Что такое малая ектения

Православная Жизнь

Объясняет иерей Андрей Чиженко.

Слово «ектения» в переводе с греческого языка означает «прилежное моление» или «усердное, протяжное моление». В храме можно услышать, как священник или диакон возглашают определенные короткие молитвы, на которые хор отвечает или «Господи помилуй», или троекратное «Господи помилуй» или «Подай Господи».

Ектении бывают нескольких видов:

Великая (мирная) ектения. Она называется так потому, что является, во-первых, самой продолжительной по времени, а во-вторых, выражает всю полноту благ, которые падшее человечество осмеливается просить у Бога. Мирной она называется потому, что начинается словами «Миром Господу помолимся».

Малая ектения – это сокращенный вариант мирной. Она начинается словами «Паки и паки миром Господу помолимся», то есть «Еще и еще миром Господу помолимся».

Сугубая (усиленная) ектения. На прошения священников хор отвечает усиленным троекратным «Господи, помилуй».

Просительная ектения. На ее прошения хор отвечает «Подай, Господи».

Заупокойная ектения произносится на заупокойных службах: погребениях, панихидах, литиях, в определенных местах Божественной литургии.

Ектения об оглашенных, т. е. о тех людях, которые имеют желание креститься и проходят курс христианского образования (оглашения на церковнославянском). Ектения и молитвы об оглашенных всегда следуют в конце Литургии оглашенных, перед началом Литургии верных. На этой части Божественной литургии некрещеный человек не может присутствовать, поэтому Церковь возносит об оглашенных молитвы и перед Херувимской песнью они удаляются из храма.

Схемой любой ектении является прошение священника – иерея или диакона как ходатая перед Господом за народ, обращенное к Богу. Это прошение усиливает хор словами «Господи, помилуй» или «Подай, Господи». Данная звуковая схема является отголоском того, что в древности все прихожане храма пели вышеупомянутые молитвы «Господи, помилуй» или «Подай, Господи» вместе, единодушно от лица всего человечества, прося у Бога тех или иных благ.

Итак, великая (мирная) ектения.

Ею начинается любое богослужение, как-то вечерня, утреня, Литургия. Если вы внимательно вслушаетесь в ее молитвословия, то услышите, что прошения мирной ектении начинаются с просьбы о самых главных духовных благах и заканчиваются просьбами о земном благоденствии. Потому ее прошения похожи на лестницу, ведущую с неба на землю, где каждое молитвословие определенная ступенька.

Начало же «Миром Господу помолимся» двояко. С одной стороны, оно символизирует мир как полноту православного человечества, пребывающего в Церкви, с другой – мир душевный как особый молитвенный настрой.

Каждая ектения завершается священническим возгласом, в котором тем или иным образом священник благодарит Господа за его благодеяния по отношению к человечеству. Если прошения ектении может произносить диакон, то возглас – только иерей или архиерей.

И в этой конструкции ектении мы видим образ устройства самой Церкви, образ Ее полноты и силы.

В идеале диакон берет благословение у священника, который литургически, в богослужебном смысле прообразует собой Христа. Т. е. сам Бог благословляет диакона, а с ним и весь народ православный на молитву. Диакон выходит на амвон и поднимает правую руку с орарем вверх. Часто диакона называют «режиссером» или «дирижером» службы, потому что он настраивает людей на молитву, словно камертон. Итак, диакон, стоя лицом к алтарю воздевает руку с орарем вверх. Почему священнослужитель стоит лицом к алтарю? Потому что он устремлен к Богу, и в данном случае он ходатай за народ перед Ним. Почему рука воздета вверх? Потому что сердце возведено горе. И диакон показывает, что мы душевно и умственно должны покинуть землю и устремить свое внимание в небеса, в молитву – к Богу. На каждое диаконское прошение хор от лица всего народа отвечает «Господи, помилуй» или «Подай, Господи». Это символ того, что вся человеческая христианская вселенная в данный миг молится – вся полнота земной Церкви.

Завершает ектению возглас священника, который уже сугубо перед Престолом Божиим ходатайствует за народ о всех тех духовных и материальных благах, которые люди просят у своего Творца. Он возводит ектению на еще более высокий уровень – уровень ангельский, уровень благодарения и славословия Святой Троицы. Именно оно – ядро каждого священнического возгласа. Хор же от лица всех молящихся отвечает «Аминь», что переводится с еврейского языка «да будет так», «истинно так». Этим подтверждается тот факт, что все верующие в данной молитве единодушны со священником и словно бы являются Единой душой, устремленной к Богу – Его Возлюбленной Святой Соборной и Апостольской Церковью.

Источник

Ектения

Екте­ния́ (от греч. ἐκτενὴς (ἱκεσία) (про­тя­жен­ное, сугу­бое (моле­ние)) – назва­ние особой формы сов­мест­ного моле­ния на цер­ков­ных бого­слу­же­ниях, когда диакон (или свя­щен­ник, если нет диа­кона) воз­гла­шает опре­де­лен­ные молит­вен­ные про­ше­ния, а хор, на каждое про­ше­ние, отве­чает (поёт) «Гос­поди, поми­луй» или «Подай, Гос­поди».

Что такое малая ектения. Смотреть фото Что такое малая ектения. Смотреть картинку Что такое малая ектения. Картинка про Что такое малая ектения. Фото Что такое малая ектения

Окан­чи­ва­ется екте­ния воз­гла­сом свя­щен­ника. Екте­ния бывает несколь­ких видов: вели­кая – начи­на­ется сло­вами «Миром Гос­поду помо­лимся»; сугу­бая, т.е. уси­лен­ная, – начи­на­ется: «Рцем вси, от всея души…», с трое­крат­ным «Гос­поди, поми­луй» на каждое про­ше­ние (начи­ная с тре­тьего); про­си­тель­ная – в ней про­ше­ния закан­чи­ва­ются пением «Подай, Гос­поди» и малая – состоит только из трех про­ше­ний и начи­на­ется сло­вами «Паки и паки…» (т.е. «снова и снова»).

Кроме этих видов, есть еще екте­ния об огла­шен­ных, про­из­но­си­мая на литур­гии, екте­ния об умер­ших – т.н. заупо­кой­ная, и екте­ния с осо­быми про­ше­ни­ями, про­из­но­си­мые при совер­ше­нии таинств и иных чино­по­сле­до­ва­ний. Каждое молит­вен­ное про­ше­ние екте­нии сопро­вож­да­ется крест­ным зна­ме­нием и пояс­ным покло­ном.

«Екте­ния – молитва совер­шенно осо­бого харак­тера. Она рас­счи­тана на воз­можно мень­шее утом­ле­ние вни­ма­ния, на посто­ян­ное воз­буж­де­ние его. Ввиду этого цель­ная молитва делится на ряд крат­ких отры­воч­ных про­ше­ний, кото­рые пре­ры­ва­ются пением еще более крат­ких молит­вен­ных вос­кли­ца­ний «Гос­поди, поми­луй», «Подай, Гос­поди».

Назва­ние этой молитвы «екте­ния», εκτενή – напря­жен­ное, при­леж­ное моле­ние, в гре­че­ских бого­слу­жеб­ных книгах, впро­чем, усво­я­ется только так назы­ва­е­мой у нас «сугу­бой екте­нии»; екте­ния же вообще назы­ва­ется там συναπτή (под­ра­зу­ме­ва­ется ευχή) – состав­ная молитва.

Назва­ние екте­нии усво­ено этого рода молит­вам потому, что они явля­ются осо­бенно усерд­ными молит­вами, воз­но­си­мыми от всех веру­ю­щих. С целью при­вле­че­ния к уча­стию в них всех они про­из­но­сятся не свя­щен­ни­ком, лицом, по пер­во­на­чаль­ному обычаю, пре­клон­ного воз­раста («пре­сви­тер»), а диа­ко­ном, почему екте­ния в древ­них памят­ни­ках бого­слу­же­ния назы­ва­лась τα διακονικά, «диа­кон­ства».

Ввиду же того, что диакон не явля­ется свя­щен­но­дей­ству­ю­щим лицом в соб­ствен­ном смысле, екте­ния состав­ля­ется не в соб­ственно молит­вен­ных выра­же­ниях, а в выра­же­ниях, при­гла­ша­ю­щих к молитве и ука­зы­ва­ю­щих пред­меты ее. Но по вре­ме­нам (на вели­кой екте­нии в конце, в послед­нем про­ше­нии, а на сугу­бой и про­си­тель­ной в начале) это при­гла­ше­ние к молитве воз­вы­ша­ется до насто­я­щей молитвы («Заступи, спаси…», «Поми­луй нас, Боже…»)».

Во время Бого­слу­же­ния мы часто слышим ряд молит­вен­ных про­ше­ний, про­из­но­си­мых про­тяжно, мед­ленно, воз­гла­ша­е­мых диа­ко­ном или свя­щен­ни­ком от лица всех моля­щихся. После каж­дого про­ше­ния хор поет: «Гос­поди, поми­луй!» или «Подай, Гос­поди». Это так назы­ва­е­мые екте­нии, от гре­че­ского наре­чия екте­нос – «усердно».

Екте­нии раз­де­ля­ются на несколько видов:

Вели­кая екте­ния

Сокра­щен­ная вели­кая екте­ния

Вели­кая екте­ния состоит из 12 про­ше­ний или отде­лов.

1. Миром Гос­поду помо­лимся.

Это значит; При­зо­вем на наше молит­вен­ное собра­ние мир Божий, или бла­го­сло­ве­ние Божие и под сению лица Божия, с миром и любо­вью к нам обра­ща­е­мого, при­сту­пим к моле­ниям о наших нуждах. Равным обра­зом и молиться будем в мире, про­стивши вза­им­ные обиды ( Мф.5:23-24 ).

2. О свыш­нем мире и спа­се­нии душ наших, Гос­поду помо­лимся.

«Мир свыш­ний» – это мир земли с небом, при­ми­ре­ние чело­века с Богом или полу­че­ние от Бога про­ще­ния в грехах чрез Гос­пода нашего Иисуса Христа. Плодом же про­ще­ния грехов или при­ми­ре­ния с Богом, служит спа­се­ние наших душ, о чем мы также молимся во втором про­ше­нии Вели­кой екте­нии.

3. О мире всего мира, бла­го­сто­я­нии святых Божиих церк­вей и соеди­не­нии всех, Гос­поду помо­лимся.

В тре­тьем про­ше­нии мы молимся не только о соглас­ной и друж­ной жизни между людьми на земле, не только о мире всей все­лен­ной, но и мире, более широ­ком и более глу­бо­ком, это: мир и согла­сие (гар­мо­ния) во всем мире, в пол­ноте всех Божиих тво­ре­ний (неба и земли, моря и «вся яже в них», анге­лов и чело­век, живых и умер­ших).

Второй пред­мет про­ше­ния; бла­го­сто­я­ния, т.е. спо­кой­ствие и бла­го­по­лу­чие святых Божиих церк­вей или отдель­ных пра­во­слав­ных обществ.

Плодом и след­ствием про­цве­та­ния и бла­го­ден­ствия пра­во­слав­ных обществ на земле будет обшир­ное нрав­ствен­ное еди­не­ние: согла­сие, друж­ное воз­ве­ще­ние славы Богу от всех стихий мира, от всех оду­шев­лен­ных существ, будет такое про­ник­но­ве­ние «всего» высшим рели­ги­оз­ным содер­жа­нием, когда будет Бог «совер­шенно во всем» ( 1Кор.15:28 ).

4. О святом храме сем, и с верою, бла­го­го­ве­нием и стра­хом Божиим вхо­дя­щих в он, Гос­поду помо­лимся.

Бла­го­го­ве­ние и страх Божий выра­жа­ются в молит­вен­ном настро­е­нии, в отло­же­нии житей­ских попе­че­ний, в очи­ще­нии сердца от вражды и зави­сти. С внеш­ней сто­роны бла­го­го­ве­ние выра­жа­ется в телес­ной чистоте, в при­лич­ной одежде и в воз­дер­жа­нии от раз­го­во­ров и ози­ра­ний по сто­ро­нам.

Молиться о Святом Храме, значит про­сить Бога, чтобы не отсту­пал нико­гда Он от храма своею бла­го­да­тию; но сохра­нил от осквер­не­ния вра­гами веры, от пожа­ров, зем­ле­тря­се­ний, гра­би­те­лей, чтобы в храме не оску­де­вали сред­ства для под­дер­жа­ния его в цве­ту­щем состо­я­нии.

Храм име­ну­ется святым по свя­то­сти свя­щен­ных дей­ствий, в нем совер­ша­е­мых и по бла­го­дат­ному при­сут­ствию в нем Бога, со вре­мени освя­ще­ния. Но не для вся­кого доступна бла­го­дать, в храме пре­бы­ва­ю­щая, а только для всту­па­ю­щих в него с верою, бла­го­го­ве­нием и стра­хом Божиим.

5. О Вели­ком Гос­по­дине и Отце нашем Свя­тей­шем Пат­ри­архе (имя), о Гос­по­дине нашем Высо­ко­прео­свя­щен­ней­шем мит­ро­по­лите (или: архи­епи­скопе, епи­скопе) (имя), чест­нем пре­сви­тер­стве, во Христе диа­кон­стве, о всем причте и людех, Гос­поду помо­лимся.

6. О Бого­хра­ни­мей стране нашей (Рос­сий­стей), вла­стех и воин­стве ея, Гос­поду помо­лимся.

7. О граде сем, (или о веси сей) всяком граде, стране, и верою живу­щих в них, Гос­поду помо­лимся.

Мы молимся не только о своем городе, но о всяком другом городе и стране, и о жите­лях их (потому что по хри­сти­ан­скому бра­то­лю­бию, мы должны молиться не только о себе, но и о всех людях).

8. О бла­го­рас­тво­ре­нии воз­ду­хов, о изоби­лии плодов земных и вре­ме­нех мирных, Гос­поду помо­лимся.

В этом про­ше­нии мы просим Гос­пода даро­вать нам хлеб насущ­ный, то есть все необ­хо­ди­мое для нашей земной жизни. Просим бла­го­при­ят­ной погоды для про­из­рас­та­ния хлебов, а также мир­ного вре­мени.

9. О пла­ва­ю­щих, путе­ше­ству­ю­щих, неду­гу­ю­щих, страж­ду­щих, пле­нен­ных, и о спа­се­нии их, Гос­поду помо­лимся.

В этом про­ше­нии Св. Цер­ковь при­гла­шает нас молиться не только о при­сут­ству­ю­щих, но и об отсут­ству­ю­щих: 1) нахо­дя­щихся в дороге (пла­ва­ю­щих, путе­ше­ству­ю­щих), 2) боля­щих, неду­гу­ю­щих (то есть хворых и слабых по телу вообще) и страж­ду­щих (то есть при­ко­ван­ных к одру опас­ной болез­нью 1 ) и 3) о нахо­дя­щихся в плену.

10. О изба­ви­тися нам от всякия скорби, гнева и нужды, Гос­поду помо­лимся.

В этом про­ше­нии мы просим Гос­пода изба­вить нас от всякой скорби, гнева и нужды, то есть от горя, бед­ствий и невы­но­си­мого стес­не­ния.

11. Заступи, спаси, поми­луй, и сохрани нас, Боже, Твоею бла­го­да­тью.

В этом про­ше­нии мы молим Гос­пода огра­дить нас, сохра­нить и поми­ло­вать чрез Его милость и бла­го­дать.

12. Пре­свя­тую, Пре­чи­стую, Пре­бла­го­сло­вен­ную, Слав­ную Вла­ды­чицу Нашу Бого­ро­дицу, и Прис­но­деву Марию со всеми свя­тыми помя­нувши сами себя, и друг друга, и весь живот наш Христу Богу пре­да­дим.

Матерь Божию мы потому посто­янно при­зы­ваем в екте­ниях, что Она служит нашей Заступ­ни­цей и Хода­тай­ни­цей перед Гос­по­дом. После обра­ще­ния за помо­щью к Матери Божией Св. Цер­ковь сове­тует себя, друг друга и всю жизнь нашу пору­чить Гос­поду.

Вели­кая екте­ния иначе назы­ва­ется «мирною» (потому что в ней часто испра­ши­ва­ется людям мир).

В древ­но­сти екте­нии были сплош­ными молит­вами по форме и общими молит­вами всех при­сут­ству­ю­щих во храме, дока­за­тель­ством чего и явля­ется, между прочим, слова «Гос­поди поми­луй», сле­ду­ю­щие за воз­гла­ше­ни­ями диа­кона.

Сугу­бая екте­ния

Вторая екте­ния назы­ва­ется «сугу­бой», то есть уси­лен­ною, потому что на каждое про­ше­ние, про­из­но­си­мое диа­ко­ном, певчие отве­чают трой­ным «Гос­поди поми­луй». Сугу­бая екте­ния состоит из сле­ду­ю­щих про­ше­ний:

1. Рцем вси от всея души, и от всего помыш­ле­ния нашего рцем.

Скажем Гос­поду от всей души и от всего помыш­ле­ния нашего: (далее и пояс­ня­ется, что именно скажем).

2. Гос­поди Все­дер­жи­телю, Боже отец наших, молим Ти ся, услыши и поми­луй.

Гос­поди Все­дер­жи­тель, Боже отец наших, молимся Тебе, услыши и поми­луй.

3. Поми­луй нас, Боже, по вели­цей мило­сти Твоей, молим Ти ся, услыши и поми­луй.

Поми­луй нас, Гос­поди, по Твоей вели­кой бла­го­сти. Молимся Тебе, услыши и поми­луй.

4. Еще молимся о всем Хри­сто­лю­би­вом воин­стве.

Еще молимся за всех воинов, как защит­ни­ков Веры и Оте­че­ства.

5. Еще молимся о бра­тиях наших, свя­щен­ни­цех, свя­щен­но­мо­на­сех, и всем во Христе брат­стве нашем.

Еще молимся о бра­тиях наших по службе и по Христу.

6. Еще молимся о бла­жен­ных и прис­но­па­мят­ных свя­тей­ших Пат­ри­ар­сех пра­во­слав­ных, и бла­го­че­сти­вых царех, и бла­го­вер­ных цари­цех, и созда­те­лех свя­того храма сего, и о всех пре­жде­по­чив­ших отцех и бра­тиях, зде лежа­щих и повсюду, пра­во­слав­ных.

Еще молимся о свят. пра­во­слав­ных Пат­ри­ар­хах, о бла­го­вер­ных пра­во­слав­ных царях и цари­цех; – о всегда памят­ных созда­те­лях Св. храма; о всех наших умер­ших роди­те­лях и бра­тьях, погре­бен­ных здесь и в других местах.

7. Еще молимся о мило­сти, жизни, мира, здра­вии, спа­се­нии, посе­ще­нии, про­ще­нии и остав­ле­нии грехов рабов Божиих братии Свя­того храма сего.

В этом про­ше­нии мы просим у Гос­пода телес­ных и духов­ных благ при­хо­жа­нам того храма, где совер­ша­ется служба.

8. Еще молимся о пло­до­но­ся­щих и доб­ро­де­ю­щих во святем и все­чест­нем храме сем, труж­да­ю­щихся, поющих и пред­сто­я­щих людех, ожи­да­ю­щих от Тебе вели­кия и бога­тыя мило­сти.

Еще молимся о людях: «пло­до­но­ся­щих» (т.е. при­но­ся­щих веще­ствен­ные и денеж­ные пожерт­во­ва­ния на бого­слу­жеб­ные потреб­но­сти в храме: вино, елей, фимиам, свечи) и «доб­ро­де­ю­щих» (т.е. про­из­во­дя­щих укра­ше­ния в храме или жерт­ву­ю­щих на под­дер­жа­ние бла­го­ле­пия в храме), а также о дела­ю­щих какую-нибудь работу в храме, напри­мер, чита­ю­щих, поющих, и о всех людях, нахо­дя­щихся в храме в ожи­да­нии вели­кой и бога­той мило­сти.

Про­си­тель­ная екте­ния

Про­си­тель­ная екте­ния состоит из ряда про­ше­ний, окан­чи­ва­ю­щихся сло­вами «у Гос­пода просим», на кото­рые певчие отве­чают сло­вами: «подай Гос­поди». Чита­ется про­си­тель­ная екте­ния так:

1. Испол­ним (вечер­нюю или утрен­нюю) молитву нашу Гос­по­деви.

Совер­шим (или допол­ним) нашу молитву к Гос­поду.

2. Заступи, спаси, поми­луй и сохрани нас, Боже, Твоею бла­го­да­тию.

Защити, спаси, поми­луй и сохрани нас, Боже, Твоею бла­го­да­тию.

3. Дне (или вечера) всего совер­ше­ние, свята, мирна и без­грешна, у Гос­пода просим.

Испро­сим у Гос­пода, чтобы нам этот день (или вечер) про­ве­сти целе­со­об­разно, свято, мирно и без­грешно.

4. Ангела мирна, верна настав­ника, хра­ни­теля душ и телес наших, у Гос­пода просим.

Испро­сим у Гос­пода Св. Ангела, кото­рый явля­ется верным настав­ни­ком и хра­ни­те­лем души нашей и тела.

5. Про­ще­ния и остав­ле­ния грехов и пре­гре­ше­ний наших, у Гос­пода просим.

Испро­сим у Гос­пода про­ще­ния и остав­ле­ния грехов (тяжких) и пре­гре­ше­ний (легких) наших.

6. Добрых и полез­ных душам нашим и мира мирови у Гос­пода просим.

Испро­сим у Гос­пода всего полез­ного и доб­рого нашим душам, спо­кой­ствия всем людям и всему миру.

7. Прочее время живота нашего в мире и пока­я­нии скон­чати, у Гос­пода просим.

Испро­сим у Гос­пода, чтобы остав­ше­еся время нашей жизни мы про­жили в мире и спо­кой­ной сове­сти.

8. Хри­сти­ан­ская кон­чины живота нашего, без­бо­лез­нены, непо­стыдны, мирны, и Добраго ответа на страш­ном судищи Хри­стово, просим.

Испро­сим у Гос­пода, чтобы кон­чина наша была бы хри­сти­ан­ской, то есть с испо­ве­дью и При­ча­ще­нием Св. Тайн, без­бо­лез­нен­ной, непо­стыд­ной и мирной, то есть чтобы мы перед кон­чи­ной поми­ри­лись со своими близ­кими. Испро­сим доб­рого и без­бо­яз­нен­ного ответа на Страш­ном Суде.

9. Пре­свя­тую, Пре­чи­стую, Пре­бла­го­сло­вен­ную, Слав­ную Вла­ды­чицу нашу Бого­ро­дицу и Прис­но­деву Марию, со всеми свя­тыми помя­нувше, сами себя и друг друга и весь живот наш Христу Богу пре­да­дим.

Малая екте­ния

Малая екте­ния пред­став­ляет собой сокра­ще­ние вели­кой екте­нии и заклю­чает только сле­ду­ю­щие про­ше­ния:

1. Паки и паки (снова и снова) миром Гос­поду помо­лимся.

2. Заступи, спаси, поми­луй и сохрани нас, Боже, Твоею бла­го­да­тию.

3. Пре­свя­тую, Пре­чи­стую, Пре­бла­го­сло­вен­ную, Слав­ную Вла­ды­чицу нашу Бого­ро­дицу и Прис­но­деву Марию со всеми свя­тыми помя­нувше, сами себе и Друг Друга, и весь живот наш Христу Богу пре­да­дим.

Иногда к этим про­ше­ниям вели­кой, сугу­бой, малой и про­си­тель­ной екте­ний при­со­еди­ня­ются еще другие, состав­лен­ные по спе­ци­аль­ному поводу, напри­мер, по случаю погре­бе­ния или поми­но­ве­ния усоп­ших, по случаю освя­ще­ния воды, начала учения, наступ­ле­ния Нового Года.

Эти екте­ний с допол­ни­тель­ными «изме­ня­ю­щи­мися про­ше­ни­ями» содер­жатся в особой книге для молеб­ных пении.

Заупо­кой­ная екте­ния

в) Трой­ная заупо­кой­ная екте­ния состоят из трех про­ше­ний, в кото­рых повто­ря­ются мысли вели­кой екте­нии.

Екте­ния об огла­шен­ных

Екте­ния о выходе огла­шен­ных

Ели́цы оглаше́нии, изыди́те; оглаше́ннии, изыди́те; ели́цы оглаше́ннии, изыди́те. Да никто́ от оглаше́нных, ели́цы ве́рнии, па́ки и па́ки ми́ром Го́споду помо́лимся.

Бла­го­дар­ствен­ная екте­ния

При­ме­ча­ние

1 Иные зна­че­ния слова “страж­дать”: 1) стра­дать, мучиться; 2) много тру­диться, рабо­тать; 3) сно­сить, тер­петь; 4) под­ви­заться, под­вер­гаться. (Про­то­и­е­рей Гри­го­рий Дья­ченко. Полный цер­ков­но­сла­вян­ский сло­варь).

Источник

Ектении

Моления, составляющие содержание мирной и сугубой ектении, довольно сходны с теми, которые встречаются в Апост. постановлениях (кн. 8) и, как видно из них, в древности возглашаемы были в начале литургии верных, и которые составляли в древности неразрывное целое, не разделяясь на две ектении. Моления просительной ектении так же сходствуют с теми, которые встречаются в чиноположениях утрени и вечерни, изложенных в Апостольских постановлениях (кн. 8).

Ектения мирная обыкновенно полагается в первой половине той или другой церковной службы, а ектении сугубая и просительная большей частью занимают место во второй половине. Ектения малая (паки и паки) возглашается обыкновенно среди пения или чтения псалмов и церковных песнопений, для того, чтобы внимание предстоящих не утомлялось продолжительностью и однообразием сего пения или чтения. Еще препод. Кассиан († 432) упоминает об обычае египетских монахов перемежать пение псалмов краткими молитвословиями (Institut. L. 2. с. 5 и 10).

Теперь приступим к изъяснению каждой ектении, не обращая здесь внимания на те видоизменения, какие встречаются например в ектениях заупокойной, об оглашенных, благодарственной и т. п.

Мирная ектения

2) «О свышнем мире и о спасении душ наших Господу помолимся». Мир свышний – это мир земли с небом, примирение человека с Богом, или получение от Бога прощения в грехах через Господа нашего И. Христа, за нас пострадавшего. «Оправдавшись верою, говорит ап. Павел, мы имеем мир с Богом через Господа нашего И. Христа» ( Рим.5:1 ). Итак, молить Бога о свышнем мире значит молить Его о даровании нам прощения грехов, приобретенного для нас крестными заслугами И. Христа. Плодом прощения грехов или примирения с Богом, служит спасение душ наших, или вечное блаженство.

3) «О мире всего мира, благостоянии святых Божиих церквей и соединении всех Господу помолимся».

Но если нам заповедано молиться о всем мире, о всем человечестве, то не с большей ли ревностью мы должны молиться о святой православной церкви? Если близко к нашему сердцу благоденствие всех племен и народов, то не дороже ли должно быть для нас благо единоверных нам христиан, принадлежащих к одной с нами истинной Христовой церкви? – Так, по наставлению Апостола, мы должны делать добро всем, а наипаче своим по вере ( Гал.6:10 ). Посему за молением о мире всего мира следует прошение о благостоянии святых Божиих церквей, т. е. частных церквей, разделенных местом, но входящих в состав единой вселенской православной Церкви, каковы церковь греческая, русская, грузинская, болгарская и другие. Что же нужно для благостояния, т. е, спокойного и цветущего состояния святых Божиих церквей? Та или другая церковь находится в спокойном, цветущем состоянии, когда пределы её не только не сокращаются, а еще расширяются присоединением к ней неверующих и иноверцев, когда она находится в благотворном для неё союзе с государством и пользуется покровительством верховной власти, когда в сынах её сохраняется непоколебимая преданность её учению, её учреждениям, обычаям и правилам, когда она не обуревается ересями, расколами и другими враждебными ей учениями и мнениями и легко торжествует над ними, когда принадлежащие к ней верующие более и более преуспевают в нравственно-христианской жизни. Дай Господи, чтобы это внешнее и внутреннее благостояние было достоянием всех святых Божиих церквей, чтобы все они наслаждались внешним миром и процветали внутренним благоустройством. Кроме того для благостояния частных православных церквей требуется, чтобы между ними, как между членами единой вселенской Церкви, поддерживаемо было живое общение если не внешнее, то по крайней мере общение веры, любви, молитв, и чтобы возникающие иногда недоразумения и несогласия между ними оканчивались миром. В настоящее время происходит, например разногласие между церквами константинопольской и болгарской. Болгары тяготятся иерархической зависимостью от царьградского патриарха, недовольны своими епископами греками, не понимающими болгарского языка, и домогаются, чтобы их церковь признана была независимой от константинопольской и управлялась единоплеменными им епископами. Греки противятся требованиям болгар; отсюда взаимное между ними недовольство. Надобно желать и Бога молить, чтобы оно не обратилось во вражду и кончилось миром.

4) «О святем храме сем, и с верою, благоговением и страхом Божиим входящих в он Господу помолимся». Храм именуется святым по святости, или священному значению действий, в нем совершаемых, особенно таинств, по благодати торжественного освящения его для сих действий, по особенному присутствию в нем Божию со времени его освящения, открывающемуся преимущественно в таинстве тела и крови Христовой. Молиться о святом храме значит просить Бога, чтобы Он никогда не отступал от храма своею благодатию, хранил его от осквернения врагами православной веры, от пожаров, землетрясений, татей, и чтобы в нем не оскудевали средства к поддержанию его в цветущем состоянии снаружи и внутри. С молением о здании храма соединяется моление о входящих в него, чтобы Господь призрел на них своею благодатью, просвещающей, освящающей, утешающей. Но не для всякого входящего в храм доступна благодать сия, а только для вступающих в него с верою в его святость, и, вследствие такой веры, с благоговением к нему, и страхом Божиим. В чем же должно выражаться сие благоговение и страх Божий? В молитвенном настроении духа, в отложении житейских попечений, в очищении сердца от немирных расположений к ближнему – вражды, зависти и т. п. Вступающие в храм должны помнить, что место, на которое ступила нога их, есть селение Царя славы, Бога чистоты, святости и любви, место братского общения верующих в молитвах и таинствах; как не благоговеть к такому месту? С внешней стороны благоговение вступающих в храм должно выражаться в соблюдении телесной чистоты, в благоприличной одежде, в воздержании от разговоров, от нескромных движений, от рассеянного блуждания взоров.

5) «О святейшем правительствующем Синоде, местном архиерее, честнем пресвитерстве, во Христе диаконстве, о всем причте и людех». Здесь моление обо всех членах церкви. В состав Церкви входят два разряда членов: одни принадлежат к священноначалию, другие – миряне, людие, или народ (λαος). В главе священноначалия греко-российской церкви стоит Синод, т. е. постоянный собор высших членов священноначалия, простирающий власть свою на всю обширную область греко-российской церкви. По власти и значению Синод равен каждому из четырех восточных патриархов, а потому по примеру их называется святейшим, т. е. освященнейшим. Частные области русской церкви, именуемые епархиями, управляются архиереями в зависимости от синода; одни из них именуются просто епископами, другим или по старшинству епархий, или по личным заслугам присвоено наименование митрополитов и архиепископов. Архиереи с синодом составляют высшую степень священноначалия. За ними следует, в порядке священноначалия, сословие пресвитеров (священников), именуемое в ектении честным, т. е. досточтимым пресвитерством. Низшую степень священноначалия составляют диаконы. Они помогают епископам и пресвитерам при совершении таинств и прочих церковных служб. В ектении они именуются диаконством во Христе. Этим наименованием как бы внушается им, что они, какими бы высокими личными достоинствами ни были украшены, не должны почитать унизительными для себя ни своей должности, ни своего названия (диакон значит служитель), – они должны помнить, что они диаконствуют во Христе, во славу Христа, ради Его. – Как необходимо и важно священноначалие в церкви, об этом можно судить по тому, что епископы и пресвитеры суть орудия Господа в раздаянии верующим многоразличных даров благодати через таинства, и кроме их никто из непосвященных не имеет права совершать священнодействие таинств; и притом им одним принадлежит церковное учительство, – и даже в частных сношениях с верующими, на них преимущественно лежит власть и обязанность руководить верующих к спасению. Таким образом, не будь священноначалия, верующие лишены были бы существенно необходимых средств спасения и самое существование церкви было бы невозможно; без пастырей церкви оскудело бы и духовное просвещение в церкви и мало по малу затмилось бы знание пути ко спасению. Теперь понятно, чего мы должны просить у Господа, когда нас приглашают молиться за священноначалие. На всех нас, как на сынах церкви, лежит долг усердно молить Господа, да не оскудеет у нас церковное священноначалие, да не прекратится до скончания века ряд преемников апостольского служения, да не останутся овцы духовного стада без законных пастырей и без благодати, через них подаемой. Кроме того мы должны просить Господа, чтобы Он своею благодатью помог пастырям церкви, при помощи их сослужителей – диаконов, достойно проходить великое их служение, облегчил им многочисленные трудности, неизбежные для них при добросовестном исполнении своих обязанностей, утешал их любовью к ним пасомых, усердием их к вере, и даровал им нескудные средства жизни для беспрепятственного прохождения духовных обязанностей. – О всем причте и людех. Наименование причта, клира (ϰληϱος) означает вообще людей, избранных в особенный жребий, или удел Господу, подобно ветхозаветным священникам и левитам; оно иногда прилагаемо было ко всему священноначалию в отличие от мирян, иногда же к священникам, диаконам и низшим служителям церкви, – иподиаконам, чтецам и певчим. В настоящее время клиром или причтом называются то священнослужители, священник и диакон, вместе с чтецами и певчими, или так называемыми церковнослужителями, то одни последние. В ектении под именем причта идет речь, очевидно, только о церковнослужителях, иначе называемых причетниками, ибо священники и диаконы уже были упомянуты пред сим. Так, должно молить Господа и о причетниках, как о лицах необходимых при богослужении. Дай Господи, чтобы они тщательно исполняли свои обязанности, и внятным, благоговейным чтением и пением возбуждали и поддерживали дух благоговения и молитвы в присутствующих в храме. – И людех, т. е. мирянах. Дай Господи, чтобы они находились в близком духовном общении со священноначалием, дорожили законными пастырями Церкви, и под руководством их успешно содевали свое спасение.

6) «О благочестивейшем, самодержавнейшем, великом государе нашем императоре, супруге его, наследнике, и всем Царствующем доме, о всей палате и воинстве их».

Христианам вменено в обязанность молиться за всяких царей, даже неверных ( 1Тим.2:1–2 ); и христиане всегда свято исполняли свой долг, – они молились за царей гонителей, неверных и иноверных. Не с большей ли ревностью мы должны молиться за царя нашего, царя христианина, и притом благочестивейшего, т. е. православнейшего, благовернейшего, – покорного сына и покровителя православной Церкви, и единственного во всем мире православного самодержавного царя. Каких милостей мы должны испрашивать у Бога царю нашему? Мы должны молить Господа, да поможет ему проходить его великое служение благопоспешно ко благу царства и церкви, да укрепит его, в трудном его служении, духом владычным, духом премудрости царственной, столь потребным ему в делах законодательства, суда и управления, да окружит престол его милостью и истиной, да дарует ему мудрых и добросовестных советодателей и исполнителей его предначертаний, да утешает его любовью к нему подданных и ревностью их к исполнению верноподданических обязанностей. Молясь о царе, мы должны вместе молиться и о его царственном доме, да будут члены царственного дома ближайшей опорой царю в его трудах для народного блага, и вместе да обретает он в недрах своего семейства отдохновение среди этих многосложных трудов. Должны мы молить Бога и о том, да не оскудеет царственный род в числе своих членов, ибо процветание его служит залогом процветания царства. История бедствий не одного нашего отечества во дни междуцарствий, когда с пресечением царского рода, или крайним оскудением его, престол остается праздным, – показывает, как мы должны дорожить царским родом и благословлять Господа, умножающего сей род. Когда некому наследовать престол, тогда вопрос о престолонаследии порождает обыкновенно в народе несогласия, раздоры, и даже междоусобные войны, и подает повод к бедственному для государства вмешательству иностранных держав. Вспомним времена самозванцев, терзавших наше отечество по пресечении Рюрикова рода до воцарения благословенного дома Романовых. – О всей палате и воинстве их. Палата – это название царского дворца; кроме того палатными (παλατινοι) назывались в греко-римской империи чины придворной и гражданской службы (Suicerus). Они-то, конечно, и разумеются в ектении под словом палата. Всем им мы должны испрашивать у Бога помощи к верному, ревностному и полезному для государства прохождению их служения. Того же мы должны просить у Бога и для воинства. Чем труднее служба воинов низших и высших чинов не только в военное, но и в мирное время, тем усерднее должна быть наша молитва о них. Они не щадят, для нашего спокойствия и безопасности, своего здоровья и самой жизни; они на свою грудь принимают вражеские удары, чтобы отвести их от нас; они величайшие наши благодетели; – как же не молиться нам за них? Как не просить Господа, да сохранит их невредимыми от стрел вражьих, да одушевит их мужеством в боях, да дарует им терпение и силы к перенесению тягостей военного и мирного времени?

7) «О пособити и покорити под нозе их всякаго врага и супостата». – Враги и супостаты (супротив стоящие), против которых испрашивается помощь у Господа, это внутренние или домашние враги, и внешние. Первые опаснее последних, ибо действуют большей частью тайно, и война междоусобная бедственнее войны международной, ибо бывает ожесточеннее последней. Притом война международная ограничивается в большей части случаев окраинами государства, а война междоусобная большей частью опустошает внутренние области его. Дай Господи не испытать бедствий войны ни с внутренними, ни с внешними врагами. Но если, по попущению Божию, эти бедствия неизбежны, то должно молить Господа, да пособит во брани (πεϱι του συμπολεμησαι) царю нашему и всему державному роду его и покорит им всех врагов и супостатов. Помощь Божия в войне с какими бы ни было врагами нужна даже тогда, когда против них можно выставить многочисленное и превосходно обученное и вооруженное войско. Без помощи и благословения Божия не спасают от поражения ни многочисленность, ни опытность, ни отличное вооружение воинов. Напротив, при помощи и благословении Божием можно одерживать победы над врагами с незначительными военными средствами. А эта помощь и благословение приобретается надеждой на Господа, страхом Божиим и молитвою. «Иные колесницами, иные конями, а мы именем Господа Бога нашего хвалимся. Они шатаются и упадают, а мы стоим и не колеблемся» ( Пс.19:8–9 ). «Господь не силу коня любит, не о быстроте ног человеческих благоволит, а благоволит Господь о боящихся Его и надеющихся на милость Его» ( Пс.146:10–11 ).

8) «О царствующем граде, всяком граде и стране и верою живущих в них». – Где бы ни жили люди, в городах ли, или вдали от них в деревнях и селах (названных общим именем страны – χωϱα), везде они нуждаются в милости Божией. Кто не живет под кровом Вышняго, для того не найдется нигде мирного и безопасного пристанища, не только в селах неукрепленных, но и в городах, обнесенных твердынями и охраняемых многочисленной стражей. Ибо «если Господь не стережет града, напрасно не спит страж» ( Пс.126:1 ). Посему должно молить Господа, чтобы покрывал щитом своей милости и города наши, и селения наши, избавлял их от опустошительных пожаров, наводнений, землетрясений, нашествия иноплеменников и т. п., и чтобы сохранял от этих бедствий всех обитающих в городах и селениях с верою, т. е. православных и благочестивых градских и сельских жителей. И дай Господи, чтобы в городах и селениях наших не оскудевало число православных обитателей, православных не по имени только, а по жизни, твердых в православной вере, ревностных к исполнению её предписаний и установлений, и истинно благочестивых. В противном случае горе нашим городам и селениям. Господь грозил Израилю: «если не будешь слушать гласа Иегова, Бога твоего, не будешь стараться исполнять все заповеди Его и постановления, то проклят будешь в городе, и проклят будешь на поле» ( Втор.28:15–16 ). И эту угрозу Господь исполнил. Во гневе Своем Он не только предал разрушению и конечному опустошению нечестивые языческие города – Вавилон, Тир и Сидон, и все области, от них зависевшие, но не пощадил и самого Иерусалима, святого города, хранилища святынь Своих, за нечестие его жителей, и предал опустошению всю страну Израильскую. Подобная участь грозит всякому городу и стране христианским, если водворится в них нечестие и забвение Бога. Во гневе Господь не щадит самых святынь Своих.

10) «О плавающих, путешествующих, недугующих, страждущих, плененных». Св. Церковь приглашает нас молиться о плавающих и путешествующих, чтобы те и другие благополучно совершили свое путешествие, одни по водам, другие по сухому пути; приглашает молиться о недугующих (νοσουντες), т. е. о людях, имеющих постоянно худое здоровье, находящихся в болезненном состоянии, которое впрочем не отнимает у них возможности заниматься обычными их делами, – и о страждущих (ϰαμνοντες Иак. 5, 15 ), т. е. болезнью пригвожденных к одру, испытывающих томительное, жгучее чувство боли, и находящихся в смертной опасности. Об одних мы должны молиться, чтобы Господь соделал их совершенно здоровыми, о других, чтобы воздвигнул их с одра болезни и удалил от них смертную опасность, или, по крайней мере, укрепил их к благодушному перенесению болезни. – О плененных мы должны молить Господа, чтобы Он помог им освободиться из плена, возвратил их к родным и соотечественникам, и чтобы в самом плену они не терпели от своих поработителей разных притеснений и жестокостей. – И о спасении их, т. е. о вечном спасении. Мы должны желать нашим ближним избавления от временных бед, каким могут подвергаться они на море, на суше, в плену, – от временных болезней и страданий, но преимущественно мы должны заботиться о спасении их от вечных мук. Мы так должны молиться за них: Господи! Если Тебе неугодно услышать наше моление об отвращении временных, земных бедствий от наших ближних – плавающих, путешествующих, недугующих, страждущих, плененных, – то по крайней мере не лиши их вечного спасения, помоги им перенести посланное на них испытание без ропота, с христианским терпением и надеждой на Твое милосердие, с раскаянием о грехах, и путем временных бедствий приведи их к вечному блаженству.

12) «Заступи, спаси, помилуй и сохрани нас, Боже, Твоею благодатию». Сими словами мы молим Бога, да не отступит от нас благодать Его, – заступающая, т. е. защищающая нас от врагов и обидчиков наших; спасающая от бед временных и вечных; милующая, т. е. не воздающая нам по грехам нашим и покрывающая наши вины пред Ним прощением; и сохраняющая нас здоровыми и невредимыми от всех бед и напастей.

На все сии возглашения клир отвечает: Господи помилуй, т. е. будь к нам милостив Господи, и по милости Твоей исполни наше моление.

13) В заключении ектении нас приглашают воспомянуть Пресвятую Богородицу со всеми святыми, т. е. обратиться к ним с мольбою о предстательстве за нас пред Богом, и потом, с надеждою на их предстательство, предать себя и друг друга и весь живот наш Христу Богу. Это значит, что мы должны исповедать себя, пред лицем Христа Бога, по грехам нашим недостойными того, чтобы Отец небесный услышал наши моления о самих себе и о наших ближних, и что всю печаль нашу мы должны возвергнуть на Христа Бога, Его любви и попечению себя и ближних наших поручить, с твердой уверенностью, что ради Его страданий и крестной смерти Бог Отец готов дать все просящим у Него во имя Единородного Сына Его.

На сие возглашение лик, от лица народа, отвечает: Тебе Господи, т. е. Тебе Единому, Господи Иисусе, себя и ближних наших всецело предаем.

Сугубая ектения

1) «Рцем вси от всея души и от всего помышления нашего рцем». Что же рцем, т. е. скажем? Произносящий сие возглашение не договаривает его, предоставляя это клиру, который от лица всех и поспешает сказать: Господи помилуй.

2) «Господи Вседержителю, Боже отец наших, молимтися, услыши и помилуй».

3) «Помилуй нас, Боже, по велицей милости Твоей, услыши и помилуй».

Сими двумя возглашениями нас призывают к молитве покаяния, возбуждают просить у Бога прощения в грехах. Что в сем именно смысле должно разуметь то и другое возглашение, это видно из того, что они выражены словами, заимствованными из покаянных молитв, из которых одна принадлежит Манассии царю иудейскому, другая царю и пророку Давиду. Манассия, сын благочестивого Езекии, с престолом отца не наследовал его благочестия, и как сам сделался идолопоклонником, так и между подданными старался распространить идолопоклонство, так что ревностью к нему превзошел язычников. Нечестие царя не осталось без наказания: он отведен был Ассириянами в Вавилон. Но здесь, связанный оковами, он смирился пред Богом, почувствовал свою вину пред Ним, и излил свое покаяние в известной молитве (она читается на великом повечерии): «Господи Вседержителю, Боже отец наших, Авраамов и Исааков и Иаковлев, и семене их праведнаго. согреших паче числа песка морскаго, умножишася безакония моя и несмь достоин воззрети и видети высоту небесную от множества неправд моих» и т.д. ( 2Пар.36:23 ). Несчастие, заставило Манассию вспомнить Бога отцов избранного народа, которого (Бога) он так долго оскорблял своим нечестием, и Господь помиловал кающегося, – Манассия получил свободу и, возвратившись на царство, в знак искренности своего покаяния восстановил истинное богослужение на место введенного им идолопоклонства. – Покаянный псалом Давида: «помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей», всем известен. Он написан Давидом в засвидетельствование его раскаяния в преступлении против шестой и седьмой заповеди десятословия. – Святая Церковь, приглашая нас на ектении молиться словами Манассии и Давида, желает, чтобы мы каялись в грехах своих так же искренно, как сии два царя, и так же горячо, как они, просили у Бога отцов наших прощения в своих беззакониях.

Затем следуют возглашения, призывающие к молению о ближних наших, живущих и умерших, – в таком порядке.

4) «Еще молимся о благочестивейшем, самодержавнейшем, великом государе нашем императоре, о державе, победе, пребывании, мире, здравии, и спасении его и Господу Богу нашему наипаче поспешити и покорити под нозе его всякаго врага и супостата». При изъяснении сего возглашения должно иметь в виду то, что уже сказано нами при объяснении молений о государе в ектении мирной. Но к сему требуется присовокупить здесь следующие дополнительные замечания. Церковь приглашает молить Господа о том, чтобы Он укрепил власть царя нашего (о державе – πεϱι ϰϱατους), о том, чтобы соделал его победоносным и страшным врагам царства внешним и внутренним (о победе – πεϱι νιϰης); о том, чтобы продлил его жизнь и царствование (о пребывании – πεϱι διαμονης); о том, чтобы благословил царя миром, сохранил его здоровье, и даровал ему вечное спасение (о мире, здравии и спасении его). – А смысл слов: «и Господу Богу нашему наипаче (επιπλεον) поспешити и пособити ему во всех», может быть изложен так: дай Господи, чтобы помощь твоя царю нашему во всех его делах и предприятиях ко благу царства не только не сокращалась, но возрастала, чтобы с умножением лет его царствования паче и паче умножались милости Твои к нему и его царству. – «И (еще молимся, Господу Богу нашему) покорити под нозе его (царя) всякаго врага и супостата». См. о сем в изъяснении мирной ектении.

7) «Еще молимся о блаженных и приснопамятных создателех святаго храма (или обители), и о всех прежде почивших отцех и братиях, зде лежащих и повсюду православных». В сем молении о почивших православных упоминаются сперва храмоздатели. Они называются блаженными и приснопамятными, то есть достойными вечного ублажения и вечной благодарной памяти преимущественно в том храме, который они воздвигли в славу имени Божия. Чем лучше могут засвидетельствовать благодарность и любовь к храмоздателям молящиеся в созданном ими храме, как не усердной молитвою к Господу, да водворит и упокоит души их в вечных нерукотвореннных Своих обителях, да причтет их к лику святых, вечно славословящих Господа на небесах, – в награду за то, что они поревновали о распространении славы Божией на земле? – За почившими храмоздателями упоминаются все православные прежде почившие отцы и братия наши, где бы они ни были погребены, здесь ли в храме, либо при храме, – или в других местах обширного Божия мира. Одни из них названы отцами, – это наши предки отдаленные, или близкие к нам по времени; другие – братиями, – это скончавшиеся на нашей памяти современники и сверстники. – Так, святая Церковь никого из почивших чад своих не забывает в своих молитвах, и эти молитвы будут возноситься до второго пришествия Христова во всех православных храмах. Пройдут века и тысячелетия, исчезнут с лица земли народы и царства, но Церковь православная, по обетованию её Основателя, будет пребывать вечно, до второго Его пришествия на землю, и вместе с нею сохранится вечная память о её почивших чадах. Как это утешительно! 32

8) «Еще молимся о милости, жизни, мире, здравии, спасении, посещении, прощении и оставлении грехов рабов Божиих, братии святаго храма сего». Это призыв к молению о прихожанах храма, которые здесь называются братией храма. Все члены православной Церкви суть братья между собою, ибо все усыновлены Богу в таинстве крещения, все – сыны одной матери Церкви, все призваны к братскому общению в вере, надежде и любви, все должны пещись друг о друге, как братья родные. Но еще теснее должен быть братский союз между прихожанами одного храма. Их сближает соседство по месту жительства, но еще более сближает храм, место общения их в молитвах и таинствах. В приходском храме все они вместе единым сердцем и едиными устами славословят и молят Господа, все от единой чаши причащаются. – О чем же мы должны, по руководству ектении, умолять Бога в молитве за членов приходского братства? Мы должны умолять Бога вообще о милости Его к ним, в частности о жизни, т. е. о сохранении их жизни на многия лета, о мире, здравии, т. е. о благополучном состоянии их здоровья и дел, о спасении, т. е. о даровании им вечного блаженства, о посещении (επισϰεψεος), т. е. о покровении или защищении их от бед и напастей, врагов видимых и невидимых, – и наконец, о прощении и оставлении грехов их.

Ектения просительная

Сия ектения начинается приглашением: «исполним (πληϱοσωμεν– дополним) молитву нашу Господеви», т. е. еще помолимся Господу, – и молением, чтобы Господь заступил, спас, помиловал и сохранил нас Своею благодатию. Затем следуют возглашения, из которых каждое оканчивается словами: «у Господа просим» (παϱα του Кυϱιου αιτησωμεϑα), т. е. будем просить у Господа.

1. «Дне (или вечера) всего совершенна, свята, мирна и безгрешна у Господа просим». Т. е. сподоби нас Господи весь наступивший день провести как можно лучше во всех отношениях (совершенна), – именно – свято, без греха и мирно, т. е. благополучно, без горестных приключений.

2. «Ангела мирна, верна наставника, хранителя душ и телес наших у Господа просим». Здесь идет речь об ангеле хранителе, данном каждому из нас со времени крещения. Нет сомнения, что в судьбе каждого из нас принимают живое и действенное участие многие ангелы, но ангел хранитель более всех их близок к нам, и преимущественное в сравнении с ними прилагает попечение о нас; посему и называется он в ектении ангелом мира (αγγελος της ειϱινης), т. е. таким ангелом, который находится в особенном содружестве с нами. В подобном смысле Давид называет человеком мира своего одного из приближенных к нему, пользовавшегося особым доверием его и трапезою, и потом изменившего ему (Ахитофела): «Даже человек мира моего, на которого я полагался, который ел хлеб мой, поднял на меня пяту» ( Пс.40:10 ). Далее ангел хранитель называется наставником, потому что тайными внушениями наставляет нас на путь истины и правды, утверждает в вере и благочестии, – и притом верным наставником, т. е. таким, на руководство которого можно безопасно положиться, – почему? потому что он, как дух бесплотный, и непрестанно озаряемый светом лица Божия, имеет возможность знать истину несравненно полнее и удовлетворительнее, чем люди, от которых нередко она бывает сокрыта мраком плоти и страстей. Он же далее именуется хранителем душ и телес наших. Он охраняет душу от искушений и соблазнов греховных, и особенно от козней сатаны, тем более для нас опасных, чем менее примечаемых. Так например не ангел ли Господень, во сне явившийся Иосифу, мужу Мариину, рассеял его несправедливые сомнения о её девственной чистоте и удержал его от греха разлучения с нею? – Ангел хранитель оберегает и телесную нашу жизнь от врагов видимых и невидимых, от опасностей явных и тайных. В сем удостоверяет каждого из нас собственный опыт. Нередко случается нам избегать опасностей, о которых узнаем уже по миновании их. Кто как не ангелы хранители отвращают сии опасности, для нас незримые, а для их прозорливости очевидные? – Так благотворно и спасительно участие в нашей судьбе ангелов хранителей! К сожалению, мы не всегда дорожим их участием, не стыдимся иметь их свидетелями наших грехов, и грехами удаляем их от себя. Ибо, по словам Василия великого, «как пчел отгоняет дым и голубей смрад, так и хранителя нашей жизни отдаляет многоплачевный и смердящий грех». Это не то значит, что ангел хранитель, за грехи наши, совсем от нас отъемлется и нас оставляет, – он дан нам на всю жизнь, – а то, что грехи наши заставляют его, нехотяща, стояти издалеча от нас и издалеча с глубокой скорбью смотреть на наше безумие и ослепление (Канон, ангелу хранит. песн. 5 тр. 3). Теперь понятно, что значит просить у Господа ангела мирна. Нас приглашают просить Бога не о том, чтобы Он каждый день назначал нам ангела хранителя, а о том, чтобы Он не лишал нас ближайшего общения с нами ангела хранителя, однажды навсегда к нам приставленного, чтобы всегда удерживал его вблизи нас, как бы ни были тяжки наши грехи, и через него возбуждал в нас покаяние и обращал нас на путь спасения.

3. «Прощения и оставления грехов и прегрешений наших у Господа просим». Если нужно полагать какое-нибудь различие между грехами и прегрешениями, то оно состоит здесь в следующем: под первыми разумеются грехи тяжкие, под последними (πλημμεληματα) погрешности, проступки, т. е, грехи легкие, и удобоисправимые, от которых не свободны самые праведники; ибо несть праведен на земле, иже сотворит благое и не согрешит ( Еккл.7:21 ). Мы имеем нужду смиренно просить у Бога прощения не только тяжких, но и легких грехов, ибо и сии последние составляют преступление закона, а преступлением закона наносится оскорбление Богу Законодателю и Судии.

4. «Добрых и полезных душам нашим и мира мирови у Господа просим». Т. е. скажем: даруй нам, Господи, то, что может служить ко благу, или на пользу душам нашим, что может споспешествовать нашему духовному преспеянию и вечному спасению. Для сего паче всего потребна благодать Духа святаго, просвещающая, освящающая, оправдывающая, утешающая, – излей на нас, Господи, благодать сию; но от Тебя же, Господи, зависит и внешние обстоятельства нашей жизни устроить так, чтобы они могли послужить нам во спасение. Посему умоляем Тебя, ими же веси судьбами спаси нас. Ты один знаешь, что лучше может споспешествовать нашему спасению, – обладание ли благами земными, или скорби и напасти. То и другое мы готовы принять с благодарностью и смирением от руки Твоей. – Мира мирови, т. е. будем просить Господа, чтобы всем даровал мирное и безмятежное житие.

5. «Прочее время живота нашего в мире и покаянии скончати у Господа просим». Нам неизвестно, как долго остается нам прожить на этом свете. Но много ли, мало ли суждено нам жить, во всяком случае мы должны дорожить временем, и ни одной минуты не должны терять без пользы для души. Ибо время дано нам для приготовления к вечности. В сравнении с ожидающей нас вечностью время – едва приметное мгновение, но от этого мгновения, от того, как мы воспользуемся им, зависит вечная наша судьба. Посему было бы крайне неблагоразумно с нашей стороны проводить время, не помышляя о вечности, не заботясь о вечном спасении, или отлагая эти заботы до старости. Не попусти нам, Господи, дойти до столь пагубного для нас неблагоразумия, научи нас жить для вечности и Твоею благодатию помоги нам остальные дни нашей жизни провести в мире и покаянии. Заботы о земном, о том, что нам есть и пить, во что одеться, мешают нам всецело посвятить себя делу спасения души; нам недостает успокоительной уверенности, что если мы прежде всего будем искать царства Божия и правды Его, то остальное приложится нам. ( Мф.6:33 ). Вдохни в нас, Господи, эту уверенность и помоги нам утвердиться в ней, чтобы мы, успокоенные надеждой на Твой промысел, не слишком тревожились заботами о земном и остальное время жизни могли в мире, с душевным миром, употребить на дела покаяния и исправления своей жизни.

Малая ектения (паки и паки миром Господу помолимся) не требует особых объяснений, ибо она есть сокращение великой.

Отсюда эти возглашения называются иногда диаконствами (διαϰονιϰα). См. в литургии преждеосвященных Даров вторую ектению об оглашенных, и ектению пред Отче наш.

Первоначально возглашения, называемые ектениями, известны были под именем πϱοσφωνησεις (в Апост. постан.), так же ϰηϱυγματα εϰϰλεσιαςιϰα (Васил. Вел. письмо 241), т. е. возглашения вслух всего церковного собрания; отчего и диакон, произносивший эти возглашения, у св. Иоанна Златоустого называется иногда ϰηϱυξ – глашатай (Бес. 17 на Евр.). Название сих возглашений ектенией – явилось в позднейшее время; и притом в греческих богослужебных книгах это название принадлежит одной сугубой ектении. Так в чине утрени о сугубой ектении сказано: ειτα λεγει о διαϰονος, ειπεϱ τυχη, την εϰτενη: ελεησον ημας ο Θεος ϰατα το μεγα ελεος σου (помилуй нас Боже по велицей милости твоей). На литургии после евангелия, в тайной молитве священника при начале сугубой ектении сказано: Κυϱιε о Θεος ημων, την εϰτενη ταυτην ιϰεδιαν πϱοσδεξσαι ηαϱα των σων δουλων: Господи Боже наш, прилежное сие моление приими от рабов твоих. Итак ектении (εϰτενης ιϰεσια) значит прилежное моление. Это наименование дано диаконским возглашениям, известным под именем сугубой ектении, вероятно потому, что в полном составе своем они начинаются словами: рцем вси от всея души и от всего помышления нашего рцем, – или по причине соединенного с ними троекратного припева: Господи помилуй. Что касается прочих ектений, то в греческих богослужебных книгах каждая из них называется συναπτη (подраз. ϰηϱυγματων) т. е. связь, совокупление возглашений. В частности ряд возглашений, известных у нас под именем ектении мирной или великой, у греков называется: μεγαλη συναπτη, – συναπτη μεγαλη των ειϱηνιϰων – или просто ειϱηνιϰα (подраз. ϰυϱυγματα); так называемая у нас малая ектения – μιϰϱα συναπτη; ектения просительная – συναπτη αιτησεων, – совокупление прошений; она потому так называется, что каждое возглашение оканчивается в ней однообразным: παϱα του Κυϱιου αιτησωμεϑα – у Господа просим (См. у Свицера и Дюканжа под словами συναπτη, εϰτενης; у Гоара в чинах церковных служб). На все сии возглашения в славянских церковно-служебных книгах распространено название ектении – прилежного моления, конечно потому, что на них, как и на возглашении сугубой ектении, народ должен отвечать от всей души и от всего помышления: Господи помилуй, или: подай Господи.

Так диакон распускал церковное собрание словами: с миром выходите (Злат. в беседе против постящихся на Пасху). В некоторых греческих списках Златоустовой литургии, перед заамвонной молитвой, вместо священнического возгласа: «с миром изыдем», читаются диаконскин слова: εν ειϱηνη πϱοελϑετε (с миром изыдите).

Всходя на амвон для чтения Писания, чтецы приветствовали народ: мир вам (Cypr).

В литургии за сим следует особое возглашение: «еще молимся о братиях наших, священницех, священномонасех, и всем во Христе братстве нашем“.

В литургии это возглашение имеет более полный вид: в нем в числе почивших, прежде всего, упоминаются святейшие православные патриархи, православные и благочестивые цари и благоверные царицы.

Другие толкователи под труждающимися (ϰοπιοντες) разумеют те лица, которые в древней церкви или добровольно, или по поручению церкви принимали на себя обязанность, подобно Товиту, погребать тела усопших мучеников, также безродных и убогих. Мы не находим нужным при объяснении этого слова отступать от общепринятого значения его и предпочитать ему исключительное, тем паче, что чин помянутых погребателей давно уничтожен.

Источник: Москва, типография В. Готье. 1865. Из журнала Душеполез. Чтение за 1863, 1864 и 1865 г. Печатать позволяется. Москва 30 марта 1865 г. Цензор Протоиерей Павел Беневоленский.

Вам может быть интересно:

Поделиться ссылкой на выделенное

Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *