Что такое мхк в школе

Мировая художественная культура

Что такое мировая художественная культура

Мировая художественная культура (МХК) — это вид культуры, выступающий в качестве ее устойчивого компонента и содержащий в своей основе образно-символическое воспроизведение ценностей культуры, созданных людьми, а также живой и неживой природы через творческую деятельность.

Это понятие заключает в себе все художественное наследие человечества, созданное в различные исторические периоды.

Ее основу составляют три элемента, которые обеспечивают функционирование культуры: производство, распространение и потребление художественных ценностей.

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.

Развитие художественной культуры носит исторический характер, обусловленный особенностями того или иного общества и эпохи.

Что включает в себя МХК

У каждого вида искусства есть свой уникальный язык, воплощенный в художественных формах и символах. В своем историческом развитии искусство из первобытного синкретизма преобразилось в профессиональные и самостоятельные формы художественного творчества. Взаимодействие разных видов искусств составляет основу становления и художественной культуры.

Особенный интерес в изучении исторических эпох прошлого вызывает материально-духовное искусство, ставшее частью мировой художественной культуры. К нему можно отнести следующие виды творчества:

Исторические периоды

Культурная картина мира с каждой эпохой создает свои уникальные символы и знаки, опираясь на эстетические и художественные потребности общества. Каждый исторический период — это определенный отрезок художественного развития человечества, обладающий самостоятельной ценностью, неповторимостью и непреходящим значением.

Исследователи культуры и искусства выделяют следующие периоды исторического развития МХК:

Влияние мировой художественной культуры на общество

Одним из основных компонентов МХК является потребление художественных произведений. Этот элемент включает в себя восприятие произведения искусства как ценности, сопровождающееся эмоциональными переживаниями. Отношение общества к искусству и осознание его значимости формируется в зависимости от социальной среды, уровня общественного развития, образования и доминирующей системы ценностей.

В развитых странах уделяют большое внимание художественному и эстетическому воспитанию людей, формируя у них уважительное отношение к искусству и понимание его вечных ценностей.

Мировая художественная культура меняет свой облик от эпохи к эпохе, но основу ее составляют великие и бессмертные произведения, которые не теряют своей актуальности с течением времени. Художественная культура постоянно взаимодействует с человеком и влияет на него, даже если он этого не осознает. Произведения искусства активно участвуют в формировании духовного мира личности, подводят ее к созидательной деятельности и расширяют кругозор.

Являясь неотъемлемой частью духовной культуры общества, художественная культура становится для общества устойчивым стержнем, потребность в котором обусловлена способностью культуры выступать в роли духовной опоры для человека и общества.

Важность изучения МХК в школе

Во второй половине прошлого века по инициативе советского педагога Лии Предтеченской МХК стали преподавать школьникам, а с 1988 года этот предмет стал обязательным для старших классов.

В рамках учебной программы учащиеся изучают основы художественной культуры и приобщаются к мировому культурному наследию. Это позволяет школьникам лучше понять исторические события прошлого в контексте культурного и духовного развития общества в конкретный временной период.

МХК воспитывает хороший вкус, расширяет кругозор, вдохновляет человека на творческую и созидательную деятельность. Художественная культура хранит в себе уникальность и своеобразие духовного и эстетического опыта, обобщает человеческие представления об искусстве и выстраивает цельную историческую картину культурного развития.

Источник

Современный урок. Мировая художественная культура

Что такое мхк в школе. Смотреть фото Что такое мхк в школе. Смотреть картинку Что такое мхк в школе. Картинка про Что такое мхк в школе. Фото Что такое мхк в школе

Сборник представляет собрание методических материалов, советов, комментариев, адресованных преподавателям курса «Мировой художественной культуры», учителям гуманитарных предметов, а также администрации образовательных учреждений.

Оглавление

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Современный урок. Мировая художественная культура предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Курс «Мировая художественная культура» в образовательной программе школы

МХК в учебном плане школы

Место и роль курса «Мировая художественная культура» в учебном плане школы, методика его реализации в значительной мере обусловлены следующими факторами:

• МХК — молодой предмет, его история насчитывает около 30 лет. Это означает, что в отличие от большинства школьных дисциплин «формат» курса, его педагогические задачи и методические требования еще только формируются. Следствием этого является отсутствие согласованности в подходах к его изучению и слабая разработанность требований к современном уроку;

• в настоящее время название курса «Мировая художественная культура» не связано с какой-либо конкретной авторской программой и используется для любых программ, так или иначе повествующих об искусстве. Более десяти программ имеют гриф «Рекомендовано Министерством образования РФ» или «Допущено Министерством образования РФ». Эта ситуация неизбежно ставит педагога (администрацию ОУ) перед проблемой обоснованного выбора образовательной программы курса;

• курс МХК существует в разных «состояниях»: как предмет базового учебного плана, как факультативный курс или элективный курс, как предмет по выбору, что предполагает возможность его вариативного включения в школьное расписание. Вместе с тем весьма существенно различаются возрастные границы реализации курса: преподавание МХК может осуществляться с 6-го по 11-й класс.

Из всего вышеизложенного становится ясно, что настало время осознать место курса в школьном расписании, разработать методики его преподавания, соответствующие типам программ и возрасту учащихся.

Очевидно, что этот комплекс серьезных проблем предстоит решать не только преподавателю курса МХК, но и администрации школы, поскольку они вместе оказались, в известном смысле, заложниками непростой ситуации.

Данные методические рекомендации призваны обозначить самые общие требования и подходы к урокам мировой художественной культуры, оказать профессиональную педагогическую и методическую поддержку преподавателям курса, заместителям директора ОУ по учебной (воспитательной) работе. Педагогическая рефлексия окажется действенным инструментом коррекция образовательного процесса только в том случае, если целесообразность и эффективность урока МХК будет рассматриваться и оцениваться в культурологическом контексте современного образования и с учетом специфики самого предмета МХК.

Специфика учебного предмета

Учебный предмет «Мировая художественная культура» принадлежит к образовательной области «Искусство». Он является одним из ведущих школьных курсов, позволяющих эффективно реализовывать идеи современной философии образования, которая рассматривает образование как процесс вхождения в культуру, как процесс освоения культурного наследия, выработанного человечеством в ходе всей истории.

Специфика любой школьной дисциплины определяется ее целевыми и ценностными установками. На первый взгляд «Мировая художественная культура» может быть отнесена к тем курсам, предметом которых в той или иной степени являются произведения искусства. Однако его своеобразие заключается в том, что перед педагогом стоит не только задача изучения искусства, так сказать трансляция «готовых» знаний: предоставление информации о жизни и творчестве великих мастеров, рассказы об истории создания и бытовании художественных произведений, погружение в технологию творчества. В фокусе педагогического внимания в первую очередь оказывается личность школьника, претерпевающая глубинные изменения под воздействием общения с искусством.

Осознание специфики учебного предмета означает, что основные усилия педагога должны быть направлены на создание:

1) комфортной для ребенка развивающей среды;

2) организационно-педагогических условий, обеспечивающих развитие и личностный рост ученика.

Искусство в курсе МХК рассматривается как:

• уникальный педагогический инструмент целостного и гармоничного развития личности (при этом искусство не утрачивает своей специфической природы, не превращается в «дидактическое пособие»);

• пространство, в котором школьник не только получает возможность культурной самоидентификации, но и обретает полноценный опыт существования в культуре, максимально полно реализует свой природный потенциал, вырабатывает разнообразные модели жизненного поведения.

Методика преподавания курса «Мировая художественная культура» должна соответствовать всем общим требованиям, которые предъявляются к преподаванию школьных дисциплин. Вместе с тем необходимо отметить и некоторые особенности, диктуемые спецификой самого предмета. При организации урока необходимо помнить, что любое занятие ориентировано на стимулирование самовыражения ученика, на его активное включение в познавательную, эмоционально-ценностную и преобразовательную деятельность. В соответствии с этим должны измениться приоритеты урока — с создания оптимальных условий для усвоения знаний на организацию диалога с произведениями искусства и программирование такой деятельности учащихся, которая помогает освоить пласты культуры через их «проживание» и сопереживание.

Такой подход позволит дать ученику опыт существования в культуре, выработать собственный взгляд на разнообразные тексты культуры, ощутить себя наследником мировых цивилизаций, увидеть современный мир как средоточие различных культурных пластов, доступных освоению, в которых каждый может ориентироваться и выбирать нужное в конкретной жизненной ситуации.

Формирование собственного мнения и отношения к произведениям искусства возможно только при непосредственном обращении к ним, в процессе вдумчивого рассматривания, прочтения, размышления. Произведения, о которых пойдет речь на уроках искусства, должны быть представлены литературными текстами, слайдами, иллюстрациями на электронных носителях (компакт-дисках), аудиозаписями музыкальных произведений (или их фрагментами).

Цели и задачи курса

Ценностная направленность предмета «Мировая художественная культура», своеобразие его образовательной и воспитательной составляющих обусловили цели и задачи как курса в целом, так и каждого отдельного урока.

Цель курса может быть сформулирована следующим образом: дать необходимые теоретические знания и практические навыки «вхождения» в культуру, которые будут способствовать трансформации образовательного процесса в процесс освоения историко-культурного наследия, воспитания «человека культуры».

Задачи курса, тесно связанные между собой, должны последовательно реализовываться в ходе занятий независимо от выбора конкретной программы МХК. Задачи эти таковы:

• создать организационно-педагогические условия для комфортного освоения учащимися богатства мировой художественной культуры, для накопления опыта исследовательской деятельности при работе с памятниками культурного наследия;

• раскрыть личностно-значимый для каждого школьника характер великих произведений мирового историко-культурного наследия; показать их современное звучание и непреходящую ценность для всех времен;

• показать возможности искусства как уникального способа познания и освоения окружающего мира, дать опыт его использования в образовательной деятельности;

• познакомить учащихся со спецификой текстов культуры (особенностями художественного языка), содействовать формированию навыков их освоения;

• дать опыт диалогового взаимодействия с памятниками культуры, который позволит учащимся стать грамотными читателями, зрителями, слушателями, посетителями музейных и концертных залов, выставок, участниками art-мероприятий;

• научить спокойно и уверенно чувствовать себя в музейном и городском пространстве, понимать основные принципы работы с разнообразными артефактами;

• подготовить школьников к осознанию значимости и необходимости формирования собственной точки зрения на факты, явления, проблемы; помочь обрести умение высказывать собственные версии, гипотезы, предположения и обоснованно, доказательно отстаивать их;

• помочь формированию навыков использования всего пространства мировой культуры как ресурса решения жизненных проблем, в том числе в ситуациях, не имеющих жизненного аналога.

Прогнозируемые образовательные результаты

В процессе работы ученик приобретает опыт:

• самоидентификации в пространстве культуры;

• исследовательской работы в пространстве культуры;

• создания собственных текстов культуры, формирования собственных версий, трактовок, предположений, гипотез и их аргументации.

В результате адекватной реализации программы курса МХК создаются эффективные условия для достижения следующих результатов:

формируется общекультурная компетентность ученика, его умения:

— определять собственные интересы в области культуры, предпочтительные виды творческой деятельности;

— определять и формулировать свое отношение к событиям и людям;

— определять свои жизненные приоритеты, формулировать их и выстраивать иерархию ценностей на основе освоения ценностей культуры;

— совершать самостоятельный выбор стратегий поведения в нестандартных жизненных ситуациях и нести ответственность за него (на основе соотнесения своего поведения с архетипическими моделями);

— рассматривать жизненные явления и ситуации не только в рамках научного мировоззрения, но и с точки зрения инонаучных систем (искусства, религии);

— осуществлять рефлексию процессов внутреннего развития, связанных с освоением культурного наследия человечества;

— определять свое место среди различных этнонациональных, религиозных, культурных групп;

— ориентироваться в пространстве мировой художественной культуры, взаимодействовать с различными объектами культурного наследия;

— воспринимать и понимать языки различных видов искусства (быть читателем, зрителем, слушателем);

— создавать собственные тексты культуры, реализуя личные эмоциональные, духовные и познавательные потребности;

— ориентироваться в городском и музейном пространстве (знакомом и незнакомом);

формируется коммуникативная компетентность ученика, его умения:

— формулировать и аргументированно излагать свое мнение (в том числе об объектах культурного наследия);

— вербализовать свои ощущения, чувства, эмоции;

— вступать во взаимодействие с представителями различных общественных, национальных, религиозных групп;

— конструктивно участвовать в дискуссии с теми, кто придерживается иных взглядов;

формируется информационная компетентность ученика, его умения:

— обоснованно выбирать информационные источники в зависимости от специфики необходимой информации;

— работать с различными источниками информации (визуальными, вербальными, аудиальными, тактильными) с учетом их специфики;

— обобщать информацию, полученную с помощью различных источников информации и органов чувств;

— использовать богатый образовательный потенциал компьютерных программ, технологий, инструментов;

формируется социальная компетентность ученика, его умения:

— планировать различные формы собственного досуга;

— творчески преобразовывать и делать личностно-комфортной окружающую среду (в образовательном учреждении и дома);

— самостоятельно вырабатывать социальные модели поведения, позволяющие чувствовать себя комфортно в различных социальных средах.

Также достигаются и иные педагогические эффекты:

— накопление опыта пространственной ориентации, чувственного и кинестетического восприятия мира;

— развитие внимания, творческих способностей личности, мобильности и креативности мышления;

— формирование предметных навыков и умений интерпретировать метафорический язык художественных произведений, выделять главное и второстепенное, понимать взаимосвязь искусства с другими видами деятельности человека, осознавать себя хранителями и наследниками культур прошлого и творцами современной культуры.

Источник

Что такое мхк в школе

Что такое мхк в школе. Смотреть фото Что такое мхк в школе. Смотреть картинку Что такое мхк в школе. Картинка про Что такое мхк в школе. Фото Что такое мхк в школе

Понятие культура. Принципы изучения художественной культуры.

Мировая художественная культура – целый перечень научных дисциплин:

— история искусства (а также его философия и психология)

— эстетика (изучение форм прекрасного в художественном творчестве)

— культурология (комплекс исследований культуры в целом)

— культурная этнография (наука, изучающая материальную и духовную народов-этносов)

— семантика культуры (изучение культурных объектов с точки зрения выражаемого ими смысла)

— семиотика культуры (рассмотрение культуры как системы знаков)

— герменевтика (изучение принципов трактовки и истолкования культурных объектов)

— онтология культуры (взаимосвязь культуры и универсальных законов бытия)

— эпистемология культуры (изучение форм познания, основанных на культурном наследии)

— аксиология (рассмотрение утверждаемых культурой ценностных ориентиров)

Что такое культура? Латинское происхождение слова отсылает нас к существительному colere «взращивание», «возделывание». Но единого определения нет.

Классификация определений понятия «культура» испанского культуролога Альберта Кафанья.

1) определения, отталкивающиеся от понятия социального наследия (Эдвард Сепир: «культура есть любой социально унаследованный элемент человеческой жизни — как материальной, так и духовной»)

2) определения, отталкивающиеся от понятия научаемых форм поведения (Джулиан Стюарт: «Культуру обычно понимают как приобретенные способы поведения, передающиеся социально. »)

3) определения, опирающиеся на понятие идей (Джеймс Форд: «. культура может быть в целом определена как поток идей, перетекающий от индивида к индивиду посредством символического поведения, вербального обучения или имитации»)

Культура – это совокупность социально наследуемых материальных и духовных элементов человеческой жизни: физических объектов, создаваемых человеком, трудовых навыков, поведенческих норм, эстетических образцов, идей, а также умение их сохранять, использовать и передавать потомкам.

Такое разделение правомерно, но принимать его как безусловную истину не стоит. На это указывает, например, русский философ Николай Бердяев: «Всякая Культура (даже материальная Культура) есть Культура духа, всякая Культура имеет духовную основу — она есть продукт творческой работы духа…». Иными словами, всякая материальная культура имеет своей причиной духовную культуру, а следствием то или иное духовное же состояние. Скажем, мобильный телефон, имеющийся у каждого из Вас – объект материальной культуры, но его существование возможно лишь благодаря культуре духовное (область науки), а его результатом является Ваше духовное состояние (например, феномен смс-мышления).

— «потребление» произведений искусства (слушателями, зрителями, читателями).

Очевидно, что первые три из этих составляющих предполагают профессиональную вовлеченность в художественную сферу (в роли художника (в широком смысле этого слова), искусствоведа, критика). Четвертая же касается непосредственно нас с Вами.


Задача курса МХК
: обретение человеком статуса «компетентного» потребителя( зрителя, читателя, слушателя), обладающего определенными познаниями в области искусства и пониманием закономерностей, согласно которым искусство существует и развивается.

Когда речь идёт о научных дисциплинах велика вероятность того, что историал совпадет с точкой, обозначающей состояние современного человечества. Т.е., скажем, физику мы будем изучать, исходя большей частью из современных тезисов, выдвигаемых этой наукой. Т.е., научный историал безличен и более или менее неподвижен: мы анализируем физические гипотезы, выдвинутые в 4 в. до н.э. (например, идею атомов за авторство Демокрита) и молекулярную теорию 19-го века исходя из одних и тех же научных данных, принадлежащих веку 21-му.

Источник

Мировая художественная культура

Автором предмета была Лия Михайловна Предтеченская, начавшая преподавание курса МХК в ленинградской школе № 397 в 1960-х годах. По её же инициативе началось внедрение курса в школьную практику. Решением Министерства Просвещения РСФСР с 1977 года курс МХК преподавался как экспериментальный вариант обязательного предмета в старших классах общеобразовательной школы, а с 1988 года — уже как обязательный учебный предмет в старших классах общеобразовательной школы.

В начальной школе преподаются основы предмета, родное искусство. В 5—6 классе преподаётся художественная культура древнего мира. В 7 классе преподаётся художественная культура Средневековья. В 8 классе художественная культура неевропейских стран. Может также преподаваться русская художественная культура. В 9 классе преподаётся мировая художественная культура XX—XXI веков. В 10—11 классах идёт повторение изученного и более глубокое изучение пройденного в 5—9 классах. В высших учебных заведениях предмет изучается глубже по регионам и странам.

Связанные понятия

Упоминания в литературе

Связанные понятия (продолжение)

Всероссийский конкурс научных работ школьников «Юнио́р» (сокращённо Конкурс Юниор) проводится по основным направлениям естественнонаучных, технических и медико-биологических знаний в рамках пяти секций: математика, физика и астрономия, информатика, биология и экология, химия. Проводится Национальным исследовательским ядерным университетом «МИФИ» при участии Минобрнауки РФ и Государственной корпорацией по атомной энергии «Росатом». Генеральным спонсором является компания INTEL. Принимают участие школьники.

Источник

Искусство ставить вопросы: что мешает МХК стать важнейшим предметом в школе

О том, почему школьный предмет «Мировая художественная культура» заслуживает гораздо большего, чем статус дополнительной дисциплины.

Обычно уроки МХК сводятся к тренировке памяти. Упражнения с картинками и подписями учат отвечать на простейшие вопросы — кем, когда и где было создано художественное произведение. Как от набора массы знаний переключиться на их функциональное использование, почему актуальность МХК растёт с каждым годом и зачем привлекать методы математиков на уроках истории искусства, нам рассказала Анастасия Лосева.

Одно решение для трёх парадоксов

Читайте также :

Прежде чем войти в класс, учителю МХК приходится распутать для себя плотный клубок проблем. В первую очередь, парадоксален сам формат школьной «мировой художественной культуры»: при том, что в расписании эта дисциплина появляется не чаще одного раза в неделю, ученикам на ней предлагают запомнить чрезвычайно большое количество фактов. И это исходная причина выхолащивания предмета, который грозит превратиться для детей в абстрактную средневековую «сумму», абсолютно лишённую личной включённости. Это происходит очень естественно, поскольку чем меньше часов отводится учителю, тем больше информации он торопится дать.

Времени на то, чтобы ребята пережили сопричастность искусству, ощущение не отстранённого, а принадлежащего им знания, уже не остаётся.

Но стоит посмотреть на содержание урока, как в глаза бросается ещё более странная проблема — совершенно не понятно, как в этой гуманитарной области формулировать вопрос. Тогда как математике, химии или физике дети учатся, самостоятельно решая задачи, проводя опыты и лабораторные работы, какие задачи может поставить перед ними история искусств?

И если эти неразрешенные проблемы учителя тяготят, то междисциплинарная природа МХК окончательно погружает его в состояние растерянности. Материал уроков должен касаться не только пластических искусств, но и музыки, и зарубежной литературы.

Но даже когда мы добросовестно стараемся не упустить эту многоликую суть, чрезвычайно сложно связать её с конкретными темами уроков.

Что такое мхк в школе. Смотреть фото Что такое мхк в школе. Смотреть картинку Что такое мхк в школе. Картинка про Что такое мхк в школе. Фото Что такое мхк в школе

Само появление МХК в школе — настоящий педагогический вызов.

Получается, что само появление МХК в школе — настоящий педагогический вызов. Каждый справляется с ним по-своему. На онлайн-курсе Лекториума я предлагаю собственный метод максимально честной работы в предложенных обстоятельствах: заняться придумыванием заданий. Научиться этому легко и совершенно необходимо: благодаря заданиям и преподаватель, и дети начинают воспринимать историю искусств как живой материал, из которого можно что-то создать самому. А какие вам удастся найти внутренние связи в мировой художественной культуре, зависит от вашей фантазии и типов задач. Оказывается, их может быть очень много.

Это может быть интересно :

Чтобы оценить важность задач для МХК, достаточно заметить, как фундаментально они меняют атмосферу урока. Обычно я стараюсь уйти от системы взысканий, когда ребёнка может останавливать страх неправильно переставить картинки, и предлагаю искать ответ не индивидуально, а в небольших группах. Из этого неизбежно рождается неформальное обсуждение:

А в результате получается, что на занятиях ребята самостоятельно выполняют крошечный элемент исследовательской работы.

Эта мелочь очень существенна, потому что современная доступность информации развивает в детях склонность к общей поверхностности. Они привыкают к тому, что ключ всегда очень просто достаётся. А чтобы совершенствовать навыки мышления, нужно докапываться до глубоких ответов.

Учителю же задания заметно восполняют недостаток времени. Представьте, что вы рассказываете про античность. Разумеется, 45 минут не хватает, чтобы успеть осветить также античную традицию, живущую и в современной культуре. Тут вас и выручают задания: таким способом, не читая лекцию об античной традиции в творчестве Пикассо, можно немножко эту тему приоткрыть. И так в каждом направлении: вместе изучив Византию, просим самостоятельно отличить современные мозаики от средневековых, погружаясь в готику, даем задания на витражи как вид искусства.

А вот и пример того, как можно исследовать региональные и исторические особенности храмов.

Страх и хитрость уроков в музее

Это может быть интересно :

И всё же едва ли не важнейшим элементом для предмета МХК остаются уроки в музее.

Для многих стран посещения музея учителем с детьми давно стали приятной, а главное — обычной практикой. Скажем, в Испании такие группы пускают совершенно бесплатно. Для нас же, к сожалению, пока это очень сложный процесс.

Сперва, по нормам безопасности, для школьной группы нужно определить сопровождающих. И если раньше ими могли быть волонтеры из родительской среды, то сейчас это разрешено только работникам школы. Стоит ли говорить, как сложно найти свободных учителей, которые в удобное для вас время поедут в музей?

Затем, попав на место, вы сталкиваетесь с требованием дополнительной оплаты за то, чтобы провести в стенах музея для класса свою лекцию. То есть учитель заранее помещается музейщиками в роль конкурента, несущего ересь и попусту заполняющего залы.

Но мы все обязаны идти по этому трудному пути. Чтобы дети встретились с памятниками, стоит решиться на хитрость. Подробно об иезуитских способах проникновения в музей я расскажу на курсе, но ключевой момент в них один — нужно перевести школьную экскурсию в формат контрольной работы.

Всё гениальное просто: вы заранее распределяете с детьми какие-нибудь пары для сравнения из одного или нескольких залов. После чего у музейных работников не остаётся возможности сказать вам слово поперёк — ваши дети тихо ходят и пишут на листочках. А тем временем вы достигаете желаемого результата, потому что они вдумчиво общаются с определённой группой памятников и при этом видят достаточно большой художественный контекст.

Что такое мхк в школе. Смотреть фото Что такое мхк в школе. Смотреть картинку Что такое мхк в школе. Картинка про Что такое мхк в школе. Фото Что такое мхк в школе

Всё гениальное просто: нужно перевести школьную экскурсию в музее в формат контрольной работы.

Школьники относятся к контрольным работам серьёзно, стараются описать больше деталей — а чтобы их заметить, приходится многократно возвращаться к одному объекту. Это учит ребят, растущих в современной культуре клипового сознания, тому, что произведения искусства нужно смотреть долго. Поэтому, конечно, нужно стремиться ездить на архитектурные объекты и ходить в музеи. Только тогда история искусства воспринимается как живой предмет и увлекательная наука, а не странный труд учёных, сидящих в пыльных кабинетах.

Из школы в профессию и обратно. Кто удовлетворит растущий спрос на знания?

Читайте также :

На мой взгляд, очень важно рассказывать о профессиях, связанных с искусством — искусствоведах закупочной комиссии, галерейщиках, кураторах. Если есть возможность, здорово будет пригласить реставратора иконописи, когда вы рассказываете про иконы.

Поэтому важно открывать этот предмет для всех, объяснять, что есть разделы истории искусств, которые теснейшим образом связаны с другими дисциплинами, например с химией, физикой и ручным трудом.

Что такое мхк в школе. Смотреть фото Что такое мхк в школе. Смотреть картинку Что такое мхк в школе. Картинка про Что такое мхк в школе. Фото Что такое мхк в школе

Очень важно рассказывать не только о самом искусстве, но и профессиях, с ним связанных.

Поднять учебный интерес к МХК у способных детей на уровень первичной профессиональной увлечённости помогли бы специализированные конкурсы или летние школы, но их пока нет. Пожалуй, единственной соревновательной площадкой для нас остается Всероссийская олимпиада школьников. На ней я замечаю оптимистичную тенденцию последних лет: задания от проверки случайного нахватанного знания уходят в сторону анализа. Это один из важнейших показателей развития предмета: педагогическая экспертная оценка начинает работать лучше. Но до появления профессионального сообщества нам всё ещё далеко.

Во многом поэтому преждевременен и разговор о ЕГЭ по МХК. Учителя предметов-аббревиатур пока не вырабатывают общих критериев оценивания и методов контроля знаний. И главная причина этому — критическое отсутствие кадров.

Кто из них достаточно квалифицирован, чтобы дать детям понимание базовых архетипов сознания, научить видеть связи в различных мировоззрениях?

Между прочим, наша культура уже давно не вербальна, люди с каждым годом получают всё больше информации с помощью визуальных каналов. Так что предмет МХК сейчас должен быть очень и очень востребован, только этого почему-то никто пока не понимает. Мы только по привычке продолжаем говорить, что у нас литературоцентричное сознание, как у людей XIX века. На самом деле это далеко не так: мы постоянно заняты восприятием и истолкованием визуальных образов.

Получается два разных текста: картинка, ощущение от которой нужно выразить на языке с вербальным кодом. Этому переводу, оказывается, теперь очень сложно научиться. Раньше мы этого не чувствовали. И тут нет никакого другого пути, кроме как пробовать делать это снова и снова.

2 декабря 2015, 12:10
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *