Что такое метод менеджмента

6 ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ МЕНЕДЖМЕНТА

6 ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ МЕНЕДЖМЕНТА

Методы менеджмента – это способы воздействия на объект управления для достижения поставленных перед ним целей. Но при этом одна и та же цель может быть достигнута с помощью различных методов, или несколько целей может быть достигнуто с помощью одного какого-либо метода. Также они позволяют управлять производственно-сбытовой деятельностью, строить ее в соответствии с требованиями рынка.

Главная цель деятельности организации – это получение прибыли. Работа должна быть структурирована и не должна регулироваться принципами ведения управленческой деятельности, в соответствии с которыми разрабатываются методы достижения целей.

Методы управления делятся на административные, организационно-правовые, экономические и социально-психологические.

1. Административный метод управления. Такой метод основывается на том, что вся деятельность организации проводится на жестком подчинении работников и на их беспрекословном выполнении указаний.

Этот метод применяется, если велик вес традиций, в соответствии с которыми может быть принято только однозначное решение.

В результате применения административного метода достигается поставленный результат, но не предоставляется возможность его развития. Еще одной отличительной чертой данного метода является поощрение исполнительности, а не инициативности. Эффективность этого метода значительно ограничивается, так как не учитывает и не использует все возможности организации.

2. Организационно-правовой метод. Определяет организационно-правовую форму фирмы, условия функционирования, структуру организации, регламентирует права и ответственность персонала и т. д. Данный метод является своеобразным каркасом, в рамках которого функционирует предприятие.

3. Экономический метод. Метод основан на материальной заинтересованности работников и позволяет активизировать их деятельность. Фирма получает дополнительную прибыль за счет снижения издержек, из которой выплачиваются премии сотрудникам. Для большей заинтересованности работников денежные выплаты (заработная плата, премии) привязываются к прибыли или достигнутым результатам.

4. Социально-психологические методы.

Подразделяются на виды воздействия:

1) создание благоприятного морально-психологического климата в коллективе и доверительных отношений между руководителем и подчиненными;

2) предоставление возможности развития и реализации личных способностей работников, что приведет к повышению удовлетворенности и эффективности работы сотрудников и предприятия в целом.

Все перечисленные методы не противопоставляются, так как наибольшего результата фирма может добиться только при их взаимодействии.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Читайте также

6.2. Основные направления, элементы и методы финансовой политики

6.2. Основные направления, элементы и методы финансовой политики Важнейшими направлениями финансовой политики строительной организации являются:• анализ финансово-экономического состояния организации;• разработка учетной и налоговой политики;• выработка кредитной

2.3. Технология и методы инновационного менеджмента

2.3. Технология и методы инновационного менеджмента Технология и методы инновационного менеджмента определяют содержание процессуальных функций управления инновациями. Они отражают наиболее общие элементы управления, которые не зависят от характера инноваций,

4 препятствия и 5 нот менеджмента

4 препятствия и 5 нот менеджмента Закончив с лирикой, вернемся к нашим «скучным» цифрам. Надеюсь, вы уже составили свои финансовые отчеты?«Составили, но только для чего мы все это делали?» – спросите вы. Всего лишь для того, чтобы получить достоверную картину вашей

117. Основные концепции финансового менеджмента

117. Основные концепции финансового менеджмента Концепция денежного потока – основана на предпосылке, согласно которой с любой финансовой операцией может быть ассоциирован денежный поток. Денежный поток понимается как множество выплат (оттоков) и поступлений (притоков)

3.5. Основные формы и методы поддержки малых инновационных предприятий

3.5. Основные формы и методы поддержки малых инновационных предприятий Малые инновационные предприятия нуждаются в постоянной поддержке со стороны органов государственной власти, местного самоуправления и некоммерческих организаций. В первую очередь необходима

5.2. Основные методы и виды анализа в системе маркетинга

5.2. Основные методы и виды анализа в системе маркетинга В процессе проведения маркетинговых исследований используется широкий спектр методов и приемов анализа – как традиционных, так и специфических. Охарактеризуем наиболее часто используемые методы проведения

Глава 5 Основные методы рационализации расходов

Глава 5 Основные методы рационализации расходов Если не ведешь учет домашних расходов, то кажется, что тратишь больше, чем зарабатываешь. А если ведешь учет домашних расходов, видишь, что так и есть. «Пшекруй», польский журнал На Западе культура контроля расходов в

13.2.1. Основные макроэкономические показатели и методы их расчета

13.2.1. Основные макроэкономические показатели и методы их расчета Все основные макроэкономические показатели условно можно разделить на потоковые показатели и показатели запасов.К числу потоковых величин относятся: валовый выпуск (ВВ), валовый национальный продукт (ВНП),

42. Основные методы оценки аудиторского риска

42. Основные методы оценки аудиторского риска Существует два основных метода оценки аудиторского риска :1) оценочный (интуитивный), наиболее широко применяющийся российскими аудиторскими фирмами: аудиторы исходя из собственного опыта определяют аудиторский риск на

62. Основные методы получения знаний о деятельности предприятия

62. Основные методы получения знаний о деятельности предприятия Основные методы получения знаний о деятельности экономического субъекта таковы: а) изучение общеэкономических условий деятельности проверяемого экономического субъекта (например, национальная

18. Сущность маркетингового исследования, его основные методы

18. Сущность маркетингового исследования, его основные методы Любое комплексное изучение рынка подразумевает получение сведений о каждой его составляющей. Исследованиям подвергается спрос и предложение, конкуренция цен и т. д. Для того чтобы получить

84. Методы элементарной математики, математической статистики и теории вероятностей, эконометрические методы

84. Методы элементарной математики, математической статистики и теории вероятностей, эконометрические методы При обосновании потребностей в ресурсах, учете затрат на производство, разработке планов, проектов, балансовых расчетах в обычных традиционных экономических

1.3. Основные виды рисков платежных систем и методы управления ими

1.3. Основные виды рисков платежных систем и методы управления ими Важным элементом платежного процесса являются риски, которым подвергаются его участники. В этом разделе будут рассмотрены ключевые финансовые риски ПС, такие как риск ликвидности, кредитный риск, а также

3 ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ МЕНЕДЖМЕНТА. ОБЪЕКТ И СУБЪЕКТ МЕНЕДЖМЕНТА

3 ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ МЕНЕДЖМЕНТА. ОБЪЕКТ И СУБЪЕКТ МЕНЕДЖМЕНТА Задача менеджмента как науки заключается в развитии теории управления. Практика менеджмента имеет связь с использованием теоретических положений в конкретной работе по управлению предприятиями и обобщением

Стили менеджмента и неправильного менеджмента

Стили менеджмента и неправильного менеджмента Разница между грамотными менеджерами и неправильными менеджерами в том, что последние не владеют некоторыми обязательными для управленца ролями, они не способны их исполнять вовсе. В таблице, представленной ниже, мы можем

Источник

Существует только один способ ничего не делать и множество способов сделать что-нибудь.

Амброд Бирс (писатель, США)

Сущность методов менеджмента, их характеристика

Менеджментэто творчество, основанное на применении методов.

Метод менеджмента – способ, связанный со спецификой воздействия на управляемый объект для достижения поставленной цели. Особенности этого воздействия различают методы менеджмента друг от друга (табл. 4.1).

В современных условиях происходит переход от преимущественно административно-правовых к экономическим методам менеджмента.

Все методы менеджмента направлены на социальную потребность человека – признание, уважение, самоутверждение.

Высшей потребностью является познавательная – самовыражение, свобода, развитие личности.

Методы менеджмента Что такое метод менеджмента. Смотреть фото Что такое метод менеджмента. Смотреть картинку Что такое метод менеджмента. Картинка про Что такое метод менеджмента. Фото Что такое метод менеджмента

Экономические методы менеджмента

Экономические методы менеджментакомплекс способов и приемов управления, основанный на использовании экономических законов, интересов и системы взаимосвязанных экономических показателей, норм и нормативов.

Экономические методы соответствуют социально-экономической природе предприятия и являются средством развития производства и обмена на рыночной основе.

Приоритет экономических методов в рыночных условиях объясняется тем, что отношения управления определяются в первую очередь экономическими отношениями и в конечном итоге сводятся к управлению интересами через интересы и посредством интересов.

Отличительная черта современного этапа развития экономических методов менеджмента – их направленность на поощрение деятельности предприятия в зависимости от его эффективности, экономии ресурсов (табл. 4.2).

Экономические методы менеджмента Что такое метод менеджмента. Смотреть фото Что такое метод менеджмента. Смотреть картинку Что такое метод менеджмента. Картинка про Что такое метод менеджмента. Фото Что такое метод менеджмента

Эти нормативы должны разрабатываться на основе результатов маркетинговых исследований, анализа и прогнозирования важнейших показателей качества и ресурсоемкости продукции предприятия и конкурентов, организационно-технического уровня производства. Экономические нормативы включаются в бизнес-план и попадают в функциональную подсистему системы менеджмента.

Ниже рассмотрены некоторые экономические методы менеджмента, используемые на предприятии.

Коммерческий расчет

Коммерческий расчет синтезирует в себе как функции менеджмента, так и экономические рычаги, инструменты, и направлен на соизмерение затрат и результатов, обеспечение прибыльности производства.

В рамках коммерческого расчета в силу предоставления оперативной самостоятельности отдельным подразделениям на предприятии возник и развивается внутрифирменный расчет – система взаимоотношений внутри предприятия (табл. 4.3).

Коммерческий и внутрифирменный расчет Что такое метод менеджмента. Смотреть фото Что такое метод менеджмента. Смотреть картинку Что такое метод менеджмента. Картинка про Что такое метод менеджмента. Фото Что такое метод менеджмента

Хозяйственные отношения между отдельными подразделениями строятся на основе трансфертных цен, которые отражают переход продукта в границах собственности предприятия. В этом случае продукт является лишь по форме товаром, не будучи им по существу. Такие цены устанавливаются в рамках той политики ценообразования, которую проводит руководство. Отношения в рамках внутрифирменного расчета основаны на минимизации затрат на всех промежуточных стадиях производства конечного продукта. Правовые отношения между подразделениями определяют ответственность за качество и количество продукции, сроки поставки.

В отличие от хозяйственного расчета, который нацелен на выполнение плана, даже если оно достигалось и не меньшими затратами, коммерческий расчет предполагает обязательное получение прибыли и достаточный для продолжения хозяйствования уровень рентабельности. В противном случае предприятие разоряется и подлежит ликвидации как неэффективное.

Цены и ценообразование

Центральное место среди рычагов экономического механизма предприятия принадлежит ценам и ценообразованию.

В современных условиях наиболее распространен метод ценообразования по принципу «полных издержек», предполагающий установление уровня цены с учетом издержек производства плюс целевая норма прибыли.

Особенность метода: величина издержек рассчитывается не на реальный объем производства в тот или иной период, а на заданный объем продукции, исчисленный при стандартном или среднем уровне загрузки производственных мощностей (70 – 80%) с учетом необходимого обновления продукции и возможности появления в отрасли новых конкурентов. Так предприятие учитывает колебания рыночного спроса.

Необходимо знать структуру цены, что позволит судить о реальных экономических результатах деятельности предприятия в целом и его отдельных подразделений, о конкурентоспособности продукции и стабильности получаемой прибыли.

Финансирование

Важнейший инструмент финансовой политики – обеспечение всех подразделений необходимыми финансовыми ресурсами.

Кредитование

С реформой банковской системы, развитием сети коммерческих банков возрастающую роль играет перераспределение кредитных ресурсов через кредитный рынок, в связи с чем кредитное перераспределение децентрализуется все в большей мере.

С развитием фондового рынка роль кредита как источника увеличения собственных средств предприятий расширяется: формирование доходов осуществляется в числе прочих источников за счет процентов по депозитам, доходов по акциям, облигациям и другим ценным бумагам.

Кредит способствует улучшению состояния потребительского рынка.

Налоговая система

Российские предприятия уплачивают разные виды налогов, причем одни из них за счет валового дохода, другие – непосредственно из прибыли.

Существует установленная законодательством очередность платежей: сначала из доходов уплачиваются косвенные налоги (налог на собственность, акцизы); затем – все имущественные налоги (на имущество предприятия, земельный, транспортный и др.) и пошлины и, наконец, остальные налоги, главным среди которых является налог на прибыль.

Страхование

Страхование охватывает сферу перераспределительных отношений.

Виды страхования различаются в зависимости от объекта страхования (табл. 4.4).

Виды и объекты страхования Что такое метод менеджмента. Смотреть фото Что такое метод менеджмента. Смотреть картинку Что такое метод менеджмента. Картинка про Что такое метод менеджмента. Фото Что такое метод менеджмента

Маркетинг

Маркетинг – инструмент, направленный на изучение и учет спроса и требований рынка для более обоснованной ориентации производственной деятельности предприятий на выпуск конкурентоспособной продукции в заранее установленных объемах, отвечающей определенным технико-экономическим характеристикам. Итак, маркетинг – инструмент регулирования производства и сбыта, а значит, и рыночных отношений. Смысл действия этого механизма: потребитель диктует свои условия на рынке, требования к конкретному продукту по количеству и качеству, а производитель к ним приспосабливается, но не пассивно, а активно, путем формирования, в свою очередь, определенных потребностей.

Административно-правовые методы менеджмента

Административно-правовые методы менеджментасовокупность средств юридического (правового и административного) воздействия на отношения людей в процессе производства.

В условиях рыночных отношений эти методы играют вспомогательную роль.

Общая схема осуществления административно-правовых методов менеджмента представлена на рис. 4.2. Что такое метод менеджмента. Смотреть фото Что такое метод менеджмента. Смотреть картинку Что такое метод менеджмента. Картинка про Что такое метод менеджмента. Фото Что такое метод менеджмента

Административное воздействие определяется объемом полномочий, которым наделен руководитель. Передача части полномочий подчиненным – способ усиления власти менеджера (рис. 4.3). Что такое метод менеджмента. Смотреть фото Что такое метод менеджмента. Смотреть картинку Что такое метод менеджмента. Картинка про Что такое метод менеджмента. Фото Что такое метод менеджмента

Рис. 4.3. Эффективное делегирование полномочий Что такое метод менеджмента. Смотреть фото Что такое метод менеджмента. Смотреть картинку Что такое метод менеджмента. Картинка про Что такое метод менеджмента. Фото Что такое метод менеджмента

Рис. 4.4. Характеристика организационного воздействия

Действенность организационного воздействия зависит от четкости составления должностных инструкций, правильности установленных норм и нормативов (рис. 4.4).

Действенность распорядительного воздействия зависит от степени полноты и своевременности информации об объекте управления (рис. 4.5). Что такое метод менеджмента. Смотреть фото Что такое метод менеджмента. Смотреть картинку Что такое метод менеджмента. Картинка про Что такое метод менеджмента. Фото Что такое метод менеджмента

Рис. 4.5. Характеристика распорядительного воздействия Что такое метод менеджмента. Смотреть фото Что такое метод менеджмента. Смотреть картинку Что такое метод менеджмента. Картинка про Что такое метод менеджмента. Фото Что такое метод менеджмента

Рис. 4.6. Характеристика организационно-распорядительного воздействия

Особую роль играет организационно-распределительное воздействие (рис. 4.6).

Итак, административно-правовые методы прямо воздействуют на объем управления, определяя его ближайшие задачи и сроки выполнения, давая однозначное решение ситуаций, принимая форму указаний и распоряжений, обязательных для выполнения.

Социально-психологические методы менеджмента

Успех любого дела определяется тем, насколько активно и сознательно участвуют в нем люди. Вот почему обеспечивающими и основополагающими для руководителя являются социально-психологические методы менеджмента, направленные на управление социально-психологическими процессами в коллективе по достижению поставленной цели при условии сохранения здоровья работников и благоприятного морально-психологического климата в коллективе, соблюдения законодательства и требований нормативных актов (табл. 4.5).

В основе использования социально-психологических методов менеджмента лежат социальные отношения, возникающие в процессе производства и влияющие на конечный результат деятельности предприятия.

Из социологических исследований известно, что производственные коллективы успешно решают свои задачи, если имеется благоприятный «социальный климат» между членами коллектива, между руководителями и коллективом.

Опыт зарубежных стран показывает, что отношения партнерства более эффективны, чем отношения, основанные на административном принуждении. Имущественное неравенство может быть любым, но на работе все сотрудники должны чувствовать себя партнерами.

Нарастание социальных противоречий становится препятствием росту производительности труда и уровня жизни.

Социологические методы управления разнообразны (рис. 4.7).

Обязательными условиями создания благоприятного социального климата являются добровольность, равноправие, ответственность, самоограничение и взаимные уступки как между руководителями и коллективом, так и внутри трудового коллектива.

Общая характеристика социально-психологических методов Что такое метод менеджмента. Смотреть фото Что такое метод менеджмента. Смотреть картинку Что такое метод менеджмента. Картинка про Что такое метод менеджмента. Фото Что такое метод менеджмента Что такое метод менеджмента. Смотреть фото Что такое метод менеджмента. Смотреть картинку Что такое метод менеджмента. Картинка про Что такое метод менеджмента. Фото Что такое метод менеджмента

Рис. 4.7. Социологические методы управления

Отношения управления выступают как психологические взаимоотношения людей. Управление психологическими процессами предполагает учет психологии коллектива, менеджера, управления, взаимоотношений людей.

Исследования показывают, что результат производства во многом предопределяется решением вопросов подбора кадров, влиянием на психику работника с целью повышения производительности труда, формированием «нового» работника.

Психологические методы управления представлены на рис. 4.8. Что такое метод менеджмента. Смотреть фото Что такое метод менеджмента. Смотреть картинку Что такое метод менеджмента. Картинка про Что такое метод менеджмента. Фото Что такое метод менеджмента

Рис. 4.8. Психологические методы управления

Ситуации для обсуждения

1. Необходимо разработать мероприятия по стабилизации кадров на предприятии. Какие методы менеджмента использовать? Сформулируйте мероприятия.

2. На одном предприятии был поставлен эксперимент. Через месяц результаты были следующими: станок всегда был в порядке, рабочий стал помогать друзьям в бригаде, его сменная выработка увеличилась на 15%. Охарактеризуйте сущность эксперимента. С помощью каких мероприятий можно достичь описанного результата?

3. При решении вопросов повышения квалификации кадров целесообразна ли их стажировка за рубежом? Необходимо ли приглашать менеджеров из-за границы для работы на российских предприятиях?

Источник

Методы менеджмента

Сущность и виды методов менеджмента

Осуществление функций менеджмента реализуется па основе использования особого инструментария, который включает различные методы.

— это комплекс способов и приемов воздействия на объект управления, результатом которого является выполнение поставленных компанией целей.

Слово «метод» греческого происхождения. В переводе обозначает способ достижения какой-либо цели. Основное содержание управленческой деятельности отражено в методах менеджмента. Характеризуя данные методы, важно раскрыть их содержание, организационную форму и направленность.

Направленность методов менеджмента отражается в ориентации на систему (объект) управления (компания, подразделение, отдел, фирма и т.д.).

Содержание характеризует специфику способов и приемов воздействия.

Практическая деятельность в менеджменте построена на комбинировании ряда методов; как правило, параллельно используются несколько методов и их сочетания. Классификация методов менеджмента является предметом дискуссий, как и многие другие составляющие науки управления.

Как уже было сказано, характеристики методов, обуславливают их многообразие, для более удобного изучения и применения в практике управления разрабатывают классификации менеджмента.

Методы менеджмента разделяются на общие и конкретные.

При этом общие методы относятся к системе управления в целом, без разделения на зоны функционирования, они не предназначены для решения каких-то узких задач.

К группе общих методов относятся:

Кроме того, существует три группы конкретных методов управления, которые направлены как раз таки на решение задач из какой-то определенной области. К ним относятся:

По характеру воздействия методы управления бывают формальные и неформальными, а по направленности воздействия прямыми и косвенными.

Методы прямого воздействия подразумевают воздействие на объект управления, предполагающее конкретный результат (например, директор приказал сотрудникам сдать отчеты до конца недели). Косвенные методы, в свою очередь, лишь создают условия для достижения работниками поставленных целей.

Формальные и неформальные методы соотносятся со стилем управления в организации, и указывают на тот стиль поведения, который выбрал руководитель, так, руководитель может воздействовать на подчиненных с помощью формальной власти (приказов, инструкций, указаний) или же посредством установления неформальных контактов.

Экономические, административные и социально-психологические методы менеджмента

Необходимо учитывать, что в каждом конкретном методе менеджмента определенным образом взаимодействуют (сочетаются) и организационная форма, и направленность, и содержание. В связи с этим выделяют следующие методы управления:

На рисунке 1 представлено графическое представление методов менеджмента в их содержательном наполнении.

Что такое метод менеджмента. Смотреть фото Что такое метод менеджмента. Смотреть картинку Что такое метод менеджмента. Картинка про Что такое метод менеджмента. Фото Что такое метод менеджмента

Рисунок 1 – Методы менеджмента

Административные методы предполагают воздействие на организационные отношения посредством различных инструментов. В основе этого метода лежит безвозмездное отношение субъекта и объекта управления, прямое воздействие на волю исполнителей путем управленческих команд, обязательных для нижестоящих органов. Одна и та же работа может выполняться в различных организационных условиях: жестокого регламентирования, гибкого реагирования, постановки общих задач, допустимых границ деятельности. Выбираются самые эффективные (по какому-то условию) или оптимальные.

В экономических методах отражается система материального стимулирования труда. Исходя из этого, можно сделать вывод, что система экономических методов в организации представлена системой денежных и неденежных стимулов.

Социально-психологические методы менеджмента базируются на выявлении и учете психологических особенностей работников, а также поведения коллектива организации в целом. Данная группа методов воздействует на сознание коллектива организации с помощью различных социологических и психологических приемов.

В заключении представим характестику методов по следующим критериями:

КритерийАдминистративныеЭкономическиеСоциально-психологические
Основа применениястрах наказаниярост личного доходапсихологический комфорт, возможность реализации
Направленностьпрямаякосвеннаякосвенная
Основные требования к персоналуисполнение предписанийдостижение плановых показателейжелание взаимодействовать

Преимущества и недостатки методов современного менеджмента

Рассмотрим специфику применения и выделим ключевые достоинства и недостатки каждой из рассмотренными нами группы управления. Итак, как уже было сказано выше, реализация административных методов управления связано с властным воздействием на персонал организации.

Различают пять способов такого воздействия на персонал, краткая их характеристика представлена в таблице 2.

Способ воздействияСущностьИнструменты
организационное воздействиеосновывается на существовании внутренней нормативной документации, которая регламентирует деятельность персоналаустав, организационная структура, штатное расписание, положение о подразделениях
распорядительное воздействиепредполагает прямое административное регулированиеприказы, распоряжения, указания
регламентированиеразработка документов, определяющих порядок управления фирмойположения определяющие правила внутреннего порядка
нормированиеопределение границ деятельности фирмы на основе норм и нормативовнормы выработки, трудовые нормативы
инструктированиезнакомят персонал с правилами поведения в организацииинструкции, консультации, брошюры

Административные методы не предполагают непосредственно стимулирования персонала и в некотором роде ограничивают его свободу.

Если говорить о достоинствах данной группы методов, то можно выделить следующие:

Если говорить о недостатках выделенных методов, то в первую очередь можно отметить, что данные методы ограничивают персонал, что в свою очередь, ведет к снижению скорости принятия управленческих решений и ухудшению гибкости организации, поскольку огромное количество процедур и правил увеличивает время на адаптацию. Также стоит отметить, что использование исключительно административных методов управления может негативно сказаться на мотивации и вовлеченности персонала, поскольку, как уже отмечалось выше, они не несут в себе мотивирующего воздействия.

В основе реализации экономических методов менеджмента лежит денежное и неденежное стимулирование персонала.

К материальному денежному стимулированию относят:

К материальному неденежному стимулированию:

Достоинствами применения данных методов являются:

Недостатками методов данной группы являются:

К важнейшим социально-психологическим методам управления относятся изучение, которое направлено на формирование мотивов трудовой деятельности персонала и учет их в процессе управления. Кроме того, есть ряд методов, направленных на повышение творческой активности работников и их инициативности. Сюда можно отнести:

Одним из наиболее актуальных в современных организациях методов является формирование благоприятного социально-психологического климата.

В таблице 3 систематизированы достоинства и недостатки социально-психологических методов.

Позитивное воздействиеНегативное воздействие
Позволяет сформировать положительный климат в коллективе
Нередко требует минимум затрат
Рассчитаны на долгосрочное воздействие
Сложно отследить эффективность
Требуют индивидуального подхода и значительных временных затрат
Не во всех ситуациях применимы

Таким образом, нельзя подходить к использованию того или иного метода однозначно.

Имеется два существенных недостатка методов современного менеджмента:

Диплом, курсовая, реферат. Что это за звери и с чем их едят?

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *