Что такое мастер франшиза
Мастер-франшиза
Мастер-франшиза (англ. master — владелец, фр. franchise — льгота, привилегия) — это документально оформленное лицензионным договором (или договором коммерческой концессии) право, которое передает лицензиар лицензиату (или правообладатель пользователю), на заключение договоров субфранчайзинга с третьими лицами — сублицензиатами. Мастер-франшиза ограничена по времени и территории использования.
В отличие от франчайзинга, в котором участвует 2 стороны — франчайзор и франчайзи, мастер-франчайзинг представляет собой трехсторонние отношения: правообладатель (франчайзор), мастер-франчайзи и субфранчайзи.
Мастер-франчайзи, получив эксклюзивные права по всей стране, выполняет функции франчайзора. Он продает франшизу местным предпринимателям, собирая с них паушальный взнос и ежемесячные платежи (роялти). При этом владелец мастер-франшизы оплачивает оговоренный процент правообладателю. Размер вознаграждения зависит от степени участия мастер-франчайзи в развитии территориальной сети.
Разделение функций между франчайзором и мастер-франчайзи обусловлено территориальной близостью мастер-франчайзи и отдаленностью правообладателя (франчайзора) и безусловным правом последнего влиять на концепцию бренда. Например, вести локальный поиск потенциальных франчайзи, заключать договора, одобрять помещения, помогать в открытии, контролировать стандарты будет мастер-франчайзи, а вносить изменения в концепцию и глобальную стратегию развития бренда будет правообладатель (франчайзор).
Для чего нужна мастер-франшиза?
Мастер-франшизу, как правило, используют международные компании для покорения новых рынков. В том случае, когда данные маркетинговых исследований показывают, что в определенной стране конкретный бренд будет пользоваться высоким спросом, компания-франчайзор начинает задумываться не о том, чтобы продать несколько франшиз на страну, а о том, чтобы предоставить местному предпринимателю или компании мастер-франшизу. А в качестве оговоренной территории, в пределах которой мастер-франчайзи может вести свою деятельность, обычно выступает целая страна.
Как правило, кроме развития сети за счет субфранчайзинга, мастер-франчайзи развивает сеть на вверенной ему территории за счет открытия собственных точек. Это так называемые флагманские предприятия, которые призваны быть эталонными для субфранчайзи на территории мастер-франшизы. Исключением может быть ситуация, когда правообладатель (например, иностранная компания) регистрирует на территории России собственное предприятие в российской юрисдикции и передает её права мастер-франчайзи: и уже продает франшизу не напрямую, а через свое российское подразделение, которое может и не создавать собственные предприятия.
Мастер-франшиза — это ответственное дело и для франчайзора, и для мастер-франчайзи. Для того, чтобы компания перспективно развивалась на новом рынке и выгоду получили обе стороны, правообладателю следует очень тщательно подходить к выбору мастер-франчайзи. Ведь именно от его умений, опыта, навыков и желания будет зависеть дальнейшее развитие в этой стране.
Основные функции мастер-франчайзи:
Для всех участников этого соглашения сотрудничество будет выгодным только в случае правильных кадровых решений. Именно это и является самой большой сложностью при развитии бизнеса на основе мастер-франшизы.
Для того, чтобы адаптировать зарубежную франшизу в своей стране, мастер-франчайзи обязательно должен иметь опыт ведения бизнеса и обладать глубокими познаниями в этой сфере, поскольку ему предстоит открыть офис, наладить все бизнес-процессы, найти и обучить субфранчайзи стандартам компании, а также поддерживать их на всех этапах открытия и ведения бизнеса.
Мастер-франчайзи, как правило, оказывает помощь субфранчайзи при подборе помещения, оборудования, при поиске и обучении персонала, проводит рекламные компании на федеральном уровне и отдельно для новых точек. Это не обязательное условие, но всегда — конкурентное преимущество при продаже франшизы.
Мастер-франшиза — это возможность для мастер-франчайзи не только вести бизнес под известным брендом, получая доход от своих предприятий, но также и от платежей субфранчайзи на его территории. Для первого же звена, мастер-франшиза — это возможность расширить территорию влияния и узнаваемость своего бренда, получение дополнительного дохода при минимальных затратах.
Что такое мастер-франшиза и как купить этот вид бизнеса? Преимущества и недостатки
Мастер-франшиза – возможность для предпринимателя открыть бизнес под известным брендом и продавать франшизу другим предприятиям, зарабатывая не только на своих предприятиях, но и платежах от субфранчайзи. Правообладателю же мастер-франшиза позволяет расширить бизнес, улучшить узнаваемость бренда и получить дополнительный доход при минимальных затратах.
Определение понятия и приобретение бизнеса
Мастер-франчайзинг – одна из форм франчайзинга, основанная на взаимодействии 3 сторон. В отличие от франчайзинга, когда ответственность по всем заключенным франчайзи договорам несет правообладатель, мастер-франчайзи имеет право на самостоятельное открытие торговых точек и передачу прав субфранчайзи. При этом его полномочия ограничены заранее оговоренной территорией – страной или регионом.
Чаще всего такую форму ведения бизнеса выбирают международные компании, чтобы продвинуть свой бренд на новом рынке. Однако есть примеры успешного использования «золотых» франшиз и отечественными компаниями.
Чтобы приобрести мастер-франшизу, необходимо заключить договор с правообладателем выбранной компании, в котором будут четко указаны права и обязанности предпринимателя, а также все условия сотрудничества. Некоторые бренды практикуют открытие экспериментального образца – это помогает им увидеть картину развития бизнеса и обезопасить себя от провала.
Основная рекомендация перед покупкой «золотой» франшизы – оценка собственных сил и возможностей. Важно учесть, что при данной форме ведения этого бизнеса вся работа по его развитию и поддержанию деятельности в стране или регионе ложится на мастера-франчайзи.
Поиск партнера осуществляется на международных торговых площадках и выставках или специализированных сайтах, продвигающих такие проекты.
Почему «золотая»?
«Золотая» или мастер-франшиза – трехстороннее сотрудничество, которое заключается в передаче франчайзером (правообладателем) мастеру-франчайзи прав на открытие единого представительства, представление бренда и продажу товарного знака и франчайзинговых пакетов от лица головного офиса на территории определенного региона или страны.
Документальным подкреплением мастер-франшизы служит договор коммерческой концессии, в котором четко ограничено время и территория сотрудничества.
Подобный принцип работы удобен для крупного бизнеса, когда у головной компании нет возможности уделять необходимое количество времени и сил на управление партнерами за пределами страны или региона. Продажа мастер-франшизы позволяет переложить ответственность на франчайзи и только время от времени проверять свои точки.
Выгода мастера-франчайзи заключается в возможности заработка на продаже франшизы и получении части паушального взноса и роялти за операционное управление.
Условия зависят от конкретного случая и договора, но общие принципы именно такие.
Преимущества и недостатки
Работа по мастер-франшизе начинается с заключения ряда договоров, в которых четко указаны условия сотрудничества, не позволяющие представителю выйти за рамки установленной правообладателем политики.
Преимущества такого формата сотрудничества для мастера-франчайзи:
При всех достоинствах такого сотрудничества у него есть и недостатки:
Важно! В сфере общепита могут возникнуть трудности со ввозом продуктов из-за границы, что приведет к серьезным для партнера затруднениям, в том числе потере денежных средств и времени.
Развитие в России
Франчайзинг актуален в любой стране мира. Рынок франшиз в России постоянно развивается – множество регионов позволяет развить любой бизнес, поэтому и отечественные компании предлагают мастер-франшизы.
За рубежом
Рынок мастер-франшиз на Западе развит гораздо лучше. Многие зарубежные бренды давно представлены во всем мире, их имена известны, а продукция пользуется большим спросом.
Справка. По «золотой» франшизе в России работают и такие компании как, например, Subway, Helen Doron и Coca-Cola.
Еще не представленные в России
Тренинги, курсы и семинары, которые начали активно проводиться в России с начала XXI в., помогли и молодым, и уже опытным бизнесменам существенно повысить профессиональный уровень. Предприниматели осознали преимущества покупки франшиз и открыты для сотрудничества. Все это обуславливает интерес многих зарубежных компаний к развитию своего бизнеса в России.
Так, чешская компания BodyBody, которая сейчас имеет 6 точек, дает возможность открыть фитнес-клуб и обеспечивает всю необходимую помощь в поиске клиентов, а испанский бренд Double Agent, под которым работают более 40 магазинов в Мадриде и Барселоне, предлагает открыть магазин молодежной одежды и гарантирует бесперебойные поставки товара и сопутствующую консультационную помощь.
В развитии бизнеса в России также заинтересованы:
Многим зарубежным компаниям интересно продвигать бренд именно в России по мастер-франшизе.
Показатель успешного сотрудничества
Неудачного сотрудничества
Наряду с примерами успешного сотрудничества по мастер-франшизам, бывают и случаи неудач. Так произошло, например, с американской сетью ресторанов быстрого питания Subway.
Компания появилась в 1965 г. и сегодня ее представительства есть в 112 странах мира – только в России компания работает с 1994 г. и имеет более 650 точек.
На первый взгляд кажется, что все складывается благополучно, но многие предприниматели со временем перестают сотрудничать с компанией.
Так, в 2014 г. в Subway Russia пришло письмо от партнеров, владеющих 80 ресторанами, в котором говорилось, что им были навязаны невыгодные закупочные цены. В результате этого инцидента выплата роялти была на некоторое время заморожена. Несмотря на то, что владельцы не хотели, чтобы информация о проблеме стала общеизвестной, она была быстро растиражирована в СМИ.
В мае 2019 г. на сайте avito.ru было опубликовано объявление о продаже пермского ресторана Subway в связи с переездом владельца, а в апреле 2019 г. в Перми было закрыто еще 2 кафе Subway, что объяснили высокой стоимостью аренды.
Даже у уже легендарной компании «Пепси», которая существует с 1898 г., в 90-е гг. XX в. были проблемы с развитием в России, обусловленные кризисом и несостоятельностью отечественных предпринимателей.
К сожалению, бывают случаи, когда покупатели мастер-франшизы не могут контролировать бизнес, что ведет к закрытию некоторых точек и оказывает негативное влияние на репутацию бренда.
Что делать перед покупкой?
Покупка мастер-франшизы требует серьезной подготовки:
Важно! Оптимальный подход – использовать помощь аналитиков, которые изучат целесообразность проекта, сделают подробный анализ рынка и оценят все ключевые факторы.
Зачем нужна правообладателю?
В первую очередь франчайзер получает доход, сопоставимый с продажей нескольких франшиз, сэкономив при этом время и сократив затраты.
Мастер-франшиза позволяет масштабировать бизнес, увеличить общую прибыль и распространить сеть в странах и регионах, в которых правообладатель не может или не хочет работать или не имеет опыта и знаний о работе рынка. Все это достигается посредством делегирования прав на управление бизнесом франчайзи с опытом работы на конкретной территории и способному максимально эффективно внедрить бренд на ней.
В теории у правообладателя может даже не быть солидного капитала – при условии интереса к бизнесу все вложения в его развитие будут идти от франчайзи. Это говорит о том, что мастер-франшиза позволяет заметно сэкономить за счет снижения издержек и финансовых рисков.
Как подготовить к продаже?
Процесс практически полностью совпадает с продажей франшизы. Правообладатель может предлагать такой же пакет услуг, дополнительно включив в него возможность эксклюзивного представительства компании в конкретной стране или регионе.
Основной и самый сложный этап – выбор франчайзи, у которого должен быть не только достаточный для развития бизнеса капитал, но и опыт в соответствующей сфере.
Если франчайзер доверит развитие своего бизнеса профессионалу, заранее просчитает риски и грамотно заключит договор, ему можно будет принимать минимальное участие в развитии компании, не боясь возможных трудностей.
Мастер-франшиза – один из способов развития бизнеса. Сегодня в России представлены в основном зарубежные мастер-франшизы, а вот отечественных брендов за рубежом практически нет – конкурировать с европейскими и американскими брендами, известными еще с XX в., непросто. Но франчайзинговый рынок активно развивается и уже прослеживается тенденция продаж мастер-франшиз в регионы.
Преимущества «золотой» франшизы
Мастер франчайзи – это, прежде всего, франчайзер и франчайзи в одном лице. Это обладатель мастер франшизы. Ее еще называют золотая франшиза. Обычно такой договор заключается для представителей целого государства. Они становятся франчайзерами для более мелких структур.
Золотая франшиза
Золотая франшиза – это договор, который предполагает передачу прав и дает возможность не просто открыть региональное представительство, а заниматься перепродажей бренда в конкретном государстве.
Один из ярких примеров такой франшизы в России – Baskin Robbins и Coca-Cola. Мастер франшиза – связующее звено между головной компанией, находящейся за рубежом, и франчайзи. Обладатель золотой франшизы называется мастером франчайзи.
Условия для мастера франчайзи
Для того чтобы стать «золотым» франчайзи, нужно заключить договор мастер франшизы с центральным офисом. Этот документ предусматривает выплату роялти и выполнение некоторых условий главного франчайзера. При этом предприниматель получает уникальное право развивать сеть франчайзинга в своей стране, по всей территории.
Для уверенности в успехе договор обговаривает открытие экспериментального образца. На его примере франчайзер видит картину развития будущего бизнеса. Также условием может быть покупка товара у поставщиков центрального франчайзера. Это, обычно, иностранные компании, поэтому обладателю франшизы необходимо будет четко наладить поставки.
Для успешного развития франчайзинговой сети франчайзи должен иметь:
Преимущества и недостатки системы
Преимущества мастер франчайзинга очевидны:
При этом следует учитывать, что Центральная компания, при работе с «золотым» франчайзи, как бы отходит от дел. То есть перед местными предпринимателями несет ответственность уже сам мастер франчайзи.
Для Центральной компании есть также свои плюсы. Они продают бренд и свои технологии, тем самым распространяя свое имя в прочих странах. При этом развитием бизнеса занимается опытный франчайзи, который имеет опыт и знает условия ведения дел конкретной страны.
Даже самый талантливый американский предприниматель столкнется в России с трудностями ведения бизнеса. Поэтому крупные заграничные компании предпочитают найти толковых дельцов для развития их дела. Они являются связующими звеньями между центральным франчайзером и мелкими предпринимателями на месте.
Главным недостатком золотого франчайзинга является множество требований к кандидатам. Такие проекты продаются опытным предпринимателям с большим успешным опытом ведения бизнеса. Если по договору открывается заведение общепита, например, ресторан, то франчайзи должен сам искать поставщиков. Но все кандидатуры поставщиков обязательно согласовываются с центральной фирмой. Только с их согласия можно подписывать договор поставок.
Примеры
В России успешно действует несколько сетей, открытых по золотой франшизе:
Поиск иностранных партнеров
Если предприниматель решил приобрести эксклюзивные права на какой-либо бренд, стоит провести очень серьезную подготовку.
Во-первых, следует реально оценить свои силы. Головной франчайзер может в итоге только собирать процент и более или менее часто приезжать с проверками. При этом развитие и поддержание деятельности в регионе осуществляется мастером франчайзи.
Во-вторых, нужно правильно выбрать направление. Опытный бизнесмен знает, в какой отрасли он является хорошим предпринимателем. И франшизу он будет искать соответственно своей квалификации.
В-третьих, внимательно изучить предложения на рынке. У какого-либо интересного вида деятельности больше шансов прижиться в России или в конкретном регионе. Для этого следует обратиться к аналитикам, которые смогут предсказать рентабельность проекта.
После проведения всех манипуляций можно искать конкретных партнеров. Делается это на международных торговых площадках и выставках. Также в интернете существуют специализированные сайты для продвижения таких проектов.
Следующим этапом идут переговоры. Это очень длительный процесс. Нужно внимательно обсудить все условия договора, чтобы развитие регионального бизнеса происходило без помех и проблем.
Переговоры должны заинтересовать потенциальных партнеров. А предприниматели, продающие золотую франшизу, могут быть очень придирчивыми. Они прекрасно понимают, что от их выбора зависит успех всего бренда в данном регионе. Но при этом «золотой» франчайзи должен четко объяснить иностранным партнерам разницу ведения бизнеса у них и у нас. Тогда можно в договоре сбалансировать условия, и он станет рентабельным для всех.
Франшиза и франчайзинг становятся все более популярным видом ведения деловой деятельности в России. Но недостаточное количество грамотных предпринимателей и огромное число мифов о российском бизнесе держат зарубежных инвесторов на расстоянии.
Поэтому только опытный предприниматель, который провел качественный анализ рынка, может рассчитывать на получение выгодного франчайзинга. При этом важно не просто убедить, но и доказать на деле, что реалии нашей страны куда более перспективны, чем кажутся. Ознакомиться с опытом таких бизнесменов можно в нашей статей «Отзывы владельцев франшиз»
Что такое мастер-франшиза и как её купить?
Что такое мастер-франшиза или «золотая франшиза», чем она отличается от обычной и почему используется всеми международными брендами? Кто продаёт мастер-франшизу и как её купить обычному предпринимателю? Объясняем простыми словами
Мастер-франшиза – это продажа прав на использование названия, бренда, торговой марки и технологий другой фирмы при открытии собственного бизнеса, которые включают в себя права на продажу франшизы другим компаниям.
То есть фирма продаёт право другой фирме не просто открыть такой же бизнес, а продавать их популярную франшизу на собственной территории.
А теперь обо всём подробно, по порядку и простыми словами.
Что такое мастер-франшиза или «золотая франшиза» простыми словами?
Для тех, кто не знает, что такое франшизы и почему они так популярны, рекомендуем избавиться от этого досадного пробела в знаниях. А помогут вам наши специальные материалы:
А с теми, кто со спецификой знаком, вернёмся к понятию «мастер-франшиза».
Мастер-франшиза – это франчайзинговые отношения, в которых владелец бренда (мастер-франчайзер) предоставляет другой стороне (покупателю) право нанимать новых франчайзи на определённой территории.
Пример 1.
В Китае начала работать закусочная Chao-Chai, которая там у себя продаёт франшизу китайским предпринимателям и таким образом открывает множество закусочных по всей Поднебесной. Но наступает время, когда в родной стране фирме становится тесно. Их закусочные уже есть во всех регионах и в скором времени продажи франшизы фаст-фуда просто встанут. Тогда Chao-Chai решает выйти на территории других государств.
Она проводит исследования и понимает, что в России их еда людям понравится. А значит нужно покорять наш рынок. Но чтобы начать открывать закусочные Chao-Chai у нас, фирме придётся вложить много денег. А работать на чужом рынке очень сложно. Даже просто продавать популярную франшизу. Поэтому требуется посредник – фирма, желательно местная, которая хорошо разбирается в специфике российского рынка и сможет в этом деле помочь.
Chao-Chai находит такую фирму в России. Это компания ООО «Вкусная еда». У неё за плечами много опыта. И продаёт ей франшизу. Но не простую, а… золотую. То есть мастер-франшизу.
Примечание: мастер-франшизу также называют «золотой» франшизой
Мастер-франшиза даёт право фирме ООО «Вкусная еда» не просто открывать закусочные Chao-Chai на территории России, но и продавать эту же франшизу другим российским предпринимателям.
Естественно, за такое право «Вкусная еда» также платит определённое вознаграждение китайскому владельцу бренда. Условия мастер-франшизы всегда индивидуальны, а стоимость более сложная, чем при обычном франчайзинге.
Примечание: мастер-франшизу могут продавать не только для реализации проекта в другой стране, но и для расширения на территории одной страны.
Пример 2.
Детские сады с углублённым изучением персидского языка «Гном и гном» развиваются в России. Владелец бренда находится в Санкт-Петербурге и продаёт франшизу в Ленинградской области, Москве и близлежащих регионах вплоть до Свердловской области. Но не дальше. Слишком неудобно управлять партнёрами, которые находятся далеко и имеют разницу во времени больше двух часов. Но расширить сеть хочется ещё больше. Поэтому «Гном и гном» находит во Владивостоке фирму «Мир детей» и продаёт ей мастер-франшизу с ограничениями по регионам.
Теперь компания «Мир детей» имеет право открывать франшизу детских садов «Гном и гном» у себя в регионе, а также продавать франшизу другим предпринимателям от Камчатки до Тюмени.
Вывод
Функции мастер-франчайзи
Плюсы и минусы мастер-франшизы
Как и в случае с обычной франшизой все плюсы и минусы мастер-версии относительны. Одни с её помощью приобретают известность на весь мир и зарабатывают. Другие – получают множество проблем от иностранных франчайзи.
Плюсы мастер-франшизы для продавца:
Плюсы мастер-франшизы для покупателя:
Минусы для продавца:
Минусы для покупателя:
Но сколько бы не было неудобств и сложностей, мастер-франчайзинг в мире крайне популярен. Иначе мы бы не видели столько международных брендов на территории нашей страны.
Какие компании работают в России по договору мастер-франшизы
PepsiCo
Одним из первых зарубежных брендов, пришедших в нашу страну стал PepsiCo. Случилось это ещё в 80-х годах прошлого века (СССР взамен постройки разливных цехов Pepsi отдали права на реализацию на территории США водки «Столичная» и небольшую флотилию кораблей, которые были сданы на металлолом). Сейчас среди представителей PepsiCo в России такие корпорации как ООО «Ессентуксуий завод минеральных вод на КВМ», АО «Кунгурский молкомбинат», АО «Вим-Билль-Данн» (акции которой PepsiCo выкупила почти полностью) и ряд других компаний.
Subway
Сеть закусочных Subway впервые вышла на рынок России в 1994 году, но опыт был не самым удачным. В 2004 году был повторный заход. И вот с тех пор рестораны бренда активно распространяются по всей территории нашей страны. Сегодня франшизу Sabway в России продаёт дочерняя компания ООО «Сабвей Раша Сервис Компани».
McDonald’s
Burger King
Мастер-франшиза от Burger King в России принадлежит компании ООО «Бургер Рус», которая в свою очередь является совместной фирмой Burger King Europe и «ВТБ Капитал».
И это только самые крупные примеры, которые у всех на слуху. Помимо них есть ещё множество брендов, которые открывают точки в России через мастер-франчайзи. Baskin Robbins, Bershka, Helen Doron, Spar и ряд других.
Региональные мастер-франшизы
Примером регионального мастер-франчайзинга может служить отечественный бренд магазинов «Пятёрочка». Компания продаёт мастер-франшизы на регионы России и отдельные территории.
Примечание: иногда продажу мастер-франшизы на разные территории внутри одной страны называют мастер-франчайзинг лайт
Договор на мастер-франшизу
Как и в классическом франчайзинге, на старте сотрудничества компании с будущим мастер-франчайзи, стороны подписывают договор коммерческой концессии. Однако в отличие от обычного договора, который стандартно подписывается на несколько лет, в случае с продажей «золотой» франшизы, документ часто включает в себя не только срок сотрудничества, но и количество точек, которые будут открыты по этому договору.
Если взять наши примеры, то китайская компания Chao-Chai заключает договор коммерческой концессии с ООО «Вкусная еда» сроком на пять лет. При этом в документе указывается, что в течение этих пяти лет «Вкусная еда» обязуется открыть на территории России 80 точек под брендом Chao-Chai. В дальнейшем могут заключаться дополнительные соглашения, если всё пойдёт по плану.
Как купить мастер-франшизу?
Покупка мастер-франшизы не сильно отличается от покупки обычной франшизы. Однако нередки случаи, когда иностранные франчайзеры сами ищут себе партнёров на территории других государств.
Если вы хотите не просто купить франшизу, а стать полноправным мастер-франчайзи, то должны понимать, что это более ответственная затея и не подходит людям без опыта. Такие соглашения заключаются с более или менее крупными компаниями, способными открыть не одно представительство, а десять, или даже больше. То же самое относится к лайт-версии мастер-франчайзинга для регионов, несмотря на меньшие масштабы.
Если проблем с этим нет, то в первую очередь стоит рассматривать иностранные бренды, которые ещё не успели зайти на наш рынок и связываться с ними напрямую. Во вторую очередь – крупные отечественные бренды, которые не представлены в вашем регионе.
Для всех остальных, стоит обращать внимание на простые франчайзинговые предложения, которых достаточно в любом каталоге франшиз.
Ответы на часто задаваемые вопросы
Что такое мастер-франшиза?
Мастер-франшиза – это право на открытие нескольких точек бренда на определённой территории, которое включает в себя также право на продажу франшизы другим компаниям.
Что такое «золотая» франшиза?
«Золотая» франшиза – то же, что и мастер-франшиза – право на открытие нескольких точек бренда и продажу этой франшизы сублицензиатам.
Кто такой мастер-франчайзи?
Мастер-франчайзи – компания, которая покупает мастер-франшизу и получает право продавать эту франшизу другим фирмам на определённой территории.
Примеры мастер-франшизы в России
Subway, KFC, Burger King, Bershka, Baskin Robbins.
Что такое мастер-франшиза лайт?
Мастер-франшиза лайт – это мастер-франшиза, которая продаётся брендом не за границу, а внутри страны на определённый регион или территорию. Например, франшиза «Пятёрочка».
Какой договор подписывает мастер-франчайзи?
Договор коммерческой концессии, как и в случае с обычной франшизой. Но условия могут включать минимальное количество точек, которые обязан открыть мастер-франчайзи за определённое время.
Как купить мастер-франшизу?
Нужно обратиться с коммерческим предложением в головной офис бренда, продающего мастер-франшизу.
Кому подходит мастер-франшиза?
Крупным и опытным компаниям, которые уже доказали свою состоятельность и знание определённого рынка.