Что такое метакогнитивная терапия

МЕТА-КОГНИТИВНАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ

Что такое метакогнитивная терапия. Смотреть фото Что такое метакогнитивная терапия. Смотреть картинку Что такое метакогнитивная терапия. Картинка про Что такое метакогнитивная терапия. Фото Что такое метакогнитивная терапия

Что такое метакогнитивная терапия. Смотреть фото Что такое метакогнитивная терапия. Смотреть картинку Что такое метакогнитивная терапия. Картинка про Что такое метакогнитивная терапия. Фото Что такое метакогнитивная терапия

Автор статьи психолог Ярослав Исайкин.

Будда сказал: «Мысль воплощается в слове; слово воплощается в действии; действие превращается в привычку; а привычка укореняется в характере. Внимательно следи за мыслью и ее путями, чтобы она рождалась из любви, порожденной заботой ко всем существам. И как тень следует за телом, так и мы становимся тем, что думаем».
(Далай-лама XIV)

Содержание:

Когнитивная и Метакогнитивная терапия

Что такое метакогнитивная терапия. Смотреть фото Что такое метакогнитивная терапия. Смотреть картинку Что такое метакогнитивная терапия. Картинка про Что такое метакогнитивная терапия. Фото Что такое метакогнитивная терапия

Не смотря на схожесть в названии, когнитивная терапия мало связана с когнитивной психологией. В своём изначальном виде она исходила лишь из догадок о том, как работает наше мышление.

И только в конце 90х годов в когнитивной психологии, трудами Адриана Уэллса, появилась модель объясняющая обработку информации при психопаталогиях. Называется она моделью «The Self-Regulatory Executive Function » или «S-REF» (Само-Регуляция Исполнительных Функций).

Когнитивная психология – наука о познавательных процессах: восприятие, внимание, память, обработка информации, принятие решений.

Метакогнитивная терапия – психотерапия основанная на когнитивной психологии и исходящая из того, что психопаталогии возникают из-за нарушений в процессах регуляции восприятия, внимания и обработки информации, а не в самой информации.

Если когнитивная терапия ставит задачу изменить содержание когнитивных процессов (изменить мысли), то метакогнивная терапия озадачена изменением самих когнитивных процессов (изменить мышление).

Например при депрессии, когнитивный терапевт старается усомнить пациента в истинности его негативных мыслей о себе, мире и людях.

Метакогнитивному терапевту без разницы какие у пациента негативные мысли. Он акцентируется на самих негативных рассуждениях и снижении их влияния на состояние.

Что такое метакогнитивная терапия. Смотреть фото Что такое метакогнитивная терапия. Смотреть картинку Что такое метакогнитивная терапия. Картинка про Что такое метакогнитивная терапия. Фото Что такое метакогнитивная терапия

Короче и проще

Метакогнитивная терапия – это о том, почему одних людей мысль «я ничтожество» из-за неудачи лишь немного огорчает, а других сводит с ума и как это изменить.

Важно не то о чём говорят мысли, а то как мы к ним относимся.

Мимолётные негативные и ошибочные мысли – это нормально, если человек не следует им будто они являются точным отражением реального мира.

Доказательства эффективности

На данный момент проведено не очень много исследований. Общая суть в том, что МКТ быстро помогает при коморбидных расстройствах тревожного спектра (социальная тревога, ипохондрия, фобии) и даёт общее улучшение при любых остальных расстройствах

Мета-анализ 2014 года – 16 исследований с 384 участниками показывает эффективность метакогнитивной терапии при лечении тревожного расстройства и депрессии выше, чем при стандартной когнитивно-поведенческой терапии.

Когнитивно-Аттенционный Синдром

Метакогнитивная терапия исходит из того, что основа всех психических расстройств – в застревании внимания на внутреннем мире и игнорировании внешнего мира, которое мешает получить обратную связь.

Такая избыточная концентрация на себе зовётся когнитивно-аттенционным синдромом (КАС) и состоит он из сбоя в восприятии, интерпретации и регуляции:

1. Мониторинг угроз.

Оценка происходящего на предмет риска и постоянное внимание на источниках угрозы.

Например, спонтанные панические атаки ведут к постоянному вниманию к своим телесным ощущениям с поиском сигналов о надвигающейся панической атаки, что само по себе вызывает постоянную тревожность.

Кто ищет – тот всегда найдёт и с молотком в руке повсюду видишь гвозди.

2. Руминации и беспокойство.

Зацикливание на обдумывании, размышлении, самоанализе через бесконечные вопросы «почему?» и «а что если?».

Например, при посттравматическом стрессе люди постоянно вспоминают и обдумывают травматические события, представляя разные варианты исхода. Иначе говоря, мысленная жвачка, которая не выплёвывается, не проглатывается и не переваривается.

3. Попытки справиться.

Попытки контролировать или избежать симптом, приводящие к его усилению, словно болото засасывающее того, кто пытается из него выкарабкаться.

Например, прокрастинация – когда мы сёрфим интернет, лишь бы не думать о делах, приём алкоголя, чтобы затушить неприятные чувства, или закрытость от мира, чтобы избежать неудач, а так же попытки уснуть, усиливающие бессонницу.

Что такое метакогнитивная терапия. Смотреть фото Что такое метакогнитивная терапия. Смотреть картинку Что такое метакогнитивная терапия. Картинка про Что такое метакогнитивная терапия. Фото Что такое метакогнитивная терапия

Крайний случай КАС можно проиллюстрировать так:

Человек непроизвольно сталкивается с опасностью, после чего, естественно, ищет опасности, чтобы их избежать. Но чем больше он ищет, тем больше находит, а чем больше «опасностей» находит, тем ниже становится сам порог восприятия опасности – опасностью становятся сами мысли об опасности, совладать с которыми никак не получается (возможно и это»опасно»).

Мета-Убеждения

Мета-убеждения – это то, как мы думаем о том, что мы думаем-чувствуем. Информация о том, как оценивать и регулировать информацию. Не всегда могут быть осознанны и вербализированы.

Когнитивно-аттенционный синдром появляется и поддерживается по причине (мета-)убеждений следующих типов:

1. О важности, значимости, опасности

Определяют что опасно, а что нет и в каких случаях будет активироваться КАС. Например, чувство тревоги нормально для людей, но оно приводит к КАС, если считать, что «тревога опасна» или «я не должен беспокоиться», «волноваться плохо», что усиливает тревогу и не дает ей пройти самой по себе.

a. Я должен быть внимательным к ощущениям

b. Если я себя не контролирую, значит я псих

c. Если я подумаю о чем-то плохом, значит плохое произойдёт

d. Стресс вреден для моего организма

e. Эти мысли сведут меня с ума

2. О выгодах КАС и симптомов

Определяют как и зачем реагировать на «опасности». Это метаубеждения, объясняющие почему нужно/важно беспокоиться, размышлять, грустить, злиться и т.д. Они отвечают за то, каким способом будет/не будет устраняться «угроза».

a. Я должен подумать о причинах неудачи, чтобы она не повторилась

b. Чем больше беспокоюсь, тем лучше подготовлюсь

c. Нужно всегда напоминать себе о прошлых ошибках

d. Если я не буду себя контролировать, то совершу что-то плохое

e. Чем я недовольнее, тем продуктивнее

3. О неконтролируемости/неизменности

Усиливают симптомы и создают замкнутую петлю.

a. Я не способен себя контролировать

b. Это никогда не кончится

c. Если я начал беспокоиться, то уже не остановлюсь

d. Это всё мои гены/биохимия/физиология которых не изменить

e. Я этого никогда не забуду

Что такое метакогнитивная терапия. Смотреть фото Что такое метакогнитивная терапия. Смотреть картинку Что такое метакогнитивная терапия. Картинка про Что такое метакогнитивная терапия. Фото Что такое метакогнитивная терапия

Метакогнитивный Режим Самоосознания

Противоположностью Когнитивно-Аттенционному Синдрому, в котором мысли воспринимаются в объектном режиме, является Безоценочная Осознанность, в которой мысли воспринимаются в метакогнитивном режиме.

Безоценочная Осознанность (Detached Mindfulness) – можно перевести как беспристрастное, отстраненное, отцепленное, отлипшее, скользящее, отвязанное, разъединенное, нереагирующее, непроизвольное восприятие мыслей. Это состояние осознания внутренних явлений без вовлечения в них, то есть исключающее их контроль, сдерживание или внешнюю реакцию.

Что такое метакогнитивная терапия. Смотреть фото Что такое метакогнитивная терапия. Смотреть картинку Что такое метакогнитивная терапия. Картинка про Что такое метакогнитивная терапия. Фото Что такое метакогнитивная терапия

Этапы Метакогнитивной Психотерапии

Модель концептуализации

Для сравнения напомню модель из когнитивной терапии.

Чтобы изменить реакцию – меняем интерпретацию ситуации.

Что такое метакогнитивная терапия. Смотреть фото Что такое метакогнитивная терапия. Смотреть картинку Что такое метакогнитивная терапия. Картинка про Что такое метакогнитивная терапия. Фото Что такое метакогнитивная терапия

В метакогнитивной терапии и активатором и следствием являются внутренние события: наши чувства, эмоции, мысли, поведение и физиологические ощущения. Их можно изменить через прерывание петли КАС, которая усиливает и продлевает переживания

Что такое метакогнитивная терапия. Смотреть фото Что такое метакогнитивная терапия. Смотреть картинку Что такое метакогнитивная терапия. Картинка про Что такое метакогнитивная терапия. Фото Что такое метакогнитивная терапия

Пример

У молодого человека депрессия. Он пережил расставание с девушкой и испытывает чувство одиночества.

Когнитивный терапевт описал бы эту ситуацию так:

Метакогнитивный терапевт:

Что такое метакогнитивная терапия. Смотреть фото Что такое метакогнитивная терапия. Смотреть картинку Что такое метакогнитивная терапия. Картинка про Что такое метакогнитивная терапия. Фото Что такое метакогнитивная терапия

Вопросы для анализа проблемы

Вопросы для поиска активаторов:

Что произошло? Что произошло перед этим? Какая была первая мысль?

О чём вы подумали перед этим?

Какие мысли вас привели к этому?

Вопросы для поиска мета-убеждений и паттернов КАС:

Что случилось с вашим мышлением, когда это произошло?

Куда было направлено ваше внимание? Что происходит в вашей голове?

С какой целью вы об этом думаете? Что дают вам эти размышления?

Вы беспокоились/прокручивали в голове эти ситуации? Как долго?

Делали ли вы что либо, чтобы взять себя под контроль?

Пытались ли вы изменить свои мысли-чувства?

Вы пытались не думать о чем-то или избегать чего-либо?

Какие преимущества/польза/выгоды в размышлении/беспокойстве?

Какие преимущества/польза/выгоды в сосредоточении на мыслях-чувствах?

Как помогает сосредоточение внимания?

Насколько вы контролируете свои мысли?

Что произойдет, если вы не будете себя контролировать?

Что худшее может произойти, если вы продолжите так себя чувствовать или так мыслить?

Вопросы для поиска последствий:

Как вы реагируете на эти мысли? Как они влияют на вас?

Что вы думаете по этому поводу? Как вы к этому относитесь?

Что происходит после размышлений? Что вы делаете чтобы справиться с этим?

Экспозиции

Экспозиции это управляемая экспериментальная проверка целевого мета-убеждения в реальной ситуации с целью получения доказательств.

Метакогнитивный подход к экспозициям, в отличии от классического, добавляет пункты предварительной оценки ожиданий и их сравнения полученными результатами.

Примеры экспозиций:

Мета-убеждение: «Я быстрее избавлюсь от мысли, если буду пытаться её подавить»

Проверка: Попробуй не думать о жёлтой обезьяне в течении 3 минут и проверим уйдет ли мысль

Проверка: Попробуй позволить себе думать о жёлтой обезьяне в течении 3 минут и проверим уйдет ли мысль

Мета-убеждение: «Чем больше беспокоюсь, тем лучше подготовлюсь и сделаю»

Проверка: Попробуй сделать без беспокойства и посмотрим лучше получилось или нет

Проверка: Попробуй сделать максимально обеспокоено – беспокойся настолько сильно, насколько возможно. После посмотрим насколько станет лучше

Мета-убеждение: «Я должен что-нибудь сделать, чтобы негативная мысль ушла»

Проверка: Не делай ничего с негативной мыслью и посмотрим как быстро уйдёт

Мета-убеждение: «Если я не буду подавлять мысли, о том как обо думают мне другие, то буду выглядеть скованным»

Проверка: намеренно размышляйте о том, как о вас думают другие люди, а потом узнайте у них, насколько вы им показались скованным

Проверка: усиленно подавляйте мысли о мнении других людей, а потом узнайте насколько вы показались им уверенным

Мета-убеждение: «Если я откажу себе в чем-либо, то моя сила воли ослабнет»

Проверка: наметьте себе дело которое давно откладываете, в течении дня ни в чем себе не отказывайте и проверьте и проверьте насколько легко будет взяться за откладываемое дело

Проверка: наметьте себе дело которое давно откладываете, в течении дня отказывайте себе во всём и проверьте и проверьте насколько легко будет взяться за откладываемое дело

Эксперименты

Следующие эксперименты являются примерами изменения метакогниций о потере контроля.

Они не должны использоваться для подавления мыслей.

В них не отрицается сама мысль или беспокойство. Регулируется только время или интенсивность. Эти эксперименты, регулярно практикуются, до достижения уверенности в том, что беспокойство возможно изменить.

Эксперимент с отлаганием

Эксперимент с ограничением

Эксперимент с вариабельным активатором

Эксперимент с контролем

Следующие да и вообще все техники не должны использоваться с целью контроля или избегания неприятных переживаний. Они нужны не для отвлечения от переживаний. Они позволяют научиться воспринимать их в метакогнитивном режиме.

Тренировка Внимания

Тренировка внимания – необходима для овладения навыком регуляции и распределения внимания.

В перспективе снижает влияние внутренних триггеров за счет изменения их восприятия. Чаще всего рекомендуется тренировать внимание на звуках, а не на образах, потому что беспокойства и руминации обычно происходят в виде внутреннего диалога. Переключение внимания на внешние звуки снижает слышимость и воспринимаемость внутренних.

Обычно рекомендуется практиковать 2 раза в день (утром и вечером), на протяжении 2-4 недель.

Есть специальная аудиодорожка, в которой звучат разные аудиокомпоненты и диктор просит сосредотачиваться на тех или иных компонентах. Длится около 45 минут:

Можно практиковать и другие варианты самостоятельной тренировки по тому же принципу.

Каждый раз, до и после практики, измеряйте свой индекс внимания. Нарисуйте себе подобную шкалу в блокноте и каждый день отмечайте насколько ваше внимание наружу/внутрь. Отслеживайте своё продвижение.

Что такое метакогнитивная терапия. Смотреть фото Что такое метакогнитивная терапия. Смотреть картинку Что такое метакогнитивная терапия. Картинка про Что такое метакогнитивная терапия. Фото Что такое метакогнитивная терапия

Экспозиция с гибким вниманием

Используйте опыт полученный в процессе тренировок внимания в процессе экспозиций или экспериментов, с целью получить новую информацию, которая может опровергнуть мета-убеждения или перекрыть непрерывный мониторинг угроз.

Например, люди с социофобией думают, что все смотрят на них. Но они так только «думают». На деле же всё возможно иначе. Поэтому полезно попросить пациента войти в социальные ситуации и сосредоточить внимание вовне, чтобы определить сколько действительно людей смотрит на них. Так же можно попросить специально совершить ошибку и посмотреть на реакции других людей.

В другом случае, некоторые люди боятся переходить дорогу, потому что обращают внимание только на ускоряющиеся автомобили. Полезно попробовать переключить внимание и на другие автомобили – которые неподвижны или замедляются. Это позволит оценить реальную опасность ситуации на дороге.

Безоценочная Осознанность

Напомню, что практика безоценочной осознанности не ставит перед собой целью освобождения от мыслей и достижения чистоты разума.

Её цель – научиться не цепляться за мысли. Научиться наблюдать содержание внутреннего опыта без попыток его изменить или контролировать.

Внимание переключается само по себе, если оставить попытки управления и позволить всему протекать естественно. Отнеситесь к этому не как к способу избежать или контролировать негативные переживания, а как к новому навыку, который с тренировкой повысит вероятность восприятия этих переживаний в метакогнитивном режиме.

Если вы заметили, что отвлеклись от выполнения упражнения – ничего страшного. Не старайтесь прилагать усилия, для фокусировки на упражнении. Контроль противоречит этим упражнениям. Просто безоценочно отметьте мысль о том, что вы отвлеклись, так же, как к части упражнения, и мягко вернитесь. Продолжайте.

Визуальные метафоры

Представьте себе облака в небе, ручей с листьями, водопад, падающий снег, движение автомобилей или любое животное.

Позвольте себе пассивно наблюдать за происходящим, никак не влияя на движение облаков, на скорость течения или направления движения животных.

Облака являются саморегулируемой системой погоды Земли, невозможно и не нужно пытаться их контролировать, иначе нарушится климат. Постарайтесь относится к своим мыслям и чувствам как к проходящим облакам. На небе есть неограниченное пространство вмещающее любое количество облаков. Облака могут быть разной формы. Разного цвета. Некоторые темные, некоторые светлые. Позвольте занять им своё место и время, зная, что они в конечном итоге пролетят мимо вас.

Свободный поток

Включите радио или телевизор.

Слушайте и следите за мыслями, образами, воспоминания, которые у вас возникают по поводу спонтанных стимулов.

Не думайте специально, услышанное само по себе вызовет в вас разные мысли. Просто отмечайте про себя всё происходящее внутри вас в ответ на внешний стимул.

Вербальная петля

Воспроизведите все свои мысли вслух и запишите на диктофон.

Прослушайте запись и отмечайте свои мысли по поводу услышанного.

Это упражнение иллюстрирует метакогнитивный режим – вы наблюдаете свои мысли не пытаетесь их изменить, как запись которая просто проигрывается. Попробуйте слышать свои мысли как звуки снаружи, просто информацию, а не факты. Не вовлекайтесь, ведь они просто шум.

Мечтание

Обычно мечтание это активный процесс. Мы конструируем свой мир, в который погружаемся и воспринимаем как реальность. Но попробуйте перейти в наблюдающий режим и позволить себе мечтать свободно.

Пусть ваша мечта разворачивается сама собой, простираясь в любом направлении.

Просто отмечайте как это происходит само по себе.

Источник

Метакогнитивная Терапия

Что такое метакогнитивная терапия. Смотреть фото Что такое метакогнитивная терапия. Смотреть картинку Что такое метакогнитивная терапия. Картинка про Что такое метакогнитивная терапия. Фото Что такое метакогнитивная терапия

Что такое Метакогнитивная терапия (МКТ) и чем она отличается от Когнитивной терапии (КТ)?

Не смотря на схожесть в названии, когнитивная терапия мало связана с когнитивной психологией. В своём изначальном виде она исходила лишь из догадок о том, как работает наше мышление.

И только в конце 90х годов в когнитивной психологии, трудами Адриана Уэллса, появилась модель объясняющая обработку информации при психопаталогиях. Называется она моделью “The Self-Regulatory Executive Function ” или “S-REF” (Само-Регуляция Исполнительных Функций).

Что такое метакогнитивная терапия. Смотреть фото Что такое метакогнитивная терапия. Смотреть картинку Что такое метакогнитивная терапия. Картинка про Что такое метакогнитивная терапия. Фото Что такое метакогнитивная терапия

Адриан Уэллс – психолог, создатель метакогнитивной терапии

Когнитивная психология – наука о познавательных процессах: восприятие, внимание, память, обработка информации, принятие решений.

Метакогнитивная терапия – психотерапия основанная на когнитивной психологии и исходящая из того, что психопаталогии возникают из-за нарушений в процессах регуляции восприятия, внимания и обработки информации, а не в самой информации.

Если когнитивная терапия ставит задачу изменить содержание когнитивных процессов (изменить мысли), то метакогнивная терапия озадачена изменением самих когнитивных процессов (изменить мышление).

Например при депрессии, когнитивный терапевт старается усомнить пациента в истинности его негативных мыслей о себе, мире и людях.

Метакогнитивному терапевту без разницы какие у пациента негативные мысли. Он акцентируется на самих негативных рассуждениях и снижении их влияния на состояние.

Что такое метакогнитивная терапия. Смотреть фото Что такое метакогнитивная терапия. Смотреть картинку Что такое метакогнитивная терапия. Картинка про Что такое метакогнитивная терапия. Фото Что такое метакогнитивная терапия

Короче и проще

Метакогнитивная терапия – это о том, почему одних людей мысль “я ничтожество” из-за неудачи лишь немного огорчает, а других сводит с ума и как это изменить.

Важно не то о чём говорят мысли, а то как мы к ним относимся.

Мимолётные негативные и ошибочные мысли – это нормально, если человек не следует им будто они являются точным отражением реального мира.

Доказательства эффективности Метакогнитивной Терапии Тревожности и Депрессии

На данный момент проведено не очень много исследований. Общая суть в том, что МКТ быстро помогает при коморбидных расстройствах тревожного спектра (социальная тревога, ипохондрия, фобии) и даёт общее улучшение при любых остальных расстройствах

Мета-анализ 2014 года – 16 исследований с 384 участниками показывает эффективность метакогнитивной терапии при лечении тревожного расстройства и депрессии выше, чем при стандартной когнитивно-поведенческой терапии.

Этапы Метакогнитивной Психотерапии

Модель концептуализации

Для сравнения напомню модель из когнитивной терапии.

Чтобы изменить реакцию – меняем интерпретацию ситуации.

Что такое метакогнитивная терапия. Смотреть фото Что такое метакогнитивная терапия. Смотреть картинку Что такое метакогнитивная терапия. Картинка про Что такое метакогнитивная терапия. Фото Что такое метакогнитивная терапия

В метакогнитивной терапии и активатором и следствием являются внутренние события: наши чувства, эмоции, мысли, поведение и физиологические ощущения. Их можно изменить через прерывание петли КАС, которая усиливает и продлевает переживания

Что такое метакогнитивная терапия. Смотреть фото Что такое метакогнитивная терапия. Смотреть картинку Что такое метакогнитивная терапия. Картинка про Что такое метакогнитивная терапия. Фото Что такое метакогнитивная терапия

Пример

У молодого человека депрессия. Он пережил расставание с девушкой и испытывает чувство одиночества.

Когнитивный терапевт описал бы эту ситуацию так:

Метакогнитивный терапевт:

Что такое метакогнитивная терапия. Смотреть фото Что такое метакогнитивная терапия. Смотреть картинку Что такое метакогнитивная терапия. Картинка про Что такое метакогнитивная терапия. Фото Что такое метакогнитивная терапия

Вопросы для анализа проблемы

Вопросы для поиска активаторов:

Что произошло? Что произошло перед этим? Какая была первая мысль?

О чём вы подумали перед этим?

Какие мысли вас привели к этому?

Вопросы для поиска мета-убеждений и паттернов КАС:

Что случилось с вашим мышлением, когда это произошло?

Куда было направлено ваше внимание? Что происходит в вашей голове?

С какой целью вы об этом думаете? Что дают вам эти размышления?

Вы беспокоились/прокручивали в голове эти ситуации? Как долго?

Делали ли вы что либо, чтобы взять себя под контроль?

Пытались ли вы изменить свои мысли-чувства?

Вы пытались не думать о чем-то или избегать чего-либо?

Какие преимущества/польза/выгоды в размышлении/беспокойстве?

Какие преимущества/польза/выгоды в сосредоточении на мыслях-чувствах?

Как помогает сосредоточение внимания?

Насколько вы контролируете свои мысли?

Что произойдет, если вы не будете себя контролировать?

Что худшее может произойти, если вы продолжите так себя чувствовать или так мыслить?

Вопросы для поиска последствий:

Как вы реагируете на эти мысли? Как они влияют на вас?

Что вы думаете по этому поводу? Как вы к этому относитесь?

Что происходит после размышлений? Что вы делаете чтобы справиться с этим?

Источник

ЧЕМ ОТЛИЧАЕТСЯ МЕТАКОГНИТИВНАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ (МКТ) ОТ МРТЕ? ПРЕИМУЩЕСТВА И НЕДОСТАТКИ.

Что такое метакогнитивная терапия. Смотреть фото Что такое метакогнитивная терапия. Смотреть картинку Что такое метакогнитивная терапия. Картинка про Что такое метакогнитивная терапия. Фото Что такое метакогнитивная терапия

ОСНОВНАЯ ИДЕЯ МКТ И МРТЕ

Основная идея метакогнитивной терапии (МКТ) заключается в том, что психопатологии возникают из-за нарушений в процессах регуляции восприятия, внимания и обработки информации (т.е. в метакогнитивных процессах), а не в самой информации. То есть руминация (иначе говоря, мысленная жвачка), тревожность и беспокойство, фиксированность на угрозе в МКТ важнее убеждений о себе, мире и явлениях (т.е. важнее данности).

Цель МКТ – изменение стиля мышления для работы с психическим расстройством, ведь именно стиль мышления, по их мнению, поддерживает искажённые ошибочные способы обработки информации.

МРТЕ-терапия – психотерапия, включающая в себя обязательную работу с данностью человека при помощи реконсолидации (перезаписи) памяти, а также изменение стиля мышления, развитие осознанности, неконцептуального взгляда на мир. Работе с данностью в МРТЕ уделяется особое внимание, так как именно она и есть наша база данных, на основе которой происходит эмоциональное реагирование человека. В эту базу данных входит весь имплицитный опыт человека, который сознательно мы не держим в своей памяти, но который характеризует нас и наши возможности, в данность также входят все установки и убеждения личности, не осознаваемые, но работающие в абсолютно автоматическом режиме.

Для того, чтобы яснее понять, что такое данность, вспомните, как вы, совершенно не обдумывая, понимаете, что не сможете перепрыгнуть через лужу диаметром в 3 метра. Вы на уровне ощущений точно знаете, что это сделать, не испачкавшись, совершенно невозможно. У вас нет никакой необходимости обдумывать это как раз таки потому, что благодаря своему прошлому опыту вы на уровне ощущений знаете свои возможности и автоматически понимаете, что не справитесь без последствий с таким расстоянием. Точно также срабатывает и другой имплицитный опыт, связанный с самооценкой и характеристикой каких-либо явлений или событий внешнего мира.

Имея в данности убеждения о своей полноценности, силе, возможности справляться с трудностями, человек не испытывает тревоги и волнения, например, перед каким-то серьезным мероприятием, где нужно проявить себя, в то время как другой человек с убежденностью в своей неполноценности, будет сильно волноваться, своим волнением в очередной раз подтверждая свою данность и образуя замкнутый круг своей проблемы.

Работа с данностью в МРТЕ имеет ключевую роль в трансформации личности. Меняя только стиль мышления, можно поменять отношение к тому, что проецирует на мир человек и как он это делает, исходя из своей данности, но это не меняет саму структуру личности. Глубинные изменения в данности позволяют напрямую воспринимать мир совершенно под другим углом, и вот вдруг «неудачник» искренне начинает верить в то, что на этом выступлении наверняка получит интерес публики, так как достаточно хорошо умеет преподносить материал, а благодаря глубинным изменениям своей данности он больше не проецирует свой прошлый опыт на текущую жизнь, потому что просто больше не имеет бессознательного убеждения о себе, как о неудачнике. Здесь происходит не изменение отношения к тому, что он неудачник, а изменение самого убеждения о себе. В этом и есть большая разница двух подходов МРТЕ и МКТ.

Сравнение взглядов на проблему в МКТ и МРТЕ на примере другой проблемы — агорафобии. Как определяется причина эмоционального реагирования в обоих методах:

МКТ: Что самое ужасное может случиться, если вы окажетесь в толпе людей? В чем польза того, что вы об этом так беспокоитесь? С чем столкнетесь, если перестанете об этом беспокоиться? Где вам этот страх помогал в прошлом? (вычисление стиля мышления пациента)

МРТЕ: Что самое ужасное может случиться, если Вы окажетесь в толпе людей? Как вы понимаете, что это для вас опасно (определение телесных реакций для дальнейшего изменения реагирования)? Какой/кто вы, если это с вами случится (вычисление убеждения)?

СРАВНЕНИЕ МОДЕЛЕЙ ОБРАБОТКИ ИНФОРМАЦИИ ПРИ ПСИХИЧЕСКИХ РАССТРОЙСТВАХ

В МКТ основной причиной психических расстройств считается индивидуальная стратегия мышления, которая продлевает, развивает и усугубляет состояние человека. Содержанию мыслей здесь не уделяется особого внимания.

Следствием эмоциональной устойчивости и стабильности в МКТ является развитая гибкость реакций на негативные эмоции, именно эта гибкость и является результатом успешной метакогнитивной терапии. Специфичный же стиль продолжительных и негибких реакций — это причина продления и усиления страдания человека и этот стиль в МКТ называется Когнитивно-Аттентивный Синдром (КАС). Об этом подробнее будет рассказано ниже.

В МРТЕ при лечении психических расстройств, помимо привычного концептуального стиля мышления, не менее важной является также и сама данность — глубинные убеждения, находящиеся в бессознательном, абсолютно неосознаваемые, но именно на основе которых у человека происходит восприятие реальности и эмоциональное реагирование. Негативные самоопределения вместе со способом обработки информации создают повышенную тревожность, руминацию или, например, усиление контроля за своими внутренними процессами.

Эмоциональная устойчивость и стабильность в МРТЕ достигается за счет реконсолидации бессознательных убеждений, происходит это в трансе и по особым правилам. Для осуществления успешной реконсолидации памяти необходимо перепрожить привычное эмоциональное реагирование в другом, противоположном стрессу парасимпатическом режиме нервной системы (состояние спокойствия), правильно осуществленная техника приводит к глубинной трансформации убеждений. Техника перепроживания эмоциональных состояний в таком режиме называется в МРТЕ техникой «принятия», она позволяет убрать телесное реагирование на проблему и перезаписать, т.е. реконсолидировать, опыт в памяти человека. «Принятие» и реконсолидация памяти основаны на современных нейробиологических исследованиях мозга.

Важно отметить также то, что эффективность техники реконсолидации памяти регулярно проверяется специальным оборудованием – полиграфом или детектором лжи, который четко показывает изменения в бессознательных реакциях человека до, во время и после терапии. Также в МРТЕ эмоциональная устойчивость достигается за счет развития неконцептуальной осознанности, что позволяет менять отношение к явлениям внутреннего и внешнего мира.

ПРИЧИНЫ ПСИХИЧЕСКИХ РАССТРОЙСТВ

КАС (Когнитивно-Аттентивный Синдром) – это специфический стиль мышления и набор стратегий с негативными мыслями и угрозами, в МКТ считается, что именно он является причиной всех психических расстройств. КАС свойственна руминация, беспокойство, концентрация на угрозах, и это мешает эффективному контролю эмоций, потому что требует большого количества ресурсов. Дефицит свободной психической энергии лишает человека возможности подумать иначе, допустить какую-то другую возможную стратегию мышления.

В МКТ основное внимание уделяется процессу, а не самому содержанию мыслей. Здесь не считается нужным переубеждать человека с выводом о себе «Я неудачник», здесь важно развить у него иное отношение к событиям, которые происходят не так, как ему хотелось бы, а также научить иначе воспринимать себя в подобных ситуациях. Это и будет способствовать отказу от заученного, неэффективного способа мышления (от КАС).

Для работы с КАС в МКТ используют, например, метакогнитивно-ориентированный сократовский диалог. Он включает в себя перечень вопросов, направленный на изучение содержания мыслей и убеждений, сократовский диалог нацелен на изменение убеждений о мыслях и эмоциях (метакогниции), а не на изменение мыслей о себе и мире (данность). Благодаря сократовскому диалогу пациент понимает, как зациклен на своем субъективном восприятии беспокоящего его симптома, благодаря чему появляется возможность менять к нему отношение, воспринимать иначе, вырабатывать новые стратегии мышления, что в дальнейшем и способствует избавлению от КАС.
Пример сократовского диалога, нацеленного на обнаружение позитивных метакогнитивных убеждений о беспокойстве:

ТЕРАПЕВТ (Т.): Вы беспокоитесь о своих неудачах и будущем. Помогает ли вам как-нибудь беспокойство?

ПАЦИЕНТ (П.): Да, мне очень важно делать все, чтобы предвидеть проблемы, тогда я чувствую, что готов к ним.

Т.: То есть вы считаете, что беспокойство помогает вам быть готовым к будущим проблемам?

П.: Да, если я беспокоюсь, то буду готов эффективно разрешить проблемы в будущем.

Т.: Насколько сильно вы убеждены в этом? Назовите по шкале от 0 до 100%.

П.: На 90%. Я считаю, что не думать о своих проблемах — это неправильно.

Т.: То есть, вы можете либо беспокоиться, либо ничего не делать?

П.: Теперь, когда вы мне сказали об этом, я это понял, а как я могу еще себя вести, чтобы не столкнуться с проблемами в будущем?

Причиной психического расстройства в МРТЕ являются изменения в работе нашей внутренней «системы безопасности». Например, если в данности человека появляется убеждение о своей слабости и немощности, то «система безопасности» начинает усиленно трудиться, стараясь спасти его от болезненных ощущений себя слабого. Невроз создаётся за счет того, что микрофильмы (неприятные картинки), которые с благой целью «уберечь» начинает показывать встревоженная «система безопасности», не нравятся человеку. Он воспринимает их как очень нежеланных гостей и всячески сопротивляется им. Этот человек начинает видеть даже в безобидных явлениях угрозу, уделяет повышенное внимание событиям, в которых он может почувствовать себя слабым и старается избегать их.

Однажды после стресса или перенесённого сильного потрясения, человек может начать прислушиваться к своим внутренним процессам, к своей мыслительной деятельности, и он может заметить что-то, что ему очень не понравится. Как часто это случается при ГТР или ОКР, когда агрессивная мысль или до сих пор не замеченная привычка думать плохо о других людях, в момент стресса вызывает мгновенную паническую атаку от самого содержания мыслей. Человек начинает устраивать чекинг (перепроверки), чтобы узнать, а в безопасности ли он сейчас, находя опасные или неприятные мысли. Он начинает их оценивать, раскручивать и представлять самые плохие сценарии, к которым они могут привести, делается это нашей «системой безопасности» с целью исключить самое плохое, но сам факт наличия этих ужасающих мыслей уже вызывает сильную эмоциональную реакцию. Человек начинает фанатично фильтровать свое мышление. С этого момента появляются частые панические атаки от наличия «неправильных мыслей». И в отличии от МКТ, в МРТЕ терапевт занимается как самим мышлением, работая с КАС и устраняя метакогнитивные убеждения, так и со слабостью, исходящей из данности, так как человек обучается беспомощности в результате длительной борьбы с собственными мыслями, а почвой для этих мыслей являются как раз таки убеждения и связанные с ними оценочные суждения.

В отличии от МКТ, в МРТЕ у человека с убеждением, что он неудачник, эффективные изменения достигаются только после глубинной проработки этого убеждения, развитие неконцептуальной осознанности вместе с глубинной трансформацией данности создает устойчивые изменения в стиле мышления человека, в отношении к событиям и к самому себе, ведь именно содержание данности является почвой для работы этой «системы безопасности». Если нечего бояться, то можно расслабиться.

УБЕЖДЕНИЯ в МКТ и МРТЕ

Убеждения в МКТ рассматриваются как выводы, основанные на стиле мышления, сделанные в реальном времени и воспринятые за правду. Эти убеждения называются метакогнитивными или, иначе говоря, метакогнициями. Глубинные убеждения о себе, мире, явлениях, называемые данностью в МРТЕ, в МКТ не рассматриваются, так как, по их мнению, они являются всего лишь следствием работы неуспешных метакогниций. Именно по этой причине в МКТ терапия направлена на работу с метакогнициями человека.

Метакогнитивные убеждения делятся на позитивные (какая польза от беспокойства) и негативные (я сойду с ума, если буду постоянно об этом думать). В МКТ-терапии создается план для повышения гибкости в реакциях и изменения стиля мышления, в результате чего и отпадает необходимость в сохранении старой привычки думать определенным образом. Для этого используются различные упражнения и медитации на развитие навыков управления вниманием, тренировка осознанности и изменение реакций на внутренние события, активизирующиеся в проблемных ситуациях. Например, при работе с тревожностью терапевт может акцентировать внимание своего пациента на положительной информации, а не на той, что создает у него тревогу, иными словами меняет фокус его внимания.

Убеждения в МРТЕ – это основа, база данных о личности человека. Убеждения существуют в автономном режиме, не осознаются человеком и являются основой для его восприятия мира. Именно на них строится работа нашей внутренней «системы безопасности», нарушения в которой приводят к психическим расстройствам.

События или явления, на которые человек начинает болезненно реагировать, которые он стремится избегать и контролировать, являются «критерием» его проблемы. Критерии не являются предметом лечения пациента, они просто перестают вызывать у него какую-либо негативную реакцию после глубинной трансформации его убеждений, непосредственно с этим критерием связанных.

Логика МРТЕ заключается в том, что, не имея в данности негативных убеждений, например, о своей слабости и немощности, опасаться будет нечего, соответственно, не будет надобности отслеживать свои внутренние процессы, бояться и зацикливаться на критериях своей проблемы. Таким образом, работа с данностью – неотъемлемая часть терапии для устойчивого, стабильного результата и избавления от невроза.

РЕЖИМЫ МЫШЛЕНИЯ

В МКТ и МРТЕ выделяют два режима мышления, в обеих методиках психотерапии они имеют одинаковый смысл, но называются по-разному.

В МКТ– это объектный режим и метакогнитивный режим. В МРТЕ – соответственно концептуальный и неконцептуальный режим.

Объектный или концептуальный режим – это восприятие реальности напрямую через свои мысли, то есть человек при этом режиме мышления не разделяет реальность и свои мысли и не допускает того, что может ошибаться в своем восприятии, что реальность на самом деле может быть другой. Человек полностью сливается со своими ощущениями, искренне верит в них и воспринимает сквозь них реальность, окрашивая ее красками из своей данности.

Метакогнитивный или неконцептуальный режим мышления наоборот характеризуется разделением своих мыслей и реальности, человек понимает, что реальности мы сами придаем определенное значение и значение это может быть каким угодно.

Этот режим подразумевает режим метапозиции, или, иначе говоря, наблюдателя, когда мы наблюдаем за своими мыслями и телесными реакциями, когда мы не сливаемся с ними, отделяем реальность и наше восприятие реальности.

Пример для понимания разницы двух режимов мышления:

Человек с социофобией, имеющий объектный/концептуальный режим мышления, искренне убежден, что всегда находится под пристальным вниманием других людей. Имея метакогнитивный/неконцептуальный режим мышления, этот же человек может отличить реальность и свои мысли о том, как он ее воспринимает, таким образом, он может заметить, что на самом деле никто на него совершенно не обращает внимания и что эти ощущения исходят исключительно из его восприятия. Человек же убежденный, что то, что он чувствует — это истинная правда, не допустит другого варианта восприятия реальности.

АНАЛИЗ ПСИХИЧЕСКОГО РАССТРОЙСТВА

В МКТ психическое расстройство происходит по следующей схеме:

Терапевт для решения проблемы сосредотачивается именно на убеждениях о мыслях.

Например, анализ социофобии: какой смысл в том, чтобы переживать о пристальном внимании к вам других людей? Где вам раньше это помогало? С чем вы столкнетесь, если перестанете беспокоиться об отношении к вам окружающих людей?

В МРТЕ схема психологического расстройства такова:

Например, того же человека с социофобией, оказавшегося в публичном месте (1), посещает мысль, что на него сейчас все смотрят (2), срабатывает «система безопасности» (3), потому что в данности имеется убеждение, что с ним что-то не так, появляется сильное чувство тревоги (4), которое заставляет его немедленно уйти оттуда. В МРТЕ терапевт начинает работать с самим ощущением тревоги, возникающим в публичном месте при этих мыслях, нейтрализуя физические ощущения, и далее помогает пациенту поменять убеждения в данности на то, что с ним все в порядке и переживать не о чем, именно это в итоге и обесценивает ранее опасные для него мысли и, соответственно, пропадает чувство тревоги в публичных местах.

ОТСТРАНЕННОЕ ОСОЗНАНИЕ vs ОСОЗНАННОСТЬ

Отстранённое осознание в МКТ – это альтернативное состояние обработки информации, которое является противоположностью КАС и нацелено на переключение пациента из объектного режима в метакогнитивный режим обработки. Оно предназначено для того, чтобы увеличить количество гибких реакций на мысли, поменять стиль реагирования на проблему.

Отстраненное осознание делится на две части – осознание и отстранение. Осознание – это осведомленность о наличии мысли или убеждения, отстранение – отделение себя от этой мысли и прерывание привычного способа реагирования.

Отстраненное осознание является частью МКТ, но эта стратегия не является достаточной для полного освобождения от психического расстройства. Она используется как техника, которая помогает пациентам развить альтернативные отношения без использования своего привычного объектного режима мышления, с противоположной ему позицией, усиливающей метакогнитивный контроль.

Осознанность в МРТЕ – это отношение человека к событиям или явлениям, мыслям или эмоциям, характеризующееся отсутствием слияния себя с ними, четким отслеживанием своих реакций на реальность, ясным осознанием, что есть разница между реальностью и своими переживаниями этой реальности.

Осознанность развивается за счет регулярной тренировки внимания медитацией mindfulness, в результате чего появляется возможность неконцептуально воспринимать свои мысли и телесные ощущения, напрямую связанные с психическим расстройством. Развития осознанности в МРТЕ также не достаточно, как и отстраненного осознания в МКТ, для полного излечения от невроза. Однако развитие осознанности — это необходимая и неотъемлемая составляющая терапии, направленная на изменение отношения пациента к своей проблеме и это отличная тренировка навыка контроля внимания, который необходимо развить для успешной глубинной работы.

УРОВНИ УПРАВЛЕНИЯ

В МКТ важно разделять эти три уровня, потому что отношения между ними являются источником расстройства и могут быть более важны, чем содержание негативных мыслей и социальных убеждений.

В МРТЕ также разделяется работа подсознания и сознания, подсознание работает абсолютно неосознанно, опираясь на данность и анализ ситуации, сознание же в свою очередь объясняет (интерпретирует) всю информацию, поступающую от подсознания, оно также основывается на убеждениях, уже имеющихся у человека (а вот и третий уровень управления – данность с хранящимися в ней убеждениями).

В МРТЕ также важно взаимодействие всех трех уровней управления, но работе с каждым отдельным уровнем уделяется не меньшее внимание. Так, например, с работой сознательного уровня хорошо помогает развитая осознанность – в медитациях пациент тренирует внимание для того, чтобы вовремя замечать работу сознания и останавливать ее в самом начале. В подсознании скопленные выводы о себе и о явлениях также подвергаются серьезной трансформации, чтобы обесценить происходящее для «системы безопасности».

ВЫВОДЫ

МКТ не работает с содержанием мышления, с глубинной данностью человека. В терапии происходит прерывание конкретных процессов и обучение по-новому относиться к мыслям без необходимости заниматься устойчивой обработкой или применять стратегии поведения, облегчающие стресс. Метакогнитивный подход рассматривает внимание как главный процесс в психическом расстройстве.

МРТЕ работает с содержанием мышления, с данностью человека. Работа нашей внутренней «системы безопасности» строится на данности и при искажениях в ней происходит перенаправление внимания внутрь, что и создает невроз. Соответственно, трансформация данности прямым образом корректирует работу «системы безопасности», развитие неконцептуальной осознанности способствует изменению стиля мышления и отношения к себе, своим внутренним процессам и внешним событиям, что также является неотъемлемой частью успешной терапии. Главный процесс в психическом расстройстве – искаженная работа внутренней «системы безопасности» и терапия основана на перенаправлении ее работы в нормальное русло.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *