Что такое маломобильные граждане
4 группы маломобильного населения: главные отличия
Маломобильные группы населения (МГН) — общепринятая формулировка, касающаяся людей, испытывающих проблемы с самостоятельным передвижением, ориентированием в пространстве, получением информации и услуг. К маломобильному населению относятся на только люди с инвалидностью, но и дети до 7 лет, старики, беременные женщины, родители с детскими колясками, люди с временными травмами, граждане с тяжелыми грузами в руках.
К тому же, согласно СП 59.13330.2016 в актуализированной редакции СНиП 35-01-2001, маломобильное население принято разделять на 4 группы, которые зависят от степени мобильности людей.
Группа мобильности М1 включает в себя людей со сниженным слухом, а также тех людей, которые не имеют инвалидности, то есть беременные женщины, люди старшего поколения после 60 лет, дети дошкольного возраста и т.д.
Группа мобильности М2 охватывает людей преклонного возраста, людей, имеющих протезы, лиц, частично или полностью лишенных зрения, людей с когнитивными расстройствами.
В группу мобильности М3 входят люди, страдающие от нарушений опорно-двигательного аппарата, которые используют при этом дополнительную опору: трость, костыли, ходунки.
Группа мобильности М4 включает в себя людей, лишенных подвижности, которые вынуждены передвигаться на инвалидных креслах с ручным приводом.
Группы мобильности от М1 до М4 тесно связаны с вопросом экстренной эвакуации людей из зданий общественного назначения. Например, слабослышащий человек сможет без труда покинуть социальное учреждение как с помощью лифта, так и с помощью лестницы. Тогда как человеку, прикованному к инвалидному креслу, подойдет только лифтовая кабина с широким дверным проемом, к тому же необходимо учитывать низкую скорость и интенсивность движения данной группы людей. Также на этажах необходимо располагать планы эвакуации и мнемосхемы этажей для помощи ориентирования в экстренной ситуации для людей различных групп мобильности.
Поэтому важно принимать во внимание тот факт, что группы маломобильного населения имеют существенные отличия, а, следовательно, и нормы доступности зданий и сооружений для каждой группы будут различными.
Для того, чтобы создать безбарьерную среду на своем объекте, обращайтесь в наш проектный отдел по телефонам: 8 800 555 34 73, +7 910 539-20-08 или отправьте заявку на почту project@vertical.pro.
Мы учтем все нюансы для различных нозологий и сделаем ваши объект действительно доступным для всех.
Доступ разрешен? О правах маломобильных граждан и инвалидов
Передвигаться без помех людям с ограниченными возможностями непросто. Что делать, если права нарушены?
Содержание
Право инвалидов, испытывающих сложности с передвижением, получить доступ к социальным объектам – магазинам, ресторанам, управам, органам власти, больницам, учебным заведениям и так далее – закреплено в законодательстве. Что именно обязаны сделать представители вышеперечисленных организаций, читайте ниже. А для начала разберемся с законами.
Что говорит закон о маломобильных гражданах?
Документ, закрепляющий права людей с ограниченными возможностями, – Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее – закон «О социальной защите»).
Защиты прав потребителя в части передвижения касаются статьи 15 «Обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур» и 16 «Ответственность за уклонение от исполнения требований к созданию условий для беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур».
В регионах могут действовать локальные акты, содержащие дополнительные нюансы. Например, в столице действует закон города Москвы «Об обеспечении беспрепятственного доступа инвалидов и иных маломобильных граждан к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур города Москвы» (далее – Закон города Москвы).
Права инвалидов на доступную среду закреплены и в других документах, например в Конвенции о правах инвалидов от 13 декабря 2006 года, которую Россия ратифицировала в 2012 году. Курс на создание среды, доступной для всех, постулировался и в новейших программах по развитию РФ:
Кто относится к маломобильным группам населения?
Закон «О социальной защите» дает только определение понятия «инвалид».
«Инвалид – лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты».
Закон города Москвы оперирует более широким понятием и говорит о маломобильных гражданах, к которым помимо инвалидов относятся пожилые, люди с малолетними детьми, в том числе с детскими колясками, другие лица, не имеющие возможности свободно передвигаться (например, получившие травмы и потому временно маломобильные). Дальше рассказываем о категориях маломобильных групп населения.
Термин «маломобильные группы» шире: он подразумевает людей, испытывающих затруднения при самостоятельном передвижении, получении услуги, необходимой информации или при ориентировании в пространстве. К маломобильным группам населения относятся: инвалиды, люди с временным нарушением здоровья, беременные женщины, люди старших возрастов, люди с детскими колясками и т. п. Так как мы будем говорить именно о защите прав потребителей (в частности – прав на получение товаров, услуг и информации), основные тезисы статьи по большей части относятся и к маломобильным гражданам, а не только к инвалидам, не могущим передвигаться самостоятельно.
Что обязаны делать организации?
В соответствии с законодательством, организации, органы власти обязаны обеспечить инвалидам:
Такими объектами считаются жилые, общественные и производственные здания, строения и сооружения, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации.
Беспрепятственный доступ должен быть к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам.
Все эти объекты должны быть оборудованы пандусами, поручнями, туалетами для инвалидов (если туалеты в принципе предполагаются); должны иметь достаточно широкие проходы для того, чтобы можно было проехать на коляске.
К примеру, в общественном городском транспорте должны быть специальные площадки для размещения инвалидных колясок, оборудованные поручнями и кнопками вызова водителя. Автобус или электробус оборудуется специальным пандусом для въезда в салон и выезда, некоторые модели умеют «наклоняться» к бордюру, чтобы не оставалось большого зазора.
Сюда же относится наличие средств связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации).
На вокзалах должны быть пандусы, грузопассажирские лифты; места для колясочников в залах ожидания; специальные столики в буфетах, кафе и ресторанах; туалеты, оборудованные для инвалидов. Для посадки в вагон должны быть предоставлены передвижные подъемники для перемещения с платформы в вагон. Проходы в купе, оборудованных для инвалидов, должны быть расширенными по сравнению со стандартными.
Целый комплекс требований существует для вагонов, предназначенных для путешествий инвалидов. Для людей с ограниченными возможностями предусмотрены специальные купе, оборудованные таким образом, чтобы можно было с комфортом путешествовать (включая вероятность присутствия сопровождающего лица). В купе устанавливаются специальные поворотные и откидные кресла, поручни, а также дополнительные переговорные устройства для экстренной связи с проводником. Для слабовидящих и слепых устанавливаются специальные средства информации и связи, голосом дублирующие информационные сообщения в вагоне, а также размещаются надписи в рельефной технике.
Для других видов транспорта действуют аналогичные требования.
То есть пандусы, широкие проходы, специальные туалеты, поручни должны быть на всей территории. Посещая организацию, человек с ограниченными возможностями должен иметь возможность обходиться без дополнительной помощи.
Для тех, кто испытывает проблемы со зрением, существуют дополнительные условия, потому что предоставить им в незнакомом пространстве полную самостоятельность сложно. Стоит заранее узнать, каким образом обеспечивается сопровождение. Возможно, требуется сообщить о предполагаемом визите, чтобы помощник был уже готов.
В продовольственные магазины, например, нельзя заходить с животными. Запрет продиктован санитарными нормами. Но для собак-поводырей обязаны сделать исключение, так как без собаки слабовидящий или слепой человек не сможет совершить покупки.
Важно! В случае возникновения вопросов необходимо будет показать документы, которые подтвердят, что собака действительно обучена быть поводырем и выступает именно в этой роли (а не является обычным питомцем).
Собаку-поводыря без всяких оговорок и дополнительных документов должны пустить вместе с хозяином в поезд.
Доступная городская среда
Когда и как адаптируют организации для нужд людей с ограниченными возможностями
В законе указывается, что полностью оборудовать объект можно во время капитального ремонта или реконструкции – если, конечно, это еще не было сделано и он возводился до вступления в силу этих правил. Как быть, если ремонт или реконструкция в ближайшее время не предполагаются?
Организация или магазин, которые не соответствуют правилам и не могут предоставить инвалидам полноценный доступ к своим услугам, должны действовать согласованно с одним из местных общественных объединений инвалидов. Вместе они разрабатывают меры и обеспечивают условия для доступа инвалидов к месту предоставления услуги. Если это никак невозможно организовать, инвалиду должна быть оказана услуга дистанционно по месту жительства.
А новые городские объекты можно возводить, только если в плане заранее заложены конструкционные особенности, обеспечивающие доступ инвалидов.
Места на парковках
Предусмотрены законом и специальные парковочные места для инвалидов. На всех парковках общего пользования, в том числе тех, которые расположены у социально значимых объектов, выделяется не менее 10% мест для бесплатной парковки автомобилей, управляемых инвалидами. Другим автовладельцам занимать эти места своими машинами нельзя.
Рекомендации по обеспечению комфорта маломобильных граждан в заведениях общепита
К ресторанам и кафе предъявляются те же требования. Они должны обеспечить людям с ограниченными физическими возможностями беспрепятственный доступ. Меры предполагаются стандартные: пандусы, поручни, оборудованные туалеты, возможность использовать столы и так далее.
Какое наказание ждет нарушителей этих требований?
Должностные и юридические лица за несоблюдение требований несут административную ответственность. Конкретные размеры штрафов могут задаваться локальными документами. Например, ст. 8.23 КоАп Москвы предусматривает штраф для юридических лиц 100 000–200 000 рублей. В ст. 9.13 КоАП РФ санкции ниже: уклонение от исполнения требований к обеспечению доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 2000 до 3000 рублей; на юридических лиц – от 20 000 до 30 000 рублей.
Если вы столкнулись с тем, что организация, транспорт, магазин не предоставляют инвалидам возможность беспрепятственно пользоваться их услугами, можете жаловаться в вышестоящую инстанцию. Например, если у магазина или ресторана отсутствует пандус, обратитесь в Роспотребнадзор и/или прокуратуру. Также можно написать жалобу в Административно-техническую инспекцию или местный орган власти.
– Если вы видите, что все эти меры не действуют, остается самостоятельно обращаться в суд о понуждении организаций, будь то администрация, автотранспортная организация или другая, исполнять требования законодательства. Далее на основании судебного решения уже судебные приставы проконтролируют его исполнение.
Статистика показывает, что количество обращений с жалобами на нарушение прав людей с ограниченными возможностями неуклонно растет. Значит, растет и гражданское самосознание. Но гораздо важнее, чтобы процесс шел во встречном направлении и организации сразу предоставляли инвалидам все возможности для доступа к их услугам.
Следите за новостями, подписывайтесь на рассылку.
При цитировании данного материала активная ссылка на источник обязательна.
Категории мобильности
В связи с доступностью окружающей среды люди с ограниченными возможностями также подразделяются на группы по мобильности. В целом все население делится на группы с нормальной мобильностью и маломобильные. При этом учитывается, какие в данном случае имеются в виду категории инвалидов К, О, С, Г, У. Так, например, инвалиды по слуху обычно относятся к категории мобильных. К маломобильным относятся люди, если они испытывают затруднения, когда им приходится самостоятельно передвигаться, получать услугу или информацию либо ориентироваться в пространстве. В эту группу входят не только инвалиды. Временные нарушения здоровья, беременность, престарелый возраст также ограничивают мобильность. В эту же группу можно отнести и тех, кто перемещается с детскими колясками.
В свою очередь, не все инвалиды относятся к маломобильной группе. Их можно разделить на категории мобильности инвалидов М1-М4:
Паспорт доступности ОСИ
Один из важных факторов создания доступной среды – чтобы любые категории инвалидов К, О, С, Г, У были обеспечены возможностью посещать здания, сооружения и прочие места. В число условий входит возможность беспрепятственно входить в объекты и выходить из них, самостоятельно передвигаться по территории объекта к месту, где им должна быть предоставлена услуга, в том числе со сторонней помощью (например, работников объекта), размещение информации, необходимой, чтобы инвалиды получили беспрепятственный доступ к объекту или услугам, и многое другое.
Расшифровка этих обозначений следующая:
Информация для маломобильных групп населения
Одним из направлений деятельности ИЦ УМВД России по Новгородской области является предоставление инвалидам и другим маломобильным группам населения (инвалиды, граждане с временным нарушением здоровья, беременные женщины, люди преклонного возраста, люди с детскими колясками) и другим гражданам государственных услуг по выдаче справок о наличии (отсутствии) судимости, архивных справок и справок о реабилитации жертв политических репрессий, в том числе и в электронном виде, проставление апостиля.
ИЦ УМВД России по Новгородской области имеет специальное помещение для приема граждан.
Для обеспечения доступа инвалидам и другим маломобильным группам населения вход в здание ИЦ УМВД России по Новгородской области имеется кнопка вызова, на входе в здание установлены распашные двери.
УМВД России по Новгородской области принимаются меры по созданию равных возможностей для доступа к получению государственных услуг, оказываемых органами внутренних дел.
В этих целях административные здания, а также помещения, где оказываются государственные услуги, оборудуются (либо оборудованы) пандусами, поручнями, кнопками вызова дежурного либо сотрудника, непосредственно оказывающего государственную услугу, специально выделенными парковочными местами.
При обращении гражданина с ограниченными возможностями государственная услуга будет оказана в установленном порядке. Кроме этого, сотрудники ориентированы на первоочередное обслуживание граждан указанной категории.
Организована возможность выезда сотрудников по месту жительства лиц с ограниченными возможностями.
Доступная среда для маломобильных групп населения
Одним из приоритетных направлений деятельности Отделения ПФР по городу Москве и Московской области является повышение уровня обслуживания граждан. С этой целью реализуются различные мероприятия, направленные на обеспечение условий для беспрепятственного доступа всех категорий граждан к объектам и услугам, оказываемым территориальными органами ПФР.
Некоторые клиентские службы Московского региона оснащены всем необходимым для достижения комфортных условий. Так, прилегающие территории оборудованы парковочными местами с обозначением мест стоянки для маломобильных групп населения.
Структурные подразделения ведут работу с соответствующими органами по вопросам ремонта путей движения к административным зданиям, где располагаются клиентские службы.
Входные площадки и тамбуры зданий имеют покрытия, не допускающие скольжение в зимнее время. На лестничных маршах в зданиях территориальных органов ПФР первые и последние ступени обозначены яркой полосой. Входы во все территориальные органы ПФР имеют пандусы и поручни, кроме тех, где это невозможно сделать в силу особенностей архитектурно-конструктивного и планировочного решения зданий.
Для удобства граждан в клиентских службах зона приема оборудована стойкой, позволяющей инвалидам, в том числе на креслах-колясках, и другим маломобильным группам населения, пользоваться услугами справочной службы; организована работа администратора зала, имеются таблички со шрифтом Брайля, тактильные пиктограммы, индукционные панели. Пути движения обозначены тактильными полосами и плитками. Окна и рабочие места для приема маломобильных групп населения и санитарные комнаты имеют установленные размеры, за исключением тех, где это невозможно сделать в силу особенностей архитектурно-конструктивного и планировочного решения зданий.
В территориальных органах Отделения ПФР по городу Москве и Московской области функционирует система вызова помощника (сотрудника, способного оказать помощь клиенту, пришедшему на прием) и специальный переносной прибор для усиления звука (прибор для слабослышащих). Также имеются в наличии справочники нормативно-правовых актов со шрифтом Брайля «Информация для маломобильных групп населения».
Для приобщения граждан серебряного возраста и других маломобильных групп населения к современным технологиям проводится обучение основам компьютерной грамотности, презентуется учебное пособие для пользователей старшего поколения «Азбука Интернета».
Консультацию специалиста ПФР можно получить не выходя из дома. На сайте ПФР работает онлайн-приемная.
Читать сайт Пенсионного фонда России могут и люди со слабым зрением. У ресурса существует специальная версия. Для тех, кто видит хотя бы десять процентов от нормы, ПФР разработал специальную версию официального ресурса. Она дублирует информацию с сайта, но отличается специальными настройками. На странице можно увеличить шрифт, изменить его цвет и фон.
Специальной версией полезно будет пользоваться и людям с обычным зрением. По мнению врачей – офтальмологов, чтение такой страницы – своеобразная гимнастика для глаз. Варьируя размеры шрифта, условия освещенности, контрастности, можно с профилактической целью тренировать глаза и намного снижать вред от работы за компьютером.
Вместе с тем, на официальном сайте ПФР все публикуемые материалы можно не только читать, но и слушать. Озвучиваются как короткие тексты – меню страниц, названия разделов сайта, так и длинные материалы – новости и тематические статьи.
Также Отделением ПФР по городу Москве и Московской области в постоянном режиме ведется работа и по улучшению приёма клиента. В отдаленные населенные пункты региона выезжают мобильные бригады специалистов для оказания консультативной помощи на местах.