Что такое метод координат 5 класс информатика
1. Что вы понимаете под кодированием информации?
2. С какой целью люди кодируют информацию?
1) Чтобы скрыть информацию;
2) Чтобы укоротить данные;
3) Для удобства хранения и передачи.
Составьте ребус для одного из следующих слов: информация, кодирование, хранение, передача, обработка.
4. Какие знаки используются для представления информации при: а) записи арифметических выражений; б) записи мелодий; в) записи звуков речи; г) оформлении календаря погоды; д) управлении движением транспорта.
5. Зависит ли форма представления информации от носителя информации (бумага, камень, электронный носитель информации)?
6. Выразите словами смысл следующего арифметического выражения: 1+2+3+4+5/10-7=5.
Отношение суммы чисел 1, 2, 3, 4, 5 к разности двух чисел 10 и 7 равно 5.
7. Мальчик заменил каждую букву своего имени ее номером в алфавите. Получилось 18 21 19 13 1 15. Как зовут мальчика?
8. Зная, что каждая буква исходного текста заменяется третьей после нее буквой в алфавите русского языка, который считается записанным по кругу (после «Я» идет «А»), декодируйте следующие сообщения:
Пользуясь данной таблицей, расшифруйте головоломку:
Красив тот, кто красиво поступает.
10. Что такое метод координат? Расскажите о нем. Как метод координат применяется в географии? Где вы встречаетесь с методом координат в быту? Приведите примеры.
11. На координатной плоскости отметьте и подпишите точки со следующими координатами. Соедините точки.
После проверки правильности выполнения задания можно раскрасить полученную картинку цветными карандашами.
12. Игра «Шифровальщик». Выполните действия по следующему плану:
Метод координат. Информатика, 5-й класс
Класс: 5
II. Актуализация знаний.
“Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать”, — гласит народная мудрость. Действительно, рисунки, схемы, чертежи и графики способны заменить нам долгие разъяснения.
Любая, в том числе и графическая, информация может быть представлена с помощью чисел. Чтобы “связать” числа и точки, используют системы координат. Простейшую из них — числовую ось — вы уже рассматривали на уроках математики.
III. Новый материал.
Мы с вами рассмотрим прямоугольную систему координат. Её также называют прямоугольной декартовой системой координат — в честь французского математика Рене Декарта.
Нарисуем на листе в клетку две перпендикулярные оси, точку их пересечения обозначим через О.
Горизонтальная ось называется осью ОХ, вертикальная — осью OY. Место пересечения осей ОХ и OY называется началом координат, которое также обозначают цифрой 0 (“ноль”). Каждая точка на координатной плоскости имеет свой точный адрес. Это пара чисел: первое число по оси ОХ, второе — по оси OY. Эти числа называются координатами точки. А чтобы не путать порядок следования координат, вспомните, как устроены наши дома: сначала мы заходим в нужный подъезд (по оси ОХ), а затем поднимаемся на нужный этаж (по оси ОУ).
Посмотрите на шахматную доску. Вдоль её нижнего края идет ряд букв, а вдоль левого — ряд цифр. С их помощью можно однозначно определять положение любой фигуры на шахматной доске.
Оси координат разбивают плоскость на четыре части, которые называются координатными четвертями. Далее мы будем работать только в первой координатной четверти.
Пример. Известны координаты пятнадцати точек: 1(4, 1), 2(4, 2), 3(1, 2), 4(4, 5), 5(2, 5), 6(4, 7), 7(3, 7), 8(5, 9), 9(7, 7), 10(6, 7), 11(8, 5), 12(6, 5), 13(9, 2), 14(6, 2), 15(6, 1). Если отметить эти точки на координатной плоскости, а затем соединить их отрезками в последовательности 1—2—3—4—5—6—7—8—9—10—11—12 —13—14—15—1, то получим следующий рисунок:
Мы провели работу по декодированию графического изображения, состоящего из 15 соединённых отрезками точек, заданных с помощью декартовых прямоугольных координат. Другими словами, мы изменили форму представления информации с числовой на графическую.
Самое главное
Рисунки, схемы, чертежи, графики — графические формы представления информации. Метод координат — это один из удобных способов представления графической информации с помощью чисел.
IV. Закрепление изученного.
1. Раздать листочки, продиктовать точки, соединить и получить картинку.
1(1,1), 2(2,1), 3(2,2), 4(3,2), 5(3,3), 6(7,3), 7(7,1), 8(11,1), 9(11,6), 10(7,6), 11(7,4), 12(1,4), 13(8,2), 14(10,2), 15(10,5), 16(8,5).
1-2-3-4-5-6-7-8-9-10-11-12-1 и 13-14-15-16-13.
2. Дан рисунок домика. Запишите координаты точек, обозначенных на рисунке.
Ответ: 1(2,6), 2(6,6), 3(11,7), 4(11,4), 5(6,2), 6(2,2), 7 (4,9), 8(9,9), 9(3,2), 10(3,4), 11(5,4), 12(5,2).
V. Практическая работа.
Метод координат используется в игре “Морской бой”. Вот её правила.
В игре участвуют двое. Каждый игрок на листе бумаги в клетку чертит два квадрата размером 10 х Ю клеток. Слева клетки квадратов помечаются цифрами, снизу — буквами. В одном из квадратов каждый игрок размещает, в тайне от противника, свои корабли: 1 четырёхпалубный, 2 трёхпалубных, 3 двухпалубных и 4 однопалубных. Корабли не должны соприкасаться ни по стороне, ни по углу. Другой квадрат остается чистым для кораблей противника, место нахождения которых нужно угадать.
Подготовив листы, игроки начинают активно обмениваться “залпами”.
Б1, — говорит первый игрок и промахивается.
А4, — говорит его соперник и подбивает один из кораблей, получив за это право на дополнительный “выстрел”. Так сражение идёт до конца, пока все корабли одного из играющих не будут “потоплены”.
Далее дети на компьютерах в Роботландии играют в морской бой с компьютером.
VI. Рефлексия. Подведение итогов. Постановка домашнего задания.
Подводим итог урок. Что узнали нового. Выставляем оценки активным участникам урока. Постановка домашнего задания.
Конспект по информатике «Метод координат» (5 класс)
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Урок «Метод координат»
УМК: Л.Л. Босова «Информатика» ФГОС, учебник 5 класс, М. БИНОМ, 2018.
познакомить учащихся с методом координат, как форма числового кодирования графической информации;
усвоить понятие система координат;
освоить основные приемы построения изображений в системе координат.
развитие логического мышления, внимания, усидчивости.
повышать и развивать интерес к предмету “информатика”.
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Приветствие. Настрой на урок.
Проверка домашнего задания
На прошлом уроке мы с вами научились сами кодировать и декодировать информацию
Вопросы для проверки:
Три основных способа кодирования информации:
это система условных знаков для представления информации.
это представление информации с помощью некоторого кода.
процесс обратный кодированию. Восстановление информации по известному коду.
Графическая информация может быть представлена в виде чисел. Графический объект можно представить как некоторое количество точек на плоскости.
Положение точки на плоскости будет определять Код.
Вы должны сегодня научиться связывать числа и точки в пространстве. Для этого используется одна из форм представления графической информации. Метод координат (Вариант 1)
Выполнение задания в тетрадях
— Место пересечения осей ОХ и ОY называется началом координат, которое также обозначают цифрой 0 («ноль»).
— Записываем (по оси ОХ), а затем (по оси ОY). Такая идея позволяет нам однозначно определить положение любой точки на координатной плоскости.
— Если вспомнить, как выглядит шахматная доска, то принцип определения положения фигур на ней будет тот же. В нижней строке определяем букву, соответствующую положению фигуры, вдоль левого края находим соответственную цифру.
— Наверное вам знакома игра «Морской бой», которая тоже построена по принципу метода координат.
Таким образом, сегодня на уроке мы работали с декартовой системой координат.
Если выбрать любую точку на плоскости, то сколько чисел ставится ей в соответствие?
О каких основных способах представления (кодирования) информации мы сегодня узнал?
Как правильно записываются координаты точки?
Используя какой метод можно представить графическую информацию с помощью чисел?
Известны ли вам игры основанные на методе координат?
определять положение точек на плоскости и выстраивать по ним фигуры.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс профессиональной переподготовки
Информатика: теория и методика преподавания в образовательной организации
Курс профессиональной переподготовки
Математика и информатика: теория и методика преподавания в образовательной организации
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-1610930
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
В России утвердили новый порядок формирования федерального перечня учебников
Время чтения: 1 минута
Пик использования смартфонов приходится на 16 лет
Время чтения: 1 минута
Совфед отклонил закон о верифицированных онлайн-платформах и учебниках
Время чтения: 2 минуты
Рособрнадзор объявил сроки и формат ЕГЭ
Время чтения: 1 минута
ЕГЭ в 2022 году пройдет в доковидном формате
Время чтения: 1 минута
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Метод координат
Урок 10. Информатика 5 класс ФГОС
В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам
Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобрев в каталоге.
Получите невероятные возможности
Конспект урока «Метод координат»
На прошлом занятии мы узнали, что информация может быть представлена разнообразными способами и в различных формах. Сегодня на уроке мы поговорим о том, как с помощью системы координат представить в числовом виде графическую информацию. Простейшая система координат – это числовая ось или как её ещё называют – числовая прямая. С ней Вы уже знакомились на уроках математики. Итак, давайте вспомним, что такое числовая ось. Числовая ось – это прямая, на которой выбраны некоторая точка начала отсчёта и масштаб для измерения длины.
А сегодня мы познакомимся с прямоугольной системой координат.
Рене́ Дека́рт — французский математик, философ и физик. Именно он придумал в 1637 году прямоугольную систему координат, которую применяют во всём мире, и с помощью которой мы научимся кодировать графическую информацию. Часто эту систему называют «Декартова прямоугольная система координат».
Чтобы задать декартову прямоугольную систему координат нарисуем на листке в клеточку две взаимно перпендикулярные числовые оси Х и У. Их называют координатные оси. Точку пересечения координатных осей обозначают цифрой ноль и называют началом координат. На каждой оси X и Y задаётся положительное направление и выбирается единичный отрезок. Эти прямые и составляют систему координат на плоскости.
Плоскость, на которой задана система координат, называется координатной плоскостью.
Каждая точка, которую мы можем задать на координатной плоскости, имеет свой точный адрес, состоящий из пары чисел. Первое число означает расположение точки относительно оси Х, а второе – расположение точки относительно оси У.
Чтобы не перепутать в каком именно порядке следует задавать координаты, достаточно вспомнить, как устроены наши дома. Сначала мы идём в нужный подъезд, т.е. условно можно считать, что координата расположения подъезда определяется по оси Х, а затем поднимаемся на нужный этаж, координата этажа определяется по оси У.
Давайте вспомним расположение фигур на шахматной доске. Размер доски — 8х8 клеток. Клетки по горизонтали обозначаются латинскими буквами от а до h, а по вертикали— цифрами от 1 до 8 с низу в верх. Расположение каждой фигуры обозначается сочетанием соответствующих буквы и цифры. Например, начальная позиция чёрного короля Е8, а белого ферзя D1.
Конечно, многие из Вас знакомы с игрой «Морской бой». В ней тоже используется метод координат. Давайте вспомним правила игры. Игра «Морской бой» рассчитана на двух участников. Каждый игрок на листе бумаги в клетку рисует два поля размером 10 на 10 клеток. С левой стороны клетки квадратов нумеруются снизу-вверх от одного до десяти, снизу обозначаются слева направо буквами русского алфавита от А до К.
В одном из квадратов каждый участник игры располагает, в тайне от второго игрока, десять своих кораблей: один четырёхпалубный, два трёхпалубных, три двухпалубных и четыре однопалубных. Корабли не должны соприкасаться ни по сторонам, ни по углам. Другое поле остаётся чистым для того, чтобы отмечать корабли противника, место нахождения которых нужно определить.
Координатные оси разбивают координатную плоскость на четыре части. Определяются они против часовой стрелки: первая, вторая, третья и четвертая. Называются эти части — координатные четверти. Далее мы будем работать только в первой координатной четверти.
Итак, определим точный адрес точки С или по-другому – её координаты. Первая координата, как уже говорилась, определяется по оси Х, опускаем перпендикуляр к этой оси и переделяем координату. Это 4. Вторая по оси У. Опускаем перпендикуляр к оси У, это 3. Получается, координаты точки С – четыре, три.
Давайте рассмотрим пример, в котором даны координаты 15-ти точек. Отметим эти точки на координатной плоскости.
Затем последовательно соединим эти точки линиями. От А до В, от В до С, от С до D и так далее. Последнюю точку P соединяем с первой точкой А.
Мы произвели операцию по декодированию графического изображения, которое состоит из 15 соединённых отрезками точек, заданных в прямоугольной системе координат. Или можно сказать, что мы представили числовую информацию в виде графической. А можно ли сделать наоборот, изменить форму представления информации с графической на числовую? Конечно! Давайте представим рисунок этой рыбки в числовой форме.
Для этого обозначим вершины буквами. Затем закодируем их с помощью координат и запишем точки с координатами в последовательности, которой эти точки соединены. Всё, графическая информация закодирована с помощью чисел.
Итак, сегодня на уроке мы узнали, что:
· Декартова система координат состоит из перпендикулярно расположенных осей Х и У. Точка пересечения этих осей называется началом координат. На осях задано положительное направление и единичный отрезок.
· С методом координат мы встречаемся в играх шахматы и морской бой.
· Координаты точки задаются парой чисел, первой из которых определяется по оси Х, а второе по оси У.
· Также мы научились представлять числовую в виде рисунков, и наоборот, представлять графическую информацию в виде чисел.
Информатика 5 класс «Метод координат»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Выбранный для просмотра документ kartochki_dekart.docx
карточка № 1 ____________________________________
Соедините последовательно точки
карточка № 2 _____________________________________________
Соедините последовательно точки
Карточка № 3 ___________________________________________________
Соедините последовательно точки
Карточка № 4 _______________________________________________
Соедините последовательно точки
Карточка № 5 _________________________________________________________________
Соедините последовательно точки
Карточка № 6 _________________________________________________
Соедините последовательно точки
Выбранный для просмотра документ konspekt_13.doc
Урок «Метод координат»
познакомить учащихся с методом координат, как форма числового кодирования графической информации
усвоить понятие система координат
освоить основные приемы построения изображений в системе координат.
развитие логического мышления, внимания, усидчивости.
повышать и развивать интерес к предмету “информатика”.
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Методы: объяснительно-иллюстративный: репродуктивный, самостоятельная работа.
1. Организационный момент – 1 мин.
2. Проверка домашнего задания – 5 минут.
3. Подготовка учащихся к восприятию нового материала и повторение основных понятий прошлого урока – 5 минут.
Организационный момент.(1 мин)
Я рада всех приветствовать на нашем открытом уроке. Открытый он потому, что у нас присутствуют гости, пусть вас это не смущает, не сковывает. Я всем желаю удачи, хорошего настроения. Давайте как-раз и проверим у кого какое сейчас настроение. У вас на партах кружочки. Выберите один из них. Красный – будет означать, что у вас прекрасное настроение. Синий – нормальное. Зеленый – плохое.
Ребята, а что мы сейчас использовали? Код! Мы закодировали таким образом ваше настроение. Надеюсь к концу урока оно ни у кого не ухудшится.
Проверка домашнего задания:
На прошлом уроке мы с вами рассмотрели многообразие окружающих нас кодов, научились сами кодировать и декодировать информацию.
Учитель задает Вопрос:
Давайте вспомним: что такое код?
Код — это система условных знаков для представления информации.
Кодирование — это представление информации с помощью некоторого кода.
Декодирование – процесс обратный кодированию. Восстановление информации по известному коду.
А зачем кодировать информацию? Чтобы придать ей удобную форму, чтобы засекретить ее.
А от чего зависит выбор способа кодирования информации?
От цели, ради которой используется кодирование.
А теперь сыграем в игру “информация-код”.
Учитель называет вид информации – ученики, используемые знаки.
На самом деле за видимым многообразием скрыто три основных способа кодирования информации:
4. Установка познавательной задачи- 2 мин.
Изложение нового материала
Графическая информация может быть представлена в виде чисел. Графический объект можно представить как некоторое количество точек на плоскости.
Положение точки на плоскости будет определять Код.
Вы должны сегодня научиться связывать числа и точки в пространстве. Для этого используется одна из форм представления графической информации. Чтобы узнать какая, я предлагаю вам разгадать головоломку:
Первое слово: (3,1), (6,3), (4,2), (5,1), (5,3)
Второе слово: (1,1), (5,1), (5,1), (2,2), (5,3), (10,3), (4,1), (1,3), (4,2)
В головоломке зашифровано 2 слова: МЕТОД КООРДИНАТ.
На каком уроке вы слышали похожие слова: координата, координатная прямая? На уроке математики.
На математике вы изучали числовую ось. Это простейшая система координат, представляющая собой прямую с выбранным на ней началом отсчета, единичным отрезком и положительным направлением.
Мы с вами рассмотрим прямоугольную систему координат. Что она собой представляет?
Нарисуем на листе в клетку две перпендикулярные оси. Таким образом, мы получили прямоугольную систему координат. ЕЕ используют, для того, чтобы связать числа и точки.
Место пересечения осей ОХ и ОY называется началом координат, которое также обозначают цифрой 0 («ноль»).
Каждая точка на координатной плоскости имеет свой точный адрес.
А чтобы не путать порядок следования координат, вспомните, как устроены наши дома:
сначала мы заходим в подъезд (по оси ОХ), а затем поднимается на нужный этаж (по оси ОY). Такая идея позволяет нам однозначно определить положение любой точки на координатной плоскости.
Как же определить координату точки (её “адрес”)?
Сначала определяем на какую величину отстоит точка от О по оси OХ, а затем поднимаемся вверх вдоль оси OY.
В жизни мы часто сталкиваемся с методом координат.
Если вспомнить, как выглядит шахматная доска, то принцип определения положения фигур на ней будет тот же. В нижней строке определяем букву, соответствующую положению фигуры, вдоль левого края находим соответственную цифру.
Давайте определим положение шахматных фигур на доске.(слайд)
Наверное вам знакома игра «Морской бой», которая тоже построена по принципу метода координат. Примерами этого метода могут служить многоэтажные дома, расположение парт в классе, мест в кинозале.
Оси координат разбивают плоскость на четыре части, которые называются координатными четвертями. Нам удобней работать в первой координатной четверти, т. к. направления её положительное и по оси ОХ и по оси ОУ.
1. Давайте попробуем определить на координатной плоскости положение нескольких точек:
1 (2,3), 2 (2,9), 3 (8,9), 4 (8,3)
Если последовательно соединить эти точки, то получится квадрат.
2. А теперь задание наоборот. Дана фигура треугольник, а вам нужно определить координата вершин треугольника.(слайд)
Перед тем как вы выполните практическую работу, давайте немного отдохнем.(физкультминутка)
Метод координат, о котором мы сегодня говорим, был открыт одним из выдающихся математиков, имя которого мы с вами узнаем, выполнив следующее задание.
У вас на столах карточки, их шесть.(скачать) В каждой карточке закодирована буква, именно из этих букв мы и составим фамилию ученого, создателя прямоугольной системы координат.
Из букв на доске составляет слово: Декарт!
Сообщение о Декарте.
Рене Декарт – французский математик, физик, физиолог и философ, создатель знаменитого метода координат,.
Рене Декарт происходил из старинного дворянского рода. Его мать умерла от туберкулеза, когда ему исполнился 1 год. Отец Декарта был судьей и он мечтал видеть своего сына юристом. В возрасте 10 лет мальчик поступает в школу, а после ее окончания учится в Университете в Пуатье. Получив звание бакалавра и лицензию юриста, Рене выполнил желание отца, но в своей жизни он никогда не занимался юридической практикой. Он хочет видеть мир и открывать истину.
Посещая парижские театры, он не уставал удивляться путанице, перебранкам, а подчас и вызовам на дуэль, вызываемыми отсутствием элементарного порядка распределения публики в зрительном зале. Предложенная им система нумерации, в которой каждое место получало номер ряда и порядковый номер от края, сразу сняла все поводы для раздоров и произвела настоящий фурор в парижском высшем обществе.
Научное описание прямоугольной системы координат Рене Декарт впервые сделал в своей работе «Рассуждение о методе» в 1637 году. Поэтому прямоугольную систему координат называют также — Декартова система координат.
Работа на ПК(карточки)
На координатной плоскости отметьте координаты, соединив их. Получится картинка.
(3;5), (3;7), (2;9), (3;10), (5;7), (8;7), (7;9), (10;9), (11;7), (13;7), (15;5), (11;5), (9;1), (6;1), (8; 5), (3;5)
(1;2), (1;3), (2;4), (3;4), (3;8), (7;8), (7;6), (9;6), (9;8), (10;8), (10;6), (11;6), (11;4), (12;4), (13;3) (13;2), (12;1), (2;1) (1;2)
(1;1), (1;8), (2;10), (3;8), (5;8), (5;12), (7;14), (9,12), (9;8), (11;8), (12;10), (13;8), (13;1), (8;1), (8;5), (7;7), (6;5), (6;1), (1;1)
Таким образом, сегодня на уроке мы работали с декартовой системой координат.
Закрепили умение определять положение точек на плоскости и выстраивать по ним фигуры.
Мы меняли форму представления информации с числовой на графическую или символьную.
О каких основных способах представления (кодирования) информации ты сегодня узнал?
Используя какой метод можно представить графическую информацию с помощью чисел?
Кто предложил всему миру метод координат?
Если выбрать любую точку на плоскости, то сколько чисел ставится ей в соответствие? Как они называются?
Как правильно записываются координаты точки? Приведи пример координаты точки.
Где с методом координат вы сталкиваетесь в быту?
Известны ли вам игры основанные на методе координат?
д/З пар 1.8, 3.7(для любознательных) упр5, с34 По точкам восстановить координаты(ключ)