Что такое метод монтессори
6 правил Монтессори у вас дома
Все родители мечтают, чтобы их дети были счастливыми, умными, разносторонними, самостоятельными, а в семье царила гармония, и не было сложностей с процессом воспитания или обучения малышей.
Каждые родители мечтают, чтобы их дети были счастливыми, умными, разносторонними, самостоятельными, а в семье царила гармония, и не было сложностей с процессом воспитания или обучения малышей. Ставшая уже легендарной, методика Марии Монтессори помогает решить все эти вопросы и сделать семью по-настоящему дружной! В этой статье мы расскажем, как следовать этой системе воспитания у себя дома.
Наверняка многие из родителей, особенно мамы, уже не раз слышали о методике детского воспитания, при которой малыш сам для себя выбирает вид занятия и его темп, а взрослые лишь наблюдают за процессом и вмешиваются только в крайней необходимости. Польза таких совместных занятий с детьми поражает! Детки учатся быть самостоятельными, принимать решения, прислушиваться к себе, брать ответственность за свои действия, а это приносит радость в каждую семью и конечно же сплачивает ее.
Немного из истории: Мария Монтессори, основательница метода, педагог, начинала работать с детьми, которые отставали в развитии. После непродолжительной работы ее ученики наравне с обычными ребятами приняли участие в школьной олимпиаде и заняли первые места. После такого настоящего педагогического прорыва об этой великой женщине и ее методике заговорили всерьез, а сама Мария продолжила совершенствовать свою программу уже абсолютно для всех детей.
Также в поддержку метода стоит сказать, что многие известные сегодня на весь мир люди воспитывались по системе Монтессори. Среди них основатели компаний Google, Amazon и Wikipedia, принцы английской королевской семьи Уильям и Генри, писатель Габриэль Гарсиа Маркес.
Итак, приступим к изучению!
Основные принципы
Методика Монтессори строится на трех главных составляющих. Первая из них– сензитивность. До шести лет каждый ребенок проходит шесть стадий сензитивного развития:
И очень важно, чтобы малыш успел получить все необходимые навыки в каждый период развития, поскольку от этого напрямую зависит его дальнейшая жизнь: характер, способности, поведение. И, чаще всего, другой возможности что-то исправить, развить и добавить уже, к сожалению, не будет.
Для того, чтобы развитие пошло правильно, важна окружающая среда. Это второе составляющее метода Монтессори. Все вокруг должно быть подготовлено в соответствии с физическими возможностями ребенка на каждом этапе сензитивного развития. Только в этом случае малыш сможет научиться всему необходимому и стать независимым!
Также Мария Монтессори в работе с детьми придерживалась двенадцати заповедей, которые полезно будет узнать каждому родителю.
12 заповедей Марии Монтессори при работе с детьми
1. Детей учит то, что их окружает.
Создайте условия!
Для вашего ребенка все в этом мире пока еще кажется огромным: стулья, шкафы, столы, кровати. Он, как Гулливер, который попал в страну великанов. Разве так ему можно чему-то научиться? Тут любой кроха чувствует себя потерянным и беспомощным. Ваша задача исправить это и создать доступную среду для ребенка, чтобы все, что ему нужно для полноценной жизни, было рядом. Для этого мы сделаем специальные зоны.
Для гармоничного и правильного развития малышей необходимо несколько зон, которые папы и мамы могут сделать сами:
— зона повседневной жизни, в которой ему будет доступно все, что нужно ежедневно (вешалки для вещей, полотенце, зубная паста, мыло и т.д.);
— зона языкового развития, в которой могут быть яркие книги, кубики с буквами, карандаши, бумага, вырезанные из плотной бумаги цифры и буквы;
— зона творчества, в которой ребенка будут ждать краски, музыкальные инструменты, пластилин, карандаши, бумага и все-все, что нужно для детского творчества;
— зона естествознания, сюда нужно поместить все, что расскажет ребенку о внешнем мире: фигуры и картинки животных, цветы, разные жидкости, предметы с разной температурой и т.д.;
— зона сенсорного развития, в которых малыша будут ждать разные по форме, содержанию, запаху, структуре предметы. Это могут быть кубики, цилиндры, крупы, разные ткани и т.д.;
— зона активности, которой может стать детский спортивный уголок.
Все эти зоны не занимают много места, не мешают обычной жизни и спокойной уместятся даже в небольшой полуторке или комнате-студии. Проще говоря, зоны – это правильно расставленные детские вещи и игрушки. А теперь обо все по порядку!
Один день по системе Монсессори
Как часто мы говорим своим детям: «Ты еще маленький для этого», «давай я сделаю за тебя»? Но задача любого любящего родителя научить ребенка справляться с задачами самостоятельно. Все, что вам надо, это подготовить нужные зоны, доступные для малыша, и показать, как в них работать.
Лучше всего понять суть методики можно только на примере. Давайте рассмотрим ваш примерный день вместе с ребенком по системе Монтессори. Вы удивитесь, как все просто!
8.10 Теперь самое время для утренних процедур. Если ваш малыш еще не умеет самостоятельно садиться на унитаз, поставьте для него горшок в туалетной комнате. Так ребенок будет четко знать, что ходить в туалет нужно только в специальное место. В ванной комнате у малыша должна быть своя низкая полочка с его зубной пастой и щеткой, чтобы он в любой момент мог сам сделать все необходимое. Старайтесь поначалу чистить зубы вместе. Пусть мама или папа покажут малышу, что нужно делать. Если у него выходит что-то не так, не спешите его одергивать. Он только учится и смотрит на вас.
8.20 Теперь идем на кухню, готовить и кушать завтрак, ведь впереди у вас столько важных дел! Лучше всего готовить всей семьей. Ведь вовлекая в процесс всю семью, вы становитесь дружнее и даете хороший пример ребенку. Утро, конечно, стоит начать с каши, которая должна быть приготовлена из качественной крупы. Например, от торговой марки «Царь». Она предлагает большой выбор полезных и вкусных каш на самый разнообразный вкус любого члена семьи.
Например, сегодня у вас на завтрак будет самая вкусная и полезная каша для завтрака из трех злаков с фруктами от «Царя». Пока папа накрывает на стол, пусть мама вместе с малышом пересыпят крупу из пакета в кастрюлю. Покажите ребенку, как правильно держать ложку и насыпать кашу. После этого дайте стакан с водой и позвольте налить его в кастрюлю. Ребенка можно также стоит обучить накрывать общий стол.
9.20 Завтрак закончен, и теперь нужно убрать за собой. Малыш должен учиться убирать свое место самостоятельно. Пока папа и мама собирают свои тарелки со стола, ребенок делает то же самое. Когда посуда помыта, дайте малышу полотенце, чтобы вы вместе вытерли кухонные принадлежности и убрали их на место.
9.40 Скорей всего, после еды ваш малыш захочет немного отдохнуть, а потом заняться своими делами. Не стоит торопить его или заставлять заниматься тем, что кажется лучшим вам. Пусть ребенок сам выбирает нужную для себя зону.
Не ограничивайте малыша во времени, пусть он занимается с выбранной вещью столько, сколько считает нужным. Вы лишь можете незаметно поправлять его, если он что-то делает не так (например, играет и случайно рвет книгу) объяснять, как сделать желаемое для малыша действие правильно, придумывать варианты игры и рассказывать о свойствах каждого предмета. Но выбор дела останется за ребенком. Если ваш малыш хочет рассматривать игрушки, а потом рисовать, пусть делает это.
Главное, помните важный принцип: поиграл – убери за собой. Невмешательство родителей заставляет детей раньше начинать думать самостоятельно, включать логику, пробовать, переделывать. Именно так ваш малыш будет развиваться быстрее.
Кстати, мы настоятельно советуем вам сделать зону сенсорного развития! Она хорошо развивает моторику у детишек, которая так важна для дошколят, готовящихся пойти в первый класс. Обязательным предметом в такой зоне станет небольшой таз или ведро, а лучше несколько, с разной крупой, в которой будут спрятаны различные мелкие игрушки. Правда, выбрать для этого нужно качественную крупу, которая производится и хранится по всем правилам. Крупы от торговой марки «Царь», одного из старейших производителей зерна в России, бережно и правильно собираются, перерабатываются и хранятся в соответствии со всеми высокими стандартами, поэтому вы можете быть уверены в качестве злаков.
* Советуем также сделать для ребенка творческую среду. В ней малыш может рисовать, делать различные подделки. Для этого не нужно много денег или специальные вещи. Можно взять то, что есть у вас под рукой. Например, из макарон разной формы можно сделать бусы или гирлянду (а в ассортименте торговой марки «Царь» вы найдете большой ассортимент макаронных изделий разных форм). А из манки, гречки или риса сделать прекрасные картины.
* Очень важно, чтобы и в игре дети учились необходимым житейским навыкам. Например, мамы могут вместе с малышом слепить из пластилина овощи с фруктами и показать ребенку, как их правильно резать. А папы могут показать мальчикам, как управляться с инструментами. А лучше всего, если малыш поможет папе что-то чинить, используя не слишком тяжелый и травмоопасный предмет. В такой семье, где каждый приходит друг другу на помощь, всегда будет мир и гармония!
12.00 Игры могут занять много времени и сил, поэтому не забывайте пообедать. Пусть малыш снова станет вашим помощником на кухне: накроет на стол, достанет продукты из холодильника.
13.00 Теперь самое время отдохнуть и набраться новых сил!
15.00 После отдыха нужно снова немного подкрепиться и отправиться на прогулку! Отличным вариантом полдника станут, например, вкусные кукурузные хлопья от торговой марки «Царь» с кефиром, молоком или йогуртом. В ассортименте «Царя» есть множество видов хлопьев, которые понравятся любому ребенку. Дайте возможность малышу самому налить кефир/йогурт в тарелку и насыпать хлопья. Если малыш прольет или просыплет что-то, покажите ему, как правильно убирать за собой. Вначале, вполне возможно, у ребенка это будет получаться не очень ловко, но со временем он научиться делать это не хуже взрослого, а главное у него появится уверенность в собственных силах.
15.30 После трапезы собираемся гулять. Малыш должен знать, где у него лежат теплые вещи, и быть в состоянии самостоятельно их достать. Родителям лишь стоит подсказать ребенку, что нужно надеть. Тут снова пригодится небольшой детский вещевой шкаф, комод или полка.
Не должно быть проблем и с верхней одеждой ребенка. Попросите папу сделать в шкафу крючок, полку или вешалку на уровне рук ребенка. Он должен уметь самостоятельно брать свой осенний комбинезон, пальто или пуховик. Когда все одеты, отправляйтесь гулять, и позвольте малышу на улице заниматься любимыми делами.
18.00 После интересной осенней прогулки пора домой, раздеваться, сушить вещи и кушать. Малыш также самостоятельно должен раздеться и положить вещи на свое место. Если что-то нужно сушить, объясните ребенку и покажите, как и где это можно сделать. А теперь готовимся к ужину. Например, вы хотите сделать макароны с котлетами. Доверьте ребенку, например, разламывать спагетти для варки или насыпать в кастрюлю рожки, дайте ему из фарша сделать свои небольшие котлетки. Не забывайте, что еда должна быть полезной. Если вы выбираете макароны, остановите свой выбор на макаронных изделиях от «Царя», которые сделаны из твердых сортов пшеницы и сохраняют множество полезных микроэлементов.
19.30 После ужина ребенок, конечно, захочет снова поиграть. Он это заслужил, ведь он вам так хорошо сегодня помогал. Включайтесь вместе с ним в процесс игры, но ни в коем случае не руководите ее ходом. Поделитесь всей семьей своими впечатлениями за день. Пусть малыш слышит речь, учится говорить, выражать свои мысли, пусть он будет с вами наравне.
20.30 Пора начинать готовиться ко сну. Попросите малыша убрать все игрушки на место и расстилать постель. Подскажите ребенку, куда стоит убрать покрывало. Теперь отправляйтесь чистить зубы или попросите ребенка сделать это самого (помните, ведь все банные принадлежности находятся в доступности для него).
21.00 Идем спать. Ребенок обязательно должен самостоятельно переодеться в одежду для сна, а домашние вещи положить на свое место (в шкаф или на полку). Родителям остается пожелать ему спокойной ночи. И очень хорошо, в качестве доброй традиции, читать перед сном детские книги.
Кстати, мы советуем оставить в комнате ночник и сделать все выключатели света на уровне рук ребенка. Если он проснется ночью и захочет в туалет, ему не нужно будет будить вас включить свет. Он может сделать это сам.
Вот так просто и незаметно можно организовать дома свой центр Монтессори. За привычными ежедневными самостоятельными делами скрываются постоянное развитие и взросление вашего малыша. Метод Монтессори – это гуманная, мудрая, заботливая система воспитания ребенка. В семье, которая старается следовать этой системе, всегда царит радость и гармония, счастье и уют. Когда ребенок вас радует, у вас меньше поводов грустить, быть в плохом настроении. Когда счастлив ребенок, счастливы все вокруг.
И большим помощником в ваших домашних делах станет продукция от торговой марки «Царь»! Торговая марка «Царь» – это традиции качества с 1898 года. В богатых традициях русской кухни, которые мы соблюдаем и преумножаем, есть важный принцип простоты и пользы. Он объединяет наших покупателей из разных стран, всех тех, кто желает быть здоровым и успешным. Пусть в вашей семье всегда соблюдаются традиции совместных трапез и семейных обедов, а «Царь» всегда поможет вам в сохранении семейных принципов! Ведь те, кто думают о здоровье и благополучие своей семьи, выбирает продукцию ТМ «Царь». Найти продукты, полезные для всей семьи, вы можете на нашем сайте!
Конечно, в рамках одной статьи мы не сможем рассказать вам об этой замечательной методике абсолютно все, что нам бы хотелось. Откройте для себя книги самой Марии Монтессори, например, можно начать с чтения бестселлера «Впитывающий разум ребёнка», он, безусловно, будет полезен абсолютно всем родителям.
Дорогие читательницы, поделитесь с нами в комментариях своим мнением, каких методик воспитания детей придерживаетесь вы?
Методика раннего развития Монтессори
Методика Монтессори для детей – это система раннего развития малышей-дошкольников, которая, не предполагает жёстких запретов и ограничения в сферах деятельности. Заниматься по ней можно начинать с самого рождения ребёнка. В пользу этого свидетельствует также тот факт, что в первые три года жизни мозг усваивает абсолютно всю информацию, которая в него поступает и которую он может переварить и осмыслить.
С одной стороны, самостоятельность в учёбе способствует развитию самостоятельности в жизни. Однако абсолютная самостоятельность не приведёт ни к чему хорошему, ведь если полностью предоставить ребёнка самому себе, то не будет возможности развить в нём дисциплину. В связи с этим предполагается введение в программу ребёнка тех занятий, которые не интересуют его.
Занятия можно проводить с самого раннего возраста, главное – подобрать особенные игрушки, которые должны способствовать развитию моторики и сенсорики. Они должны быть разной длины и структуры, разной формы, размера, цвета. Пусть они издают разные звуки и будут выполнены из разных материалов. Словом, чем больше анализаторов будет задействовано в процессе игры, тем лучше.
Монтессори-методика — педагогическая система образования была разработана в начале 20 века первой в Европе женщиной-врачом Марией Монтессори. Метод основан на принципах свободного воспитания. Приоритет в учебных заведениях отдаётся развитию сенсорики, то есть деятельности органов чувств. Эта система способствует развитию у детей ряда навыков и качеств: самостоятельности, умения концентрировать внимание, координации, работы по упорядоченному алгоритму, умения сортировать поставленные задачи по критерию приоритетности.
Стоит заметить, что, как показывает практика, подавляющее большинство детей, обучавшихся по системе Монтессори, вырастают любознательными, целеустремлёнными и, что самое главное, добрыми людьми. Они научены не тратить время на бессмысленные конфликты и конкуренцию, ведь с самого раннего детства такой ребёнок осознаёт, что его главный конкурент — он сам из прошлого.
Всем известно, что Мария Монтессори была врачом, но мало кто знает, что она специализировалась на работе с детьми, у которых были выявлены особенности психического и когнитивного развития. В ходе напряжённой работы было выяснено, что большинство из этих детей на самом деле абсолютно здоровы, просто родители ими не занимались. Как итог этого — образовательная система Монтессори стала базироваться на трех составляющих: ребёнок, окружающая среда и учитель-наставник.
Принципы методики
Методика Монтессори пропагандирует проявление к малышам такого же уважения, как к взрослым людям. Это необходимо для того, чтобы у ребёнка как можно раньше сформировалось понимание того, что он — такая же часть социума, как мама или папа, и что мир, окружающий ребёнка, — это не что-то эфемерное и непостижимое. Напротив, всё, что ребёнок видит, имеет свою структуру и место в этом большом мире.
Самой ответственной фазой жизни является отрезок времени от рождения до 6 лет, т. к. это время формирования у ребенка его личности и способностей. Взрослый должен понять, чем интересуется ребенок, и создать для него благоприятную среду, в которой он будет с интересом развиваться. Главное — это развитие мелкой моторики и чувств, воспитание в каждом ребенке самостоятельности.
Основными принципами системы являются:
Особенность методики Монтессори заключается в отсутствии каких-либо форм принуждения. По мнению автора методики, каждый ребёнок подсознательно стремится развиваться и получать знания. Рано или поздно у него появляется потребность в приобретении нового опыта и открытии граней, в которые до сих пор он был заключён. Когда она появляется, ребёнок, сам того не осознавая, начинает искать способы узнать для себя что-то новое. Задача родителей — наблюдать этот процесс и следить, чтобы ребёнок всегда был в безопасности.
Здесь нет единых требований для всех, у каждого — свой индивидуальный темп. Ребенок занимается тем, что ему по душе, что нравится. Главный принцип: «Помоги мне сделать это самому».
Основные положения
Методика Монтессори – программа раннего развития, где ребёнку отводится ведущая роль. Малыши любого возраста сами выбирают себе вид деятельности. Несомненный плюс также в том, что в течение учебного дня дети обслуживают себя полностью самостоятельно. Разумеется, преподаватели и воспитатели в первый раз будут рядом, чтобы объяснить, как правильно, и предостеречь от ошибок, однако в дальнейшем ребёнок учится сам справляться с простейшими бытовыми заданиями.
Суть методики Монтессори
Методика базируется на том, что в приоритете здесь не интеллект, а развитие моторики, органов чувств, навыков социализации и самостоятельности. Несомненным положительным аспектом данной системы является то, что она не предполагает определённой программы. Имеется в виду, что не существует конкретных сроков выполнения того или иного задания — каждый ребёнок работает в индивидуальном темпе. Кроме того, на первых порах дети даже имеют возможность самостоятельно принимать решения о том, чем они хотят заниматься в настоящий момент. Таким образом, ребёнок, работая в разных сферах, совершенствует свои навыки, не конкурируя при этом с другими детьми, тем самым приобретая уверенность в себе и повышая свою самооценку.
Смысл методики Монтессори заключается в развитии самостоятельности у ребенка. В соответствии с обучением – большую часть знаний ребёнок усваивает самостоятельно, без помощи взрослых. Что же делать нам, взрослым, если неотъемлемой частью методики является невмешательство в детские игры? Наша обязанность — выяснить, что интересует ребёнка, какие у него особенности характера, чем он хочет заниматься. Когда это будет сделано, необходимо создать такую среду, в которой он будет чувствовать себя комфортно и иметь возможность заниматься тем, что ему нравится.
Система Монтессори подразумевает, что задача взрослого человека — наблюдать за самостоятельной деятельностью ребёнка, анализировать его интересы, подбирать ему материалы для занятий таким образом, чтобы те соответствовали этим интересам.
Основы педагогики
Основные составляющие педагогики Монтессори позволяют ребенку найти свой путь развития. Таковыми составляющими являются роли взрослого воспитателя, развивающей среды и дидактического материала. Роль воспитателя очень важна. Прежде всего он должен быть опытным и мудрым, создавать развивающую среду и предоставлять детям дидактический материал. Свои знания о мире взрослые не навязывают. Воспитатель наблюдает, как играют дети, выявляет их интересы и наклонности. Взрослый и ребенок находятся в равных условиях — оба сидят на полу или на корточках. Педагог не мешает ребенку. Пусть ребенок ошибается и делает свои маленькие открытия. Это позволит ему продвигаться дальше в нужном направлении.
Основополагающим элементом педагогики Монтессори является развивающая среда. Если она подготовлена правильно, ребенок развивается самостоятельно, без опеки воспитателя. Дети любят познавать мир: все понюхать, пощупать, попробовать на вкус. Комната для игры делится на пять зон:
Основой педагогики Монтессори является и предметная среда — дидактический материал. Игрушками могут быть любые предметы: тазик, салфетка, губка, карандаш. Следует располагать игрушки на уровне глаз ребенка. К дидактическому материалу следует относиться аккуратно. При групповых занятиях материал нельзя передавать из рук в руки. После того как ребенок закончил упражнение, он должен положить пособие на место. Затем можно брать другие материалы. Монтессори считала, что игра с мелкими предметами развивает речь, память, формирует интеллект. Важно воспитание в ребенке самостоятельности. Все книги должны быть в одном экземпляре — дети должны научиться договариваться. Поработав с книгой, нужно поставить ее на место. Таким образом дети приучаются к порядку и к пониманию того, что каждая вещь имеет свое место.
Ключевой принцип в педагогике Монтессори – «Помоги мне сделать это самому». Взрослый должен проанализировать интересы ребёнка и подобрать такие рабочие материалы, с которыми ему не будет скучно работать.
Cистема сенсорного воспитания Марии Монтессори
Мария Монтессори верила, что интеллект ребенка и его знания о мире всегда берут начало в органах чувств. Любой мысли всегда предшествует процесс сбора информации. Это значит, что чем более тонко работают все анализаторы, тем больше у человека шансов решить стоящую перед ним задачу.
В своей книге «Впитыващий разум ребенка» М. Монтессори говорит, что сенсорное развитие позволяет открыть для малыша целый новый мир, делая видимым больше вещей и их свойств, как если бы кто-то вдруг включил свет в тёмной комнате.
Важно понимать, что то, что взрослые считают очевидным, ребенку только предстоит узнать: маленький камень легче большого камня, но при этом тяжелее пёрышка, стекло на ощупь гладкое и холодное, а осенний листочек теплый и шершавый. Впитывающий разум ребенка настроен на познание, но важно поместить ребенка в правильную среду, где он сможет найти применение своей природной любознательности.
Подробнее о подходе Марии Монтессори смотрите в нашем вебинаре для родителей:
История сенсорного воспитания по Монтессори
Мария Монтессори не была первым педагогом, который обратил внимание на важность развития органов чувств детей. При разработке своего подхода она во многом опиралась на работы французского врача и педагога Эдуарда Сегена, который в своё время работал с детьми с особенностями развития и создал собственную систему упражнений для развития восприятия детей и обучения их бытовым навыкам. Жан-Жак Руссо и Иоганн Генрих Песталоцци в своих работах также обращали внимание на роль развития органов чувств при обучении детей.
Роберт Баден-Пауэлл, основатель движения скаутов и современник Марии Монтессори, говорил, что для получения знаний о мире детям необходим реальный опыт взаимодействия с предметами. Это утверждение легло в основу его теории об активном обучении. Он высоко ценил педагогический подход Марии Монтессори, отмечая, что если перестать приказывать и начать более деликатно подкреплять естественную потребность маленького ребенка в новом опыте, педагоги могут создать гораздо более основательную базу для последующего обучения и развития. По его мнению, представление об образовании как о тяжелой и изнуряющей работе безнадежно устарело.
Сама Мария Монтессори начинала свою карьеру, работая с особыми детьми-отказниками, которые были лишены адекватной сенсорной стимуляции: у них почти не было игрушек, и вся их жизнь сводилась к череде базовых действий по уходу. Она смогла наглядно доказать, что изменение условий существования детей значительно меняет уровень их способностей. На сегодняшний день влияние среды на развитие ребенка доказано и на нейрофизиологическом уровне. Мы рекомендуем для знакомства с этой темой почитать книгу Джона Медина «Правила развития мозга вашего ребенка».
Мария Монтессори создала систему сенсорного воспитания, основываясь на многолетнем опыте наблюдения за детьми и изучении работ выдающихся педагогов и врачей. Пусть она и не была первой, кто открыл необходимость сенсорного опыта для развития ребенка, она точно была первым педагогом, который смог обратить внимание общественности на этот факт.
Правила организации сенсорного воспитания по Монтессори
Мария Монтессори заметила, что в определенном возрасте поведение и мотивация детей очень схожи. Например, в первые три года ребенок особенно чувствителен к порядку. Эта детская «педантичность» необходима ребенку, чтобы создать стабильный образ этого мира. Её же можно использовать, чтобы развивать естественную потребность ребенка в познании, создав увлекательные для определенного возраста задания, которые бы помогли малышу освоить самые важные качества предметов: цвет, размер, форма, материал.
По признанию самой Марии Монтессори работа по созданию наборов не была лёгкой: необходимо было создать материал, который бы демонстрировал свойства изолированно, обладал педагогической ценностью и при этом был бы привлекателен для ребенка. Так появился набор сенсорного материала по Монтессори.
Основные задачи упражнений на сенсорику по Монтессори
Поясним на примере, как связаны сенсорика и абстрактное мышление:
Предположим, что вы никогда не видели окапи. Теперь ваша задача представить это животное по описанию: это гнедая лошадь с ногами зебры и головой жирафа. Получилось? Если да, поздравляем, ваше сенсорное развитие на высоте, ведь для этого упражнения вам нужно иметь представление о мастях лошадей, окраске зебры и особенностях строения тела жирафа.
Любая абстрактная идея – это в сущности своей хитрое переплетение разной информации из нашего реального опыта. Именно поэтому смышлёность ребенка берет своё начало в раннем детстве и возможности упражнять все органы чувств снова и снова.
Что можно найти в зоне сенсорного развития Монтессори центра?
Вкусовые качества и запах
Помимо упражнений с изолированными сенсорными качествами, в Монтессори пространстве всегда можно найти наборы, в которых сочетаются несколько качеств, например цвет и форма:
Изучение наук по М.Монтессори также начинается с сенсорного воспитания. Знакомство с основными качествами объектов мира природы и культуры готовит ребенка к изучению наук об обществе, биологии, физики, химии и даже математики:
Идеи сенсорного развития Монтессори в домашних условиях
Несмотря на то, что Монтессори центры используют специализированные наборы для развития детей, создать игру, обогащающую сенсорный опыт ребенка несложно.
Выводы
Развитие ребенка начинается с развития его органов чувств. В 21 веке это не просто мнение педагогов, а научно доказанный факт. В раннем возрасте ребенку очень важно узнать максимум о мире вокруг с помощью всех своих органов чувств, именно поэтому ни один компьютер не сможет заменить ребенку реальный опыт нахождения в разной среде (лесу, парке, магазине, на кухне и т.д.). Постарайтесь познакомить малыша с самыми разными предметами, и продумайте, как организовать ему зону сенсорного развития, если идеи Марии Монтессори вам близки.
Заключение
Одна из самых сложных в организации зон развития ребенка по Монтессори – это зона сенсорного развития. Нужно продумать, как познакомить ребенка с ощущениями самой разной модальности, и не забыть даже такие чувства, как вкус или запах.
Сеть детских Монтессори центров «Созвездие» уделяет много времени организации сенсорной зоны в каждом своём клубе. Дети могут возиться там часами, ведь каждый набор разработан с учетом интересов и потребностей детей. Вы можете убедиться в этом сами, записавшись на бесплатное пробное занятие в любом из наших центров. Достаточно позвонить нам или оставить заявку на сайте. Мы с нетерпением ждём вас и ваших детей!