Что такое мемориальное пространство

9. Мемориальные места в пространстве и во времени

9. Мемориальные места в пространстве и во времени

Особой задачей мемориальных мест в пространстве и во времени является возвращение тех или иных событий прошлого в настоящее. Подобное осовременивание прошлого происходит в определенной пространственной локализации за счет «устойчивых форм сохранения», а во времени – за счет «устойчивых форм повторяемости»354. Обе базовые формы взаимно дополняют друг друга; благодаря им коллективная и культурная память может из поколения в поколения служить предметом индивидуального переживания и воспоминания. В данной главе мы вновь обратимся к тем характерным пересечениям индивидуальной и коллективной памяти, которые к тому же стали нормативным компонентом политического самопредставления и исторической политики. Сначала мы остановимся на мемориальных местах, локализованных в пространстве, а затем перейдем к памятным датам.

Люди запечатлевают собственные воспоминания не только в знаках или предметах – тем же целям может послужить определенное место: жилая комната, двор дома, площадь, город и ландшафт. Тот, кто по истечении долгого времени наведывается в такие места, становится туристом, посетившим собственное детство и юность, встретившим спустя десятилетия самого себя, как это произошло с Гюнтером Грассом, который вновь вдыхал запах школьных коридоров или слушал ленивый плеск Балтийского моря в рыбацкой деревушке Брезен. Такие места, значимые для индивидуальной биографии, мы именуем «lieux de souvenier», в отличие от «lieux de m?moire», о которых пойдет речь дальше. Таким образом, мы переходим от носителей индивидуальной памяти к носителям памяти коллективной.

Культурная память, сберегаемая для будущего, хранится не только в библиотеках, музеях и архивах – она привязана и к определенным топографическим координатам. Эта часть культурной памяти недвижима, ее нельзя перемещать; нужно самому совершить путешествие, чтобы соприкоснуться с ней. Действительно, со времен Античности возникла потребность в путешествиях по «аутентичным местам», непосредственно связанным с выдающимися личностями или историческими событиями. Крестоносцы, отвоевывавшие Святую землю у мусульман, паломники, идущие поклониться мощам своих святых, туристы, фотографирующиеся на фоне пирамиды Хеопса или мавзолея Тадж-Махал, и, наконец, группы израильских юношей и девушек, которые, приезжая в Аушвиц, накидывают на себя полотнище государственного флага, как бы удостоверяя собственную идентичность, – все они исходят из того, что определенное место является зоной контакта между настоящим и прошлым, что это место открывает таинственный доступ к ушедшему миру. У Павсания упоминаются места, где якобы можно было спуститься в преисподнюю. Одиссей получает от Кирки точное указание места, где он может спуститься в царство мертвых. Такие места связывают пространство и время, настоящее и прошлое.

«Велика сила памяти, присущая месту» – эта фраза Цицерона в концентрированном виде выражает значимость места для памяти355. Размышляя о локальных измерениях памяти, следует начать с различия между понятиями «пространство» и «место». Пространство проникнуто духом исследовательской, планомерной деятельности человека; пространство измеряют, картографируют, структурируют и преобразуют. Пространство свободно, с ним можно что-то сделать, его можно обустроить и перестроить. Противоположностью абстрактного пространства как сферы человеческого планирования, созидания и покорения служит конкретное место, где уже действовал человек. Такое место индивидуализировано своим именем (топонимом) и историей. Место в отличие от пространства связано с человеческими судьбами, переживаниями, воспоминаниями, которые отчасти проецируются на него посредством памятников356. Понятие пространства содержит в себе потенциал планирования, нацеленный в будущее; понятие места несет в себе знание, относящееся к прошлому.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Читайте также

2. О ПУСТОТЕ (ПРОСТРАНСТВЕ) И ВРЕМЕНИ

2. О ПУСТОТЕ (ПРОСТРАНСТВЕ) И ВРЕМЕНИ Эпикур, как и Демокрит, считает, что мир состоит не только из материальных первоначал, но наряду с ними и из пустого пространства. В цитировавшемся выше письме к Геродоту он отмечает, что Вселенная состоит из тел и пространства (см. 13, 39).

а) Совпадающие места

а) Совпадающие места Липпс характеризует вчувствование как «внутреннее соучастие» в чужих переживаниях, что соответствует описанной нами более высокой стадии осуществления вчувствования – когда мы находимся «при» другом субъекте и вместе с ним обращены к его объекту.

3. ЗАХВАТ МЕСТА ХРИСТА

3. ЗАХВАТ МЕСТА ХРИСТА Мы уже неоднократно подчеркивали, что антихрист Бога не отрицает. Он признает определенную связь человека с Высшим Бытием и даже свой успех на земле объясняет благоволением Всемогущего. Он исключает только Христа. Он не пренебрегает религией и даже

Глава 7. О смежности и разделенности в пространстве и времени

Глава 7. О смежности и разделенности в пространстве и времени Легко объяснить, почему все, что смежно нам в пространстве или времени, представляется нами с особой силой и живостью и превосходит всякий иной объект в своем влиянии на воображение. Наше я непосредственно

b) Скучание при чем-либо и изменившийся характер коротания времени: при чем скучания как коротание времени

b) Скучание при чем-либо и изменившийся характер коротания времени: при чем скучания как коротание времени Итак, теперь, для того чтобы обозначить вторую форму скуки по отношению к первой, нам надо еще раз — в определенном отношении — яснее представить первую. В первой

4. Хайдеггер в качестве общего места

4. Хайдеггер в качестве общего места Что же говорит «текущий» Хайдеггер — тот, согласно которому организуется мнение? Вот что:1) Современная фигура метафизики, какою она сложилась вокруг категории субъекта, находится в стадии своего завершения. Истинный смысл категории

3. Учение панпсихизма о пространстве и времени

3. Учение панпсихизма о пространстве и времени Весь состав пространства сводится для панпсихиста к отношениям – вне, внутри, далеко, близко, вверху, внизу и т. п. Лейбниц говорит: «Я считаю пространство, а также и время чем-то вполне относительным; пространство есть порядок

2. ] «Общие места» и «General Intellect»

2. ] «Общие места» и «General Intellect» Чтобы лучше разобраться в современном понятии множества, стоит попытаться более скрупулезно поразмышлять о том, каковы же основные ресурсы защиты от опасностей мира. Я предлагаю выделить эти ресурсы с помощью одного аристотелевского

День шестнадцатый Места силы

День шестнадцатый Места силы 03.07.2014.Маг продолжил:– Вторым видом порталов возможностей, материализованных на Земле, являются Места Силы.Что такое Место Силы? Сама фраза говорит за себя. Это пространство усиленных Энергий определенного назначения.Например, одним из

Обстоятельства места и обстоятельства времени

Обстоятельства места и обстоятельства времени Многие очевидцы сообщают, что Бог являлся им в уединенном, пустынном месте. Например, Моисею Он явился, когда тот пас овец и привел стадо далеко в пустыню (Исх. 3:1). В пустыне же было видение небесной лестницы Иакову (Быт. 28:10–12).

Травматические места

«Параллельные места»

«Параллельные места» Был, помню, у нас в литературном объединении «Строитель» сорокалетний прораб Степан Соловьев. Лирические стихи, господствовавшие вечерами на наших занятиях, он выслушивал с едким выражением подвижного, не по летам морщинистого лица, на котором

25. Проповедь с третьего места

25. Проповедь с третьего места Во сне Кёдзан оказался в Чистой Земле Майтрейи.[9] Он обнаружил, что сидит в обители Майтрейи на третьем месте. Кто-то объявил: «Сегодня проповедует сидящий на третьем месте».Встав и ударив молотком, Кёдзан произнёс:— Истина Учения Махаяны[10]

Общие места иконографии и архитектуры

Общие места иконографии и архитектуры …Получается, что еще раз необходимо воспроизвести известные положения.Итак, начало всему – положение о том, что иконография – это и свойство искусства (материала), и свойство науки (метода). Иконография-метод занимается

Тяготение – это кривизна в пространстве-времени

Тяготение – это кривизна в пространстве-времени По-другому это можно выразить следующим образом: то, что мы называем тяготением, представляет собой мощное воздействие, исходящее от, в иных отношениях скрытой, кривизны пространства-времени. Вкратце, в этом и состоит общая

Источник

Мемориальный комплекс

Мемориа́льный ко́мплекс — территория c размещёнными на ней монументальными архитектурными сооружениями: мавзолеями, пантеонами, скульптурными группами, обелисками славы и памятниками, посвящёнными выдающимся событиям из истории страны и народа, её населяющего.

Как правило, мемориальный комплекс представляет собой парк со строго регулярной планировкой, включением крупных партеров, широких аллей. Часто в мемориальных комплексах используются деревья с плакучей или пирамидальной формой кроны.

Наиболее известные мемориальные комплексы СНГ

См. также

Полезное

Смотреть что такое «Мемориальный комплекс» в других словарях:

Мемориальный комплекс на Поклонной горе — Мемориальный парк Парк Победы Страна Россия … Википедия

Мемориальный комплекс «Катынь» — Мемориальный комплекс Мемориальный комплекс «Катынь» … Википедия

Мемориальный комплекс Карасай и Агынтай батыров — был открыт 15 октября 1999 года в селе Мадениет Айыртауского района Северо Казахстанской области. Архитекторы комплекса Бек Ибраев и Садвокас Агитаев. Описание Мемориальный комплекс композиционно развивает традиции древнетюркских ставок… … Википедия

Мемориальный комплекс «Партизанская поляна» — Мемориальный комплекс Партизанская поляна … Википедия

Мемориальный комплекс «Атаманский лес» — расположенный в городе Старый Оскол (Белгородская область, Россия), мемориальный комплекс, посвященный памяти советских солдат, погибших в ходе Воронежско Ворошиловградской операции (1942 год) и Воронежско Касторненской операции (1943 год)… … Википедия

Мемориальный комплекс «Штыки» — Запрос «Штыки» перенаправляется сюда; см. также другие значения. Мемориальный … Википедия

Мемориальный комплекс «Героям Сталинградской битвы» (Мамаев курган) — Историко мемориальный комплекс «Героям Сталинградской битвы» был воздвигнут в центральной части Волгограда на высотной точке, известной как Мамаев курган, под руководством советского скульптора монументалиста Евгения Вучетича в 1963… … Энциклопедия ньюсмейкеров

Мемориальный комплекс «Крыло Икара» — Мемориальный комплекс Летчикам испытателям прошлого, настоящего и будущего[1] … Википедия

Мемориальный комплекс памяти жертв репрессий в Катыни — В 1940 г. в Катынском лесу – бывшем поселении Козьи горы в 15 км от Смоленска и в 7 км от села Катынь по Витебскому шоссе органами НКВД были расстреляны около 4,5 тысяч польских офицеров, интернированных во время военной кампании 1939 г. В… … Энциклопедия ньюсмейкеров

Мемориальный комплекс памяти жертв тоталитаризма и репрессий в Катыни — 28 июля 2000 года на смоленской земле в Катыни на месте массового захоронения жертв политических репрессий советского времени, а также польских военнослужащих, состоялось торжественное открытие Мемориального комплекса памяти жертв тоталитаризма и … Энциклопедия ньюсмейкеров

Источник

Мемориальные сооружения

В СССР мемориальные сооружения играют важную роль в патриотическом воспитании советских людей, в образной, эмоциональной форме напоминая о важнейших вехах истории народов СССР (Марсово поле в Ленинграде, Мавзолей В. И. Ленина в Москве), увековечивают память воинов и жертв фашистского террора. Наряду с ансамблями, построенными на чередовании эпически-повествовательных, монументально-скульптурных образов, советские мастера создают комплексы, где ведущую роль играют экспрессивные сочетания символически обобщённых элементов, так называемых монументальных знаков.

Литература: Историко-революционные памятники СССР. Краткий справочник, М., 1972.

Полезное

Смотреть что такое «Мемориальные сооружения» в других словарях:

Мемориальные сооружения — в широком смысле любые произведения изобразительного искусства и архитектуры, создаваемые в память отдельных лиц и исторических событий: Памятник, Монумент, Пирамида, Гробница, Надгробие, Мавзолей, Мазар, Арка триумфальная, Колонна … Большая советская энциклопедия

Мемориальные музеи — музеи, посвященные выдающимся историческим событиям, государственным, политическим, общественным и военным деятелям, деятелям науки, литературы и искусства. М. м. создаются обычно на базе охраняемых государством памятных комплексов:… … Большая советская энциклопедия

МЕМОРИАЛЬНЫЕ КОМПЛЕКСЫ (МЕМОРИАЛЫ) — скульптурно архит. сооружения, воздвигнутые в память погибшим в войнах и гражд. смутах, обязательно с пофамильными списками посл. Всего в г. насчитывается 11 комплексов. Наиб. кол во мемориалов (8) посв. погибшим в Вел. Отеч. войне: памяти раб.… … Екатеринбург (энциклопедия)

Мемориальные колонны — памятные мону ментальные сооружения в Др. Риме, воздвигавшиеся в честь выдающихся личностей, прежде всего императоров. В Риме хорошо сохранились М. к. Траяна и Марка Аврелия, первоначально увенчанные статуями этих императоров. На стволах… … Словарь античности

ГОСТ Р 53107-2008: Услуги бытовые. Услуги ритуальные. Термины и определения — Терминология ГОСТ Р 53107 2008: Услуги бытовые. Услуги ритуальные. Термины и определения оригинал документа: [ погибший ] : Умерший [погибший], погребение которого по каким либо причинам не взяли на себя родственники или ответственные лица.… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

мемориальное сооружение или здание — Сооружение или здание без захоронений, установленное в память каких либо лиц, исторических событий и содержащее мемориальную информацию. Примечания 1. Мемориальные сооружения или здания также называют «кенотафы». 2. Мемориальные… … Справочник технического переводчика

Архитектура Китая — Малая пагода диких гусей, Сиань За пятитысячелетнюю историю китайской цивилизации сохранилось немало архитектурных сооружений, многие из которых по праву считаются шедеврами мирового масштаба. Их ра … Википедия

Китайская архитектура — Малая пагода диких гусей За пятитысячелетнюю историю китайской цивилизации сохранилось немало архитектурных сооружений, многие из которых по праву считаются шедеврами мирового масштаба. Их разнообразие и оригинальность воплощают в себе традиции… … Википедия

Ленинград — [основан 16(27) мая 1703; до 18(31) августа 1914 Санкт Петербург, до 26 января 1924 Петроград], промышленный, культурный и научный центр СССР, крупнейший транспортный узел страны, морской порт. В 1712 28 и 1732 1918 столица государства, в … Большая советская энциклопедия

Архитектура — (лат. architectura, от греч. architeckton зодчий, строитель), зодчество, искусство проектировать и строить объекты, оформляющие пространственную среду для жизни и деятельности человека. Произведения архитектуры здания, ансамбли, а также… … Художественная энциклопедия

Источник

Постпамять и постсмерть. Ландшафт как мост между мирами

Дольше обходить эту тему невозможно: мы встретились с архитекторами, художниками и исследователями, имеющими дело с коммеморативными практиками, и попытались выяснить, какими сегодня должны быть пространства переживания утраты для поколения постпамяти — поколения несвидетелей и неносителей трагического опыта. Должна ли коллективная память становиться способом организации коллективной идентичности? Какие пространства способствуют увековечиванию, а какие — девальвации и забвению? И наконец, как говорить о смерти и бессмертии с живыми?

Так помнилось — вернее, забывалось…
Аркадий Драгомощенко

— Не надо бегать на кладбищах.
— Почему?
— Ты показываешь им, насколько ты живая.
Диалог из сериала Fleabag, Великобритания, 2016

Война и мир

Коммеморативные практики как важнейший слой культуры должны были бы меняться вместе с обществом, однако происходит это отнюдь не так, как хотелось бы, или как минимум не с той скоростью: большая часть современных мемориальных пространств по-прежнему создается как инструмент пропаганды, монументы архаичны, а любые нововведения, связанные с «территорией смерти», восприни-маются как «попрание вечных ценностей».

Общественные и профессиональные дискуссии на эти темы обострила очередная волна «памятников» и «монументов», спровоцированная в том числе юбилеем победы в ВОВ. Среди самых нашумевших — храм Вооруженных сил, якобы мемориализирующий «значимые цифры и даты» в высоте звонницы и пропорциях куполов (скажем спасибо, что пока что не объявлена программа «храм вооруженных сил в шаговой доступности» — с парками «Патриот» она негласно, но явно действует), и памятник Советскому солдату во Ржеве, хотя 2 года назад, когда проводился конкурс, эскиз скульптора Андрея Коробцова выглядел гораздо более многообещающим. «Вся наша история складывается из трагедий, — считает архитектор Михаил Бейлин, партнер бюро Citizenstudio. — Но у одних народов главное историческое событие — это поражение, а у других — победа; и часто первое оказывается конструктивнее второго, потому что постоянное спекулирование на теме победы в прошлом приводит к тому, что страна и государство теряются в настоящем (как сегодня можно наблюдать в новостях по центральным каналам)». Власть всегда использовала травматический опыт как средство манипуляции, но если за фальшивые новости у нас уже есть административная ответственность, то за навязывание лживых ценностей — к сожалению, никакой.

Резонансной вышла и история со специальной «праздничной» подсветкой скульптуры Родины-матери в Волгограде: «Вот скажите мне — кто и почему должен иметь монополию на формализацию исторической памяти? — задается вопросом художник Александр Пономарев. — Мой дед — герой Сталинградской битвы — похоронен на Мамаевом кургане. И Вучетич со всем этим комплексом меня совершенно устраивал. Но я не хочу, чтобы мои коллеги-современники вдруг затевали на дедовских костях студенческую дискотеку!»

Мемориальные пространства всегда были территорией конфликта, и этот короткий пассаж вскрывает сразу несколько глубинных противостояний. Во-первых, монополистом в формализации памяти всегда было государство — как транслятор определенной идеологии и, соответственно, отношения к тем или иным историческим событиям. Однако даже в тех случаях, когда власть была готова на эксперименты, люди, привыкшие к бронзовым истуканам, добивались если не полной их отмены и свежего подхода, то как минимум компромиссных решений. Яркий пример — мемориал жертвам войны во Вьетнаме в Вашингтоне: в конкурсе в начале 1980-х победил проект Майи Лин, юной студентки. Тогда идею прогулки вдоль стен с бесконечными рядами вырезанных на них имен сочли слишком смелой и радикальной, так что общественность настояла, чтобы ее дополнили более привычным образом (читай «топорным»). К счастью, Лин проявила неожиданную для ее лет мудрость и общественности сопротивляться не стала, поэтому место установки скульптурной композиции «Три солдата» Фредерика Харта (разумеется, бронзовой) смогла выбрать сама, расположив ее так, чтобы сохранить в своей собственной композиции напряжение и драматизм.

Что такое мемориальное пространство. Смотреть фото Что такое мемориальное пространство. Смотреть картинку Что такое мемориальное пространство. Картинка про Что такое мемориальное пространство. Фото Что такое мемориальное пространство

Что такое мемориальное пространство. Смотреть фото Что такое мемориальное пространство. Смотреть картинку Что такое мемориальное пространство. Картинка про Что такое мемориальное пространство. Фото Что такое мемориальное пространство

Что такое мемориальное пространство. Смотреть фото Что такое мемориальное пространство. Смотреть картинку Что такое мемориальное пространство. Картинка про Что такое мемориальное пространство. Фото Что такое мемориальное пространство

Что такое мемориальное пространство. Смотреть фото Что такое мемориальное пространство. Смотреть картинку Что такое мемориальное пространство. Картинка про Что такое мемориальное пространство. Фото Что такое мемориальное пространство

Во-вторых, противостояние вызывают не только новые памятники, но и любые попытки модернизации старых. А поскольку по стране в рамках разных национальных программ массово реконструируются парки, в которых мемориалы ВОВ занимают зачастую самую значительную (и лучшую) часть, то стремление насытить пространство новыми функциями и сделать его современным неизбежно сталкивается с железной (или тоже бронзовой?) позицией неприкосновенности всего, что так или иначе связано с войной. Даже если гордо выставленные единицы военной техники — на участке, по площади сопоставимом с небольшим лунапарком,— списаны с ближайших баз и в войне никогда не участвовали.

«Мемориальный комплекс на входе в парк 60-летия Октября в Кинешме — из тех, что есть почти в каждом городе», — рассказывает архитектор бюро «Новое» Сергей Неботов о реализованном проекте конкурса Минстроя на комфортную среду в малых городах и исторических поселениях. — Молодой аудитории (об интересах которой, по идее, мы должны думать в первую очередь) было интересно предложение перевести мемориальную зону в более интерактивно-музейный формат, где можно не просто возложить цветы, но и, например, узнать информацию о том, что когда-то здесь происходило. Однако выяснилось, что для местных ветеранов это место во многом святыня, и даже очевидные решения в плане новой навигации, которые мы предлагали, категорически отвергались». Здесь, как считает Сергей, и проходит водораздел — разные поколенческие взгляды на одни и те же события приходится трактовать по-разному: «Сегодня, перезагружая территории, мы могли бы менять эту точку зрения и восприятие. Но люди еще не готовы».

В результате «склеить» два типа отношений к территории удается за счет ландшафта: «Земля, за сохранение которой воевали наши предки, была для них ключевой ценностью; превращенную в комфортные общественные пространства, молодое поколение тоже ее ценит, — продолжает Сергей. — Именно ландшафт сегодня способен примирить разные позиции и настроения. Сшить войну и мир».

В то же время опасения условно старшего поколения тоже понятны. В эпоху постпамяти, когда непосредственные участники события становятся недоступны и их подлинный опыт утрачивается, формируется так называемая коллективная память, отделенная от истории, отчужденная от самой травмы и отсылающая к некой совокупности людей, объединенных лишь общими воспоминаниями (например, о том, что была война и нашей стране тогда пришлось нелегко; но на самом деле мы ничего об этом не знаем). И эта коллективная память — не память вовсе, а способ интеграции в некое сообщество. Если посмотреть проекты все того же конкурса Минстроя на малые и исторические города, то в подавляющем большинстве концепций обнаружатся попытки мемориализировать любой мало мальски привязанный к местности факт: если раньше в каждом городе был дом-музей Пушкина, который якобы однажды в нем гостил, то теперь в каждом парке или сквере есть памятник пролетавшему над ним Гагарину, или родившемуся рядом, но еще до появления сквера писателю, или, например, памятник фонтану, который тут когда-то стоял (тоже в виде фонтана). Коллективная память становится способом организации коллективной идентичности, а построенная на ней публичная мемориальная культура — неотъемлемой частью стиля жизни, светским развлечением, игрой: Гагарин оказывается без головы, чтобы каждый мог примерить на ее место свою. «Индустрия памяти имеет теневого близнеца — индустрию припоминания (и приблизительного понимания), — пишет в своей книге «Памяти памяти» поэт Мария Степанова. — Она использует чужую реальность как сырье, пригодное для переработки».

Что не означает, что постпамять и переживание травмы или утраты несовместимы. Если нам буквально нечего вспомнить и апеллировать к нашей памяти бессмысленно, можно перевернуть процесс воздействия с ног на голову: впечатление-триггер не заставит нас сначала вспомнить, а потом пережить сопутствующие воспоминанию эмоции, а, наоборот, вызовет аффект — и уже потом «воскресит» соответствующее событие (которого с нами никогда не происходило). Испытывать сильные эмоции человеку, безусловно, необходимо, однако обязательно ли это делать через деперсонализацию и обезличивание собственной памяти?

«У нас есть концептуальный проект „Проспекты памяти“ про интерпретацию воспоминаний, — рассказывают Михаил Микадзе и Оят Шукуров, архитекторы бюро ХОРА. — В нем мы как раз говорим о том, что наша память не должна выдавать себя за коллективную, а чтобы испытать настоящую боль, мы должны будоражить собственные воспоминания. В любой коммеморативной практике должен иметь место аспект субъективности. Нет единой системы ощущений, как нет всеобщей истины».

Именно поэтому пространства памяти должны быть многослойными и по-разному взаимодействовать с разными группами пользователей (даже с теми, которым все равно, что они должны что-то вспомнить), в том числе давая возможность индивидуального общения с объектом «припоминания» (а не так, что ты смотришь на «Джоконду» из-за спин 15 других соглядатаев и видишь только блики на стекле). Полностью следуя этой парадигме, художник Александр Пономарев и архитекторы Алексей Козырь и Илья Бабак, создавая мемориальный комплекс погибшим морякам в Кронштадте, стремились соблюсти баланс между ритуальным пространством — местом сакрального переживания — и пространством общественным, связывающим зрителя с привычной «зоной комфорта» и образом жизни.

Таков и подмосковный музей «Зоя», спроектированный молодым бюро А2M: причина скандала вокруг статьи о музее в одном из «хипстерских» городских изданий состоит как раз в том, что автор смешал все слои взаимодействия пространства со зрителем в один нарратив, в то время как в реальной жизни они никогда не пересекаются. Кто-то искренне интересуется историей героини; кто-то фотографируется для Instagram; а кто-то получает эстетическое удовольствие от современной контекстуальной архитектуры: хотя здание и стоит в отдалении от деревни в чистом поле, оно смотрится здесь «белой вороной» не больше, чем выглядела Зоя среди своих одноклассников.

Невольно напрашивается параллель с прошлогодней кино-бомбой — фильмом «Дылда», в котором 28-летний Кантемир Балагов показал жертв войны так, как никто до него (казалось бы, что он может об этом знать!). Подобрал такую оптику, что без всяких взрывов в кадре ужас произошедшего перемалывает тебя кость за костью, нервная клетка за клеткой. Так и эта архитектура, сплетаясь с окружающим ландшафтным парком, рассказывает свою историю и генерирует свою эмоцию-воспоминание. «Все пространство комплекса — это новая форма памяти и переживания истории Великой Отечественной войны», — говорят архитекторы.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *