Что такое месса в музыке
Месса, в музыке
Смотреть что такое «Месса, в музыке» в других словарях:
Месса в музыке — (итал. missa) католическая обедня, молитвы которой, положенные на музыку, составляют цикл духовных музыкальных произведений, называемый М. Такая музыка пишется для соло, хора в сопровождении органа или оркестра. М. состоит из следующих частей: 1) … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
Месса-пародия — Месса пародия, или пародийная месса в западноевропейской музыке второй половины XV начала XVII веков тип многоголосной мессы, для которой характерна техника пародии. Содержание 1 Характеристика 2 Исторический очерк … Википедия
Месса № 1 (Керубини) — Месса № 1 фа мажор di Chimay (для принца Шиме) для солистов (сопрано, тенора и баса), трёхголосного хора и оркестра месса Л. Керубини, начатая им в 1808 1809 годах в поместье принца Шиме и оконченная в 1810 году. Керубини писал… … Википедия
Месса (музыкальное произведение) — Симоне Мартини «Религиозное пение на мессе» У этого термина существуют и другие значения, см. Месса. Месса музыкальное произведение, которое … Википедия
МЕССА — центральное богослужение Римско католической церкви, католическая литургия, в ходе которой совершается таинство евхаристии, когда, согласно католическому вероучению, хлеб и вино, используемые в богослужении, пресуществляются в Тело и Кровь Иисуса … Энциклопедия Кольера
Чёрная месса — Чёрная месса дьяволопоклоннический обряд, пародия на христианское богослужение, в первую очередь профанация святого причастия. В Средние века отправление чёрной мессы было стандартным обвинением, выдвигаемым официальной церковью на… … Википедия
Черная Месса — Чёрная месса приписываемый христианской традицией дьяволопоклонникам религиозный обряд, пародия на христианское богослужение, в первую очередь, профанация святого причастия. В Средние века отправление чёрной мессы было стандартным обвинением… … Википедия
Маленькая торжественная месса — У этого термина существуют и другие значения, см. Торжественная месса. Маленькая торжественная месса (фр. Petite Messe solennelle) позднее произведение Джоакино Россини, написанное им в Пасси в 1863 году, спустя более чем 20 лет… … Википедия
1714 год в музыке — 1712 1713 1714 1715 1716 См. также: Др … Википедия
Торжественная месса (Берлиоз) — У этого термина существуют и другие значения, см. Торжественная месса. Торжественная месса (фр. La Messe Solennelle) первое крупное произведение Гектора Берлиоза. Содержание 1 О произведении 2 … Википедия
Месса
Б. В. Левик.
Полезное
Смотреть что такое «Месса» в других словарях:
МЕССА — (позднелатинское missa, немецкое Messe), центральное богослужение католической и лютеранской церквей (аналогично православной литургии). Текст мессы обычно поется (месса solemnis высокая, торжественная месса), в некоторых случаях читается (месса… … Современная энциклопедия
Месса — (позднелатинское missa, немецкое Messe), центральное богослужение католической и лютеранской церквей (аналогично православной литургии). Текст мессы обычно поется (месса solemnis высокая, торжественная месса), в некоторых случаях читается (месса… … Иллюстрированный энциклопедический словарь
МЕССА — (позднелат. missa итал. messa, нем. Messe), главное богослужение католической церкви (аналогично православной литургии). текст мессы обычно поется (месса solemnis высокая, торжественная месса), в некоторых случаях читается (месса bassa низкая… … Большой Энциклопедический словарь
МЕССА — (лат. missa отпущение). 1) римско католическая литургия. 2) музыкальные сочинения, исполняемые, во время литургии. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. МЕССА 1) римско катол. литургия, разделяющаяся так… … Словарь иностранных слов русского языка
месса — См. священнодействие. Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. месса богослужение, священнодействие, литургия, ярмарка, реквием, обряд … Словарь синонимов
Месса — часть католич. богослуженія (когда священникъ причащается, а дьяконъ обращается къ прихожанамъ: ite, missa est (идите собраніе распускается) и собравшіеся расходились). Такъ какъ во время церковнаго празднества часто бывали ярмарки, то Messe (нѣм … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)
Месса — (messe, лат. missa) нынешнее (со времен Тридентского собора)название литургии у католиков. О происхождении этого названия существуютразличные мнения; всего вероятнее, что оно происходит от латинскогоmittere, посылать, вследствие существовавшего в … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона
МЕССА — МЕССА, мессы, жен. (франц. messe). Католическая литургия, обедня (церк.). || Музыкальное произведение для исполнения во время католической обедни (муз.). Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова
МЕССА — МЕССА, ы, жен. 1. В католической церкви: литургия. 2. Хоровое музыкальное произведение, предназначенное для литургии. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова
МЕССА — центральное богослужение Римско католической церкви, католическая литургия, в ходе которой совершается таинство евхаристии, когда, согласно католическому вероучению, хлеб и вино, используемые в богослужении, пресуществляются в Тело и Кровь Иисуса … Энциклопедия Кольера
МЕССА
Полезное
Смотреть что такое «МЕССА» в других словарях:
МЕССА — (позднелатинское missa, немецкое Messe), центральное богослужение католической и лютеранской церквей (аналогично православной литургии). Текст мессы обычно поется (месса solemnis высокая, торжественная месса), в некоторых случаях читается (месса… … Современная энциклопедия
Месса — (позднелатинское missa, немецкое Messe), центральное богослужение католической и лютеранской церквей (аналогично православной литургии). Текст мессы обычно поется (месса solemnis высокая, торжественная месса), в некоторых случаях читается (месса… … Иллюстрированный энциклопедический словарь
МЕССА — (позднелат. missa итал. messa, нем. Messe), главное богослужение католической церкви (аналогично православной литургии). текст мессы обычно поется (месса solemnis высокая, торжественная месса), в некоторых случаях читается (месса bassa низкая… … Большой Энциклопедический словарь
МЕССА — (лат. missa отпущение). 1) римско католическая литургия. 2) музыкальные сочинения, исполняемые, во время литургии. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. МЕССА 1) римско катол. литургия, разделяющаяся так… … Словарь иностранных слов русского языка
месса — См. священнодействие. Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. месса богослужение, священнодействие, литургия, ярмарка, реквием, обряд … Словарь синонимов
Месса — часть католич. богослуженія (когда священникъ причащается, а дьяконъ обращается къ прихожанамъ: ite, missa est (идите собраніе распускается) и собравшіеся расходились). Такъ какъ во время церковнаго празднества часто бывали ярмарки, то Messe (нѣм … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)
Месса — (messe, лат. missa) нынешнее (со времен Тридентского собора)название литургии у католиков. О происхождении этого названия существуютразличные мнения; всего вероятнее, что оно происходит от латинскогоmittere, посылать, вследствие существовавшего в … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона
МЕССА — МЕССА, мессы, жен. (франц. messe). Католическая литургия, обедня (церк.). || Музыкальное произведение для исполнения во время католической обедни (муз.). Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова
МЕССА — МЕССА, ы, жен. 1. В католической церкви: литургия. 2. Хоровое музыкальное произведение, предназначенное для литургии. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова
Месса
Содержание
Этимология
Этимология слова «месса» остаётся спорной. Согласно одной версии оно связано с глаголом лат. mittere — «отпускать» и первоначально означало «отпуст», а затем распространилось на всю литургическую службу. Согласно второй гипотезе, оно восходит к латинскому лат. missio — «миссия, послание».
История
Чинопоследование римской мессы сложилось в первые века нашей эры. Примерно с IV века для Западной Церкви стали писаться сакраментарии — полные литургические тексты, но появился ряд местных обрядов в отправлении мессы (галликанский, амвросианский, мосарабский и др.). Помимо Библии, читались и другие книги (в литургии Часов — жития святых и проповеди). Полный индекс со ссылками на все чтения получил название «Спутника книг» — «Comes librorum» или «Liber comitis».
Позже, чтобы упростить процесс, тексты стали выписываться целиком в требуемом для литургии виде. В итоге был создан лекционарий. Под сакраментарием стала пониматься книга епископа или священника, которая содержала принадлежащие целебранту части евхаристической литургии (канон, коллекты, префации и т. д.). Потом получил свою книгу и хор, которая стала называться градуал, псалтерий, а чуть позже — гимнарий (или «liber antiphonarius» [«responsalis», «sequentialis»]). В конце IV века Амвросий Медиоланский в собрании наставлений для новокрещённых, озаглавленном «De sacramentis», процитировал центральную часть канона, где уже было ядро Римского канона мессы (слова «quam oblationem», то есть молитва перед консекрацией). В то же время из сакраментариев выделилось 3 самых главных и полных: Льва, Геласия и Григория, хотя их авторство не доказано. Древнейшим из них является сакраментарий Льва («Sacramentarium Leonianum»), сохранившийся в манускрипте VII века в капитулярной библиотеке в Вероне. Ему предшествовали небольшие книжки («libelli missarum»), содержавшие части мессы, существовавшие в Церкви того или иного диоцеза или местности, но не включавшие канон. Но древнейшим римским миссалом считается сакраментарий Геласия, более полный по сравнению с сакраментарием Льва, содержащий помимо канона несколько вотивных месс. Праздники в нём к тому же были расположены в соответствии с литургическим годом. Древнейший сохранившийся манускрипт его датируется VIII веком и включает часть галликанского обряда.
Понтификат Григория Великого стал крупной вехой в истории римской мессы. В ходе его реформы число изменяемых при каждой мессе молитв было сокращено до трёх — коллекта, секрета и послепричастной молитвы, были введены дополнительные формы «Communicantes» и «Hanc igitur». В то же время был создан знаменитый григорианский хорал. Чин в миссале Пия V 1570 г., если не считать небольших дополнений, очень точно соответствует порядку, установленному Григорием. Григорианский сакраментарий лёг в основу многих поздних, из которых основной — Адриановский, созданный Адрианом I для Карла Великого в 785 или 786 г. В стандартизации литургии в Империи Карлу помог Алкуин, восполнивший пробелы в римском сакраментарии введением фрагментов Геласианского. Алкуиновский римско-галликанский синтез стал окончательной формой римской мессы. Молитвы, произносящиеся у алтаря в своей нынешней форме стали самой поздней частью мессы. Они развились из средневековых обрядов частного приготовления к мессе и получили формальное утверждение в миссале Пия V. Однако практиковались они задолго до Реформации и появились в первом печатном издании римского миссала 1474 г. «Gloria» вводилась постепенно и сначала пелась лишь по праздникам на епископских мессах.
Миссал Пия V был приведён в соответствие с требованиями Тридентского собора и стал называться «Missale Romanum ex decreto sacrosancti Concilii Tridentini restitutum» («Римский миссал, восстановленный по указаниям святого Тридентского Собора»). На его основании сформировалась Тридентская месса. Адриан Фортескье, автор «Описания церемоний римского обряда», в 1912 заметил:
Нет сомнений в том, что в каждой реформе можно найти то, что кто-то предпочёл бы не менять. Но справедливая и разумная критика признает, что проделанное Пием V восстановление литургии было в целом весьма удовлетворительно. Мерилом действий комиссии была древность. Она упразднила позднейшие витиеватости и устремилась к простоте, не разрушая, в то же время, красочные элементы, привносящие в суровую римскую мессу красоту поэзии. Она изгнала сонм длинных секвенций, постепенно загромоздивших мессу, но сохранила пять, несомненно, лучших из них; она сократила процессии и сложный церемониал, но сохранила действительно плодотворные церемонии, свечи, возложение пепла, пальмовые листья и прекрасные обряды Страстной недели. Несомненно, нам, жителям Запада, есть чему радоваться, имея римский обряд в форме, сохранённой миссалом Пия V |
После этого было несколько ревизий, но до Второго Ватиканского собора они не имели большого значения. Таковы были в частности бреве Климента VIII «Cum sanctissimum» от 7 июля 1604 г. и «Si quid est» Урбана VIII от 2 сентября 1634. Ватиканский градуал 1906 г. стал содержать возрождённые формы напевов, используемые целебрантом, которые должны быть включены в миссал.
В 1969 была провозглашена ревизия, опубликованная в римском миссале в 1970. Она включала 2 небольших заголовка — «Ordo missae» («Порядок мессы») и «Institutio generalis missalis Romani» («Общее руководство римского миссала»). Главными нововведениями Novus Ordo стали:
В 1975 и 2000 годах Иоанн Павел II сделал ещё несколько небольших ревизий.
7 июля 2007 года папа Бенедикт XVI в motu proprio Summorum Pontificum установил, что латинская месса может совершаться в двух формах: «ординарной», под которой имеется в виду Novus Ordo, и «экстраординарной», то есть тридентской (в редакции 1962 года).
Ординарный чин мессы
Экстраординарный (Тридентский) чин
По воскресеньям и праздникам перед мессой проводится омовение рук. Изначально перед этим никаких молитв не произносилось, но позже в литургических книгах появился 25-й псалом, где читается: «lavabo inter innocentes manus meas» («умываю руки свои между невинными»). Затем начинается собственно месса, которая делится на мессу для катехуменов и для верных.
МЕССА
МЕССА, центральное богослужение Римско-католической церкви, католическая литургия, в ходе которой совершается таинство евхаристии, когда, согласно католическому вероучению, хлеб и вино, используемые в богослужении, пресуществляются в Тело и Кровь Иисуса Христа. Месса повторяет действия Христа на Тайной вечере, когда он «взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Мое. И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета. » (Мф 26:26-28), а после еды: «сие творите в Мое воспоминание» (Лк 22:19). Этими словами он установил евхаристию как таинство церкви.
См. также ЛИТУРГИЯ.
Теологический смысл мессы.
Согласно католическому вероучению, в ходе мессы хлеб и вино претворяются в истинное Тело и Кровь Христа. Внешний вид и вкус хлеба и вина после пресуществления сохраняются.
Каждое совершение мессы возобновляет крестную казнь Христа на Голгофе. На кресте Христос добровольно предал себя Богу. В мессе Тело, Кровь, Душа, и Божественная природа, тáинственно присутствующие в хлебе и вине, снова предаются Богу Христом, которого представляет священное лицо – священник. Цели мессы те же, что и события на Голгофе, – принести Богу поклонение, покаяние, благодарение и просительную молитву.
СОВЕРШЕНИЕ МЕССЫ
В мессе может участвовать каждый член присутствующей общины, но только епископ или священник обладают властью предстоять за литургией и совершать таинство евхаристии. Лицу, совершающему мессу, могут помогать аколуфы (мальчики-алтарники). Участвует в мессе чтец-мирянин, который читает некоторые богослужебные тексты и руководит действиями общины во время богослужения.
Исторически сложилось, что тексты мессы читаются на латыни, традиционном языке церкви. Согласно решениям II Ватиканского собора (1962–1965) церкви во всем мире используют с тех пор местные языки для многих разделов мессы. Члены общины могут пользоваться Миссалом, в котором содержатся богослужебные тексты мессы и указания для ее совершения. Для совершения мессы требуются алтарь (в который вложены мощи), накрытый тремя покровами, две свечи из чистого пчелиного воска, распятие. В евхаристии используются хлеб в виде облаток, гóстий (лат. hostia – жертва), маленьких лепешек из пресного (не дрожжевого) пшеничного теста и виноградное вино, в которое добавляют несколько капель воды.
В раннехристианской церкви литургии служили дома или у могил мучеников в катакомбах. В наши дни мессу как правило совершают в церкви, хотя при необходимости епископ может благословить совершение мессы под открытым небом или в другом помещении. Обычно мессу служат утром, но дневные и вечерние мессы также допустимы. Продолжительность богослужения около 40 минут.
В Римско-католической церкви все верующие, достигшие сознательного возраста и не имеющие канонических препятствий для этого, должны участвовать в мессе по воскресеньям и определенным дням (например, 25 октября на Рождество, в 40-й день после Пасхи – на Вознесение, 15 августа – на Успение Девы Марии, 1 ноября – в праздник Всех Святых и др.).
Хотя месса служится для всех, прошения отдельных верующих могут быть упомянуты во время службы. В этих случаях церковь дозволяет священнику принять денежное приношение. Священник получает деньги как плату за свои труды, а не как плату за мессу. В один день священник не имеет право получать более одного приношения. Приходской священник обязан также минимум в 88 определенных дней совершать missa pro populo («мессу для народа») без приношений.
Виды мессы.
Одно из различий во всех мессах связано с тем, поются ли они или читаются. На «высокой» мессе молитвы распеваются, на «низкой» – читаются, хотя служба может включать и пение гимнов. Мессы также различаются по сану совершающего литургию, это папская месса, понтификальная (служится епископом) месса. Торжественная месса совершается священником, которому прислуживают диаконы и субдиаконы; та же месса с пением называется торжественной высокой мессой.
Мессы по особым случаям называются обетными (missa votiva). Обетная месса по случаю венчания называется брачной, а месса совершаемая в день похорон – реквиемом.
Порядок совершения мессы.
Воскресная приходская месса является типичным примером низкой мессы. Богослужение состоит из двух основных частей: литургии слова и литургии евхаристической (евхаристии).
Литургия слова.
Во время входа священника-предстоятеля в сопровождении алтарников и чтеца община поет гимн входа (интроит). Священник садится, а община под руководством чтеца читает вслух краткую подборку псалмов. Предстоятель произносит приветственное слово и останавливается на теме данной мессы. За исповеданием грехов священником и общиной следует разделы Кирие элейсон (Господи, помилуй) и Глория (Слава в вышних Богу). Глория опускается в период Адвента и Великого поста, а также в мессе за умерших (реквиеме). После Глории священник приветствует общину словами «Господь с вами», община отвечает: «И со духом твоим», Этот краткий диалог повторяется несколько раз в ходе мессы, в нем провозглашается присутствие Бога и общее участие священника-предстоятеля и общины в совершении мессы. После молитвы дня чтец читает отрывок из того или иного новозаветного послания. Община речитирует короткий отрывок из псалмов (этот раздел мессы называется градуал, аллилуйя или трактус). Предстоятель читает отрывок из евангелий и произносит проповедь. Община удостоверяет свою веру в кредо («Верую»), а заканчивается первая часть мессы молитвой прошений.
Евхаристия
состоит из дароприношения (оффертория), канона и причащения (коммуниона). Предстоятель демонстрирует общине и приносит Богу Св. Дары – хлеб в виде облаток и вино, при этом он читает про себя молитву о Дарах. В каноне мессы совершается обряд освящения Даров. Канон начинается молитвами Префация (приготовления) и Санктус (Свят, свят, свят, Господь Саваоф). После кратких молитв за церковь на земле и на небе следует благословение Даров. Священник берет большую облатку и, склонившись над ней, произносит слова, сказанные Иисусом Христом на Тайной вечере. Это и есть освящение Даров. В этот момент происходит пресуществление хлеба в Тело Христа. Затем предстоятель, подняв чашу, освящает вино. Алтарник звонит в колокольчик, чтобы подчеркнуть важность происшедшего в алтаре.
Во время причащения священник и община становятся причастниками Тела и Крови Христа. Перед причастием община читает молитву Господню («Отче наш»), за ней следует молитва «Агнус деи» («Агнец Божий»). Далее священник причащается освященным хлебом и вином и наделяет освященными облатками членов общины, желающих принять участие в таинстве. После заключительных молитв предстоятель распускает общину (по латыни Ite, missa est – «Идите, (собрание) отпущено», отсюда и название «месса») и дает заключительное благословение.
Ординарий и проприй.
Месса состоит из молитв ординария (обязательных разделов, которые читаются в каждой мессе) и проприя (разделов, которые меняются в течение года в зависимости от воскресных дней и праздников. В ординарий входят Кирие, Глория, Кредо и несколько молитв из оффертория и канона. Проприй включает Интроит, Градуал, чтение новозаветных посланий, Коллект, проповедь и гимн Оффертория, евхаристическая молитва священника, молитвы за причастием и после него.
II Ватиканский собор
4 декабря 1963 принял конституцию «О богослужении», которая обозначила начало глубокого обновления или реформирования церковного богослужения. В отношении мессы была поставлена цель сделать службу более понятной и вовлекать верующих в полное и деятельное участие в богослужении. Так, стало возможным развернуть алтарь, чтобы священник оказывался лицом к общине; было разрешено заменять традиционный латинский язык в текстах мессы на местные языки. Сама месса стала короче, не утратив основной формы и структуры.
См. также ВАТИКАНСКИЙ СОБОР, ВТОРОЙ.
Евхаристические обряды в других церквах.
Помимо Римского ритуала существуют и другие варианты месс, которые находят ограниченное применение в западном католичестве, например, Амвросиевский и ритуал Браги в Португалии. В Англиканской церкви месса напоминает Римский ритуал. Евхаристическое богослужение лютеран, пресвитериан (кальвинистов) и методистов проводится в соответствии с их служебниками. У баптистов, меннонитов и других протестантских групп евхаристических богослужений с зафиксированным ритуалом не имеется. В Восточных православных церквах литургия состоит из трех частей – проскомидии (приготовления вещества для евхаристии), литургии оглашенных и литургии верных. В центре второй части – чтение новозаветных текстов (посланий апостолов и евангелий), сердцевина третьей – евхаристический канон и последующее причащение верующих. В основном употребительны три чина литургии: литургия Иоанна Златоуста, литургия Василия Великого и литургия преждеосвященных даров.
См. также БОГОСЛУЖЕНИЕ ПРАВОСЛАВНОЕ.
МУЗЫКА
Музыка – важнейший элемент мессы. Поскольку в проприи музыке отведено не много внимания, основные усилия композиторов на протяжении веков сосредоточились на пяти текстах ординария: Кирие, Глория, Кредо, Санктус и Агнус деи. Среди великих композиторов 15–17 вв., писавших мессы – Гийом Дюфаи, Жоскен де Пре, Джованни Палестрина и Томас Луис де Виктория. В 18 в., во времена Баха, Моцарта и Гайдна, на музыку мессы сильное влияние оказывала опера, в структуру музыкальных номеров вводились развернутые сольные части, добавлялись новые разделы. Подобные монументальные мессы и реквиемы есть у Бетховена, Шуберта, Берлиоза, Дворжака, Верди и Форе (19 в.), у Пуленка, Кодаи и Стравинского (20 в.). Не все из этих месс были приняты церковью для использования в богослужении; григорианский хорал оставался доминирующим, но II Ватиканский собор в конституции «О богослужении» подчеркнул, что «церковь одобряет и принимает в богослужении все формы подлинного искусства, если они обладают должными качествами». Музыка должна придавать богослужению более возвышенный характер, поддерживать его и не отвлекать от центральных его моментов.
Иванов-Борецкий М.В. Очерк истории мессы. М., 1910
Глоссарий музыкальных терминов христианского богослужения. Краснодар, 1992
Христианство. Энциклопедический словарь, тт. 1–3. М., 1993–1995