Что такое мбо в торговле

Что такое мбо в торговле. Смотреть фото Что такое мбо в торговле. Смотреть картинку Что такое мбо в торговле. Картинка про Что такое мбо в торговле. Фото Что такое мбо в торговле

Что это такое трейдинг?

Бизнес, хобби или игра. Не утихают споры и даже сами трейдеры не могут дать точное определение.
Бизнес подразумевает определенные атрибуты и окружение в виде заинтересованных сторон (ЗС) такие как:
— товар или услугу;
— потребителя;
— поставщиков;
— конкурентов;
— принесенная ценность.
Услуг и потребителей нет.Трейдер сам по себе является потребителем услуг — биржи, аналитиков, платформ, брокеров, которые в свою очередь являются для него поставщиками услуг. Конкуренты — да такие же трейдеры как и он. Таким образом из 4-х основных признаков бизнеса — соответствет только 2. С ценностью сложнее — если вы инвестор и покупаете акции компаний для продажи через несколько лет, да есть определенная ценность. Но говоря о трейдинге мы подразумеваем краткосрочные спекуляции от минут до нескольких дней. В этом случае никакой ценности трейдер не привносит — так как он сколько купил, столько и продал. При этом инвестиции за столь короткий срок еще не успевают дойти до эмитента и не дали ему той самой выгоды, которую он мог бы получить при вложении средств полученных от продажи акций.
Ответ на вопрос топика очевиден — трейдинг в чистом виде не является бизнесом. На самом деле трейдинг это специальность — умение анализировать, реагировать и зарабатывать на рыночных движениях ( или боковиках). Ес ли хотите самозанятый фрилансер у которого всегда есть поле для деятельности — это рынок.
Если представить это как хобби — ну например — авиамоделизм, приносящий удовольствие от создания моделей в наилучшем исполнении, т.е. концентрация на процессе, на том что делаешь, а не что получится — тогда трейдинг и есть досуг для саморазвлечения.
Игра. А на самом деле когда мы это говорим то подразумеваем азартную игру. А азартная игра — игра, в которой выигрыш полностью или в значительной степени зависит не от искусства играющих, а от случая.
Так что же это такое?
Трейдинг — может приносить удовольствие от процесса.
В трейдинге — многое зависит не от тебя.
Трейдинг — может приносить деньги.
Но частично бизнесом это становится тогда, когда специальность трейдер — начинает приносить стабильный доход и Вы становитесь профессионалом. Став профессионалом и пригласив инвесторов ( потребителей Ваших услуг)
Вы создаете настоящий, пусть и крошечный, бизнес. Вы привносите на рынок вкладов и инвестиций ценность в виде возможности получения сверх доходов.
Прелесть трейдинга в том, что кроме мозгов Вам практически ничего не надо.
Тут все честно — никто тебя не проллобирует и не прикроет, не даст теплое местечко. Не даст заказ за откат. Не нашлет пожарных и санинспекцию на предприятие. И не простит ошибок.
Но это уже отдельная тема.

Источник

Толковый словарь компании «Красное и Белое»

LFL(Like-for-like sales)объем реализации за предыдущий период (англ.) Продажи по сравнению с соответствующим периодом. Сравниваются оборот одного и второго периода, и количество чеков одного и второго периода.

OOS (Out Of Stock) –распроданный (англ.)Выраженная в процентах доля наименований товаров, не представленных на магазинной полке ( в продаже. ) в данный момент. Ведет к недопродажам!! Позволяет понять хватает ли нам товара на полке в любой момент, когда его хочет купить покупатель.По отдельному товару выражается в количестве дней, когда этот товар отсутствовал или процентном соотношении

(к-во дней OOS товара / к-во дней в месяце *100%). Средний показатель OOS в мире составляет 8,3%. В среднем из-за OOS Ритейлеры теряют 3,9% оборота, или 49% недопродаж.

SKU (Stock Keeping Unit)единица хранения запаса (англ.) ассортиментная позиция (единица одной товарной группы, марки, сорта в одном типе упаковки одной ёмкости) Например: Виски «Эмбаси клаб» в тубе.

Facingоблицовка (англ.) Единица продукции определенной марки, вида, упаковки, видимая покупателю.

FMCG (Fast Moving Consumer Goods) –быстро оборачиваемые товары народного потребления(англ.)Товары повседневного спроса: продукты питания, сигареты, бытовая химия, товары личной гигиены. Недорогие товары с высокой оборачиваемостью, мы приобретаем их ежедневно.

Адрес –направлять (французск.) Местожительство лица или местонахождение предприятия. В более широком смысле — словесноцифровое обозначение, выражающие фиксированное положение чего-либо на земной поверхности. Таким образом, один адрес это одна квартира или один частный дом.

Аттестация – это определение квалификации уровня знаний.

Бренд –Товар или услуга оправдывающий или превосходящий ожидания потребителей в течение длительного времени.

Википедия – свободная общедоступная универсальная интернет-энциклопедия.

Вовлеченность –состояние сотрудника, когда цели и задачи, которые перед ним ставит компания, он воспринимает как интересные лично для себя. Чем больше % вовлеченных сотрудников, тем лучше живется компании и сотрудникам.

Входная группа- «лицо» магазина.

Дистанционное управление – управление объектом (магазин, персонал, администратор) на расстоянии.

Доли – это качественно или количественно выраженная часть от чего-нибудь целого, измеряется в процентах.

Документы –свидетельство/способ доказательства (латынь) Материальный объект с закрепленной в нем информацией для передачи ее во времени и пространстве. НЕЛЬЗЯ. ОСТАВЛЯТЬ НА ВИДУ У ПОКУПАТЕЛЕЙ. Вы же не выкладываете на стойку кассира свой кошелек, не так ли?

Доход – заработная плата – расходы.

Дресс – код – (кодекс одежды) – форма одежды, дисциплинирующая сотрудников и отличающая их от покупателей, располагает к доверию и продаже товаров.

Заработная плата – вознаграждение за труд в зависимости от квалификации сотрудника.

Кадровый резерв – результат работы супервайзера и администратора со своим персоналом, сотрудники способствующие развитию и росту компании.

Качество –то, из-за чего клиенты возвращаются к вам в магазин.

Конкуренты – это все торговые точки, которые претендуют на кошелек покупателя.

Конкурентное преимущество – это особенности фирмы, дающее ей преимущество над конкурентами. Пример: Сами себе подбираем персонал.

Коучинг – искусство задавать вопросы, тренинг в форме беседы.

Клиент –любой человек, не сотрудник данного магазина, который зашел в Ваш магазин. Может заплатить Вам зарплату, см. Покупатель

Лицензия – документ дающий нам право законно продавать алкоголь.

Мерчендайзинг (Merchandising) исскуство торговать (англ.) Комплекс мероприятий производимых в магазине и направленных на стимулирование продаж. Комплекс мер направленных на продажу и продвижение конкретного товара в торговом зале магазина.

Мониторинг –Услуга, которую вы оказываете клиенту, узнавая цены в соседних

магазинах. Благодаря этому знанию, в наших магазинах цены всегда ниже.

Мусор –Товары, выведенные из товарной матрицы магазина.

Начальник –человек, который, выносит вам мозг, не платит вам зарплату, см. Руководитель.

Оборот –выручка магазина, за определенное время, например за месяц.

Округ –Список адресов, нанесенный на карту, куда разносятся журналы одного номера.

Ответственный сотрудник –Работает так же хорошо в отсутствии руководства, как и при нем.

Отчет –изложение сути дела в удобном, понятном и структурированном виде.

Отчет сводный –Составляется раз в месяц. Знание этих данных заведующей проверяется выездной проверкой. Состоит из следующих колонок.

1. Отчет LFL по месяцам в %

2. LFL за год, за полный месяц

4.Среднее количество чеков в день за месяц.

5. Средняя сумма чека по месяцам.

6.Среднедневная выручка по месяцам.

7.Товарный запас в рублях.

8.Прогноз оборота на текущий месяц.

9. Оборот по месяцам.

10.Сколько всего SKU в магазине.

11.Сколько мусора в рублях.

12. Сколько мусора в SKU.

Партнер –один из участников СОВМЕСТНОГО действия по отношению к другим участникам. Склонен к сотрудничеству.

План разноски журналов –список адресов клиентов магазина. Составляется отделом маркетинга. Разбит на округа.

Плакаты – должностная инструкция в картинках.

Просто –Способ восприятия работы нормальными сотрудниками, которые идут и делают работу, а не ищут причину, чтобы не сделать.

Процент – самая точная единица измерения.

Покупатель –клиент, который совершил покупку. ОН ПЛАТИТ ВАМ ЗАРПЛАТУ.

Постараемся (стараемся) –слова лжецов. Можно сделать или не сделать и аргументировать почему. Если вы будете «стараться» работать, то мы тоже будем «стараться платить Вам зарплату»

ППР (Правильное Производственное Поведение) –поведение сотрудника, выражающееся в любви к клиенту и выполнении всех действий отображающих эту любовь на практике.

Принудительные продажи –товар, который находится в магазине (папка «Мусор»), на него ставятся отдельные задачи по продажам от месяца до трех месяцев. Остатки не проданного в поставленные сроки товара расписываются в зарплату сотрудников магазина.

Прибыль = доходы – затраты ( в денежном выражении).

Приложение КБ – приложение в телефоне, которое дает полную информацию о магазине, товарах, акциях.

Разноска – отдаленные продажи.

Рентабельность – доходный, полезный, прибыльный. Относительный показатель экономической эффективности.

Ритейлер – Розничный продавец (магазин, сеть магазинов): производная от английского слова Retile(торговля).

Руководитель –Лицо, на которое в силу закона и иных нормативных правовых актов возложены обязанности по управлению коллективом и ОТВЕТСТВЕННОСТЬ за действия этого самого коллектива. Располагает возможностями поощрения и наказания подчиненных в целях активизации их правильного производственного поведения.

Сегмент – группа покупателей обладающая похожими потребностями, желаниями и возможностями. Пример: эконом, премиум.

Сезонный товар – товар спрос на который существует лишь в определенное время года.

Сервис –комплекс услуг оказываемых клиенту.То, из-за, чего клиент приходит к вам снова и снова.

Сессия – собрание в целях обмена опытом.

Сеть – два и более магазинов одной торговой марки с узнаваемым дизайном, продающих товары аналогичного ассортимента.

СОтрудник – человек, имеющий общие с компанией цели.

Собственный бренд (value own label) продукция, производимая по заказу сети. Не обязательно афишируется как СТМ. Например – (водка «Косуля», Вино «КВК» 1 литр, Шампанское «Асти жемчужное»)

Словарь КиБ – это термины для понимания руководства персоналом.

Средний чек –Средняя сумма покупок, осуществленных покупателями за одно посещение магазина. Выручка за месяц / количество чеков за месяц.

Стагнация – с лат. Неподвижность. Застой производства и торговли на протяжении длительного периода.

СТМ (Собственная Торговая марка) (private label)-продукты, произведенные под собственной торговой маркой магазина, в нем же и продаваемые. Как правило, стоят значительно дешевле, чем аналогичные «брендовые » товары, за счет сокращения маркетинговых издержек. Фишка private lable не только в дешевизне, но и в «переносе» лояльного отношения к магазинам на лояльное отношение к продуктами под их маркой.

Супервайзер –смотрящий (англ.) Сотрудник, выполняющий функцию посредника между работающим персоналом и руководством. Организует работу на местах, распределяет задания и контролирует результат, после чего отчитывается перед своим начальством за своих подчиненных. Направляет действия сотрудников магазинов в сторону ППР.

Табак – группа товара повседневного спроса. Является сигнальным знаком для покупателя в ценовой политике. Трафикообразующая группа.

Товар дня – рекламная акция, о которой рассказывают каждому покупателю, может быть закончена досрочно, так как количество товара ограничено.

Товар маркер – ( маркер – франц. «отмечать») – сигнальный знак, товар на который обращают внимание. Пример: табак.

Товарная матрица –Документ.Перечень SKU, утвержденных для продажи в конкретном магазине на определенный период времени, с учетом требований ассортиментной политики компании и особенностей формата и расположения магазина. Товарная матрица составляется для определения ключевых позиций, торговля которыми позволяет достигать цели компании, и не ключевых от поставки которых можно отказаться с целью снижения затрат.

Товарное соседство – это выкладка товаров, которые логично сочетаются.Товарное соседстводолжно :

1) подчинятся санитарным нормам. Пример: Жидкость для розжига не ставим рядом с продуктами.

2) побуждать клиента совершать дополнительные покупки. Пример: Рядом с пивным стеллажом выставляем чипсы, сухари.

Толерантность – терпение, терпимость. Социологический термин, обозначающий терпимость к иному мировозрению, образу жизни, поведению и обычаю.

Трафик – это движение товара и количества покупателей посетивших магазин и совершивших покупку. Пример: Движение товара – хиты, ТБД; движение количества покупателей – проходимость, кол-во чеков.

Тренинг – (обучать, воспитывать) – форма активного обучения, направленная на развитие знаний, умений и навыков, а также применение полученных знаний на практике.

Феншуй –ветер вода (китайский) Наука о гармонии с окружающей средой и правильной организации окружающего пространства, таким образом, что бы обрести удачу, здоровье и благосостояние. Главное что бы был правильный Феншуй в голове! Наличие порядка, отсутствие завалов и неконструктивного отношения.

Форум –В Древнем Риме форумом (Forum Romanum) называлась городская рыночная площадь. Форма общения посредством интернета. Каждое сообщение на форуме имеет своего автора, тему и собственное содержание. Помогает вам в режиме реального времени решить рабочие вопросы. Позволяет проинформировать отдел закупа о ценах конкурентов тут же. Можете быть точно уверены, что получите ответ на Ваше сообщение, а проблема, озвученная Вами на форуме, будет обязательно решена.

Хиты – это тот товар, который чаще всего покупается в магазине.

Цена –то, ради чего клиент приходит к нам в магазин

Эффективность –успешность решения сотрудниками задач. Отношение между достигнутым результатом и использованными ресурсами. С этой точки зрения оцениваются все действия сотрудников. Во фразе: «Я делал» – эффективность стремится к 0.

Источник

Что такое MBO. Объясняем простыми словами

MBO (от англ. Management by Objectives — «управление по целям») — подход в управлении организацией, когда руководство и сотрудники совместно определяют цели и планируют пути их достижения.

Проще говоря, сотрудники тоже вовлекаются в определение целей организации, выбор направления развития и принятия стратегических решений. MBO предполагает, что работа компании становится эффективнее, если все её сотрудники чётко понимают стоящие перед ними цели, знают, как оценивать свои результаты, и участвуют в обсуждении способов их достижения.

Поставленные цели должны отвечать следующим условиям (для их запоминания используется мнемоническая аббревиатура SMART):

Также цели на всех уровнях, от высших до низших, должны быть согласованы и не противоречить друг другу, их не должно быть слишком много, а для оценки результатов должны использоваться KPI.

Пример употребления на «Секрете»

«Правильная организация, MBO, KPI, процессы и чёткий контроль — безусловно, важные вещи. Но на мой взгляд, такая система управления релевантна для большой компании — стабильный, давно работающий бизнес, наверное, должен подчиняться какой-то структуре. В быстрорастущей компании структура будет тормозить развитие».

(Онователь компании Acronis Сергей Белоусов — о том, как управлять развивающимся бизнесом.)

Этот подход впервые излагается в книге «The Practice of Management» американского экономиста Питера Друкера, вышедшей в 1954 году. Он произвёл революцию в бизнес-среде: ранее цели и способы их достижения определялись на совещаниях руководства, а сотрудники ставились перед фактом.

Ошибки в употреблении

Не стоит путать с точно такой же аббревиатурой MBO, которая расшифровывается как Managerial BuyOut и означает покупку компании её собственным менеджментом.

Источник

Как получить образование MBA

Сколько оно стоит в России и за рубежом

В интернете пишут, что МВА-образование — все равно что «волшебная таблетка». Год-два отучиться — и бизнес пойдет в гору, зарплата вырастет втрое, а новые связи позволят найти работу в США или Европе.

Но не спешите брать кредит, все бросать и ехать учиться. Мы расскажем, как устроено бизнес-образование, сколько оно стоит, как можно сэкономить и что на самом деле дает MBA.

Что такое MBA

Расшифровка. MBA расшифровывается как Master of Business Administration. В переводе с английского — магистр делового администрирования. Это престижная квалификационная степень, которую получают выпускники специальных бизнес-школ.

Откуда MBA родом. Первыми в мире степень MBA получили выпускники Дартмутского колледжа в США в 1901 году. Они прошли обучение по программе Master of Commercial Science — это прообраз современных курсов MBA.

А первая бизнес-школа, Гарвардская, открылась в Бостоне в 1906 году. После нее в США появились Уортонская, Стэнфордская и другие известные школы.

В 60-х бизнес-школы стали открываться в Европе. Сначала — в Англии, а потом и в других странах. Старейшими считаются:

В Россию MBA-образование пришло в 1988 году, когда открылась Высшая коммерческая школа Минэкономразвития России — ВАВТ. Сейчас подобных десятки.

Кто получает бизнес-образование

MBA получают начальники отделов, предприниматели и менеджеры. Наличие MBA означает, что человек готов быть руководителем среднего или высшего звена.

Например, Андрей учится на МВА в ИБДА РАНХиГС. В его группе три категории студентов:

Сам Андрей — предприниматель. Руководит несколькими фирмами в Москве. Поступил на двухгодичный курс МВА в ИБДА РАНХиГС в 2018 году. Учится за свой счет. Хочет систематизировать свои знания о бизнесе, чтобы лучше его развивать.

Эльмира Хусаинова работала вице-президентом казначейства в одном из московских банков. В 2019 году поступила и окончила бизнес-школу INSEAD. Эльмира хотела повысить квалификацию, а заодно посмотреть мир. Училась за свой счет.

Чему именно учат руководителей

Студентов MBA учат праву, финансам, ведению бухгалтерии, кадровому делу, переговорам — всему, что касается бизнеса. Все это преподают и в вузах, но углубленно и на разных факультетах. А курс MBA дает общие знания, но сразу обо всем.

Андрей учится в ИБДА РАНХиГС на «Управлении проектами». Преподаватели рассказывают его группе о разных сферах бизнеса: строительстве, логистике, торговле, финансовой деятельности и других. Андрей считает, это полезно ему как предпринимателю.

Отличие курса MBA от тренингов и коучинга

В интернете много тренингов и коучингов для руководителей, платных и бесплатных, в офлайне и дистанционных. Но Андрей, который учится на MBA в ИБДА РАНХиГС, уверен: «Нельзя за пару занятий научить человека управлять. Управление — это система дисциплин плюс опыт».

Тренинги для руководителей часто связаны с психологией и посвящены чему-то одному: лидерству, личностному росту, ораторскому искусству. Это подойдет тем, кто хочет «прокачать» конкретный навык. В курсе MBA есть похожие дисциплины, но он охватывает и многие другие.

В тренингах может участвовать любой. В онлайне даже не видно других участников. А на MBA учатся люди примерно одного уровня знаний и достатка. Даже если курс дистанционный, они встречаются на защите дипломного проекта, и с ними можно обменяться опытом. А еще есть шанс найти партнеров для бизнеса.

Но при всех плюсах МВА оно подходит не всем, и иногда лучше пройти хороший тренинг, чем тратить время и деньги на бизнес-образование. Так считает Ольга Павлова, которая получила МВА в 2002 году: «Не стоит получать бизнес-образование без конкретных задач: открыть бизнес или повысить квалификацию. Диплом МВА не волшебная таблетка, которая решит все проблемы. Прежде чем вкладывать деньги в бизнес-образование, нужно решить, зачем оно вам нужно».

MBA, второе высшее, магистратура — что выбрать

Те, кто хочет прокачаться в сфере бизнеса, обычно выбирают между MBA, вторым высшим образованием и магистратурой. Для этого сравнивают длительность обучения, программы и цены.

Программы на магистратуре и втором высшем охватывают конкретную область знаний. Это может быть экономика, управление персоналом, право, финансы и кредит. Если нужны знания в одной из этих областей, МВА вряд ли подойдет. Программы МВА охватывают все эти области, но не так глубоко и подробно.

Цены и длительность курсов в ВШЭ и Высшей школе менеджмента НИУ ВШЭ в Москве

ПрограммаДлительность курсаЦена за весь курс
Магистратура2 года780 000—860 000 Р
Второе высшее (бакалавриат)3 года570 000 Р
МВАот 1 года и 8 месяцев до 2 лет и 2 месяцев714 000—868 000 Р

Цены и длительность курсов в Уортонском университете Пенсильвании

Где получить степень MBA

Степень MBA получают в специальных бизнес-школах. Одни работают при университетах, как Гарвардская или Высшая школа бизнеса МГУ. Другие существуют отдельно. Но престиж школы зависит не от привязки к университету, а от ее аккредитации.

Есть три самых авторитетных аккредитующих организации:

Всеми тремя «коронами» аккредитован 1% школ в мире: Гарвардская и Стэнфордская, бизнес-школа в Лозанне, INSEAD и еще около семидесяти. В России это Kingston/РАНХиГС. Точнее — партнер РАНХиГС, Кингстонский университет в Лондоне, но аккредитация распространяется и на российскую школу.

Есть школы, аккредитованные другими организациями:

В России есть бизнес-школы вообще без аккредитации. Это не значит, что там плохое образование, но дипломы таких школ не сильно ценятся.

Крупнейшие бизнес-школы мира

Крупнейшие бизнес-школы находятся в США и Европе. Это Гарвардская и Стэнфордская школы бизнеса, Уортонский университет Пенсильвании, INSEAD во Франции, IE Business School в Мадриде, Бизнес-школа Лозанны в Швейцарии и другие.

Рейтинги лучших зарубежных бизнес-школ публикуют 3 издания: Financial Times, US News и Business Week.

Составители проверяют, какая аккредитация школы и сложно ли в нее поступить. Смотрят, как вырастает зарплата выпускников через 3 года после выпуска, окупается ли обучение, высоко ли они поднимаются по карьерной лестнице. Для этого устраивают опросы и собирают рекомендации от выпускников. По каждому пункту выставляют баллы. По сумме баллов формируют рейтинг.

Каждый год рейтинги меняются. В 2019 году в Financial Times на третьем месте был INSEAD, а в 2020 году он опустился на четвертое.

Места известных школ в разных рейтингах 2020 года

Бизнес-школаFinancial TimesUS NewsBusiness Week
Гарвардская школа бизнеса133
Уортонский университет Пенсильвании216
Стэнфордская высшая школа бизнеса321

Рейтинг лучших бизнес-школ в Москве и регионах России

По данным РБК, в России 129 бизнес-школ: половина в Москве, остальные — в Санкт-Петербурге, Самаре, Новосибирске, Нижнем Новгороде, Челябинске, Оренбурге, Иркутске и других городах.

«Рынок MBA и бизнес-образования в России», 2019 годPDF, 3,23 МБ

Российские бизнес-школы оценивает РБК. В 2019 году он выпустил «Исследование рынка MBA и бизнес-образования в России». В нем нет рейтингов, но есть данные про аккредитацию, цены на обучение, средний возраст студентов.

Есть еще «народный» рейтинг российских бизнес-школ. Его составляет портал «МБА в Москве и России» на основе анкет выпускников. В рейтинге учитывают рост дохода выпускников, их карьерный рост, полезность приобретенных связей, личное и профессиональное развитие.

Как и зарубежные, российский «народный» рейтинг меняется каждый год. Например, в 2018 году там не было Московской школы управления «Сколково», но в 2019 году она стала первой.

Какое бывает обучение MBA

Обучаться MBA можно по разным программам. Они бывают универсальные — для специалистов всех отраслей — и специализированные.

Что такое MBA General. MBA General — универсальная программа. Она дает знания о бизнесе и управлении, которые применимы в любой сфере. Выпускник может открыть бизнес, руководить отделом в крупной корпорации или работать эйчаром.

General MBA подойдет тем, кто приехал учиться очно и не работает в это время. Так училась Эльмира Хусаинова, средний возраст студентов в ее классе в INSEAD был 29 лет, а опыт работы — 5 лет.

Что такое EMBA. У General MBA есть аналог — Executive MBA, или EMBA. Эта программа идет без отрыва от работы и придумана для более опытных людей. В 2019 году в INSEAD на EMBA средний возраст студентов был 37 лет, а их опыт работы — 12 лет.

Специализации программ MBA. В отличие от General MBA и EMBA специализированные программы не универсальные.

Программы отраслевой специализации — для тех, кто работает в конкретной отрасли. Например, «Международные отели и туристический менеджмент» в IE Business School в Мадриде, «Управление в сфере ЖКХ» и «Менеджмент в индустрии красоты» в Московской школе бизнеса.

Наталья Кукушкина училась в INSEAD / Высшей школе управления НИУ ВШЭ. Это было корпоративное обучение, и программа была отраслевая — банковская. В группе были только коллеги из ее банка.

Стоимость MBA в РФ и за рубежом

стоят 1,5 года обучения в Московской школе управления «Сколково»

Как получить МВА-степень

Чтобы получить степень МВА, нужно выбрать бизнес-школу, программу и форму обучения. Потом подать документы и пройти квалификационный отбор. Затем оплатить обучение, усердно учиться и защитить дипломный проект. Теперь обо всем по порядку.

Хорошую школу могут посоветовать друзья, которые там учились. Так было у Эльмиры Хусаиновой: «Я узнала о бизнес-школе INSEAD из поста в фейсбуке знакомой в 2015 году — мне сразу показалось, что эта школа для меня». Подробную информацию Эльмира нашла в интернете, поступила в 2019 году и осталась довольна. А вот как выбрать бизнес-школу, если никто из знакомых не может ее рекомендовать.

Изучить интернет-ресурсы об MBA. Информация о бизнес-школах по всему миру есть на порталах MBA.com, MBAstudies. Только о российских — на « MBA-инфо », «MBA в Москве и в России». Расписание выставок MBA в разных странах публикует Access MBA.

Узнать последние новости из мира MBA можно в самом большом сообществе в Фейсбуке — FindMBA.

Ютуб:
Studybuzz education — MBA preparation — канал об MBA в целом,
MBA crystal ball — обзоры бизнес-школ по странам: США, Великобритания, Индия, Франция, Австралия,
«Программа МВA» — канал ИБДА РАНХИГС,
Skolkovoschool — канал Московской школы управления «Сколково»

Определиться с INSEAD Эльмире помогли в том числе видео на Ютубе. Там студенты и выпускники сравнивали школы, процесс поступления и стоимость.

Изучить сайты школ. У каждой бизнес-школы есть сайт, где подробно расписаны условия поступления, программы обучения и цены. Там же можно посмотреть примеры лекций, интервью с учениками и преподавателями. А еще узнать о грантах, стипендиях и днях открытых дверей.

Главный критерий выбора программы — учебный план. Перед тем как подавать заявку на поступление, нужно скачать его и посмотреть, все ли дисциплины интересны и нужны для работы.

Есть программы, которые можно пройти только очно. Например, в крупных школах General MBA нельзя пройти в вечернем или дистанционном формате. Стоит выбирать эту программу, если можете на время оставить работу и поехать учиться.

Остальные критерии выбора зависят от личных предпочтений. Например, Андрей нашел через поиск в интернете 10 программ по управлению проектами в бизнес-школах Москвы. Сравнил их по цене и учебному плану. И только потом выбрал школу, куда удобнее добираться. Для него это было важнее, чем цена и аккредитации, потому что ездить предстояло 2 года.

Основные формы обучения MBA — дистанционная, парт-тайм и фултайм. Есть еще модульная, но она встречается не везде.

Дистанционная форма для тех, в чьем городе нет бизнес-школ, а часто ездить на обучение не получится. Все лекции и учебные материалы приходят на электронную почту. Нужно лично посещать только мастер-классы, научные конференции и защиту своего дипломного проекта.

Некоторые школы, например Московская бизнес-школа, выдают айпад для дистанционного обучения. Потом его нужно вернуть.

Парт-тайм напоминает вечерний формат, его легко совмещать с работой. Такую форму выбрал Андрей в ИБДА РАНХиГС. Занятия идут по средам с 19:00 до 22:00 и по субботам весь день. По словам Андрея, обучение отнимает не больше времени, чем тренажерный зал.

Очную форму выбрала Эльмира Хусаинова: оставила работу в Москве и на 10 месяцев поехала в INSEAD. Успела пожить в двух кампусах: во французском Фонтенбло и в Сингапуре. Каждый день посещала 2—3 занятия по 90 минут и много путешествовала с учебной группой.

Модульная форма была у Натальи Кукушкиной. Она жила в Санкт-Петербурге, а обучение проходило в Москве. Курс длился 1,5 года. Через день Наталья смотрела двух-трехчасовые вебинары и делала домашние задания. А на очные занятия в Москву приезжала четыре раза. Они длились по неделе.

Учеба занимала все свободное время. Наталье казалось, что она вернулась в институт, только теперь совмещала обучение с работой и личной жизнью.

Подтвердить опыт работы. У многих бизнес-школ нет четких требований к опыту работы — они смотрят на результаты вступительных испытаний. Но все равно каждая школа требует копию трудовой книжки.

У студентов INSEAD средний стаж в руководстве — 6 лет. У студентов Гарвардской школы бизнеса — 3 года, Стэнфордской — 4 года.

В России опыт от 3 лет требуют, например, ИБДА РАНХиГС и Московская школа управления «Сколково». Большинству других нужен стаж от 2 лет, а зачислять или нет — решают индивидуально.

Подтвердить знание иностранных языков. Все иностранные бизнес-школы требуют подтвердить знание английского. В России хороший английский требует как минимум Московская школа управления «Сколково».

У Эльмиры Хусаиновой в INSEAD попросили сертификаты о знании двух иностранных языков. Английский был обязательный: она сдала IELTS на 8,5 баллов из 9. Вторым языком выбрала немецкий и сдала его в INSEAD на уровень А2 — это соответствует уровню intermediate.

Уровень английского для поступления в INSEAD

СертификатПроходной балл или уровеньМаксимальный балл или уровень
TOEFL105120
IELTS7,59
CPEВ1 или В2C2
PTE Academic7290
TOEICАудирование и чтение — 950990
Письмо — 170200
Устная речь — 190200

Сдать тест на способности. GMAT, SAT и GRE — тесты на способность учиться на MBA. Пройти один из них требуют все иностранные бизнес-школы. По содержанию тесты похожие, но самый популярный — GMAT. Эльмира Хусаинова сдавала его для поступления в INSEAD.

Тест на английском и состоит из 4 частей. В первой надо исправить ошибки в предложениях и ответить на вопросы по тексту. Во второй — решить задачи по математике. В третьей — написать аналитическое эссе. А в последней — проанализировать таблицы и графики. На все дается 3,5 часа.

потратила Эльмира на подготовку и сдачу GMAT

Эльмира стала готовиться сама: находила и решала варианты теста в интернете. Месяц ходила к репетитору по математике 2 раза в неделю, платила по 3000 Р за 1,5 часа. Но сдать тест удалось только с четвертой попытки: Эльмира набрала 690 баллов, то есть немного ниже среднего, но поступила. Всего в год можно делать 5 попыток, не чаще одной в месяц.

В России сдать GMAT требует Московская школа управления «Сколково». Проходной балл — 650 из 800. Если у абитуриента нет сертификата GMAT, он может пройти его аналог — Talent Q Elements, разработанный «Сколково».

Некоторые бизнес-школы вместо GMAT устраивают собственные испытания. Например, в ИБДА РАНХиГС просят разобрать кейс — ситуацию из опыта реальной компании. Андрей справился легко: «Поступление — это не страшная Голгофа, на которую нужно забраться. Для человека с опытом это никаких проблем не составит».

Пример кейса, который нужно разобрать для поступления в ИБДА РАНХиГСDOCX, 35 КБ

Пройти собеседование. Все бизнес-школы проводят собеседования, для этого звонят по телефону или Скайпу. Например, Эльмира собеседовалась в INSEAD по Скайпу. Ее спрашивали про опыт работы, профессиональные достижения, жизненные ценности и ожидания от MBA.

Обучение можно оплатить сразу целиком или частями в процессе обучения. В INSEAD, где училась Эльмира, нужно было внести 10%, когда пришло приглашение. За месяц до начала учебы — еще 60%, оставшиеся 30% — через 4 месяца после начала занятий.

Если денег не хватает, можно взять кредит. Многие бизнес-школы работают с организациями, которые предлагают льготные условия кредитования. Например, INSEAD сотрудничает с компанией Prodigy Finance. Там среднегодовая процентная ставка — 9,3%. А начать платить нужно через полгода после выпуска, когда найдешь работу. Это выгодно, и Эльмира хотела взять кредит там. Но потом узнала, что ставка плавающая и в любой момент может вырасти. К тому же не хотела брать кредит в валюте.

Получить грант или стипендию. Они могут погасить всю стоимость обучения или часть. Узнать о них можно на сайтах бизнес-школ, а кое-что публикует портал EduPASS.org.

Во многих иностранных школах есть и внутренние стипендии. Их дают социально активным абитуриентам, женщинам, ЛГБТ-активистам или жителям определенных стран, например Китая, Ливана, Германии.

Получить скидку. В России распространена система скидок. О них всегда пишут на сайтах бизнес-школ.

В ИБДА РАНХиГС дадут скидку 5%, если вас рекомендовал выпускник этой бизнес-школы или если вы с Урала, Дальнего Востока, из Сибири или Казахстана.

В Московской международной высшей школе бизнеса МИРБИС дадут скидку 10%, если внести полную предоплату за обучение. 5% уступят тем, у кого есть несовершеннолетние дети, а 8% — жителям стран СНГ и регионов России, кроме Москвы и Московской области.

Посещать занятия. Занятия в бизнес-школах проходят в группах и строятся на методе кейсов. Кейсы — это сложные ситуации из опыта разных компаний. Группа разбирает проблему, устраивает мозговой штурм и ищет решение.

У Натальи Кукушкиной дистанционные занятия были в формате вебинаров. А очные проходили так: преподаватель рассказывал суть кейса и пытался вовлечь студентов в диалог, чтобы получилось что-то вроде семинара. Но желающих порассуждать было мало, и семинар превращался в лекцию. Кейсы были разные: от политики до структурных и технологических изменений в банках.

Делать домашние работы. В бизнес-школах задают много домашних заданий. Часть из них надо делать в группе. У каждого студента своя роль: лидера, контролирующего или докладчика на презентации.

Но есть и индивидуальные задания. Наталье Кукушкиной запомнились домашние работы по курсу «Лидерство». Один раз она делала свой лидерский портрет: описывала достижения, мечты, сильные и слабые стороны и зоны роста.

В другой раз Наталья составляла смарт-рецепт: расписывала, какие инструменты помогают ей в бизнесе. Это были правильная постановка задачи, возможность слышать мнение коллег, обратная связь, чувство ответственности перед другими и так далее.

Получать хорошие оценки. За домашние задания и участие в проектах ставят оценки, а в некоторых школах еще начисляют «кредиты». Чтобы получить один кредит, Эльмира в INSEAD должна была заработать оценку выше минимальной по выбранной дисциплине. Но были и курсы, за которые можно было заработать только 0,5 кредита. Зато они были короче, а нагрузка в них — меньше. Для получения диплома нужно было набрать 26 кредитов.

С пользой тратить свободное время. Для тех, кто учится очно, в бизнес-школах открыты клубы по интересам. В INSEAD, где училась Эльмира, были профессиональные клубы: консалтинговый, прямых инвестиций, здравоохранения. Были и клубы по интересам: разным видам спорта, еде, путешествиям. Винный клуб назывался Vinsead, а клуб дебатов — Debatesead.

Эльмира была организатором Vinsead, устраивала винные дегустации и поездки на винодельни во Франции. Еще вступила в беговой клуб и участвовала в бизнес-треках карьерных клубов.

Бизнес-трек — это поездка на 2—3 дня в какой-то город и посещение компаний, где работают выпускники бизнес-школы. С клубом Tech&Entrepreneurship Эльмира ездила в Амстердам и побывала в «Букинге», «Тесле» и Adyen. В Лондоне посетила фонды частных инвестиций — Partners Group, KKR, Ontario Teachers. В каждой компании рассказывали про последние тенденции в их сфере бизнеса и говорили, каких людей ищут себе в команду.

Групповой проект. У Натальи Кукушкиной были дипломные проекты по всем основным дисциплинам: менеджменту, статистике, оптимизации процессов, маркетингу, лидерству, управлению кадрами. Каждый проект делала не лично Наталья, а вся ее группа.

Например, по стратегическому менеджменту они придумывали, как лучше реализовать зарплатный проект в банке. Искали этапы, которые плохо функционируют, и предлагали изменения.

В игре было много неожиданных ситуаций. Например, интервью локальному телеканалу, агрессивно настроенному против иностранцев. А во время него в помещение ворвались еще бастующие работники фабрики.

Команды соревновались по нескольким параметрам, в первую очередь по прибыльности компании. В конце каждого дня подводились итоги, команды делились впечатлениями и делали выводы.

Что дает MBA-образование

Как определить эффективность бизнес-образования. У составителей международных рейтингов есть критерии, по которым они смотрят, эффективен ли курс МВА в каждой школе. Это карьерный рост и рост зарплаты в первые 3 года после выпуска из бизнес-школы, личностный рост и приобретение полезных связей. Они и определяют эффективность бизнес-образования.

Увеличится ли доход после прохождения MBA. У Натальи Кукушкиной, которая получила МВА в 2015 году, карьерного скачка и роста зарплаты не было. Но повысилась квалификация и расширились компетенции — то, что называют горизонтальным ростом.

Ольга Павлова получила МВА в 2002 году. До этого работала редактором в челябинском СМИ, а после — стала там начальником отдела рекламы и продвижения. Ее зарплата выросла вдвое.

До обучения в INSEAD Эльмира Хусаинова работала вице-президентом казначейства в одном из российских банков. Во время учебы нашла работу в швейцарском банке в Цюрихе. Он делал презентацию на кампусе INSEAD в Фонтенбло, и Эльмира познакомилась там с рекрутером программы. Прошла собеседование и получила работу.

Личностный рост. Наталье Кукушкиной MBA много дало как человеку. Больше всего ей дал курс «Построение отношений и влияния». Еще ей стали проще даваться публичные выступления, она научилась самопрезентации.

Андрей считает, что МВА помогает ему навести порядок в голове. У него несколько своих компаний и 15 лет опыта в бизнесе. Еще это вносит разнообразие в его жизнь: «Иногда мне кажется, что МВА — это игрушка для скучающих бизнесменов. Вот меня смогли заинтересовать и удивить. Представьте, в группе 20 человек, все руководители, у многих бизнес. Мы много путешествовали, у нас у всех машины, семьи. И мы садимся за парту, как школьники, и начинаем учиться».

Эльмира Хусаинова училась очно — возможно, поэтому МВА-программа сильно изменила ее жизнь. До обучения ей казалось, что она живет по заданному сценарию, а Москва — это центр мира, и все вращается вокруг людей в пределах Садового кольца. Но она решилась на большое приключение, оставила работу, побывала в 15 разных странах и познакомилась с людьми со всех уголков света. Это помогло ей понять, что люди, живущие не в Москве и без сценариев, тоже счастливы. Программа дала ей новые перспективы и показала, что в этой жизни можно сделать, если не бояться.

Нетворкинг. На сайте любой бизнес-школы написано, что МВА поможет обрасти связями. Наталья Кукушкина не могла это почувствовать, потому что в ее группе были только коллеги из ее банка.

Что делать после MBA

Чаще всего после MBA выпускники находят более прибыльную работу, открывают свой бизнес или уезжают жить в другую страну. По данным Graduate Management Admission Council, 7 из 10 выпускников не получили бы нынешнюю работу без степени МВА. 33% нынешних студентов планируют поменять рабочую отрасль, а 29% — открыть свой бизнес.

Через 2 года после MBA Ольга Павлова уволилась из СМИ и ушла работать в другую, более интересную и прибыльную сферу коммерции, где МВА-образование ей не пригодилось. Но она считает, что именно оно подтолкнуло ее сменить профессию.

Ольга говорит, что после MBA многие ее одногруппники нашли работу в Европе и США и переехали туда жить. Так же поступила и Эльмира Хусаинова, переехав из России в Швейцарию. А многие ее сокурсники хотели в Азию и легко нашли работу в Сингапуре, Гонконге и Бангкоке.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *