Что такое межзубный сигматизм
Что такое межзубный сигматизм
Ожидайте
Перезвоните мне
Ваш персональный менеджер: Маргарита
Ответственная и отзывчивая! 😊
Сигматизм – это дефект звукопроизношения свистящих (С, З, Ц) и шипящих (Ш, Ж, Ч, Щ) звуков.
Нужны занятия с логопедом?
Речевые нарушения у детей встречаются все чаще и чаще, при этом эта тенденция весьма вероятно сохранится и в ближайшие годы. В норме к 3-4 годам дети уже умеют правильно произносить мягкий и твердый звук [С], но если этого нет и наблюдается не правильное звукопроизношение, то такое нарушение называется сигматизмом. Это один из наиболее часто встречающихся дефектов в логопедической практике.
Сигматизм – это дефект звукопроизношения свистящих (С, З, Ц) и шипящих (Ш, Ж, Ч, Щ) звуков. Относится к фонетическим нарушениям. Дефект звукопроизношения и его точная форма диагностируются в ходе обследования устной речи. При этом дети часто заменяют свистящие и шипящие звуки другими – такое нарушение называется «парасигматизмом».
Основные причины возникновения
Возникновение сигматизма может происходить у детей в период физиологической смены зубов. В частности, при выпадении молочных зубов кончик языка может занимать межзубное положение, что и приводит к шепелявости. В ряде случаев проблема исчезает самостоятельно, но когда есть стойкое нарушение, то требуется соответствующая логопедическая коррекция.
Причин возникновения этого дефекта может быть несколько. При этом не всегда удается точно определить тот патологический фактор, который стал причиной сигматизма.
Выделяют несколько основных причин сигматизма:
В ряде случаев сигматизм может иметь органическую природу возникновения, например, бульбарный паралич, парезы мышц рта, неврит, а также нарушения актов глотания, жевания и кусания.
Симптоматика
Неправильное произношение свистящих и шипящих звуков детьми – это абсолютно нормальное явление, потому что детская речь априори не может быть изначально правильной. Наличие дефектного произношения детей является показателем нормы, но только в возрасте до 4 лет – это называется физиологическим косноязычием. Если же проблема есть после 4 лет, то у ребенка диагностируется сигматизм.
К основным симптомам этого дефекта относятся следующие признаки:
Основные виды сигматизма
Классификация этого дефекта основывается на физиологических аспекта метода звукопроизношения.
Выделяют следующие типы:
Межзубный. Кончик языка занимает позицию между нижними и верхними резцами. Наблюдается шепелявое звучание при произношении звуков (вместо С произносится звук, похожий на английскую T).
Для сигматизма также характерно, что некоторые его формы могут присутствовать одновременно, что в значительной степени усложняет коррекцию.
Диагностика
Чтобы определить сигматизм у детей, а также диагностировать ее точную форму, нужно проводить логопедическое обследование.
Коррекция сигматизма
Логопедическая коррекция этого дефекта предполагает использование различных методик. При этом большое значение имеет конкретная форма нарушения. В частности, коррекция бокового сигматизма занимает больше времени, чем исправление носового или межзубного сигматизма.
Проводится артикуляционная гимнастика, которая включает в себя следующие виды упражнений:
Другой вид упражнения – имитация процесса жевания.
Упражнения на укрепление языка:
При наличии показаний проводится логопедический массаж (точечный, мягкого нёба). Можно проводить точечный массаж артикуляционных мышц по методу Л.А. Щербаковой.
Постановка и автоматизация звука
Следующий этап коррекции – это постановка звуков. Она может проводиться разными способами: по подражанию, работа с зеркалом, а также с помощью инструментов (зондов или зондозаменителей). Базовый звук для постановки всех свистящих – это С, для шипящих – Ш.
Когда мы добились правильного произношения звуков в изолированном положении, можно переходить к закреплению, т.е. к автоматизации. Проводится автоматизация звуков в слогах (прямых, обратных, со стечением согласных), в словах, в словосочетаниях, в предложениях, в стихах и в связной речи.
Если сигматизм – это часто другого сложного дефекта речи, то проводится одновременная работа над другими сторонами речи: лексикой, слоговой структурой, просодикой и т.д. Обратите внимание, что в ряде случаев, помимо логопедической коррекции, может требоваться медицинская помощь. В частности, если причиной речевого дефекта является неправильный прикус, то ребенку показано ношение специальных брекетов или капп. Если нарушено свободное дыхание, то проводится удаление аденоидов и т.д.
Коррекционная работа проводится логопедом-дефектологом. Для лучшего закрепления результата, упражнения нужно также проводить в домашних условиях. Здесь важна роль родителей, которые должны следить за правильным произношением звуков своих детей. Точные сроки коррекции назвать сложно, ведь все зависит от конкретной формы сигматизма и сопутствующих факторов.
Постановка свистящих звуков
Дети начинают правильно произносить свистящие звуки к 3-4 годам. Но все чаще мы сталкиваемся с тем, что у детей возникают проблемы с артикуляцией, в результате чего они неправильно произносят С и другие свистящие звуки. Они могут заменять их на другие, произносить межзубно, либо при произношении язык пропускает воздух через боковые края – в итоге мы слышим какие-то хлюпающие звуки, а иногда эти звуки и вовсе опускаются.
Если не предпринять соответствующие меры, то речевой дефект сохранится и во взрослой жизни. Чем раньше начата коррекция, тем проще будет избавиться от нарушений речи, поэтому не нужно откладывать поход к логопеду на потом.
Необходимость постановки правильного произношения свистящих звуков
Нарушения речи, которые появились в детском возрасте, во взрослой жизни могут привести к серьезным сложностям в общении. Крайне важно поставить правильное произношение свистящих и других групп звуков, чтобы избежать проблем в коммуникации.
Как правило, неправильное произношение каких-либо звуков является нормальным явлением для детей до 4 лет. Это понятно, ведь правильное произношение не дано нам с рождения – это умение нужно развивать. Но если после 4 лет проблемы остаются, то в случае с шипящими и свистящими звуками, речь идет о таких нарушениях, как сигматизм и парасигматизм.
Сигматизм – это неправильное произношение свистящих и шипящих звуков в мягкой и твердой форме (фактически эти звуки отсутствуют в речи ребенка). Если ребенок заменяет эти звуки другими, то здесь речь идет о другой форме нарушения – парасигматизме. Эти дефекты приводят к тому, что при произношении слов ребенок допускает грубые ошибки, в результате чего окружающим становится трудно его понять (особенно при боковом сигматизме, который является одной из самых сложных форм данного дефекта). На фоне этого развиваются психоэмоциональные проблемы ребенка, он может замыкаться в себе и испытывать серьезные проблемы с коммуникацией, что приводит к заниженной самооценке.
В частности, из-за неправильного произношения может быть такое нарушение как дисграфия – расстройство письменной речи, которое заключается в специфических повторяющихся ошибках во время письма (замена, перестановка букв и т.д.).
Артикуляционная гимнастика
Постановка свистящих звуков предполагает сложный процесс, который включает в себя несколько этапов. Для произношения этих звуков необходимы точные движения языка, в которых участвуют кончик, спинка и боковые края языка. Важны точные движения нижней челюсти, губ, а также формирование правильной воздушной струи (она должна двигаться посередине языка и быть достаточно сильной).
Для этого проводится специальный комплекс артикуляционных упражнений. Вот несколько примеров таких упражнений для губ:
Упражнения для языка:
Дыхательная гимнастика
Дыхательная гимнастика обучает ребенка правильному выдуванию струи воздуха из легких. Для примера приведет несколько упражнений:
Постановка свистящих звуков с помощью подражания
Подражание – это один из самых действенных способов постановки свистящих звуков. Объясняется это вполне естественными причинами – все дети склонны к копированию действий взрослых, поэтому занятия оказываются эффективными. В то же время нужно отметить, что эта техника дает результат при незначительных нарушениях звукопроизношения у детей.
Суть метода в том, что логопед и ребенок располагаются перед большим зеркалом. Взрослый должен медленно произносить С (или другой свистящий звук), акцентируя внимание ребенка на положении языка и губ во время произношения.
Можно заранее проговорить то, что он должен делать (к примеру, при произношении звука С):
Дети видят, как это делает взрослый, поэтому всячески стараются повторить за ним.
Постановка свистящих звуков механическим способом
Постановка звуков может предполагать использование механического воздействия. Для этого подойдут логопедические зонды, палочка от чупа-чупс, спички, счетные палочки и т.д. Важно следить, чтобы все используемые предметы были чистые и индивидуального назначения.
Последовательность действий следующая:
Результат достигается регулярными тренировками. В дальнейшем зонд нужно убирать, автоматизируя изолированное произношение.
Постановка свистящих звуков от других звуков
Правильное произношение свистящих звуков возможно и от опорных звуков.
Для звука «С» это звуки «И» и «Ф».
Звук «И» одинаковый по месту образования (переднеязычный), кончик языка за нижними резцами и одинаковый подъем передней части спинки языка.
Выполнить «Забор» — «Окно» — «Мост» — «Забор». Длительно произнести звук [и], затем упражнение «Холодный ветер»: «и-и-и-иссссс».
Звук «Ф» – одинаковый по способу образования (щелевой), отрабатывается направленная воздушная струя. То же со звуком [ф]: «ф-ф-ф-ф-сссс».
Когда опорные звуки ребенок научился произносить хорошо, попросите его произнести звук «И», сблизить зубы и пропустить по языку ветерок, получается свист, напоминающий звук «С».
Постановка звука С от Ш:
Постановка от Т и Ть
Рот ребенка слегка приоткрыт (зубы не сомкнуты). Ребенок должен произносить Т на выдохе (будет слышно подобие «тсссссс»). Затем ребенку предлагается вытянуть губы трубочкой и продолжить выговаривать Т на выдохе. При таком произношении будет слыша свистящая С. Звук Сь произносится аналогично от мягкого Ть.
Постановка от правильного Сь
Нужно попросить ребенка вслед за вами (по подражанию) произнести мягкий звук Сь. Посмотрите, где у него находится кончик языка:
Постановка Сь при верхнем положении языка выглядит следующим образом. Нужно прислонить кончик языка к верхним зубам и в этом положении произносить Сь. Приоткройте рот, чтобы ребенок видел движение ваших артикуляционных органов. Затем попросите ребенка произнести Сь так же, как и вы.
Когда ребенок научится этому, можно переходить к окончательному закреплению. Выполняются следующие упражнения:
Постановка от звука Ц
Этот вариант постановки используется не так часто, но знание об этом будет полезно любому логопеду. Ребенок должен длительно и протяжно произносить звук Ц. При соблюдении этого условия слышен второй составляющий дифтонг – звук С. Сложность заключается в том, чтобы обратить внимание ребенка на возможность услышать этот звук.
Важно понимать, что все упражнения можно проводить и в домашних условиях. Все нужно проводить постепенно, т.е. ставить звук поэтапно: сначала изолированно, затем подключая слоги и т.д. Важен принцип поэтапной коррекции, не приступая ко второму этапу, пока не пройден первый. Важно не терять время и если ребенку уже исполнилось 4 года, но он не выговаривает свистящие звуки, то нужно обращаться за помощью к логопеду.
Сигматизм
Сигматизм (шепелявость) – это искаженное произношение свистящих, а также шипящих звуков. Нарушение характерно для механической и функциональной дислалии, различных форм дизартрии, открытой ринолалии. При сигматизме может иметь место межзубное, призубное, губно-зубное, боковое, носовое произнесение фонем. Дефект звукопроизношения и его форма диагностируется в рамках обследования устной речи. Основные направления коррекционно-логопедического вмешательства включают подготовку артикуляционного аппарата, выработку фонационного дыхания, звукопостановку, автоматизацию навыка правильного звукопроизношения.
Сигматизм
Сигматизм – это недостатки произношения шипящих ([Ж], [Ш], [Ч], [Щ]) и свистящих ([С-С′], [З-З′], [Ц]) фонем. Обе группы относятся к звукам позднего онтогенеза, при этом шипящие считаются артикуляторно более сложными, чем свистящие. Среди дефектов звукового оформления речи различные варианты сигматизма встречаются чаще других искажений. У старших дошкольников с дислалией сигматизм свистящих выявляется в 22% случаев, сигматизм шипящих – в 24%, у детей со стертой дизартрией – в 95% и 82% соответственно. Нередко дефектное звукопроизношение сохраняется и у взрослых.
Причины сигматизма
Сигматизм как кратковременное явление может возникать у детей в период физиологической смены зубов. При выпадении молочных зубов кончик языка иногда занимает межзубное положение, что придает речи шепелявый оттенок. Обычно дети быстро находят компенсаторную артикуляцию, способствующую нормативному произношению, и проблема вскоре исчезает. Стойкий патологический сигматизм имеет следующие причины:
В практической логопедии сигматизм встречается при целом ряде речевых нарушений: различных формах дислалии и дизартрии, алалии, ринолалии, ОНР, ФФН. Шепелявое произношение может отмечаться у детей с интеллектуальной недостаточностью.
Фонетическая характеристика свистящих и шипящих
Свистящие [С], [З] и шипящие [Ш], [Ж], [Щ] ‒ согласные, ротовые, переднеязычные, щелевые. Из них [З] и [Ж] – звонкие (при фонации голосовые складки вибрируют, издавая голос), остальные глухие. Свистящий [Ц] и шипящий [Ч] отличаются только способом образования ‒ они смычно-щелевые. [Ч] и [Щ] – всегда мягкие, [Ц], [Ш], [Ж] – всегда твердые, [С], [З] – имеют мягкие пары [С′] и [З′]. Важным отличием группы свистящих от шипящих является базовый артикуляционный уклад, включающий:
Виды сигматизма
Все формы сигматизма делятся на две большие группы: сигматизм шипящих и сигматизм свистящих. От характера искажения звуков зависят приемы исправления дефектного звукопроизношения. Основные виды сигматизма у обоих групп звуков идентичны:
Кроме этого, шипящие [Ш], [Ж] могут иметь другие виды искажения, характерные только для них:
Диагностика
Чтобы выявить сигматизм, определить его форму и причины проводится логопедическое обследование. Также важно понять, проявлением какого речевого нарушения является звукоискажение. В ходе диагностики логопед изучает медицинский и речевой анамнез, затем переходит к объективному обследованию:
Если у ребенка предполагается системное нарушение речи, обязательным является обследование лексической и грамматической сторон речи. При подозрении на тугоухость целесообразно направить обследуемого к отоларингологу для проверки состояния слуховой функции.
Коррекция
Медицинская помощь
Специальное лечение требуется для устранения предрасполагающих к сигматизму факторов. Исправление прикуса может включать различные виды ортодонтической помощи: ношение брекетов, специальных капп, аппаратов различного действия. При необходимости осуществляется ортогнатическое вмешательство. Выбор в пользу хирургической тактики при укороченной уздечке делается в случае невозможности растянуть связку при помощи логопедических методов.
При нарушениях иннервации артикуляционных мышц вся логопедическая работа ведется на фоне медикаментозного лечения, физиотерапии, назначенных неврологом. Отсутствие свободного носового дыхания, как причина сигматизма, требует соответствующего лечения: удаления аденоидов, проведения противоаллергической терапии.
Логопедическая коррекция
Логопедическая работа по устранению всех форм сигматизма подчинена единому алгоритму. Она включает три периода, во время которых решаются определенные коррекционные задачи:
Традиционная последовательность постановки звуков определяется сроками их появления в онтогенезе. При нарушении обеих групп сначала осуществляют звукопостановку свистящих, затем шипящих (исключением может служить дизартрия, когда звуки ставят в обратном порядке).
Если сигматизм является частью сложного речевого дефекта, то параллельно проводится работа над другими сторонами речи: слоговой структурой, лексикой, грамматикой, просодикой и пр. Сроки исправления сигматизма могут различаться у разных детей, период логопедической работы занимает до 45-90 дней и больше.
Сигматизм: причины, виды и методы коррекции
Речевые нарушения у детей встречаются все чаще и чаще, при этом эта тенденция весьма вероятно сохранится и в ближайшие годы. В норме к 3-4 годам дети уже умеют правильно произносить мягкий и твердый звук [С], но если этого нет и наблюдается не правильное звукопроизношение, то такое нарушение называется сигматизмом. Это один из наиболее часто встречающихся дефектов в логопедической практике.
Сигматизм – это дефект звукопроизношения свистящих (С, З, Ц) и шипящих (Ш, Ж, Ч, Щ) звуков. Относится к фонетическим нарушениям. Дефект звукопроизношения и его точная форма диагностируются в ходе обследования устной речи. При этом дети часто заменяют свистящие и шипящие звуки другими – такое нарушение называется «парасигматизмом».
Основные причины возникновения
Возникновение сигматизма может происходить у детей в период физиологической смены зубов. В частности, при выпадении молочных зубов кончик языка может занимать межзубное положение, что и приводит к шепелявости. В ряде случаев проблема исчезает самостоятельно, но когда есть стойкое нарушение, то требуется соответствующая логопедическая коррекция.
Причин возникновения этого дефекта может быть несколько. При этом не всегда удается точно определить тот патологический фактор, который стал причиной сигматизма.
Выделяют несколько основных причин сигматизма:
В ряде случаев сигматизм может иметь органическую природу возникновения, например, бульбарный паралич, парезы мышц рта, неврит, а также нарушения актов глотания, жевания и кусания.
Симптоматика
Неправильное произношение свистящих и шипящих звуков детьми – это абсолютно нормальное явление, потому что детская речь априори не может быть изначально правильной. Наличие дефектного произношения детей является показателем нормы, но только в возрасте до 4 лет – это называется физиологическим косноязычием. Если же проблема есть после 4 лет, то у ребенка диагностируется сигматизм.
К основным симптомам этого дефекта относятся следующие признаки:
Основные виды сигматизма
Классификация этого дефекта основывается на физиологических аспекта метода звукопроизношения.
Выделяют следующие типы:
Межзубный. Кончик языка занимает позицию между нижними и верхними резцами. Наблюдается шепелявое звучание при произношении звуков (вместо С произносится звук, похожий на английскую T).
Для сигматизма также характерно, что некоторые его формы могут присутствовать одновременно, что в значительной степени усложняет коррекцию.
Диагностика
Чтобы определить сигматизм у детей, а также диагностировать ее точную форму, нужно проводить логопедическое обследование.
Коррекция сигматизма
Логопедическая коррекция этого дефекта предполагает использование различных методик. При этом большое значение имеет конкретная форма нарушения. В частности, коррекция бокового сигматизма занимает больше времени, чем исправление носового или межзубного сигматизма.
Проводится артикуляционная гимнастика, которая включает в себя следующие виды упражнений:
Другой вид упражнения – имитация процесса жевания.
Упражнения на укрепление языка:
При наличии показаний проводится логопедический массаж (точечный, мягкого нёба). Можно проводить точечный массаж артикуляционных мышц по методу Л.А. Щербаковой.
Постановка и автоматизация звука
Следующий этап коррекции – это постановка звуков. Она может проводиться разными способами: по подражанию, работа с зеркалом, а также с помощью инструментов (зондов или зондозаменителей). Базовый звук для постановки всех свистящих – это С, для шипящих – Ш.
Когда мы добились правильного произношения звуков в изолированном положении, можно переходить к закреплению, т.е. к автоматизации. Проводится автоматизация звуков в слогах (прямых, обратных, со стечением согласных), в словах, в словосочетаниях, в предложениях, в стихах и в связной речи.
Если сигматизм – это часто другого сложного дефекта речи, то проводится одновременная работа над другими сторонами речи: лексикой, слоговой структурой, просодикой и т.д. Обратите внимание, что в ряде случаев, помимо логопедической коррекции, может требоваться медицинская помощь. В частности, если причиной речевого дефекта является неправильный прикус, то ребенку показано ношение специальных брекетов или капп. Если нарушено свободное дыхание, то проводится удаление аденоидов и т.д.
Коррекционная работа проводится логопедом-дефектологом. Для лучшего закрепления результата, упражнения нужно также проводить в домашних условиях. Здесь важна роль родителей, которые должны следить за правильным произношением звуков своих детей. Точные сроки коррекции назвать сложно, ведь все зависит от конкретной формы сигматизма и сопутствующих факторов.
Что такое межзубный сигматизм
Сигматизм — это недостатки в произношении свистящих и шипящих звуков (с, съ, з, зъ, ц, ш, ж, ч, щ).
При правильном произношении звуков С, 3, Ц артикуляция следующая:
При произнесении мягкого звука СЬ язык напряжен, кончик языка гораздо сильнее упирается в нижние резцы, а спинка языка выгнута и приближена к твердому нёбу.
Артикуляция звонких звуков 3—3′ отличается прежде всего тем, что звуки звонкие, т.к. голосовые складки сомкнуты и вибрируют; спинка языка поднята выше, выдох меньше, чем при звуках С – СЬ.
Звуки Ш и Ж — шипящие, при произнесении которых:
Звук Ш — глухой, а Ж — звонкий.
Звуки Ч и Щ
При правильной артикуляции звук Ч произносится как ТЬШЬ. Сначала кончик языка образует смычку с корнями верхних резцов, а затем, после взрыва, отодвигается назад к альвеолам — образуется сильная воздушная струя. Корень языка приподнят, приближаясь к твердому нёбу. Мягкое нёбо поднято и плотно закрывает проход в носовую полость, голосовые складки разомкнуты.
При произнесении звука Щ (ШЬ) губы выдвинуты вперед, кончик языка поднят к альвеолам; образуется щель, по которой проходит теплая воздушная струя, боковые края смыкаются с верхними зубами. Язык напряжен, корневая часть его приподнята. Нёбная занавеска закрывает проход в носовую полость. Голосовые складки разомкнуты.
Звуки Ч и Щ всегда глухие.
Дефекты в произнесении свистящих и шипящих звуков
Нарушение одного из вышеописанных артикуляционных укладов приводит к неправильному произношению данных звуков. В связи с этим выделяется 6 видов сигматизма: губно-зубной, межзубный, боковой, носовой, призубный, шипяще-свистящий.
Губно-зубной сигматизм проявляется в замене свистящих и шипящих звуков фонемой, близкой к Ф. Это объясняется тем, что при произнесении звука образуется смычка нижней губы с верхними резцами.
Призубный сигматизм проявляется в замене свистящих и шипящих звуками Т – Д.
Сущность данного дефекта состоит в том, что кончик языка упирается в края верхних и нижних резцов, образуя преграду для прохода воздушной струи через зубную щель.
Шипящий сигматизм проявляется в замене свистящих звуками Ш, Ж. При этом кончик языка несколько оттянут в глубь рта и приподнят, спинка резко выгнута — вместо свиста образуется несколько смягченное Ш или Ж.
При свистящем сигматизме шипящие звуки заменяются свистящими.
Замена свистящих и шипящих звуков другими, более простыми по артикуляции называется парасигматизмом.
Межзубный сигматизм проявляется в том, что кончик языка занимает положение между зубами. Этим объясняется появление шепелявого оттенка звука.
Боковой сигматизм характеризуется тем, что кончик языка упирается в верхние альвеолы, в результате не образуется смычка между боковыми краями языка и верхними коренными зубами — там появляется щель, через которую проходит воздушная струя. Результатом такой артикуляции может быть боковой сигматизм (правосторонний, левосторонний), двусторонний.
Носовой сигматизм характеризуется появлением носового (назального) оттенка при произнесении свистящих и шипящих, которые заменяются звуком, похожим на Xс назальным призвуком. Такой дефект вызван тем, что корень языка поднимается и примыкает к мягкому нёбу, в результате чего мягкое нёбо опускается и струя выдыхаемого воздуха проходит через образовавшийся проход в носовую полость.
Исправление сигматизма различных видов
Для исправления сигматизма могут применяться различные методы в зависимости от характера недостатка.
Когда язык окончательно укрепится в этом положении, можно постепенно переводить его кончик за нижние резцы, и временное шепелявое произношение заменится правильно артикулируемым с.
Применяемый некоторыми логопедами прием — зажим крыльев носа в процессе исправления носового сигматизма — чаще всего не дает необходимого-эффекта.
Так как все перечисленные выше недостатки произношения звука с почти всегда распространяются на произношение звуков з к ц, к исправлению этих звуков следует приступать только после постановки звука с.
Если логопат не озвончает звук з, логопед может использовать прием осязания вибрации гортани, а в дальнейшем, с появлением правильного звучания з, следует больше внимания уделять устным и письменным упражнениям на дифференциацию звонкого з и глухого с.