Что такое малая форма работы
«Малые формы работы с детьми, как средство развития индивидуальных способностей учащихся.»
«Малые формы работы с детьми, как средство развития индивидуальных способностей учащихся.»
Современная система образования встала перед необходимостью раскрытия потенциала личности ребенка, чтобы в дальнейшем это могло стать основой для определения им своей жизненной стратегии. Общество заинтересовано в том, чтобы человек начал трудиться именно там, где он может принести максимальную пользу. А для этого школа должна помочь воспитанникам найти свое место в жизни. Развитие индивидуальных возможностей учащихся важно на всех этапах школьного обучения.
Главная задача начальной школы – обеспечить развитие личности ребенка. Младший школьный возраст это особо ответственный период психологического развития ребенка, интенсивного развития всех психических функций, формирования сложных видов деятельности, закладывания основ творческих способностей, формирования структуры мотивов и потребностей, нравственных норм, самооценки, элементов волевой регуляции поведения.
Творческая деятельность развивает личность ребенка, помогает ему усваивать моральные и нравственные нормы. Создавая произведение творчества, ребенок отражает в них свое понимание жизненных ценностей, свои личностные свойства. Дети младшего школьного возраста любят заниматься искусством. Они с увлечением поют и танцуют, лепят и рисуют, сочиняют сказки, занимаются народными промыслами. Творчество делает жизнь ребенка богаче, полнее, радостнее. Дети способны заниматься творчеством независимо от личностных комплексов. Взрослый человек, часто критически оценивая свои творческие способности, стесняется их проявлять.
Каждый ребенок имеет свои, только ему присущие черты, которые могут быть распознаны достаточно рано.
Форма воспитательной работы – это доступный внешнему восприятию образ взаимодействия детей с педагогом, сложившейся благодаря системе используемых средств, выстраиваемых в определенном логическом обеспечении метода работы с детьми.
У формы есть еще одно ключевое назначение: она помогает дифференцировать педагогическое влияние, подчеркивая особенность малышей и старших, девочек и мальчиков, несходство групп, классов, индивидуальностей. Им нравится специфическое оформление, подчеркивающее их автономию.
Форму внеурочной воспитательной работы с детьми можно определить как конкретный способ организации их относительно свободной деятельности в школе, их самодеятельности при педагогически целесообразном руководстве взрослых. В воспитательной практике имеется большое разнообразие форм работы, они с трудом поддаются классификации. Попытаемся, однако, упорядочить формы воспитательной работы путем выделения преобладающего, главного, компонента воспитательного дела. Можно сказать, что в основе нашей типизации — главные средства (методы, типы) воспитательного воздействия, которых мы выделили пять: слово, переживание, деятельность, игра, психологические упражнения (тренинг). Отсюда пять типов форм воспитательной работы со школьниками: словесно-логические, образно-художественные, трудовые, игровые, психологические.
Словесно-логические формы. Основным средством воздействия является слово (убеждение словом), вызывающее ответные эмоции у детей. К этому типу форм относятся беседы на самые разные темы, классные дискуссии, собрания, конференции, лекции и пр. Главное здесь — обмен информацией, сообщения учеников, учителей и других взрослых, обсуждение проблем. Такой тип воспитательного воздействия имеет место в практике школ всего мира, хотя методика, техника или даже технология его проведения могут быть различными.
Трудовые формы внеурочной работы. Положительно воздействует на детей совместная работа, шире — различная деятельность, любой труд. Также развитию трудовых навыков подчинена работа кружков, процесс дежурства по уборке помещений и территории, уход за памятником, летняя трудовая практика на участке и т.п.
Игровые (досуговые) формы работы. Роль игры в организации досуга занимает важное место в жизни ребёнка, и поэтому рассматривается педагогами как одно из главных средств воспитания. Игры, совместный отдых, содержательные развлечения. Игры могут быть спортивные, познавательные, соревновательные, конкурсные. Все они, равно как и выше названные типы форм воспитательной работы, нередко совмещают различные средства воздействия: слово, образ, чувства, работу. Игра поможет воспитателю сплотить детский коллектив, включаясь в активную деятельность, дети приучаются к соблюдению правил, справедливости, умению контролировать свои поступки, правильно и объективно оценивать поступки других. В связи с этим приводятся совместные праздники, подготовка концертов, спектаклей, просмотр и обсуждение фильмов, спектаклей, соревнования, конкурсы, туристические походы, экскурсионные поездки.
В практике используются разнообразные формы работы с детьми:
• просмотр и обсуждение мультфильмов, видеофильмов, телепередач;
• чтение и обсуждение программных произведений разных жанров, чтение, рассматривание и обсуждение познавательных и художественных книг, детских иллюстрированных энциклопедий;
• создание ситуаций педагогических, морального выбора; беседы соци ально-нравственного содержания, специальные рассказы воспитателя детям об интересных фактах и событиях, о выходе из трудных житей ских ситуаций, ситуативные разговоры с детьми;
• наблюдения за трудом взрослых, за природой, на прогулке; сезонные наблюдения;
• изготовление предметов для игр, познавательно-исследовательской деятельности; создание макетов, коллекций и их оформление, украшение предметов для личного пользования;
• проектная деятельность, познавательно-исследовательская деятель ность, экспериментирование, конструирование;
• оформление выставок произведений деко ративно-прикладного искусства, книг с иллюстрациями ; тематических выставок (по време нам года, настроению и др.), выставок детского творчества, уголков природы;
• викторины, сочинение загадок;
• инсценирование и драматизация отрывков из сказок, разучивание стихотворений, развитие артистических способностей в подвижных играх имитационного характера;
• слушание и обсуждение народной, классической, детской музыки;
• пение, совместное пение, беседы по содержанию песни (от веты на вопросы), драматизация песен;
• физкультурные занятия игровые, сюжетные, тематические (с одним видом физических упражнений), комплексные (с элементами развития речи, математики, конструирования), физкультминутки, ритмическая гимнастика, игры и упражнения под музыку, игровые беседы с элементами движений.
Индивидуальные способности ребенка развиваются во всех значимых для него видах деятельности при выполнении следующих условий:
— наличие сформированного у детей интереса к выполнению творческих заданий;
— реализация творческих заданий как важнейший компонент не только урочной, но и внеурочной деятельности школьника;
— объединение общим тематическим и проблемным стержнем учебных и внешкольных форм работы, на которых дети учатся размышлять над проблемами творчества и воплощать эти размышления в практической деятельности;
— работа должна разворачиваться во взаимодействии детей друг с другом и взрослыми, проживаться ими в зависимости от конкретных условий в интересных игровых и событийных ситуациях;
— стимулировать родителей учащихся к созданию домашних условий для развития индивидуальных способностей ребенка, включать родителей в творческие дела школы и класса.
Создание творческой личности, устремлённой в будущее, подготавливается творческим воображением, воплощающимся в настоящем.
Лишь педагог, который сам творчески подходит к своей работе, сможет этому научить своих учеников: видеть необычное в обычном, всё делать с душой, мыслить неординарно, с «изюминкой».
Реализация личностно-ориентированного подхода в системе обучения обеспечит право каждого школьника на индивидуальное развитие, которое не противоречит его психологическим особенностям, сформирует те психические новообразования, качества его личности, которые необходимы младшему школьнику для дальнейшего успешного обучения в школе.
Малые формы воспитательной работы
Вы будете перенаправлены на Автор24
Сущность и функциональное значение воспитательных форм
Форма воспитательной работы представляет собой регламентируемый порядок проведения воспитательных мероприятий, процедур, способов взаимодействия участников воспитательного процесса, которые ориентированы на решение конкретных педагогических задач в воспитательной области.
Формы воспитательной работы являют собой комплекс приемов и средств воспитания, которые отражают содержание воспитательной деятельности.
Выбор конкретной воспитательной формы зависит от целей и задач воспитания, его содержания, возрастных особенностей учащихся, степени их воспитанности и наличия персонального общественного опыта, национальной и региональной специфики организации учебно-воспитательного процесса, традиций и обычаев народа, технического и материального снабжения школы, квалификации педагогического состава, способности педагогов к применению творческого подхода в воспитании.
Функциональная роль форм воспитательной работы определяется их основными функциями:
Готовые работы на аналогичную тему
Формы воспитания помогают распределить педагогическое воздействие на всех участников воспитательного процесса, разделить их по половым признакам, возрастным категориям, индивидуальным характеристикам развития и особенностям личности каждого учащегося.
Малые формы воспитательной работы
К малым формам воспитательной работы относятся, так называемые, внеурочные формы воспитания. Они представляют собой способ построения определенной детской деятельности, которая носит свободный характер. Деятельность осуществляется за счет организации самостоятельной работы, которая строится на основе четкого регламента педагогического коллектива. Внеурочная работа учащихся основывается на целесообразном контроле и регулировании самостоятельных мероприятий.
Малые формы воспитательной работы имеют одно неоспоримое преимущество: способность разрешать сложные, трудоемкие воспитательные задачи. Они могут осуществляться в течение короткого временного промежутка, но оказывать многостороннее воздействие на учащихся. Работа, посредством применения малых воспитательных форм осуществляется небольшими группами учащихся – от пяти до восьми человек.
При организации воспитательной деятельности в малых формах, перед педагогом ставится задача выбора полезных и рациональных форм воспитания, которые будут наполненными в содержательном плане и способствующими всестороннему комплексному воспитанию личности, ее самоутверждению, развитию самостоятельности и самодостаточности, способности к построению нормальных социальных контактов, получения положительного опыта построения взаимоотношений в социальной сфере.
Выделяют следующие основные малые формы воспитательной работы:
Статья «МАлые формы работы»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Малые формы работы с детьми как средство развития индивидуальных способностей учащихся (одаренные дети)
Всем известны слова Сократа: «В каждом человеке – СОЛНЦЕ! Только дайте ему светить». Пожалуй, эти слова можно отнести к взрослым людям. Задача современных педагогов – увидеть способности и талант каждого ребенка, развивать эти способности, научить ими пользоваться, помочь найти себя в этом сложном мире. Другими словами, «зажечь Солнце» в каждом ребенке. Именно поэтому школа использует личностно ориентированные технологии, ищет индивидуальный подход к каждому ребенку, старается наладить неразрывную связь с родителями, общественностью, государственными учреждениями.
К малым формам воспитательной работы относятся, так называемые, внеурочные формы воспитания. Они представляют собой способ построения определенной детской деятельности, которая носит свободный характер. Эту деятельность можно осуществить за счет организации самостоятельной работы, которая строится на основе четкого регламента педагогического коллектива. Внеурочная работа учащихся основывается на целесообразном контроле и регулировании самостоятельных мероприятий.
Малые формы воспитательной работы имеют одно неоспоримое преимущество: способность разрешать сложные, трудоемкие воспитательные задачи. Они могут осуществляться в течение короткого временного промежутка, но оказывать многостороннее воздействие на учащихся. Работа, посредством применения малых воспитательных форм осуществляется небольшими группами учащихся – от пяти до восьми человек.
При организации воспитательной деятельности в малых формах, перед педагогом ставится задача выбора полезных и рациональных форм воспитания, которые будут наполненными в содержательном плане и способствующими всестороннему комплексному воспитанию личности, ее самоутверждению, развитию самостоятельности и самодостаточности, способности к построению нормальных социальных контактов, получения положительного опыта построения взаимоотношений в социальной сфере.
Выделяют следующие основные малые формы воспитательной работы:
1. Словесно-логические формы деятельности. Они основываются на организации воспитания путем применения словесной методики воздействия на детей, способствующей пробуждению чувственной и эмоциональной стороны и соответствующей обратной реакции. Это может быть проведение бесед на различные темы, классных часов, дискуссионных занятий, собраний, конференций и лекций. Целевое назначение словесно-логических форм сводится к информационному обмену для решения интересующих и проблемных вопросов. Технология применения такой воспитательной формы может быть различной. Все зависит от специфики учебного заведения, направленности его деятельности и квалификационных способностей педагогического состава.
Наши ученики и выпускники демонстрируют свою готовность и умение обучаться в течение всей жизни, способность к самосовершенствованию и формированию, что и требуется от человека, живущего в век бурного роста и смены технологий. Важно, что обучающиеся хотят работать, предлагают новые интересные темы. Кругозор их расширяется, а с помощью ИКТ много возможностей получить информацию, обработать её, представить в виде презентации, ролика, буклета. Поделиться своими достижениями с ребятами из других школ. Уже в начальном звене обучения необходимо обращать внимание на одарённых детей, вовлекать их в творческую работу, знакомить с возможностями ИКТ. В этом случае работа будет намного эффективнее и плодотворнее, порадует своим результатом.
Традиционным видом работы с одарёнными детьми является проведение предметных недель. При их проведении применяются самые разнообразные методы и формы: конкурсы, олимпиады, КВН, интеллектуальные игры и марафоны.
Все перечисленные мероприятия позволяли нашим учащимся часть своего свободного личного времени отдавать изучению предметов, соответствующих их интересам и потребностям, что способствует в дальнейшем успешности обучения. В результате расширяется круг интересов, и у каждого ребенка формируется представление о том, что он хотел бы изучать более глубоко, чему посвятить свою жизнь, в чем состоит его талант.
IX. Малые формы работы с детским коллективом
Игры на знакомство.
Первый день пребывания в лагере очень труден и для взрослых, и для детей. Вожатому необходимо запомнить имена ребят и помочь им познакомиться друг с другом. Если группа неоднородна по составу (напр., если ребята разные по возрасту, или представляют делегации разных районов с уже сложившимися отношениями), то велика вероятность того, что ребята не станут проявлять активность и инициативу, а предпочтут работать в сложившейся микрогруппе.
Предложенные игровые упражнения помогут адаптировать детей в условиях нового коллектива, создать атмосферу дружелюбия и взаимного интереса.
Для начала необходимо обсудить правила работы в отряде, например:
1) Правило добровольного участия.
2) Правило «закрытой зоны» (т.е. все, что происходит в отряде, касается только членов данного отряда и не подлежит обсуждению вне его рамок).
3) Правило «уважения индивидуальности» (стараться увидеть в каждом личность, никого не осуждать, не приклеивать ярлыков, не бояться удивляться новому в себе и других).
4) Правило «летучего облака» (поддержание в отряде атмосферы доверия и внимательности друг к другу).
«Снежный ком»
Участники садятся в круг. Первый участник называет свое имя (в той форме, которая ему нравится), второй – повторяет имя первого, а затем добавляет свое, третий – повторяет имена первых двух участников и т.д. Последний участник (лучше, если это будет вожатый) называет имена всех игроков.
Возможно усложнение: помимо имени называть ассоциацию – качество, которым этот человек обладает, никогда не обладал, никогда не хотел обладать и т.д. – первая буква которого совпадает с первой буквой имени: Андрей – Активный, Ксения – Контактная, Саша – Сильный, Дима – Добрый и т.д. Все остальные участники повторяют и имя, и качество.
«Зеркало»
Попросите участников разбиться на пары, желательно из ранее не знакомых между собой участников. Задание: внутри пары в течение 2-х минут обменяться короткими рассказами о себе (по минуте на каждого участника). Затем происходит рассказ пары друг о друге от первого лица.
Например: участники Дима и Маша. После обмена историями Маша встает за спину Димы и в течение 30 секунд рассказывает его историю: «Я – Дима. Я живу…, увлекаюсь,… учусь… и т.п.». Затем участники меняются местами.
«Миксер»
Вожатый (в роли ведущего игры) просит разбиться отряд на группы по определенному признаку:
— любимому домашнему животному;
— типу любимой одежды;
Внутри каждой из образованных групп участники должны разговаривать об общем признаке в течение определенного промежутка времени (от 30 секунд до трех минут).
«Я дотронусь до…»
Ведущий объявляет участникам признаки, например «Я дотронусь до того, у кого синие джинсы». Каждый из участников должен дотронуться до всех обладателей данного признака и сказать какой-либо комплимент.
Лучше выбирать наглядные признаки, не требующие предварительного знакомства.
«Брачное объявление»
Всем участникам предлагается составить брачное объявление – краткую информацию, которая содержала бы наиболее яркие, узнаваемые в данном коллективе черты (кроме имени).
Затем все объявления сдаются ведущему. Он зачитывает объявления, а группа пытается угадать, кому они принадлежат.
«Интервью по кругу»
Ведущий бросает мяч одному из участников и задает вопрос. Участник отвечает, и перебрасывает мяч другому игроку, задавая вопрос. Вопросы должны быть доброжелательными, если кто-то не хочет отвечать на вопрос, он говорит «без комментариев», и группа задает другой вопрос. Важно, чтобы в роли опрашиваемых оказались все участники отряда.
«Конверт суждений»
Ведущий пускает по кругу конверт с заранее приготовленными вопросами или незаконченными предложениями, например: «Я чувствую себя слоном, когда…», «Я словно лист, когда…», «Я летаю, если…». Участники вытаскивают варианты, и выстраивают ответ на свободных ассоциациях.
«Карта жизни»
Участники рисуют карту жизни, самостоятельно выбирая типы линий (графики, произвольные кривые, «кардиограммы», ступени и др.), исходя из своего опыта и прожитых событий. В нижнем левом углу листа – отправная точка (дата рождения), в верхнем правом углу – дата проведения игры. Линии соединяют две этих точки.
После заполнения карты, участники могут объяснить остальным, почему именно так выглядит их карта.
«Я люблю /не люблю»
«Судьба человека»
Задача участников – придумать вымышленного героя, и затем по принципу снежного кома написать его биографию, т.е. назвать события его жизни.
Следующий блок игр – не просто игра для знакомства, это еще и способ диагностики коллектива, помощь в создании индивидуального портрета его участников.
«Визитная карточка»
участники заполняют заранее приготовленные формы произвольными предложениями:
2. Я думаю, что окружающие ценят меня за…
3. Лучшим днем моей жизни был…
4. В моем представлении счастье – это…
5. Я думаю, что отличаюсь от окружающих тем, что…
6. Если бы я был волшебником, я бы…
«Живая анкета»
Ведущий просит участников вставать в разные углы помещения, согласно предложенным вариантам ответов на вопросы:
А). 12 лет Б). 13 лет В). 14 лет Г). 15 лет
2. Я приехал сюда, чтобы.
А). отдыхать, гулять, ходить на дискотеки;
Б). потому, что так получилось;
В). найти новых друзей;
Г). научиться новому.
3. Педагогический отряд представляю себе как…
В). организатора всех дел;
Г). консультанта, советчика в трудных ситуациях.
4. Мое любимое занятие – это…
А). читать книги, узнавать что-то новое;
Б). петь, танцевать, слушать музыку;
В). заниматься спортом;
Г). мастерить что-нибудь своими руками.
5). Наш отряд должен быть…
А). все равно, я не думал об этом;
Б). каждый живет сам по себе, надо встретиться – соберут;
Г). разнообразным, чтобы каждый мог найти дело по душе.
«Что это?»
Ведущий раздает заранее приготовленные формы. Задача участников – нарисовать ассоциативное изображение на предложенную тему, включив в него уже нарисованный ведущим знак.
Это я · | Это любовь | ||
Это наш отряд | Это моя семья | Это мои друзья |
Деловые игры (рекомендуется проводить внутри отряда во время организационного периода)
«Адаптация»
Необходимо разделить отряд на микрогруппы (по 6-8 человек), лучше, чтобы число участников в группе было четным. Далее группы работают внутри одного помещения, выполняя задания ведущего. Ведущий следит за работой групп, выделяя лидера, вдохновителя, исполнителей и зрителей. После выполнения каждого задания лидер микрогруппы перемещается в другую группу (по часовой стрелке), выполненное задание – передаем в другую группу (против часовой стрелки).
1 задание. Внутри микрогруппы необходимо нарисовать дружеский шарж на заданную тему (наш лагерь, педотряд, дискотека и т.п.).
2 задание. Придумать название для полученного шаржа, описать ситуацию, увиденную на листе.
3 задание. Придумать творческое задание для другой группы.
4 задание. Выполнить творческое задание, придуманное другой группой.
5 задание. Внутри группы придумать 3 движущихся механизма (часы, ножницы, дырокол, мясорубку и др.).
6 задание. Изобразить придуманный механизм (один из трех, выбранный на усмотрение ведущего), так, чтобы остальные группы догадались, о чем идет речь. Главное условие – участвовать в механизме должны все члены микрогруппы.
Задача ведущего: отследить, сохраняется ли лидерство после перехода в другую группу, наиболее работоспособные группы (команды), агрессивных «давящих» участников, «пластилин» (подверженных чужому воздействию участников).
«Рисуем лидера»
1 этап: разбить отряд на микрогруппы, подготовить для каждой группы лист ватмана, фломастеры, маркеры, листы писчей бумаги.
2 этап: каждая микрогруппа в течение 3 минут обсуждает и записывает качества, необходимые лидеру.
3 этап: внутри группы в течение 3 минут разрабатываются варианты ассоциаций с тем или иным качеством (пунктуальность – часы, дружелюбие – собака и т.д.).
4 этап: в течение 15 минут группа должна молча (!) нарисовать коллективный портрет идеального лидера. За каждое сказанное слово из общего времени вычитается 1 штрафная минута.
5 этап: защита портретов. В течение 30 секунд каждая группа объясняет смысл нарисованного, в течение 30 секунд – отвечает на вопросы аудитории (других групп).
6 этап: голосование по выбору лучшего рисунка. Каждый участник имеет право проголосовать за две работы (тогда результат будет объективным).
«Выбор»
Весь отряд встает в общий круг лицом друг к другу, каждый участник протягивает правую руку за спину участника справа, чтобы тот взял ее своей левой рукой «в замок». Своей левой рукой участник берет «в замок» правую руку участника слева. Образуется непрерывная цепь из рук участников за их спинами.
Ведущий объясняет условия: участники закрывают глаза, и ведущий выбирает одного участника на роль «убийцы». «Убийца» передает сигналы с помощью рукопожатия в любом направлении, например 7 пожатий вправо. Следующий игрок передает 6, следующий – 5, и т.д.; тот, кто получает одно рукопожатие – условно «убит».
«Убитые» выходят из круга, и не могут делиться с группой своими подозрениями.
Задача группы: через обсуждение версий, расчет сигналов, по мимике или изменившемуся поведению вычислить «убийцу». Тот, кто готов высказать предположение вслух, может это сделать, выбор прост: если указанный им человек невиновен, то из круга выбывают оба.
Игра продолжается до тех пор. Пока убийца не будет вычислен группой. Задача убийцы – вывести из игры как можно большее число человек, определяя и «нейтрализуя» тех, кто близок к разгадке.
Вопросы к анализу игры:
Кто наиболее удачно справился с ролью убийцы? Почему?
Чем объясняется число убитых (большое или небольшое)?
Легко ли жертвовать собой ради всех?
Что чувствуют убитые?
Что чувствует убийца?
Какие выводы для работы в группе можно сделать по итогам игры?
Веревочный курс.
Веревочный курс – серия специально подготовленных упражнений для малых групп, использующийся для сплочения группы, повышения взаимного доверия. На примере увлекательных упражнений коллектив учится решать общую задачу, вырабатывать тактику и стратегию ее решения. Индивидуальные упражнения часто связаны с преодолением страха, с выходом за пределы своих предполагаемых возможностей.
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).
Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.