Что такое мхатовская пауза
ПАУЗА ТЕАТРАЛЬНАЯ
ПАУЗА ТЕАТРАЛЬНАЯ (лат. pausa, от греч. pauses – прекращение), в актерском искусстве одно из основных средств художественной выразительности.
Именно умелое использование пауз позволяет актеру (и всему актерскому составу спектакля в целом) достичь нужного темпо-ритмического течения спектакля, которое, в свою очередь, создает эмоциональное напряжение в зрительном зале и концентрирует внимание публики. В профессиональном театральном сленге существует устойчивое выражение «умение держать паузу», которое индексирует высокую степень актерского мастерства.
Паузы бывают текстовыми или пластическими. Разумеется, что во время любой такой паузы высокопрофессиональный актер не статичен психологически, он сохраняет и развивает напряженную внутреннюю жизнь своего персонажа. В частности, текстовой или пластической паузой актер часто отыгрывает т.н. «оценку» – живую спонтанную реакцию на происходящие события. В театральной практике существует устойчивое и обоснованное мнение, что именно оценка в первую очередь свидетельствует о профессиональном уровне актерского мастерства и степени одаренности актера.
Текстовая или пластическая пауза может быть поддержана постановочными эффектами: музыкой, светом, динамической перестановкой декорации и т.д., что еще больше усиливает эмоциональное напряжение сцены.
Умение держать паузу в разговоре
От словосочетания «пауза в разговоре» многие люди приходят в ужас, паузы ассоциируются у них со стеснением, растерянностью, неумением выразить свою мысль и страхом перед общением. Такие паузы действительно возникают, когда мужчина впервые идет на свидание с женщиной или когда очень надо заговорить с незнакомцем, но в голову, как назло, ничего не приходит. Назовем такие паузы пустыми и не будем путать их с остальными типами пауз, которых много и которые не губительны, а наоборот – незаменимы для беседы. Умение держать паузу в разговоре, когда это необходимо, – полезное умение, которому следует научиться каждому оратору.
Пустая пауза – это пробел, который нечем заполнить. Это единственный тип паузы, которого следует избегать, как огня.
Любая пауза, кроме пустой, несет смысл или выполняет определенную функцию: от пунктуационной (отбивка запятых) до художественной (нагнетание напряжения). Существует известное в театральных кругах выражение «МХАТовская пауза», введенное Станиславским. Держать паузу по Станиславскому означает долгую паузу, которую выдерживает артист на сцене, заставляя зал замирать и задерживать дыхание. Этот виртуозный прием актерской игры по плечу только выдающимся актерам, которые чувствуют зал и точно знают, как поймать момент для такой паузы и сколько ее держать.
Повседневные речевые паузы бывают следующих типов:
Пустота – не пустая
Можно долго обсуждать искусство держать паузу и ее чудесную способность оживлять речь, но все эти слова уйдут в молоко, если вы сами на практике их не проверите. Поэтому предлагаю эксперимент:
Вы только что прошли путь от полного отсутствия до обилия пауз разного уровня и можете судить, какой текст выразительнее, какой легче читать и какой вы сами слушали бы с большим удовольствием.
Без пауз речь становится бессмысленным набором слов, и это касается не только монологов из художественной прозы. Человеку, который тараторит, часто приходится повторять предложение, чтобы его поняли.
Еще раз обратите внимание на то, как вы прочли текст в первый раз, без пауз. Больше всего в этом прочтении пострадала интонация. Даже если вы очень постараетесь удержать интонацию, возникнет ощущение, что на нее не хватает времени, причем не только чтецу, но и слушателю для полноценного восприятия. Это еще одна причина правильно держать паузу при любой теме разговора – на ней держится интонация.
Как пользоваться паузой: советы и приемы
В предыдущем разделе мы рассмотрели паузы, которые делают речь осмысленной, логичной и выразительной. Чтобы овладеть ими в совершенстве, берите уроки правильной речи у профессиональных педагогов. Такие занятия есть в любой театральной школе, на курсах ораторского искусства и искусства ведения переговоров. Там же вы узнаете, как выступать на сцене, как правильно выражать мысли, как преодолеть закомплексованность, неловкое молчание и многое другое. Здесь же поговорим о том, как добиться превосходства в конфликтной ситуации с помощью паузы.
Рассматривая паузу как отсрочку или тайм-аут, можно извлечь из нее немалую пользу. Во время паузы можно собраться с мыслями, овладеть эмоциями и даже отбить атаку противника, который ожидает от вас немедленной эмоциональной реакции.
Простой способ не потерять лицо во время ссоры – не позволять эмоциям взять верх. Вы наверняка уже читали и слышали эту прописную истину много раз, но до сих пор думаете, что на практике это труднодостижимо. Все совсем не так тяжело, как кажется: секрет сдержанности заключается в том, чтобы тянуть время и не позволять себе молниеносно реагировать на события. Например, если вас пытаются оскорбить словом, цель обидчика – спровоцировать вас на аналогичное поведение, вывести из себя и заставить опуститься до таких же оскорблений. И действительно – кровь приливает к голове, в глазах вспыхивает злоба, вы уже готовы метать громы и молнии. В этот момент нужно просто не делать того, чего больше всего хочется. Скажите себе: «я сделаю это через минуту» и начните мысленный отсчет. По прошествии 60 секунд у вас гарантированно будет идея получше. Скорее всего, вы просто посмеетесь над обидчиком, чем сведете на нет все его потуги.
Точно так же можно использовать паузы в сложных переговорах: если вас провоцируют на поспешное решение и быстрый ответ, берите паузу и хорошенько взвешивайте все за и против. Если вы чувствуете, что находитесь под властью эмоции и не можете адекватно смотреть на ситуацию, берите паузу. Сильные эмоции непродолжительны, нужно только дать себе время остыть.
Мхатовская пауза: определение.
Такое выражение, как «мхатовская пауза», давно и прочно вошло в разговорную речь. Это словосочетание стало практически крылатой фразой или же – поговоркой, оно знакомо многим с раннего детства.
Его слышат в семье, на улицах, в телевизионных программах и начинают употреблять в собственной речи, даже не задумываясь о том, откуда пошло это выражение и что означает. Действительно, вроде бы все просто и понятно – «пауза». Однако, это не совсем так.
Как понимают это выражение?
Достаточно часто данное выражение используется в иносказательном смысле, с интонациями сарказма. В разговорной речи оно давно стало нарицательным и нередко выражает иронию или же прямой «стеб» над кем-либо, подчеркивает пафосную манеру поведения человека.
Что же это такое?
Ее можно выдержать как перед имеющей значение речью, именно к такому приему прибегают американские кинорежиссеры, так и после сказанного, этим вариантом пользуются многие отечественные постановщики.
Почему «мхатовская»?
Почему умение акцентировать внимание собеседника или же аудитории на конкретной сказанной фразе при помощи молчания стало называться именно «мхатовская пауза», а не как-либо иначе, точно сказать никто не сможет.
Существует версия, скорее даже легенда или байка, рассказывающая о том, что артисты МХАТа во времена Станиславского настолько владели мастерством держать паузу на сцене, что, не произнося ни единой реплики, заставляли зрителей рыдать и смеяться. Конечно, так это было или нет, утверждать не может никто.
Однако, в пользу данной версии говорит наличие в разговорной речи другого крылатого выражения. Речь о фразе: «Не верю!». Она приписывается Станиславскому, автору собственной методики преподношения спектакля зрителю, в которой, кстати, задействовались паузы. Станиславский и Немирович-Данченко были основателями Московского художественного. Соответственно, вполне логично, что если одно из словесных выражений великого российского режиссера и театрального деятеля вошло в массовую разговорную речь, то и другое может быть связано с мастерством артистов его театра.
Откуда пошло это выражение?
Аналогичные фразы существуют и в европейских языках. К примеру, в английском языке есть устойчивое выражение «theatrical pause». Смысл его полностью аналогичен фразе «мхатовская пауза». Переводится же устойчивый фразеологизм с языка Шекспира, как «театральная пауза».
В русском языке данная фраза возникла гораздо раньше, чем Станиславский организовал свой театр. Сначала она звучала как «красноречивая пауза». Это выражение было в обиходе в литературных и просветительских кругах, в народ оно не вышло. Каким выражением пользовались театралы, неизвестно, но на момент перехода русских артистических трупп от балаганов к представлениям на постоянной сцене, то есть в выстроенных для этого зданиях, в обиходе было просто слово «пауза». Само слово пришло в русский язык из немецкого, но когда именно это произошло, разумеется, установить невозможно.
На момент организации Московского художественного театра, в столичных театральных кругах в обиходе было выражение «чеховская пауза». Это словосочетание тоже не стало крылатым, устойчивым и не вошло в повсеместную разговорную речь.
Вероятно, это связано вовсе не с талантом артистов труппы Станиславского, а с тем, что после революции спектакли театра посещали красноармейцы, которые по окончании гражданской войны разъехались в разные уголки страны. Увезли они с собой и фразу «мхатовская пауза». А благодаря быстрому развитию информационных технологий и массовой ликвидации безграмотности в прошлом столетии, выражение ушло в народ и со страниц газетных полос.
Мхатовская пауза
Мхатовская пауза
Первый канал всю субботу 17 марта посвятил памяти Олега Табакова
Когда уходит такой человек, всё второстепенное, мелкое исчезает, остаётся главное – созданное им. Театр, роли, ученики. Его фильмы, показанные в этот день с плашкой «Любимый и народный», смотрелись совсем не так, как раньше.
Оказалось, что Искремас из «Гори, гори моя звезда» не просто роль романтика-режиссёра, а роль-клятва, роль-судьба. Табаков не сыграл, а прожил её, он создал театр, создал целую школу, воссоздал МХАТ – какие-то спектакли могли раздражать и даже возмущать, но он в очень трудное время поставил перед собой цель – вернуть зрителя в театр – и сделал это.
Когда Олега Павловича называют лицедеем, комиком с каскадом, всероссийским Матроскиным, это снижает его образ как великого артиста русского психологического театра. Да, он был безмерно, а иногда чрезмерно щедр в выразительных средствах, иногда «тянул одеяло на себя», но тот, кто в эти дни пересмотрел «Обломова» или вспомнил его роли в «Полётах во сне и наяву» или в «Случае с Полыниным», подтвердит, что Табаков был тончайшим, уникальным актёром мхатовской школы проживания.
«Без сострадания нет артиста», – говорил он своим ученикам. И Табаков не только играл, сострадая своим героям, он и в жизни действовал сообразно этому принципу. Потрясло то, что рассказала актриса МХТ Евгения Добровольская в посвящённом Мастеру выпуске «Сегодня вечером». Оказывается, он не только не ругал забеременевших артисток, так как они срывали планы постановок, но, напротив, делал доплаты работникам театра, имеющим детей. Такого нет ни в одном театре, да и на каком предприятии России это возможно? Табаков не только «стимулировал рождаемость», он материально поддерживал мхатовских стариков, как, например, Киру Николаевну Головко, которая прожила почти 100 лет. Он создавал театр-семью, где всё по справедливости.
Когда Олег Павлович за несколько лет до кончины очень серьёзно произносил пушкинское «Весь я не умру», он имел в виду, что продолжится в учениках, к которым относился как к своим детям. Воспитать столько замечательных артистов – подвиг великого театрального педагога.
Будем надеяться, что они достойно продолжат дело Учителя.
Мхатовская пауза
Работаю в одной организации напротив городского кладбища. Как то после работы выезжаю из ворот и вижу ко мне несется мужичок из «богемно-алкогольной» серии. Одной рукой ищу мелочь в кармане, другой опускаю стекло и готовлюсь выслушать стандартную историю про то как не хватает денег на хлеб-проезд. Ан нет! Мужичок мне сходу: сегодня беда со мной произошла, купил бутылку водки-разбил. Купил цветы на могилку матери и тут выдерживает воистину мхатовскую паузу. Тут уж я не выдерживаю, что говорю тоже разбил? Нет могилку матери не нашел!
Ну так и что в итоге: мужик попросил тебя сходить с ним на кладбище и поискать могилку матери?
Женский алкоголизм
Есть (или, точнее, уже была) у нас сотрудница. Девушка среднего возраста, пришла устраиваться на работу в чистой и опрятной одежде, общалась на собеседовании довольно хорошо, задавала правильные вопросы, в общем, работу она получила.
Поработала неделю и.
Звонит начальник склада и докладывает, что эта мадам не вышла на работу и на звонки не отвечает. Ну, х.з., может заболела, всякое бывает.
На следующий день заявляется её муж, забирает её вещи (по её звонку) и говорит, что она работать больше не будет. Ну, ок. бывает.
Через пару недель она приходит: «я болела, муж неправильно меня понял, я позвонила случайно по поводу своих вещей, ничего не знаю, хочу работать». Ну, думаю, хрен с тобой, золотая рыбка. Второй шанс у человека должен быть.
Отработала она ровно восемь дней. Работала хорошо, вопросов к ней не было. Вчера звонит.
«Меня покусала собака, когда я шла на работу, дайте мне денег на проезд к врачу». Хорошо, говорю, приходи, дам тебе денег на маршрутку (опустим вопрос про 60 р.на маршрутку).
Заходит в офис – правая щека синяя, под правым глазом фингал (видимо с левшой пообщалась), перегар сильный и наисвежайший (это в 10 утра).
Я не стал ей говорить о том, что собаки пьяных не любят…
Дал ей на проезд, она уехала. Приезжает через три-четыре часа, в еще более невменяемом состоянии – «дайте мне аванс, мне лекарство покупать надо».
На мой вопрос из разряда «а почему ты купила водку вместо лекарства и на какие деньги, если у тебя на проезд не было» получил ответ «не ваше дело, вы ничего не понимаете, сейчас куплю лекарство и завтра выйду на работу».
Честно говоря, мне стало интересно: вдруг действительно лекарство купит?))
Выдали ей небольшой аванс.
На работу сегодня она не вышла.
«Батюшка.»
На местном рынке был когда-то бар. Сидим со знакомым там, пьём пиво, курим. Тянем по сотке. А тут вдруг заходит мужичок в рясе. И говорит что он батюшка, бывший афганец, собирает деньги на храм.
Подошёл и снова рассказал кто он при всех. Больше я его в образе батюшки-афганца не видел.
Кстати такой же почти кадр у центрального рынка, где я грузчиком когда-то подрабатывал, когда на заводе зарплату задерживали или когда на сессию в универе уходил тоже сшибал подобным образом. Надев какие-то значки и рассказывая что он афганец. За что отгрёб от настоящего ветерана афганца очень не слабо. Значки оказались какой-то туфтой. Больше обоих «афганцев» сшибающих именно так не видел.
История алкаша или яблоко от яблони недалеко упало
Всем привет, дорогие пикабушники. На ночь глядя и на волне постов про алкоголиков, расскажу и я свою историю знакомства с алкоголиком.
В 2011 году отец берет на работу грузчиком дядю Витю. По первому взгляду дядя Витя был типичным алкоголиком, с которыми мне уже не раз приходилось работать ( я работал мне с ними и разгружал/загружал машины, плюс в моей обязанностью было следить за грузчиками, дабы ничего не стащили), но как оказалось внешность обманчива. Уже после начала работы и в процессе общения с дядей Витей я понял как глубоко я ошибался, встречая человека по одежке.
В одном из разговоров с ним я и узнал его судьбу (причем эти слова подтвердили и другие люди, знакомые с ним).
Дядя Витя окончил школу с серебряной медалью, решил не идти сразу в вуз, а пойти в армию (дело было в 80-х и тогда не предоставлялась отсрочка от армии), попал в Афганистан, там получил ранение, был награжден орденом Красной Звезды.
Вернувшись из армии, дядя Витя поступил в вуз в Волгограде, затем его окончил и женился.
В начале 90-х решил заняться бизнесом, в середине 90-х родился сын. Так и была бы у человека вполне себе нормальная жизнь, если бы не водка. Одно время дядя Витя решил забухать, да так сильно, что его бизнес прогорел, а от него ушла жена и уехала с сыном в неизвестное место, квартиру дядя Витя по какой-то причине умудрился потерять, поэтому пришлось дяде Вите искать себе новое жилье. Жил где придется, то на складе, где работал, то на точках по выпасу скота, то вообще приходилось бомжевать.
Ну а в конце 2000-х дядя Витя решил перебраться к родителям в родную станицу, где работал ночным сторожем, а затем попал работать к моему отцу
Про двух Зой и блинчики с творогом
Однажды утром он проснулся и сказал: «Зой, дай денег на бутылку на опохмел». Она привычно пробурчала, что сколько можно, когда напьешься уже наконец. «Последнюю, Зой, честное слово.»
Зоя схохотала, но денег дала.
Виктор купил бутылку, выпил и больше никогда ни при каких обстоятельствах не пил. Отрезало.
Не положили одного, уверенные, что мы на такое ни за что не позаримся. Блинчиков с творогом.
Просто блинов положили, творог стоял в холодильнике, а блинчиков с творогом нам в запаре не сделали. Вот таких, квадратненьких, золотистых, поджаристых и хрустящих.
В разгаре светской беседы родительницы с ужасом узрели процессию из детской в ночнушках.
Мы вошли в комнату, вытолкнули вперед младшую и я ткнула пальцем в тарелку с блинчиками: «А Анютка вот ЭТОГО хочет!»
Мне этот случай мать с теткой до сих пор припоминают: «Почему ты не сказала «блинчиков»? Вы выглядели как лишенцы. Так, как будто первый раз в жизни блины увидели, благодаря тете Зое, и не знаете, как они называются. О нас точно подумали, что мы вас на одной картошке держим. Позорище ужасное».
А вот не надо лишать детей блинчиков с творогом.
Вот примерно так мы и выглядели в то время: