи из терракоты. Судя по этим символам, тут поклонялись силам подземного мира. Есть помещения, похоже, связанные с культами войны и плодородия. В этой части города обнаружены самые красочные микенские фрески. На них портреты роскошно одетых, украшенных драгоценностями дам с длинными темными волосами — возможно, жриц. Микенские святилища иллюстрируют, как эволюционировала (под некоторым влиянием Египта, Малой Азии и Финикии), но осталась типично индоевропейской (близкой индоариям, иранцам, славянам, германцам и др.) религия классической Греции.
Глиняные таблички из Кносса показывают, что в 1400 до н.э., когда микенцы уже завладели Критом, они почитали гомеровских богов, включая Посейдона (властелина моря), Зевса (царя богов), Афину (покровительницу городской жизни и мирного труда, олицетворение ума) и Аполлона, «отвечавшего» за свет, музыку, поэзию и многое другое. В супруге Зевса Гере угадывается связь со священной коровой. В суровом образе охотницы, воительницы (а также богини смерти) Артемиды видны черты древней индоевропейской Владычицы зверей (с ее священной медведицей). От народов Восточного Средиземноморья в эллинский пантеон попал Гермес (покровитель торговли и воров, а также посыльный Зевса).
У находимых в святилищах терракотовых фигурок богов и богинь часто искаженные молитвой лица, запрокинутые головы. Найдены также терракотовые змейки с бронзовыми нащечниками. Доспехи завершали бронзовые поножи, защищавшие колени и голени.
Тонкой работой славились микенские ювелиры. Они предпочитали слоновую кость, из которой часто вырезали декоративные пластинки для украшения мебели и деревянных шкатулок. Наиболее изысканны статуэтки, изготовлявшиеся «для красоты» или в качестве идолов. Среди них — фигуры воина в шлеме и двух богато убранных дам, найденные в микенском культовом центре.
Фигурки из слоновой копи, найденные в микенском святилище, изображают женщин с открытой грудью – по минойскому обычаю. Возможно, это богиня Деметра с дочерью Персефоной. Возможно, они служили для защиты от сил зла.
Письменность в Микенах
Значки, обнаруженные на ранней керамике, давно свидетельствовали о знакомстве микенцев с письмом, однако только открытие глиняных табличек продемонстрировало высокий уровень грамотности этого общества эпохи поздней бронзы. Среди микенских руин материковой Греции и Крита найдены тысячи таких документов, хотя в самих Микенах их мало. На табличках из мягкой глины длиной около 7,5 см писали деревянным стилом, потом сушили их на солнце. Сохранились только те, которые позднее затвердели из-за случайного обжига, например при пожарах в Пилосе и Кноссе.
Исследования доказывают наличие двух систем письма. Одно из них, названное линейным А, известно только на Крите и не расшифровано. Еще недавно считалось, что микенцы использовали его значки, создавая свое линейное письмо Б около 1450 до н.э. Однако в 1994 в Олимпии найдены надписи линейным Б, датированные XVII в. до н.э., так что время его возникновения не вполне ясно.
В этой системе письма 87 знаков, соответствующих слогам, а не буквам. Вся обнаруженная информация сугубо деловая и касается повседневных забот местных жителей. Линейное письмо Б расшифровал британский архитектор Майкл Вентрис. Сначала он выделил несколько повторяющихся групп значков, предположил, что это названия городов, и угадал. Он же посчитал язык записей близким к древнегреческому — и опять верно!
Художественное наследие Микен
Один из богатейших источников информации о жителях Микен — художественные изделия, множество которых найдено в мастерских вое точного крыла дворца.
Особенно искусны были гончары, хотя красота их работ отчасти определялась высоким качеством оранжевой или желтой глины, придающей посуде характерный блеск. Сначала они во многом копировали критские образцы, добавляя оригинальные элементы. Затем выработали собственный стиль с росписями по гладко отполированному кремовому или палевому фону.
Микенская посуда соответствует нескольким базовым типам, включая килик (открытую широкую чашу на ножке с двумя ручками), кратер (сосуд для смешивания вина с водой) и узкогорлые кувшины с ручкой. Типичный для эпохи сосуд — ритон, в виде рога с отверстием в узком конце, для возлияний богам. Роспись состояла либо из геометрических узоров, либо из изображений воинов, женщин, различных сюжетов.
В крупных сосудах из Микен везли оливковое масло. Его ароматический вариант (например, с благовонной смолой из Леванта) экспортировали в мелких изящных вазах, которые сами по себе высоко ценились. В Италии, с которой торговали Микены, такие сосуды пытались имитировать. Микенскую бронзу получали в основном из меди местных рудников (немного с Кипра и Сардинии) и привозного олова. Одной из самых заметных находок стал полный набор бронзового вооружения в одной из гробниц Дендры. Наплечники, нагрудник и другие детали соединялись в единый панцирь.
Общественный строй Микенской цивилизации
Открытия в Микенах и других городах, например Пилосе, Тиринфе, Фивах и Дендре, дали массу информации о гомеровской Греции. На вершине социальной пирамиды стоял царь. Пилосские таблички называют его «ванактом». За ним следовал «лавагет» — некто вроде первого министра и, вероятно, главнокомандующего. Другие придворные должности назывались «телест», «дам», «геквет», «гуасилей». Точные их функции неизвестны, но этимология позволяет строить некоторые догадки. «Телесты» могли собирать налоги, «гекветы» — быть «спутниками», т.е. свитой, «дамы» — землевладельцами. «Гуасилей» руководил небольшой группой (часто ремесленников) или деревней. В классической Греции производный термин «басилей» означал царя. Вероятно, в хаосе, сопровождавшем крушение Микенской цивилизации, терминология несколько перепуталась.
В Микенах придворные селились ниже дворца. Они должны были следить за поступающими податями, имуществом правителя, хозяйственными запасами. Данные заносились на глиняные таблички.
Глиняные таблички были слишком громоздкими носителями информации. Они служили скорее квитанциями, хранившимися не более года. Постоянные записи велись на папирусе или пергаменте, которые давно истлели. Грамотеев в Микенах было немного. Образование ценилось не само по себе, а как орудие управления. Оно использовалось сословием писцов-чиновников, которые были такими же узкими специалистами своего дела, как гончары или металлурги, однако, наряду с купцами, зарабатывали больше, чем остальной простой народ. Таким образом, в микенском обществе уже складывался своего рода «средний класс», однако полностью подчиненный царю.
Тем не менее, это сословие явно жило лучше низов. Вблизи дворца в Микенах раскопаны самые крупные из частных построек. Например, на первом этаже так называемого «Дома маслоторговца» было 12 комнат. Здесь археологи нашли партию запечатанных для отправки кувшинов с оливковым маслом. В соседних домах, стены которых украшены фресками, обнаружены таблички с линейным Б и остатки тонкой резьбы по слоновой кости. Здания были двухэтажными и довольно просторными.
В самом низу социальной пирамиды находились рабы. Некоторые из них жили при дворце. Скорее всего, это была часть военной добычи, захваченной в восточно-эгейском регионе. Мужчины выполняли обычные хозяйственные работы на дворцовой территории, а женщины ткали.
Как и большинство древних государств, Микены процветали благодаря сельскому хозяйству. На его основе развились ремесла и торговля. Это потребовало усложнения социальной структуры. Крит оказывал огромное влияние на микенскую культуру: еще до захвата острова микенцами, именно оттуда на континент попадали почти все технические и культурные новинки.
Разгром Микенской цивилизации
Археология показывает, что в XIII—XII вв. до н.э. укрепления вокруг многих микенских городов были усилены, а в конце XII в. до н.э. большинство из них горели. Микены пережили разгром, от которого уже не оправились.
Кое-какие выводы напрашиваются из гомеровского эпоса. Кровопролитная война в Малой Азии ослабила военную мощь микенской Греции. А трагедии, связанные с возвращением немногих оставшихся в живых героев на родину, наводят на мысль об обострившихся после войны внутренних противоречиях.
Раскопки Трои демонстрируют следы разрушения, которое могло быть вызвано нападением врагов около 1200 до н.э. (1194—1184 до н.э. — традиционные даты осады Трои ахейцами). Вероятно, эта долгая война (составная часть масштабного натиска «народов моря» на Хеттское царство и его союзников, приведшего к падению столицы хеттов Хаттусаса, распаду и гибели великой державы примерно в это же время) истощила ресурсы микенского мира, послужив через 50—80 лет причиной его краха под ударами «непросвещенных родственников» — греков-дорийцев.
В городах, не утративших единства и управляемости, а также имевших адекватных ситуации лидеров, шло интенсивное строительство. Например, в Афинах были укреплены стены акрополя, расширена система оборонительных сооружений и вырыт проход к источнику воды на глубину 30 м ниже уровня акрополя. И Афины, в отличие от большинства других городов микенского мира, сумели устоять под натиском дорийцев, став одним из очагов, где сохранялось наследие Эллады Агамемнона, Ахиллеса и Одиссея, позже давшее начало блестящей классической культуре Древней Греции (и поныне лежащей в основе современной цивилизации).
Гибель Микенской цивилизации погрузила греческий мир в трехвековую спячку. Очнувшись от нее, он достиг невиданных прежде художественных и политических высот. Однако и язык, и боги, и мифы классической Греции основаны на микенском наследии. А современную культуру невозможно представить без гомеровских эпосов, пронесших сквозь тысячелетия память о великих Микенах и могучем Агамемноне.