Что такое методические рекомендации

Что такое методические рекомендации? Разработка, виды, назначение

Преподавательство — это не только обучение детей, но и регулярная подача отчетов о проделанной работе. Письменное планирование уроков и мероприятий.

Начинающему педагогу не просто разобраться со всей бумажной работой. Постоянно возникают вопросы по поводу правильного оформления документации. Затруднение вызывает и составление методических рекомендаций.

Как сделать документ правильно? Как его оформить? С чего начать работу над методическими рекомендациями? Попробуем найти ответы на эти вопросы.

Что такое методические рекомендации?

Методические рекомендации — руководство к действию для педагога. Основываясь на собственном опыте и трудах именитых ученых-методистов, преподаватель выбирает наиболее эффективные способы проведения занятий или мероприятий, которые использует в течение года.

Методическое пособие состоит из конкретных указаний, идей и советов, помогающих сориентироваться по ходу работы. В него включают планы уроков. Темы, которые надо разобрать в рамках занятий. Контрольные работы. Упражнения для самостоятельного изучения вопроса.

Методические рекомендации по проведению контрольных занятий и изучению теоретического курса описывают наиболее эффективные способы подачи материала и проверки знаний, заимствованные из научных трудов ведущих методистов. Но как правильно их составить? Какому плану следовать?

Составляющие методических рекомендаций

Что такое методические рекомендации. Смотреть фото Что такое методические рекомендации. Смотреть картинку Что такое методические рекомендации. Картинка про Что такое методические рекомендации. Фото Что такое методические рекомендации

Составление рекомендаций — не такое сложное дело, как может показаться на первый взгляд. Достаточно ознакомиться со структурой документов такого типа и рассмотреть несколько примеров, чтобы успешно справиться с заданием.

Классическое методическое пособие состоит из 7 частей:

Мы узнали, что такое методические рекомендации, и выяснили, из каких частей они состоят. Теперь перейдем к разбору основных пунктов.

Оформление титульного листа

Что такое методические рекомендации. Смотреть фото Что такое методические рекомендации. Смотреть картинку Что такое методические рекомендации. Картинка про Что такое методические рекомендации. Фото Что такое методические рекомендации

На титульном листе должна отображаться следующая информация:

Если пособие создается для личного пользования, титульный лист оформлять необязательно.

Как составить аннотацию?

Что такое методические рекомендации. Смотреть фото Что такое методические рекомендации. Смотреть картинку Что такое методические рекомендации. Картинка про Что такое методические рекомендации. Фото Что такое методические рекомендации

Аннотация должна в краткой форме отражать перечисленные ниже сведения:

Подробно описывать, о чем работа, в аннотации не стоит, достаточно отразить суть.

Что входит в пояснительную записку?

Что такое методические рекомендации. Смотреть фото Что такое методические рекомендации. Смотреть картинку Что такое методические рекомендации. Картинка про Что такое методические рекомендации. Фото Что такое методические рекомендации

Пояснительная записка должна давать подробные ответы на следующие вопросы:

Что должно входить в содержание?

Что такое методические рекомендации. Смотреть фото Что такое методические рекомендации. Смотреть картинку Что такое методические рекомендации. Картинка про Что такое методические рекомендации. Фото Что такое методические рекомендации

Содержание пособия не подчиняется определенным правилам, поэтому его состав преподаватель определяет самостоятельно.

Нам удалось выяснить, что такое методические рекомендации, и понять, как оформлять вводную часть работы. Теперь попробуем разобраться, какая информация может войти в содержание.

Основная часть работы должна занимать 70–75% от объема всего пособия, она может быть посвящена:

Обычно методические пособия имеют четкую структуру, которая помогает лучше воспринимать предоставленный материал. Составить работу можно по следующему плану:

Этот план — лишь рекомендация. Методические рекомендации по организации учебных занятий и мероприятий можно составлять в любой форме и менять содержание на свое усмотрение.

Что можно включить в блок «приложение»?

Что такое методические рекомендации. Смотреть фото Что такое методические рекомендации. Смотреть картинку Что такое методические рекомендации. Картинка про Что такое методические рекомендации. Фото Что такое методические рекомендации

В приложение вносят материалы, которые по каким-либо причинам не вошли в блок основного содержания. К ним можно отнести:

Если по ходу основного содержание есть упоминание о материалах из приложения, в круглых скобках рядом с предложением или в виде сноски внизу страницы рекомендуется указать, где искать нужную таблицу, фотографию или тест.

Разработка методических рекомендаций: как подготовиться?

Чтобы работа по составлению методических рекомендаций шла продуктивно, необходимо провести подготовительный этап, в который входят:

Вводная часть, в которую входят: аннотация, пояснительная записка, информация об авторах, не должна занимать больше 15% от всего объема работы. 75% пособия — основное содержание. Оставшиеся 10% приходятся на приложение, список литературы и заключение.

Список литературы нужно составлять в алфавитном порядке, опираясь на современные правила оформления научных работ.

Вы получили ответ на вопрос: «Что такое методические рекомендации?». Узнали, из каких частей состоит пособие. И как оформлять каждую из них.

Следуя рекомендация по проведению подготовительного этапа и основного блока работы, вы с легкостью создадите методическое пособие, которое будет превосходить свои аналоги.

Источник

Как составить методические рекомендации. Информация для педагогов ДОУ

Что такое методические рекомендации. Смотреть фото Что такое методические рекомендации. Смотреть картинку Что такое методические рекомендации. Картинка про Что такое методические рекомендации. Фото Что такое методические рекомендации Ирина Александровна Голубева
Как составить методические рекомендации. Информация для педагогов ДОУ

Методические рекомендации – это один из видов методической продукции (наряду с методической разработкой, методическим пособием, дидактическим материалом).

Методические рекомендации представляют собой особым образом структурированную информацию, определяющую порядок, логику и акценты изучения какой-либо темы, проведения занятия, мероприятия.

Методические рекомендации содержат в себе раскрытие одной или нескольких частных методик, выработанных на основе положительного опыта. Их задача – рекомендовать наиболее эффективные, рациональные варианты, образцы действий применительно к определенному виду деятельности (в том числе к мероприятию).

В методических рекомендациях обязательно содержится указание по организации и проведению одного или нескольких конкретных дел, иллюстрирующих методику на практике.

Методические рекомендации должны иметь точный адрес (указание на то,кому они адресованы: педагогам, родителям, методистам, педагогам-организаторам, классным руководителям и т. д.). Соответственно этому регламентируется терминология, стиль, объем методических рекомендаций.

Структура методических рекомендаций

Методические рекомендации как вид методической продукции включают:

сведения об авторе (авторах);

список рекомендуемой литературы по данной теме;

приложения (при необходимости).

Пояснения к отдельным структурным элементам методических рекомендаций

1.На титульном листе должны быть обозначены:

название учреждения (в порядке нисходящей подчиненности);

фамилия, имя, отчество автора;

название (с пометкой о виде методической продукции – методические рекомендации);

2. На втором листе вверху приводится аннотация,включающая лаконичные сведения о:

сути рассматриваемых вопросов;

предназначении данных методических рекомендаций (какую помощь и кому призвана оказать настоящая работа – например, школьным учителям, зам. директоров школ по воспитательной работе, педагогам дополнительного образования);

источнике практического опыта, положенного в основу рекомендаций (указать, на базе какого опыта разработаны данные методрекомендации);

возможных сферах приложения предлагаемого вида методической продукции (в каких областях гуманитарного знания могут быть использованы настоящие рекомендации).

Внизу второго листа помещаются сведения об авторе (авторах): Ф. И. О., должность, место работы, квалификационная категория или научная степень, контактный телефон.

3. Пояснительная записка должна содержать следующую информацию:

обоснование актуальности разработки данных методических рекомендаций (здесь целесообразно дать краткий анализ положения дел по изучаемому вопросу: уточнить, в каких образовательных областях в настоящее время используются мероприятия (действия, методики и др., сходные с предлагаемыми, в чем их достоинства и недостатки; охарактеризовать значимость предлагаемой работы с точки зрения реализации соответствующей федеральной или региональной программы; разъяснить, какую помощь и кому могут оказать настоящие методические рекомендации);

определение цели предлагаемых методических рекомендаций (например: оказать методическую помощь педагогам-практикам, организаторам воспитательной работы с детьми по вопросам … ; составить алгоритм подготовки и проведения … мероприятия и т. п.);

краткое описание ожидаемого результата от использования данных методических рекомендаций в системе дополнительного образования детей (например: овладение опытом организации предлагаемой методикой может стать основой для проведения подобных мероприятий по разным предметам школьного цикла; может способствовать повышению мотивации школьников и т. п.);

обоснование особенностей и новизны предлагаемой работы в сравнении с другими подобными разработками, существующими в данной образовательной области.

4. Содержание методических рекомендацийможет быть связано с самыми разнообразными вопросами: решением определенной педагогической проблемы, проведением массовых мероприятий, организацией летней кампании, проведением учебно-исследовательской работы, изучением отдельных тем образовательной программы и т. п. Поэтому содержание методических рекомендаций не имеет особо регламентированной структуры и может излагаться в достаточно произвольной форме. Например,его можно структурировать в следующей логике:

описать (на основе состоявшегося опыта деятельности, что именно рекомендуется делать по исследуемому вопросу (поэтапно) и как (с помощью каких форм и методов;

дать советы по решению: организационных вопросов (например, разработать план работы оргкомитета; определить этапы проведения мероприятия и сроки информирования его потенциальных участников, распределить поручения, обеспечить рекламную кампанию и т. д.); материально-техническому обеспечению (Интернет-ресурсы); финансовому обеспечению (источники и фиксированные суммы финансирования данного мероприятия, кадровому обеспечению (требования к экспертам);

вычленить наиболее трудные моменты в организации и проведении описываемого вида деятельности (исходя из имеющегося опыта);

предостеречь от типичных ошибок.

5. Список рекомендуемой литературы по теме рекомендаций составляется в алфавитном порядке, в соответствии с современными правилами оформления литературных источников.

6. Приложения включают материалы, необходимые для организации рекомендуемого вида деятельности с использованием данных методических рекомендаций, но не вошедшие в блок «Содержание».В числе приложений могут быть:

планы проведения конкретных дел, мероприятий;

методики создания практических заданий, адресованных обучающимся;

примерные вопросы к играм, конкурсам, викторинам;

методики определения результатов по конкретным видам деятельности;

схемы, диаграммы, фотографии, карты, ксерокопии архивных материалов;

примерная тематика открытых мероприятий, экскурсий и т. д.

Методические рекомендации для педагогов по обучению слабослышащих первоклассников С момента появления на свет, ребёнок познаёт окружающий мир с помощью различных анализаторов: зрения, слуха, обоняния, осязания. С помощью.

Консультация для педагогов «Методические рекомендации, которых необходимо придерживаться в ходе проведения дидактических игр» Важно отметить, что дидактические игры для детей дошкольного возраста, направлены на развитие познавательных интересов. В соответствии,.

Методические рекомендации для педагогов «Дети в мире профессий» Методическая копилка для педагогов «Дети в мире профессий» Тема: «Знакомство с трудом работников швейной промышленности» Программное содержание:.

Что такое методические рекомендации. Смотреть фото Что такое методические рекомендации. Смотреть картинку Что такое методические рекомендации. Картинка про Что такое методические рекомендации. Фото Что такое методические рекомендацииМетодические рекомендации для педагогов «Организация выставки «Моя мама — мастерица» ко Дню матери» В последнее воскресенье ноября с 1998 года в России отмечается День Матери. Целью празднования Дня матери является стремление подчеркнуть.

Методические рекомендации для педагогов «Сказочные сюжеты к артикуляционным упражнениям». Часть 1 Одним из основных направлений руководства речевым развитием детей является – работа над артикуляцией. Упражнения преподносятся детям в виде.

Методические рекомендации для педагогов «Сказочные сюжеты к артикуляционным упражнениям». Часть 2 Дорогие коллеги, друзья! Предлагаю вашему вниманию 2- ую часть артикуляционных упражнений, знакомство и выполнение которых сопровождается.

Методические рекомендации для воспитателей ДОУ и родителей детей дошкольного возраста по музыкальной деятельности Методические рекомендации для воспитателей ДОУ и родителей детей дошкольного возраста по музыкальной деятельности. Методические рекомендации.

Методические рекомендации организации и проведения экскурсий и целевых прогулок в ДОУ для педагогов С незапамятных времен человечество ценит природу и видит в ней не только свою кормилицу, но и мудрую воспитательницу и наставницу. Наблюдения.

Что такое методические рекомендации. Смотреть фото Что такое методические рекомендации. Смотреть картинку Что такое методические рекомендации. Картинка про Что такое методические рекомендации. Фото Что такое методические рекомендацииМетодические рекомендации по проведению недели «Игра и игрушки» для педагогов ДОУ Среди различных мероприятий нашего ДОУ широко любима и интересна неделя «Игра и игрушки». Неделя «Игра и игрушки» проводится Департаментом.

Технология интегрированного занятия в ДОУ (методические рекомендации для воспитателей и специалистов ДОУ) Технология интегрированного занятия в ДОУ (методические рекомендации для воспитателей и специалистов ДОУ) Подготовила: Колмакова Ирина Сергеевна,.

Источник

Что такое методические рекомендации

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 22 января 2020 года N МР-38/02

Министерство напоминает о необходимости обеспечения в 2020 году 100% охвата организаций, осуществляющих образовательную деятельность, независимой оценкой, а также о подготовке и утверждении в первом квартале 2020 года планов по устранению выявленных недостатков в ходе проведения в 2019 году НОКО (часть 7 статьи 11 Федерального закона N 392-ФЗ) с их последующим размещением на сайте bus.gov.ru.

Также Минпросвещения России просит обновить информацию о количестве организаций, в отношении которых в 2019 году была проведена НОКО и о количестве организаций, в отношении которых запланировано проведение независимой оценки в 2020 году для достижения 100% охвата.

Информацию необходимо представить в Минпросвещения России в срок до 21 февраля 2020 г., а также разместить в Единой информационной системе обеспечения деятельности Министерства (ЕИС) по адресу: cabinet.mon.gov.ru.

Приложение

Информация о количестве организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в отношении которых проведена и запланирована независимая оценка в 2019-2020 гг.

по состоянию на 21 февраля 2020 г.

Количество организаций для проведения НОКО

Всего организаций, подлежащих проведению НОКО

________________
По состоянию на май 2019 г. Количество организаций указано на основании ответов органов управления образованием субъектов Российской Федерации, представленных на письмо Департамента стратегии, анализа, прогноза и проектной деятельности в сфере образования Минпросвещения России от 20 мая 2019 г. N 02-397.

Источник

Методические рекомендации по составлению и оформлению методических разработок

Методические рекомендации по составлению и оформлению методических разработок

В зависимости от цели, задач, качества и значимости методические разработки могут быть разных уровней и направлений, выполнятся в разных формах: учебное, учебно-методическое и методическое пособие, методическая разработка, методические указания, презентации и др.

Методическая разработка может представлять собой:

разработку конкретного урока ( учебного занятия);

разработку серии уроков ( учебных занятий);

разработку темы программы;

разработку частной (авторской) методики преподавания предмета (дисциплины);

разработку общей методики преподавания предметов (дисциплин);

разработку новых форм, методов или средств обучения и воспитания; методические разработки, связанные с изменением материально-технических условий преподавания предмета;

методические разработки, связанные с новыми учебными специальностями, интегрированными специальностями, разработкой УПД;

разработки, связанные с тематикой самообразования педагогов и т.д.

К методической разработке предъявляются довольно серьезные требования. Поэтому, прежде чем приступить к ее написанию необходимо:

определить цель методической разработки;

внимательно изучить литературу, методические пособия, положительный педагогический опыт по выбранной теме;

составить план и определить структуру методической разработки;

определить направления предстоящей работы.

Приступая к работе по составлению методической разработки, необходимо четко определить ее цель. Например, цель может быть следующей: определение форм и методов изучения содержания темы; раскрытие опыта проведения уроков по изучению той или иной темы учебной программы; описание видов деятельности педагога и учащихся; описание методики использования современных технических и информационных средств обучения; осуществление связи теории с практикой на уроках; использования современных педагогических технологий или их элементов на уроках и т.д.

Методическая разработка должна отвечать следующим требованиям:

Презентация должна отражать:

актуальность выбранной темы;

соответствие содержания презентации теме методической разработки;

соответствие материала современному уровню развития науки и техники;

правильное использование научно-технической, методической и иной терминологии;

иллюстрационный материал презентации;

читаемость и дизайн текста;

цветовое решение презентации;

оптимальность количества слайдов;

эффективность применения анимации.

Презентация прилагается к методической разработке в электронном виде или на бумажном носителе. Презентация распечатывается в виде выдач по 2 слайда на лист формата А4. Необходимо учитывать, что цветное изображение усиливает эффективность восприятия. Презентация выполняется в программах, установленных на компьютерах колледжа.

Требования к структуре и оформлению

Методическая разработка должна содержать следующие структурные элементы:

Методическая разработка начинается с титульного листа, на котором размещаются:

наименование вышестоящей организации;

наименование учреждения образования;

название темы (раздела) (при необходимости);

сведения об авторе (название должности, инициалы и фамилия);

выходные данные (год написания работы).

Наименования вышестоящей организации и учреждения образования приводятся полностью, печатаются строчными буквами (кроме заглавных) жирным шрифтом (размер шрифта 14).

Название разработки печатают прописными буквами жирным шрифтом (размер шрифта 22).

Название дисциплины печатают строчными буквами (кроме заглавной) жирным шрифтом (размер шрифта 18).

Ниже строчными буквами ( с первой прописной) жирным шрифтом приводят название темы (раздела), размер шрифта 18.

При указании сведений об авторе разработки от левого поля приводится слово «Разработал». Справа указывается наименование должности, инициалы и фамилия автора.

Выходные данные приводятся с указанием года написания работы (жирным шрифтом, размер шрифта 14).

На обратной стороне титульного листа указывается цикловая комиссия, на заседании которой рассмотрена работа, приводится рекомендация по ее применению, дата заседания комиссии, номер протокола, подпись председателя комиссии.

Пример оформления титульного листа приведен в приложении А.

В аннотации (3-4 предложения) кратко указывается, какой проблеме посвящается методическая разработка, какие вопросы раскрывает, кому может быть полезна.

В содержании последовательно располагаются заголовки всех элементов методической разработки с указанием номера соответствующей части и номера страницы. Содержание включает также перечень приложений (приложение Б).

Во введении (не более 0,1% от объема разработки) отражается обоснование актуальности темы, определяются области, в рамках которых проводится описание, цель и предполагаемый конечный результат работы.

Основная часть должна быть посвящена решению поставленных во введении задач и полностью раскрывать суть методической разработки.

В заключении (1-2 страницы) подводятся итоги по тем проблемным вопросам, которые ставились педагогом перед составлением методической разработки; также к заключении можно отразить вопрос перспективной работы (исследования) над данной темой.

В списке использованных источников указываются все учебники и учебные пособия, стандарты и другие издания, ресурсы сети Интернет, которые были использованы при подготовке методической разработки, в алфавитном порядке. Цитаты и данные должны иметь ссылки на источники. В списке использованных источников сведения об источниках печатают с абзацного отступа, нумеруют арабскими цифрами, после номера ставят точку.

Содержание сведений об источниках должно соответствовать примерам согласно приложению В.

Приложения (технологические документы, чертежи, таблицы и т.д.) оформляются на отдельных листах.

Наличие внешней рецензии необходимо для рабочих учебных программ, которые утверждаются директором колледжа. Внешние рецензии выполняются ведущими преподавателями колледжей, специалистами ВУЗов, предприятий соответствующего профиля. Наличие внутренних рецензий необходимо на все другие виды методических разработок в случае их представления на конкурсы, для публикации в периодической печати, т.е. для дальнейшего широкого использования. Данный вид рецензий может выполняться опытными преподавателями колледжа.

Рецензия должна содержать: наименование темы и автора методической разработки; упоминание о количественном объеме текстовой части и о количестве приложений; краткий перечень основных вопросов, изложенных в методразработке; обязательную характеристику метод разработки с точки зрения ее актуальности; перечень положительных сторон метод разработки и ее основных недостатков, оценка реальной значимости метод разработки; вывод о новаторстве выполненной работы и возможности применения ее в учебном процессе для преподавателей или учащихся; должность и место работы рецензента, его подпись.

Рецензия прилагается к методической разработке.

2.2. Общие правила оформления

При наличии опечаток, описок и графических неточностей, обнаруженных в процессе выполнения работы, допускаются исправления, но не более 2-х на 1листе.

Повреждение листов работы, помарки и следы не полностью удаленного прежнего текста не допускаются.

Текст разработки при необходимости разделяют на главы, пункты, подпункты и абзацы.

Главы нумеруются арабскими цифрами, после которых точка не ставится и записываются с абзацного отступа.

Пункты нумеруются арабскими цифрами с точкой и записываются с абзацного отступа.

Подпункты нумеруются арабскими цифрами и записываются с абзацного отступа. Номер подпункта включает номер пункта и номер подпункта, после которых ставятся точки. Нумерация пунктов должна быть сквозной для всей работы.

Абзацы не нумеруются.

Если глава состоит из одного пункта, он также нумеруется.

«СОДЕРЖА­ НИЕ», «ВВЕДЕНИЕ», «ЗАКЛЮЧЕНИЕ», «СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ» не имеют номеров.

Главы должны иметь заголовки, которые должны четко и кратко отражать их содержание. Пункты и подпункты могут иметь заголовки при необходимости. Заголовок печатается с прописной буквы, точка в конце заголовка не ставится. Если заголовок состоит из двух предложений, то они разделяются точкой. В заголовках не допускается перенос слов на следующую строку, применение римских цифр, математических знаков и греческих букв.

Расстояние между заголовками и текстом должно иметь полуторный компьютерный интервал.

Две строчки заголовка отделяются друг от друга расстоянием точно 14 пт.

Внутри пунктов или подпунктов могут быть приведены перечисления.

Перед каждой позицией перечисления, выделенной абзацным отступом, дефис и никакой другой знак не ставится. Абзацный отступ используют только в первой строке, вторую строку приводят без абзацного отступа. После перечисления, кроме последнего, ставится точка с запятой.

Каждый раздел работы рекомендуется начинать с нового листа.

Страницы работы нумеруются арабскими цифрами без каких-либо знаков препинания. Номера страниц проставляются по центру верхнего поля. Титульный лист включается в общую нумерацию. На титульном листе номер не ставится.

Нумерация листов работы и приложений, входящих в нее, должна быть сквозная.

При изложении обязательных требований в тексте должны применяться слова «должен», «следует», «необходимо», «требуется, чтобы», «разрешается только», «не допускается», «запрещается», «не следует». При изложении других положений следует применять слова – «могут быть», «как правило», «при необходимости», «может быть», «в случае» и т.д.

В методической разработке должны применяться термины и определения, установленные действующими стандартами специальности и терминологическими словарями.

В тексте не допускается:

применять обороты разговорной речи;

применять для одного и того же понятия различные термины, близкие по смыслу (синонимы), а также иностранные слова и термины при наличии равнозначных слов и терминов в русском(белорусском) языке;

применять произвольные словообразования;

применять сокращения слов, кроме установленных правилами русской (белорусской) орфографии.

В разработке допускаются ссылки на стандарты и другие документы при условии, что они полностью и однозначно определяют соответствующие требования и не вызывают затруднений в пользовании документом.

Ссылки следует давать на документ в целом или на его разделы и приложения.

Ссылки на подразделы, пункты, подпункты, таблицы и иллюстрации не допускаются, за исключением подразделов, пунктов, таблиц и иллюстраций данного документа.

Ссылки в тексте на использованные источники даются в соответствии с номером в списке источников. Ссылка оформляется следующим образом: после использования источника ставится квадратная скобка, указывается порядковый номер источника и через запятую буква «с» и номер страницы источника, на которую делается ссылка, после чего опять ставится квадратная скобка, например [8, с.25]. Если нужно сделать ссылку на несколько источников без обозначения страниц, то разделителем между ними будет служить точка с запятой, например [6; 8; 12; 15]. Если ссылка делается на несколько источников с обозначением страниц, то ссылка будет выглядеть следующим образом: [5, с.68; 12, с.24].

При ссылке на стандарты указывают только их обозначение, при этом допускается не указывать год их утверждения при условии записи обозначения с годом утверждения в Списке использованных источников.

2.2.2. Оформление иллюстраций и приложений

Количество иллюстраций должно быть достаточным для пояснения излагаемого текста. Иллюстрации могут быть расположены как по тексту разработки (возможно ближе к соответствующим частям текста), так и в конце его.

Иллюстрации, за исключением иллюстраций приложений, следует нумеровать арабскими цифрами сквозной нумерацией. Если рисунок один, то он обозначается «Рисунок 1».

Иллюстрации каждого приложения обозначают отдельной нумерацией арабскими цифрами с добавлением перед цифрой обозначения приложения.

Например – Рисунок А.3.

Допускается нумерация иллюстраций в пределах раздела. В этом случае номер иллюстрации состоит из номера раздела и порядкового номера иллюстрации, разделенных точкой. Например – Рисунок 1.1.

При ссылках на иллюстрацию следует писать «в соответствии с рисунком 2» при сквозной нумерации и «в соответствии с рисунком 1.2» при нумерации в пределах раздела.

Материал, дополняющий текст методической разработки, допускается помещать в приложение.

Приложение оформляют как продолжение работы на последующих ее листах.

В тексте разработки на все приложения должны быть даны ссылки. Приложения располагают в порядке ссылок на них.

Приложение должно иметь заголовок, который записывают симметрично относительно текста с прописной буквы отдельной строкой. Приложения обозначают заглавными буквами русского алфавита начиная с А, за исключением букв Ё, З, Й, О, Ч, Ь, Ы, Ъ. После слова «Приложение» следует буква, обозначающая его последовательность. Допускается обозначение приложений буквами латинского алфавита, за исключением букв I и O.

В случае полного использования букв русского и латинского алфавитов допускается обозначать приложения арабскими цифрами.

Если в разработке имеется одно приложение, оно обозначается так: «Приложение А». Приложения должны иметь общую с остальной частью разработки нумерацию страниц. Все приложения должны быть перечислены в содержании документа с указанием их номеров и заголовков.

Если необходимо пояснить отдельные данные, приведенные в разработке, то эти данные следует обозначать надстрочными знаками сноски.

Сноски в тексте располагаются с абзацного отступа после текста внизу страницы, на которой они обозначены, и отделяют от текста горизонтальной линией, длина которой равна 15 знакам печатающего устройства.

Знак сноски ставят непосредственно после того слова, числа, символа, предложения, к которому дается пояснение, и перед текстом пояснения.

Знак сноски выполняется арабскими цифрами на уровне верхнего обреза шрифта.

Пример «…печатающее устройство 2 …»

Нумерация сносок отдельная для каждой страницы.

Если сносок мало допускается вместо цифр выполнять сноски звездочками. Применять более четырех звездочек не рекомендуется.

2.2.4. Построение таблиц

Таблицы применяют для лучшей наглядности и удобства сравнения показателей. Название таблицы при его наличии должно быть точным, кратким. Название следует помещать над таблицей. При переносе части таблицы на другие страницы название помещают только над первой частью таблицы.

Цифровой материал, как правило, оформляют в виде таблиц.

Таблицы, за исключением таблиц приложений, следует нумеровать арабскими цифрами сквозной нумерацией.

Таблицы каждого приложения обозначают отдельной нумерацией арабскими цифрами с добавлением перед цифрой обозначения приложения. Если в документе одна таблица, она должны быть обозначена «Таблица 1».

Допускается нумеровать таблицы в пределах раздела. В этом случае номер таблицы состоит из номера раздела и таблицы, разделенных точкой. При ссылке в тексте документа на таблицу, следует писать слово «таблица» с указанием ее номера.

Горизонтальные и вертикальные линии, разграничивающие строки таблицы, допускается не проводить, если их отсутствие не затрудняет пользование таблицей.

Допускается помещать таблицу вдоль длинной стороны листа документа.

Если строки или графы выходят за формат страницы, ее делят на части, помещая одну часть над другой или рядом, при этом в каждой части повторяют ее головку и боковик. При делении таблицы на части допускается ее головку или боковик заменять соответственно номером граф или строк. При этом нумеруют арабскими цифрами графы и строки первой части таблицы. Слово «таблица» указывают один раз слева над первой частью таблицы, над другими частями пишут слово «Продолжение таблицы» с указанием номера таблицы в соответствии с рисунком 2.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *