Что такое междисциплинарный курс
Что такое мдк в колледже?
Расшифровываем аббревиатуру МДК для абитуриентов и студентов колледжа
Учёба в колледже – новый и ответственный этап в жизни каждого, кто был зачислен в дружный студенческий коллектив по результатам ЕГЭ или вступительных испытаний. Чтобы получить качественное СПО (переводится как среднее профессиональное образование), хорошо овладеть практическими навыками, необходимо чётко определить цель стать профессионалом своего дела и за время учёбы получить максимум полезной информации и умений. Как и на любом новом месте, новичкам сначала многое будет казаться необычным, сложным, непонятным. Но со временем стены колледжа станут для вас по-настоящему родными. Немало вчерашних абитуриентов хотят узнать ответ на вопрос о том, что означает МДК в расписании.
Что значит аббревиатура МДК
Перечень дисциплин, количество занятий формируются с учётом требований профессиональной образовательной программы (требования к содержанию, результатам освоения содержатся в Федеральном государственном образовательном стандарте). Её незаменимый компонент – профессиональный модуль, предусматривающий подготовку студентов к выполнению трудовых функций, овладение нужными компетенциями для осуществления конкретного вида деятельности. Он включает предметы, которые напрямую связаны с будущей профессией, необходимы для создания твёрдой теоретической и практической базы.
Но, кроме этого, студент колледжа должен обладать знаниями и умениями, которые помогут ему понять специфику профессии, выработать компетенции, необходимые для успешного прохождения практики. Реализовать эту часть образовательного процесса можно благодаря междисциплинарным курсам, или МДК – так расшифровывается аббревиатура. Например, слушатели юридического отделения, кроме курсов, непосредственно связанных с их профилем («История», «Теория государства и права», «Криминалистика» и др.), могут изучать и предметы, отражающие особенности профессии: «Психология социально-правовой деятельности», «Право социального обеспечения» и др. Благодаря такому подходу будет обеспечено взаимодействие отдельных учебных дисциплин, достигнуто единство образовательной программы.
Зачем нужны междисциплинарные курсы
Что значит МДК в колледже для студента? Это не просто смежные предметы, они помогут достигнуть главной цели учёбы – стать настоящим профессионалом и создать базу для роста в карьерном плане. Главное достижение междисциплинарного курса заключается в освоении теоретических знаний дополнительного курса, общекультурных, профессиональных компетенций.
Задач, как правило, может быть несколько, например:
Расшифровка аббревиатуры МДК в колледже может быть не указана в расписании. Иногда возле неё нет названия, а только несколько цифр. Волноваться не стоит – что они означают, специфику, полное название предмета расскажет преподаватель на первой лекции.
Как междисциплинарные предметы меняют образование и рынок труда
Междисциплинарный подход позволяет справиться со сложными проблемами Вспомните себя в школе. Могли ли вы с уверенностью сказать, что у вас есть только один безоговорочно любимый предмет? Скорее всего, в вашем списке фаворитов были предметы и из технической, и из гуманитарной, и из естественнонаучной областей. Выбрать одно направление непросто, но в будущем эта проблема частично решится. О востребованных профессиях вы можете почитать в нашей статье, а сейчас рассказываем, как университеты выпускают специалистов со знаниями в нескольких отраслях.
Междисциплинарное обучение
Междисциплинарный подход к учебе и работе Междисциплинарное обучение (interdisciplinary learning) позволяет студенту подстраивать будущую специальность под свои интересы. Нередко, помимо основного направления, вузы позволяют студентам выбрать курс(ы) из другой сферы. Например, в США такая система называемся major и minor соостветственно. Представьте, что вы учитесь на маркетолога: создаете рекламные кампании, развиваете бренд и разрабатываете стратегии продвижения. При этом вы любите программировать и записываетесь на курс машинного обучения. Из вуза вы выходите специалистом, который не только хорошо разбирается в маркетинге, но еще может анализировать большие данные и оптимизировать работу с помощью нейросети. Это умение дает вам преимущество перед другими кандидатами на рынке труда.
Но что если я хочу заниматься только своей сферой?
Даже если вы не собираетесь делать карьеру в междисциплинарной профессии, всестороннее обучение помогает глубже понимать свою специальность. Психологи объясняют это с помощью теории конструктивизма — убеждения, что человек не получает знания в готовом виде, а сам формирует их. Когда вы изучаете что-то новое, вы подсознательно стремитесь связать это знание с предыдущим опытом. Это наталкивает вас на новые вопросы и идеи и позволяет увидеть проблему комплексно, а не только ее малую часть.
Как вузы организовывают междисциплинарное обучение?
Помимо системы major и minor (в которой предметы обычно преподаются в пропорции 80 на 20), университеты предлагают дополнительные курсы или дают литературу для самостоятельного изучения. Некоторые вузы даже формируют interdisciplinary units — предметы, которые ведут два или больше преподавателей из разных сфер. Например, University of Bristol организовывает такие курсы. Они не только доступны всем студентам университета, но и зачастую обязательны.
А может моя специальность быть полностью междисциплинарной?
Ежегодно более ста тысяч студентов США получают диплом по междисциплинарной специальности. Некоторые колледжи действительно предлагают получить степень, для которой предметы из других сфер включены в основную учебную программу. Например, чтобы изучить устойчивое развитие компании, вам нужны взаимосвязанные курсы по бизнесу, экологии и естествознанию. Сконструировать свой major таким образом можно в Университете Центральной Флориды, Central European University, Xi’an Jiaotong-Liverpool University и во многих других.
Междисциплинарная конференция по мистическим случаям в истории, литературе и науке в William Peace University
Междисциплинарные профессии
В этом разделе мы расскажем о профессиях, которые появились на стыке разных дисциплин.
Смежные специальности
Есть междисциплинарные специальности, которые сочетают непротиворечивые предметы. Иногда мы даже интуитивно относим их к одной области.
Международный бизнес
Продолжительность обучения: 4-6 лет
Профессия совмещает знания менеджмента (маркетинга, финансов, экономики) и международных отношений (политики, религии). Такие сотрудники устраиваются в международные компании и транснациональные корпорации. Многие студенты дополнительно изучают второй иностранный, географию и развивают soft-skills.
Gender studies
Продолжительность обучения: 4-6 лет
Кроме привычной социологии здесь подробно изучают литературу, психологию и историю. Специалистов интересуют книги, которые писали женщины, гендерное разделение на протяжении веков и восприятие представителей обоих полов в обществе.
Макдональдс в Венесуэле — пример международного бизнеса
Противоположные специальности
В последние годы появляются профессии, которые объединяют противоположные области. Например, литература, философия и история не уходит даже в век процветания высоких технологий. Гуманитарии занимаются биоэтикой, защищают права роботов и помогают Google улучшать Siri и Google Translate.
Биоэтика
Продолжительность обучения: 18 месяцев в магистратуре
Направление включают в себя юриспруденцию, естествознание и философию. Биоэтики решают моральные проблемы, которые возникли из-за новейших разработок в области медицины. Например, они изучают вопросы обращения с душевнобольными, а также этичность абортов и добровольного прерывания жизни.
Юриспруденция в сфере робототехники
Продолжительность обучения: 3-5 лет
Такие юристы занимаются искусственным интеллектом и ответственностью создателей роботов. Пока что в России такой отрасли права нет, но десятки других стран (Германия, США, Япония) уже ввели это регулирование. Например, специалисты выработали принцип «робот — помощник человека, а не его замена» и установили, что права человека всегда преобладают над правами машины;
Компьютерная лингвистика
Продолжительность обучения: 2-3 года в магистратуре
Лингвисты помогают улучшать диджитал-сервисы системы с помощью распознавания речи, настройки машинного перевода и проверки грамматики. Результат работы этих профессионалов есть чуть ли ни в каждом телефоне: это голосовые помощники, переводчики и приложения проверки грамотности вроде Grammarly.
Робот — помощник человека, а не его замена
Поделиться в
Помощь в поступлении за границу с UniPage
UniPage организует поступление в зарубежные вузы, в том числе во всемирно известные, такие как Стэнфорд, Сорбонна и Мюнхенский технический университет. Мы также помогаем:
Отправьте заявку и укажите, какой вопрос вас интересует. Наши специалисты свяжутся с вами в ближайшее время.
Роль междисциплинарного курса в процессе формирования управленческих умений обучающихся
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Междисциплинарный курс как средство формирования управленческих умений обучающихся техникума
Черепанова Татьяна Михайловна, методист, преподаватель ГБПОУ СО «Верхнепышминский механико-технологический техникум «Юность»,
г. Верхняя Пышма, Свердловская область,
магистрант ФГБОУ ВО «Уральский государственный педагогический университет», г. Екатеринбург
В условиях рыночной экономики работодатели предъявляют требования не только к уровню образования, но и к личностным, деловым, нравственным качествам специалистов, которых принимают на работу. Особую роль в успешной деятельности специалиста среднего звена на производстве играют управленческие умения, которые обеспечивают эффективность труда и качественное управление организацией.
Формирования личности выпускника техникума с высоким уровнем управленческих умений, способной адаптироваться к быстро изменяющимся социально-экономическим условиям становится одной из основных задач среднего профессионального образования. Это, прежде всего, обусловлено социальным заказом общества. Поэтому освоенные управленческие умения студентами являются важным компонентом общей культуры выпускника техникума.
Понятие «управленческие умения» разные авторы трактуют по-разному. Управленческие умения именно студентов Ю.И.Антонов определяет как совокупность определенных действий, осуществляемых на основе специальных знаний, имеющих междисциплинарный характер, и обусловливающих способность к успешному выполнению управленческой деятельности. Управленческие умения автор рассматривает как комплекс, включающий в свой состав: аналитические, прогностические, проективные, организационные, рефлексивные, коммуникативные умения; умения осуществлять контроль выполнения управленческих указаний и своевременно реагировать на изменяющиеся условия его выполнения [1].
Держания А.Д. в своих трудах дает следующее определение: Организационно-управленческие умения предоставляют собой освоенный субъектом способ выполнения действий по анализу производственной ситуации, формулировке целей и альтернативных способов их достижения, выбору оптимального решения, организации работы коллектива исполнителей по реализации принятого решения, контролю и корректировке решения производственной задачи, информационному обеспечению производственной деятельности [2].
Для определения перечня управленческих умений, осваиваемых студентами
в рамках междисциплинарного курса «Управление коллективом исполнителей»
по специальности 23.02.03 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта проведена декомпозиция общих и профессиональных компетенций. Составляющие общих и компетенций представлены в таблице 1.
Составляющие общих и профессиональных компетенций междисциплинарного курса
У2.1 планировать свою деятельность, исходя из заданных профессиональных задач;
У2.2 рационально организовывать рабочее место;
У2.3 анализировать и осуществлять коррекцию результатов работы
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
У 3.1 ориентироваться в стандартных и нестандартных профессиональных вопросах
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
У4.1 пользоваться электронным или бумажным каталогом;
У4.2 пользоваться справочной и
У4.3 пользоваться поисковыми системами Интернета;
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
У5.1 пользоваться программным обеспечением для автопредприятий (1С: Автосервис, АвтоДилер и др. );
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
У6.1 вести диалог, обосновывать свою точку зрения;
У6.2 отвечать и задавать на вопросы, направленные на выяснение собственной точки зрения, фактической информации;
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.
У 7. эффективно взаимодействовать со всеми субъектами процесса.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
У8.1 организовывать самостоятельные занятия при изучении профессиональных модулей;
У8.2 планировать собственную образовательную траекторию на протяжении всей жизни;
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
У9. 1 анализировать инновации в сфере управления
Профессиональные компетенции (ПК)
ПК 2.1. Планировать и организовывать работы по техническому обслуживанию и ремонту автотранспорта.
У10.1 планировать работу участка по установленным срокам;
У10.2 осуществлять руководство работой производственного участка;
У10.3 своевременно подготавливать производство;
У10.4 обеспечивать рациональную расстановку рабочих;
У10.5 обеспечивать правильность и своевременность оформления первичных документов;
У0.6 организовывать работу по повышению квалификации рабочих;
У10.7 рассчитывать по принятой методологии основные технико-экономические показатели производственной деятельности;
У 10.8 анализировать результаты деятельности участка;
ПК 2.2. Контролировать и оценивать качество работы исполнителей работ.
У11.1 контролировать соблюдение технологических процессов;
У11.2 оперативно выявлять и устранять причины их нарушения;
У11.3 проверять качество выполненных работ;
Умения осуществлять контроль
ПК 2.3. Организовывать безопасное ведение работ при техническом обслуживании и ремонте автотранспорта.
У12.1 осуществлять производственный инструктаж рабочих;
Таким образом, определен перечень управленческих умений в рамках междисциплинарного курса, его значение для успешной деятельности будущего специалиста среднего звена.
Совершенно обоснованно в задачи среднего профессионального образования по программам подготовки специалистов среднего звена технического профиля включается подготовка будущих специалистов не только к производственной, но и к управленческой деятельности.
Реализация требований федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта» в рамках междисциплинарного курса «Управление коллективом исполнителей» стимулирует поиск содержания, технологического обеспечения учебного процесса и критериев оценивания формирования управленческих умений будущих специалистов.
Представим характеристику междисциплинарного курса, в процессе изучения которого формируются управленческие умения обучающихся, место данной дисциплины в учебном процессе.
Итак, междисциплинарный курс «Управление коллективом исполнителей» направлен на формирование у обучающихся профессионального мышления, коммуникативных и лидерских качеств, навыков группового взаимодействия
и решения поставленных задач, воспитание у них чувства ответственности за принятое решение.
Учебно-методический комплекс (УМК) ПМ.02. Организация деятельности коллектива исполнителей представлен следующими компонентами: рабочая программа профессионального модуля, программа производственной практики студентов, задания для проведения лабораторно-практических занятий, тестовые задания для входного, текущего, итогового контроля, фонд оценочных средств.
Анализ перечня дисциплин в учебном плане по специальности «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта» позволяет сделать вывод, что
в учебном плане при наличии более чем 30 учебных дисциплин и профессиональных модулей недостаточное внимание уделено изучению теории менеджмента, современных методов управления и социально-психологических аспектов управленческой деятельности. А формирование управленческих умений и навыков является важным этапом становления квалифицированного специалиста среднего звена и дает возможность для дальнейшего развития профессиональной траектории роста.
Изучение междисциплинарного курса начинается с входного контроля
не только знаний обучающихся, но и диагностики психологических особенностей, социальных личности студентов, изучение особенностей когнитивной сферы обучающихся и выявление профессионально важных качеств управленца.
Для получения данных об уровне сформированности управленческих умений
на этапе входного контроля при изучении междисциплинарного курса «Управление коллективом исполнителей» была проведена диагностика обучающихся. Применялись следующие методики: методика исследования профессиональных интересов обучающихся ( дифференциально-диагностический опросник (ДДО) Е.А. Климова) [4], методика исследования коммуникативных и организаторских способностей студентов,
авторы В.В. Синявский, В.А. Федорошин (КОС) [5].
Итак, представляем результаты диагностики входного контроля студентов техникума.
Диагностика профессиональных интересов обучающихся (дифференциально-диагностический опросник (ДДО) Е.А. Климова) проводилась с целью выявления степени выраженности обучающихся осознанной склонности к одному из пяти типов профессии. Принимало участие 19 человек.
Доминирующим уровнем в группе является – средний уровень коммуникативных и организационных умений, т.е. обучающиеся стремятся к контактам с людьми, не ограничивают круг своих знакомств, отстаивают свое мнение, планируют свою работу. Однако потенциал этих склонностей не отличается высокой устойчивостью. Коммуникативные и организаторские склонности студентам необходимо развивать и совершенствовать в процессе обучения междисциплинарному курсу, в рамках выполнения лабораторно-практических занятий, самостоятельной работы, а также вне учебной деятельности. Наблюдение за учебной группой подтверждают интерпретацию данной методики.
Современная педагогическая практика показывает, что наиболее продуктивными
и перспективными в профессиональном образовании являются технологии, позволяющие организовать учебный процесс с учётом профессиональной направленности обучения,
а это требует от педагогов применения новых методов, приемов и форм работы.
В учебной деятельности в рамках междисциплинарного курса для формирования управленческих умений студентов на занятиях используются следующие педагогические технологии: практико-ориентированные, информационно-коммуникационные, интерактивные, организация самостоятельной работы.
При выборе педагогических технологий необходимо ориентироваться
на особенности группы и степень сложности изучаемого материала, это позволяет создать комфортную атмосферу на уроке, ситуацию успеха и выбрать наиболее удобный способ получения знаний.
Использование на практических занятиях междисциплинарного курса таких методов как ролевые игры, анализ и решение конкретных производственных зада, решение типичных управленческих ситуаций, соревнований между студентами существенно влияют на развитие управленческих умений.
Методика формирования управленческих умений и навыков эффективна, если вместе с упражнением используется комплекс других методов. При формировании умений полезен метод, который называют организацией наблюдения в группе. Когда один обучающийся действует, а остальные, сориентированные преподавателем, внимательно наблюдают за ним и оценивают его действия. Отмечая ошибки и делая завершающий разбор, педагог, не спешит делать его сам, а привлекает наблюдавших за упражнением студентов.
Приведем пример применения данного метода в учебном процессе. Группа студентов делится на подгруппы по три человека, каждой подгруппе выдается пакет документов: задание, алгоритм действий, бланки для заполнения, перечень ролей, которые необходимо распределить между участниками.
Оформите необходимую документацию: акт приемки автомобиля, технологическую карту, заказ-наряд (выполняют все участники).
Распределите роли между участниками.
Разыграйте задание публично как производственную ситуацию.
Определите пути решения ситуации.
Дайте оценку своим действиям.
Отдельное задание для тех, кто наблюдает за ситуацией:
Проанализируйте диалог участников, определите положительные стороны и недостатки.
Оцените действия участников.
Наблюдение за участниками позволят определить, кто из студентов занимает роль лидера в малой группе, кто исполнитель, кто-то из ребят может занять позицию наблюдателя, такое распределение «ролей» тоже определенным образом характеризует студентов и позволяет сделать педагогу свои выводы.
Использование интерактивных методов обучения позволяет: осуществлять студентам самоконтроль и самокоррекцию учебной деятельности; формировать умение принимать оптимальное решение в различных ситуациях; формировать деловую культуру обучающихся и др. А в целом применение данных методов способствует формированию управленческих умений обучающихся в процессе изучения базового междисциплинарного курса в условиях техникума «Юность».
Оценочные средства также должны являться действенным средством
не только оценки, но и обучения. Оценка качества освоения междисциплинарного курса и профессионального модуля включает текущий контроль знаний, промежуточную и итоговую аттестацию обучающихся. Для оценки компетенций, знаний, умений, в том числе управленческих умений создан фонд оценочных средств по профмодулю.
В состав фонда оценочных средств по профессиональному модулю входят комплекты контрольно-оценочных средств для текущей, промежуточной и итоговой аттестации.
Текущий контроль (текущая аттестация) представляет собой проверку усвоения учебного материала теоретического и практического характера, регулярно осуществляемую на протяжении всего периода изучения дисциплины. К основным формам текущего контроля по междисциплинарному курсу «Управление коллективом исполнителей» относятся индивидуальный или групповой опрос обучающихся, индивидуальная или групповая презентация (представление выполненного задания); письменные задания, анализ деловых ситуаций (анализ ситуации, либо анализ вариантов решения проблемы, выбор оптимального варианта), тесты, лабораторные работы, контрольные работы. Формы текущего контроля позволяют проверить сформированность управленческих умений.
Промежуточная аттестация, как правило, осуществляется в конце семестра
и завершает изучение, как междисциплинарного курса, так и его раздела. Основные формы промежуточного контроля в техникуме: зачет и зачет дифференцированный, экзамен.
Рассмотрим уровни сформированности управленческих умений и критерии оценивания. Антонов Ю.И. считает, что эффективность процесса формирования управленческих умений определяется достижением определенного уровня (уровень репродукции, уровень аналогии, уровень трансформации), характеризующегося степенью владения умениями применять усвоенные знания для решения управленческих задач [1]. В качестве критериев определения этих уровней ученый выделяет: полноту ориентировочной основы, самостоятельность, осознанность и последовательность выполняемых действий, творческую активность, результативность.
Уровни сформированности умений по Г. А. Засобиной определяются как первоначальное умение, низкий, средний, высокий уровень умения и совершенное умение [3]. Содержательный блок каждого уровня представлен в таблице 2.
Уровни сформированности управленческих умений
Характеристика уровней, критерии оценивания
знает содержание вида деятельности;
может воспроизвести предложенную последовательность действий при незначительной помощи.