Бунин косцы чему учит
Рассказ «Косцы» Бунина: краткое содержание, анализ и характеристика героев
Великим мастером создания небольших прозаических произведений был Иван Алексеевич Бунин. Читателей впечатляют главные мотивы его рассказов, их редкая художественная тонкость, своеобразные приемы. Одним из замечательных шедевров является рассказ Бунина «Косцы». Анализ произведения, приведенный в данном материале, демонстрирует талант главного писателя русского зарубежья. Ведь Ивану Алексеевичу пришлось жить вдалеке от своей Родины.
Находясь в эмиграции, писатель посвящал свои книги России, русскому народу. Это касается и рассказа Бунина «Косцы». С кратким содержанием этого маленького произведения мы предлагаем ознакомиться в нашей статье. После прочтения рассказа вы поймете, почему за воссоздание в прозе русского характера Ивану Алексеевичу вручили Нобелевскую премию.
Иван Алексеевич длительное время до эмиграции жил в Орловской губернии и был верным сыном России. Когда ему вручали премию, то он отметил, что ее достоин весь русский народ.
Бунин. «Косцы». Содержание в кратком изложении
Итак, попробуем кратко пересказать небольшой шедевр Ивана Алексеевича. Пересказ «Косцов» Бунина начнем с того, что на краю леса, где растут молодые березки, автор и его спутник видят работающих косцов. Писатель подмечает их благородный вид, опрятность и трудолюбие. Они наслаждаются своим занятием. Эта дружная компания кажется совершено беззаботной.
Приблизился вечер, и автору опять хочется встречи с косарями. Он видит их за трапезой. Они наслаждаются блюдом из мухоморов, которое им кажется сладковатым и напоминает курятину. Труженики отдохнули и решили спеть. Казалось, что их звонкие голоса заполняли лесной воздух особым очарованием, дивной прелестью.
Песня казалась грустной, но исполняли они ее с особой удалью. В этот момент автор понял, что в жизни нет безнадежности. Огромная Русь может всякому помочь и любого выручить. До самой ночи радовали косцы своими песнями. Писатель наслаждался этим моментом и вдыхал свежие ароматы медвяных лесных трав, удивлялся гармоничному сплетению человека и природы.
Конец рассказа немного грустный, автор ностальгически вспоминает косцов и их пение. Он чувствовал себя рядом с этими тружениками счастливым, а их песни подарили ему истинную радость. Бунину искренне жаль, что не вернуть больше тех сказочных мгновений.
Особенности сюжета
Иван Алексеевич сам утверждал, что писал о красоте во всех ее формах, часть своей души передал в описании русской природы в произведении И. Бунина «Косцы». Анализ рассказа нужно начать с особенностей сюжета. Как и многие другие короткие произведения писателя, рассказ «Косцы» не имеет определенных сюжетных линий. Это своеобразное воспоминание о том, как он встретил в поле рязанских косцов, которые невероятно красиво пели.
В рассказе глубоко и проникновенно переданы чувства, которые одолевали писателя во время их пения. Уже тогда рассказчик понимал, что никогда не забудет тот предвечерний час. Автор удивлен, насколько глубока русская душа, что даже ему непонятны все тонкости песни сельских тружеников.
Композиционное и жанровое своеобразие
Четко выраженной композиции в рассказе «Косцы» нет. Стоит отметить, что и отдельные персонажи здесь тоже не выделяются. Присутствует только обособленный образ косцов. На первое место в произведении выплывают авторские чувства и мысли.
В своих размышлениях писатель сравнивает этих тружеников с чем-то чарующим, слитым в единую артель, видит, что их пение очень гармонично вплетается в жизнь природы, но они даже не задумываются об этом. Во время пения автор ощущает себя частичкой этого народа. Их песня, окружающая природа неотделимы от родины, России.
К какому жанру можно отнести данное произведение? Пожалуй, это своеобразное стихотворение в прозе, где писатель размышляет о русском человеке. Ведь Бунину так необходимо было за границей духовное единение с Россией. А еще его можно назвать поэтической зарисовкой, лирическим очерком. Рассказ насыщен эпитетами, метафорами, сравнениями.
Природа в рассказе Бунина «Косцы»
Описанием русской природы в произведении Иван Алексеевич показал, насколько он тонко ее чувствовал. Березовый лес у него как бы откликается на песню косцов. Автор описывает старую дорогу, которая заросла кудрявой муравой, рассуждает о том, что по этой дороге столько раз ходили его деды и прадеды. Днем по небосводу плыли красивые легкие облака, а вечером небо стало золотиться.
На лоне этой природы прекрасно чувствуют себя труженики. Читателю так и хочется разделить восторг и радость, передаваемую автором в описании местности и процесса сенокоса. Сразу перед глазами всплывают картины А. А. Пластова «Сенокос» и Г. Г. Мясоедова «Страдная пора. Косцы». Их даже можно назвать иллюстрациями к рассказу Бунина.
Автор изображает родство сильных тружеников с природой. Этим людям не в тягость такой тяжелый труд. Они поют песню, которая сливается воедино с березовым лесом. Деревья отзываются на дивное пение. Цветовая гамма в произведении тоже очень богатая: серело, золотилось, синь, кумачовый, розовый, черней, красными. Особенностью этого и других рассказов являются повторы, поэтому оно и похоже на стихотворение в прозе. Слово «прелесть» повторяется несколько раз. Оно относится к природе и песне косцов.
Труженики в рассказе
Косцы не просто трудились, но и пели. Казалось, что в работе они даже не делали особых усилий. Труженики размахивали вокруг себя косами, а те обнажали целые поляны. Писатель изображает не местных, а рязанских косцов, которые пришли из другой области России, но отличаются сплоченностью. В их движениях замечалась особая охота к работе.
И радостно было автору наблюдать за их слаженным трудом. Косы они пускали широко, как бы играясь. Шли ровно друг за другом, окашивая пни и кусты. Даже во вздохах этих тружеников писатель видел русскую красоту. В этом прозаическом стихотворении Бунин воспевает труд косцов.
Значение народной песни
В своем произведении «Косцы» Иван Бунин тонко описывает песню тружеников поля, воспевающую родимую сторонку, счастье, надежду. Некоторые строчки посвящены любимой девушке, несчастной любви. Прелесть пения косцов в откликах звучности. Они – дети своей земли, поэтому подобный душевный порыв свойственен только им.
Образ Родины в произведении
Будучи в эмиграции, Бунин обращается к прошлому и показывает его преображенным. Писателя тянет к соотечественникам, он любит Россию. Поэтому в рассказе Бунина «Косцы» Родина показана безмерной и далекой. Писатель изобразил рязанских крестьян, их вдохновленный труд, берущую за душу песню во время сенокоса на орловской земле. Тем самым автор вспоминает те времена, когда ему на Родине было хорошо и спокойно.
Именно на русском материале построены произведения эмигрантского периода Ивана Алексеевича. На чужбине писатель постоянно вспоминал о родной земле, о ее полях, деревнях, крестьянах и дворянах, природе. Ивану Бунину был прекрасно знаком и русский мужик, и русский дворянин. Запад писателю чужд, он не мог писать о нем. Произведения Бунина были наполнены классическими традициями русской литературы. Также мастер слова не обходил стороной любовь, жизнь, будущее всего мира.
Описываемую в рассказе орловскую землю писатель называет «родной сторонушкой». А Россию он зовет не просто Родиной, а общим домом. В словах «беспредельная родная Русь» выражает свою любовь к ней. С неприглядной русской глубинкой он связан кровно. Писатель утверждает, что куда бы человека ни забросила судьба, пред глазами у него всегда будет родное небо.
Печальная концовка
В конце рассказа читатели видят печальное воспоминание о косцах и их песне. Когда-то и он был счастлив на русских просторах. Но те дни прошли. От этого автору очень грустно. Он хотел бы вернуть ушедшие времена. Но, к сожалению, покинул свою Родину из-за политических взглядов и боязни преследования.
Как и другие произведения писателя, «Косцы» наполнены тревогой за судьбу России. Бунин доказывает, что он настоящий аналитик жизни русского народа, его характера, языка, традиций. В конце рассказа писатель говорит, что сказка для русских людей уже прошла, Божья милость миновала.
«Косцы» (И. Бунин)
Цитата: «. Бесконечно счастливы были мы в те дни, теперь уже бесконечно далёкие — и невозвратимые».
Проблематика:
Смысл названия: в названии фигурируют те самые труженики из народа, которыми восхищается автор.
Литературное направление: реализм.
Литературный жанр: рассказ.
Жанровые особенности: это лирический рассказ: в нём нет событийной фабулы.
Время и место действия: действие рассказа происходит летом, в полях России (в Орловской губернии).
Действующие лица
Краткое содержание
Сейчас косцы пели песню о добром молодце и его помощниках, и песня была истинно русская, и рассказчик явственно ощущал духовное родство между собой и этими косцами. И в этой песне было такое беспредельное счастье, какое может быть только в прошлом.
Задания для подготовки к ЕГЭ и ОГЭ
Откуда были косцы, фигурирующие в одноимённом рассказе Бунина? Где происходило действие?
Ответ. Косцы были из Рязанской губернии. Действие происходило в Орловской губернии.
Обозначьте основную жанровую особенность этого рассказа.
Ответ. Это лирический рассказ, в нём нет фабулы. Событийный ряд, характерный для обычного рассказа, отсутствует. Рассказ «Косцы» в жанровом отношении сближается со стихотворениями в прозе.
Урок литературы в 5 классе по рассказу И. А. Бунина «Косцы»
Выбранный для просмотра документ Косцы.doc
Урок литературы в 5 классе Дата______________
И. А. БУНИН. Слово о пистателе. «КОСЦЫ».
Восприятие прекрасного героями рассказа
Познакомить учащихся с личностью И.А. Бунина; с содержанием рассказа “Косцы”, его основными темами.
Развивать умение анализа произведения малой формы; учить определять основную мысль, ключевые темы, их роль в произведении; умения определять способы воссоздания
основных образов произведения, способы выражения авторской позиции.
Развивать умение видеть образную природу слова, оттенки его значений.
Развивать умения выразительного чтения, связного выступления по теме с опорой на текст произведения.
Развивать умения сопоставлять произведения, относящиеся к разным видам искусства.
Воспитывать чувства патриотизма, любви к природе; чувства уважения к автору, любви к художественному слову.
1. Чтение учителем стихотворения И.А.Бунина “И цветы, и шмели, и трава, и колосья. ”
И цветы, и шмели, и трава, и колосья,
И лазурь, и полуденный зной.
Срок настанет — Господь сына блудного спросит:
«Был ли счастлив ты в жизни земной?»
И забуду я все — вспомню только вот эти
Полевые пути меж колосьев и трав —
И от сладостных слез не успею ответить,
К милосердным Коленам припав.
— Эти строки принадлежат великому русскому писателю и поэту И.А.Бунину.
— О чём это стихотворение? Как вы поняли его основную мысль? (В этом стихотворении описывается природа, которая является самым важным в жизни лирического героя).
— Если есть в жизни человека любовь к природе, а значит, к Родине, всё остальное отходит на второй план.
2. Объявление темы и цели урока.
3. Но прежде чем обратимся к произведению, поговорим о его авторе.
Чтение статьи в учебнике (стр.______)
За какие выдающиеся заслуги была присуждена Нобелевская премия И.А.Бунину? Читаем в учебнике на стр. 3 эпиграф к разделу.
— Мировое признание И.А.Бунин получил за воссоздание русского характера, за воссоздание в творчестве образа России. Эта тема была ведущей в произведениях писателя. Этой теме и посвящен рассказ “Косцы”.
4. Работа над статьей «Происхождение моих рассказов».
Рассказ «Косцы» был опубликован в Берлине в альманахе «Медный всадник».
Большую часть жизни писатель провел в эмиграции в Париже, но все это время в его душе жили воспоминания о любимой России, ее просторах, песнях простых людей… Рассказ пронизан восхищением автора каждым движением крестьян, каждым звуком, раздававшимся в лесу. В воспоминаниях Бунина все еще свежи запечатлевшиеся в памяти эпизоды жизни: как шли они по лесной дороге, а недалеко от нее косцы косили и пели. Кругом лес, глушь, тишина, зной, медвяные ароматы, шелест березовых веток, пение летнего властелина леса – соловья…
Возможно ли все это вычеркнуть из памяти, забыть на чужбине? Никогда!
Постоянная жизнь в деревне, среди крестьян и мелкопоместных дворян, обогатила Бунина знанием русской природы, русской деревни, русской жизни в ее самых корневых, родовых истоках.
5. Беседа. Анализ рассказа. Чтение учителем начала рассказа
Какую картину вы представили, слушая начало рассказа? Помогла ли музыка лучше представить эти картины? Какие краски вы увидели? Ответ докажите текстом.
Если бы вы оказались там, какие запахи вы бы уловили? Какие звуки услышали?
Какие художественно-изобразительные средства, используемые автором, помогают донести до нас эти краски, запахи, звуки?
К сегодняшнему уроку вы должны были прочитать рассказ и выделить основные микротемы. Назовите их.. (Тема труда, природы, народная песня, тема родины)
Сейчас мы о какой теме говорили? (Тема природы).
Поместим это слово на доску. (Учитель прикрепляет слово “природа” на доску).
Какой представлена природа в рассказе Бунина? Как себя чувствуют герои рассказа на лоне этой природы? Свои ответы подтверждайте текстом.
Кто герои рассказа? (Косцы, косари). Найдите их описание.(Стр.___)
Какие слова вам показались непонятными? (Онучи, бахилы, ластовица).
Что отмечает в героях рассказчик? Как они друг к другу относятся? Как относятся к работе? (“Охочи к работе”).
Как понимаете эти слова? (Любят работать).
А вы когда-нибудь видели сенокос? Процесс кошения травы? Что вы можете сказать об этом труде? (Тяжёлый труд).
А как этот труд описывается в рассказе? Найдите в тексте. Что значат слова “без малейшего напряжения, без малейшего усилия”? Что хочет сказать о косцах Бунин? (Они сильные, тяжёлый труд им не в тягость, приносит радость).
Посмотрим, как представлена эта тема в произведениях живописи. Перед вами репродукции с картин художников Г.Г. Мясоедова “Страдная пора (Косцы)” и А.А. Пластова “Сенокос”. Рассмотрите их.
Какая из этих репродукций может служить иллюстрацией к рассказу “Косцы”? А герои какой из картин ближе? Аргументируйте.
Обратимся вновь к тексту рассказа “Косцы”. Как вам кажется, автор относится к героям? Докажите ответ текстом. (и прекрасны совершенно особой, чисто русской красотой были те чувства, что рассказывали они. ”. Рассказчик любуется и восхищается ими).
Герои сильные, могучие, тяжёлый труд доставляет им радость. Но не только это удивляет и поражает рассказчика, когда он наблюдает за косцами. Что ещё? (Они поют песню)
Включается фонограмма русской народной песни “Ах ты, степь широкая”. В это время учитель прикрепляет на доску слово “песня”.
Мы прослушали сейчас не ту песню, которую поют герои в рассказе “Косцы”. Но любая народная песня производит сильное впечатление, наводит на размышления. Наверняка у вас русская народная песня “Ах ты, степь широкая” вызвала светлые, возвышенные чувства, близкие тем, что испытывает герой-рассказчик, слушая песни косцов в берёзовом лесу на закате июльского дня. Найдите и зачитайте строки произведения, которые передают чувства и размышления рассказчика, вызванные народной песней.
Чем необычно построение этих предложений? Какую особенность вы заметили? (Каждое предложение начинается с одного слова “прелесть”).
А как вам кажется, какую роль играет повторение этого слова? (Повторение слова привлекает внимание читателя, усиливает воздействие этого слова).
— Найдём в толковом словаре СИ. Ожегова значение этого слова.
Обаяние, очарование, привлекательность.
Приятные, пленяющие явления, впечатления..
3. О ком-то, чём-то прелестном, чарующем.
4. Внешние черты женской красоты.
-В каком значении употреблено слово “прелесть” в данном фрагменте текста “Косцы”? Ответ аргументируйте (Рассказчик пытается передать свои впечатления от народной песни (2), раскрыть, в чём же её очарование, привлекательность (1), песня действует чарующе на рассказчика (3).
В данном случае, действительно, подходят все значения слова, кроме четвёртого. Но всё же ближе первое значение, т.к. рассказчик пытается понять сам и передать читателю необыкновенное очарование народной песни, понять причину её необычайно сильного воздействия на душу).
Так мы переходим к центральной теме-теме Родины. Поместим и это слово на доску.
В чём конкретно в данном отрывке и во всём рассказе выражается любовь русского человека к Родине, единство с ней? (В любви к природе).
Какое словосочетание использует автор, чтобы передать это единство человека и природы? (Кровное родство).
Поместим и это слово на доску.
Вспомним описание труда косцов. Почему же тяжёлый труд даётся им легко? (Они чувствуют единство с природой и родиной).
Какая фигура получится, если добавить в основание ещё одно слово? (Дом).
Какое слово необходимо? Что является для нас, русских людей, домом? (Россия).
(Учитель прикрепляет в основание фигуры слово “Россия”).
Подведение итога урока. Мы говорили сегодня, что жизнь И.А.Бунина сложилась так, что ему пришлось покинуть Родину; эмиграция бывает вынужденной или добровольной. И.А.Бунин покинул Россию добровольно в 1920 г. Мы не будем сегодня говорить о причинах, заставивших писателя уехать из России. Очень часто у людей складывается мнение, что человек, который уезжает из страны добровольно, не любит свою Родину. Вспомните, о чём мы сегодня говорили, и скажите: любил ли И.А.Бунин свою Родину?
(Так писать о России, о её природе, народе может только человек, искренне любящий свою Родину).
— Находясь в эмиграции (данный рассказ тоже написан в эмиграции) И.А.Бунин писал только о России, о русском народе. Недаром Нобелевскую премию он получил за воссоздание в прозе русского характера. Верным сыном своей Родины И.А.Бунин чувствовал себя всегда и в ответном слове во время вручения высшей литературной награды подчеркнул, что эта премия не столько ему, сколько всему русскому народу.
Домашнее задание. Сочинение-миниатюра: “Что является для меня малой родиной”.
Бунин «Косцы»: в чем была «дивная прелесть» и «очарование» песен косцов?
В категории «Размышление о прочитанном» надо подумать и дать ответ на вопрос: в чем заключена, на ваш взгляд, «дивная прелесть» и «очарование» песен косцов из рассказа И.А. Бунина «Косцы»?
Услышанное много лет назад пение косцов тронуло писателя до глубины души. Уже находясь в эмиграции, по прошествии долгих лет, он вспоминал его с каким-то болезненным ощущением навсегда потерянного счастья. Было в этом пении редкостное трогательное очарование, связанное с каким-то необъяснимым чувством сопричастности к всему происходящему на родной земле, понятное любому русскому человеку, независимо от его социального положения.
Бунин поймал в своем описании песни, то состояние музыки души, которое невольно срывается с губ, где слова не столь важны, т.к. истинное чувство любви не требует дополнительных объяснений.
Наверное, это сама Россия пела устами рязанских мужичков.
В рассказе «Косцы» Бунин сам задает себе вопрос в чем было очарование песни косцов и сам дает на него несколько вариантов ответа. Мне больше всего понравилось объяснение о том, что это очарование было в том чувстве единения человека и природы, которое возникает в некоторые моменты жизни. Косцы и окружающий их березовый лес, высокие травы, казались единым целым. Одно не могло существовать без другого, они дополняли друг друга.
Но при этом, не следует забывать о том, что такое единение могло возникнуть только с родной природой. Отсюда это чувство Родины, общности всех ее детей, вне зависимости от происхождения и социального статуса.
Песня косцов словно объединила автора и косцов с прекрасной природой Родины. И поэтому не удивительно, что именно эта песня так глубоко запала в сердце автора, что он все время вспоминал ее даже находясь в далекой стране, в эмиграции. Для него эта песня навсегда осталась символом родной сторонушки, родной земли, символом Родины.
Чтобы ответить на ваш вопрос, прочитала рассказ.Вкратце опишу свои впечатления.
Начну с того, что Бунин был эмигрантом, поэтому почти все его произведения пронизаны любовью к России и тоской по ней.И этот рассказ-не исключение, в нем нет сюжета, автор просто размышляет и грустит.
Вот и ответ на ваш вопрос:дивность и прелесть песен косцов в том, что их пела сама Россия,её душа.
Дивная прелесть заключалась в том, что Рязанским крестьянам удалось в своих песнях отразить то, что чувствуют: сомнения, боль, а также радость. Они исполняли свои песни с душой и ощущали то, что связаны друг с другом, своим родным домом, а также с окружающим миром.
В образе косцов вниманию представляется Россия: былинная свобода, мухоморы, а также березки, которые представляются в образе косцов. Душа России воспевала песни, поэтому и были дивными.
Я считаю, что в данном произведении Автор передает грусть и свои размышления, ведь сам он был Эмигрантом, тоскующий по России.
Сказка Туве Янссон «Филифьонка, которая верила в катастрофы» рассказывает о существе, скованном условностями и традициями. У Филифьонки не хватает решимости признаться даже самой себе, что она хотела бы жить совсем по другому.
Сказка приводит к мысли, что надо жить, осознавая и изучая свой внутренний мир и не дожидаться, когда, наконец, случится подходящая катастрофа.
На самом деле главная мысль любого произведения, по сути, и является моралью, а она, в свою очередь, чему-либо учит своих читателей. То есть Вы обозначили 3 пункта, являющихся единым целым. Теперь по делу.
Так, сказочные создания на протяжении истории оказывали взаимную помощь: не смотря на тяжкий и тернистый путь они не пытались спастись за счет остальных, а являлись друг другу надежной опорой.
2) Сказка заставляет задуматься о поддержании в наших сердцах огонька надежды, который способен привести к тому, что даже самая немыслимая мечта или значимое желание могут воплотиться в жизнь. Мумми-мама и её сын хотели найти Мумми-папу и, преодолевая немыслимые препятствия, они воссоединились с ним, живым и здоровым.
Р.S. Надеюсь, что дала исчерпывающий ответ на Ваш вопрос 🙂
Презентация «И.А. Бунин. Проблематика рассказа «Косцы» (5 класс)
Описание презентации по отдельным слайдам:
Мозговой штурм Какие средства выразительности положены в основу отрывков из стихотворения? Соотнесите номер отрывка из стихотворения с буквой названия средства выразительности.
1) Чудная картина, Как ты мне родна… Белая равнина, Полная луна. А) олицетворение 2) С поля буря ворвавшися злая Рвет и мечет и воет в лесу. Б) эпитет В) Месяца лучами Божий храм облит Крест под облаками, Как свеча, горит. В) сравнение.
Эти строки принадлежат великому русскому писателю и поэту И.А. Бунину
О чём это стихотворение? Как вы поняли его основную мысль? В этом стихотворении описывается природа, которая является самым важным в жизни лирического героя.
Наша задача: выяснить, как представлена природа и народный труд в рассказе Бунина, а также определить, из чего складывается образ Родины в рассказе «Косцы».
Иван Алексеевич Бунин “Косцы”. Изображение природы и крестьянского труда. Образ Родины.
«Я происхожу из старого дворянского рода, давшего России немало видных деятелей… где особенно известны два поэта начала прошлого века: Анна Бунина и Василий Жуковский, один из корифеев русской литературы…»
Алексей Николаевич Бунин Алексей Николаевич, помещик Орловской и Тульской губернии, был вспыльчивый, азартный, более всего любящий охоту и пение под гитару старинных романсов. В конце концов он, из-за пристрастия к вину и картам, растратил не только собственное наследство, но и состояние жены. Но несмотря на эти пороки, его все очень любили за веселый нрав, щедрость, художественную одаренность. В его доме никогда никого не наказывали.
Людмила Александровна Бунина Мать Ивана Бунина была полной противоположностью мужу: кроткой, нежной и чувствительной натурой, воспитанной на лирике Пушкина и Жуковского, и занималась, в первую очередь, воспитанием детей. Вера Николаевна Муромцева, жена Бунина, вспоминает: «Мать его, Людмила Александровна, всегда говорила мне, что «Ваня с самого рождения отличался от остальных детей», что она всегда знала, что он будет «особенный», «ни у кого нет такой тонкой души, как у него».
Воронеж. Дом, в котором родился И.А. Бунин
В мае 1887 года журнал «Родина» напечатал стихотворение «Нищий» шестнадцатилетнего Вани Бунина. С этого времени началась его более или менее постоянная литературная деятельность, в которой нашлось место и для стихов, и для прозы. В 1901 году вышел поэтический сборник «Листопад», который был восторженно принят и читателями, и критиками. И. А. Бунин. 1889
В 1917 году произошла революция, которая коренным образом изменила жизнь в стране. В 1920 году Бунин, не приняв революцию, эмигрировал из России, «испив несказанную чашу душевных страданий», как позже он писал в своей биографии. 28 марта Бунин вместе с женой прибыл в Париж. У птицы есть гнездо, у зверя есть нора. Как горько было сердцу молодому, Когда я уходил с отцовского двора. Сказать «прости» родному дому.
Музей Бунина И., Орел
За какие выдающиеся заслуги была присуждена Нобелевская премия И.А.Бунину? Читаем в учебнике на стр. 3 эпиграф к разделу.
Мировое признание И.А.Бунин получил за воссоздание русского характера, за воссоздание в творчестве образа России. Эта тема была ведущей в произведениях писателя. Этой теме и посвящен рассказ “Косцы”.
Чтение начала рассказа на фоне музыки “Звуки природы”.
бахилки портки ластовицы онучи кумач
Что отмечает в героях рассказчик? Как они друг к другу относятся? Как относятся к работе? “Охочи к работе”. Как понимаете эти слова? Любят работать. А вы когда-нибудь видели сенокос? Процесс кошения травы? Что вы можете сказать об этом труде? Тяжёлый труд. А как этот труд описывается в рассказе? Найдите в тексте. (Стр.5-6). Что значат слова “без малейшего напряжения, без малейшего усилия”? Что хочет сказать о косцах Бунин? Они сильные, тяжёлый труд им не в тягость, приносит радость.
Мы рассмотрели изображение крестьянского труда в произведении искусства слова. Посмотрим, как представлена эта тема в произведениях живописи. Перед вами репродукции с картин художников Г.Г. Мясоедова “Страдная пора (Косцы)” и А.А. Пластова “Сенокос”. Рассмотрите их.
Григорий МЯСОЕДОВ Страдная пора (Косцы) На картине Григория Мясоедова «Страдная пора» изображено пшеничное поле. Несколько человек косят урожай, скорее всего это семья. В небе много желтого цвета, вероятно, солнце уже почти в зените, косцы же встали пораньше, чтобы до наступления дневной жары закончить работу. На переднем плане вперед идет с косой отец семейства, дети играют где-то в поле, отцу помогает его сын. В осеннем, желтоватом небе то тут, то там собираются в стаи птицы, чтобы с наступлением холодов дружно улететь в теплые края. Ветерок гоняет по небу облака и нагибает к земле ростки пшеницы, будто помогая людям ее косить. Все на этой картине чем-то заняты, поглощены магией желтого пшеничного поля. Это отражено в названии картины – «Страдная пора», пора собирать урожай. У каждого по осени свой урожай… пройдет еще немного времени и начнется совсем другая пора, зимняя. А пока есть шанс к ней подготовиться и в последний раз насладиться теплыми лучами солнца.
А. А. Пластов. «Сенокос». 1945. Третьяковская галерея. Москва.
Фонограмма русской народной песни “Ах ты, степь широкая”.
Мы прослушали сейчас не ту песню, которую поют герои в рассказе “Косцы”. Но любая народная песня производит сильное впечатление, наводит на размышления. Наверняка у вас русская народная песня “Ах ты, степь широкая” вызвала светлые, возвышенные чувства, близкие тем, что испытывает герой-рассказчик, слушая песни косцов в берёзовом лесу на закате июльского дня. Найдите и зачитайте строки произведения, которые передают чувства и размышления рассказчика, вызванные народной песней. (Стр.7,1 абзац).
Чем необычно построение этих предложений? Какую особенность вы заметили? Каждое предложение начинается с одного слова “прелесть”. А как вам кажется, какую роль играет повторение этого слова? Повторение слова привлекает внимание читателя, усиливает воздействие этого слова. Такой композиционный приём называется лексический повтор- повторение ключевого слова в начале строки или предложения с целью усиления эмоционального воздействия этого слова. Запишите в тетрадь термин: лексический повтор.
В словаре С.И. Ожегова значение этого слова. 1. Обаяние, очарование, привлекательность. 2. Приятные, пленяющие явления, впечатления.. 3 0 ком-то, чём-то прелестном, чарующем. 4. Внешние черты женской красоты.
Какая фигура получится, если добавить в основание ещё одно слово? Дом. Какое слово необходимо? Что является для нас, русских людей, домом? Россия.