Что такое миф как менялось представление о нем
что такое миф. как менялось представление о нём Скажите кратко пж.
Миф — сказание, передающее представления людей о мире, месте человека в нём, о происхождении всего сущего, о богах и героях. Мифология — форма общественного сознания; способ понимания природной и социальной действительности на разных стадиях общественного развития.
От обычных литературных произведений мифы отличает то, что у них нет автора. Но это лишь часть ответа на вопрос. Если никто конкретно их не создавал, то откуда они взялись?
Объяснений столько же, сколько и ученых, бравшихся объяснять. Например, долгое время считалось, что поскольку люди древности не понимали, как возникают различные явления природы, то они представляли их в виде фантастических существ: божеств и чудовищ.
Миф — сказание, передающее представления людей о мире, месте человека в нём, о происхождении всего сущего, о Богах и героях.
Специфика мифов выступает наиболее чётко в первобытной культуре, где мифы представляют собой эквивалент науки, цельную систему, в терминах которой воспринимается и описывается весь мир. Мифы очень долго служили в качестве важнейшего источника исторических сведений, составляя большую часть некоторых исторических трудов античности.
Позднее, когда из мифологии вычленяются такие формы общественного сознания, как искусство, литература, наука, религия, политическая идеология и тому подобное, они удерживают ряд мифологических моделей, своеобразно переосмысляемых при включении в новые структуры; миф переживает свою вторую жизнь.
Подход Гомера к действительности, его эстетика, ещё слабо выделенная из общежизненных запросов, — всё это насквозь проникнуто мифологическим стилем миропонимания. Действия и психическое состояния героев Гомера мотивируются вмешательством многочисленных богов: в рамках эпической картины мира боги более реальны, чем слишком субъективная сфера человеческой психики. Мифологический материал подвергается отбору по критериям красоты, а подчас пародируется.
Новые типы отношения к мифам даёт римская поэзия. Вергилий связывает мифы с философским осмыслением истории, создавая новую структуру мифологического образа, который обогащается символическим смыслом и лирической проникновенностью, отчасти за счёт пластической конкретности. Овидий, напротив, отделяет мифологию от религиозного содержания; у него совершается до конца сознательная игра с «заданными» мотивами, превращёнными в унифицированную систему; по отношению к отдельному мотиву допустима любая степень иронии или фривольности, но система мифологии как целое наделяется «возвышенным» характером.
Что такое миф как менялось представление о нем
/ Ориг. : μῦθος – сказание, предание
В архаических культурах мифология представляет собой базовую символическую систему, образующую картину мира.
Миф служит важнейшим механизмом культурной преемственности, идеальным образцом значимых форм поведения; ориентация на воспроизведение сакральных мифических событий во многом определяет традиционализм общества.
Миф передаётся в форме рассказа (в отличие от сказки, события миф воспринимаются аудиторией как истинные), эпоса, отражается в социальной структуре, искусстве, символике поэзии, архитектуры, одежды и т. д.
Традиционные мифы часто выступают как священный язык религии, тесно связаны с обрядами, воспроизводящими мифич. события (согласно другой точке зрения, архаические мифы представляет собой интерпретацию первичной символизации, задаваемой обрядом). Прямую связь с ритуалом (жертвоприношением, инициациями) имеют определённые типы мифов, например миф об «умирающем и воскресающем Боге», шаманские мифы, «медвежьи песни» медвежьего праздника и др.
Основные сюжеты архаических мифов повторяются в разных независимо развивавшихся культурах (например, миф о Потопе); складываются общие типы мифологического героя (трикстер; герой-богатырь, например Тор, Геракл; герой-шаман, например Один; богиня-любовница, например Афродита-Венера, Астарта-Иштар; богиня-дева-воительница, например Афина, Артемида, валькирии; и т. п.).
В современном мире мифы десакрализуются и уходят в «подсознание» общества, продолжая во многом определять его жизнь и картину мира, выступая как неотрефлексированные схемы восприятия и поведения людей. К мифологическому мышлению апеллируют реклама и идеология, мифы являются универсальным языком искусства и интегрирующей, сплачивающей общество силой (формируя, например, национальное самосознание).
Первые опыты критического рационального анализа мифов относятся к древне-греческой философии. Платон и его последователи рассматривали мифы как символы, указывающие на вневременную высшую реальность идей-первообразов (эйдосов). Эвгемер (III век до н. э.) интерпретировал мифы как обожествление царей, героев и мудрецов прошлого (это толкование мифов получило название эвгемерического). Софисты и стоики (см. Стоицизм) трактовали мифы аллегорически, считая богов персонификацией природных явлений. В средние века слово «мифы» означало именно античные мифы, чаще всего считавшиеся аллегориями или языческими историями о демонических существах. Аллегорические интерпретации мифов преобладали в эпохи Возрождения и Просвещения: так, Д. Юм видел в мифических образах выражение страхов и надежд первобытного человека, не способного отделить мир объектов от мира субъективных переживаний. Французские просветители считали мифы проявлением невежества, суеверием и сознательным обманом народа жрецами.
В 1724 году миссионер-иезуит исследователь ирокезов Ж.Ф. Лафито опубликовал первый труд по сравнительной мифологии («Нравы американских дикарей в сравнении с нравами древних времён»), сопоставив в нём мифы индейцев с древне-греческими мифами.
Родоначальником такого подхода к мифу стал немецкий филолог Х.Г. Гейне, который в сочинениях «De fide historica aetatis mythicae» (1798 год) и «Sermonis mythici seu symbolici interpretatio. » (1807 год) предложил рассматривать мифологию как архаический язык, запечатлевший осмысление древними народами окружающего мира.
Понимание искусства как современного мифотворчества вызвало к жизни утопические проекты создания новой мифологии («Речь о мифологии» Шлегеля, 1800 год; так называемая Первая программа системы немецкого идеализма, около 1797 года, и др.). К этой же традиции восходит и позднейшая филоско-поэтическая апологетика М. у Ф. Ницше, связанная с осознанием кризиса новоевропейской рационалистической культуры.
Эстетические и филосовско-аллегорические толкования мифа были подвергнуты критике Ф.В. Шеллингом в лекциях по философии мифологии 1820-1840-х годы, где был поставлен вопрос о специфической истинности мифологии как развёртывающегося в сознании внутренне необходимого «теогонического процесса», получающего завершение в монотеизме.
Намеченное уже в работах И.Г. Гердера осознание тесной связи мифа с языком и его значения в формировании «духа народа» привело в творчестве представителей гейдельбергского романтизма, прежде всего братьями Я. и В. Гримм, к масштабной реконструкции национальной мифологии на основе анализа фольклора («Немецкая мифология», т. 1-3, 1875-1878 годы).
Под влиянием идей братьев Гримм сформировалась мифологическая школа, связанная с поиском первичных мифологических мотивов в произведениях фольклора и литературы; её представители (А. Кун, М. Мюллер, Ф.И. Буслаев, А.Н. Афанасьев, А.А. Потебня и др.), собравшие огромное наследие мифологии разных народов, заложили основы сравнительно-типологического и этимологического изучения мифа. В этой школе преобладала трактовка мифа как образного воплощения природных явлений (её называют также «натуралистической школой»), связанного с обожествлением небесных светил («солярная теория» Мюллера) или грозы («метеорологическая теория» Куна).
Основатель английской функциональной школы (см. Функционализм) Б. Малиновский в полемике с английской антропологической школой акцентировал практические функции мифа, играющего важнейшую роль в символическом поддержании социального порядка («Миф в первобытной психологии», 1926 год). Начиная с Малиновского обряды и мифы стали рассматриваться как два аспекта (словесный и действенный) единой системы архаической культуры, призванные поддерживать традицию.
С.Н. Булгаков рассматривал миф как «орудие религиозного ведения». В противоположность этому Р. Бультман в работе по экзегетике Нового Завета выдвинул программу демифологизации Евангелия, считая необходимым отделить экзистенциальный смысл религиозного предания от его мифологической формы.
Осуществлённый А.Ф. Лосевым феноменолого-диалектический анализ мифа изнутри него самого как изначальной реальности, лежащей в основе всякой культуры (в т. ч. науки и искусства), исходит из принципиальной несводимости его ни к «примитивно-научному построению», ни к созерцательной «отрешённости» поэзии. Полемизируя с Э. Кассирером, Лосев говорит о специфической вненаучной «истинности» и «достоверности» мифа как «живого субъект-объектного взаимообщения», образа «личностного бытия»: конкретный миф может быть отвергнут и вытеснен только другим мифом. Я.Э. Голосовкер видел в мифе и его логике наиболее полное воплощение творческого воображения, создающего вечные смыслообразы человеческого существования («имагинативный абсолют»).
Р. Барт рассматривал миф как вторичную семиотическую систему, надстроенную над языком, и, анализируя современную ему массовую культуру, отождествлял мифологию с идеологией, считая её основным средством манипулирования массовым сознанием.
Согласно М. Элиаде, обобщившему исследования «архаической онтологии» миф (циклический характер мифологического времени «вечного возвращения» в отличие от необратимого линейного «историчекого» времени и т. д.), функционирование традиционного общества строится на ритуальном воспроизведении изначальных мифических прасобытий, свершившихся «во время оно» и воспринимаемых как священная тайна, которая не нуждается в объяснении, но сама проливает свет на любые обыденные события и делает их участников сопричастными вечности. В современном обществе мифологические мотивы не только присутствуют в искусстве и других продуктах фантазии, но и широко распространены в быту, политической и идеологичекой жизни, заполняя любые разрывы в тонкой оболочке рационального сознания.
Утверждаемая Х. Блюменбергом неустранимость элементов мифа в создаваемой человеком картине мира связана с его представлением о принципиальной метафоричности мышления и о существовании «абсолютных метафор», непереводимых на какой-либо неметафорический язык.
В концепции К. Хюбнера проблема «истины» мифа, продолжающего жить в современном мире в искусстве и религии, раскрывается через анализ его специфической рациональности (эмпирической и семантической интерсубъективности) в конфронтации с рациональностью новоевропейской науки.
Поскольку мифология осваивает действительность в формах образного повествования, она близка художественной литературе; исторически она предвосхитила многие возможности литературы и оказала всестороннее влияние на её раннее развитие. Литература не расстаётся с мифологическими основами и позднее, что относится не только к произведениям с «мифологическими» сюжетами, но и к реалистическому и натуралистическому бытописательству XIX и XX веков.
Различные типы отношения поэта к мифу удобно прослеживать на материале античной литературы. Подход к действительности в гомеровском эпосе насквозь проникнут мифологическим стилем мировосприятия. Известно, что действия и психические состояния героев «Илиады» и (в меньшей степени) «Одиссеи» мотивируются вмешательством богов: в рамках эпической картины мира боги более реальны, чем слишком субъективная сфера человеческой психики. Ввиду этого возникает соблазн толковать гомеровский эпос только как внутреннее порождение мифотворческой стихии (к чему склонялся, например, Ф.В. Шеллинг). Но уже в гомеровском эпосе каждый шаг в сторону сознательного эстетического творчества ведёт к переосмыслению мифа: мифологический материал подвергается отбору по критериям красоты, а подчас пародируется.
Новые типы отношения к мифу представлены в римской литературе. Вергилий («Энеида») связывает мифологию с религиозно-филоской проблематикой современности, создавая новую структуру мифологического образа, который обогащается символическим смыслом и лирической проникновенностью, отчасти за счёт пластической конкретности; выработанная им структура образа во многом предвосхищает христианские мифологемы (средне-вековая поэзия и Данте продолжают вергилиевское отношение к мифу).
Овидий, напротив, отделяет мифологию от религиозного содержания. При этом, допуская любую степень иронии или фривольности по отношению к каждому отдельному мотиву, он наделяет систему в целом эстетически возвышенным характером. При всём различии между Овидием и Вергилием в степени «серьёзности» овидиевский подход к мифу не исключает не только аллегоризма, но и настоящей космической символики (сквозная символика «Метаморфоз», раскрываемая в 15 книгах). Литература Возрождения, восприняв овидиевский стиль подхода к мифу, насыщает его напряжённым антиаскетическим настроением («Фьезоланские нимфы» Дж. Боккаччо, «Сказание об Орфее» А. Полициано, «Триумф Вакха и Ариадны» Л. Медичи и др.).
Для Средневековья новозаветная мифологема становится мерой всех вещей; эстетический мир Средневековья в конечном счёте организован вокруг фигуры Христа. В отличие от литературной жизни античных мифов, использование в средне-вековой литературе христианской мифологии было регламентировано авторитетом Священного Писания и Церкви; несмотря на это, новозаветные образы претерпевают нередко неожиданные модификации (Христос в древне-саксонской эпической поэме «Гелианд» в виде могущественного и воинственного монарха). Прорыв средне-вековой скованности в подходе к религиозным образам осуществляет Данте, сплавляющий мифологию христианства и античности с мифологизированным материалом личной судьбы в единое художественное целое.
Начиная с Позднего Возрождения неантичные образы христианской религии и рыцарского романа переводятся в образную систему античной мифологии, понимаемой как универсальный язык («Освобождённый Иерусалим» Т. Тассо, идиллии немецкого поэта XVII века Ф. Шпе, воспевающие Христа под именем Дафниса). Аллегоризм и культ условности достигают апогея к XVIII веку.
Однако к концу XVIII века выявляется противоположная тенденция; становление углублённого отношения к мифу происходит прежде всего в Германии, особенно в поэзии И.В. Гёте, Ф. Гёльдерлина и в теории Ф.В. Шеллинга, заострённой против классицистического аллегоризма. Для романтиков существует уже не единый тип мифологии (античность), а различные по внутренним законам мифологии миры; они осваивают богатство германской, кельтской, славянской, восточной мифологии. В 1840-1870-x годы грандиозная попытка заставить мир мифов и мир цивилизации объяснять друг друга была предпринята в музыкальной драматургии Р. Вагнера.
XX век выработал типы сознательного, рефлективного, интеллектуалистического отношения к мифу. Т. Манн в ходе работы над тетралогией «Иосиф и его братья» изучает фрейдистско-юнгианскую теорию мифологии; Т. Элиот комментирует ветхозаветные мифологемы в собственном творчестве. Пародийная мифологизация житейской прозы последовательно проводится в творчестве Ф. Кафки и Дж. Джойса.
Для современных писателей характерно не нарочитое и выспреннее преклонение перед мифом (как у поздних романтиков и символистов), а свободное, непатетическое отношение к нему; интуитивное вникание в мифе дополняется иронией, пародией и анализом, а схемы мифа отыскиваются подчас в простых и обыденных предметах.
Дополнительная литература:
Пропп В. Я. Морфология сказки. Л., 1928. СПб., 1996;
Пропп В. Я. Исторические корни волшебной сказки. 5-е изд. М., 2009;
Kirk G. S. Myth: its meaning and functions in ancient and other cultures. Berk., 1973;
Стеблин-Каменский М. И. Миф. Л., 1976;
Фрезер Дж. Золотая ветвь. М., 1983;
Голосовкер Я. Э. Логика мифа. М., 1987;
Мифы народов мира. Энциклопедия. 2-е изд. М., 1987–1988. Т. 1–2;
Jamme Chr. «Gott an hat ein Gewand»: Grenzen und Perspektiven philosophischer Mythos-Theorien der Gegenwart. Fr./M., 1991;
Евзлин М. Космогония и ритуал. М., 1993;
Голан А. Миф и символ. М., 1994;
Элиаде М. Священное и мирское. М., 1994;
Хюбнер К. Истина мифа. М., 1996;
Малиновский Б. Магия, наука и религия. М., 1998;
Леви-Стросс К. Первобытное мышление. М., 1999;
Кассирер Э. Философия символических форм. М., 2002. Т. 2:
Мифологическое мышление; Von Hendy A. The modern construction of myth. Bloomington, 2002;
Кэмпбелл Дж. Мифы, в которых нам жить. М., 2002;
Кэмпбелл Дж. Пути к блаженству: мифология и трансформация личности. М., 2006;
Юнг К. Г. Душа и миф. Шесть архетипов. Минск, 2004;
Armstrong K. A short history of myth. Edinburgh, 2005;
Мелетинский Е.М. Поэтика мифа. 4-е изд. М., 2006;
Плютто П.А. Концепция аутентичного мифа и анализ социокультурных иллюзий. М., 2009.
Античный миф. Олимп. Вопросы и задания на странице 13-14
1. Что такое миф? Как менялось представление о нём?
Миф — сказание, передающее представления людей о мире, месте человека в нём, о происхождении всего сущего, о Богах и героях.
Специфика мифов выступает наиболее чётко в первобытной культуре, где мифы представляют собой эквивалент науки, цельную систему, в терминах которой воспринимается и описывается весь мир. Мифы очень долго служили в качестве важнейшего источника исторических сведений, составляя большую часть некоторых исторических трудов античности.
Позднее, когда из мифологии вычленяются такие формы общественного сознания, как искусство, литература, наука, религия, политическая идеология и тому подобное, они удерживают ряд мифологических моделей, своеобразно переосмысляемых при включении в новые структуры; миф переживает свою вторую жизнь
2. С чем было связано возникновение преданий и легенд? Кто распространял их в Древней Греции?
В основном это были служители храмов древнегреческих богов. Потом так же распространением занимались и сами жители.
3. На основе чего создавал свои поэмы древнегреческий поэт Гомер?
«Илиада»- на основе троянской войны
«одиссея»- на остове того, как Одиссей после троянской войны возвращался домой
4. Какие понятия связанные с окружающим миром и человеком объясняются в мифе «Олимп»
Космогонические мифы – мифы о происхождении мира и первых богов. В эту эпоху человек начинает понимать свою значимость. Греки стараются поместить его на Олимп. В принципе он не бог, а герой.
5. Какие события предшествовали рождению главного «бога — Зевса?
По древнегреческой мифологии, воцарению на горе Олимп бога-громовержца Зевса и его рождению, предшествовала целая череда интересных и в тоже время весьма кровавых событий.
И тогда Гея уговорила своего очередного ребенка, Крона (Кроноса) оскопить Урана, что тот и сделал острым серпом. Несмотря на то, что Уран остался жив, он утратил право быть верховным богом и им стал Крон.
Л когда Зевс вырос, он победил своего отца и освободил проглоченных братьев и сестер.
6. Кто были родителями Реи, матери Зевса? Как вы думаете, почему для древних людей это было необычайно важно?
Родителями Реи (бабушкой и дедушкой Зевса) были Уран Гея. Для древних людей было важно, так как родители Реи были более могущественнее других богов Олимпа и очень почитались.
Как менялось представление о мифе кратко?
Как менялось представление о мифе кратко.
С самого начало появление мифа все считали его за правду, позже с новым поколением люди начинали меньше верить в это, а уже через много лет люди считали это за ложь (это если очень кратко).
Что такое мифы как менялось представление о нем?
Что такое мифы как менялось представление о нем.
Что такое миф?
Как менялось представление о нем?
Краткое содержание Гекльберри Финна и мифы древней Греции (не всех два три мифа)?
Краткое содержание Гекльберри Финна и мифы древней Греции (не всех два три мифа).
Как менялось представление о мифе?
Как менялось представление о мифе.
Что такое миф?
Как менялось представления о нём?
Что такое миф?
Как менялось представление о нем?
Как менялось представление о нем?
С какими древними представлениями связан миф о волшебном дереве?
С какими древними представлениями связан миф о волшебном дереве?
Сравнение былин и мифов кратко?
Сравнение былин и мифов кратко.
С какими древними представлениями связан миф о волшебном дереве?
С какими древними представлениями связан миф о волшебном дереве.
На клумбі в парку росли квіти дзвіночки. Я люблю такий музичний інструмент як скрипка.
Эзоп был рабом и писал в свою защиту.
Семья Кашириных играет важную роль в жизни Алеши Пешкова, главного героя повести «Детство» Горького. Большое семейство Кашириных представляет собой целую галерею ярких положительных и отрицательных образов. В этой статье представлена характеристика..
Жила была девочка, которая пошла с сёстрами в лес и потерялась, потом нашла домик, и стала там жить(поела, поигралась и легла спать) потом в дом пришли хозяева, но это были медведи уаидев беспорядок они были в ярости, и девочка еле унесла ноги КОНЕЦ.
1)наш физрук опять вот. 2)сплесал шут у короля 3)держаться он целый пост 4)котик Мурзик и пёс Барбос 5)перед царем все уклонились 6)значит пришла беда.
Краткое содержание : В первой части мы встречаемся с Евгением, бедным молодым человеком, влюбленным в девушку по имени Параша. Однажды ночью начинается наводнение, Евгений взбирается на мраморного льва, решив переждать там наплыв воды и пойти к свое..
1)становится жарко, 2)совсем нет дождей, 3)звери вокруг напряглись, 4)я тоже напрягся, 5) кажется, я сойду с ума, 6)Спасибо мертвым дельфинам.