Что такое матера у распутина
«Прощание с Матёрой» (В. Распутин)
Цитата: «Мёр-ртвых гр-рабют!».
История создания
При строительстве ГЭС родное село писателя было затоплено. Это спровоцировало Валентина Распутина на горькие размышления о небрежном отношении к традициям и устоям.
Проблематика:
Смысл названия: прощание, вынесенное в название, становится тематическим стержнем этого произведения. Трудно, болезненно прощаясь с прошлым, автор призывает не забывать истоки.
Литературное направление: реализм.
Литературный жанр: повесть.
Жанровые особенности: «Прощание с Матёрой» в жанровом отношении сближается с философской притчей. Деревня Матёра, которую решительно и безапелляционно губят ради прогресса, символизирует Россию и мир в целом.
Время и место действия: действие повести происходит в островной деревне Матёра на берегу реки Ангары. Время — современность автора.
Действующие лица
Дарья Васильевна Пинигина — старая (более 80 лет), но энергичная женщина. Очень любит Матёру и не покидает её до последнего дня.
Павел Миронович Пинигин — сын Дарьи Пинигиной, молчаливый мужчина 50 лет. К Матёре относится тепло, но устал страдать по ней и даже рад, что всё заканчивается.
Андрей Павлович Пинигин — младший внук Дарьи, сын Павла. Недавно вернулся из армии, хочет работать на ГЭС и о затоплении Матёры не грустит.
Богодул — задиристый старик, бродяга, по слухам — бывший каторжник. Плохо говорит по-русски (поляк). Матёра очень дорога ему.
Петруха (Никита Зотов) — алкоголик и лентяй, не помогающий старушке-матери.
Катерина Зотова — мать Петрухи, добрая и симпатичная старушка. Дружит с Дарьей Пинигиной. Остаётся в Матёре до конца.
Сима — старушка, воспитывающая в Матёре внука Колю (её немая дочь не может заниматься воспитанием ребёнка). Сима и Коля остаются в Матёре до последнего.
Настасья и Егор — пожилая супружеская пара. Они раньше всех перебираются в город, но Егор очень тоскует по Матёре, в городе жить не может и умирает. Тогда Настасья возвращается на «малую родину» и остаётся в Матёре до последнего дня.
Воронцов — начальник Павла Мироновича Пинигина, председатель совхоза. Отвечает за отселение людей с Матёры.
Хозяин Матёры — фантастическое существо, некий дух, который, согласно местным поверьям, каждую ночь обходит Матёру и проверяет, всё ли в порядке.
Краткое содержание
Матёра — это деревня на берегу Ангары. Была в ней когда-то церковь, но потом её переоборудовали под склад. Есть в этой деревне маленький местный аэропорт, позволяющий наладить сообщение с окружающим миром. А в целом Матёра — традиционная деревня со старыми устоями.
Матёру скоро уничтожат: собираются строить электростанцию, а эта деревня мешает, поэтому всех жителей Матёры планируют переселить в город. Жителям Матёры жалко свои дома, всё нажитое, жалко вида на Ангару и традиционных неспешных чаепитий. И всё-таки жители Матёры мало-помалу перебираются в город.
Кто-то поджигает свой дом, и Матёра горит. Старожилы, наблюдавшие этот пожар, считают, что он произошёл случайно: разве можно сжечь свой дом?
Некоторые из обитателей Матёры наотрез отказываются уезжать. Возглавляет эту группу Дарья Пинигина: она даже ссорится с сыном Павлом и его семьёй. Дарья, несмотря на преклонный возраст, готова драться за Матёру. На прощание (перед затоплением Матёры) она белит свой дом, словно обмывает и одевает покойника, готовя его в последний путь.
Настасья, приятельница Дарьи, волнуется о своей убежавшей кошке, хотя с животными в самолёт нельзя, так что всех питомцев уничтожат вместе с островом. А Дарью больше всего волнует, что санитарная бригада перед затоплением уничтожит кладбище: пожилой женщине даже снятся толпы предков, пришедших судить её за то, что допустила такое.
Под конец даже молодёжь не рада гибели Матёры. И всё же Матёра опустевает. Скоро она исчезнет с лица земли.
Экранизация
«Прощание» (СССР, 1981).
Задания для подготовки к ЕГЭ и ОГЭ
Где находится Матёра?
Ответ. В Сибири, на берегу Ангары.
Как Дарья Пинигина поступает со своим домом перед затоплением Матёры?
Ответ. Моет и белит дом. Дарья будто готовит дом к похоронам. Для неё дом — часть Матёры, а Матёра — живая.
Укажите жанр «Прощания с Матёрой».
Ответ. Повесть (по формату сближается с философской притчей).
В 1950-1980-е годы в русской литературе ведущим направлением была так называемая «деревенская проза», описывающая общечеловеческие ценности, максимально сохранившиеся в традиционной деревенской жизни. Творчество В. М. Шукшина, В. П. Астафьева и В. Г. Распутина относится к ярким образцам данного направления.
Матёра Распутина Валентина
Валентина Распутина не назовёшь антисоветчиком. Он и сейчас активно поддерживает Зюганова, и как был, так и остаётся коммунистом.
В профессиональном же плане, Валентин Распутин является художником слова, и не просто художником, но таким, который склонен к объективности. Именно поэтому я и решил порассуждать о его повести «Прощание с Матёрой». Дело в том, что каким бы коммунистом не являлся Валентин Григорьевич, он всё же стремится в своих произведениях к объективности. И это хорошо. Так что обратимся к его Матёре.
Но, коротко о сюжете, для тех кто ещё не читал книгу или несколько подзабыл.
Суть такова. Остров Матёра, расположенный на Ангаре, в связи со строительством гидростанции, оказывается в зоне затопления. Народ с него эвакуируют. Но, интересно, как это происходит. Действие, кстати, происходит где-то в шестидесятых годах, как говорится, в эпоху расцвета социализма в стране. Хотя какой расцвет в этой глухомани. Но, об этом чуть позже, а пока продолжим о Матёре, которую должны затопить и в связи с этим прежде ликвидировать все постройки и весь лесной массив острова. Интересно, как это происходит.
Что мне лично сразу же бросилось в глаза, при чтении повести, что просто поражает, так это та бесцеремонность, с какой власть обращается с простым народом. Никого не уведомив, никого не предупредив заранее, как будто так и положено, власти присылают на местное кладбище ликвидаторов, конечно не для того, чтобы ещё раз уничтожить мертвецов, обитателей этого тихого погоста. Нет, ликвидаторы прибыли для того, чтобы убрать с могил надробья. Другими словами, прибывшие на остров архаровцы просто выдёргивают с могильных холмиком кресты и жгут их. Давайте ещё раз вдумаемся в действия ликвидаторов. Ведь они заняты обыкновенным вандализмом. Причём власти совершенно наплевать на народ. Может кто-то захочет перенести могилы предков из зоны затопления. Но власть такие мелочи вовсе не интересуют, власть даже свой вандализм не считает преступлением. Есть приказ уничтожить кладбище, сжечь кресты, чтобы они при затоплении не всплыли. Вот они и уничтожают.
А в принципе, если уж на то пошло, что можно и ожидать от советской власти. Ведь вандализм у неё, что называется, в крови. С чего начиналась советская власть? С вандализма и начиналась. Одним из первых декретов, выпущенных советской властью, был декрет об уничтожении памятников «сатрапам царизма». Больше всего таких памятников оказалось не на площадях городов, а именно на кладбищах. Ведь всякий зажиточный человек имел великолепный памятник на своей могиле. То есть советская власть начиналась с разрушения могил, с обыкновенного вандализма. Вы сейчас нигде в нашей стране и вообще на просторах бывшего СССР не отыщете ни одной дореволюционной могилы, как будто до Октябрьской революции территория России представляла собой необжитую пустыню. А если такие могилы сейчас и имеются, то это уже реконструкция.
Сам остров Матёра, кстати, является прекрасным тому подтверждением. Дело в том, что на острове имеется разрушенная, оскверненная церковь, которую приспособили под колхозный склад. И никого это не возмущает, между прочим, хотя в каждой избе имеются иконы в красном углу.
Могила купца, который возвёл эту церковь и который был при ней же похоронен, тоже варварски порушена. А ведь в домах у крестьян, повторяю, до сих пор имеются иконы, они остаются православными. И, не смотря на это, они, вместе с тем как бы являются не только вандалами, но и, по сути дела, «Иванами, родства не помнящими».
Бесцеремонность власти, её, по сути дела, презрение к народу очень хорошо показано и на другом примере, красочно изображённым художником слова Распутиным.
Когда на острове было уже всё сожжено, люди эвакуированы, вдруг обнаруживается, что несколько стариков с малолетним ребёнком всё ещё остаются на острове. Никакой критической ситуации, в общем-то, нет, прислать катер и забрать людей не сложно. Но, дело в том, что местный чиновник посылает на Матёру катер глубокой ночью, при очень неблагоприятной погоде, ибо на реке сильный туман, очень сильный. Ведь с утра проверять места затопления должна правительственная комиссия.
Меня в этой ситуации поражает не столько безрассудство чиновника, порождённого его страхом перед вышестоящим начальством, ведь он рискует не только своей, но и чужими жизнями, сколько уверенностью этого чинуши, что никто не осмелится ослушаться власти и не откажется от ночной поездки. Так и происходит. Люди безропотно едут в темень и туман, когда на реке и на острове нет ни одного опознавательного огня. Но ведь приказывает власть.
И в связи с этим возникает в первую очередь мысль не о том, что же это за власть такая, а мысль о том, что же это за народ такой, который мы гордо величали «особой общностью советским народом». Ведь эти люди не смеют возразить, хотя здравый смысл явно говорит обратное, но говорит он не вслух, а про себя. И люди едут в темень, в туман, боясь ослушаться начальства.
А вот ещё один поразительный пример бесцеремонности власти и покорности этой «особой общности советского народа».
На месте переселения людей, в новом посёлке участковый перестрелял половину собак. Причина? Да люди держали своих псов, как и в прежних местах, не на цепи.
А давайте представим, чтобы было, если бы в каком-то городишке, например США, какой-то полицейский начал расстреливать собак. Да общественность, пресса подняли бы такой шум, что не только этого полицейского бы засудили, но и его начальство лишилось бы постов и должностей в лучшем случае. А здесь молоденький участковый стреляет собак и никакой реакции у население, как будто так и надо.
Невольно возникает вопрос: «Да, что же это мы за люди то такие»?
А ведь действительно, люди очень интересные. Например, несколько хозяев оставили на острове своих собак. Не просто бросили их на погибель, но оставили голодать. Я уж не буду вновь поминать Соединённые Штаты, где бы таких хозяев просто посадили за жестокое обращение с животными, а остановлюсь на Матёре. Не один человек не возмутился поступку своих односельчан. А ведь это каким же человеком надо быть, чтобы бросить своих домашних животных на явную погибель. То есть у людей вообще не возникло никаких тёплых чувств к животным, которые у них жили, охраняли имущество, помогали пасти стадо. Да таких людей даже сволочью назвать язык не поворачивается.
Хотя в повести всё же говорится о действительном положении дел в сельском хозяйстве советской деревни. Говорится о плохой работе командированных рабочих и школьников, присланных на уборку.
Я, читая повесть, даже подумал, что дореволюционные крестьяне, работая на барина два дня в неделю, а остальное на себя, были как бы более обеспечены, что ли. Колхозники же, работая на колхоз все дни в неделю и умудряясь при этом работать и на себя, находятся в более худшем положении, чем те, до революционные крестьяне.
Ну, да не буду отвлекаться на полемику. Скажу другое, когда я читал повесть Распутина о Матёре, я невольно думал о тех помещичьих усадьбах, которые жгли крестьяне в революцию. Каково-то было помещикам. А ведь эти люди тоже пеклись об урожае, об урожае, который был способен накормить всю страну. А здесь люди живут на селе, но колхоз не в состоянии их обеспечить даже минимумом провизии, каждый должен ещё и вести своё хозяйство и ни у кого не возникает даже тени мысли об абсурдности ситуации.
В общем, каким бы коммунистом не был Валентин Распутин, он создал книгу, которая заставляет призадуматься о «советском рае» и о том, нужен ли вообще такой рай людям.
Образ Матеры в повести «Прощание с Матерой»: описание и история острова-деревни в цитатах
Кадр из фильма «Прощание» (1981 г.) по повести «Прощание с Матерой» |
Небольшой сибирский остров Матера является главным персонажем повести «Прощание с Матерой» Распутина.
В этой статье представлен образ Матеры в повести «Прощание с Матерой»: описание и история острова в цитатах.
Смотрите: Все материалы по «Прощанию с Матерой»
Образ Матеры в повести «Прощание с Матерой»
Жителей Матеры зовут матёринцами:
«. она кляла Матёру и матёринцев, которые цеплялись за деревню. «
На Ангаре строится Братская ГЭС. Остров Матера будет затоплен через несколько месяцев:
«. теперь оставалось последнее лето: осенью поднимется вода. »
«. Ниже по Ангаре строят плотину для электростанции, вода по реке и речкам поднимется и разольется, затопит многие земли и в том числе в первую очередь, конечно, Матёру. Если даже поставить друг на дружку пять таких островов, все равно затопит с макушкой, и места потом не показать, где там силились люди. Придется переезжать. «
На Матере люди живут уже 300 лет:
«. Тот первый мужик, который триста с лишним лeт назад надумал поселиться на острове, был человек зоркий и выгадливый, верно рассудивший, что лучше этой земли ему не сыскать. «
«. за протокой при колхозе держали поля, которые только нынче и забросили. «
История Матеры полна событий. В старину здесь бывали казаки, торговцы, арестанты и т.д. Здесь шли бои в гражданскую войну 1918-1922 гг.:
«. Деревня на своем веку повидала всякое. Мимо нее поднимались в древности вверх по Ангаре бородатые казаки ставить Иркутский острог; подворачивали к ней на ночевку торговые люди, снующие в ту и другую стороны; везли по воде арестантов и, завидев прямо по носу обжитой берег, тоже подгребали к нему: разжигали костры, варили уху из выловленной тут же рыбы; два полных дня грохотал здесь бой между колчаковцами, занявшими остров, и партизанами, которые шли в лодках на приступ с обоих берегов. «
На Матере есть своя церковь:
«. Была в деревне своя церквушка, как и положено, на высоком чистом месте, хорошо видная издали с той и другой протоки; церквушку эту в колхозную пору приспособили под склад. Правда, службу за неимением батюшки она потеряла еще раньше, но крест на возглавии оставался, и старухи по утрам слали ему поклоны. Потом и кроет сбили. Была мельница на верхней носовой проточке, специально будто для нее и прорытой, с помолом хоть и некорыстным, да нeзаемным, на свой хлебушко хватало.
В последнее время на Матеру стали летать небольшие самолеты:
«. В последние годы дважды на неделе садился на старой поскотине самолет, и в город ли, в район народ приучился летать по воздуху. «
На Матере есть старые постройки, которым по 200 лет. Здесь также есть и новые дома:
«. В Матёре были постройки, которые простояли двести и больше лет и не потеряли вида и духа. »
«. Были среди них и нестарые, ставленные и тридцать и двадцать лет назад, не успевшие почернеть и врасти в землю. «
На Матере было электричество. Но его отключили из-за предстоящего затопления:
«. Всю ночь Настасья не спала, жгла огонь – электричество в Матёре отключили еще весной, машину, которая гнала его, куда-то увезли, и матёринцы опять перешли на керосин. «
Раньше на Матере собирали хороший урожай и даже продавали его в другие места:
«. А со старой пашни, помнится, в былые времена и сами кормились, и на север, на восток многие тысячи пудов везли. Знаменитая была пашня. «
Это был цитатный образ Матеры в повести «Прощание с Матерой» Распутина: описание и история острова.
«Прощание с Матерой»: краткое содержание. «Прощание с Матерой» Распутина В.: особенности, анализ и характеристики
Краткое содержание «Прощания с Матерой» Распутина позволяет узнать особенности этого произведения советского писателя. По праву оно считается одним из лучших, что удалось создать Распутину за свою карьеру. Книга впервые была издана в 1976 году.
Сюжет повести
Краткое содержания «Прощания с Матерой» Распутина позволяет познакомиться с этим произведением, не читая его целиком, всего за несколько минут.
Действие повести разворачивается в 60-х годах XX века. В центре повествования деревня Матера, которая находится посередине великой русской реки Ангары. В жизни ее жителей грядут перемены. Советский Союз строит Братскую ГЭС. Из-за этого всех жителей Матеры переселяют, а деревня подлежит затоплению.
Главный конфликт произведения заключается в том, что большинство, особенно те, кто прожил в Матере не одно десятилетие, не хотят уезжать. Практически все старики считают, что если они уедут из Матеры, то предадут память своих предков. Ведь в деревне находится кладбище, на котором похоронены их отцы и деды.
Главная героиня
Краткое содержание «Прощания с Матерой» Распутина знакомит читателей с главной героиней по имени Дарья Пинигина. Несмотря на то, что избу через несколько дней собираются сносить, она ее белит. Отказывается от предложения сына перевезти ее в город.
Дарья до последнего стремится остаться в деревне, не хочет переезжать, потому что не представляет свою жизнь без Матеры. Она боится перемен, не хочет, чтобы в ее жизни хоть что-то менялось.
В похожей ситуации находятся практически все жители Матеры, которых пугает переезд и жизнь в большом городе.
Завязка повести
Краткое содержание «Прощания с Матерой» Распутина начнем с описания величественной реки Ангары, на которой стоит деревня Матера. Буквально на ее глазах прошла немалая часть российской истории. Казаки поднимались вверх по реке, чтобы ставить острог в Иркутске, постоянно на острове-деревне останавливались торговые люди, сновавшие туда и обратно с товаром.
Мимо нередко провозили арестантов со всей страны, которые находили пристанище в том самом остроге. На берегу Матеры они останавливались, готовили незамысловатый обед и следовали дальше.
На целых два дня здесь развернулось сражение между партизанами, штурмовавшими остров, и армией Колчака, которая держала оборону в Матере.
Плотина для ГЭС
Повесть Распутина «Прощание с Матерой», краткое содержание которой приведено в этой статье, рассказывает, как местные жители воспринимают новость о неминуемом переезде.
Правда, жителей в деревне немного. В основном остались только старики. Молодежь переехала в город на более перспективную и легкую работу. Те же, кто остался, теперь думают о предстоящем затоплении, как о конце света. Этим переживаниям коренных жителей и посвятил Распутин «Прощание с Матерой». Очень краткое содержание повести не способно передать всю боль и грусть, с которой старожилы переносят эту новость.
Они всеми путями противятся этому решению. Поначалу никакие уговоры не могут их убедить: ни властей, ни родственников. Их призывают к здравому смыслу, но они наотрез отказываются уезжать.
Их останавливают родные и обжитые стены домов, привычный и размеренный образ жизни, который не хочется менять. Память о предках. Ведь в деревне старое кладбище, на котором похоронено не одно поколение жителей Матеры. К тому же, неохота бросать множество вещей, без которых здесь было не обойтись, а в городе они окажутся никому не нужны. Это сковородники, ухваты, чугуны, кадки, да мало ли в деревне полезных приспособлений, которые в городе давно заменили блага цивилизации.
Стариков пытаются убедить, что в городе их поселят в квартиры со всеми удобствами: холодной и горячей водой в любое время года, отоплением, за которое не нужно переживать и вспоминать, когда последний раз топил печку. Но они все равно понимают, что с непривычки на новом месте им будет очень тоскливо.
Деревня погибает
Меньше других торопятся покинуть Матеру одинокие старухи, которые не хотят уезжать. Они становятся свидетелями того, как деревню начинают поджигать. Оставленные дома тех, кто уже перебрался в город, постепенно сгорают.
При этом, когда пожар утихомирился, и все начинают обсуждать, нарочно он случился или случайно, то все сходятся во мнении, что загорелись дома невзначай. Поверить в такое сумасбродство, что кто-то мог поднять руки на еще совсем недавно жилые постройки, никто не решается. Особенно не верится, что поджечь дом могли сами хозяева, когда уезжали с Матеры на большую землю.
Дарья прощается с избой
У Распутина в «Прощании с Матерой», читать краткое содержание вы можете в этой статье, старожилы прощаются со своими домами по-особому.
Главная героиня Дарья перед тем, как уезжать, тщательно выметает всю избу, убирается, а потом еще и белит хату на предстоящую счастливую жизнь. Уже уезжая с Матеры, больше всего расстраивается из-за того, что вспоминает, что где-то забыла подмазать свое жилище.
Распутин в произведении «Прощание с Матерой», краткое содержание которого вы сейчас читаете, описывает страдания ее соседки Настасьи, которая не может взять с собой кошку. Животных не разрешают брать с собой на лодку. Поэтому она просит Дарью подкормить ее, не задумываясь, что и сама Дарья уезжает всего через несколько дней. Причем насовсем.
Для жителей Матеры все вещи, домашние животные, с которыми они провели столько лет бок о бок, становятся будто живыми. В них отражается вся жизнь, проведенная на этом острове. А когда приходится окончательно уехать, то нужно обязательно тщательно прибраться, как убирают и прихорашивают покойника, перед тем, как отправить на тот свет.
Стоит отметить, что церковь и православные ритуалы поддерживают не все жители деревни, а только старики. Но обряды не забыты никем, они существуют в душах как верующих, так и атеистов.
Санитарная бригада
Подробно у Валентина Распутина в «Прощании с Матерой», краткое содержание которого вы сейчас читаете, описывается предстоящий визит санитарной бригады. Именно ей поручено сровнять с землей деревенское кладбище.
Д арья выступает против этого, объединяя за собой всех старожил, которые так еще и не уехали с острова. Они представить себе не могут, как можно допустить подобное бесчинство.
Они посылают проклятья на головы обидчиков, призывают на помощь Бога и даже вступают в реальный бой, вооружившись обычными палками. Отстаивая честь своих предков, Дарья боевита и напориста. Многие смирились бы с судьбой, оказавшись на ее месте. Но ее не устраивает создавшееся положение. Она судит не только чужих людей, но и своего сына с невесткой, которые не задумываясь бросили все, что было нажито в Матере, и перебрались в город при первой возможности.
Бранит она и современную молодежь, которая, по ее мнению, покидает знакомый ей мир ради далеких и неизвестных выгод. Чаще всех остальных она обращается в Богу, чтобы он ей помог, поддержал ее, вразумил окружающих.
Самое главное, она не желает расставаться с могилами предков. Она убеждена, что после смерти встретится со своими родственниками, которые обязательно ее осудят за такое поведение.
Развязка повести
На последних страницах повести сын Дарьи Павел признает свою неправоту. Краткое содержание рассказа Распутина «Прощание с Матерой» нельзя заканчивать без того, что конец произведения заостряет внимание на монологе этого героя.
Он сокрушается, что от людей, которые тут жили несколько поколений, потребовалось столько напрасных трудов. Напрасных, потому что все, в конечном счете, будет уничтожено и уйдет под воду. Против технического прогресса, конечно, выступать бессмысленно, но человеческое отношение все же важнее всего.
Прототипы Матеры
Писатель Валентин Распутин детские годы провел в селе Аталанке, расположенном в Иркутской области на реке Ангара.
Прототипом деревни Матера, предположительно, стал поселок Горный Куй, находившийся по соседству. Все это была территория Балаганского района. Именно его затопили в ходе строительства Братской ГЭС.