Что такое масштаб аудита

Все об аудиторских проверках

Виды аудиторских проверок

Формально аудит — это независимая проверка бухгалтерской (финансовой) отчетности организации в целях выражения мнения о ее достоверности. Такое определение дает п. 1 ст. 3 Федерального закона от 30 декабря 2008 г. N 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» (далее- Закон об аудите).

Но на практике под «аудитом» понимают не только проверку «на достоверность» бухотчетности внешними аудиторами, но и любую проверку отчетности (налоговой, управленческой и др.), как правило, связанную с финансовой деятельностью организации, и (или) документов, на основании которых она сформирована, анализ экономического и финансового состояния организации, оценку перспектив ее развития. Различают следующие виды аудита:

Обязательный аудит

Если говорить упрощенно, то обязательный аудит должны проходить предприятия, чья деятельность затрагивает интересы множества третьих лиц или имеющих достаточно высокие финансовые показатели.

Перечень случаев, когда требуется обязательный аудит, регулируется статьей 5 Закона об аудите и специальными нормами федерального законодательства.

Например, аудиторское заключение в 2021 году нужно предоставить:

Подробно мы писали об этом в статье.

К сведению! Отметим важные особенности при определении пороговых значений показателей, превышение которых требует проведения обязательного аудита.

В расчет берется сумма выручки из декларации по налогу на прибыль и внереализационные доходы за предыдущий год. Также учитываются доходы и по другим налоговым режимам.

Для определения суммы активов надо посмотреть строку 1600 Бухгалтерского баланса также за прошлый год.

Например, для определения критериев в целях обязательного аудита за 2021 год берется сумма доходов за 2020 год или активов на 31.12.2020 года.

Аудит приобретает статус обязанности, если соблюдается любой критерий его проведения, поименованный в законодательстве РФ.

Обязательный аудит могут проводить только аудиторские организации, и в ограниченных случаях — индивидуальные аудиторы, являющиеся членами саморегулируемых организаций аудиторов.

По результатам обязательного аудита организация получает аудиторское заключение (АЗ) — официальный документ, составляется в строго определенном формате в соответствии с требованиями Закона об аудите и международными стандартами аудита.

АЗ по результатам обязательного аудита компания направляет в ФНС в комплекте с годовой отчетностью или отдельно, если проверка окончена после срока сдачи бухотчетности. Далее ФНС размещает эту информацию в Государственном информационном ресурсе бухгалтерской отчетности (ГИРБО).

Законодательством установлены определенные сроки предоставления аудиторского заключения и за его отсутствие могут оштрафовать.

К сведению! Также АЗ нужно разместить на Федресурсе, а публичные акционерные общества, непубличное АО с числом акционеров более 50, непубличное АО, публично разместившее ценные бумаги, с числом акционеров менее 50-ти должны разместить бухгалтерскую отчетность вместе с АЗ на своем сайте (ст. 92 ФЗ «Об акционерных обществах» от 26.12.1995 № 208-ФЗ, гл. 69 раздел VII «Обязательное раскрытие информации акционерными обществами» Положения Банка России от 30.12.2014 № 454-П). Застройщикам, осуществляющим строительство жилых домов по договорам долевого участия, необходимо разместить бухгалтерскую отчетность с АЗ на сайте ЕИЖС (Единой информационной системе жилищного строительства) (ч. 5 ст. 3 Закона № 214-ФЗ).

Инициативный аудит

Инициативный аудит — проводится по желанию собственников или руководства предприятия для проверки эффективности работы бухгалтерии, оценки налоговых рисков и выполнения любых других задач.

Главным отличием инициативного аудита является добровольность. Нет законодательно установленной обязанности проведения проверки и предоставления ее результатов проверки третьим лицам. И как отмечено ранее, проверка может проводиться как собственными силами — службой внутреннего аудита, так и с привлечением сторонней аудиторской организации.

Плюсом внутреннего аудита является то, что аудиторы хорошо знают предприятие изнутри, могут оперативно консультировать руководителей отдельных подразделений по юридическим, финансовым, организационным вопросам с учетом специфики конкретного производства, управлять рисками, а также процессами внутреннего контроля (Международный стандарт аудита 610 «Использование работы внутренних аудиторов», утв. приказом Минфина РФ от 09.01.2019 № 2н).

Но привлечение внешних экспертов целесообразно для получения объективного анализа, «взгляда со стороны». Внешний аудит дает дополнительные преимущества:

Довольно часто компаниям, которые не подлежат обязательному аудиту, необходимо именно аудиторское заключение: для получения кредитов, для участия в тендерах, при продаже, реорганизации бизнеса, для исключения рисков привлечения руководителя и главного бухгалтера к субсидиарной и материальной ответственности и др. В этом случае, инициативный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности могут проводить только внешние аудиторы (аудиторские организации).

Наличие АЗ — это еще один «плюс» привлечения аудиторской компании к проверке финансового состояния предприятия, а также защита руководителей и собственников от рисков субсидиарной, уголовной и материальной ответственности.

Сегодня независимый аудит фактически становится необходимостью для компании и руководителя, который хочет обезопасить себя от многомиллионных претензий.

Поэтому многие предприятия малого бизнеса, которых освободили от обязательного аудита с 2021 года, по-прежнему проводят аудиторскую проверку бухгалтерской (финансовой) отчетности. Но, как правило, делают это с максимальной пользой, включая в индивидуальные технические задания вопросы углубленной проверки налогового учета и отчетности, проверку кадрового учета, анализ договоров, сложных операций и т.п., т.е. не ограничиваются только выявлением существенных ошибок в отчетности.

Если организации не нужна проверка бухгалтерской (финансовой) отчетности, и предметом договора с аудиторской компанией являются иные вопросы, например, договор заключен на проведение налогового аудита, то по результатам такой аудиторской проверки АЗ не выдается. Отчет о проведении инициативного аудита заказчик получает по форме, предусмотренной договором. Например, это может быть подробный отчет с выводами и рекомендациями специалистов. В нашем примере, в отчете о проведении налогового аудита заказчики увидят полную картину налоговых рисков и резервов с цифрами и аргументацией, основанной на нормах законодательства и актуальной правоприменительной практики.

Цели и задачи аудиторских проверок

Цели инициативного аудита, как уже говорилось, могут быть самыми разными и зависят только от поставленных собственниками и руководством задач.

Таблица. Примеры целей и задач инициативного аудита.

Довольно часто безупречный с точки зрения юристов договор не «ложится» на налоговый учет, т.е. заключение такого договора породит налоговые риски из-за неоднозначности норм налогового законодательства, а иногда от формы сделки зависят налоговые последствия, в т.ч. суммы уплачиваемых налогов. Поэтому анализ предстоящей сделки может сэкономить компании денежные средства.

Также важно знать, какие положения договора опасны для компании с точки зрения ответственности перед контрагентами или напротив, опасны невыполнением контрагентом взятых на себя обязательств.

Цели и задачиКомментарий
Подтверждение достоверности бухгалтерской (финансовой отчетности)Важно для минимизации налоговых рисков!
Проверка налогового учета и отчетности, в т.ч. отдельных операцийВажно для минимизации налоговых рисков!
Оценка эффективности системы внутреннего контроля и предложения по ее оптимальной организацииПозволяет определить слабые места в СВК, способствующие воровству товаров, заключению невыгодных для компании договоров, например, в пользу отдельных сотрудников, аффилированных с поставщиками или покупателями, и т.п.
Выявление возможных злоупотреблений руководителем компанииКак правило, такую проверку заказывают собственники, которые не принимают участие в деятельности предприятия и (или) не знают законодательство РФ, например, собственники, проживающие за рубежом
Проверка и актуализация учетной политикиЗаконодательство меняется несколько раз в год и важно учесть все изменения в учетной политике
Анализ договоров, их налоговых и гражданско-правовых рисков
Анализ денежных потоков, дебиторской и кредиторской задолженности, и причин недостаточности денежных средствМожно, например, выяснить, почему прибыль есть, а денег нет
Анализ налоговых рисков и резервов и представление рекомендаций по их оптимизации и др.Важно не только устранить риск доначисления налогов, но и обнаружить ошибки, изымающие из оборота компании денежные средства на уплату налогов, которые она не должна уплачивать или может перенести уплату на более поздний период; не допустить потери права на вычеты НДС, в т.ч. из-за пропуска срока, помочь возместить НДС, невзирая на «просьбы» налогового инспектора о переносе вычетов на более поздний период и т.п.

Полезен компании и «кадровый» аудит, в процессе которого проводится проверка кадровой документации. Он поможет предупредить конфликтные ситуации, например, трудовые споры или отбить претензии со стороны трудовой инспекции.

Основная цель проведения обязательной аудиторской проверки — получение и предоставление в контролирующие органы и заинтересованным лицам аудиторского заключения, подтверждающего достоверность приложенной к заключению бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Аудиторское заключение дает пользователям информацию о корректности данных в бухгалтерской отчетности организации, отсутствии риска банкротства и нарушения прав кредиторов.

Но практика показывает, что при усилении налогового контроля, значительных налоговых доначислений, привлечения руководителей, собственников и бухгалтеров к субсидиарной и материальной ответственности за неуплату налогов по результатам выездных проверок, провести формальный аудит бухгалтерской отчетности порой недостаточно.

Собственники и руководители финансовых служб хотят быть уверенными, что у них не будет неожиданных налоговых доначислений, их компания не привлекает внимание налоговых органов и есть с кем разделить ответственность, в случае выявления при проверках ошибок в налогах.

Понятно, что все риски устранить довольно трудно из-за несовершенства нашего налогового законодательства. Но управлять налоговыми рисками можно.

Некоторые предприятия, заказывая инициативный аудит или проводят обязательный аудит, включая в техзадание проверку налогового учета, выявления возможных налоговых рисков и анализ судебной практики по спорным вопросам. Они хотят знать «масштаб бедствия», на случай, если в судебном порядке не удастся оспорить решение налогового органа по ситуациям, прямо не урегулированным НК РФ и даже резервируют денежные средства под такие риски. При этом аудиторы, юристы и эксперты, привлеченные к аудиторской проверке, могут посоветовать, как свести риски к минимуму, например, какие документы следует оформить и как.

При этом аудиторы — не налоговые инспекторы и действуют в интересах клиентов, выявляя не только ошибки и риски неуплаты налогов, но и финансовые резервы, например, случаи излишней уплаты налогов, возможности применения льгот, установленных НК РФ и др. Они помогут найти оптимальное решение для корректировок выявленных ошибок с минимальными потерями для компании.

Таким образом, для получения максимальной пользы от обязательного аудита эффективно организовать проверку по индивидуальному техническому заданию, дополнив «обязательную программу» дополнительными мероприятиями.

Например, в персональное Техническое Задание при заключении договора с компании «Правовест Аудит» может входить решение индивидуальных вопросов, таких как:

Причем, можно заключить договор на проведения как «стандартного», так и системного комплексного аудита.

Системный комплексный аудит:

Источник

Масштаб и основные этапы проведения аудита

Что такое масштаб аудита. Смотреть фото Что такое масштаб аудита. Смотреть картинку Что такое масштаб аудита. Картинка про Что такое масштаб аудита. Фото Что такое масштаб аудита Что такое масштаб аудита. Смотреть фото Что такое масштаб аудита. Смотреть картинку Что такое масштаб аудита. Картинка про Что такое масштаб аудита. Фото Что такое масштаб аудита Что такое масштаб аудита. Смотреть фото Что такое масштаб аудита. Смотреть картинку Что такое масштаб аудита. Картинка про Что такое масштаб аудита. Фото Что такое масштаб аудита Что такое масштаб аудита. Смотреть фото Что такое масштаб аудита. Смотреть картинку Что такое масштаб аудита. Картинка про Что такое масштаб аудита. Фото Что такое масштаб аудита

Что такое масштаб аудита. Смотреть фото Что такое масштаб аудита. Смотреть картинку Что такое масштаб аудита. Картинка про Что такое масштаб аудита. Фото Что такое масштаб аудита

Что такое масштаб аудита. Смотреть фото Что такое масштаб аудита. Смотреть картинку Что такое масштаб аудита. Картинка про Что такое масштаб аудита. Фото Что такое масштаб аудита

Понятие «масштаб аудита» подразумевает выполнение аудитором тех процедур, которые необходимы в силу сложившихся обстоятельств. Для пользователя это служит гарантией того, что аудиторская проверка была выполнена в соответствии с общепринятыми международными стандартами аудита. Аудит должен быть запланирован и проведен для получения разумной гарантии того, что финансовые отчеты не содержат существенных искажений. Существен­ной считается информация, если ее отсутствие или искажение может повлиять на экономическое решение пользователя, осно­ванное на финансовой отчетности. Существенность рассматривается как граница допустимости ошибок. Уровень существенности устанавливается аудитором, а не пользователем, и решение об уровне существенности одного аудитора может быть абсолютно непохожим на решение другого.

Практика аудита различает следующие этапы:

Этап 1.Общее изучение. Работа аудитора с клиентами начинается задолго до выполнения собственно аудита. Так, если договор на аудиторское обслуживание заключается в начале отчетного периода (года), то этап аудита приходится на его окончание и начало следующего года. За время, предшествующее этому этапу, аудитор начинает формировать свое мнение о предприятии, изучает сферы деловой активности. Аудитору также необходимо иметь достоверную информацию о рыночных ценах на продукцию, потребляемую фирмой. Это вызвано тем, что оценка правильности сделок проводится по состоянию уровня цен того периода, в котором это сделка совершена, что связано с особенностями учета в условиях рынка.

Этап 2.Предварительное ознакомление. Оно предполагает посещение фирмы до начала работы с ее документацией. Аудитор знакомится с ходом производства, персоналом, местами хранения товарно-материальных запасов, оборудования и обеспечением их охраны, общей структурой организации (дочерних предприятий, участков, цехов, отделов), с состоянием производственной дисциплины. На этой фазе аудита кроме визуального наблюдения аудитор использует различные средства опроса (анкеты, интервью и т.п.).

Порядок проведения аудиторских проверок согласно международному стандарту аудита «Знание бизнеса» зависит в значительной мере от степени осведомленности аудиторао деятельности проверяемого предприятия, об уровне организации и ведения бухгалтерского учета на предприятии. Поэтомуаудитору(аудиторской организации) необходимо приступить к сбору и изучению информации о хозяйствующем субъекте.

Этап 3.Планирование аудита. Любая эффективная работа требует предварительного составления четкого плана и программы. Планирование аудитором своей работы по проверке осуществляется таким образом, чтобы она была эффективна, качественна и выполнена к намеченному сроку.

Этап4. Системное изучение. Оно позволяет определить потоки и объемы информации, пункт наибольшей загруженно­сти сбором и обработкой информации и на этой основе сделать вывод: кому предоставлено право принятия решения и ответст­венность за реализацию этих решений по интересующим аудитора аспектам деятельности предприятия, то есть кто является цент­ром ответственности. Такими центрами в зависимости от сущест­ва рассматриваемого аудитором вопросов могут быть руководи­тель предприятия, его заместители, главный бухгалтер, начальники отделов и т.п.

Этап 5.Выполнение аудита. Этот этап и есть выполнение аудиторских процедур. В целях наиболее эффективного способа проведения аудита финансовой отчетности необ­ходимо тематику аудита составлять в следующей последователь­ности: 1. Аудит цикла закупок. 2. Аудит цикла производства. 3. Аудит цикла реализации и формирования финансовых результатов. 4. Аудит денежных средств. 5. Аудит долгосрочных активов. 6. Аудит цикла инвестирования. 7. Аудит обязательств и капитала. 8. Аудит правильности формирования учетной политики.

Этап 6.Составление отчета о результатах аудита. Аудитор (аудиторская организация) по результатам аудита составляет отчет и представляет его заказчику в срок, определенный договором. Выполнение аудитором (аудиторской организацией) договора опре­деляется актом приема-сдачи аудиторского заключения.

Источник

Планирование аудита

Порядок подготовки и содержание общего плана и программы аудита

Исходя из вышеизложенного выделяются ключевые принципы планирования аудита.

Нормативному регулированию этапа планирования аудита посвящен МСА № 300 «Планирование». В соответствии с ним под планированием понимается разработка общей, стратегии и детального подхода применительно к ожидаемому характеру, срокам и масштабам аудиторской проверки.

Планирование осуществляется постоянно на протяжении всей проверки и включает следующие этапы:

В стандарте отмечается, что масштаб планирования варьируется в зависимости от размера проверяемой организации; сложности самого аудита; опыта, полученного аудитором при проведении прежних проверок в данной организации, а также знания бизнеса. Знанию области бизнеса, в которой функционирует клиент, уделяется особое внимание, поскольку это помогает аудитору идентифицировать типичные события, хозяйственные операции, способные существенно повлиять на процесс проведения аудиторской проверки и выражение мнения о достоверности финансовой отчетности клиента.

Далее указывается, что аудитор может обсудить элементы плана аудита или определенных аудиторских процедур с аудиторским комитетом, управляющими или высшим руководством проверяемой организации с целью повышения эффективности аудита, а также координации выполнения аудиторских процедур с режимом работы персонала клиента. Тем не менее за разработку и выполнение общего плана и программы аудиторской проверки полную ответственность несут сами аудиторы.

Общий план аудита. Аудитор должен разработать и отразить в своей рабочей документации общий план аудита с учетом ожидаемого масштаба проведения аудита. После разработки общий план аудита подлежит дальнейшей доработке и детализации до уровня программы аудиторской проверки.

Вопросы, которые должны быть рассмотрены аудитором при составлении общего плана аудита согласно МСА, приведены в табл. 5.

Вопросы для подготовки общего плана аудита

Основные вопросы аудитаСодержание основных вопросов аудита
Знание бизнесаОсновные экономические факторы, оказывающие воздействие на бизнес, и состояние отрасли, в которой функционирует аудируемое предприятие. Важнейшие характеристики организации, бизнеса, ее финансовое состояние; порядок составления отчетности, включая изменения, произошедшие с даты предыдущей аудиторской проверки. Общий уровень способностей (компетенции) управляющих
Понимание систем бухгалтерского учета и внутреннего контроляУчетная политика, принятая организацией, и произошедшие в ней изменения Эффект от нововведений в области бухгалтерского учета и аудита. Совокупные знания аудитора относительно систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля, а также ожидаемый эффект от применяемых контрольных тестов и процедур по существу.
Риск и существенностьОжидаемые оценки внутрихозяйственного риска и риска системы контроля; определение исходя из первых, приоритетных (существенных), областей аудита. Разработка и установление уровней существенности для конкретных задач проверки. Наличие возможности существенных искажений, в том числе с учетом опыта прошлых периодов, либо мошенничества (подлога). Установление сложных областей учета, в том числе тех из них, которые содержат учетные оценки.
Характер, сроки и масштаб аудиторских процедурВозможное изменение акцентов в специфических областях аудита. Эффект от использования информационных технологий в аудите. Возможность использования при внешнем аудите результатов работы внутреннего аудита, что оказывает воздействие на применяемые аудиторские процедуры.
Координирование, управление и контрольПривлечение других аудиторов при проведении аудита филиалов, обособленных подразделений компании Использование работы экспертов. Учет местонахождения подразделений аудиторской фирмы. Соблюдение требований, предъявляемых к персоналу аудиторской организации.
Иные вопросыВероятность того, что аудируемое предприятие окажется не в состоянии продолжать свою хозяйственную деятельность в обозримом будущем. Моменты, требующие особого внимания, например наличие взаимосвязанных сторон Условия письма-обязательства и любые установленные законом требования. Характер и сроки отчетов, иные договорные условия, требующие выполнения.

В общем плане аудита рекомендуется предусмотреть следующие разделы:

Программа аудита (Audit program) определяет характер, временные рамки (сроки) и объем запланированных аудиторских процедур, необходимых для выполнения общего плана аудиторской проверки.

Программа аудита является развитием общего плана аудита, содержит перечень инструктивных положений для ассистентов аудитора, привлеченных к выполнению проверки, а также служит средством контроля качества выполненной ими работы.

При подготовке программы аудита в ней необходимо учесть следующие вопросы:

Следует заметить, что и общий план и программа аудита подлежат пересмотру и изменениям в ходе проведения аудиторской проверки. Причины их существенных изменений должны быть обоснованы и отражены в рабочих документах аудитора.

Методика контрольно-ревизионной диагностики в ходе планирования аудита и ревизии

Концепция контрольно-ревизионной диагностики (КРД) как самостоятельного инструмента экономического контроля, была разработана отечественным ученым, теоретиком и практиком в области ревизии и контроля В.Ю. Кундротасом.

Согласно В.Ю. Кундротасу, КРД определяется как «. поиск состояний, сигнализирующих о наличии нерационального использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов в деятельности экономического объекта и, особенно, недостач, хищений, приписок в межревизионном периоде, а также процедуры и средства локализации этих негативных явлений.»

КРД должна решать следующие основные задачи:

Полученные в ходе применения КРД результаты должны дать возможность с большой степенью вероятности определить, какие «узкие» места в деятельности ревизуемой организации необходимо подвергать особенно тщательной (сплошной) проверке.

Отечественный исследователь правильно отметил тот факт, что зачастую при проведении проверки проверяющим не удается выделить самое существенное, они «тонут» в изобилии проверяемых фактов. В результате этого главные вопросы, серьезные причины недостатков в работе проверяемого предприятия остаются не вскрытыми.

В.Ю. Кундротас в своей работе акцентировал внимание на существенной проблеме контроля, которую можно сформулировать как соотношение экстенсивного и интенсивного его направлений.

Последнее характеризуется широким использованием приемов и методов экономического анализа, с помощью системы показателей которого зачастую удается раскрыть неблагоприятные стороны в финансово-хозяйственной деятельности организации, потенциально опасные для возникновения хищений, подлога и т.д. Экстенсивное направление контроля, в отличие от интенсивного, характеризуется, главным образом, увеличением объема процедур контроля: объема выборки или применением дополнительных методов.

Интересно заметить, что, согласно взглядам ученого, свою главную и решающую роль КРД должна играть на этапе планирования проверки.

С помощью методов КРД возможно решение и другой существенной проблемы контроля и аудита, сущность которой состоит в следующем противоречии:

Таким образом, планирование представляет собой определяющий этап любой (в том числе аудиторской) проверки. (Это имеет место и в обыденной жизни: заранее обдуманное, спланированное действие помогает избежать многих ошибочных и ненужных шагов.)

Как уже отмечалось, риск, имеющий отношение к персоналу (человеческий фактор), является одним из самых опасных для любой организации (относится к четвертому типу в рассмотренной ранее классификации рисков). Не случайно исследованию данной проблемы в мировой практике посвящен отдельный МСА № 240 «Мошенничество и ошибки».

Аналогичной точки зрения, по существу, придерживаются и большинство отечественных исследователей, считая, что КРД должна быть направлена, прежде всего, на поиск недостач, хищений, иных злоупотреблений должностных лиц.

Перечислим некоторые негативные факторы, свидетельствующие о наличии рисков («узких» мест) в хозяйственной деятельности организации:

Итак, наличие «узких» мест должно устанавливаться аудитором, как правило, на этапе планирования. После этого на основе проведенного предварительного анализа и выявленных рисков бизнеса целесообразно скорректировать общий план и программу аудиторской проверки, в которых большую часть общего фонда рабочего времени уделить именно тем участкам финансово-хозяйственной деятельности, в которых системы бухгалтерского учета и внутреннего контроля ослаблены, соответственно, уменьшив объем аудиторских процедур на «сильных» участках.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *