Что такое мавлид у мусульман и для чего

Что такое мавлид и какова цель его проведения?

Что такое мавлид у мусульман и для чего. Смотреть фото Что такое мавлид у мусульман и для чего. Смотреть картинку Что такое мавлид у мусульман и для чего. Картинка про Что такое мавлид у мусульман и для чего. Фото Что такое мавлид у мусульман и для чего

Вот и наступил долгожданный месяц Рабби-уль-авваль. Месяц, в котором мы, мусульмане восхваляем нашего любимого Пророка Мухаммада (мир ему и благословение). Читаем священный Коран, говорим и рассказываем родным, близким и друзьям о жизни нашего любимого Пророка Мухаммада (мир ему и благословение). Воздаём хвалу Всевышнему, Творцу миров, за то, что мы являемся уммой нашего любимого Пророка Мухаммада (мир ему и благословение).

С самого начала этого месяца мусульмане всего мира проводят торжественные мероприятия, в которых возвеличивают Пророка (мир ему и благословение) под названием «мавлид». Какова цель проведения мавлидов? С этим вопросом я обратилась к теологу Мухаммаду Муслимову:

— Мухаммад, скажите, пожалуйста, что такое мавлид и какова цель его проведения?

— Основная цель проведения мавлида – расширение знаний о Посланнике Аллаха (мир ему и благословение), которые способствуют усилению любви верующих к нашему Пророку (мир ему и благословение), а следование за ним приводит к любви Всевышнего Аллаха к нам. И ещё –выразить бесконечную благодарность Всевышнему за то, что мы являемся последователями нашего Пророка Мухаммада (мир ему и благословение) и являемся его (мир ему и благословение) уммой. Привить и усилить любовь собравшихся к Пророку (мир ему и благословение) помогают рассказы о его жизни, о тех трудностях, которые пришлось испытать Посланнику Аллаха (мир ему и благословение), чтобы распространить и донести до нас истинный Ислам, для того, чтобы мы ценили свою религию.

— Расскажите о способах проведения мавлидов, есть ли какие- либо специальные требования к проведению мавлида?

— При проведении мавлидов не обязательно, чтобы раздавались подарки, приглашалось много гостей, накрывали большие роскошные столы – это все не является условием, а всего лишь дополнением к мавлиду.

Также существуют этикет проведения мавлида. Проводя мавлид, следует обратить внимание, что его организаторы должны не только заниматься подготовкой и подачей угощения и подарков, но они тоже должны извлечь для себя пользу от проведённого мавлида – слушать этот мавлид, брать из него уроки, узнавать как можно больше о жизни нашего любимого Пророка Мухаммада (мир ему и благословение). Также особое внимание должно уделяться соблюдению этики, чтобы мужчины и женщины сидели в разных помещениях, чтобы внимательно слушали, чтобы женщины не появлялись там, где мужчины, поскольку на мавлид приходят и посторонние мужчины, чтоб полностью аврат женщины был закрыт. И еда должна быть приготовлена с омовением.

— Как вы уже сказали, мавлид нужно проводить исходя из своих возможностей. Но, несмотря на своё положение, люди тратят огромные деньги, накрывают столы по-царски, по окончании раздают подарки, и всему этому уделяется больше внимания, чем самому мавлиду.

— Мавлид не должен превращаться в соревнование, у кого лучше накрыт стол, у кого больше подарков, у кого красивее и вкуснее еда и т.д. Поэтому нужно сделать мавлид, исходя только из своих материальных возможностей и приглашая такое количество гостей, которые для тебя не будет обременительным.

Мавлид – добровольное дело, но, если у человека есть желание и возможность накрыть большой стол, пригласить много гостей, раздавать подарки – это его право, при условии, что это не должно быть обременительным для него. Если же, не имея денег, человек берет в долг, накрывает столы, покупает подарки, приглашает на мавлид, можно быть уверенным, что он делает это ради своего тщеславия, а не ради Пророка Мухаммада (мир ему и благословение), лишь бы люди восхищались «Какой у него был хороший мавлид, сколько людей к нему приходило, какие подарки он дал!» Если в душе у верующего искренность, то он сделает мавлид, исходя из своих возможностей, так как основная цель мавлида, как мы уже сказали, рассказ о жизни Пророка (мир ему и благословение) и восхваление его.

Спасибо за предоставленную информацию.

Понравился материал? Пожалуйста, расскажите об этом окружающим, сделайте репост в соцсетях!

Читайте нас в Телеграм: t.me/newislamru

Беседовала: Гуля Джамалова

Источник

Что такое мавлид у мусульман и для чего

Совет улемов Духовного управления мусульман Российской Федерации определил закят аль-фитр в 2016 году в размере:

— для людей малоимущих — 100 р.

— для людей со средним достатком — 300 р.

— для состоятельных людей — от 500 р.

Закятуль-фитр (садакатуль-фитр, фитр садакасы) милостыня разговения, выплачиваемая от каждого члена семьи до начала праздника Разговения (Ид-аль-фитр, Ураза-байрам). Она является заключительным условием для принятия Творцом соблюденного поста.

Фидия садака:

— минимальный размер за пропущенный день составляет 250 р.

Фидия садака это милостыня-искупление, состоящая в том, что за каждый пропущенный день обязательного поста надо накормить одного нищего так, чтобы на него израсходовалось средств примерно столько, во сколько обходится в среднем обед (а лучше — среднесуточные затраты на питание).

Что такое мавлид у мусульман и для чего. Смотреть фото Что такое мавлид у мусульман и для чего. Смотреть картинку Что такое мавлид у мусульман и для чего. Картинка про Что такое мавлид у мусульман и для чего. Фото Что такое мавлид у мусульман и для чего

Мавлид: обряды, традиции, молитвы

МАВЛИД АН-НАБИЙ

Мавлид, или праздник рождения Посланника Аллаха, — одно из благочестивых и разрешенных новшеств в Исламе. Во времена Пророка (мир ему и благословение Аллаха) такое празднование не проводилось. Впервые Мавлид праздновался в начале XIII в. по указанию одного из мусульманских правителей, который был богобоязненным человеком. Для проведения Мавлида он собрал известных хадисоведов, теологов и получил одобрение и у восточных, и у западных исламских ученых, например аль-Хафиза Ахмада ибн Хаджар Аскаляни и его ученика аль-Хафиза ас-Сахави, а также ас-Суюти и др. Ас-Сахави отмечал в своей книге «Фатава» («Религиозные заключения»), что Мавлиды начали проводиться по истечении времени Пророка (мир ему и благословение Аллаха), и праздник этот распространился по странам Ислама. В Османском же халифате Мавлид ан-Набий стал официальным праздником. По мнению турецкого богослова Саида Нурси: «Празднование рождества Пророка (мир ему и благословение Аллаха) — это хорошая и полезная традиция в Исламе, потому что во время празднования Мавлида верующие встречаются, общаются друг с другом, посещают уроки, что способствует укреплению их любви к Аллаху и Его Посланнику».

Вот как описывает в своей книге путевых заметок «Хадж-наме» известный ученый-богослов, уроженец Нижегородчины Хамидулла Альмушев праздник Мавлид, очевидцем которого он стал в 1900 году во время хаджа: «Оказалось, жители Медины весь месяц рабиу-ль-авваль считают большим праздником. В его 12-й день в мечети Харам Шариф (мечеть Пророка) четыре хатыба, взойдя на минбар, читают «Мавлид», а собравшиеся паши, офицеры и солдаты бывают угощаемы щербетом. Во время восхода солнца начинается чтение хутб. Это сопровождается орудийными залпами, а среди людей царит ликование».

Во время проведения этого праздника раздают милостыню, читают жизнеописание Пророка (мир ему и благословение Аллаха) с надеждой получения благословения при совершении такого доброго дела. Но как относится шариат к празднованию Мавлида? Одобряет он это или нет? Разговоры о том, что проведение Мавлида отсутствует в Сунне и поэтому отвергаемо и запретно, ничем не обоснованы. В шариате нет правила «все, что не совершалось Пророком, является запретным нововведением».

В пользу Мавлида есть много косвенных аргументов. Так, один из сподвижников, Кяб ибн Зухейр, в присутствии Пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха) похвалил его и произнес восхваляющие слова в его адрес. Кроме того, Хасан ибн Сабит подтвердил это и также похвалил Посланника Господа, и он не возразил этому.

Порядок проведения Мавлида

А‘узу билляхи минаш-шайтанир-раджим.

Альхамду лилляхи раббиль ‘алямин. Ар-рахманир-рахим. Малики яумид-дин. Иййякя на‘буду ва иййякя наста‘ын. Ихдинас-сыраталь-мустакым. Сыраталь-лязина ан‘амта ‘аляйхим, гайриль-магдуби ‘аляйхим ва ляд-даллин.

Прибегаю к Аллаху от сатаны, побитого камнями! Во имя Аллаха, Милостивого, Милосердного! Хвала Аллаху, Господу миров, Милостивому, Милосердному, Властелину Дня воздаяния! Тебе одному мы поклоняемся и Тебя одного молим о помощи. Веди нас прямым путем, Путем тех, кого Ты облагодетельствовал, не тех, на кого пал гнев, и не заблудших.

Посланник и верующие уверовали в то, что ниспослано ему от Господа. Все они уверовали в Аллаха, Его ангелов, Его Писания и Его посланников. Они говорят: «Мы не делаем различий между Его посланниками». Они говорят: «Слушаем и повинуемся! Твоего прощения мы просим, Господь наш, и к Тебе предстоит прибытие».

Аллах не возлагает на человека сверх его возможностей. Ему достанется то, что он приобрел, и против него будет то, что он приобрел. Господь наш! Не наказывай нас, если мы позабыли или ошиблись. Господь наш! Не возлагай на нас бремя, которое Ты возложил на наших предшественников. Господь наш! Не обременяй нас тем, что нам не под силу. Будь снисходителен к нам! Прости нас и помилуй! Ты — наш Покровитель. Помоги же нам одержать верх над неверующими людьми.

3.1. Сура «аль-Ахзаб» (33:40–48)

Ма кяна Мухаммадун ’аба ’ахадим мир-риджаликум ва лякир расуляллахи ва хатаман-набиййин, ва кянал-лаху би-кулли шай-’ин ‘алима. Я ’аййухаль-лязина ’аману-з-куруллаха зикран кясира. Ва саббихуху букратау-ва ’асыля. Хуваль-лязи юсолли ‘аляйкум ва маля’икятуху лиюхриджа-кум миназ-зулюмати ’илян-нур, ва кяна биль-му’минина рахима. Тахиййатухум яума ялькаунаху салям, ва ’а‘адда ляхум ’аджран кярима. Я ’аййухан набиййу ’инна ’арсальнакя шахидау-ва мубашширау-ва назира. Ва да‘ыян ’иля-ллахи би ’изнихи ва сираджам мунира. Ва башшириль-му’минина би’анна ляхум миналлахи фадлян кябира. Ва ля туты‘ыль-кяфирина ва-ль-мунафикына ва да‘ъ ’азахум ва таваккяль-‘аля-ллахи ва кяфа билляхи вакиля.

Мухаммад не является отцом кого-либо из ваших мужей, а является Посланником Аллаха и Печатью Пророков (или последним из пророков). Аллах знает обо всякой вещи. О те, которые уверовали! Поминайте Аллаха многократно и славьте Его утром и перед закатом. Он — Тот, Кто благословляет вас, и Его ангелы также благословляют вас, чтобы вывести вас из мрака к свету. Он милосерден к верующим. В тот день, когда они встретят Его, их приветствием будет слово: «Мир!». Он уготовил для них щедрую награду. О Пророк! Мы отправили тебя свидетелем, добрым вестником и предостерегающим увещевателем, призывающим к Аллаху с Его дозволения и освещающим светочем. Сообщи же верующим благую весть о том, что для них у Аллаха есть великая милость. Не подчиняйся неверующим и лицемерам, оставь причиняемые ими страдания и уповай на Аллаха. Довольно того, что Аллах является Попечителем и Хранителем!

3.2. Сура «аль-Ахзаб» (33:56)

’Инналлаха ва маля’икятаху юсоллюна ‘алян-набийй. Я ’аййухаль-лязина ’аману соллю ‘аляйхи ва саллиму таслима.

Воистину, Аллах и Его ангелы благословляют Пророка. О те, которые уверовали! Благословляйте его и приветствуйте миром.

4.1. Касыда (салават макбуля)

а) Аллахумма солли ‘аля саййидина Мухаммадин саййидиль-‘араби валь-‘аджам. Ва имами Маккята валь-Мадинати валь-Харам. Ва тарджумани лисанис-саляфи валь-кярам. Ва ‘аллямаль-инсана ма лям я‘ълям. Аслюху нурун ва наслюху Адам. Ба‘ъсуху муаххарун ва халькуху мукаддам. Исмухуш-шарифу мактубун ‘аля-ль-ляухиль-махфузы би-якутиль-джау-хари валь-калям. Джисмухуш-шарифу мадфунун филь-Мадинатиль-Мунавварати валь-Харам. Фатуба лиман ра’аху ва таба‘аху ва лиман аслям. Манба‘уш-шафа‘ати яумаль-хашри ван-надам. Манба‘уш-шафа‘ати лиль-‘асына ка’илян — я рабби саллим яума я ляйтат-тахальна тураба тахтиль-кадам. Уммати, уммати ва уммата я заль-лютфи валь-кярам. Фа-юнадиль-мунади мин кыбалир-Рахманиль-архам. Кабильту шафа‘атакя я набийяль-мухтарам.

О Аллах, благослови нашего господина Мухаммада, господина арабов и аджам (неарабов). Имама Заповедных мечетей Мекки и Медины. Основоположника языка саляф (сподвижников) и кярам (благочестивых ученых), научившего человека тому, чего он не знал. Его первопричина — свет, а его прародитель — Адам. Его послание последнее, но его сотворение прежде [всех]. Его благородное имя записано в Хранимой Скрижали драгоценным Джаухар (Камнем) и Калям (Пером). Его благородное тело захоронено в Заповедной мечети аль-Харам в Лучезарной Медине. Благословенны те, кто видел его, кто последовал за ним и кто предался [Аллаху]. Он источник заступничества в День суда и Сожаления. Он заступник ослушавшихся, говоря [в День суда]: «О Господь! Обезопась в День, когда мы будем просить: “О Господь, о если бы Ты укрепил землю под нашими ногами!”. Моя умма, моя умма, о Обладатель милости и щедрости!». Затем глашатай возвестит [по приказу] Милостивого и Милосердного: «Я принял твое заступничество, почтенный Пророк».

4.2. Салават (хором)

Ас-саляту вас-саляму ‘аляйкя я Расуляллах;

Ас-саляту вас-саляму ‘аляйкя я Хабибаллах;

Ас-саляту вас-саляму ‘аляйкя я Набийяллах;

Ас-саляту вас-саляму ‘аляйкя я хайра халькыллях.

Благословение и мир тебе, о Посланник Аллаха,

Благословение и мир тебе, о Любимец Аллаха,

Благословение и мир тебе, о Пророк Аллаха,

Благословение и мир тебе, о лучшее из творений Аллаха.

4.3. Касыда

Удхулюль-джанната ля хауфун ‘аляйкум ва ля хазанун ва ля алям. Сумма радыяллаху та‘аля ‘ан Аби Бакрин ва ‘ан ‘Умара ва ‘ан ‘Усмана ва ‘ан ‘Алиййин завиль-кярам.

Сумма радыяллаху та‘аля ‘ан хадими шари‘атихиль-имамиль-а‘ъзам. Ва солляллаху та‘аля ‘аля Мухаммадин ва ‘аля джами‘ыль-анбия’и валь-мурсалин. Валь-хамду лилляхи раббиль-‘алямин.

«Войдите в рай, где не будет для вас ни боязни, ни печали, ни боли». Да будет доволен Аллах Всевышний Абу-Бакром, Умаром, Усманом и Али — обладателями благородства. Да будет доволен Аллах Всевышний слугой Его религии имамом А‘зам (Абу-Ханифой). Да благословит Аллах Мухаммада, всех пророков и посланников. И хвала Аллаху, Господу миров.

4.4. Завершение чтения Корана и касыды

Субхана раббикя раббиль-‘ыззати ‘амма ясыфун, ва салямун ‘аляль-мурсалин, валь-хамду лилляхи раббиль-‘алямин.

Твой Господь, Господь могущества, пречист и далек от того, что они приписывают Ему. Мир посланникам! Хвала Аллаху, Господу миров!

5. Мольба (дуа)

Хвала Аллаха — Господу миров.

Истинно, Аллах и ангелы Его благословляют Пророка! О те, кто уверовали! Благословляйте и приветствуйте его усердно!

О Аллах, благослови наилучшим образом благороднейшего из людей — нашего господина Мухаммада, его семейство и сподвижников столько раз, сколько существует известных Тебе вещей, и пусть для записи этих благословений потребуется столько чернил, сколько потребуется их для записи Твоих Слов! Благословляй его каждый раз, когда Тебя и его станут поминать поминающие, и все то время, пока этим будут пренебрегать беспечные!

Боже, приветствуй господина нашего Мухаммада и семью господина нашего Мухаммада, подобно тому, как Ты приветствовал господина нашего Ибрахима и семью господина нашего Ибрахима, и благослови господина нашего Мухаммада и семью господина нашего Мухаммада, подобно тому, как Ты благословил господина нашего Ибрахима во всех мирах! Истинно, Достохвален Ты, Всеславен! Аминь.

Материал опубликован в сборнике Мавлид аль-Набий № 1 (2007)

Источник

В каком случае Мавлид будет дозволенным, а в каком – запретным?

Что такое мавлид у мусульман и для чего. Смотреть фото Что такое мавлид у мусульман и для чего. Смотреть картинку Что такое мавлид у мусульман и для чего. Картинка про Что такое мавлид у мусульман и для чего. Фото Что такое мавлид у мусульман и для чего

Каждый год, когда наступает месяц рабиуль-авваль, мусульманская община нашей (и не только) страны взрывается спорами – дозволено ли проведение мавлидов, особых мероприятий, которыми многие мусульмане традиционно выражают радость по случаю рождения Пророка Мухаммада (мир ему и благословение).

Противники этих мероприятий приводят в доказательство своего мнения тот факт, что сподвижники Пророка (мир ему и благословение) и первые мусульмане мавлиды не проводили, следовательно, это является новшеством в религии (бид’a).

Сторонники мавлидов возражают, что это мероприятие призвано оживить среди мусульман любовь к Пророку (мир ему и благословение), то есть, имеет под собой благую цель, а значит, это полезное действие.

Чтобы разобраться в этом вопросе, следует сначала выяснить – что можно называть новшеством в религии, и бывают ли хорошие, благие новшества?

Что такое нововведение в религии и всегда ли оно запретно?

С точки зрения арабского языка, слово бид’а означает некое вновь возникшее явление, подобного которому не было ранее. В религиозной терминологии бид’а – это какая-то практика, которая появилась после окончания жизни Пророка (мир ему и благословение), и нет конкретного аята или хадиса с ее упоминанием.

Чересчур категоричные мусульмане, указывая на запретность любого новшества в религии, опираются на хадис, где говорится, что «каждое нововведение – это заблуждение, а всякое заблуждение в огне» (Муслим).

Однако, существует хадис с другим смыслом, где говорится следующее:

«Кто введет в религию какое-то благое деяние (суннат хасанатан), и примеру его последуют другие люди, тот получит вознаграждение, которого достоин сам, а также вознаграждение всех тех, кто будет следовать этому благому пути. Кто введет в религию дурное деяние (суннат шаррин), которому последуют другие, тот понесет наказание за себя и за всех тех людей, кто последует этому плохому делу» (Муслим, Насаи, Ахмад, Тирмизи).

На основании этого хадиса исламские ученые сделали вывод, что новшества в религии бывают дозволенные (благие) и запретные (дурные). Также некоторые ученые (как шафиитский факих имам Навави или ханафитский ученый Ибн Абидин) считали, что новшества – как и любые действия в шариате – делятся на пять видов: обязательные (фард), желательные (мустахаб), дозволенные (мубах), порицаемые (макрух) и запретные (харам).

Ибн Абидин аль-Ханафи, в частности, сказал: «Нововведение бывает обязательным – как обучении религии с целью опровержения заблудших, и изучение грамматики, чтобы понимать Коран и Сунну. Бывает желательным – как строительство медресе, и к нему же относится каждое благое деяние, которого не было во времена Пророка (мир ему и благословение). Бывает нежелательным – как излишнее украшение мечетей. Бывает дозволенным – как разнообразие еды и питья, или одежды» («Хашия», том 1, стр. 376).

Другой ханафитский ученый, Бадруддин Айни писал в своем толковании на Сахих Бухари: «Бид’а – это совершение действий, которых не было во времена Пророка (мир ему и благословение Аллаха). Далее оно делится на два вида: если содержит благое в шариате, то его называют одобренным нововведением, если же содержит плохое, называют порицаемым нововведением».

Как мы знаем из исламской истории, многие вещи из религиозной практики, к которым мы привыкли, появились не при жизни Пророка (мир ему и благословение), а позже, к примеру, при первых халифах.

Самый известный пример – это собирание текста Корана в единую книгу, которое было сделано при халифе Абу Бакре (да будет доволен им Аллах). После одного из сражений, когда погибло множество сподвижников-хафизов (знающих Коран наизусть), Умар (да будет доволен им Аллах) предложил Абу Бакру собрать знатоков Корана и записать все аяты Корана в одну книгу. Абу Бакр вначале сомневался это делать, поскольку от Пророка (мир ему и благословение) не было передано подобного завещания. Но потом согласился с тем, что в этом будет много пользы.

Известно, что сам Пророк (мир ему и благословение) очень редко совершал намаз таравих (желательный намаз, совершаемый в месяце Рамадан) с джамаатом, обычно он совершал его дома, один, чтобы люди не восприняли его как обязательный.

Однако, халиф Умар, отметив, что люди стали небрежны к совершению этого намаза, ввел коллективное его совершение каждую ночь в месяце Рамадан. При этом сам халиф так отозвался о введенном им обычае: «Какое прекрасное новшество (бид’а)!»

Мавлид – проведение которого началось спустя несколько сот лет после смерти Пророка (мир ему и благословение) – большинство исламских ученых также относят к хорошим, благим новшествам (бид’а хасана), поскольку он помогает возродить любовь к Пророку (мир ему и благословение) в мусульманской общине, способствует увеличению среди людей знаний об исламе и жизни Пророка.

Почему сподвижники не проводили мавлид?

Противники мавлида выдвигают самый, с их точки зрения, сильный аргумент против мавлида. Почему его не устраивали во времена Пророка (мир ему и благословение) или первых поколений мусульман (которых называют саляфами – праведными предками)? Ведь если это очень благочестивое деяние, неужели эти люди не должны были больше всех усердствовать в его совершении.

Однако, такие люди не принимают во внимание сам факт – что такое мавлид и с какой целью он проводится. Традиционно мавлид представляет собой мероприятие, где читаются аяты Корана с упоминанием достоинств Пророка (мир ему и благословение), рассказываются истории о его жизни – особенно о чудесах, сопровождавших его рождение, поются нашиды в его честь и во множестве произносятся салаваты – благословения в его адрес. Также в некоторых случаях гостям предлагается угощение или небольшие подарки.

Из этого мы видим, что сподвижникам не было нужды в проведении подобного мероприятия – даже спустя много лет после смерти Пророка (мир ему и благословение) они свято хранили каждую подробность его жизни, сам его образ постоянно стоял у них перед глазами. Мусульманам первых трех праведных поколений также не было надобности в мавлидах – они прекрасно знали Сунну Посланника (мир ему и благословение), знали историю его жизни.

Но еще через несколько сот лет люди стали охладевать к религии, любовь к Пророку (мир ему и благословение) стала уходить из сердец людей, он стал для них просто исторической личностью, который жил когда-то давно, и о котором они мало что помнили.

Поэтому спустя примерно пятьсот-шестьсот лет после хиджры ученые и правители своего времени решили, что в месяц прихода в мир Посланника Мухаммада (мир ему и благословение) будет полезно напомнить людям о его жизни и его достоинствах.

Известно, что впервые мавлид начали праздновать в 12 веке (6-м веке хиджры) по указанию Музаффауддина ибн Зейнуддина, правителя сирийской местности Ирбиль. Для проведения первого мавлида он собрал известных учёных, хорошо знающих хадисы.

Ученые того времени – такие как имам Ибн Хаджар Аскаляни или имам Суюти – одобрили проведение мавлидов, посчитав их бид’а хасана — хорошим, благим новшеством. Более поздние ученые – такие как известный индийский ученый Абдуль-Хай Лякнави (рахимахуллах), живший в 19 веке (13-м веке хиджры) также вынесли фетву о его дозволенности.

В каком случае мавлид будет дозволенным, а в каком – запретным?

Итак, как мы сказали, мавлид (в основе своей) состоит из дозволенных и даже весьма желательных действий: чтения Корана, произнесения салаватов и зикра, рассказов о жизни Пророка (мир ему и благословение) и чтения стихов с его восхвалением; иногда еще включает в себя угощение гостей – если, к примеру, человек устраивает его у себя дома.

Но в некоторых случаях мавлид также может стать греховным и соответственно, запретным. В частности, если на мавлиде будут совершаться какие-то порицаемые и греховные действия – гостей на нем, допустим, будут угощать спиртным, такой мавлид не принесет его учредителям ничего, кроме греха. То же самое относится к ситуации, когда на мавлиде представители противоположного пола будут слишком близко смешиваться и общаться.

Также мавлид превратится в действительно дурное новшество, если кто-то будет ограничивать его проведение одним днем – к примеру, 12-м числом месяца рабиуль-авваль или только одним месяцем (и запрещать проводить его в другое время).

Если какой-то человек заявит, что мавлид – это обязательное для всех мусульман мероприятие (либо является сунной) и будет на основании этого порицать и называть грешниками всех тех, кто по каким-то причинам не хочет на нем присутствовать, в таком случае это тоже будет запретное нововведение.

В остальных случаях – когда мусульмане проводят мавлид в соответствии с шариатом, не привнося туда каких-то запретных практик и не совершая греха на этом мероприятии, имея намерение выразить любовь и преданность нашему Пророку Мухаммаду (мир ему и благословение), его семье и сподвижникам, желая способствовать распространению религиозных знаний, тогда, по милости Аллаха, все устроители и участники этого действия заслужат вознаграждение от Всевышнего.

Источник

Мавлид: нововведение или проявление любви к Пророку?

Мавлид (Маулид) – праздник, отмечаемый в ряде мусульманских государств и регионов, посвящённый Дню рождения Пророка Мухаммада (с.г.в.).

Известно, что Посланник Аллаха (с.г.в.) родился двенадцатого числа месяца Раби уль-Авваль (в 2021 году эта дата наступит с заходом солнца 17 октября), однако традиционно Мавлид празднуется в течение всего этого месяца, именуемого месяцем Пророка (с.г.в.), или даже по его окончании.

Празднование Мавлида происходит, преимущественно, в мечетях, где собирается большое количество верующих. На подобных мероприятиях, как правило, читается Священный Коран, мусульмане слушают проповеди, посвящённые Посланнику Господа (с.г.в.), его качествам и т.д. Основной целью праздника является выражение благодарности Всевышнему за то, что Он ниспослал в качестве милости всему человечеству Своего Посланника (с.г.в.).

В мусульманском мире традиция празднования Мавлида ведёт свою историю с XII столетия, когда впервые день рождения Пророка Мухаммада (с.г.в.) отметили в иракской провинции Эрбиль по указу местного правителя Музафауддина Заинуддина.

Следует отметить, что относительно дозволенности празднования дня рождения Посланника Всевышнего (с.г.в.) мнения мусульманских богословов расходятся. Как утверждает одна часть учёных, это не только дозволенное, но и богоугодное деяние, способное принести награду мусульманам. Другие же богословы считают, что отмечать Мавлид есть нововведение, не имеющее никакого отношения к Заключительному Божьему посланнику (с.г.в.), а значит, его празднование запретно.

Доводы сторонников Маулида

Те, кто выступает за проведение мавлидов, обосновывают необходимость подобных мероприятий выражением любви к Посланнику Аллаха (с.г.в.) и в качестве подтверждения приводят хадис, в котором говорится следующее: «Не уверует никто из вас до тех пор, пока не станет любить меня больше, чем отца и детей» (аль-Бухари, Муслим).

Во-вторых, сторонники Мавлида утверждают, что сам Пророк (с.г.в.) возносил благодарность Создателю за то, что Тот сотворил его, и держал уразу по понедельникам, поскольку Мухаммад (с.г.в.) появился на свет именно в этот день.

В-третьих, на Мавлид собирается джамаат верующих людей, искренне любящих своего Пророка (с.г.в.) и желающих оказаться с ним рядом в Судный день. В одном из хадисов, передаваемом со слов Анаса ибн Малика, рассказывается история, как некто спросил у Божьего Посланника (с.г.в.), когда наступит День Великого суда. Тот задал встречный вопрос: «А что ты для него приготовил?» В ответ на это тот человек сказал: «Ничего, кроме того, что я люблю Творца и Его Посланника (с.г.в.)». После чего Мухаммад (с.г.в.) успокоил его: «В тот день ты будешь с теми, кого любил» (аль-Бухари и Муслим).

В-четвёртых, такого рода мероприятия ведут к распространению новых знаний о жизни Заключительного Божьего посланника (с.г.в.), о его достойных качествах и атрибутах, что, в свою очередь, способствует усилению любви к Пророку (с.г.в.). Благодаря этому верующий может лучше узнать и следовать примеру Мухаммада (с.г.в.), так как в Книге Всевышнего сказано:

В Посланнике Аллаха был прекрасный пример для вас… (33:21)

В-пятых, в рамках Мавлида верующие совершают коллективное поклонение Аллаху, которое в разы больше вознаграждается по сравнению с поклонением индивидуальным. Исходя из хадиса, известно, что один намаз в мечети лучше, чем намаз индивидуальный в 27 раз (аль-Бухари).

В-шестых, как склонны считать сторонники Мавлида, то обстоятельство, что он не праздновался при жизни Пророка (с.г.в.) вовсе не указывает на его запретность, поскольку в XXI столетии существует немало вещей и мероприятий, коих не было во времена Пророка (с.г.в.), но при этом они являются дозволенными.

Доводы противников

Основополагающим доводом стороны противников Мавлида Пророка (с.г.в.) является то, что он является нововведением (бид’а, бидгатом). В качестве подтверждения данной позиции они утверждают, что о праздновании дня рождения Посланника Аллаха (с.г.в.) не сказано ни в Коране, ни в Благочестивой сунне. Кроме того, подобной практики не существовало и во времена сподвижников Мухаммада (с.г.в.), что, в свою очередь, ещё раз указывает нам на то, что Мавлид – это нововведение. А Посланник Господа (с.г.в.) говорил: «Худшие деяния – это новоизобретённые, а каждое такое деяние – это нововведение, а каждое нововведение – это заблуждение, а всякое заблуждение в Огне» (хадис приводят Муслим и Насаи).

Во-вторых, противники Маулида приводят хадис Пророка (с.г.в.), гласящий: «Поистине, Аллах заменил их (праздники) двумя лучшими днями: Днём разговения и Днём жертвоприношения» (Абу Дауд). Соответственно, как утверждают противники, в исламе существуют лишь эти два праздника, и в их число Мавлид не входит, а значит, его празднование запрещено.

В-третьих, противники рассматривают особые торжества в этот день в качестве акта подражания христианам, которые отмечают Рождество Христово, в то время как Посланник Господа миров (с.г.в.) призывал не совершать подобного. Так, в хадисах приводятся следующие высказывания Пророка Мухаммада (с.г.в.): «Не уподобляйтесь иудеям и христианам» (ат-Тирмизи); «Тот, кто уподобляется какому-либо народу, тот – из них» (Абу Дауд, Ахмад).

В-четвёртых, противники говорят, что на мавлидах правоверные занимаются чрезмерным прославлением Пророка Мухаммада (с.г.в.), хотя сам он категорически запрещал это делать. В одном из хадисов сказано: «Не превозносите меня, как это сделали христиане с Исой ибн Марьям (а.с.), я всего лишь раб Аллаха» (аль-Бухари).

В-пятых, некоторые выступают против мавлидов по причине имеющейся практики игры на музыкальных инструментах, а также различного рода песнопений, которые, по мнению части мусульман, являются харамом.

В-шестых, противники подвергают критике использование, как они считают, ложных или сомнительных хадисов во время проповедей на мавлидах, в которых говорится о том, что якобы сам Пророк (с.г.в.) отмечал свой День Рождения.

Понравился материал? Отправь его братьям и сестрам по вере и получи саваб!

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *