Что такое мэйджор в образовании
Major / Minor, или Что нужно знать о новой модели образования ТюмГУ?
Что из себя представляет эта модель? Зачем университету переходить на индивидуальные образовательные траектории? Что дает новая система студенту и чем она лучше прежней? Будем разбираться вместе.
В предыдущих материалах мы подробно разобрали два таких понятия, как Core и элективы.
#3 – Major
На 1 курсе большая часть учебного времени приходится на Core. На следующих наступит время специализации – блока Major. В Тюменском госуниверситете считают, что оно будет максимально плодотворным, так как у студентов уже сформируются потребности в получении специальных углубленных знаний.
Major формирует профессиональные компетенции. Этот блок предполагает глубокое освоение дисциплин того направления подготовки, на которое студент поступил в вуз. Набор этих дисциплин соответствует требованиям федерального государственногообразовательного стандарта (ФГОС).
#4 – Minor
Более того, на старших курсах при желании студенты, обучающиеся в ТюмГУ по системе ИОТ, могут бесплатно получить дополнительную квалификацию, что будет засвидетельствовано документом установленного образца.
Для этого в новой образовательной модели разработан модуль Minor – трек из нескольких элективных дисциплин, изучать которые следует в течение 2-3 лет одну за другой.
Определиться с выбором Minor могут помочь, во-первых, личные или профессиональные интересы, не имеющие прямого отношения к основной специальности. Например, получая профессию химика, можно реализовывать свои творческие способности на программе Minor в сфере социальных коммуникаций. Или Major в лингвистике можно дополнить Minor, например, в области компьютерных технологий.
Также с помощью Minor можно добавить «веса» к своей основной специализации, выбрав трек из элективов, близких основному направлению подготовки.
А можно сделать Minor элементом будущей карьеры. Например, если студент планирует стать преподавателем какого-либо предмета, именно в этом предмете он получит Major, а Minor – в педагогике.
Все варианты по-своему хороши. Корректируя свою образовательную траекторию, студенты в итоге становятся уникальными специалистами. В том смысле, что абсолютно одинакового набора дисциплин у них не будет. Значит, у каждого из них возрастает шанс найти свое рабочее место.
Помимо того, что индивидуализация образования повышает мотивацию студентов учиться, а возможность получения дополнительного профиля повышает привлекательность выпускника на рынке труда, одним из преимуществ индивидуальной образовательной траектории в Тюменском госуниверситете считают развитие компетенции осознанного ответственного выбора.
«Делать выбор, брать на себя ответственность – это целое искусство, – считает ректор ТюмГУ Валерий Фальков. – В вузах нет такого предмета «Теория выбора». Но за четыре года нового бакалавриата студенты этот навык обязательно получат. Наша образовательная модель с выбором траектории обучения заставляет думать и принимать решения».
Управление стратегических коммуникаций ТюмГУ
Определение терминов (Часть 2): “Major (Основной предмет),” “Course (Курс)” и “Class (Класс/Занятие)”
Здесь, в компании Occam Education, мы каждый божий день погружены в мир образовательной терминологии. Наша работа частично подразумевает хорошую осведомленность о проблемах учебных заведений высшего образования относительно их задач, их структуры и относительно того, что они могут предложить своим студентам. Однако, термины, которые мы используем, периодически изменяются. Более того, в зависимости от стран эти термины изменяют свое значение.
Очень легко запутаться в терминах, которые профессионалы от образования, такие как мы, принимают как понятные сами по себе. Вследствие этого, мы отдаем себе отчет, что многозначность терминов может сильно затруднить точное понимание того, о чем говорят люди, подобные нам, и была создана серия «Определение терминов», задуманная для родителей и будущих студентов.
Как понять значение какого-нибудь термина, принятого в системе американских и британских университетов, о которых мы ведем речь, и в системе международных учебных заведений, о которых мы будем говорить дальше? Честно говоря, их истинный смысл не всегда сразу понятен. И как в любой другой профессии, все решает контекст. Однако, единственное, что мы может сделать, это дать некоторые разъяснения.
Настоящий пост расскажет о трех, возможно, самых изменчивых терминах в системе американского, канадского и британского высшего образования: «major,»(основной предмет) «course» (курс) и «class» (класс).
Что такое major (Основной предмет)?
Студент, успешно окончивший курс, посвященный данному основному предмету, претендует на степень бакалавра с указанием его основной специальности. Например, студент, который завершил курс арабского языка в университете Notre Dame (Нотр-Дам), получает степень Bachelor of Arts (B.A.) (бакалавр гуманитарных наук) по арабскому языку. Другим термином, обозначающим основной предмет, является слово «specialization,»(специализация), который используется в Babson College (Бэбсон Колледж).
Аналогично, если люди получили свою степень или окончили университет в США, то вопросы: » What is your degree in /У тебя степень в какой области?» и «What did you major in /Какой у тебя основной предмет?» означают одно и то же.
Что такое course (курс)?
Этот термин означает разные понятия в системах высшего образования США и Великобритании. В Великобритании термин “курс” 2 или «учебный курс» означает, в какой области знаний студент хочет получить степень. Это то же самое, что в системе США называют «основным предметом/major», о чем говорилось выше. Оксфордский университет, например, поощряет студентов выбирать себе курс (не основной предмет). Университеты Великобритании не используют термин «major».
Термином «курс» также могут обозначать цикл лекций, прослушанных в Великобритании в течение определенного периода времени. 3
В США под термином «курс» понимают цикл отдельных лекций или «класс», предлагаемый в конкретном семестре. Термин «курс» используют также при обсуждении отдельных лекций цикла по программе Advanced Placement (AP) или цикла International Baccalaureate (IB) в средней школе. (Подобный цикл означает, что от студента ожидает повышенный уровень учебной нагрузки).
Термин «course of study» (курс обучения) часто используют в том же значении, что и «основной предмет» в США. Однако такое применение обычно приберегают для юридических документов, например, при подаче заявления на студенческую визу и для оформления других документов при въезде в страну. Но в некоторых случаях его используют при обсуждении цикла лекций, которые необходимо прослушать и последующей сдачи экзаменов для получения степени. (Для обозначения этого же понятия используют термин «concentration/специальность».
Что такое class (класс/занятие)?
«Класс» в США это более разговорный термин для обозначения отдельного лекционного курса, или курса, читаемого на протяжении семестра. 4 Студенты часто используют выражение «Я иду в класс/на занятия» или «В этом семестре у меня класс/занятия с доктором Персоном.»
Этот термин аналогично используют в Великобритании, но не так часто, и его считают еще более неформальным, чем в США. Например, американские университеты иногда используют слово «класс» в постах официальных блогов и в выпусках новостей, однако в университетах великобритании это понятие встречается редко. В принципе, слово «класс» применяют для обозначения занятий в средней школе и в программах пред-бакалавриатских курсов в США и Великобритании.
Студенты в США и в Великобритании часто пользуются термином «coursework» (курсовая работа) для обозначения заданий, которые им нужно выполнить для получения степени или для сдачи экзаменов в объеме знаний по классу.
Существует еще одно значение этого термина в Соединенных Штатах, которое не имеет ничего общего ни с лекциями, ни с основными предметами, ни с курсами. Когда говорят, он из числа «»University of Chicago Class of 2016», это означает, что говорят о выпускнике/получившим свою степень в университете Чикаго в 2016 году. В предыдущем посте, рассказывая о раннем приеме студентов в Гарвардский университет, мы использовали термин «Harvard College Class of 2021.» Что означает, что статистика спрогнозировала количество студентов, которые окончат Гарвардский университет в 2021 г. Это конкретное значение слова «класс» не распространено в Великобритании.
Устранение неоднозначности: «Hono(u)rs,» «Concentration» и «Minor»
«Honours» (Великобритания) и «minor» (США) близкие понятия, которые в то же время сильно отличаются одно от другого по смыслу.
В США minor это побочная область образования студента или его вторая специальность. Minors и majors отличаются друг от друга тем, что первое понятие находится в подчинении у второго. Так же как и в отношении major, конкретный колледж или университет составляет учебную программу с перечислением требуемых классов, которые студент должен пройти для того, чтобы получить вторую специальность (minor). Объем знаний между этими ступенями значительно различается среди различных учебных заведений.
Например, студент может заниматься религиоведением в качестве основного предмета и одновременно изучать курс Creative Writing (творческую письменную речь). Это значит, что студент прослушает определенное, но меньшее количество лекций по Creative Writing, чем по основному предмету. Количество и вид таких занятий всегда намного меньшее, чем по major, и их определяет администрация факультета, организующего лекции, или же факультет совместно с самим студентом по взаимному согласию.
В великобритании термин «Honours/с отличием» означает качественный результат, с которым студент окончил свой первичный (а иногда и вторичный) курс обучения. В присуждаемых университетами Великобритании степенях большинство степеней бакалавра используют термин «honours», который пишется перед названием предмета. С другой стороны, получение «honours» по двум предметам может означать, что студент
Этот же термин может быть также применен для указания того, что студент завершил проект с высокой степенью качества и новизны.
В США термин «Honors» означает, что студент или был зачислен в программу honors program (факультативная программа подготовки повышенной сложности) (у которой будут свои собственные требования к курсовой работе помимо основных курсов для major), или, что он заслужил специальное отличие. В таких случаях этот термин обычно не содержит ссылки на конкретный предмет, который изучал студент.
Термин «сoncentration/специальность» используют чтобы избежать путаницы. В США термин «концентрация» располагается между понятиями major и minor. Вообще, этот термин обозначает те конкретные виды занятий(класса)/учебного курса, на которых студент сосредотачивается все свои усилия.
Например, студент из штата Колорадо, у которого основным предметом (major) является математика, мог брать уроки по численному анализу и вычислению. В этом случае ему будет присуждена степень Бакалавр наук (B.S. degree) в области математики по специальности (или «emphasis» — с упором) на прикладную математику. Аналогично студент Восточного Лондонский Университета мог поступить на курс по физиологии с упором или специализацией на позитивную психологию. в Великобритании используют понятие «path of study» (курс обучения).
Наш следующий пост в этой серии посвящен понятиям «university,» «college» и «liberal arts college» (колледж по гуманитарным наукам).
Мэйджоры, майноры и МАГОЛЕГО: место в образовательном процессе
Об этих проектах и о том, как они встроены в систему образования в ВШЭ, рассказали Сергей Рощин, проректор НИУ ВШЭ, Юлия Лежнина, заместитель проректора, и Ольга Тарабаева, начальник Управления развития образовательных программ.
Сергей Рощин, проректор НИУ ВШЭ
Почему Вышка перешла на систему мэйджоров и майноров?
Последние два года университет обновляет свои образовательные программы и их перечень, с текущего учебного года модернизирует образовательную модель бакалавриата. В четырех кампусах около 180 программ, из них около 70 бакалаврских и около 110 магистерских. Всего мы ведем подготовку более чем по 30 образовательным направлениям. К сожалению, каждое из них, стремясь обеспечить качественную подготовку внутри конкретной программы, всегда страдает определенной герметичностью. Во-первых, рамки задаются направлением подготовки, как это принято в российском образовании. Во-вторых, выстраивание программы с точки зрения формирования у студентов знаний и компетенций всегда связано с определенной предметной областью. Такая жесткость имеет свои недостатки. Необходима индивидуализация образовательных треков, потому что у студентов могут быть разные запросы относительно формирования знаний и компетенций. В университете уже давно существуют индивидуальные учебные планы, позволяющие выбирать разные предметные курсы. Однако не всегда можно сформировать продолжительные связки курсов, которые передавали бы дополнительные знания не отрывочно, а системно. Кроме того, есть определенные запросы со стороны студентов и со стороны работодателей. По их словам, выпускники часто не владеют важными дополнительными знаниями, которые необходимы в современной экономической деятельности. Например, менеджериальными знаниями, навыками программирования или умением анализировать тексты. Поэтому мы и стали развивать форматы, дополняющие треки основных образовательных программ.
Как выглядит новая образовательная модель бакалавриата?
Она содержит две основные обязательные части. Мэйджор формирует профессиональную систему знаний, умений и навыков по основному направлению подготовки, а майнор включает дополнительные курсы, не связанные с этим направлением напрямую. Есть 20 кредитов на четыре дисциплины (1 кредит = 38 академических часов). Например, инженер, не отрываясь от изучения дисциплин основного направления, может выбрать майнор по экономике, финансам, менеджменту и даже по философии. Он ограничен только перечнем предметов, которые предоставляет университет. Майноры будут реализовываться на 2-3-м курсах бакалавриата во всем университете, причем в каждом кампусе система майноров особая. Две дисциплины прослушиваются на 2-м курсе, еще две дисциплины – на 3-м курсе. Реализация этой системы начинается в текущем году, с сентября. Судя по предварительным опросам, в ней весьма заинтересованы абитуриенты и их родители.
А что нового в системе обучения в магистратуре?
Уже два учебных года реализуется проект МАГОЛЕГО. Идея заключается в том, чтобы дополнить те профессиональные знания, которые получает студент конкретной магистерской программы, иногда узконаправленной. Университет формирует пул дополнительных курсов, но выбор остается за студентами. Если есть определенная наполняемость, обеспечивающая целесообразность проведения курса, то он открывается. Каждая магистерская программа в учебном плане обязательно содержит одну дополнительную дисциплину.
Расскажите, пожалуйста, об университетских факультативах.
С одной стороны, они работают на дополнительное знание, с другой стороны – на интеграционное знание за пределами конкретного предметного поля образовательной программы. В московском кампусе факультативы существуют давно, но сейчас их количество существенно увеличилось. Возникла необходимость упорядочить объявления о факультативах. Поэтому сейчас вводится новый порядок. Общеуниверситетские факультативы будут предлагаться весной каждого года. Окончательный их список на следующий учебный год формируется в марте. По сути дела, идея такая же, как в проекте МАГОЛЕГО: подбирается определенный пул курсов, университет берет на себя обязательства профинансировать чтение этих дисциплин, а затем все зависит от выбора студентов. Объем факультативов может варьироваться: и один модуль, и два модуля. Здесь нет жестких ограничений.Темы факультативов могут быть заявлены любые, но окончательное решение принимает отборочная комиссия, состоящая из представителей всех профессиональных коллегий Учебно-методического совета НИУ ВШЭ. Надо отметить, что факультативы Вышки открыты для всех, не только для наших студентов, и есть курсы, на которых преобладают внешние слушатели. Впрочем, мы заинтересованы, чтобы факультативы были в первую очередь востребованы нашими студентами.
Насколько эта система копирует англосаксонскую?
Безусловно, сходство есть, но не полное. В американской и отчасти в британской практике, как правило, бакалавриат очень широкий и предлагает крайне разнообразный спектр индивидуальных траекторий. Выбор профиля бакалавриата происходит после двух лет обучения в соответствии с тем, какие майноры предоставляет вуз. У нас не так. Российская система образования построена на жестких перегородках между образовательными программами. Мы пытаемся внести в нее некоторую гибкость, в первую очередь за счет вариативных блоков образовательных программ.
Как устроены майноры
Юлия Лежнина, заместитель проректора НИУ ВШЭ
С текущего учебного года в университете реализуется обновленная модель образовательных программ уровня бакалавриата, одним из обязательных элементов которой является такой блок, как майнор. Майнор – это цепочка из четырех курсов в рамках одного предметного поля: экономики, психологии, истории и т.д. При этом он может как представлять проекцию соответствующей образовательной программы в целом, так и быть ограниченным более узким тематическим пространством или же, наоборот, быть междисциплинарным. Конкретные майноры студентам не предписаны, и ребята самостоятельно выбирают себе майнор из общеуниверситетского пула. Таким образом, эта часть образовательной программы является блоком по выбору и позволяет подстраивать программу под индивидуальные интересы. Майноры предлагаются одновременно всем студентам университета на втором и третьем годах обучения. Каждый из четырех курсов майнора рассчитан на два модуля и оценивается в пять кредитов. Выбор майнора означает выбор сразу четырех дисциплин, которые студент будет изучать на 2-м и 3-м курсах. Продолжительность изучения этого блока, рассчитанная на два года, дает возможность сформировать представления о том профессиональном пространстве, которое этот майнор описывает.
Введение майнора в образовательные программы основывается на идее предоставления студентам возможности расширить свой кругозор, получить адекватное представление о направлениях подготовки, которые не связаны или лишь косвенно связаны с той профессиональной областью, в рамках которой они получают образование. Именно поэтому студенты выбирают только те майноры, которые не соответствуют направлению их подготовки: социологи могут выбрать все майноры, кроме социологического, юристы – все, что не связано с правом, и т.д. Таким образом, изучение майнора позволяет погрузиться в междисциплинарное пространство, получить синергетические эффекты от соответствующих знаний, развить гибкость в восприятии информации.
В условиях того, что все майноры одновременно открыты для всех студентов университета определенного года обучения вне зависимости от направления подготовки (кроме студентов, обучающихся по соответствующим программам), мы также рассчитываем получить определенные эффекты от формирования общей студенческой среды, поскольку аудитория слушателей майноров будет смешанной: студенты-дизайнеры будут пересекаться со студентами-математиками, культурологами, программными инженерами. При этом ребятам также придется побывать за пределами родных корпусов, познакомиться с территориальным разнообразием университета, что тоже неплохо. Это не создаст дополнительных хлопот с переездами: для проведения курсов майноров (как и курсов МАГОЛЕГО в магистратуре) будет выделен отдельный день.
Обучение в рамках новой модели началось в 2014 году, поэтому впервые майноры будут реализованы в следующем учебном году, когда студенты этого года набора станут второкурсниками.
Кампания по записи студентов на майноры (напомню, что это обязательная часть образовательной программы), которые начнутся с сентября 2015 года, была проведена в марте-апреле. Всего студентам московского кампуса были предложены 26 предметных майноров – от «Нейросетевых технологий» до «Лингвистики». В филиалах майноров меньше, но и там выбор у студентов был. В качестве разработчиков майноров выступили как большинство образовательных программ ВШЭ, так и отдельные научные подразделения, например Высшая школа урбанистики и Институт образования. В Санкт-Петербургском кампусе разработан несколько нестандартный «Исследовательский майнор».
Подробнее о том, какие возможности по выбору майноров были у студентов в этом году, можно прочитать на соответствующей странице портала: http://www.hse.ru/org/hse/elective_courses/minors/.
В следующем учебном году в московском кампусе будут реализованы 17 предметных майноров, которые выбрали не менее 50 студентов (по пять майноров в филиалах). Среди майноров-лидеров, которые привлекли наибольшее внимание студентов, – «Финансовая экономика», «Интеллектуальный анализ данных», «Менеджмент». Данные о выборе майноров студентами смотрите в таблице.
Выбор майноров 2015 года студентами-первокурсниками
% студентов, выбравших тот или иной майнор, от общего количества студентов*.
Ликбез по американской системе образования
Итак, ты поступил в американский ВУЗ, но что делать дальше? Какие-то классы, кредиты и мажоры с минорами, и ты такой: «WTF?» Сейчас я попытаюсь всё объяснить.
Bachelor Degree (рус. степень бакалавра) выдаётся после успешного завершения четырёх лет обучения в университете на базе школьных знаний.
Master Degree (рус. степень магистра) — это первая “выпускная” степень. Она присваивается спустя два года дополнительного обучения после получения степени бакалавра.
Doctoral Degree (рус. степень кандидата наук) требует дополнительных четырёх лет обучения после получения степени магистра. Многие докторские программы включают в себя магистрский курс, поэтому можно поступать в докторантуру сразу после получения той первой степени бакалавра.
Semester (рус. семестр. неожиданно). Американские университеты делят академический год по-разному. Наиболее распространено деление на два семестра в год: осенний и весенний.
Major (рус. специализация / факультет) — это основная область академических интересов студента. В период обучения наступает момент, когда от тебя требуется выбрать основную область обучения. Многие предпочитают посещать разнообразные курсы в течение первых двух лет обучения, что помогает им принять решение, какую область знаний они будут изучать как главную (журналистику, искусство, компьютерные науки, бизнес и т.д.). В некоторых учебных заведениях можно также выбрать minor (рус. дополнительная специализация). Основная и дополнительная специализация могут быть не связаны друг с другом. Выбор остается за тобой. После того, как основная область обучения определена, от тебя потребуется изучить определенное количество обязательных курсов для того, чтобы получить степень в данной области.
Так же университет может иметь основные курсы, которые обязаны пройти все студенты: у меня, например, это — статистика, высшая математика и два очень полезных курса по написанию эссе, где тебя сначала научат, как грамотно организовать свою писанину, а потом — как убедить читателя в своей точке зрения. Если твой инглиш совсем не абсолютли, тебе могут предложить сначала подучиться в подготовительной группе.
Credit Hour (рус. кредит-час) — единица измерения академической занятости, показывающая количество времени, затраченного в неделю на изучение определенного курса (обычно дается три кредит-часа за один курс). Более сложные или более продолжительные по времени изучения курсы дают возможность получить больше кредит-часов. Чтобы получить степень бакалавра, нужно набрать 120. Соответсвенно, быстрее наберешь — быстрее получишь степень.
Американцы часто используют слово class (рус. курс), имея ввиду предмет. Если спрашивают «Какие классы ты берешь в этом семестре?», имеется в виду список предметов, которые ты собираешься изучать в этом семестре. На каждом курсе будет разный набор одноклассников, потому что в Америке каждый студент выбирает такой предмет, какой ему захочется. «Зарегистрироваться на курс» означает выбрать и записаться на предмет, который ты хочешь изучать в этом семестре. За каждый пройденный предмет тебе дадут некое количество кредит-часов.
Наиболее распространенный метод оценки академической успеваемости – это GPA (рус. средний балл). В конце каждого семестра буквенные оценки (A, B, C, D и F) конвертируются в численную форму (А=4, B=3 и т.д.) и их сумма усредняется для определения среднего балла. После выпуска работодатель часто обращает внимание на средний балл за весь период обучения.
Midterm Exam (рус. сессия) — тест, сдаваемый в середине семестра.
Final Exam (рус. экзамен) — экзамен по всем пройденным темам, сдаваемый в конце семестра.
Определенные задания в течение курса (д/з, экзамены, тесты и т.д.) имеют свое определенное значение при выставлении среднего балла. Например, если за семестр у тебя выходит три балла (B) [спокойно, в Америке три балла — это четверка в России], но на экзамене, который имеет «вес» в 50% от финальной оценки ты получил твёрдые 4 балла (А), то финальная оценка уже будет B+, 3.5 балла из возможных 4-х, что уже, согласитесь, неплохо. Экзамен и сессия имеют большое значение в финальной оценке (
80%, остальные 20% — д/з, активность на уроке, посещаемость).
Faculty — это преподавательский состав в университете. Это слово не используется в значении факультет, к которому мы привыкли. Вместо него используется слово department (рус. департамент). Например, Department of History — это факультет истории.
Transcript — официальная копия официальных академических выписок, содержащих информацию по пройденным тобою предметам, количеством заработанных кредит-часов и полученных оценок.
Вот и всё. На самом деле ничего сложного; если есть какие-либо вопросы — прошу в комментарии, обязательно постараюсь ответить! 😉
Счастье любит тишину
Как дома
Про повышение зарплат бюджетникам
Поешь-поешь
Понятно?
История о том, как мы авто у дилера «почти» без допов покупали
Что ж, подержите мое пиво, как говорится. История будет длинная и захватывающая.
В августе 2021 года решили мы с благоверным купить новую машину. Поизучав предложения на взлетевшем рынке поняли, что светит нам мало что, и из этого мало чего мы выбрали Ладу Ниву.
Особо шерстить по салонам не стали, поехали в тот, что находился ближе всего к дому. Посмотрели там на другую похожую Ниву, посидели, помяли, потыкали – прелесть, а не машина. Понятное дело, что такой машины, какая нам была нужна, в наличии не было, поэтому решили заказывать и ждать. Менеджер предложил внести предоплату за бронирование автомобиля, что мы посчитали разумным и согласились. Пришли мы наивные и не подготовленные, не имея никакого понятия о том, как оформлять такую предоплату, но нам повезло. Предоплату приняли, выдав кассовый чек с указанием позиции «Автомобиль платеж за 1 шт VINXXXXXXXXXXX» (ВИН был указан, но скрою его в целях конфиденциальности, хо-хо). Эта предоплата в последствии стала одним из инструментов воздействия на дилера.
Решили мы заявиться в салон и прощупать почву. При личном общении с менеджером выяснилось, что все наши самые стремные догадки оказались явью. Когда авто приедет в салон, никто нам его без допов не отдаст. Страшный руководитель отдела продаж стоит с раскаленной кочергой за спинами менеджеров и в любой момент готов применить ее по назначению, если маржа упадет ниже 100500%. Приводились жуткие примеры, как несчастный покупатель Нивы перед нами уехал с допами в треть стоимости автомобиля. На это мы прямо заявили, что вот эта нездоровая фигня нас не устраивает. Мы заказали Ниву в максимально возможной для нее комплектации, а все навороты сверх заводской комплектации будем делать сами, как нам нужно. Все понимаем про план продаж, и не против необходимых допов, в общем-то, даже готовы согласиться на некоторые, но не за овер-прайс, а за рыночную цену. Все наши хотелки менеджер записал на листочек и пообещал согласовывать все дальнейшие действия с нами. Но больше мы о нем не слышали, до момента приезда машины в салон.
Ушли мы расстроенные и злые. После долгой рефлексии, позиция с компромиссной сменилась на радикальную. Цель – купить авто по РРЦ (рекомендованной розничной цене) или максимально близкой к ней. Начались штудирования Закона «О защите прав потребителей», консультации в Роспотребнадзоре, раскопки крупиц информации в интернете. Онлайн-консультации в Роспотребнадзоре оказались самыми полезными. У них ограниченный тайминг (что-то около 15 минут), но можно записываться несколько раз. Также, за умеренную плату специалисты Роспотребнадзора помогут составить претензии, жалобы, иски. В интернете очень мало инфы, в основном только кликбейтные заголовки статей с нулевой полезностью, да жалестные посты на Пикабу, о том какие дилеры редиски и выкручивают руки. В общем, вот та база, которую нам удалось собрать на переговоры:
• Внимательно читать договор. В договор купли-продажи стоимость доп. оборудования вряд ли включат, скорее всего выделят в доп. соглашение, которое подписывать не нужно.
• Важно, что есть зафиксированное обязательство автосалона продать вам автомобиль (в нашем случае это был кассовый чек с указанием вин-номера и внесенной предоплатой). На основании этого мы могли требовать исполнения договора, в ответ на их отказ от продажи без доп. оборудования. Для этого нужно потребовать письменный отказ, который, конечно же, вам не предоставят. В этом случае нужно быть готовым вызывать правоохранительные органы, чтобы они запротоколировали отказ автосалона. Также специалисты Роспотребнадзора посоветовали зафиксировать на видео факт отказа менеджера от продажи авто.
• Далее, пока господа полицейские фиксируют отказ, нужно написать досудебную претензию с требованием исполнить обязательство по продаже автомобиля, формулировки досудебки также дали в Роспотребнадзоре (картинка стырена из интернета, но суть такая же).
Обязательно попросить себе копию с отметкой о приеме и оставить контактную информацию, куда направлять ответ. Либо направить претензию заказным письмом.
• Самое главное – быть готовым идти до конца. Быть настроенным твердо, но не скандально.
Пока я готовилась умереть от инсульта прям на месте, муж достал камеру и попросил менеджера повторить при свидетелях, что такое он сейчас сказал. Как ни странно, это немного сбило спесь с менеджера, и он попросился выйти поговорить на улицу, заодно и машину осмотреть. В ходе дружественной беседы цена на доп. оборудование снизилась до 45 тысяч рублей, что показалось приемлемым обеим сторонам, на чем и пожали руки. Но, уточнил менеджер, такая цена будет действовать только в кредит. Хе-хе, кредит так кредит, подумали мы.
Отправили заявки в банки и ушли ждать одобрения. Сделку назначили на следующий день. При блестящей кредитной истории мужа, банки не спешили давать одобрения, что показалось довольно странным. Только под конец следующего дня пришло одобрение от одного невзрачного банка, что показалось еще более странным. День сделки пропущен, поехали на следующий. По совершенно случайному стечению обстоятельств, наш менеджер заболел, и нас передали другому бедняге. Мы терялись в догадках, кому же нас слили – невезучему неопытному стажеру или наоборот, опытному зубру продаж?
Дождались, наконец, сертификата. От взгляда на него мы чуть со стульев не попадали (пыталась описать эту нелепицу, но проще один раз показать, чем сто раз рассказать):
Далее терпеть и играть в переговоры стало невыносимо, мы уже потребовали шаблон кредитного договора, коммерческое предложение с расшифровкой всей стоимости и график платежей. Менеджер устал бегать советоваться и повел наконец нас к кредитному специалисту, который заявил, что не может нам дать никаких документов, пока не определимся с ценой. После долгих перегавкиваний нам дали прочитать условия чужого кредитного договора, из которых стало понятно, что ставка фиксированная, и не вырастет при отказе от страхования, а также есть возможность досрочного погашения кредита с первого месяца. Значит, в период охлаждения (14 дней) после заключения договора, установленный Банком России, можно отказаться от страховок жизни и финансовых рисков с полным возвратом средств и без увеличения ставки по кредиту.
Что ж, вопрос со страховками на сумму 90 тысяч закрыт, осталось избавиться от автопомощника и снизить сумму КАСКО. К слову, как выяснилось во время бодания с автосалоном, вы не обязаны брать то КАСКО, которое предлагает вам дилер. Вы можете попросить выписку из ЭПТС и онлайн оформить КАСКО прямо в салоне, а для выдачи кредита нужен только номер полиса, не важно где и как он оформлен. Я начала оформлять КАСКО в другой страховой, мне посчитали полис вдвое дешевле, чем насчитал автосалон. Глядя на такие расклады, менеджер сжалился над нами и попросил своего страхового специалиста пересчитать наш полис – и магия! Полис подешевел до 25 тысяч.
Отлично. Осталась самая малость – «Сертификат Помощь на дороге» за 60 тысяч. Менеджер до последнего утверждал, что без этой услуги машину нам не продадут и кредит не выдадут. Машину не продадут? Что-то смутно знакомое, давайте поговорим об этом. У нас предоплата, исполняйте договор, деньги есть наличные, мы можем и без кредита обойтись. Ах, стоимость допов 45 тысяч только при условии кредита, иначе только за 70 тысяч? Ну хорошо, мы купим у вас за 70 тысяч, но вы нам предоставите прайс-листы на материалы и работы за подписью директора, а дальше мы идем в суд оспаривать их стоимость, а там уж неизвестно, как повернется.
Менеджер ушел за прайс-листами, а вернулся почему-то на щите. Леший с вами, говорит, и автопомощника уберу вам, т.к. прайс-листы куда-то потерялись. Только, чур, оценки хорошие поставьте. Да не вопрос, мы добрые. Поставим, все как попросите.
На момент написания поста, заявления на возврат страховок написаны, деньги возвращены. Также, мои маленькие любители автокредитов, знаете ли вы, что при досрочном погашении кредита можно вернуть деньги за неиспользованную часть КАСКО? Написав заявление и предоставив подтверждение, что обязательства перед банком выполнены.
• Автомобиль по РРЦ – 744 тысячи;
• Доп. оборудование (ковры, защита картера, защита КПП, защита раздатки, антикор днища) по околорыночной цене – 45 тысяч;
• Проценты банка (кредит погашен досрочно) – 4 тысячи.
И бесконечное количество утраченных нервных клеток.
Всем участникам, узнавшим себя в этой вымышленной истории, передаю пламенный привет.