Что такое международное воздушное пространство
МЕЖДУНАРОДНОЕ ВОЗДУШНОЕ ПРОСТРАНСТВО
Смотреть что такое «МЕЖДУНАРОДНОЕ ВОЗДУШНОЕ ПРОСТРАНСТВО» в других словарях:
Международное воздушное пространство — Часть земной атмосферы, расположенная за внешним пределом территориального моря прибрежных государств и, следовательно, не входящая в состав территории какой бы то ни было страны. Согласно ст. 2 Женевской конвенции об открытом море 1958 г. и п. 1 … Википедия
ВОЗДУШНОЕ ПРОСТРАНСТВО — пространство (столб воздуха), расположенное над сухопутной и водной территорией государства. Верхней границей В.п. является его соприкосновение с космическим пространством. По сложившемуся международному обычаю воздушное пространство государства… … Энциклопедический словарь «Конституционное право России»
Воздушное пространство — У этого термина существуют и другие значения, см. Пространство. Воздушное пространство это часть земной атмосферы. «Cuius est solum eius est usque ad coelum et ad inferos» Кому принадлежит земля, тому принадлежит всё вверху и внизу,… … Википедия
Международное воздушное право — Флаг Международной организации гражданской авиации (ИКАО) Международное воздушное право отрасль международного права, принципы и нормы которой регулируют правовой статус воздушного пространства и ре … Википедия
МЕЖДУНАРОДНОЕ ВОЗДУШНОЕ ПРАВО — отрасль международного права, включающая международные и внутригосударственные юридические принципы и нормы, определяющие правовое положение воздушного пространства и находящихся в нем летательных аппаратов, режим пользования им для целей… … Энциклопедия юриста
ОТКРЫТОЕ ВОЗДУШНОЕ ПРОСТРАНСТВО — часть земной атмосферы, расположенная за внешним пределом территориального моря прибрежных государств и, следовательно, не входящая в состав территории какой бы то ни было страны. Согласно ст. 2 Женевской конвенция об открытом море 1958 г. и п. 1 … Юридический словарь
Открытое воздушное пространство — Эту статью следует викифицировать. Пожалуйста, оформите её согласно правилам оформления статей. Часть земной атмосферы, расположенная за внешним пределом территориального моря прибрежных … Википедия
ОТКРЫТОЕ ВОЗДУШНОЕ ПРОСТРАНСТВО — см. МЕЖДУНАРОДНОЕ ВОЗДУШНОЕ ПРОСТРАНСТВО … Энциклопедия юриста
открытое воздушное пространство — часть земной атмосферы, расположенная за внешним пределом территориального моря прибрежных государств и, следовательно, не входящая в состав территории какой бы то ни было страны. Согласно ст. 2 Женевской конвенция об открытом море 1958 г. и п. 1 … Большой юридический словарь
ОТКРЫТОЕ ВОЗДУШНОЕ ПРОСТРАНСТВО — международное пространство (тж. МЕЖДУНАРОДНАЯ ТЕРРИТОРИЯ), находящееся за пределами действия государственного суверенитета над открытым морем и Антарктикой. Правовой режим О.в.п. основывается на принципе свободы О.в.п.. Такая свобода не является… … Юридическая энциклопедия
Что такое международное воздушное пространство
Структура воздушного пространства
7. Воздушное пространство над территорией Российской Федерации, а также за ее пределами, где ответственность за организацию воздушного движения возложена на Российскую Федерацию, делится на нижнее и верхнее воздушное пространство.
Границей нижнего и верхнего воздушного пространства является эшелон полета 8100 м (эшелон полета 265), который относится к нижнему воздушному пространству.
(в ред. Постановления Правительства РФ от 05.09.2011 N 743)
(см. текст в предыдущей редакции)
8. Структура воздушного пространства включает в себя следующие элементы:
а) зоны и районы (зоны и районы Единой системы, районы полетной информации, диспетчерские районы, диспетчерские зоны);
б) маршруты обслуживания воздушного движения;
в) районы аэродромов (аэроузлов, вертодромов);
г) специальные зоны (зоны отработки техники пилотирования, пилотажные зоны, зоны испытательных полетов, зоны полетов воздушных судов на малых и предельно малых высотах, зоны полетов воздушных судов на скоростях, превышающих скорость звука, полетов воздушных судов на дозаправку топливом в воздухе, полетов воздушных судов с переменным профилем и т.д.);
д) маршруты полетов воздушных судов;
з) зоны ограничения полетов;
и) другие элементы, устанавливаемые для осуществления деятельности в воздушном пространстве.
9. Границы элементов структуры воздушного пространства устанавливаются по географическим координатам и высотам. Границы и условия использования элементов структуры воздушного пространства публикуются в документах аэронавигационной информации.
Как воздушное пространство делится между странами
Многие страны запретили полёты в воздушном пространстве Беларуси, а также закрыли своё небо для белорусских самолётов. Что это значит? Мы решили рассказать, кто и зачем вообще придумал делить небо.
История: свобода против суверенитета
Государства начали устанавливать правила использования воздушного пространства ещё до создания первого самолёта и вообще до определения воздушного пространства. Так, во Франции в 1780-х годах были изданы указы, запрещающие запуск воздушных шаров, согреваемых спиртом, поскольку они могли вызвать пожары.
Более века спустя в различных государствах появились акты, регламентировавшие аэронавигацию, в том числе и международную. Опять же Франция первая в 1909 году издала административное распоряжение о спускающихся на французскую территорию иностранных воздушных шарах. Вслед за ней последовали Германия, Великобритания и другие государства, которые ограничивали полёт иностранных судов над определёнными территориями страны. Франция и Германия в 1913 году впервые в мировой практике заключили двустороннее Соглашение, где закрепили право распоряжаться воздушным пространством над своей территорией и установили порядок влёта и вылета иностранных воздушных судов ‒ для этого требовалось получить разрешение. По сути этот договор стал прообразом современного международного воздушного права.
После окончания Первой мировой войны в 1919 году более 20 стран подписали Конвенцию о регулировании воздушных передвижений (Парижская Конвенция 1919 года), которая закрепила признание суверенитета государств над воздушным пространством, расположенным над их территориями. Надо сказать, что у этого процесса были и противники со стороны юристов, учёных, политиков и пр. Например, французский учёный П. Фошель утверждал, что «воздушное пространство, является важнейшим средством коммуникаций между народами и подчинение его суверенитету привело бы к существенному ограничению этих возможностей. Это обстоятельство диктует необходимость провозглашения «свободы воздуха».
К 1930-м годам практически каждое государство имело специальное воздушное законодательство, регламентирующее аэронавигацию. В советском государстве первым таким документом стал Декрет Совета Народных Комиссаров (СНК) «О воздушном передвижении над территорией РСФСР и ее территориальными водами», подписанный 17 января 1921 года.
7 декабря 1944 года на конференции в Чикаго представителями 52 государств была принята Конвенция о международной гражданской авиации (Чикагская конвенция 1944 года). Документ предусматривал создание нового органа при ООН ‒ Международной организации гражданской авиации (ИКАО), которая контролирует исполнение положений конвенции уже с 1947 года по настоящее время. Советский Союз не участвовал в Чикагской конференции и стал членом ИКАО в 1970 году. Сейчас организация объединяет порядка 200 государств мира.
В группе «Спроси пилота» в Facebook недавно обсуждалась тема воздушного пространства, и пилот и инструктор Михаил Паркански рассказал об истории вопроса (приводим цитату):
«Понимание и договоренность практически всех стран ‒ членов ИКАО (Международная организация гражданской авиации) гласит, что каждая страна имеет суверенитет на воздушное пространство над своей территорией.
Каждая страна может решать, кого пускать или не пускать в своё воздушное пространство, но пустив, должно заботится о безопасности в соответствии с договоренностями.
Есть карликовые страны, которые делегировали управление своими воздушным пространством соседям. Другие, совсем не маленькие, объединили его. Например: Центр в Маастрихте (Нидерланды) контролирует небо над 4 странами ‒ Нидерландами, Германией, Бельгией и Люксембургом, а Лихтенштейн отдал своё воздушное пространство на управление Швейцарии».
Победил суверенитет
«Статья 1. Суверенитет. Договаривающиеся Государства признают, что каждое государство имеет полный и исключительный суверенитет на воздушное пространство над своей территорией.
Статья 2. Территория. В целях настоящей Конвенции территорией Государства признаются сухопутные территории и прилегающие к ним территориальные воды, находящиеся над суверенитетом, сюзеренитетом, протекторатом или мандатом данного Государства».
Национальный суверенитет не может быть передан другому государству. Но ответственность за выполнение функциональных обязанностей, например, предоставление аэронавигационного обслуживания, может быть передана третьим сторонам. Государства сохраняют за собой полную свободу выбора поставщиков обслуживания (третьих сторон), будь то национальная или иностранная организация.
Страны имеют право запрещать и ограничивать полёты в своём воздушном пространстве. И, надо сказать, это право активно используется и помимо инцидента с Беларусью. Например, во время пандемии многие государства закрыли небо, в Израиле было закрыто воздушное пространство из-за обострения военного конфликта, во Владивостоке ‒ на время проведения Восточного экономического форума.
Пилот авиакомпании airBaltic Алина Архипова в своём Facebook рассказывает, как теперь им приходится летать в обход Беларуси:
«Не люблю я политику, но она, к сожалению, вмешивается даже в нашу лётную работу. Так вот теперь и летаем в Киев в обход Беларуси ‒ по-другому не разрешается. Нелогично, конечно, ведь делаем крюк почти под прямым углом, но это не от нас зависит. Конечно, что польские диспетчера, что украинские, прекрасно понимают, как нам неудобен этот крюк и помогают по максимуму срезать маршрут полётного плана, чтобы нам аккуратно пройти точно вдоль Белорусской границы, не задевая её.
Но всё же такие политические передряги, конечно, выходят авиакомпаниям боком ‒ затраты на рейс больше, потому что лететь-то теперь дольше, топлива сжигается тоже больше. К тому же мы не укладываемся в расписание ‒ постоянно опаздываем, потому что официальное время полёта на данном рейсе остаётся согласно наикратчайшему маршруту, то есть как если бы мы летели через Минск. Но ничего не поделаешь! Пока вот так».
Международное небо
Грубо говоря, если начертить вертикальные линии над территориями государств, то это и будут границы воздушного пространства. Однако останутся и пустые участки ‒ например, открытое море (пространство, на которое не распространяется суверенитет какого-либо государства) или Антарктика.
Воздушное пространство, расположенное над исключительной экономической зоной (район, находящийся за пределами территориального моря), открытым морем и Антарктикой в международном воздушном праве принято называть «международным воздушным пространством», где установлена свобода полётов всех государств, но в соответствии с международными правилами.
Где начинается космос
Интересно, что верхняя граница воздушного пространства не определена конвенциями и договорами. Ведь в какой-то момент начинается космическое пространство, которое уже не делится между государствами. Вопрос границы между ними обсуждается с 1950-х годов.
Неофициально такой отметкой считается 100 км ‒ она была признана Международной авиационной федерацией. Напомним, что гражданские самолёты зачастую летают на высоте 10-12 км.
Источники, используемые для написания статьи:
Международное воздушное право
Международное воздушное право. Понятие, принципы, источники
В своем развитии международное воздушное право прошло три этапа:
Второй (период между мировыми войнами). Для него характерны:
Кроме того, в систему источников международного воздушного права можно включить различные двусторонние и многосторонние международные договоры.
В российской доктрине международного права преобладающим является подход к оценке юридического статуса международного воздушного права, согласно которому он базируется на основных общепризнанных принципах международного права, таких как территориальная целостность государств и нерушимость их границ, неприменение силы или угрозы силой, мирное разрешение международных споров.
Но международное воздушное право содержит и специальные отраслевые принципы:
В международном воздушном праве насчитывают «пять свобод воздуха»:
Виды воздушного пространства и их правовой режим. Концепция «открытого неба»
Нижней границей воздушного пространства является поверхность земли. Верхняя граница условна. В международном праве нет четкого предела разграничения воздушного пространства с космическим.
Существует три вида воздушного пространства в зависимости от правового режима их регулирования.
2. Воздушное пространство над Антарктикой (Договор об Антарктике 1959 г.). Принцип полетов над Антарктикой гражданских и запрет полетов военных судов.
3. Государственное воздушное пространство – часть государственной территории, воздушное пространство, вертикальными границами которого является воображаемая вертикальная плоскость, проведенная над линией государственной сухопутной и водной границы.
Существует два вида предоставления государством иностранным судам права полета над своей территорией:
Международное воздушное право
Понятие и источники международного воздушного права
Нормы, регламентирующие отдельные аспекты правового статуса воздушного пространства, начали складываться в конце XIX в. С открытием в 20-х гг. регулярных полетов стало возможным говорить о значении практического использования воздушного пространства; начали активно осуществляться воздушные перевозки коммерческого характера. Государства заключали соглашения о порядке использования воздушного пространства, о международных полетах и т.д. Предметом международно-правового регулирования становилось все больше вопросов воздухоплавания, совершенствовалась правовая регламентация, и, наконец, международные нормы и институты образовали самостоятельную отрасль международного права — международное воздушное право.
Нормы международного воздушного права зафиксированы во многих международных документах и, в частности, в Варшавской конвенции для унификации некоторых правил, касающихся международных воздушных перевозок, 1929 г. (ратифицирована СССР в 1934 г.), Чикагской конвенции о международной гражданской авиации 1944 г. (СССР участвует с 1970 г.), Конвенции об ущербе, причиненном иностранными воздушными судами третьим лицам на поверхности, 1952 г. (РФ участвует), Конвенции об открытом море 1958 г., двусторонних соглашениях о международном воздушном сообщении, о предотвращении инцидентов в воздушном пространстве, о налогообложении доходов от воздушных перевозок и т.д.
Важнейшими принципами современного международного воздушного права являются: уважение суверенитета государства над воздушным пространством в пределах его территории; обеспечение безопасности международной гражданской авиации; свобода полетов в международном воздушном пространстве.
Правовой статус воздушного пространства
В неюридическом смысле под воздушным пространством понимается надземное пространство, заполненное воздухом. С точки зрения права, воздушное пространство является территорией с определенным юридическим статусом.
Различают два вида воздушного пространства по правовому положению: пространство, входящее в состав территории государства, и международное воздушное пространство над открытым морем и Антарктидой.
Воздушное пространство над сухопутной и водной территорией государства находится под его суверенитетом. Высотная граница государственной территории установлена в соответствии с обычными нормами международного права на высоте 100—110 км. Пространство, находящееся выше этой границы, относится к территориям с международным режимом.
Международное воздушное право регулирует полеты только воздушных судов. Полеты в воздушном пространстве космических объектов регламентируются нормами космического права.
Воздушное судно представляет собой летательный аппарат, который может держаться в атмосфере за счет взаимодействия с воздухом, отличного от взаимодействия с воздухом, отраженным от земной поверхности. К воздушным судам не относятся: космические корабли, суда на воздушной подушке, метеорологические шары и беспилотные аэростаты.
Воздушные суда подразделяются на гражданские и государственные. В число последних входят воздушные суда, используемые на военной, таможенной и полицейской службах.
Все воздушные суда подлежат государственной регистрации. Гражданские суда заносятся в реестр гражданских воздушных судов. Государственные суда должны иметь знаки принадлежности к вооруженным, таможенным, полицейским силам государства. Военный летательный аппарат — это летательный аппарат, принадлежащий вооруженным силам какого-либо государства и имеющий внешние признаки (отличительный знак, бортовой номер), отличающие его от летательных аппаратов других государств. Летательный аппарат находится под командованием офицера, состоящего на правительственной службе, имя которого внесено в список офицеров вооруженных сил; экипаж летательного аппарата подчинен регулярной военной дисциплине.
Воздушное судно может быть занесено в реестр только одного государства и иметь только одну государственную принадлежность.
Воздушные суда осуществляют два типа полетов: международные полеты и полеты в пределах одного государства.
К международным относятся все полеты, при которых пересекается граница более чем одного государства. Международные полеты в свою очередь подразделяются на регулярные и нерегулярные. Регулярные полеты осуществляются с целью перевозки грузов, пассажиров и почты; доступны для любого лица; производятся между одними и теми же пунктами в соответствии с опубликованным расписанием. Нерегулярные полеты — это эпизодические, разовые полеты, например, для обеспечения чартерных перевозок.
Режим полетов в суверенном воздушном пространстве
Воздушное пространство, расположенное над территорией государства, является частью его территории. Государство обладает полным и исключительным суверенитетом над своим воздушным пространством и имеет право разрешать или запрещать любые полеты над своей территорией.
Для организации полетов воздушных судов и осуществления других видов деятельности по использованию воздушного пространства государство выделяет воздушные трассы, определяет районы аэродромов, воздушные коридоры для прилета и вылета воздушных судов и т.д. Каждое государство также обязано предоставлять на своей территории радио- и метеорологические службы, иные средства для аэронавигации, устанавливать процедуры связи, издавать соответствующие карты и схемы.
В целях обеспечения государственной или общественной безопасности государства вправе также устанавливать зоны ограничения полетов. Эти ограничения могут заключаться в особом порядке получения разрешения на полет, определении специальных условий производства полетов, ограничении полетов и т.д. В отдельных районах государства полеты могут быть полностью запрещены.
Государства регулируют деятельность национальных и иностранных авиакомпаний, порядок и условия выдачи разрешения на эксплуатацию международных воздушных линий, условия полета, посадки на аэродромах, перевозки пассажиров, грузов, багажа и др.
В соответствии с международными договорами выработаны следующие «права или свободы воздуха»:
Государства обязаны принимать меры для обеспечения того, чтобы каждое воздушное судно, совершающее полет в пределах его территории, а также каждое воздушное судно, несущее государственный опознавательный знак, соблюдало действующие правила. События 1983 г., когда в районе советского Дальнего Востока был сбит иностранный гражданский самолет, находившийся в воздушном пространстве СССР без разрешения, послужили основанием к принятию поправки 3 bis к Чикагской конвенции 1944 г. В соответствии с этой поправкой каждое государство имеет право требовать посадки в аэропорту иностранного гражданского воздушного судна, если оно совершает полет над его территорией без его разрешения. В случае перехвата нарушителя не должна ставиться под угрозу безопасность находящихся на борту лиц и безопасность воздушного судна.
Российская Федерация осуществляет полный и исключительный суверенитет над своим воздушным пространством. Воздушное пространство в пределах границ РФ является государственной территорией РФ. Правовой режим воздушного пространства РФ регламентируется большим числом внутригосударственных актов (Закон РФ «О Государственной границе Российской Федерации» от 1 апреля 1993 г. с изменениями, внесенными Федеральным законом от 29 ноября 1996 г. и Федеральным законом от 19 июля 1997 г.; Воздушный кодекс Российской Федерации от 19 марта 1997 г., Наставление по производству полетов и др.) и международными договорами.
Полеты иностранных судов в воздушном пространстве РФ могут выполняться на основании и в соответствии с условиями международных договоров и нормами национального законодательства. Устанавливаются, в частности, правила пролета государственной границы, маршрут и правила полета, места посадки и т.д. Органами исполнительной власти могут выдаваться разрешения на совершение разовых полетов.
Иностранные воздушные суда могут влетать в воздушное пространство РФ и вылетать из него только в установленных местах, совершать полеты по специальным международным трассам, совершать посадки в аэропортах, открытых для иностранных воздушных судов. Над некоторыми районами и объектами полеты воздушных судов могут быть ограничены.
На воздушные суда, их экипажи, пассажиров и грузы, находящиеся в воздушном пространстве РФ, распространяется гражданская, административная и уголовная юрисдикция РФ. Исключения из этого правила могут устанавливаться международными договорами.
Особые правила допуска в воздушное пространство РФ установлены для иностранных военных летательных аппаратов. Они могут осуществлять полеты в воздушном пространстве РФ только с разрешения федеральных органов исполнительной власти.
Нарушение правил полетов в воздушном пространстве РФ влечет установленную законом ответственность.
Режим полетов в международном воздушном пространстве
Открытое воздушное пространство — это пространство над открытым морем и иными территориями с особым режимом (Антарктида, международные проливы и каналы, архипелажные воды).
В открытом воздушном пространстве признаны следующие свободы:
Эти свободы реализуются в дозволенных международным правом рамках. Так, в воздушном пространстве Антарктики запрещено использовать государственные летательные аппараты в военных целях.
Особые правила установлены для пролета над международными каналами, проливами и т.д.
Ответственность за ущерб, причиненный иностранными воздушными судами третьим лицам на поверхности
Любое лицо, которому причинен ущерб на поверхности, имеет право на возмещение, предусмотренное Конвенцией об ущербе, причиненном иностранными воздушными судами третьим лицам на поверхности, 1952 г. (РФ участвует).
Конвенция применяется к случаям причинения ущерба на территории участника Конвенции воздушным судном, зарегистрированным в другом государстве-участнике.
Право на возмещение ущерба возникает только при условии доказательства, что этот ущерб причинен воздушным судном, находившимся в полете, либо лицом или предметом, выпавшим из него.
Однако право на возмещение отпадает, если ущерб не является прямым следствием происшествия, в результате которого причинен ущерб, или если ущерб является результатом простого факта пролета воздушного судна через воздушное пространство в соответствии с существующими правилами воздушного движения.
Обязанность возместить ущерб, возлагается на эксплуатанта воздушного судна — лицо, которое использует воздушное судно в момент причинения ущерба, причем, если контроль над навигацией воздушного судна сохраняет за собой лицо, от которого прямо или косвенно исходит право пользования воздушным судном, такое лицо считается эксплуатантом.
Зарегистрированный собственник воздушного судна считается эксплуатантом и как таковой несет ответственность, если только в процессе установления ответственности он не докажет, что эксплуатантом являлось другое лицо, и не примет соответствующие меры к тому, чтобы это лицо выступило в качестве стороны в процессе.
Лицо не несет ответственности, если:
Если лицо, которое несет ответственность, докажет, что причинению ущерба способствовала вина лица, которому причинен ущерб, либо его служащих или агентов, то возмещение уменьшается в той степени, в какой такая вина способствовала причинению ущерба. Однако такое освобождение от ответственности или ее уменьшение не применяется, если в случае вины служащего или агента лицо, которому причинен ущерб, докажет, что его служащий или агент действовали вне пределов своих полномочий.
Если лицо, которому причинен ущерб, докажет, что он был причинен в результате преднамеренного действия или бездействия эксплуатанта или его агентов, совершенных с целью причинения ущерба, ответственность эксплуатанта является неограниченной при условии, что служащий или агент действовал при исполнении своих служебных обязанностей и в пределах своих полномочий.
Если какое-либо лицо незаконно завладевает воздушным судном и использует его, не имея на то согласия лица, обладающего правом пользования этим воздушным судном, его ответственность также является неограниченной.