Что такое метод управления
Грамотное руководство осуществляется на основе применения нескольких методик управления. Их необходимо гармонично сочетать для достижения поставленных целей. Существуют базовые и дополнительные методики, которые помогают управленцу направлять имеющиеся ресурсы организации в правильное русло.
Метод управления – это определенный способ воздействия, который позволяет организовать работу коллектива или единичного субъекта. Эти приемы применяют для осуществления координации работы, повышения эффективности результатов при помощи создания оптимальной системы мотивации.
Общее понятие
Метод управления – это воздействие, которое оказывает субъект управления на подчиненные ему объекты. Чаще всего это способы управления, которые применяет руководитель при координации работы вверенного ему коллектива.
Все существующие подходы к организации деятельности структурных единиц или всего предприятия должны применяться комплексно. Они базируются на неразрывных и гармоничных отношениях. Чтобы эффективность таких воздействий была высокой, руководитель должен глубоко вникнуть в основы законов функционирования конкретного производства. При определении оптимального соотношения методов управления необходимо учитывать также филогенетические и онтогенетические закономерности развития всей системы.
Классификация
Методы управления деятельностью организации делятся на группы по нескольким основным признакам. В первую очередь следует выделить подходы косвенного и прямого воздействия. Ко второй группе относятся приказы и стимулы. При их применении предполагается получение непосредственного результата. Косвенные подходы к управлению необходимы для создания качественных условий для трудовой жизни и высокой результативности персонала.
Также существуют методы неформального и формального влияния. На соотношение количества тех или иных подходов влияет выбранный руководителем стиль управления. Формальная координация работы трудового коллектива обеспечивается документальными нормами и требованиями. При неформальном способе управления проводится воспитательная работа сотрудников, обеспечивается определенная психологическая атмосфера внутри коллектива. Начальник выбирает тот или иной стиль общения со своими подчиненными.
Традиционные методы
Традиционно методы управления персоналом выделяют в 3 основные группы. На это влияют закономерности, которые присутствуют на производстве, а также особенности отношений между всеми членами трудового коллектива. Существуют организационные, экономические и социально-психологические методы управления. Организационные подходы основываются на дисциплине, власти руководителя и определенных взысканиях за невыполнение своих обязанностей сотрудником.
Экономические подходы, наоборот, при помощи системы вознаграждений обеспечивают необходимую старательность, рвение работников. Это материальная мотивация к достижению ими целей организации.
Социально-психологические подходы базируются на оказании морального воздействия. Убеждением, лозунгами, мотивацией трудовой коллектив настраивается на необходимость достижения стратегических целей.
Современными считаются такие подходы, как экспериментирование, моделирование, а также экономико-математическое планирование и т. д.
Принципы управления
Принципы и методы управления являются основополагающими факторами при выборе тактики руководства трудовым коллективом. Помимо основных подходов координации деятельности сотрудников, начальник должен следовать определенным правилам и нормам. К основным принципам управления относятся плановость и научный подход, демократичность централизации и руководство от первого лица.
К принципам управления также относится единство распорядительности, отбор или подбор кадров, а также правильная их расстановка в соответствии с уровнем квалификации и умениями. Также применяются сочетания коллегиальности и индивидуального управления, децентрализации и централизации власти.
При работе руководитель должен подчиняться принципам функциональной, целевой и линейной координации. Обязательным является контроль исполнения выдвинутых начальством предложений, указаний и приказов.
Административные методы
Административные методы управления персоналом основываются на воздействии руководителя при помощи определенных приемов на сложившуюся ситуацию. Такое влияние может быть непосредственным или косвенным. Эти подходы позволяют координировать деятельность трудового коллектива.
Административные методики руководства позволяют обеспечить четкое выполнение приказов начальства, усилить дисциплину и порядок. Однако применять исключительно организационные и распорядительные приемы нецелесообразно. Их сочетают с экономическими методами.
Распорядительные и организационные подходы подразумевают издание устных или письменных приказов, оперативных указаний. Также в эту группу входит осуществление контроля выполнения предписаний руководства. Такие методы регламентируются актами хозяйственного и трудового законодательства.
Особенности административных подходов
Административные методы управления проектами, персоналом и предприятием в целом существуют в трех формах. К ним относятся согласительные подходы (разрешение, консультация), обязательные предписания (запрет, приказ) и пожелания (советы).
Директивы при этом способе управления четкие и адресованы конкретному работнику. Их выполнение является обязательным. Если сотрудник проигнорировал административные формы координации деятельности, это считается прямым нарушением трудовой дисциплины. Это определенное принуждение. Невыполнение приказов, распоряжений влечет за собой взыскание с виновного лица. Причем формы подчинения не должны вызывать у членов трудового коллектива чувства униженности или досады. Прогрессивные методы не приводят к стрессу и раздражительности. Они должны носить благожелательный характер.
Компоненты административных методов
Административные, распорядительные методы управления предприятием включают в себя несколько компонентов. К их числу относятся виды, типы воздействий и конкретный адресат. Также выполняется четкая постановка задания, сроки его выполнения. Определяются прочие критерии выполнения требований начальства. Устанавливается ответственность работника в случае невыполнения конкретного задания. После этого производится инструктаж субъекта или группы лиц, которым предназначено предписание или приказ.
Наличие всех этих компонентов определяет метод воздействия как административный подход. Он позволяет четко координировать все стадии деятельность организации, решать поставленные задачи для достижения стратегических целей компании.
Система при этом становится управляемой и развивается гармонично. Одной из характерных особенностей этого подхода является прямая взаимосвязь подчиненного и руководителя.
Экономические подходы
Рассматривая основные методы управления, следует уделить особое внимание экономическим подходам. Они занимают в системе координации деятельности сотрудников организации центральное место. Это объясняется тем, что в основе взаимоотношения подчиненных и руководства лежат материальные потребности и интересы.
К основным экономическим приемам относятся хозрасчет, анализ, ценообразование, планирование, финансирование. При этом коллектив организации распоряжается существующими материальными фондами самостоятельно. Это относится также и к полученному доходу компании, заработной плате. При этом сотрудники могут гармонично удовлетворять свои финансовые интересы.
Перечисленные выше методы применяются в сочетании с административным управлением, иначе дисциплина внутри трудового коллектива будет снижаться. Поэтому руководство совмещает метод кнута и пряника для достижения целей вверенной им организации.
Разновидности экономических подходов
Экономические методы управления организацией включают в себя ряд подходов. Одним из них является планирование. Этот подход определяет стратегию, задачи и пути их выполнения внутри компании. Такой метод позволяет выбрать из всех существующих вариантов наиболее эффективное направление развития.
Анализ как экономический метод управления позволяет оценить основные показатели деятельности организации. Это позволяет создавать благоприятные условия для работы компании, устранять сдерживающие развитие факторы.
Хозрасчет предоставляет возможность максимально удовлетворять экономическую и материальную заинтересованность всех членов трудового коллектива в процессе улучшения производства. Также этот подход повышает ответственность сотрудников на всех уровнях за результат их работы.
Ценообразование производится менеджером на основе стремления к максимизации нормативной прибыли. Также большой эффективностью характеризуется такой подход, как финансирование. Это позволяет поощрять отдельные подразделения или сотрудников, в работе которых больше всего заинтересована организация.
Социально-психологические подходы
Психологические методы социального управления во многом обеспечивают результативность деятельности организации. Грамотный руководитель обязательно учитывает такие факторы. При выборе методики воздействия на отдельных членов трудового коллектива он подбирает максимально действенный подход. При этом получается сформировать группу сотрудников с одинаковыми целями и задачами.
На 85 % успех предприятия зависит от умения руководителя работать с людьми. К каждому сотруднику требуется найти свой подход. Это позволяет значительно увеличить стремление работника достигнуть общей цели. В этом случае он ощущает свою ответственность перед всем коллективом и своим начальником и хочет решить поставленные перед ним задачи максимально качественно и эффективно.
Средства социально-психологического воздействия
Психологическая система методов управления представляет собой специфические подходы влияния на личность и ее отношения с другими членами коллектива, а также социальные процессы в группе.
Сюда относится моральная мотивация к выполнению работником своих профессиональных обязанностей. Она превращает поставленные задачи в осознанный долг, потребность работника. Основными приемами подобных воздействий являются личный пример (авторитет), также эффективным является убеждение.
Формы социально-психологического воздействия
Психологический метод управления – это один из самых тонких подходов к координации деятельности организации. Руководитель должен быть эрудированным и обладать высоким уровнем профессиональной подготовки. От того, насколько правильно применяет начальник существующие методы управления, зависит успех работы компании.
Основными формами такого воздействия считаются планирование развития коллектива в социальном плане, убеждение, соревнование между членами коллектива, участие трудящихся в процессах управления. Также популярной является практика выполнения особых ритуалов и обрядов, которые устанавливаются сотрудниками самостоятельно.
Рассмотрев существующие подходы к координации деятельности организации, можно сказать, что метод управления – это необходимое воздействие руководителя на вверенный ему трудовой коллектив с целью достижения максимальной эффективности компании.
Методы управления
Проблема методов управления всегда была актуальной. Переход нашей страны к рыночной модели экономики перевернул многое в этом вопросе.
Методы управления – это совокупность способов и средств воздействия управляющего субъекта на объект управления для достижения определенных целей. Через методы управления реализуется основное содержание управленческой деятельности. Методы призваны развивать инициативу работников и их заинтересованность в достижении цели своей организации.
В зависимости от способа воздействия на управляемую систему среди этих методов выделяются административно-распорядительные, экономические и социально-психологические.
Что нужно сделать, чтобы человек стал эффективно работать? Проблема эта стара как мир и в основе своей довольна, проста: побудить человека к труду можно либо силой, либо вызвать в нем интерес к работе.
С развитием цивилизации методы управления, связанные с применением силы, построенные на страхе перед наказанием, все больше уступали место методам, основанным на внутренних побудительных мотивах деятельности, на заинтересованности работающего. Можно силой заставить работать, но обязать работать по приказу эффективно, «на мировом уровне», невозможно, потому что это требует не только исполнительности, но и инициативы, постоянного совершенствования производства, а главное – внутренних побудительных мотивов.
Командно-нажимное, чисто административное управление показало свою низкую эффективность именно этим объясняется переход от административных к экономическим, рыночным методам управления. Тем не менее, до начала перестройки командные методы безраздельно господствовали в нашей экономике, и понадобилось пройти горькие уроки периода культа личности и застоя, чтобы оценить их несостоятельность и бесперспективность.
С общетеоретических позиций проявляется действие методов любой деятельности – убеждения и принуждения. С помощью средств убеждения, прежде всего, стимулируется должное поведение участников управленческих отношений путем проведения воспитательных, разъяснительных, рекомендательных, поощрительных мер в основном морального воздействия.
Принуждение рассматривается как вспомогательный метод, используемый в случае не результативности убеждения. Оно выражается в применении административной или дисциплинарной ответственности. Из множества классификаций, как правило, выделяются методы двух групп: административные и экономические. Но сегодня на первый план выходят экономические, социально-психологические, воспитательные методы управления. Что касается методов административных, то они становятся вспомогательными, занимают второстепенное место.
Административно-распорядительные методы – это система воздействия на организационные отношения для достижения целей. Они базируются на обязательном подчинении нижестоящих руководителей вышестоящим, на дисциплинарной ответственности, на принципе единоначалия. В основе этого метода лежит безвозмездное отношение субъекта и объекта управления, прямое воздействие на волю исполнителей путем управленческих команд, обязательных для нижестоящих органов.
Одна и та же работа может выполняться в различных организационных условиях: жестокого регламентирования, гибкого реагирования, постановки общих задач, допустимых границ деятельности. Выбираются самые эффективные (по какому-то условию) или оптимальные. Административные методы ориентированы на такие мотивы поведения, как осознанная необходимость дисциплины труда, чувство долга, стремление человека трудиться в определенной организации и т.п. Эти методы воздействия отличает характер воздействия: любой регламентирующий или административный акт подлежит обязательному исполнению.
Для административных методов характерно их соответствие с правовыми нормами, действующим на определенном уровне управления, а также актам и распоряжениям вышестоящих органов управления.
На практике административные методы реализуются в виде конкретных безвариантных заданий выдаваемых конкретным исполнителям, обладающим минимальной самостоятельностью при выполнении порученной работы. Эти методы могут сопровождаться поощрениями и санкциями, в том числе и экономического характера, однако главный недостаток административных методов управления состоит в том, что они поощряют исполнительность, а не инициативу.
Экономические методы подразумевают совокупность способов воздействия путем создания экономических условий, побуждающих работников действовать в нужном направлении и добиваться решения поставленных задач.
Экономическое управление отличается тем, что работающий приобретает глубокий, собственный интерес к конечному результату своего труда. Вот этой силы интереса, его крепкой привязки к итогу работы административная система не знала. Как бы человек ни старался, максимум, что ему можно было заплатить, – скромную премию. Заработать существенно выше положенного было невозможно ни при каких трудовых усилиях. Отсюда уравниловка, всем знакомое отсутствие заинтересованности в хорошей, напряженной работе.
Перестройка возвращает первоначальный смысл основному принципу социализма «каждому – по труду»: за лучшую и большую работу – большая плата. Сколько заработал – столько получай. Меняется и подход к оценке результатов работы. Теперь ценится не просто выполнение плана, спущенного сверху, а получение предприятием – всеми работающими – полезного и нужного людям конкретного конечного результата: хороших продуктов, одежды, зданий и машин. Таким образом, стимулируется не сам факт труда, а его конечный результат.
Для того чтобы начали действовать экономические методы, нужно, во-первых, знать, при каких условиях человек станет плодотворно работать, и, во-вторых, создать эти условия. А также управление может дать необходимые результаты лишь в том случае, если опирается на знание мотивов и закономерностей поведения в процессе трудовой деятельности коллективов трудящихся и каждого работника в отдельности. Таким образом, вознаграждение при выполнение задания является не заслуженным, а заработанным, например, за счет экономии и дополнительной прибыли. Поскольку размер выплат напрямую зависит от достигнутого результата, работник непосредственно экономически заинтересован в его улучшении.
Для того чтобы наиболее полно реализовать возможности людей в процессе общественного труда, учесть и использовать индивидуальные способности психики работающих, применяются так называемые социально-психологические методы управления.
Социально-психологические методы управления тесно примыкают к воспитательным методам управления, направленным на формирование у работников и коллектива качеств, способствующих достижению целей управления. Активное воздействие на сознание участников производства, регулирование характера взаимоотношений между членами коллектива, систематическая учеба кадров и повышение их квалификации – важная сторона положительного воздействия на повышения результатов производства.
Социально-психологические методы это совокупность специфических способов воздействия на личностные отношения и связи, возникающие в трудовых коллективах, а также на социальные процессы, протекающие в них. Эти методы направлены как на группу сотрудников, так и на отдельные личности. Они основаны на использовании моральных стимулов к труду, воздействуют на личность с помощью психологических приемов в целях превращения административного задания в осознанный долг, внутреннюю потребность человека.
Цель этих методов – формирование в коллективе положительного социально-психологического климата, благодаря чему в значительной мере будут решаться воспитательные, административные и экономические задачи. То есть поставленные перед коллективом цели могут быть достигнуты с помощью одного из важнейших критериев эффективности и качества работы – человеческого фактора. Умение учитывать это обстоятельство позволит целенаправленно воздействовать на коллектив, создавать благоприятные условия для труда и, в конечном счете, формировать коллектив с едиными целями и задачами.
К этой группе методов тесно примыкают воспитательные методы управления, направленные на формирование у работников и коллектива качеств, способствующих достижению целей управления. Необходимость использования социально-психологических методов в управлении очевидна, так как они позволяют своевременно учитывать мотивы деятельности и потребности работников, видеть перспективы изменения конкретной ситуации, принимать оптимальное решение.
Кнопки управления
Для того чтобы реализовать какой-либо из этих методов используют, так называемые, кнопки управления или по другому способы воздействия данных методов на управление.
Административно-правовые методы являются способами осуществления управленческих воздействий на персонал, основанными на властных отношениях, дисциплине и системе административно-правовых взысканий. Различают пять основных способов административно-правового воздействия: организационное и распорядительное воздействие, регламентирование, нормирование и инструктирование.
Организационное воздействие основано на действии утвержденных внутренних нормативных документов, регламентирующих деятельность персонала. К ним относятся: устав организации, организационная структура и штатное расписание, положения о подразделениях, коллективный договор, должностные инструкции, правила внутреннего распорядка. Эти документы могут быть оформлены в виде стандартов предприятия и вводятся в действие обязательно приказом руководителя организации. Практическая реализация организационного воздействия во многом определяется уровнем деловой культуры организации, желанием сотрудников работать по правилам, предписанным администрацией.
Распорядительное воздействие направлено на достижение поставленных целей управления, соблюдение требований внутренних нормативных документов и поддержание заданных параметров системы управления путем прямого административного регулирования. К числу распорядительных воздействий относят: приказы, распоряжения, указания, инструкции, нормирование труда, координацию работ и контроль исполнения. Приказ является наиболее категоричной формой распорядительного воздействия и обязывает подчиненных точно исполнять принятые решения в установленные сроки. Неисполнение приказа влечет за собой соответствующие санкции со стороны руководства. Приказы издаются от имени руководителя организации.
Распоряжение в отличие от приказа не охватывает все функции организации, обязательно для исполнения в пределах конкретной функции управления и структурного подразделения. Распоряжения издаются обычно от имени заместителей руководителя организации по направлениям. Указания и инструкции являются локальным видом распорядительного воздействия, ставят целью оперативное регулирование управленческим процессом и направлены на ограниченное число сотрудников. Инструктаж и координация работ рассматриваются как методы руководства, основанные на формирования у подчиненных правил выполнения трудовых операций.
Регламентирование деятельности предприятия. Это наиболее жесткая форма административного воздействия.
Она выражается в разработке и реализации организационных документов, определяющих порядок управления предприятием:
— положений общеорганизационного порядка;
— структуры управления предприятием;
— штатного расписания и должностных инструкций по управлению предприятием;
— положений, определяющих внутренний порядок работы.
Нормирование деятельности предприятия заключается в разработке и реализации норм (правил) и нормативов (количественного выражения этих норм), устанавливающих границы деятельности предприятия. Этот рычаг административного управления неразрывно связан с экономическим управлением, обеспечивает его ориентирами для движения в нужном направлении. Инструктирование сводится к ознакомлению персонала с правилами работы, порядком ее выполнения, ожидаемыми трудностями, рекомендациям по их преодолению. Это в основном методическая разработка информационного характера – наиболее мягкая форма административного воздействия.
Экономические способы воздействия:
— кредитование. Главные качества: обеспеченность – выдача под залог имущества или гаранта; целевой характер – кредит должен работать на перестройку; срочность – давать навсегда, на время; возвратность; платность – процент под ссуду. Регулируя выдачу ссуд под различный процент, предприятие получает возможность оказывать помощь работникам.
— финансирование, а именно деньги предприятия для его производственного и социального развития, в том числе для строительства жилья для своих работников.
— экономическое стимулирование. Смысл стимулирования – это существенное улучшение жизни и труда хорошо работающего человека или коллектива,
— хозрасчет (Это механизм основательной экономической и управленческой самостоятельности предприятия, т.е. независимость, чувство полного хозяина – вот что рождает глубокую, кровную заинтересованность работника в конечном результате труда).
Все эти способы действуют без административного принуждения, но, не смотря на то, что при экономическом управлении над работником не висит меч административного воздействия, экономические стимулы куда более жесткие: выговор или штраф это вторично, поскольку под угрозу ставится благополучие предприятия, жизненно важные интересы каждого человека и всего коллектива. Но экономические методы вовсе не отменяют административных.
Среди социально-психологических методов управления исходным является выявление и учет психологических особенностей каждого члена трудового коллектива, а также поведения всего коллектива в целом. Эта работа должна проводится каждым руководителем систематически, как самостоятельно, так и с привлечением специалистов – социологов и психологов. Здесь должны широко использоваться такие способы анализа, как анкетирование, тестирование, хронометраж, наблюдения, опросы, интервью.
Важнейшими социально-психологическими методами управления являются изучение, направленное формирование мотивов трудовой деятельности работников и учет их в управлении. Целый ряд социально-психологических методов направлены на повышение творческой активности и инициативы всех работающих. Это развертывание и всемерное поощрение изобретательской и рационализаторской деятельности, воспитание группового самосознания коллектива, сохранение и развитие традиций и обычаев данного предприятия.
К этой же группе методов относится установление в коллективе благоприятной психологической атмосферы. В последние годы все большее значение приобретает такая форма социально-психологического управления, как планирование социального развития трудового коллектива. Целью планирования является предоставление работнику четкой перспективной программы его личного материального и культурного развития, улучшения условий труда.
Взаимосвязь методов управления
Эффективное управление возможно лишь на основе сочетания, единстве всех трех групп методов: экономических, административных и социально-психологических. Так как применение экономических методов становится успешным тогда, когда умело поставлена организаторская, административная деятельность, обеспечивающая создание четкого распорядка работы, установление ответственности каждого исполнителя за возложенные на него обязанности. Там, где есть уважение к дисциплине, там эффективнее действуют и экономические методы.
Нормальное функционирование экономического управления настоятельно требует, чтобы все виды административного воздействия были строго регламентированы и введены в правовые рамки. Речь идет о необходимости разработки административного кодекса – своеобразного дисциплинарного устава. Экономическое управление требует ясности и полноты не только в чисто экономической, но и во всех других областях деятельности предприятия. Экономические и административные методы управления неразрывны, образуют единую систему рычагов, направляющих предприятие к его конечной цели, позволяющих прийти к ней кратчайшим и наиболее экономным путем.
К сожалению, этих двух методов оказывается недостаточно. На пути их реализации появляется весьма серьезное препятствие. К примеру, созданы экономические стимулы и проведены соответствующие административные мероприятия, но это не означает, что предприятие станет успешно решать свои задачи. Все это произойдет, если не будет учтен главный элемент производства – человек. Тут нужны методы особого рода.
В свою очередь административные методы связаны с социально-психологическими. Исходя их принципа единоначалия, руководитель имеет право издавать приказы и распоряжения. Но должен учитывать в каждый момент общее состояние «социально-психологического» климата, а также индивидуальные способности каждого исполнителя, от которых во многом зависит успешность выполнения издаваемого приказа или распоряжения.
Опыт работ по управлению персоналом показал, что роль социально-психологических методов постоянно возрастает.
Это обусловлено тремя моментами:
а) повышением образовательного и культурного уровня работников, что вызывает с их стороны ожидание в применении методов управления их деятельностью, основанных на учете интересов их и коллективова, в которых они работают, методов, которые не подавляют их как личность, вызывают рост их творческой активности;
б) развитием демократических начал в управлении;
в) значительная часть коллективов является не только наемными работниками, но и акционерами предприятия, что вызывает необходимость некоторого насыщения организационных (административно-правовых) и экономических методов – методами социально-психологического воздействия. Речь идет не об усилении одного метода за счет ослабления другого, а о подкреплении одного метода другим. Это означает, например, что экономические методы, связанные с разработкой систем материального стимулирования труда работников, должны максимально учитывать социально – психологические факторы, которые сложились в коллективе.
В практике управления, как правило, одновременно применяют различные методы и их комбинации. Для эффективного управления необходимо использовать в управлении предприятием все три группы методов. Так, использование только властных и материальных методов не позволяет мобилизовать творческую активность персонала на достижение целей организации. Для достижения максимальной эффективности необходимо применение духовных методов.
Отмечаемый рядом авторов, рост роли экономических методов управления в России связан, прежде всего, с формированием и совершенствованием рыночной экономической системы. В условиях рынка экономические методы управления неизбежно получат дальнейшее развитие, повысится действенность и результативность экономических стимулов, что позволит поставить каждого работника и коллектив в такие экономические условия, при которых появиться возможность наиболее полно сочетать личные интересы с рабочими целями. Однако, акцентирование внимания на экономических методов стимулирования, зачастую приводит к снижению внимания к социально-психологическим аспектам, определяющим внутреннюю мотивацию персонала.
Приведенная схема классификации методов стимулирования является классической. В современном менеджменте применяются и иные группировки методов стимулирования.
Укрупнено все методы стимулирования можно так же сгруппировать в следующие четыре вида:
1. Экономические стимулы всех типов (зарплата во всех ее разновидностях, включая контрактную, премии, льготы, страховки, беспроцентные кредиты и т.п.).
Успешность их воздействия определяется тем, насколько коллектив понимает принципы системы, признает их справедливыми, в какой мере соблюдается неотвратимость поощрения (наказания) и результатов работы, их тесная связь во времени.
2. Управление по целям. Эта система широко используется в США и предусматривает установление для личности или группы цепи целей, способствующих решению главной задачи организации (достижение определенных количественных или качественных уровней, повышение квалификации персонала и т.п.). Достижение каждой цели автоматически означает повышение уровня зарплаты или другую форму поощрения.
4. Система участия в настоящее время существует в многообразных формах: от широкого привлечения коллектива к принятию решений по важнейшим проблемам производства и управления (Япония) до соучастия в собственности путем приобретения акций собственного предприятия на льготных условиях (США, Англия).
Лишь совместное, взаимосвязанное применение методов способно сделать труд рациональным и привлекательным, а его результаты – эффективными, полезными обществу и каждому из нас. В центре этих методов, как уже отмечалось, методы экономические и социально-психологические.
«Методологические основы менеджмента»
1. Раскройте методологию менеджмента. Перечислите и раскройте суть различных форм управления (технической и др.)
2. Приведите примеры субъекта и объекта управления, их взаимодействие, предмет труда менеджера и формы управления (эвристический и т.д.).
3. Перечислите и раскройте смысл основных функций управления.
4. Что относится к объектам управленческой деятельности – метафункциям? Что относится к объектам управления подсистемы менеджмента?
5. Какие принципы управления используются в менеджменте (единоначалие, научный и др.) и их содержание?
6. Раскройте суть и содержание административно-распорядительных, экономических, социально-психологических методов управления.
7. Что представляют собой кнопки управления, используемые в различных методах управления? Раскройте взаимосвязь методов управления.
Литература:
1. Бордяга Г., Стефано П. Гибкий менеджмент – фактор рентабельности. М.: Экономика, 1990.
2. Бочкарев В.К., Дорофеев В.Д. Основы современного менеджмента. – Пенза: Изд-во Пензенского государственного университета, 1999.
4. Лавровский И. Русский размер менеджмента, или Рецепты издалека. Эксперт. – №25, 2000.
5. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. – М.: Дело, 1992.
6. Питерс Т., Уотерман Р. В поисках эффективного управления. М.: Прогресс, 1986.
8. Томилов В.В. Менеджмент. – М.: Юрайт-Издат, 2003.