Что такое мантилья в одежде
Мантилья – это женское головное покрывало, часть национального костюма Испании и некоторых стран Латинской Америки. Популярность этого аксессуара уже не раз достигала пика, а потом сходила на нет. Сегодня мантилью нельзя назвать ультрамодным трендом, но и полное забвение ей, похоже, не грозит: этот аксессуар является частью делового протокола для членов королевской семьи Испании и широко используется в свадебной моде в разных странах мира.
История возникновения
Вам будет интересно: Стильные образы с длинной юбкой: идеи, советы, фото
Существуют две версии происхождения мантильи. Вполне возможно, что они обе верны.
Некоторые историки считают, что мантилья – это отголосок арабской чадры, которую жительницы Пиренеев впервые увидели во время мусульманского завоевания полуострова.
Согласно второй версии, на распространение моды повлиял указ короля Филиппа IV, который повелел прикрывать головы мантильями «жрицам любви». Публичные дома в то время в Испании были уже весьма распространены, и король считал, что такой шаг позволит уберечь приличных сеньор от косых взглядов и посягательств. Но у сеньорит было другое мнение: они решили, что не только проституткам нужны кружева. То ли назло королю, то ли просто из любви к красоте, испанские дамы, словно сговорившись, начали поголовно облачаться в мантильи.
Мантилья в современном мире
Сегодня этот аксессуар ни у кого не вызывает ассоциаций ни с женами арабских завоевателей, ни с публичными домами. В Испании к мантилье относятся с большим почтением. Нынешняя королева Летиция выбрала такой аксессуар, когда выходила замуж. Ее предшественница, мать короля Филиппа VI, королева-консорт София и во время правления, и после отречения от престола в пользу сына регулярно появляется на официальных мероприятиях в мантилье. Гречанка по происхождению, София всегда старалась подчеркнуть уважение к традициям новой родины.
Мантилья или пелерина как предмет одежды – обязательное условие, которое соблюдают дамы, отправляясь на прием к Папе Римскому.
И в Испании, и в Латинской Америке увидеть мантилью в повседневной жизни можно только на почтенных матронах. Молодые девушки надевают на головы кружевные покрывала только по праздникам. Карнавал, коррида, фестиваль народной музыки, выступления танцоров фламенко – отличный повод для аксессуара. Кстати, сами танцовщицы фламенко тоже нередко используют мантилью как часть костюма для танца. Как правило, предпочтение отдается красным покрывалам.
Что такое «пейнеты»?
Как можно увидеть на многих фото, мантилья крепится к голове с помощью хитрого приспособления. Это специальные гребни – пейнеты, которые в былые времена изготавливали из кости, черепаховых панцирей или из дерева. Установить гребень неровно, набекрень – это и в наше время считается дичайшим моветоном, ни одна уважающая себя женщина так никогда не сделает. Пейнеты всегда были предметом гордости модниц, их очень берегли, передавали по наследству невесткам и дочерям.
В последние годы популярен и способ ношения без гребней.
Этикет
Если вы решили обзавестись мантильей, запомните некоторые правила.
Она ни в коем случае не должна быть длиннее подола, оптимальной считается длина до середины бедра.
Испанки закрепляют мантилью на голове так, чтобы при повороте головы в одну сторону не обнажалось противоположное плечо.
Белая, бежевая, молочная, светло-голубая мантилья – это вариант для юных дев. Замужние дамы предпочитают черные покрывала. Красные, так любимые танцовщицами, могут стать украшением праздничного костюма.
Черная мантилья – это аксессуар, который надевают на поминки и похороны, но в этом случае недопустимы гребни. Покрывало просто набрасывают на волосы, стянутые в пучок.
Мантилья в свадебной моде
Королева Летиция – не единственная невеста, которая предстала перед любимым и гостями в роскошной мантилье. Этот вариант фаты популярен и далеко за пределами Испании. Можем упомянуть Гвен Стефани и Кейт Мосс в качестве примера. Великолепная кружевная мантилья украшала и голову Ники Хилтон во время ее венчания с Джеймсом Ротшильдом.
Мантилья как предмет одежды получила распространение и в вечерней моде, но говорить о пике популярности нельзя, поэтому аксессуар можно назвать еще более привлекательным для любительниц всего необычного. Если вы готовитесь к свадьбе или торжеству, мантилья станет отличным выбором.
Кружевная мантилья для изысканной красавицы
Национальный женский костюм Испании отличается богатством аксессуаров, и среди них обязательными предметами для украшения образа являются кружевная мантилья и пейнета – гребень, поддерживающий мантилью.
Мантилья, накинутая на голову и плечи дамы, окутывала ее фигуру, а иногда ниспадала почти до пола. Она придавала женскому образу загадочность и неприступность, осанке – величавость, а взгляду черных глаз красавицы – тайну. Проходили годы и века, кружевная вуаль видоизменялась…
Именно сегодня хотелось бы вспомнить это украшение, дошедшее до нас из глубины веков. Многие модные дизайнеры пытаются возродить к ней интерес современных женщин, предлагая им разного вида вуали. Мантилья пока остается атрибутом аристократичности и частью дипломатического этикета.
Как носили накидку 100 лет назад. Видео 1922 года
Когда в истории появилась мантилья?
Существует несколько версий. По одной из них женщины Испании начали надевать ее в VIII веке, когда арабы завоевали Испанию. Правда, в этот момент она была из плотной ткани и более походила на чадру. Возможно, и роль мантильи была такая же, что и восточной чадры – скрыть лицо женщины от посторонних взглядов.
По другой версии – в XVII веке мантилью надевали дамы сомнительной репутации, которым она служила знаком отличия от благородных сеньор. Однако вскоре изысканная накидка пришлась по вкусу многим женщинам того времени. Особенно она была популярна на Пиренейском полуострове и в Латинской Америке.
С XVI века с возвышением Испании многие стали одеваться на испанский лад, а во второй половине XVI века испанскую одежду с некоторыми видоизменениями носила вся Европа. Мантилью использовали и как украшение, и в качестве покрывала. Сначала ее просто набрасывали на голову и плечи, а несколько позже стали закреплять на головке с помощью гребня.
Кружевная мантилья
Популярность аксессуара возросла в XVII веке, когда появились кружевные мантильи. Их можно увидеть на женских портретах кисти Веласкеса. Именно в это время мантильи становятся важной частью гардероба придворных дам и женщин аристократического круга.
Однако в XIX веке мантилью ожидал еще больший успех. Королева Испании Изабелла II (1833—1868) очень любила мантилью и часто ее надевала. Придворные дамы быстро отреагировали на модный аксессуар, и мантилья вошла в традиционный костюм испанских женщин. Многие художники оставили потомкам женские портреты в мантильях. В великолепных кружевных накидках мы можем увидеть женщин всех сословий на портретах XVIII – XIXв.в. испанского художника Франсиско Гойи.
Франсиско де Гойя. Портрет донны Исабель де Порсель
Франсиско де Гойя. «Королева Мария Луиза Пармская»
Франсиско де Гойя. Портрет доньи Антонии Сарате
Именно в это время распространялась мода на эти накидки в странах Европы. Полюбили роскошный аксессуар и в России, об этом рассказывают картины известных художников.
В. Тропинин. Портрет Е.Д. Щепкиной
Винтерхальтер Ф.К. Портрет Елены Павловны Бибиковой, княгини Кочубей
Александр Брюллов. Екатерина Бакунина, 1834
Карл Брюллов. Портрет Джованины Пачини, 1831
Среди всех великих художников хотелось бы отметить английского художника Джона Бэгнольда Берджесса (1829-1897), для которого Испания в его творчестве стала главной темой. Впервые посетив Испанию в 1858 году, он постоянно возвращался к ней, ежегодно посещая в течение 30 лет. Он посвятил свою жизнь изучению страны, ее быта и национального характера, воплощая на полотнах испанские и цыганские темы. На этих картинах мы часто можем увидеть женщин с высоким гребнем, в черной кружевной мантилье, которая оттеняет мрамор тела.
Использование мантильи в Испании после свержения Изабеллы II постепенно приходило в упадок. Но это было связано не с переменой власти в Испании, а с изменением моды и стиля одежды того времени.
Повторный всплеск популярности произошел в середине XIX века, когда кружева Шантильи научились делать машинным способом.
Нежнейшее кружево было названо по имени небольшого французского города Шантильи, где плелись эти кружева. Мантильи, доступные по цене, можно было теперь изготовить любого размера.
Как известно, разновидностей кружевоплетения немало, но в изготовлении вуалей и накидок использовались чаще всего Блонда и Шантильи. Эти кружева родом из Франции.
Кружево блонда получило свое название, благодаря золотистому оттенку шелковых нитей, которые использовались в плетении.
Испанские красавицы с удовольствием украшали себя мантильями из такого кружева. Крупные узоры располагались на тончайшей фигурной сетке. А сам узор покрывал сетку золоченым рисунком шелковых нитей.
Блонды имеют много общего с кружевом шантильи. Но последние более тонкие и изысканные. Главной отличительной особенностью является то, что у шантильи более прозрачный узор, так как он выполнен сеточкой, а цветы блонда более плотные, причем, мотивы шантильи разнообразнее, – кроме флористических рисунков, встречаются фигурки птичек, ангелочков, а иногда целые пейзажи.
В конце XIX — начале XX века мантилья уже не пользовалась таким успехом. Женщины покрывали голову, отправляясь только в церковь, большинство из них надевали маленькую мантилью. Длинные накидки стали использовать лишь для отдельных мероприятий, например, в течение Святой недели (Страстная неделя)…
Сегодня ношение мантильи в Испании сохранилось в дни национальных и религиозных праздников, ее также надевают во время корриды или на свадьбу. Как аксессуар дипломатического костюма, например, на аудиенцию с Папой Римским, мантилью надевают не только испанские королева и инфанты, но и жены президентов других стран.
Пейнета
Мантилья характерна для народов Пиренейского полуострова и Латинской Америки, особенно была популярна в Андалузии. Период расцвета ношения мантильи — XVII-XIX века. В наши дни надевается современными испанками только по случаю праздников.
Содержание
История
Точная эволюция мантильи как предмета гардероба до конца не прослеживается. Считается, что она ведет происхождение от головных покрывал и накидок, которые использовались в Испании в качестве предмета верхней одежды в I тыс. н.э.
Корни мантильи, как предполагают, надо искать в культуре иберийских народов, женщины которых использовали вуали и накидки для прикрытия и украшения своих голов. Возможно, она имеет в числе своих предков головные покрывала, которые носили женщины во времена арабского завоевания Испании, т.е. является родственником чадры.
Позже, в течение Средних Веков испанские женщины продолжали использовать разнообразные покрывала, некоторые из которых носят отчетливый отпечаток арабского влияния.
Первые примеры использования мантильи отмечаются среди простого народа Испании после окончания реконкисты. Её не носили дамы из высшего социального класса или аристократки. Мантилью использовали, по большей части, исключительно в качестве покрывала, а не как элемент украшения. Гребень в первые века также не применялся — т.е. мантилья просто накидывалась на голову.
В течение XVI в. использование накидки, называемой тогда mantilla de aletas (крылатая мантилья) становится всеобщим в Испании, добавив еще один узнаваемый аксессуар в испанский национальный костюм.
Эволюция этого предмета одежды была отмечена влиянием социальных, религиозных, а также климатических факторов. Последние становятся явными при рассмотрении различных типов плетения, использующихся при изготовлении мантильи. Каждый регион придает ей свой специфический облик. Например, в более холодных районах мантилья служила в качестве верхней одежды, и поэтому ее изготавливали из шерстяных материй. Некоторые из мантилий украшались бисером, шелком и бархатом. Наоборот, в более тёплых регионах мантильи изготавливались из легких и мягких тканей, которые делали этот предмет одежды более роскошным и декоративным.
XVII-XVIII века
В начале XVII века в женском гардеробе начинается превращение мантильи в декоративную деталь: полотно постепенно заменяется кружевами. Мало-помалу расширяется употребление этой детали одежды в качестве украшения, хотя придется дождаться начала XVIII в. чтобы увидеть, как мантилью начинают надевать представительницы высших социальных слоев.
В XVII в. начали использовать кружевные мантильи-накидки (что мы можем видеть на некоторых портретах кисти Веласкеса), которые становятся важной частью гардероба некоторых элегантных женщин. Тем не менее, придворными дамами и представительницами высших социальных слоев она не использовалась до XVIII века. Это была эпоха, когда кружевные мантильи окончательно вытеснили шелковые и шерстяные.
Можно утверждать, что ношение мантильи в том виде, в котором мы знаем его сейчас, начало складываться в XVII в., обретя устойчивость в течение следующего века, в царствование Карлоса III и Карлоса IV.
Некоторые авторы утверждают, что теми, кто ввел использование мантильи среди мадридцев, распространив его и на другие города были мадридские модники из низших слоев — махи (см.).
В портретах XVIII века, изображающих женщин всех сословий, мы видим великолепные кружевные мантильи. Огромное количество таких полотен оставил Гойя, т.к. мода на национальный испанский костюм начала распространяться среди знати, которая в период наполеоновских завоевательных войн не желала одеваться «по-французски».
В XIX веке, когда развитие мантильи привело к тому, что ее начали изготавливать целиком из кружева, появилась мантилья белого цвета, по контрасту с традиционно чёрной.
XIX век
Королева Изабелла II (1833-1868), большая любительница сложных головных уборов и диадем, стала популяризовать мантилью. Этот обычай быстро восприняли приближенные к ней женщины.
Придворные дамы и представительницы высших социальных слоев начинают носить этот предмет одежды в различных общественных мероприятиях, что в большой степени способствовало приданию мантилье той элегантности, которая и сохранилась до наших дней.
С 1868 году, со свержением Изабеллы, мода на мантилью начала спадать, хотя в Севилье и других андалузских городах она продолжала быть очень популярной. То же случилось и в Мадриде, где ношение мантилий было так сильно укоренено в традицию, что знатные женщины превратили ее в символ протеста против короля из новой династии — Амадея I Савойского и его супруги Марии Виттории. Возмущение против них и иностранных обычаев возглавляли женщины, которые демонстрировали свой протест, надевая вместо шляп классическую испанскую мантилью с гребнем. Это историческое событие носит название «La Conspiración de las Mantillas» — Заговор мантилий. (Спустя три года король, недовольный этим народом, отрекся и вернулся в Италию).
Ограниченное использование мантильи в эпоху, последующую за правлением Изабеллы II, вызваны, среди прочих причин, использованием других стилей в одежде, импонировавших новым монархам, хотя с возвращением на престол потомков Изабеллы испанский стиль становится чуть более популярным.
В конце XIX – начале ХХ вв. мантилья прекратила быть предметом ежедневного использования. Начался её упадок. В первой трети ХХ века в повседневном гардеробе сохранилась лишь маленькая мантилья, которую дамы должны надевать в церковь — «токилья» (платок, обычно треугольный, который женщины надевают на голову). Можем отметить, что здесь идет речь о рудиментарной версии мантильи, надеваемой без гребня. Таким путем ношение обычных, длинных, мантилий сократилось лишь до особых поводов — по преимуществу в течении Святой Недели (см. ниже).
Современность
Ношение мантильи в Испании сегодня является явным ретроградством, хотя некоторая стойкость этого обычая наблюдается в центре и на юге Пиренейского полуострова. На севере обычай сохранился еще меньше.
Испанки обычно покрывают голову мантильей в дни национальных и религиозных праздников, когда надевают народные костюмы (это коррида, Святая Неделя, свадьбы и т.п.). В настоящий момент сохранилась исключительно декоративная функция мантильи.
Существует традиция, по которой в Святую Неделю женщины носят черное, надевая самые лучшие свои вещи: голова украшается черепаховым гребнем и черной кружевной мантильей. Так одеваются в Святой Четверг и Святую Пятницу для визитов в церковь и сопровождения процессий. Эта традиция сохранялась до середины века и в настоящее время, после окончания правления Франко, восстановлена.
Знаменитая Feria de Abril в Севилье ранее также давала возможность надеть мантилью, в этом случае белую. Но тот обычай сохранялся лишь до первой трети XX века. В настоящее время на Феерию никто не отправляется в мантилье, поскольку деликатность кружева обязывает к особенной аккуратности, что мешает танцевать и веселиться.
Бой быков также всегда был поводом надеть белую кружевную мантилью. Сегодня это не так принято, как раньше, но все еще возможно увидеть направляющиеся на корриду конные экипажи, которые везут женщин в белых мантильях.
В наши дни королева София и её дочери инфанты иногда надевают мантильи по официальным случаям.
Мантилья как аксессуар дипломатического костюма
Возможно, благодаря популяризаторству мантилий королевой Изабеллой II, стало традицией, чтобы на аудиенцию с Папой Римским женщины надевали именно мантильи (хотя до сер. XIX века и порой позже превалировали другие виды головных уборов). Во 2-й половине ХХ века эти случаи отмечаются редко, хотя целиком из употребления обычай не вышел.
Этикет ношения мантильи
Выбор
Хитрость для создания хорошего крепления и достаточной свободы – наклонить голову влево и прикрепить мантилью на правом плече, а потом наоборот (наклонить вправо, закрепляя мантилью на левом плече).
Если свадьба проходит днем, мантилья одевается с коротким платьем. А если свадьба проходит вечером, та же самая мантилья надевается с длинным платьем. Мантилья надевается на религиозный обряд венчания (если свадьба гражданская, лучше будет о мантилье позабыть), а также на свадьбы с расписанным этикетом (когда жених надевает вечерний костюм или фрак).
Типы кружева
Среди многочисленных разновидностей кружева, для мантилий использовалось чаще всего bolillo (кружево ручной работы), особенно варианты Блонда и Шантильи.
Техника изготовления
В настоящее время существуют несколько типов техники изготовления мантилий [3] :
Гребень
Гребень (la peineta) — это главное дополнение к мантилье, употребление которого стало привычным в XIX в. Без сомнения, гребень меньших размеров продолжал также использоваться и отдельно, без мантильи, как часть национального женского костюма.
Самых достоверных предков гребня мы находим в головных уборах иберийских женщин, а конкретно — в митрах и тиарах, чьи формы и узоры обычны и для гребня.
Первоначально, гребни пейнеты (или peinas, как их называют уменьшительно в Севилье), были из черепахи различного оттенка, начиная от самых светлых и медовых до самых темных. Форма их — закругленная, квадратная или прямоугольная, загнутая более или менее сильно. Некоторые были простыми, а некоторые украшенными ажурными узорами.
Со временем постепенное исчезновение черепах, обладающих подходящим панцирем, привело к тому, что органический материал стал заменяться синтетическими с целью предотвращения тотального истребления вида. Предпочитается использование таких материалов, к примеру, пластмасса, которые имитируют в совершенстве текстуру настоящей черепахи и позволяют украшать гребень тонкими и изящными узорами.
В настоящее время размер гребня, как в и древности, сильно зависит от личных предпочтений и моды, но самыми распространенными являются прямоугольные гребни с полукруглым завершением и загнутые. Края продолжают быть приподнятыми, но не задираются высоко.
Важным качеством гребня для мантильи является его высота. Если девушка маленького роста, она может его оптически увеличить с помощью высокого гребня, хотя носить подобные гребни тяжело. Если девушка высокая, с удлиненным лицом, ей советуют носить гребень более низкий (и гораздо более удобный в ношении). В любом случае, его надо хорошо укрепить с помощью узла, лент и правильно накинуть на него мантилью.
Мантилья
Мантилья характерна для народов Пиренейского полуострова и Латинской Америки, особенно была популярна в Андалузии. Период расцвета ношения мантильи — XVII—XIX века. В наши дни надевается современными испанками только по случаю праздников.
Содержание
История
Точная эволюция мантильи как предмета гардероба до конца не прослеживается. Считается, что она ведет происхождение от головных покрывал и накидок, которые использовались в Испании в качестве предмета верхней одежды в I тыс. н. э.
Корни мантильи, как предполагают, надо искать в культуре иберийских народов, женщины которых использовали вуали и накидки для прикрытия и украшения своих голов. Возможно, она имеет в числе своих предков головные покрывала, которые носили женщины во времена арабского завоевания Испании, то есть является родственником чадры.
Позже, в течение Средних Веков испанские женщины продолжали использовать разнообразные покрывала, некоторые из которых носят отчетливый отпечаток арабского влияния.
Первые примеры использования мантильи отмечаются среди простого народа Испании после окончания Реконкисты. Её не носили дамы из высшего социального класса или аристократки. Мантилью использовали, по большей части, исключительно в качестве покрывала, а не как элемент украшения. Гребень в первые века также не применялся — то есть мантилья просто накидывалась на голову.
В течение XVI века использование накидки, называемой тогда mantilla de aletas (крылатая мантилья) становится всеобщим в Испании, добавив еще один узнаваемый аксессуар в испанский национальный костюм.
Эволюция этого предмета одежды была отмечена влиянием социальных, религиозных, а также климатических факторов. Последние становятся явными при рассмотрении различных типов плетения, использующихся при изготовлении мантильи. Каждый регион придает ей свой специфический облик. Например, в более холодных районах мантилья служила в качестве верхней одежды, и поэтому ее изготавливали из шерстяных материй. Некоторые из мантилий украшались бисером, шелком и бархатом. Наоборот, в более тёплых регионах мантильи изготавливались из легких и мягких тканей, которые делали этот предмет одежды более роскошным и декоративным.
XVII—XVIII века
В начале XVII века в женском гардеробе начинается превращение мантильи в декоративную деталь: полотно постепенно заменяется кружевами. Мало-помалу расширяется употребление этой детали одежды в качестве украшения, хотя придется дождаться начала XVIII века чтобы увидеть, как мантилью начинают надевать представительницы высших социальных слоев.
В XVII веке начали использовать кружевные мантильи-накидки (что мы можем видеть на некоторых портретах кисти Веласкеса), которые становятся важной частью гардероба некоторых элегантных женщин. Тем не менее, придворными дамами и представительницами высших социальных слоев она не использовалась до XVIII века. Это была эпоха, когда кружевные мантильи окончательно вытеснили шелковые и шерстяные.
Можно утверждать, что ношение мантильи в том виде, в котором мы знаем его сейчас, начало складываться в XVII в., обретя устойчивость в течение следующего века, в царствование Карлоса III и Карлоса IV.
Некоторые авторы утверждают, что теми, кто ввел использование мантильи среди мадридцев, распространив его и на другие города, были мадридские модники из низших слоев — махи (см.).
В портретах XVIII века, изображающих женщин всех сословий, мы видим великолепные кружевные мантильи. Огромное количество таких полотен оставил Гойя, так как мода на национальный испанский костюм начала распространяться среди знати, которая в период наполеоновских завоевательных войн не желала одеваться «по-французски».
В XIX веке, когда развитие мантильи привело к тому, что ее начали изготавливать целиком из кружева, появилась мантилья белого цвета, по контрасту с традиционно чёрной.
XIX век
Королева Изабелла II (1833—1868), большая любительница сложных головных уборов и диадем, стала популяризировать мантилью. Этот обычай быстро восприняли приближенные к ней женщины.
Придворные дамы и представительницы высших социальных слоев начинают носить этот предмет одежды в различных общественных мероприятиях, что в большой степени способствовало приданию мантилье той элегантности, которая и сохранилась до наших дней.
С 1868 году, со свержением Изабеллы, мода на мантилью начала спадать, хотя в Севилье и других андалузских городах она продолжала быть очень популярной. То же случилось и в Мадриде, где ношение мантилий было так сильно укоренено в традицию, что знатные женщины превратили ее в символ протеста против короля из новой династии — Амадея I Савойского и его супруги Марии Виттории. Возмущение против них и иностранных обычаев возглавляли женщины, которые демонстрировали свой протест, надевая вместо шляп классическую испанскую мантилью с гребнем. Это историческое событие носит название «La Conspiración de las Mantillas» — Заговор мантилий. (Спустя три года король, недовольный этим народом, отрекся и вернулся в Италию).
Ограниченное использование мантильи в эпоху, последующую за правлением Изабеллы II, вызваны, среди прочих причин, использованием других стилей в одежде, импонировавших новым монархам, хотя с возвращением на престол потомков Изабеллы испанский стиль становится чуть более популярным.
В конце XIX — начале ХХ века мантилья прекратила быть предметом ежедневного использования. Начался её упадок. В первой трети ХХ века в повседневном гардеробе сохранилась лишь маленькая мантилья, которую дамы должны надевать в церковь — «токилья» (платок, обычно треугольный, который женщины надевают на голову). Можем отметить, что здесь идет речь о рудиментарной версии мантильи, надеваемой без гребня. Таким путем ношение обычных, длинных, мантилий сократилось лишь до особых поводов — по преимуществу в течение Святой недели (см. ниже).
Современность
Ношение мантильи в Испании сегодня является явным ретроградством, хотя некоторая стойкость этого обычая наблюдается в центре и на юге Пиренейского полуострова. На севере обычай сохранился еще меньше.
Испанки обычно покрывают голову мантильей в дни национальных и религиозных праздников, когда надевают народные костюмы (это коррида, Святая неделя, свадьбы и т. п.). В настоящий момент сохранилась исключительно декоративная функция мантильи.
Существует традиция, по которой в Святую неделю женщины носят черное, надевая самые лучшие свои вещи: голова украшается черепаховым гребнем и черной кружевной мантильей. Так одеваются в Святой Четверг и Святую Пятницу для визитов в церковь и сопровождения процессий. Эта традиция сохранялась до середины века и в настоящее время, после окончания правления Франко, восстановлена.
Знаменитая Feria de Abril в Севилье ранее также давала возможность надеть мантилью, в этом случае белую. Но тот обычай сохранялся лишь до первой трети XX века. В настоящее время на Феерию никто не отправляется в мантилье, поскольку деликатность кружева обязывает к особенной аккуратности, что мешает танцевать и веселиться.
Бой быков также всегда был поводом надеть белую кружевную мантилью. Сегодня это не так принято, как раньше, но все еще возможно увидеть направляющиеся на корриду конные экипажи, которые везут женщин в белых мантильях.
В наши дни королева София и её дочери-инфанты иногда надевают мантильи по официальным случаям.
Мантилья как аксессуар дипломатического костюма
Возможно, благодаря популяризаторству мантилий королевой Изабеллой II, стало традицией, чтобы на аудиенцию с Папой Римским женщины надевали именно мантильи (хотя до сер. XIX века и порой позже превалировали другие виды головных уборов). Во 2-й половине ХХ века эти случаи отмечаются редко, хотя целиком из употребления обычай не вышел.
Этикет ношения мантильи
Выбор
Хитрость для создания хорошего крепления и достаточной свободы — наклонить голову влево и прикрепить мантилью на правом плече, а потом наоборот (наклонить вправо, закрепляя мантилью на левом плече).
Если свадьба проходит днем, мантилья одевается с коротким платьем. А если свадьба проходит вечером, та же самая мантилья надевается с длинным платьем. Мантилья надевается на религиозный обряд венчания (если свадьба гражданская, лучше будет о мантилье позабыть), а также на свадьбы с расписанным этикетом (когда жених надевает вечерний костюм или фрак).
Типы кружева
Среди многочисленных разновидностей кружева, для мантилий использовалось чаще всего bolillo (кружево ручной работы), особенно варианты Блонда и Шантильи.
Техника изготовления
В настоящее время существуют несколько типов техники изготовления мантилий [3] :
Гребень
Гребень (la peineta) — это главное дополнение к мантилье, употребление которого стало привычным в XIX в. Без сомнения, гребень меньших размеров продолжал также использоваться и отдельно, без мантильи, как часть национального женского костюма.
Самых достоверных предков гребня мы находим в головных уборах иберийских женщин, а конкретно — в митрах и тиарах, чьи формы и узоры обычны и для гребня.
Первоначально, гребни пейнеты (или peinas, как их называют уменьшительно в Севилье), были из черепахи различного оттенка, начиная от самых светлых и медовых до самых темных. Форма их — закругленная, квадратная или прямоугольная, загнутая более или менее сильно. Некоторые были простыми, а некоторые украшенными ажурными узорами.
Со временем постепенное исчезновение черепах, обладающих подходящим панцирем, привело к тому, что органический материал стал заменяться синтетическими с целью предотвращения тотального истребления вида. Предпочитается использование таких материалов, к примеру, пластмасса, которые имитируют в совершенстве текстуру настоящей черепахи и позволяют украшать гребень тонкими и изящными узорами.
В настоящее время размер гребня, как в и древности, сильно зависит от личных предпочтений и моды, но самыми распространенными являются прямоугольные гребни с полукруглым завершением и загнутые. Края продолжают быть приподнятыми, но не задираются высоко.
Важным качеством гребня для мантильи является его высота. Если девушка маленького роста, она может его оптически увеличить с помощью высокого гребня, хотя носить подобные гребни тяжело. Если девушка высокая, с удлиненным лицом, ей советуют носить гребень более низкий (и гораздо более удобный в ношении). В любом случае, его надо хорошо укрепить с помощью узла, лент и правильно накинуть на него мантилью.
Глоссарий испанских терминов
См. также
Примечания
Ссылки
Полезное
Смотреть что такое «Мантилья» в других словарях:
МАНТИЛЬЯ — (исп. mantilla). 1) покрывало у испанок, закрывающее голову и часть лица. 2) короткая верхняя накидка, без рукавов, у дам. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. МАНТИЛЬЯ 1) покрывало, носимое испанскими… … Словарь иностранных слов русского языка
МАНТИЛЬЯ — МАНТИЛЬЯ, мантильи, род. мн. мантилий, жен. (исп. miantilla). 1. У испанок кружевное покрывало, закрывающее голову, верхнюю часть туловища. 2. Короткая женская накидка без рукавов. Шелковая мантилья. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935… … Толковый словарь Ушакова
мантилья — мантилька, накидка Словарь русских синонимов. мантилья сущ., кол во синонимов: 2 • мантилька (2) • … Словарь синонимов
МАНТИЛЬЯ — (исп. mantilla) женская накидка на голову и плечи у народов Иберийского п ова и Латинской Америки … Большой Энциклопедический словарь
МАНТИЛЬЯ — МАНТИЛЬЯ, и, род. мн. лий, жен. 1. У испанок: кружевная накидка на голову и плечи. 2. Короткая, не доходящая до колен накидка без рукавов. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова
МАНТИЛЬЯ — женская нарядная накидка на голову и плечи у народов Южной Европы и Латинской Америки … Этнографический словарь
мантилья — мантилья, женская нарядная накидка на голову и плечи у народов Южной Европы и Латинской Америки … Энциклопедия «Народы и религии мира»
мантилья — МАНТИЛИЯ и, ж., МАНТИЛЬЯ и, ж. mantille, нем. Mantille <исп. mantilla <лат. mantellum < mantum покрывало, накидка. Свободная кружевная накидка. ЕПИОН ожерелье с 1750. Мантылия флеровая черная кругом круживо золотое. Роспись приданому… … Исторический словарь галлицизмов русского языка
мантилья — и; мн. род. лий, дат. льям; ж. [исп. mantilla] 1. Кружевное покрывало у испанок, закрывающее голову и часть туловища. Кружевная м. Накинуть на голову мантилью. 2. В женской одежде 19 в.: короткая накидка без рукавов. ◁ Мантилька, и; ж. Уменьш. *… … Энциклопедический словарь
Мантилья — (исп. mantilla) 1. Кружевной платок или кружевная белая или черная накидка покрывающая голову и верхнюю часть фигуры, дополнение национального женского костюма Испании. Мантилья крепится к прическе при помощи высокого гребня. 2. Короткая … Энциклопедия моды и одежды