Что такое методика в спорте
Зачем нужны разные методы спортивной тренировки и как выбрать свой?
Приветствую, Вас, уважаемые читатели! Нередко посетители тренажерных залов думают, что достаточно просто поднимать тяжести и мышцы начнут расти сами собой. Если бы все было так, а не иначе, то профессиональному спортсмену не требовалась бы целая команда тренеров, методистов и ученых.
Теоретические основы спортивной тренировки зародились более 2000 лет назад, когда в Греции стали проводить спортивные состязания, называемые Олимпийскими играми. К этому времени принадлежат трактаты древнегреческих ученых, в которых уже тогда обсуждались методы спортивной тренировки атлетов.
Теория тренировки
Тренировка не такой простой процесс, как может показаться на первый взгляд. Ведь она представляет собой не только набор упражнений и определенную программу их выполнения. В основу плодотворного тренинга также входит теоретическая и психологическая подготовка, принцип индивидуализации нагрузки и подстройка тренировочного процесса под конкретные цели.
Даже составив себе хорошую программу упражнений, вы столкнетесь с понятием методов спортивной тренировки. Они, по сути, определяют то, в какой манере вы проведете свою тренировку.
Современные методы, в отличие от древнегреческих, приобрели более оформленный вид. С их классификацией я вас сейчас и ознакомлю.
Общепедагогические методы
Словесные методы
Тренер спортсмена должен сперва объяснить атлету цель и задачи тренинга. Обсудить моменты, связанные с техникой выполнения упражнений, стилем выполнения движений и проанализировать уже достигнутые результаты. При необходимости смотивировать спортсмена к предстоящей тренировке.
Такие взаимоотношения должны присутствовать не только в профессиональном спорте, но и в обычных фитнес центрах, между персональным тренером и его клиентом.
Наглядные методы
Здесь справедливо выражение: «лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать». К примеру, новичку в зале будет сложно объяснить технику выполнения упражнения. В таком случает тренеру стоит наглядно продемонстрировать правильную биомеханику движения.
И я каждый раз в своих статьях призываю вас к наглядным методам, когда прошу смотреть видео с правильной техникой выполнения упражнения.
Практические методы
Метод строго регламентированного упражнения
Сюда входит освоение техники упражнения и методы развития физических качеств.
Освоение техники упражнения
Освоение техники может проводиться путем дробления сложного движения на простые составные части и последовательной проработкой каждой части в отдельности. Но такие методы редко применяются в фитнесе и бодибилдинге.
Для железного спорта характерна проработка техники всего упражнения одним махом или замена базового движения на аналогичное в тренажере. Последний метод называется имитационным. Например, чтобы лучше понять движение штанги в приседаниях, можно сперва выполнить упражнение в тренажере Смита.
Методы развития физических качеств
Методы развития физических качеств в свою очередь можно разделить на следующие.
Непрерывный равномерный метод
В пример можно привести кардио тренировку. То есть непрерывную работу в течение определенного времени, направленную в основном на развитие аэробных качеств и выносливости для конкретного вида спорта. Причем важно то, что упражнение выполняется в постоянном ритме (медленном, среднем или быстром). Недостаток этого метода в быстрой адаптации организма к нагрузкам.
Непрерывный переменный метод
Здесь нагрузка может варьироваться в процессе выполнения упражнения, что сделает тренировку более интересной и разнообразной. Организм не сможет быстро адаптироваться к нагрузке, так как вы можете удивлять его на каждой тренировке.
Интервальный метод
Заключается в чередовании интервалов интенсивной работы и отдыха. Причем отдых строго оговорен. Примером может случить интервальное кардио, которое, как вы знаете, эффективно расходует калории, но в то же время рекомендуется только подготовленным атлетам. Отдых может длиться от 15 секунд до 3 минут, в зависимости от продолжительности интенсивной части упражнения.
Повторный метод
Основной метод, который используют бодибилдеры. После выполнения определенного количества повторений следует отдых до восстановления. Время отдыха строго не регламентировано, но даже если оно определено, то этого времени достаточно для восполнения энергетических ресурсов. В других видах спорта такой метод применяется для моделирования соревновательных нагрузок.
Метод круговой тренировки
Введение такого метода в свой тренировочный график на этапе сушки позволит увеличить расход калорий и разнообразить тренировочный процесс. Для круговой тренировки характерны строгие промежутки работы и отдыха, индивидуализация нагрузки, последовательное задействование различных групп мышц.
Игровой метод
Дает возможность развить спортивные навыки в процессе игры. Такой метод популярен почти во всех видах спорта и активно используется при подготовке к соревнованиям. Даже в бодибилдинге можно применить такой метод, но лишь в качестве разнообразия и не чаще чем 1 раз в месяц.
Если вы не догадались, как можно применить этот метод в зале, то подсказываю. Найдите партнера по тренировке, выберете упражнение и устройте состязание «лесенка». Выберете определенный вес снаряда и выполняйте упражнение по очереди, с каждым разом увеличивая число повторений. Проиграет тот, кто первым не сможет выполнить необходимое число повторов.
Соревновательный метод
При подготовке к соревнованиям нужно дать организму нагрузку близкую к соревновательной. Это вызывает серьезные сдвиги в различных системах организма и стимулирует его адаптационные ресурсы. А также может служить контрольным методом уровня подготовки спортсмена. Правила соревнований на тренировке можно изменять, чтобы акцентировать внимание на конкретных навыках.
Какой вывод можно сделать, друзья? Тренировка — комплексный и многогранный процесс, в ходе которого спортсмен развивает не только физические, но и психологические качества. Многообразие методов является тому подтверждением.
А я на этом с вами прощаюсь. Учите теорию и применяйте её на практике. Не забывайте делиться статьями с друзьями. До скорых встреч!
Теория спорта «Методы спортивной тренировки «
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Реферат по дисциплине:
« Методы спортивной тренировки »
Титова Татьяна Владимировна
2.Понятие спортивной тренировки …………………………. 5
3.Методы спортивной тренировки и их классификация…………………………6
3.1. Общепедагогические методы ………………………………………………..6-7
Поэтому целью моей работы над рефератом является рассмотрение понятия метод, рассмотрение понятия спортивной тренировки, рассмотрение существующих в настоящее время методов спортивной тренировки.
Попробуем разобраться в определении методов, в их многообразии и эффективности.
Прежде чем рассматривать методы спортивной тренировки, остановимся подробнее на самом определении метода.
В спортивной жизни под термином метод следует понимать способ применения основных средств тренировки и совокупность приемов и правил деятельности спортсмена и тренера.
В любой профессии существуют свои методы и приемы, а так же определения и понятия, свойственные только определенной профессии. Так и в спорте, существует понятие спортивной тренировки. Что же мы будем понимать под термином спортивной тренировки?
На сегодняшний день существует множество определений спортивной тренировки. Остановимся на самых распространенных.
Спортивная тренировка – специализированный педагогический процесс, направленный на создание оптимальных условий, позволяющих максимально использовать заложенные природой физические, функциональные, интеллектуальные и психические возможности человека с целью достижения наивысших показателей в избранном виде спорта (Л.С.Дворкин, 1995).
Спортивная тренировка – та часть подготовки спортсмена, которая построена на основе метода упражнения (А.А. Гужаловский, 1986).
Спортивная тренировка – педагогический процесс воспитания, обучения и повышения функциональных возможностей спортсменов в условиях правильного гигиенического режима, тщательного врачебного и педагогического контроля (Н.Г.Озолин, 1962).
Целью спортивной тренировки принято считать подготовку спортсменов к различным видам соревнований.
Методы спортивной тренировки и их классификация
Рассмотрев отдельно определение метода и определения спортивной тренировки, можно сделать вывод о том, что под методами спортивной тренировки следует подразумевать общепедагогические методы спортивной тренировки, которые имеют строго регламентированные упражнения, направленные на освоение спортивной техники и воспитание физических качеств, а также закономерные связи между тренировочными воздействиями и реакцией организма.
В спортивной терминологии существуют две большие (основные) группы методов спортивной тренировки, это:
-общепедагогические (словесные и наглядные);
-практические (игровой, соревновательный метод, метод строго регламентированных упражнений).
К словесным методам относятся и рассказ, и объяснение, и беседа, и анализ, и обсуждение. Они наиболее часто используются в лаконичной форме, особенно в процессе подготовки квалифицированных спортсменов, чему способствуют специальная терминология, сочетание словесных методов с наглядными. Эффективность тренировочного процесса во многом зависит от умелого использования указаний, команд, замечаний, словесных оценок и разъяснений.
К наглядным методам относятся:
— правильный в методическом отношении показ отдельных упражнений и их элементов, который обычно проводит тренер или квалифицированный спортсмен;
— демонстрация учебных фильмов, видеозаписи техники двигательных действий занимающихся, тактических схем на макетах игровых площадок и полей и др.;
— применение простейших ориентиров, которые ограничивают направление движений, преодолеваемое расстояние и др.;
— применение световых, звуковых и механических лидирующих устройств, в том числе и с программным управлением и обратной связью.
Одним из главных методов практического характера принято считать метод соревнований. Данный метод предполагает специально организованную соревновательную деятельность, которая в данном случае выступает в качестве оптимального способа повышения эффективности тренировочного процесса. Применение соревновательного метода связано с высокими требованиями к технико-тактическим, физическим и психическим возможностям спортсмена, вызывает глубокие сдвиги в деятельности важнейших систем организма и тем самым стимулирует адаптационные процессы, обеспечивает интегральное совершенствование различных сторон подготовленности спортсмена.
Еще одним не менее важным методом практического характера считают метод строго регламентированного упражнения. Это методы, преимущественно направленные на освоение спортивной техники, и методы, направленные преимущественно на воспитание физических качеств.
Одним из наиболее излюбленным методом учителей физической культуры является метод игр. Игровой метод используется в процессе спортивной тренировки не только для начального обучения движениям или избирательного воздействия на отдельные способности, сколько для комплексного совершенствования двигательной деятельности в усложненных условиях. В наибольшей мере он позволяет совершенствовать такие качества и способности, как ловкость, находчивость, быстрота ориентировки, самостоятельность, инициатива. В руках умелого педагога он служит также весьма действенным методом воспитания коллективизма, товарищества, сознательной дисциплины и других нравственных качеств личности. Не менее важна его роль как средства активного отдыха, переключения занимающихся на иной вид двигательной активности с целью ускорения и повышения эффективности адаптационных и восстановительных процессов, поддержания ранее достигнутого уровня подготовленности. Игровой метод чаще всего воплощается в виде различных подвижных и спортивных игр («Горелки», «Салки», «Бой петухов», «Парашютисты», «У медведя во бору», «Рыбак и рыбки» и многие другие).
Через игры легче обучающихся подвести к тому результату, который нужен педагогу.
Методы обучения в спорте
Содержание
Методология обучения спортивным упражнениям [ править | править код ]
Двигательный навык в спорте и процесс его формирования [ править | править код ]
Автоматизация двигательных действий как основной критерий владения действием-движением [ править | править код ]
Под автоматизацией двигательных действий понимается способность спортсмена выполнять их, не прибегая к контролю действий сознанием. Это один из основных критериев, характеризующих степень и качество освоения двигательного действия в процессе обучения-тренировки. Повторение действия-движения в форме одного или нескольких структурно сходных упражнений приводит к постепенной стереотипизации двигательных действий, их закреплению в виде более устойчивых связей, начинающих воспроизводиться автоматизированно и, тем самым, освобождающих спортсмена от необходимости осознанного их контроля. Степень автоматизации двигательных действий основной признак, отличающий двигательное умение от двигательного навыка. Вместе с тем между последними не существует формально определяемой границы; любой двигательный навык представляет собой некоторое сочетание компонентов управления действием-движением, реализуемых как автоматизированно, так и под контролем сознания. Полноценно освоенный навык предполагает оптимальную степень автоматизации двигательных действий, в то время как недостаточная или избыточная автоматизация двигательных действий всегда сопровождается недочетами или явными «пороками» во владении упражнением.
«Двигательное умение» и «двигательный навык» [ править | править код ]
«Двигательное умение» и «двигательный навык» — ключевые понятия теории обучения в спорте, характеризующие уровень освоенности действия-движения.
Двигательное умение в выработанная в процессе обучения способность решать двигательные задачи под контролем сознания. В контексте обучения спортивным упражнениям приобретение двигательного умения является фазой, предшествующей освоению двигательного навыка. В отличие от последнего, двигательное умение характерно неполной сформированностью двигательных действий и отсутствием достаточно автоматизированных связей в системе управления ими. Этим обусловливается относительно низкое качество решения двигательной задачи на базе двигательного умения: выполнение упражнения остается ненадежным, неточным, спортсмен не имеет возможности сознательно контролировать одновременно все необходимые технические компоненты действия-движения, допуская ошибки. Эти недочеты исполнения могут постепенно устраняться лишь по мере целенаправленно корректируемого повторения упражнения в тренировке с переходом от сознательного управления ключевыми двигательными действиями к их оптимально автоматизированному управлению, т.е. по мере формирования двигательного навыка.
Перенос двигательного навыка [ править | править код ]
Этапность процесса обучения в спорте [ править | править код ]
Готовность к обучению [ править | править код ]
Понятие и временные факторы готовности к обучению [ править | править код ]
Программные виды готовности к обучению [ править | править код ]
Программные виды готовности к обучению соответствуют стратегическим компонентам подготовки спортсмена. Это техническая, физическая, функциональная, психологичекая, а также теоретическая подготовка и соответствующие им виды готовности к освоению нового материала.
Основными средствами воспитания и поддержания должного уровня силовых и скоростно-силовых качеств являются адекватные по биомеханике упражнения, варьирующиеся по величине нагрузок, повторности в тренировочных сериях и скорости движения нагруженного звена.
Психическая готовность к учебно-тренировочной работе — важный компонент подготовки в современном спорте, связанном с преодолением значительных нагрузок, большой эмоциональной напряженностью, высокими требованиями к волевым качествам, смелости, настойчивости. В спортивной психологии решение связанных с этим задач рассматривается в контексте соотношения между параметрами так называемой психограммы вида спорта и свойствами личности спортсмена.
Личность спортсмена, как фактор подготовки в данном виде спорта, раскрывается в целом ряде известных терминов общей и спортивной психологии, главные из которых: направленность и общая мотивация, задатки и способности; характер, эмоциональные состояния; волевые, креативные и деловые качества; темперамент и его составляющие, психические установки, психическая выносливость и надежность и др. Основными средствами психологической подготовки к учебно-тренировочной и соревновательной деятельности спортсмена являются как чисто педагогические средства воздействия и взаимодействия тренера и спортсмена, так и, по необходимости, специальные средства, основанные на психогигиене, психотерапии и фармакологии.
Двигательные представления спортсмена и их формирование [ править | править код ]
Природа двигательных представлений спортсмена [ править | править код ]
Состав двигательных представлений [ править | править код ]
Состав двигательных представлений складывается из компонентов, объективно обусловленных биомеханической природой выполняемого упражнения (не зависящей от восприятия спортсмена), и субъективных компонентов (зависящих от того, в каких категориях чувственного восприятия и мышления спортсмен познает данное упражнение).
Объективные (биомеханические) компоненты двигательных представлений включают в себя параметрические и системно-структурные показатели движения (упражнения): скорости перемещения и вращения, изменения позы; траектории показательных точек и о.ц.т., хронометрические показатели, данные о внешних силах, действующих в системе, и мышечных усилиях, перегрузках, падающих на ОДА, элементы системного строения движения.
Субъективные (психофизиологические) компоненты охватывают свойственные спорту элементы чувственного восприятия действия-движения. Это представления, связанные как со «стартовым», эфферентным компонентом двигательного действия, так и с его афферентацией. Последняя включает в себя кинестезис, тактильную чувствительность, зрительное, слуховое и вестибулярное восприятие, «чувство времени», опосредованное психологическими, биомеханическими и др. процессами, а также гностический компонент представлений о движении.
Объективные и субъективные компоненты двигательных представлений существуют в двухсторонних связях, образующих модальные пары двигательных представлений. Важнейшие из них: мышечно-двигательные представления об изменениях позы и перегрузках, тактильные представления о контакте с опорой, зрительные представления о вращениях и перемещениях тела в пространстве, вестибулярные представления о вращении и ориентации тела, слуховые представления о взаимодействии с опорой, представления о темпоритме действий-движений (отраженные в работе ОДА, элементах чувственного восприятия), логические, понятийные представления о структуре и технике упражнения. Каждой из таких пар двигательных представлений соответствуют свои специфические учебные упражнения, что важно для практики.
Методы и средства формирования двигательных представлений [ править | править код ]
Это неотъемлемая часть методологии обучения. Методы формирования двигательных представлений весьма разнообразны и могут быть разделены на три основные группы: словесный метод, аудиовизуальные методы, моторные методы. Каждая из этих групп методов предполагает использование приемов и средств, применяющих как естественные способы передачи информации, так и способы адекватной регистрации, воспроизведения, моделирования и кодирования сигналов.
Словесный метод. Использование слова, как в его научно-рациональном, так и образном значении является незаменимым педагогическим инструментом, активизирующим сознательное отношение ученика к работе, его память и воображение. Вместе с тем слово, при всей его значимости, не может заменить методов и приемов обучения, позволяющих донести до ученика сенсомоторную информацию, лежащую в основе управления двигательным действием и движением. Словесные приемы обучения, применимые в спорте, весьма разнообразны и разделяются на две группы соответственно фазам практической работы. В интервальной фазе обучения, когда спортсмен готовится к очередной попытке исполнения упражнения, используются словесные приемы типа введения в задачу работы, объяснения, анализа предыдущего исполнения, замечаний, ввода дополнительной информации, установочных указаний и т.п. В рабочей фазе, т.е. в процессе непосредственной подготовки к действию и при самом исполнении упражнения, могут использоваться словесные приемы в форме оперативной оценки и «подкрепления», подсказки, экстренных указаний по упреждающей коррекции движения; при относительно медленных действиях может применяться словесная «проводка», включающая ранее названные словесные приемы и имеющая форму сопроводительного комментария к движению. При быстротечных движениях применение словесных приемов ограничено скоростью реакций спортсмена и должно точно взвешиваться во избежание сбоев.
Квазимоторный и собственно моторный метод предполагает формирование и совершенствование двигательного представления с помощью специализированных упражнений. Это могут быть их имитационные, квазимоторные формы, представляющие собой «метафору» движения (воспроизведение обобщенного движения, его замедленные исполнения и др.). Но решающую роль играют натуральные учебные упражнения, параллельно формирующие как двигательное представление, так и элементы двигательного умения-навыка. Существуют также упражнения типа императивной моторики, когда спортсмена «насильственно» проводят по движению, используя приемы помощи или специальные тренажерные устройства.
Метод планомерно-поэтапного формирования действий (по П. Я. Гальперину, 1965) имеет в своей основе психолого-педагогическую концепцию, согласно которой всякий процесс усвоения нового материала в форме умственных или двигательных действий строится поэтапно и включает в себя ориентировочную, исполнительную и контрольно-корректировочную деятельность. Центральными терминами являются основные опорные точки (о.о.т.) и ориентировочная основа действия. Согласно данной концепции, на этапе ориентировочной деятельности обучающийся осознанно выделяет основные опорные точки, т.е. некоторый сенсомоторный комплекс «точек», позволяющий чувственно контролировать все двигательные операции, позволяющие решить поставленную задачу в принципе. Далее, в процессе исполнительной деятельности и по мере проработки операционных действий по канве основных опорных точек, формируется ориентировочная основа действия, позволяющая ученику действовать более уверенно. На этапе контрольно-коррек-тировочной деятельности пооперационные действия уточняются и закрепляются, вплоть до возможной их автоматизации со «сворачиванием» ориентировочной основы действия. В этом контексте процедура исправления стойких двигательных ошибок должна рассматриваться как процесс возврата к сознательному управлению двигательными действиями на основе их заново «развернутой» ориентировочной основы действия.
Методология практического разучивания упражнения [ править | править код ]
Понятие адаптивности и реадаптивности обучения [ править | править код ]
Адаптивные методы обучения в спорте [ править | править код ]
Программная адаптация. В этом случае упражнение на первых шагах его освоения предъявляется в более или менее редуцированном виде в расчете на последующее его реадаптивное «восстановление» вплоть до исполнения в целостном виде. Упражнения, полученные в результате такой программой адаптации, качественно различаются в зависимости от метода первоначального адаптивного сокращения программы упражнения. Наиболее принципиальный характер носят различия между методами расчленения и методами целостного обучения.
Расчленение движения. Методы расчленения движения широко используются и основаны на использовании учебных упражнений, образованных при делении целевого упражнения пофазно, по временной координате. В зависимости от размеров доз изучаемого материала, пошаговое обучение различается по темпам и качеству работы.
Целостное обучение. Традиционная трактовка целостного обучения предполагает прямое использование целевого упражнения в качестве средства обучения без каких-либо приспособительных изменений его программного содержания. Поскольку такая методика минимально адаптивна, она используется для освоения наиболее доступных упражнений, в частности, в работе с новичками. Вместе с тем при наличии полноценных приемов работы применение целостного обучения возможно и весьма целесообразно при работе над многими достаточно сложными и трудными упражнениями.
Методы внепрограммной адаптации. Задачи адаптивного обучения могут решаться не только за счет изменения программы обучающих упражнений, но и благодаря вспомогательным средствам и условиям работы.
Техническая адаптация. В зависимости от технической трактовки, спортивное упражнение доступно исполнителю в разной степени. На первых шагах обучения оно может облегчаться благодаря упрощению координации движения в расчете на самоорганизацию естественных двигательных действий. Весьма эффективна техническая адаптация, основанная на применении направляющей помощи и доступных, в том числе императивных, тренажерных устройств.
Физическая адаптация. Выполнение сложных атлетических спортивных упражнений связано с высоким запросом на двигательные качества, мобилизацию физических возможностей и тем самым регламентирует процесс обучения. В этом случае адаптация достигается либо за счет снижения физической интенсивности движения, либо благодаря помощи извне, компенсирующей дефицит двигательных качеств. Последняя оказывает непосредственно тренером или посредством применения вспомогательных снарядов, тренажеров и т.п.
Сенсо- и психомоторная адаптация. Исполнение многих спортивных упражнений, особенно сложнокоординационных, регламентировано скоростью двигательных реакций, способностью к концентрации и переключению внимания, запросом на оперативную вариативность действий, ловкость. В этом случае также применяются адаптивные методы и приемы, помогающие оптимизировать скорость и точность управления двигательными действиями за счет изменения условий движения и применения средств внешнего управления (изменение скорости движения, использование различных по модальности ориентиров, специализированных тренажерных устройств, систем с так называемой биологической обратной связью и др.).
Психологическая адаптация существенна во всех случаях, когда освоение упражнений, особенно (объективно или субъективно) сложных, опасных, вызывает затруднения, имеющие психогенную природу. Неуверенность, скованность в работе, вызванные эмоциональным напряжением, страхом, резко снижают эффективность обучающих воздействий, находя свое выражение в дискоординации действий, падении их мощности и др. Основным методом снижения психической напряженности при обучении является организация безопасности занятия. Возможна также адаптация в форме психологической помощи, исходящей от тренера, партнеров.
Семантическая адаптация. Затруднения в обучении могут быть связаны с осмыслением существа упражнения, двигательного задания. В этом случае целесообразно временное ограничение информативности познавательного материала, концентрация внимания только на наиболее необходимых текущих элементах техники движения, а также снижение уровня изложения с учетом возраста ученика, его ментальности. Другой подход предполагает оказание помощи в осознании материала в процессе его обсуждения с тренером или в группе.
В реальной практике все названные виды внепрограммной адаптации часто носят комплексный характер, когда тренер, объясняя, комментируя движение, подсказывая, одновременно физически помогает его выполнить, обеспечивает необходимую страховку и т.д.
Приемы обучения [ править | править код ]
Организационно-методические аспекты обучения в спорте [ править | править код ]
Учебно-тренировочное занятие [ править | править код ]
Учебно-тренировочная работа спортсмена строится в организационно-методических рамках учебно-тренировочного занятия. Каноническая структура учебно-тренировочно-го занятия включает в себя четыре части.
Вводная часть имеет своей целью организацию группы и предполагает по необходимости построение, перекличку, оглашение плана занятия и основных его задач.
Основная часть занимает до 70-80% общего времени занятия и по определению предназначена для решения главных его задач.
В разных видах спорта структура данной части занятия может быть различной. В занятии, имеющем чисто учебную направленность, она делится на части, посвященные освоению и (или) совершенствованию техники плановых упражнений, каждому из которых соответствует свой сеанс обучения, состоящий, в свою очередь, из учебных серий, в рамках которых упражнение, взятое в работу, вначале опробывается (совершаются настроечные попытки), затем углубленно осваивается (следуют конструктивные исполнения) и, в случае удачи, закрепляется (выполняются фиксирующие повторения).
Заключительная часть имеет своей целью рациональное понижение физиологического уровня систем организма, занимающихся до бытовой нормы с применением упражнений релаксирующего типа, упражнений на растяжку, а также с постановкой необходимых задач организационно-методического и педагогического, воспитательного характера (подведение итогов занятия, оценка качества работы, установка на следующее занятие и др.).
В зависимости от задач обучения и уровня подготовленности занимающихся учебное, учебно-тренировочное занятие строится по-разному.
Фронтальное обучение применяется по преимуществу на начальном этапе специальной подготовки, в работе с юными спортсменами, позволяя повысить моторную плотность занятий, самоконтроль над действиями и освободить тренера от наиболее рутинных элементов работы. Применение фронтального обучения допустимо только в случаях полной гарантии безопасности и достаточной результативности такого метода работы над избранным упражнением. Эффективно фронтальное обучение при использовании массовых снарядов, вспомогательных устройств, тренажеров.
Групповое обучение наиболее типично. Тренер работает с ограниченной группой спортсменов (3-5 чел.), отобранных по квалификационному признаку и, чаще всего, включенных в единый процесс календарной подготовки к соревнованиям. С методической точки зрения, такая организационная форма сочетает в себе признаки общегруппового и индивидуализированного взаимодействия тренера с его учениками.
Упражнения как средство обучения [ править | править код ]
В зависимости от избранной стратегии обучения число и качество обучающих упражнений и, соответственно, шагов работы могут быть различными. При прочих равных условиях оптимальным является использование относительно небольшого числа обучающих упражнений, позволяющих наиболее точно воспроизвести технические и системные свойства упражнения.
Упражнения, применяемые в ходе непосредственной работы, делятся на несколько категорий в зависимости от текущей задачи работы.
Конструктивные упражнения предназначены для непосредственного формирования нового для спортсмена двигательного действия. При разучивании наиболее сложных движений конструктивные упражнения составляют собой адаптивные методические цепочки нарастающей трудности, которые в литературе часто именуются «подводящими упражнениями».
Коррекционные упражнения — разновидность конструктивных упражнений, предназначенных для параметрического уточнения или структурного исправления двигательного умения.
Технические средства обучения [ править | править код ]
Это неотъемлемая часть современного учебно-тренировочного процесса в спорте. Существует значительное число категорий технических средств обучения.
Стандартные снаряды как неотъемлемый атрибут занятий данным видом спорта представляют собой нормативное средство обучения, которое, в отсутствие специальных технических средств обучения, соответствует нормативным условиям формирования двигательного навыка, при которых спортсмен и тренер работают над движением без дополнительного методического вспомоществования.
Модифицированные и модифицируемые снаряды. Эта категория технических средств обучения отличается повышенными адаптивными свойствами, позволяющими учитывать возрастные и индивидуальные особенности занимающихся. Это, в частности, использование гаммы снарядов, позволяющих за счет массгеометрических параметров устройства получать дополнительный адаптивный эффект в работе с разными контингентами занимающихся.
Вспомогательные устройства представляют собой разного рода дополнения к стандартным или модифицированным снарядам, помогающие более просто и надежно решать разнообразные задачи обучения, в особенности базовой технической подготовки. Примеры таких устройств многочисленны, начиная от элементарных подставок, помогающих тренеру по гимнастике оказывать помощь и страховку, и кончая подъемником для горнолыжников.
Средства информации. В современном спорте важна объективная информация, получаемая методами инструментальной регистрации различных характеристик действия-движения. В контексте обучения наиболее характерны такие средства регистрации, как кино- и, в особенности, видеосъемка, стереофотограмметрия движения, динамометрия и динамография опорных взаимодействий, стабилография, миография, измерение времени двигательной реакции, хронометраж и спидография движений, гониометрия и проч.
Тренажеры для специальной физической подготовки также важны в контексте обучения, поскольку физическая база определяет успех освоения упражнения. В настоящее время существует большое количество тренажерных устройств, предназначенных для развития различных двигательных качеств, в том числе силовых, скоростно-силовых, качеств гибкости и подвижности в суставах.
Динамика процесса обучения и эксплуатации двигательного навыка [ править | править код ]
Способность воспроизводить заданное действие-движение претерпевает многообразные изменения не только в процессе его освоения, но и в дальнейшем, по ходу эксплуатации в текущей спортивной практике ранее освоенного технического приема, упражнения.
Динамика процесса освоения упражнения [ править | править код ]
Эффект обучения спортивному упражнению зависит от многих факторов, действующих в разных масштабах времени.
В масштабе сеанса обучения (части занятия, посвященной работе над одним конкретным упражнением) имеют место разнообразные признаки динамики усвоения действия-движения, могущие свидетельствовать о степени успешности обучения.
Феномен врабатывания. Начало работы в сеансе обучения, как правило, отмечается относительно неудачными попытками исполнения упражнения, когда качество первой реализации менее успешно, чем в предыдущем, и ниже средних оценок в текущем занятиях. Это явление связано не только с такими факторами, как функциональное состояние спортсмена, качество общей и специальной «разминки» и пр.; оно восходит к закономерностям динамики двигательной памяти спортсмена, состоянию его двигательных представлений, которые он «приносит» на занятие после перерыва в работе над данным упражнением. Для вхождения в наиболее благоприятный режим работы над упражнением спортсмену необходимо, прежде всего, восстановить в памяти перцептивный образ действия-движения, настроить необходимые для этого координационные механизмы, соразмерив полученные ощущения со своим реальным текущим состоянием. В этом отношении первые попытки исполнения, как правило, представляют собой не столько конструктивный, сколько настроечный, тестирующий характер, и уже потому не могут быть совершенными. Таким образом, неудача в начале занятия естественна, должна быть ожидаемой и в норме не представляет собой никаких существенных нарушений.
Признаки прогрессирования. Сдвиги в освоении двигательного навыка в рамках занятия носят разнохарактерную форму и, несмотря на целенаправленную работу тренера и спортсмена, всегда имеют вероятностную природу; прогрессирование в обучении есть процесс нарастания вероятности удачного исполнения упражнения. Первым характерным признаком прогрессирования в обучении обычно являются спорадические эффекты в виде удачных «выбросов» в исполнении упражнения, говорящих о формировании системы управления двигательным действием и требующих немедленного закрепления успеха в повторных реализациях. Симптоматика изменений состояния в форме как удачи, так и относительной неудачи исполнения часто является свидетельством повышения восприимчивости спортсмена к различным воздействиям, включая указания тренера, собственные двигательные представления, соответствующие им компоненты действий и разнообразные сбивающие факторы. Оценивая признаки прогрессирования в обучении, нельзя ограничиваться формальной констатацией успеха/неуспеха в конкретном исполнении. Даже успешный «выброс» в исполнении упражнения может быть бесполезным в плане дальнейшего обучения и совершенствования, если спортсмен не смог осознать причину удачи. И напротив, «сброс» в исполнении может быть весьма продуктивен дидактически, если спортсмен способен хорошо осмыслить причины неудачи.
Стабилизация, застой и регресс. Для работы над спортивным упражнением характерны не только изменчивые, но и относительно устойчивые состояния типа плато, когда ученик задерживается на одном и том же уровне исполнения, в том числе совершая одинаковые ошибки. Поэтому стабилизация действия-движения на разных этапах его освоения играет кардинально разную роль.
Тактика завершения занятия. В норме сеанс обучения должен заканчиваться состоянием, создающим позитивные перспективы для продолжения работы над упражнением в дальнейшем. В идеале это завершение на наиболее удачных и закрепленных в двигательной памяти действиях. Это важно не только в плане формирования оптимальной психологической установки, дающей позитивной перенос на следующее занятие, но и в смысле сохранения в двигательной памяти правильного перцептивного образа двигательных действий. Вместе с тем даже относительно неудачные попытки в финале занятия могут быть полезны, если они правильно осознаны. В общем случае наиболее успешное обучение падает на максимум/оптимум работоспособности в занятии, тогда как продолжение обучения на фоне явно нарастающего утомления чаще всего контрпродуктивно. Это означает, что тренер должен стремиться завершать занятие со спортсменом не только на удачной («благополучной») реализации, но и вовремя, т.е. до вхождения спортсмена в пессимальную функциональную фазу.
Динамика обучения в сериях занятий. При оптимальном течении учебно-тренировочного процесса естественным результатом работы является постепенное и последовательное наращивание успеха в очередных занятиях. Эффективность усвоения нового навыка в масштабе серии занятий в существенной степени зависит от их систематичности и регулярности. При рациональной интервалике работы следы от предыдущего занятия накладываются на последующее занятие, обеспечивая прогрессирование в обучении.
Латентное усвоение — феномен, в соответствии с которым спортсмен уже в начале занятия сразу действует точнее, чем в лучших попытках успешного предшествующего занятия. Это явление, обусловленное конструктивными процессами, происходящими в перерыве между занятиями (при сохранении оптимальной их периодичности), в фазе восстановления как на физиологическом, так и на психическом уровне. После интенсивной (в особенности, ярко мотивированной, заинтересованной) работы соответствующая конструктивная работа мозга происходит даже во время ночного сна.
Детренирующий режим в системе обучения тренировки. Нормативная интервальность занятий предполагает необходимые для отдыха фазы восстановления. Нарушение регулярности учебно-тренировочной работы всегда отрицательно влияет на состояние владения движением. В общем случае, чем больше разрывы в занятиях отклоняются от нормы, тем сильнее регрессируют ранее выработанные механизмы, обеспечивающие управление двигательным действием. Вместе с тем данное явление может использоваться для разрушения ранее усвоенного дефектного двигательного навыка.
Динамика учебно-тренировочного периода и завершенного обучения. Индивидуальное обучение спортивному упражнению, или при работе с незначительными группами, может иметь весьма разнообразную, в том числе волнообразную, динамику, предполагающую более или менее значительные подъемы и спады в качестве исполнения упражнений при положительной в целом динамике. Но наиболее общие, принципиальные закономерности динамики процесса обучения вплоть до его удовлетворительного завершения, могут быть выявлены только на основании исследования достаточно больших выборок, сопоставимых с генеральной совокупностью. В этом случае кривая обучения носит вполне определенный вид, при котором имеет место динамика с фазами «положительного» и затем «отрицательного ускорения», вслед за которыми идет платообразная фаза с асимптотической кривой, стремящейся к пределу, соответствующему некоторому «идеальному» исполнению упражнения.
Динамика и методика подкрепления и совершенствования навыка [ править | править код ]
Освоение спортивного упражнения и весь последующий процесс его эксплуатации в практике представляют собой многоступенчатую структуру, условно разделяемую на несколько стадий.
Стадии компенсации и декомпенсации связаны с постепенным прекращением эксплуатации движения в практике, когда двигательные возможности спортсмена перестают соответствовать запросу на исполнение данного действия-движения. В начале этого процесса возможна компенсация недостатков двигательных возможностей за счет приспособительных форм техники, но в дальнейшем движение постепенно изымается из практики спортсмена либо с соответствующим пересмотром его технического арсенала, либо с окончанием его карьеры в принципе.