Что такое материализм и идеализм
Материализм и идеализм в философии
Философия – неоднозначная наука, в которой один и тот же вопрос может иметь различные интерпретации, теории и учения. Но основным предметом спора философов разных школ является вопрос о том, что первично: материя или идея.
В связи с этим в системе философских учений выделяют два направления – материализм и идеализм. В чем различие этих течений читайте в этой статье.
Впервые два направления описал в своих работах немецкий философ Ф. Шлегель. Материализм утверждает первичность материи, принимает ее как изначальное, то из чего происходит все остальное, в том числе и мир, и сознание человека.
Материалисты считают, что сознание является продуктом материи, оно отражает внешний окружающий мир, который в свою очередь является вечным, а также бесконечным во времени и пространстве.
Познавание окружающего мира, по мнению материалистов, происходит через наши знания о нем, через реальный опыт и практику взаимодействия с ним. Знания о мире, полученные в процессе его познавания, являются достоверными и эффективными в дальнейшей деятельности человека. Идеализм является полной противоположностью материализма и утверждает первичность идеи, духа, сознания, при котором все материальное есть лишь продуктом духовного. Идеалисты рассматривают мир как нечто конечное, ограниченное во времени и пространстве, сотворенное богом. Познавание окружающего мира в идеологическом направлении не однозначно.
Существует две точки зрения в этом вопросе – объективная и субъективная. Объективный идеализм окружающий мир идей считают независимым от материи и сознания человека. Познание такого мира невозможно для человека. Субъективный идеализм, который был тесно связан с мистикой и религией, признавал возможность познания мира, но при этом связывал ее с волей бога и другими потусторонними силами.
Идеализм получил сильную поддержку со стороны религии, а общество приняло его идею в связи с недостаточным развитием науки и незаинтересованностью в научных исследованиях. Так как некоторые явления в природе было сложно объяснить логически, то проще было принять это как нечто неосязаемое, сотворенное богом. Но с развитием науки и увеличением интереса к познанию сути вещей более популярным становился материализм. Последователями этого течения были, как правило, высокообразованные люди, заинтересованные в правильности познания окружающего мира и становлении власти над природой, такие как Гераклит, Ф. Бэкон, К. Маркс, Т. Гоббс и Д. Локк. Идеализм поддерживали такие философы как Платон и Аристотель, Ф. Гегель, И. Кант и Д. Беркли.
Вопрос о том, что первично материя или идея остается нерешенным и в современной философии, что позволяет специалистам продолжить работу над теориями философского материализма и идеализма.
24 Материализм и идеализм
Материализм и идеализм в философии
История материализма
Развитие материализма прослеживается в истории мировой философской мысли от её возникновения и до сегодняшнего дня. Материалистические идеи нашли отражение и в истории восточной философии (Китай, Корея, Япония, Индия).
В античности еще Фалес Милетский считал, что все возникает из воды и в неё превращается. Анаксимен полагал, что все возникает из воздуха. Гераклит считал, что все возникает из огня. Наиболее последовательно проводили материалистическую линию Левкипп, Демокрит, Эпикур и Лукреций Кар. Для античного материализма, особенно для Эпикура, характерен упор на личное самосовершенствование человека: освобождение его от страха перед богами, от всех страстей и приобретение способности быть счастливым в любых обстоятельствах. По мнению некоторых исследователей глубокие исторические корни имеет материалистическая традиция в Китае. Видным представителем этой традиции считается философ Ван Чун.
В современном смысле материализм зарождается начиная с работ Томаса Гоббса. Бурного расцвета материализм достигает в эпоху французского Просвещения (Ж. Ламетри, П. Гольбах, Д. Дидро), но он в этот период остаётся механистическим и редукционистским (то есть склонён отрицать специфику сложного, сводя его к простому). Английскую материалистическую мысль в это время представляют такие мыслители как Джон Толанд, Антони Коллинз, Давид Гартли и Джозеф Пристли. Определяющее влияние на европейскую философию материализм приобретает в XIX веке (К. Маркс, Ф. Энгельс, Л. А. Фейербах, Д. Ф. Штраус, Я. Молешотт, К. Фогт, Л. Бюхнер, Э. Геккель, Е. Дюринг).
Соединение гегелевской диалектики и материализма началось почти одновременно в России (А. И. Герцен, Н. Г. Чернышевский и другие) и в Западной Европе (Маркс, Энгельс). Диалектический материализм Маркса и Энгельса, в отличие от всех остальных видов материализма, не сводит материю только к веществу. Материя охватывает и физические поля, и происходящие процессы. С учётом накопленных естествознанием знаний, Ленин дал новое определение: материя — это «…философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них» (Ленин В. И. Полное собрание сочинений, том 18, стр. 131).
Исторический материализм. Долгое время считалось, что ход истории обусловлен лишь субъективной волей и поступками руководителей и не имеет отдельной самостоятельной объективной направленности. Гегель в своей работе «Философия истории» предположил, что в основе исторического процесса лежит саморазвивающееся идеальное начало, высшая идея, которая становится объективной необходимостью для всех остальных. Исторический материализм окончательно отбросил опору на идеализм. Маркс считал, что причиной и движущей силой исторического развития являются внутренние противоречия в производственной сфере, которые с развитием общества приобретают форму классовой борьбы. Эта причина объективна и, фактически, не зависит от конкретных людей, участвующих в исторических процессах. Естественнонаучный материализм. Как особый вид материализма выделяют естественнонаучный материализм, получивший распространение в естествознании XIX—XX вв.
Влиятельные современные теории
В XX веке в западной философии материализм развивался в основном как механистический, но у ряда западных философов-материалистов сохранялся и интерес к диалектике.
В отличие от античного материализма, материализм сейчас уделяет много внимания духовному развитию человека.
К материализму часто относят натурализм, поскольку он не отводит человеку особого места в природе; эмпиризм, который расценивает как реальное только то, что может быть воспринято посредством естественно-научных методов; неопозитивизм, с самого начала отклоняющий объяснение духовно-душевной сущности дел. Однако позитивизм и неопозитивизм материализмом всё же назвать нельзя, потому что он отвергает саму постановку вопроса о самостоятельном существовании какого-либо бытия вне познающего мышления; считает возможным только анализ ощущений и систематизирующего их языка. Отчасти материалистична также философия Б. Рассела и его школы: хотя Рассел и отрицает понятие субстанции, мышление он считает классом событий в мозгу человека.
Материализм конца XX и начала XXI века представлен философским направлением «онтологической философии», лидером которого является американский философ Барри Смит. Философский материализм именно потому можно назвать самостоятельным направлением философии, что он разрешает ряд проблем, постановка которых исключена другими направлениями философского познания, см.Метод познания современного философского материализма
Еще одной в принципе продолжающей и в какой-то мере расширяющей материалистическое представление концепцией можно назвать принцип «Семантического экстернализма», в котором содержание высказывания объясняется как «внешне обусловленное».
Материализм в философии эпохи Просвещения.
Философия просвещения относится к XVIII в. Наибольший расцвет получила во Франции. Это была предреволюционная Франция. Крупнейшими представителями французского просвещени были Вольтер, Руссо, Дидро, Гольбах и др. просветители подвергли критике тогдашний политический и социальный строй. Они выступали против абсолютизма и против феодализма. Поэтому их идеология была антифеодальной. Обществом, считали они, правит мнение, поэтому надо изменить духовную культуру, надо с позиций разума, здравого рассудка, сделать переоценку всех ценностей. Для достижения этой цели они писали труды и их распространяли. Они организовали издание энциклопедии. Главным редактором был Дидро, заместителем был математик Даламбер. Поэтому просветителей называли энциклопедистами.
ИДЕАЛИЗМ
(франц. idealisme, от греч. idea – идея)
в широком смысле слова всякое мировоззрение или образ жизни, определяемые подлинными идеалами и их практическими следствиями, особенно в виде неэгоистических, самоотверженных поступков (практический идеал); противоположность – материализм. В метафизическом смысле идеализм – это воззрение, определяющее объективно действительное как идею, дух, разум, рассматривающее даже материю как форму проявления духа, причем склоняющееся больше или на сторону идеи – объективный идеализм (Платон, Шеллинг, Гегель), или на сторону разума – субъективный идеализм (Декарт, Мальбранш, Фихте). В теоретико-познавательном смысле идеализм – это точка зрения, рассматривающая вещи как комплексы представлений, признающая бытие лишь как осознанное бытие (сознание), которое тождественно процессу восприятия – esse est percipi (Лейбниц, Беркли, Шопенгауэр); см. Неоидеализм, Немецкий идеализм; противоположность – реализм. «Магическим идеализмом» называют картину мира: 1) романтизма, 2) первобытного человека, поскольку идея, представление мыслятся как чудодейственный фактор.
Идеализм – общее обозначение филос. учений, утверждающих, что сознание, мышление, психическое, духовное первично, основоположно, а материя, природа, физическое вторично, нроизводно, зависимо, обусловленно. И. противостоит материализму в решении основного вопроса-философии — об отношении бытия и мышления, духовного и материального как в сфере существования, так и Б сфере познания. Хотя И. возник более двух с поло-виной тысячелетий назад, термин, как обозначение одного из двух лагерей, борющихся в философии, появился лишь в нач. 18 в.
В филос. смысле И. в этич. области означает отрицание обусловленности морального сознания обществ. бытием и признание его первичности.
При всём фундаментальном единстве идеалистич. лагеря в решении осн. вопроса философии внутри этого лагеря следует различать две его гл. формы: объек-тивньй и И субъективный. Для первого характерно признание духовного первоначала вне и независимо от сознания, для второго неприемлемо допущение какой бы то ни было реальности вне и независимо от нашего сознания. История, прообраз объективного И. можно усмотреть уже в религиозно-художеств. построениях др.инд. упанишад (материальный мир — покрывало майи, за которым скрывается истинная реальность божеств. первоначала — брахмана). В концептуальной форме объективный И. получил первое законченное выражение в философии Платона. В c.-век. философии его представлял схоластич. реализм, в новое время крупнейшие мыслители — Лейбниц, Шеллинг, Гегель. Субъективный идеализм получил наиболее яркое выражение в учениях англ. идеалистов 18 в. Беркли и Юма.
Наличие двух гл. форм И. не исчерпывает многообразия различных вариантов идеалистич. филос. систем. В пределах этих двух форм в истории философии существовали их вариации, определяемые тем, как понимается духовное первоначало: как мировой разум (панлогизм) или мировая воля (волюнтаризм), как единая духовная субстанция (идеалистич. монизм) или множество духовных первоэлементов (монадология), как разумное логически постигаемое начало (идеалистич. рационализм), как чувств. многообразие ощущений (идеалистич. эмпиризм, сенсуализм, феноменализм) или как незакономерное, алогичное «свободное» начало, не могущее быть объектом науч. понимания (иррационализм).
Поскольку идеалистич. или материалистич. решения осн. вопроса философии являются взаимоисключающими, истинным может быть лишь одно из них. Таковым является материалистич. решение, что подтверждается историей науки и развитием обществ. практики. Однако И. существует на протяжении тысячелетий и имеет) свои глубокие социальные и гносеологич. корни. Исто-рич. истоками И. являются присущий мышлению первобытного человека антропоморфизм, одушевление всего окружающего мира и рассмотрение его движущих сил по образу и подобию человеч. поступков как обусловленных сознанием и волей. В дальнейшем гносеологич. истоком И. становится сама способность абстрактного мышления. Возможность И. дана уже в первой элементарной абстракции. Образование общих понятий и возрастающая степень абстрагирования — необходимые моменты прогресса теоретич. мышления. Однако превратное пользование абстракцией влечёт за собой гипостазирование отвлечённых мышлением свойств, отношений, действий реальных вещей в отрыве от их конкретных материальных носителей и приписывание этим продуктам абстракции самостоят. существования. Сознание, мышление, величина, форма, добро, красота, мыслимые вне и независимо от материальных предметов и существ. которые ими обладают, равно как и растение «вообще» или человек «вообще», принимаемые за сущности, или идеи, воплощаемые в вещах,— таков тот ложный ход абстрактного мышления, который ведёт к И. «Прямолинейность и односторонность, деревян-ность и окостенелость, субъективизм и субъективная слепота voila (вот — Ред.) гносеологические корни идеализма» (Ленин В. И., ПСС, т. 29, с. 322). Эти гносеологич. корни И. закрепляются в силу определ. социальных факторов, берущих начало в отделении умств. труда от физического, при котором «. сознание и состояния эдгансипироваться от мира. » (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч.. т. 3, с. 30). С формированием рабовладельч. общества И. становится естеств.-историч. формой сознания господствующих классов. По своему происхождению и на всех ступенях развития И. тесно связан с религией. По сути дела И. возник как концептуальное выражение религ. миросозерцания и в последующие эпохи служил, как правило, филос. оправданием и обоснованием религ. веры.
В самых различных видах на разных этапах истории И. по-своему выражал эволюцию форм обществ. сознания в соответствии с характером сменяющихся социальных формаций и новым уровнем развития науки. Осн. формы И., получившие дальнейшее развитие в истории философии, возникли в Др. Греции. Своего наивысшего расцвета филос. И. достиг в нем. классич. философии (кон. 18 — 1-я пол. 19 в.), обосновавшей и развившей новую историч. форму рационализма — идеалистич. диалектику. С переходом капитализма в империалистич. стадию доминирующей чертой идеалистич. философии становится поворот к иррационализму в его различных версиях. В совр. эпоху господствующими в бурж. философии идеалистич. течениями являются неопозитивизм, экзистенциализм, феноменология, неотомизм.
Совр. философы-идеалисты редко признают свою принадлежность к идеалистич. лагерю. Господствующая в совр. идеалистич. философии классификация филос. учений чаще всего основывается не на противопоставлении материализма И., а на противопоставлении И. реализму. Так, неотомисты, называя своё учение «реализмом», отличают его и от материализма, и от субъективного И. Другие идеалистич. течения претендуют на преодоление обоих противоборствующих направлений при помощи разного рода двусмысленных терминов («нейтральный монизм», «элементы» и др.). Но по существу все подобные истолкования носят дезориентирующий характер, и все ведущие течения совр. бурж. философии фактически являются различными видами И.
Новое в блогах
МАТЕРИАЛИЗМ-ИДЕАЛИЗМ И «ОСНОВНОЙ ВОПРОС ФИЛОСОФИИ»
Материализм и идеализм – термины, при помощи которых дихотомично и упрощённо разделяли направления в философии. Не следует эти философские термины путать с их обыденным словоупотреблением, при котором материалистом называют человека, стремящегося к материальным благам и чувственным утехам, а идеалистом – утонченного сторонника высоких идеалов.
Современный материализм, который иногда называют реализмом, признаёт существование потенциальной и актуальной реальности.
Потенциальная реальность – это информационно неисчерпаемое поле возможностей для актуализирующегося в процессе эволюции субъекта познания. Представления и знания возникают в результате взаимодействия познающего субъекта, обладающего определёнными биофизическими и социокультурными характеристиками, с окружающеё средой, в которую он «встроен» эволюцией Вселенной. Познающий субъект со всеми своими свойствами, с мышлением, рассудком и разумом, с искусственными сооружениями и носителями информации, со всей своей духовностью тоже принадлежит реальности. В процессе деятельности субъект познания создаёт образы реальности, превращая таинственный мир из «вещи-в-себе» в актуализированную реальность, но образы реальности этим не выводятся за сферу реальности. Фактически мы имеем дело только с актуализованной реальностью, с «вещью-для-нас», поскольку мы всегда ограничены нашим способом взаимодействия со средой обитания. При этом на нас воздействует и всегда будет неведомыми путями воздействовать потенциальная реальность, как то, что лежит за пределами наших знаний, но в том же единственном мире, в котором мы живём. Наши знания всегда ограничены, неизведанное перед нами всегда безгранично и остаётся неисчерпаемым источником новых знаний.
Что такое идеальное? Это образы и представления, которыми оперирует наш мозг как сложнейшая квантово-механическая система. Деятельность мозга связана не только с состоянием человеческого организма, но и встроена в социальные структуры. Детям свойственно интуитивное, берущее своё начало с первобытных времён представление о принципиальном различии между материальным и духовным, например между телом и душой, мозгом и сознанием. В философии это называют дуализмом. Дети знают, что мозг нужен для решения задачек, но отказываются верить, что мозг нужен и для игры в прятки. Когда дошкольников спросили, что будет, если мозг мальчика пересадить поросенку, они отвечали, что получится очень умный поросенок, но все желания у него останутся поросячьими. Склонность к дуалистическому миропониманию пока сохраняется и у многих взрослых, что препятствует восприятию достижений современной нейробиологии, которые показали, что всё «духовное» в человеке определяется материальными процессами, происходящими в мозге, и носителями их являются материальные процессы в нейронных сетях мозга. Идеальные образы не существуют как самостоятельная «субстанция», иначе её можно было бы поместить, скажем, в книгу. Но в книге знаний и образов нет! В книге есть только материальные знаки, испачканная типографской краской бумага. И только читатель декодирует знаки, осмысливает слова в меру ранее приобретённой компетенции, получает информацию, создаёт образы. В речи знаний тоже нет, звуки есть лишь колебания воздуха. Обмениваться мыслями невозможно, можно обмениваться знаками, буквами, звуковыми и зрительными материальными носителями информации, сигналами, под воздействием которых возникают идеальные образы у человека, который читает текст, слушает собеседника или открывает файл. Редуцент, т.е. получатель информации, понимает её не совсем так, как хотел продуцент, т.е. тот, кто этот носитель информации создал. Вывод: идеальное нельзя отрывать от его носителя и объективировать.
Многие философы справедливо считают, что споры о первых началах и первопричинах мироздания бессмысленны, если эти первоначала понимать как некие окончательные Истины и Абсолюты. Иногда говорят, что это потому, что наши знания ограничены. Но дело не в ограниченности, мы знаем, что «наши знания всегда ограниченны, наше невежество всегда безгранично». Дело именно в бессмысленности, в логической несостоятельности. В самом деле: какое бы начало я не назвал, будь то, как утверждает астрофизика и космология, точка сингулярности, «первоатом», сгусток огромной энергии, с большого взрыва которого 14 млрд. лет назад началось формирование нашей Вселенной, или, как думают креационисты, сверхъестественное божество, меня спросят – а что было первоначалом этого начала? Как возникла сингулярность? Кто сотворил Творца? Ответа на такой вопрос нет ни в науке, ни в религии. Но:
Бессмысленность вопроса об абсолютном первоначале и ограниченность знаний не означает, что принципы нашего взаимодействия с миром недоступны. За тысячи лет выработаны исходные понятия и категории, с которых начинается наше познание. Например: пространство, время, причина, вещь, свойство, отношение… Подобные категории являются абстракциями, они порождены нашей способностью к обобщениям и не существуют как самостоятельные субстанции, которые можно «потрогать», но они и не возникли до всякого опыта, априорно. Они возникли в результате длительной эволюции мышления и языка. Можно потрогать вот это яблоко, но нельзя потрогать фрукт, не потрогав какое-нибудь конкретное яблоко или грушу. Не случайно в английском языке есть определённый (the) и неопределённый (а) артикли. О первоначале как Абсолюте ничего нельзя сказать. А о чём ничего нельзя сказать о том следует молчать, так как любой подобный разговор, как совершенно верно утверждал Людвиг Витгенштейн, будет лишь бессмысленной словесной переформулировкой.
Основной вопрос философии. Дуализм, как мы уже знаем, утверждал, что в основе мира лежат два независимых начала: материя и дух. Из этой архаической предпосылки, идеалистическое решение которой предложил один из первых философов-теоретиков Платон, родилось то, что в XIX веке сформулировал Ф. Энгельс как «великий основной вопрос» об отношении духа к материи, так называемый «основной вопрос философии» /ОВФ/. По Энгельсу он имеет две стороны: «Что первично, материя или дух?» и «Познаваем ли мир?». В советские времена студенты заучивали: «Материя первична», «Сознание вторично», «Мир познаваем». В постсоветские времена некоторые перевёртыши стали говорить наоборот: «Дух первичен». Что таким прикажут – то они и скажут.
Уч обществознание 8 Материализм и идеализм. часть
8. МАТЕРИАЛИЗМ И ИДЕАЛИЗМ.
МАТЕРИАЛИЗМ есть философское направление, где утверждается, что материя появилась раньше сознания. Иными словами, без высокоорганизованной материи сознание невозможно. К сознанию относят наши мысли, переживания, но не Бога, поскольку материалисты считают, что Бога нет.
ИДЕАЛИЗМ есть философское направление, где утверждается, что сознание, а именно Бог, появилось раньше материи. Именно Бог материю и создал.
Суть противоречия заключается в том, что материалисты утверждают: им никогда не приходилось видеть Бога. Если бы это случилось, то тогда бы невозможно было Бога отрицать. То есть нужны доказательства существования Бога.
Для идеалистов доказательством существования и величия Бога является весь окружающий мир. Они тоже не могут увидеть Бога. Но для веры и почитания Бога верующим людям это не нужно. Они ничего не пытаются доказать. Они принимают всё как есть.
И МАТЕРИАЛИЗМ, и ИДЕАЛИЗМ в процессе исторического развития общества приобрели идеологическое содержание. На основе материализма и идеализма строятся все известные идеологии.
Понятно, что к идеалистам относят всех религиозных философов, да и просто верующих в Бога людей. Не зависимо от того, к какой религии они принадлежат. К материалистам относят всех людей отрицающих существование Бога, атеистов, а также тех, кто в силу тех или иных заблуждений в Бога верит, но считает материю первичной.
Идея о том, что материя первична, появилась в среде верующих, как альтернатива идеализму. А вдруг материя первична? Впоследствии материализм был взят на вооружение теми, кто откровенно в Бога не верит.
Для доказательства материалистических, или идеалистических убеждений философы определили два основных вопроса:
— 1. Что первично? Материя, или сознание?
— 2. Познаваем ли мир? Перефразируя этот вопрос можно спросить, возможно ли абсолютное изучение мира людьми? То есть его полное познание.
Ответить на первый вопрос невозможно. Это всё равно, что ответить на вопрос: что появилось раньше, курица, или яйцо?
Но если на второй вопрос ответить положительно, то есть, да, познать мир можно, и это в силах человека, то получается, что материя первична. Человек может всё постичь и никакого Бога нет. Как всё было бы просто.
Именно поэтому атеисты, люди, которые в Бога не верят, стали воспринимать науку как средство, способное полностью изучить весь мир и доказать, что Бога не существует. Науку превратили в орудие против религии и все предыдущие достижения науки, как и нынешние, сделанные людьми верующими, стали считать результатами борьбы человечества против религий. При этом
Люди верующие в Бога всегда воспринимают науку как средство позволяющее людям восхищаться окружающим миром, который создал Бог. Чем больше они узнают с помощью науки об окружающем нас мире, тем больше восхищаются величием Бога.
Нужно сказать, что восхищаются всем тем, что вокруг нас все умные люди, как верующие, так и неверующие. Жизнь на Земле неповторима и чудесна. Любое живое существо совершенно по своему строению. Ни одно из них не изучено наукой до конца. А как его изучить, если в каждой живой клетке код ДНК можно растянуть на расстояние 2метра. Если разместить коды ДНК всех клеток одного человека, то они вытянутся на расстояние от Земли до Солнца. Где размещается ДНК, если размеры этой клетки меньше одного миллиметра в несколько раз? Это ли не чудо?А сколько таких чудес на свете?
Итак:
Верующих в Бога людей называют ИДЕАЛИСТАМИ.
Почти все материалисты называют себя атеистами. У материалистов-атеистов принято считать АТЕИЗМ наукой. Ведь атеисты стараются все свои теории и утверждения обосновывать научно, чтобы отличаться от верующих в Бога людей своей просвещённостью и осведомлённостью. Но, в целом ряде наиболее важных своих научных предположений атеисты не смогли достичь необходимых им научных открытий, которые позволили бы им научно отрицать существование Бога. Таким открытием могло стать доказательство того, что человек произошёл от обезьяны путём длительной эволюции. Но эволюционная теория Чарлза Дарвина не была доказана. Более того, результаты исследований, доказывающих происхождение человека от обезьяны, были сфальсифицированы. Всё это говорит о том, что предположения атеистов оказались ненаучными. Из-за этого атеисты стали выглядеть не более просвещёнными, чем идеалисты. И всё бы ничего, но:
Идеалисты не претендуют и никогда не претендовали на научность своей веры в Бога. Вера в Бога не наука и не требует доказательств. Зато материалисты без доказательств не могут. Для того, чтобы оправдать своё существование, как научного философского направления, им необходимо доказать:
— что познать мир можно,
— что Бога нет,
До тех пор, пока эти, и многие подобные вопросы оказываются без ответов, АТЕИЗМ можно тоже считать верой, а не наукой. Верой в то, что Бога нет.
Иными словами:
Идеалисты веруют в то, что Бог есть, а материалисты веруют в то, что Бога нет. Никто ничего доказать не может. У верующих людей есть святые древние книги, которые написаны очень давно, и объясняют многие вещи.
Материалистам нужны доказательства своей веры в то, что Бога нет. Они хотят, чтобы их вера в безбожие стала наукой. Но доказать это у них не получается. Зато тексты Святого писания всё чаще и чаще получают научные подтверждения.
Поскольку всё человеческое общество разделилось на две основные части, идеалистов и материалистов, то было бы неправильным все изучаемые в этом учебнике вопросы освещать только с точки зрения одного из этих направлений в философии. Поэтому в дальнейшем все изучаемые нами вопросы будут анализироваться с двух позиций. И с позиции идеализма, и с позиции материализма.
Нельзя забывать и о том, что есть вещи, к которым и материалисты и идеалисты, в силу определённых обстоятельств, относятся одинаково. Или почти одинаково.
8. КАК ПОЯВИЛСЯ ВЕСЬ МИР.
То как произошло образование планеты Земля, жизни на ней, всего космоса, это один из тех вопросов, на которые наука до сих пор не дала сколько-нибудь вразумительного ответа. Ни один учёный не может объяснить этого с научной точки зрения. Поэтому вместо научного доказательства учёные всего мира предлагают людям в качестве доказательства несколько теорий. Предположений. Наиболее распространённым научным объяснением образования вселенной является теория большого взрыва. ( ТЕОРИЯ, НАУЧНО НЕДОКАЗАННОЕ ПРЕДПОЛОЖЕНИЕ)
Любая религия объясняет происхождение всего сущего, то есть всего мира, тем, что всё сотворил Бог. Атеисты воспринимают это как сказку. Рассмотрим объяснения материалистов и идеалистов.
— Теория большого взрыва.
Согласно Библии Бог сотворил мир за семь дней. Шесть дней создавал, а на седьмой отдохнул от своих трудов. Согласно Библии случилось это чуть более шести тысяч лет назад. В Коране и Талмуде сотворение мира описывается так же. У представителей других религий всё аналогично. Всё сотворил Бог. У христиан есть только одно доказательство. Это первые пять глав Библии, которые написал пророк Моисей. Он описал последовательно, как день за днём Бог создавал Землю, животных, человека итд. БИБЛИЯ для христиан является священной книгой, которую они называют СВЯТЫМ ПИСАНИЕМ. Не смотря на то, что Библию никто не считает научной работой, к ней всё же зачастую обращаются учёные всего мира в поисках подтверждений своим научным гипотезам.
Так что больше похоже на сказку?
8а КАК ОБЪЯСНЯЕТСЯ ПОЯВЛЕНИЕ ЖИЗНИ НА ЗЕМЛЕ.
— Различные теории материалистов.
Эволюционная теория говорит о том, что жизнь на Земле появилась в процессе длительного постепенного развития, от появления простейших организмов, к высокоразвитым живым существам. Простейшие организмы, по одному из предположений, появились на Земле в результате химической реакции, которая привела к появлению аминокислот. Учёные предположили, что из аминокислот могла получиться живая клетка. Правда, получить из аминокислоты живую клетку, учёные так и не смогли. Неудачу объяснили тем, что образование живой клетки процесс длительный, а у учёных нет такого количества времени. Появилась другая теория, «теория панспермии», согласно которой живой организм прибыл на Землю из космоса на одном из метеоритов, прилетевших на Землю. Как это могло произойти без вреда для необычного «пассажира», не объясняется. Вопрос образования этого организма, из тех же аминокислот, где-то в космосе так же непонятен, как и в предыдущей теории. Существует ещё много подобных спорных теорий. При желании можно ознакомиться с ними в интернете.
— Согласно Библии Бог сотворил все живые существа такими, какие они есть. Никакой эволюции не было. Известны процессы микроэволюций, когда животные, приспосабливаясь к изменившейся окружающей среде, приобретают какие-то внешние, или внутренние изменения. Но такие изменения не бывают значительными и приобретаются за сравнительно короткий временной срок. И тут всегда возникает вопрос о динозаврах. Мол, нет ничего о них в Библии, а костей динозавров великое множество. Однако упоминания есть, только не называются динозавры динозаврами. Не было такого слова в те времена. Использовалось слово «гады». Естественно, появились теории о том, что динозавры вымерли за несколько миллионов лет до появления человека. Причина их вымирания неизвестна. Предположений много. Учёные готовы принять к рассмотрению любое новое предположение исчезновения динозавров. Но в начале 90х годов прошлого века, как гром среди ясного неба, прогремело случайное археологическое открытие.
В Техассе, возле местечка Глен Роуз, маленькая речка Палекси, изменила своё русло во время очередного паводка. Так бывает в природе. Для обозрения людей открылось старое русло речки, которое оказалось магматического происхождения. Вроде ничего удивительного. Но, судя по всему, пока магма ещё не застыла и была тёплой, по ней прошлись динозавры и оставили там свои огромные следы. Костей динозавров находили много, но следов нет. Однако удивительнее этого было другое. Рядом со следами динозавров в магме отпечатались и следы людей. Правда следы эти были до 1 метра длинной, что соответствует 90-100 размеру обуви, и длина шага составляла не 90-100 сантиметров, а 2 метра! Это открытие заставило людей усомниться в очень многих вещах. Произошёл ли человек от обезьяны? Действительно ли миру миллиарды лет? Правда ли то, что люди и динозавры жили в разное время?
Единственно, что смогли сказать эволюционисты узнав о находке в Глен Роуз, так это то, что человеческие следы оставлены неизвестным доселе видом динозавров с человеческими ногами. Судя по всему, это была не шутка. Это был единственный, хоть и несуразный вывод, который они смогли сделать.
8б КАК ОБЪЯСНЯЕТСЯ ПОЯВЛЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА.
— Согласно эволюционной теории Чарльза Дарвина, сначала из одноклеточных организмов появились многоклеточные, потом стали появляться морские животные, которые стали эволюционировать в земноводных. Рыб, вылезающих из воды на землю. Из земноводных появились млекопитающие животные, ну а из млекопитающей обезьяны, произошёл и человек. Процесс эволюции человека из обезьяны, предположительно, происходил несколько сотен миллионов лет. Долгое время эта теория считалась научной и единственно верной. Учёные шутят: «Если лягушка превратилась в принцессу, то это сказка. Но если это происходило постепенно в течение миллионов лет, то это уже наука.»
— Согласно Библии Бог сотворил человека, дал ему разум сразу. Первый человек, Адам, прожил тысячу лет.
Нужно сказать, что весь 20 век популярность теории Чарльза Дарвина поддерживалась ценой огромных усилий. Эволюционная теория не вписывалась в достижения других учёных. Например, закон наследственности Грегора Иоганна Менделя. Этот закон был обоснован опытным научным путём ещё до признания теории Ч.Дарвина. Однако учёные антропологи ( в большинстве своём) не желали его признавать. Слава пришла к Менделю уже после смерти (он скончался 6 января 1884 г.), и учение о наследственности было заслуженно названо менделизмом, но в полной мере значимость достижений Менделя люди не оценили до сих пор.
— Согласно христианским убеждениям, как и убеждениям других религий, никакой человек на свете не есть случайное стечение обстоятельств. Каждый человек творение Божье и создан по образу и подобию Божьему. Именно поэтому христианская вера отвергала унижение человека человеком, войны, унижение женщины мужчиной и многое другое. Призыв к милосердию в отношении к слабым и бедным естественный постулат веры в Бога. Стремление к войне поддержанное теми или иными священнослужителями всегда есть спекуляция верой в Бога.
«Как будто можно убивать время, не раня вечности!» Генри Дэвид Торо.
Люди научились измерять время с незапамятных времён. Вначале это были простые наблюдения за движением Солнца и Луны. Потом люди научились считать и составили первые лунные календари. Суточное время измерялось самым простейшими солнечными часами. Но прогресс создавал всё более и более точные измерительные приборы времени. Так появились механические часы, а впоследствии и электронные, атомные и сверхточные часы самых разных модификаций. Мы уже не можем представить свою жизнь без использования часов.
С помощью часов мы планируем свою деятельность и время её осуществления на ближайшее время.. Часы координируют совместную деятельность всего человечества с учётом часовых поясов планеты.
Календари тоже совершенствовались. Первыми календарями были именно лунные. Фазы луны просто будто созданы для исчисления календарного месяца. Особенно в местах, где времена года не так сильно отличаются друг от друга. Впрочем, не настолько точен лунный календарь. У древних евреев, например, в високосном году был не лишний день, а лишний, 13й месяц.
Можно считать курьёзом тот факт, что календарь придуманный математиком и поэтом Омаром Хайямом в 13 веке на несколько секунд точнее общепринятого в мире григорианского календаря. Иран, родина Хайяма, жил по этому календарю до 1976 года, после чего перешёл на григорианский.
Но всё это из области расчётов настоящего времени. Того, которое происходит в данный момент. Мы ничего не можем сказать о времени, которое есть в будущем, и только можем описать события того времени, которое было в прошлом.
Писатели фантасты придумали такое понятие – как «машина времени». Конечно это не часы в общепринятом понимании. Это агрегат, который позволяет человеку оказаться в другом времени. Придумано это было для создания новых сюжетных находок, но учёные приняли это понятие на вооружение. Ясно, что «машины времени» не существует и не может существовать, но в контексте этой фантастической гипотезы, некоторые учёные занимаются изучением данной идеи.
Для чего могла бы понадобиться человечеству машина времени, сказать трудно. Скорее всего, такое изобретение было бы абсолютно бесполезным. Можно предположить, что, например, человечество сделает какой-то шаг, который будет грозить самоуничтожением. С помощью машины времени удастся вернуть время назад и не сделать этот шаг вновь. Но тогда появляется возможность делать это вновь и вновь по каждому удобному и неудобному случаю. Станет ослабляться фактор ответственности людей за содеянное, и тогда мы можем приобрести гораздо больше проблем, чем сейчас. Сейчас, когда ничего назад вернуть нельзя, каждый человек отдаёт себе отчёт в том, что он совершает.
Время подарило нам фактор НЕВОЗВРАТНОСТИ И НЕПОВТОРИМОСТИ. Мы имеем совершенное явление, законы которого постоянны и которое измеряет наши поступки своей невозвратностью и точностью. Каждый из нас может сказать о себе, сколько времени он потратил впустую, и сколько времени он израсходовал с пользой для себя и других людей.
Время учёные относят к одной из разновидностей материи, но время невозможно купить. Все остальные виды материи, к которым люди отнесли пространство, поле и движение, люди научились обращать в собственность. Время остаётся независимым от этих попыток его присвоить. Время уравнивает всех людей, независимо от их положения и состояния. Но время не характеризует поступки и дела людей. Любое действие человека может быть плохим, или хорошим, но на его осуществление понадобится определённое время. Хорошее дело может быть сделано за малое время, а бесполезная деятельность может продолжаться десятилетиями. А может быть время вовсе и не является разновидностью материи? Просто таинство? Мало ли что там говорят философы? Но мы, пока, примем по умолчанию утверждение о том, что время есть разновидность материи, для удобства в рассуждениях. Ну раз уж так принято в мире. Отказались же иранцы от календаря О.Хайяма.
Каждый человек знает, что человеческое исчисление времени построено на движении планеты Земля. На его суточном цикле. Если предположить, что Земля стала вращаться в полтора раза медленнее, то это не будет говорить о замедлении времени. Течение времени останется таким, как прежде, только человечество может изменить для удобства двенадцатичасовой циферблат на восемнадцати часовой. Стоить такие изменения будут невероятно много, но это ничто в сравнении с теми катаклизмами и катастрофами, которые могут случиться в процессе замедления вращения Земли. Однако сегодня Земля вращается с завидным постоянством.
В одном из мусульманских преданий говорится, что конец света наступит тогда, когда Солнце взойдёт не на востоке, а на западе. Наверное, это возможно, если ось планеты Земля перевернётся на 180 градусов, а вращение продолжится так же, как и раньше. По отношению к Солнцу, Земля станет вращаться в обратном направлении, а по отношению к себе будет продолжать прежнее вращение. Солнце станет восходить на западе, время останется временем, но это будет конец света. Человечеству не пережить такого катаклизма. А может быть время станет антивременем?
Материалисты активно спекулируют понятием – время. Они прячут за ним недостатки любых несостоятельных или ненаучных гипотез. Атеисты оперируют временем в миллиарды и десятки миллиардов лет до нашего времени и такими же миллиардами лет, которые, якобы, ожидают нас после наших дней. Все эти научные спекуляции ни на чём не основаны, поскольку ни чем не могут быть подтверждены. Наоборот, время от времени они опровергаются очередными научными гипотезами. Раз так, то любую недоказанную гипотезу можно спрятать за невероятным, очень далёким, прошлым.
У человечества нет ни одной реликвии, доказанный возраст которой был бы больше нескольких тысяч лет. Даже хронология костей динозавров весьма условна. Радиоуглеродный анализ, который используется в датировке костей построен на принципе подсчёта количества радиоактивного углерода изотопа 14 находящегося в костях. Любое загрязнение костей, в том числе и углеродной средой может принести большие погрешности в подсчётах. Но даже теоретически, период предположительного хронологического подсчёта не может превышать 60 000 лет в соответствии с периодом полураспада изотопа 14. О каких миллионах, тем более миллиардах лет может идти речь, если инструмент измерения времени расчитан не более чем на 60 тысяч лет и то очень условно? В этой связи утверждать о чём-то более древнем просто некорректно.
Идеалисты, или люди верующие в Бога, признали такое понятие о времени, как вечность. Бог вечен. Душа человека вечна. В Библии сказано о том, что для Бога один год за тысячу лет и тысяча лет, как один год. Иными словами, Создателю времени всё под силу. Что касается простых людей, то у верующих людей принято готовить себя к смерти, которая может наступить в любой момент. Время жизни человека может оборваться в любую минуту. Поэтому человек должен жить достойно, чтобы и предстать перед Богом после смерти достойно. Если не как праведник, то, хотя бы, как раскаявшийся грешник. Это и отношение ко времени, и отношение к жизни и смерти, и к собственному моральному облику. Время не просто мерило прожитых лет, а нечто гораздо большее в жизни и для жизни человека.
Вместе с тем, верующие люди ожидают конца света в целом в любой момент своей жизни. То есть для верующего человека время, это не просто связующая нить между рождением и смертью. Время, это таинство, которое имеет свой предел и каждый должен быть готов к тому, что этот предел наступит в любой момент для всего человечества. Это данность. Точно так же, верующие люди, на основании древних книг, говорят о том, что Господь создал мир не так давно. Христиане, на основании Святого писания, утверждают, что миру всего чуть более 6 тысяч лет от его сотворения Богом.
Есть показания некоторых альпинистов и путешественников о том, что в Гималаях есть место аномального течения времени. Там время течёт гораздо быстрее, чем где бы то ни было. Человек, попавший на территорию этой аномалии, стареет на глазах. Так ли это на самом деле, наука молчит. Соответственно, и никаких научных исследований на этот счёт не существует. Возможно ли такое? Кто знает? Идеалист скажет, что Богу всё возможно. Материалист будет искать научные объяснения и если не найдёт, выдвинет гипотезу, например, о завихрении времени в сжатом пространстве. Научное, или ненаучное предположение. Если будет найдено объяснение феномена, то люди смогут понять природу времени. Но этого не происходит.
Одно из научных предположений, общая теория относительности Альберта Эйнштейна, говорит о том, что внутри объекта, который летит со скоростью света, течение времени замедляется. Насколько сильно? Предполагается, что очень сильно. А именно, космонавты вернувшиеся из дальнего полёта, на скорости света и постаревшие на 5-10 лет, на земле могут встретить своих правнуков в преклонном возрасте. Что это? Научное предположение основанное на доказательствах, или попытка присвоить время? А может быть, это красивая фантастическая сказка? Пока ещё не был изобретён космический аппарат, который мог бы лететь со скоростью света. Ни разу ещё человек не отправлялся в открытый космос за пределы орбиты планеты Земля и её спутника Луны. Туда, где скорость света была бы необходима для дальних путешествий. Справедливости ради нужно сказать, что общая теория относительности говорит не только о вышесказанном. Это серьёзная научная теория, затрагивающая самые разнообразные вопросы устройства мира. По-настоящему квалифицированно о ней могут говорить только серьёзные учёные. О теории относительности постоянно совершенствуется учёными всего мира.
Как нам относиться ко времени?
Конечно, бережно и с уважением. Каждый человек должен ценить своё время, тем более, что никто не знает, сколько времени отпущено лично ему.
Как часто приходится сталкиваться с тем, что время, потраченное на что-то несерьёзное и ненужное, вспоминается с сожалением и досадой. Время, потраченное с пользой для дела, родных и близких, вспоминается с удовольствием.
Представить себе пространство нельзя без упоминания о бесконечности. Говоря о пространстве, мы подразумеваем всё непостижимое космическое пространство о границах которого мы даже предположительно ничего сказать не можем. Нет, учёные, конечно, стараются определиться, но у них это плохо получается. Мы знаем только то, что наша планета Земля составляет мизерно малую часть этого бесконечного пространства. Никакие телескопы не могут заглянуть в небесные пределы и многие выводы астрономов, занимающихся изучением космоса, основаны не только на визуальных наблюдениях, но и на вычислениях.
Но только ли космос подразумевается под пространством? Под ним подразумевается и всё, что нас окружает. Моря, океаны, суша. Природа пространства не изучена. Мы не знаем, где оно находится. Мы не знаем законов существования пространства.
Есть философское направление, которое утверждает, что всё, что нас окружает, существует лишь в нашем воображении. Это плод наших ощущений. На самом деле никакого пространства не существует. Для чего это? Наверное, для того, чтобы не объяснять себе сущность пространства. Чтобы не признавать его особым таинством. Но если это так, то почему все люди видят одни и те же образы в разные годы. Все видят Ниагарский водопад, и ни у кого не возникает сомнения относительно того, водопад это, или нет. Да всё просто. Пространство существует.
Древние астрономы изучили карту звёздного неба настолько досконально, что их работы мало в чём уступают современным работам астрономов.
Хан Самарканда Улугбек, дед Тамерлана, совмещал своё ханство с изучением неба и математики. Его имя с гордостью произносит каждый узбек. Улугбек создал собственную обсерваторию и с её помощью составил карту звёздного неба, которая по своей точности на 2-3% уступает современным картам, созданных с помощью телескопов. А телескопа у хана Улугбека не было. Его обсерватория представляла из себя длинный тоннель устремлённый в небо. Она позволяла взглянуть на один конкретный участок звёздного неба. И всё. Обсерватория стоит на месте, а небо перемещается по отношению к ней по мере вращения Земли, подставляя участок за участком для изучения. Кроме этого, выстроенный в небо длинный тоннель может позволить увидеть звёзды даже днём. Без линз. Такое явление наблюдали люди, которые выкапывали очень глубокие колодцы. Глядя вверх, они с удивлением видели звёзды на дневном небе.
Сегодня пространство изучается такими приборами, о которых хан Улугбек даже мечтать не мог, но расстояния до звёзд вычисляются всё так же примитивно, как и во времена Улугбека. Вернее было бы сказать во времена Эвклида. Ничего удивительного. Сказать, что космическое пространство огромно, это всё равно, что ничего не сказать. Мы можем достаточно точно вычислить расстояния до ближайших планет. Учёные совершенно достоверно утверждают, что Луна каждый год отдаляется от Земли на полтора метра. Если учесть, что между Землёй и Луной более 380 тысяч километров, то эта погрешность катастрофичной не кажется, но её вычислили. Вычислили с помощью радиоволн.
Зная время распространения радиоволн, люди отправляют радиосигнал на Луну и ждут, когда он вернётся. Делается это довольно часто. После принятия сигнала, отражённого от Луны, время движения сигнала умножается на скорость и мы получаем расстояние до Луны. Задачка для третьего класса. Но точность такого способа поражает. Говорят, что погрешность составляет не более нескольких сантиметров. Но этот способ годится только для самых близких планет. А вот измерение расстояния до какой-нибудь дальней звезды, или галактики уже требует более совершенных инструментов.
Мы не можем представить себе размеры вселенной. У людей нет средств для измерения её. Есть космические аппараты, есть радиоволны и свет, есть телескопы и математика, но мы не в состоянии заглянуть не то что за пределы вселенной, но даже и за пределы Солнечной системы. Планету Солнечной системы Плутон вычислили раньше, (в 1906году) чем обнаружили с помощью телескопа (в 1930 году). К этому открытию людей привели математические расчёты масс всех известных планет Солнечной системы и самого Солнца. Вычислив орбиты планет и другие параметры, люди пришли к выводу, что в системе должна быть ещё одна планета. Этот случай тем более удивителен, что и массу Земли, планеты на которой мы живём, мы не можем вычислить с большой долей вероятности. Во всяком случае, мы не можем это проверить опытным путём. Что же говорить о массе каждой планеты Солнечной системы, находящихся от Земли за миллионы и десятки миллионов километров? Что говорить о массе самого Солнца? Да, но сомнительные расчёты привели людей к открытию новой планеты в 1906 году. Через двадцать четыре года Плутон был обнаружен с помощью радиотелескопа. Спустя несколько десятков лет, Плутон был объявлен карликом и планетой его перестали признавать.
Учёные астрономы иногда делают необыкновенные заявления. Например, одно из таких заявлений по телевидению в 2014 году говорит о том, что в космосе существует не менее 500 тысяч планет пригодных для проживания человека. При этом ничего не говорится о том, на основании чего сделаны такие выводы. Обо всех таких планетах сразу говорится, как об очень удалённых планетах, достижение которых сегодня невозможно из-за отсутствия технических возможностей. Почему 500 тыс, а не 400, или 600 тысяч тоже не понятно. Доказать невозможно ни первое, ни второе, ни третье.
Люди учатся присваивать пространство, поскольку с ним неразрывно связана материя, из которой состоит всё вокруг. Справедливости ради нужно отметить, что у нас это плохо получается. Может быть, потому, что мы до сих пор не знаем ничего о природе пространства?
Материя, это всё, из чего состоят окружающий нас мир и мы.
В древности люди считали, что материя бывает живой и неживой. Живой материей можно называли всё то, из чего состоят живые организмы.
Материалисты предполагают, что вся живая материя состоит из неживых химических элементов. Идеалисты считают живую материю, человека, животных, растения, творением Бога. Как, впрочем и неживую.
Интересны представления о живом и неживом у северных народов России, хантов и манси. Они считают живым всё, что движется. Всё, что не движется, они считают мёртвым. Например:
Летящий с неба снег – живой. Лежащий на земле – мёртвый. Идущий олень – живой. Убитый – мёртвый. Катящийся камень с горы – живой. Остановившийся – мёртвый. Кто-то скажет, что это не смешно и будет прав. Для своего уровня развития мировоззрения, ханты и манси абсолютно логичны. В своих умозаключениях они используют те знания, которыми располагают. Они пользуются теми понятиями, которые удобны для их миропонимания. Сильно ли отличаются эти понятия от современных научных? Ну, если катящийся с горы неживой камень не может быть живым, то убитый олень точно превратится в неживую материю. Думаю, что так же рассуждали представители любой национальности на ранней ступени своего развития. Важно другое. И на ранней ступени развития человек воспринимал взаимосвязь между материей и её движением. Движение, это тот фактор, которому нельзя не придавать значение.
Нужно отдать должное материалистам в том, что они систематизировали знания человечества о материи, используя опыт прошлых поколений человечества. Здесь ими были использованы разработки и достижения учёных идеалистов. Например, диалектика идеалиста Гегеля и не только. В этой связи, работы о строении и существовании материи могут быть интересны как материалистам, так и идеалистам, поскольку их можно считать общими.
Нужно отметить, что именно материальные объекты подвергаются присвоению человеком. Не смотря на то, что присвоить всё не получается, океаны, горные массивы и многое другое, люди всё же не прекращают своих попыток. Во всяком случае, одни предприимчивые люди уже вовсю торгуют участками на видимой стороне Луны, другие их покупают. Ни те, ни другие попасть туда не могут. Всё что они могут приобрести, это свидетельство о покупке участка на луне, которое иначе, как мошенническим считаться не может. Это можно было бы считать анекдотом, если бы этот случай не иллюстрировал общепринятое отношение человека к материи.
Атрибуты и виды материи.
Движение, пространство и время.
Они не существуют вне материи.
Принято считать, что любой материальный объект существует во времени и в пространстве.
Фридрих Энгельс выделил пять форм движения материи:
физическая;
химическая;
механическая;
биологическая;
социальная.
МАТЕРИЯ НЕ ИСЧЕЗАЕТ. ЕЁ НЕВОЗМОЖНО СОЗДАТЬ.
МАТЕРИЯ ВЕЧНА ВО ВРЕМЕНИ. Поскольку материя не исчезает, то она вечна.
— В сознании материалистов понятие вечность относят только к материи. Во всём остальном они предпочитают определять какие-либо сроки существования. При этом создаётся впечатление, что учёные просто соревнуются в том, как правильнее обосновать наиболее длительные сроки существования жизни.
В середине прошлого века астрономы заявили о существовании чёрных дыр в космосе. Они предположили, что такими дырами становятся некоторые звёзды, которые начинают поглощать материю затягивая её в себя. Интересная версия. Однако ничего конкретного о чёрных дырах никто сказать не может. Происходит там поглощение материи? Противоречит ли это утверждению о том, что материя вечна? Или там происходит изменение материи,её саморазвитие? Это предположение является частью общей теории относительности А. Эйнштейна.
К слову сказать, выдающемуся учёному, Альберту Эйнштейну принадлежат некоторые интересные высказывания:
1. “Я хочу узнать, как Бог создал мир. Мне не интересны те или иные явления в спектре того или иного элемента. Я хочу знать Его мысли, остальное – это детали”. (цит. по: Ronald Clark, Einstein: The Life and Times, London, Hodder and Stoughton Ltd., 1973, 33).
2. «Все мы живем волей Божьей и развиваем практически идентичные духовные способности. Иудей или язычник, раб или свободный – все мы принадлежим Богу”. (цит. по: H.G. Garbedian, Albert Einstein: Maker of Universes, New York, Funk and Wagnalls Co., 1939, 267).
3. “Всякий, кто серьезно занимается наукой, приходит к осознанию того, что в законах природы проявляется Дух, который намного выше человеческого, – Дух, пред лицом которого мы с нашими ограниченными силами должны ощущать собственную немощь. В этом смысле научные поиски приводят к религиозному чувству особого рода, которое действительно во многом отличается от религиозности более наивной”. (Высказывание, сделанное Эйнштейном в 1936 г. Цит. по: Dukas and Hoffmann, Albert Einstein: The Human Side, Princeton University Press, 1979, 33).
4. “Чем глубже человек проникает в тайны природы, тем сильнее он почитает Бога”. (Цит. по: Brian 1996, 119).
5. “Несмотря на всю гармонию космоса, которую я, с моим ограниченным разумом, всё же способен воспринимать, находятся те, кто утверждают, что Бога нет. Но больше всего меня раздражает, что в поддержку своих взглядов они цитируют меня”. (Цит. по: Clark 1973, 400; Jammer 2002, 97).
Величайший учёный мира, на труды которого опираются атеисты всего мира, осознанно верил в существование Создателя.
МАТЕРИЯ БЕСКОНЕЧНА В ПРОСТРАНСТВЕ. Поскольку материя вечна во времени, то располагаясь во всём окружающем пространстве, является такой же бесконечной, как и окружающее нас пространство. Пространство есть один из видов материи наряду со временем и движением.
В космосе на огромных пространствах ничего нет. Практически вакуум. Какие-то вещества встречаются достаточно редко, но и там они существуют. И этот вакуум так же является материей, не смотря на свою пустоту. Бесконечность материи простирается за границы вселенной и за границы самых мельчайших частиц материи. Получается, что бесконечность простирается и в сторону великого и в сторону малого.
МАТЕРИИ ВСЕГДА ПРИСУЩИ: движение и изменение, саморазвитие, превращение одних состояний в другие. Движение бывает и внешним, и внутренним.
— Если мы просто проследим за круговоротом воды в природе, то увидим, что вода постоянно меняет свои агрегатные состояния и перемещается в пространстве, в облака, потом по суше в виде рек и потоков, замерзает в снег и лёд и всё это происходит с неизменным постоянством. Здесь мы видим и внутреннее и внешнее движение материи.
— Если говорить о внутреннем движением в молекулах и атомах, то здесь движение вообще постоянное и никогда не останавливается. Оно может замедляться на молекулярном уровне от понижения температуры, но остановиться не может. Это научно подтверждённый факт. Внешнее движение материи не менее интересно.
— В воздухе постоянны перемещения больших воздушных масс из областей высокого, в области низкого давления. Все эти перемещения красочны и колоритны. Они, время от времени, превращаются в стихии.
— Планета Земля, как и все другие планеты, находится в постоянном движении. Помимо вращения вокруг Солнца, она вращается ещё и вокруг своей оси. Вращение вокруг Солнца приводит к смене времён года, а вращение вокруг своей оси к смене дня ночью и наоборот.
— Люди постоянно преобразуют своё общество. Вносят новые законы, борются с недостатками, пытаются достичь определённых результатов. Например, когда в России начался демографический спад, правительство приняло решение об учреждении материнского капитала за рождение двоих детей. В Объединённых Арабских Эмиратах, правительство производит выплаты на образование каждого ребёнка, который собирается пойти в школу. Там образование не бесплатное, но платит за него правительство. Таких примеров социального движения очень много, причём как положительных, так и отрицательных.
— Люди и животные находятся в постоянном движении даже когда спят. Их организмы продолжают функционировать и во сне. Внутри каждого организма продолжается обмен веществ и все остальные процессы. Примечательно, что морские животные не умеют долго не дышать. Чтобы вдохнуть воздух им нужно обязательно всплыть. Для того, чтобы во сне не утонуть, киты приспособились давать отдых одному из полушарий своего мозга поочерёдно. Дельфины умеют всплывать во сне для вдоха и после него медленно погружаются. Морские акулы не спят никогда, хотя это не млекопитающие, а рыбы, и им всплывать не нужно. Однако они без движения умирают. Движение это жизнь. Замирающие на зиму земноводные прекращают всякое движение потому что замерзают до состояния льда. Когда они оттаивают, то оживают. В состоянии замерзания они могут пролежать не один год. Тем не менее, в их телах движение происходит по законам внутреннего движения в твёрдой материи. Поистине, чудны дела Господни, скажет верующий человек. Удивительно, скажет атеист.
— Материя может превращаться из одной формы в другую. Например, путём горения, растворения, химической реакции, изменения атомной структуры одного вещества за счёт уменьшения количества электронов. Так происходит превращение атомов урана в атомы свинца.
САМОРАЗВИТИЕ МАТЕРИИ. Рост растений и живых существ. Их размножение. Уран превращается в свинец в течение времени, поскольку постоянно излучает, теряет, слабый электрон на последней орбите. Это явление учёные называют периодом полураспада урана. Зная время этого полураспада, учёные могут высчитывать возраст существования месторождения урана по количеству превратившегося в свинец урана. Таким же образом свинец мог бы превратиться в золото. У атома золота на один электрон меньше, чем у атома свинца, но свинец не располагает слабыми электронами и не теряет их в отличие от урана. Поэтому превращение свинца в золото, как и многих других химических элементов, не происходит.
Детерминизм — учение о взаимосвязи и взаимной определенности всех явлений и процессов. Понятие всеобщей причинности.
Согласно идеалистическому детерминизму, все происходящее в мире, включая ход человеческой жизни и человеческой истории, предопределено либо судьбой, либо богами или Богом (теологический детерминизм).
Согласно материалистическому детерминизму, всё происходящее в мире, включая ход человеческой жизни и человеческой истории, предопределено природой (космологический детерминизм), либо человеческой волей (антропологическо-этический детерминизм), либо развитием общества (социальный детерминизм).
Иными словами все причинно следственные связи в развитии мира идеалисты относят к воле Божьей. Материалисты считают, что все эти причины опираются на природу и волю человека.
Здесь нужно проследить логику возможных последствий как идеалистического детерминизма, так и материалистического.
— Дело в том, что люди верующие в Бога должны не только полагаться на волю Бога, но и понимать, что ничего не может принадлежать человеку в мире, потому что всё принадлежит Богу. Человеку может быть что-то дано на хранение, или для правильного пользования.
— Если говорить о материалистической точке зрения, то Бога нет и человек своей волей волен решать чем и как пользоваться.
Например, возьмём участок земли.
— Человек верующий, получая его в пользование, должен правильно ухаживать за ним и поддерживать на нём порядок. Не делать из пахотной земли свалку для мусора. Можем ли мы сказать, что верующие люди всегда так поступали? Увы, нет.
— Человек неверующий, получая участок земли, будет использовать его в наиболее выгодном, в его понятии, назначении. Может сделать на нём пахотное поле, а может и место для свалки мусора.
По большому счёту всё сводится к обычной человеческой выгоде, а в лучшем случае, порядочности. Будь он верующий, или не верующий, но порядочность не позволяет ему навредить природе. Он оставит своим потомкам чистое поле.
Откуда берутся непорядочные люди?
— Верующие люди, которые не следуют Божьим заповедям, становятся непорядочными, а впоследствии могут и вовсе отречься от Бога. Человек следующий заповедям Божьим, не позволит себе вредить обществу и идти против Бога. В дореволюционные времена принято было говорить обманщикам и вредителям такие слова: «Креста на тебе нет». Или: «Бога ты не боишься». У христиан крест не носили те, кто от Бога отреклись ради собственной выгоды. Это считалось позором для христианина. Не бояться Бога, считалось несусветной наглостью из-за неимоверной глупости. Как можно не бояться гнева Всевышнего? Представители других религий тоже с уважением относятся к гневу Божьему.
— Неверующим людям тоже присуща логика порядочности. Очень многие из них считают, что вредить природе, даже ради прибыли, нельзя. Собственное бескорыстие и присущая им доброта не позволяют им наживаться на создании беды. Эта порядочность сближает таких людей с людьми истинно верующими.
Детерминизм всё сводит к предопределённости. К тому, что всё в жизни предопределено и изменить ничего нельзя. А раз так, то люди вообще не вольны ничего решать сами по себе. Нет у людей свободы выбора. Так ли это? Кому выгодно так считать?
Давайте представим себе, что такое свобода.
Свобода — идея, отражающая такое отношение субъекта к своим действиям, при котором он является их определяющей причиной. Если не по философски, то: « что хочу, то и ворочу». Существует множество различных определений свободы.
В материалистическом плане, свободой называется возможность совершения любых поступков. Стремление к тому, что человек может себе ничего не запрещать и имеет возможность всё достигать. Но свобода поступков ограничивается общественными законами и, связанными с ними, понятиями
о добре и зле.
В христианском понимании считается, что Бог дал человеку свободу выбора между добром и злом. Совершая какие-то поступки, человек должен правильно их оценивать и творить, выбирать, добро. За время жизни, человек своими поступками показывает, каким он стал, и Бог всё это видит. Общественное законодательство так же строится на этих принципах.
У животных такой свободы нет. Они живут инстинктами. То есть обладают свободой в чистом виде. Абсолютной свободой.
Теологический детерминизм оставляет выбор между добром и злом. У материалистического детерминизма всё предопределено решением человека. Значит, свобода становится абсолютной. Такой детерминизм можно назвать абсолютным. Но если так, то о какой свободе выбора между добром и злом может вообще идти речь? Абсолютный детерминизм несовместим со свободой, как таковой.
Приверженцем абсолютного детерминизма был Пьер-Симон Лаплас. Он утверждал, что если бы какое-нибудь разумное существо смогло узнать положение и скорость всех частиц в мире, оно могло бы совершенно точно предсказать все события Вселенной. Впоследствии такое гипотетическое существо было названо демоном Лапласа. Почему, собственно, демоном? Да потому что человеку всё это знать просто невозможно. Почему гипотетическое? Вымышленное? А это потому, что материалисты не верят ни в Бога, ни в демонов. Вот именно такое существо и получило бы свободу в чистом виде, но оно вымышленное.
Тем не менее, большой адронный колайдер создан именно для изучения сверхскоростей мельчайших частиц материи. А это для чего? Чтобы стать демоном Лапласа? Уже создан самый большой в мире компьютер. Он находится в США в Лос-Аламосе. Показатели, касающиеся скорости обработки данных составляют порядка 1,5 петафлопа. Стоит сказать, что один петафлоп приблизительно обладает мощностью 100 тыс. новейших ноутбуков, из которых можно организовать ленту длиной около 2,5 км. Очередная попытка систематизировать все имеющиеся знания. Это возможно, но возможно ли знать всё?
Принято считать, кто имеет информацию, тот имеет всё. Конечно речь не о гаданиях про будущее. Речь идёт о знании той информации, которая пока неизвестна остальным людям. Финансовой, экономической, производственной, транспортной…
У верующих в Бога людей не принято стремиться к познанию будущего с тем, чтобы воспользоваться этим. Считается, что знай, или не знай будущее, всё равно на всё воля Всемогущего Бога. Попытка узнать будущее считается грехом. Даже банальные гадания церковь осуждает. Считается, что если информация о будущем будет использоваться для всего общества, то узнавать её нет смысла. Человечество и так в состоянии прогнозировать возможные опасности и готовиться к ним. Если же этой информацией воспользуется какая-то небольшая часть общества, то это будет обычное мошенничество с целью использования информации малой частью общества за счёт остальных людей.
Детерминизм как представление о взаимосвязи всех явлений и процессов является важнейшей составной частью научной методологии, нацеливающей исследователей на выявление причинности и закономерностей в природе, обществе и мышлении.
На принципе детерминизма построена классическая физика. Особый вопрос представляют собой в этой связи термодинамика и молекулярная физика. Детерминизм не подразумевает обратимость времени, исходя из предположения, что частица не обязательно придёт в исходное состояние при обращении времени, имея в виду, что траектория не всегда будет однозначно определяться конечными условиями.
Детерминизм и индетерминизм
Детерминизм утверждает определяемость одних событий другими, индетерминизм является отрицанием детерминизма. Для чего нужен индетерминизм?
Есть события или явления, которые говорят не об определяемости друг друга, а о противоречии двух событий. Эти два события не определяют друг друга, а противоречат друг другу.
Например: появление густой облачности приводит к ливню с громом и молниями. Это естественная последовательность явлений следующих одно за другим.
Бывает «гром среди ясного неба». Никаких событий определяющих этот гром нет. Есть события, которые ему противоречат. А именно ясное небо. Но ведь есть другие события, которые определяют этот «гром».
Такая философская логика тоже необходима для поиска истины.