Что такое махрадж по исламу
Ангелы очень хотят слышать твое чтение Корана
Хафиз Ибн ас-Салах, да смилуется над ним Аллах, сказал:
«Чтение Корана — это честь и достоинство, которой Аллах почтил людей, а ангелам это не даровано, и они очень стремятся услышать его от человечества».
См. «аль-Иткан» (1/275) ас-Суюти.
Пепевод слов от абу Умар Салим аль-Газзи
Исламский Дом Знаний: Bayt al-Magrifa
ПОЛНОЕ СОБРАНИЕ АЯТОВ, НА ОСНОВАНИИ КОТОРЫХ ВЫНОСЯТСЯ ШАРИАТСКИЕ ПОСТАНОВЛЕНИЯ
Готов перевод замечательного труда, шейха АбдуР-Рахман ибн Мухаммад ибн Касим Аль-Асымий, при содействии шейха Салиха ибн АбдуЛлаха ибн Хамада Аль-Усеймий
Вступление:
Показать полностью.
Забота об аятах, на основании которых выносятся шариатские постановления, заучивая их и зная об их смысле, ради источников знания и содержащихся в них польз. Известный способ, как можно это сделать: читать книги, написанные учеными, особенно поздними, которые называются: «Толкование аятов, на основании которых выносятся шариатские постановления». Однако есть другой более простой и легкий способ, который позволяет не следовать по первому пути – это упорядоченное в соответствии с темами фикха собрание аятов, на основании которых выносятся шариатские постановления.
Лучшая книга, написанная в формате вышеупомянутого порядка и соответствующая ханбалитскому мазхабу – это книга «Основы вынесения шариатских постановлений» выдающегося ученого АбдуР-Рахмана ибн Мухаммада ибн Касима Аль-Асымий Ан-Нэждий, да смилостивится над ним Аллах. Он собрал в своей книге как постановления, довод на которые содержится в Коране, так и постановления, довод на которые содержится в сунне. Таким образом, в его книге собраны аяты и хадисы, на основании которых выносятся шариатские постановления.
Желая принести максимальную пользу в передачи этих знаний, я решил опираться на упомянутую выше книгу и отдельно выделил аяты, на основании которых выносятся шариатские постановления.
Учимся правильному произношению арабских букв (махрадж)
بسم الله الرحمن الرحيم
«Наилучшие среди вас те, кто учится и обучает Корану» (Хадис передал имам Бухари)
Арабский язык имеет богатую многовековую историю. Мы надеемся, что данный материал поможет Вам поближе познакомиться со спецификой арабского языка и научиться правильно, произносить буквы арабского алфавита.
1. Какие буквы встречаются только в арабском языке?
2. Каковы махражи этих букв?
3. Что означают: 1 – фатха; 2 – касра; 3 – замма; 4 – сукун; 5 – мадда; 6 – тащдид; 7 – танвин?
4. Когда имя الله читают толсто и тонко?
5. Когда букву ر читают толсто и тонко?
Толсто – رَ ، رُ ، اَرْ ، اُرْ ; тонко – رِ ، اِرْ ;
6. Расскажите, какие буквы читают всегда толсто?
خ ، ص ، ض ، غ ، ط ، ق ، ظ ;
7. Что такое изхар и когда он делается?
8. Что такое гунна, с какими буквами он делается и на сколько алифов он тянется?
Это пропускание голоса с полости носа, делается с буквами ن ،م и тянется на 2 алифа.
9. Когда с буквой ن или танвином делается гуна?
Когда за ней следует одна из букв: ت، ث، ج، د، ذ، ز، س، ش، ص، ض، ط، ظ، ف، ق، ك
10. Что такое иклаб, когда он делается и как читается?
11. Что такое иддигам и когда он делается?
Иддигам происходит, когда убираем букву с сукуном и ставим над следующей буквой тащдид, и он делается в следующих случаях:
а) Когда после ن с сукуном следуют следующие буквы: يَ ، رْ ، مِ ، لُ ، و ، نَ ; (ر ، ل ) – без гунны; ( ن ، م ، و ، ي ) – с гунной:
в) Когда ниже указанные буквы встречаются друг с другом и на передней букве стоит сукун, а на второй фатха, касра, замма, танвин:
12. Когда с буквой م делается гунна?
13. Что такое калкала и с какими буквами она делается?
14. Какие разновидности мадда существуют?
1) Маддун табиги (естественный) إُوتِينَ – тянется на 1 алиф. 2) Маддун муттасил (соедененный) جاءَ ، سُوءُ ، جيئَ тянется на 4 алифа. 3) Маддун мунфасил (отделенный) بِما اَلْزَلَ тянется на 1-3-4 алифа. 4) Маддун лазим (обязательный) ق ، يس ، آلآنَ ، الحآقَّةُ тянется на 4 алифа. 5) Маддун гIариз (добавляющий) رَبِّ العالَمينَ тянется на 4-3-1 алифа. 6) Маддун лин (мягкий) وَالصَّيْفُ ، مِنْ خَوْف тянется на 3-2 алифа (в некоторых источниках размеры мадда указаны по другому).
Некоторые пояснения вокруг вакфу.
15. Что такое вакфу?
Вакфу – это остановка чтения с пропусканием дыхания.
16. Расскажите о махражах (место произношение) букв.
1) اق – задний конец языка ближе к горлу; 2) اك – задний конец языка ближе ко рту; 3) اي، اج، اش – середина языка прижата к небу; 4) ات، اط، اد – верхняя передняя часть (спина) языка с корнями верхних передних зубов; 5) اث، اذ، اظ – верхний край языка прижат к кончикам верхних передних зубов; 6) ان – край языка с корнями верхних передних зубов; 7) ار – край языка ближе к спине с корнями верхних передних зубов; 8) از، اص، اس – кончик языка с передними нижними зубами ( в некоторых источниках пишется: с верхними зубами); 9) اض – бок языка с правой или левой стороны с корнями зубов; 10) ال – край языка с верхними зубами.
1) اب، ام – закрывая губы; 2) او – двигая обе губы вперед. 3) اف – нижняя губа с передними верхними зубами.
Примечание: Махражу должны учить у знатока.
17. Какие адабы должны соблюдаться при чтении Корана.
• Читать Коран с чистым намерением, чтобы Аллах был доволен тобой, а не для показухи. 2) Когда Коран берут и ставят на место, присутствующим желательно встать из-за уважения к Корану. 3) Брать Коран правой рукой. 4) Когда берёшь в руки, поцеловать его. 5) Не трогать Коран без омовения. 6) Читать Коран необходимо, будучи в омовении, но можно без омовения тоже. 7) Желательно сидеть на чистом месте, повернувшись лицом в сторону Каабы, но можно и не повернувшись к Каабе, а также лежа. 8) Самым ценным является читать Коран в мечети, в молитве, в полночь, смотря на Коран. 9) Читать Коран, положив под Него специальную подставку или подушку. 10) Не класть Его на землю, не перелистывать Его страницы, намочив пальцы слюной. 11) Не класть на Коран ничего, даже религиозные книги и.т. 12) Перед началом чтения Корана произнести слова: «Ауузу биллахи мина щщайтани рраджим», а в конце: «Садакаллахуль азим», а, начиная с Суры «Ва ззуха» до конца Корана, в конце каждой Суры произнести: «Ла илаха иллаллаху валлаху акбар». 13) Почистить зубы сиваком, нанести на тело благовония. 14) Читать Коран, соблюдая все правила махража и тажвида, с красивым голосом. 15) Тому, кто обязан совершить полное омовение (искупаться), а также женщинам, находящимся в менструальном цикле, является запретным чтение Корана. 16) При чтении Корана не отвлекаться несёрьезными делами. 17) Молча слушать при Его чтении. 18) Совершать сужда в указанных местах. 19) Не полагаться на переводы Корана, ибо они не достойные. 20) Читать Коран, написанный не на арабском языке, является запретным. 21) При возможности не поворачиваться к Корану спиной. 22) Не брать Коран или хоть один из Аятов в грязные места. 23) Желательно плакать при чтении Корана. 24) Читать Коран так, как будто сидишь перед Аллахом и разговариваешь с Ним. 25) При чтении Аятов милости просить ее себе и другим, а при чтении Аятов наказания просить спасения себе и другим. 26) Не читать Коран в шумных местах, таких, как базар. 27) Не оставлять дом без чтения Корана. 28) Не бросать чтение Корана из-за боязни неправильного чтения, надо научиться правильно читать. 29) Можно читать Коран над умершими. 30) Делать дуа после чтения Корана, особенно после завершения Его чтения.
Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.
Читать Коран нужно правильно
Учебное пособие по чтению Корана
Арабский алфавит
Арабский алфавит состоит из 28 букв. Все они обозначают согласные звуки. (Некоторые включают в арабский алфавит и 29-ю букву – «Лам-алиф», состоящую из двух букв: «лам» и «алиф»).
По-арабски пишут и читают справа налево, и арабская книга начинается там, где заканчивается русская.
В арабском алфавите нет прописных (больших) и строчных (маленьких) букв.
Арабские буквы называют «алифами» по названию первой буквы алфавита.
В зависимости от положения в слове арабская буква имеет четыре формы:
1. Обособленная, то есть, не связанная с другими буквами, когда буква стоит обособленно.
2. Начальная – когда буква стоит в начале слова и связана с последующей буквой (только в левую сторону).
3. Серединная – когда буква стоит в середине слова и связана с предыдущей и последующей буквой (с обеих сторон).
4. Конечная – когда буква стоит в конце слова и связана только с правой стороны (то есть с предыдущей буквой).
Шесть букв арабского алфавита в левую сторону не связываются (то есть, эти буквы не связываются с последующей буквой). Их связывают только в правую сторону (то есть, с предыдущей буквой). Поэтому начальное очертание этих букв совпадает с обособленным, а серединное – с конечным. Следовательно, они имеют только две формы начертания. Вот эти буквы:
و ز ر د ذ ا
Краткие гласные
Краткие гласные в арабском языке обозначаются не буквами, а огласовками (харака), то есть знаками, которые ставятся над или под согласной буквой. В арабском языке три кратких гласных: «фатха» – а, «касра» – и, «дама» («зама») – у.
«Фатха» обозначается наклонной черточкой над буквой (َ), «касра» – наклонной черточкой под буквой (ِ) и «дамма» – значком, похожим на запятую, над буквой (чуть правее) (ُ). Обозначенные таким образом гласные читаются после согласной, над или под которой они стоят.
Сукун
Если после согласной буквы нет гласной, то над этой буквой ставят специальный знак – «сукун», в форме маленького кружочка (ْ)
Долгие гласные
В арабском языке кроме кратких гласных существуют и долгие гласные. Долгие гласные обычно произносятся примерно в два раза протяжнее кратких, но в некоторых случаях их произносят в четыре или шесть раз дольше кратких.
Для обозначения долготы гласных после согласной буквы, имеющей огласовку, пишут одну из этих трех букв ( ا و ى ), которые называются «харфу-ль-мада».
Сама «харфу-ль-мада» в таком случае огласовку не имеет и обозначает только долготу предшествующего гласного.
Долготу огласовок «фатха» обозначают с помощью буквы ا («алиф»), «касра» – с помощью буквы – ى («йа»), «дамма» – с помощью буквы ﻭ («вав»).
Долгота или краткость гласного имеет важное значение в арабском языке, в зависимости от этого меняется смысл слов. Поэтому при чтении необходимо тщательно соблюдать долготу или краткость гласного.
Ташдид
В арабском языке существуют также удвоенные согласные. Удвоенным может быть любой из 28 согласных звуков. Удвоение согласного звука обозначается не двумя буквами подряд, как в русском языке, а с помощью специального значка (ّ), имеющего название «шадда(тун)». Этот значок ставится над согласной буквой. Само удвоение же в арабском языке имеет название «ташдид(ун)».
Огласовки «фатха» и «дамма» пишутся над знаком удвоения (то есть над значком «шадда» – ( دُّ), (دَّ )), «касра» же ставится, как обычно, под согласной буквой, но можно ставить её и под знаком «шадда» ( دِّ ).
Танвин
В арабском языке в некоторых случаях окончания «-ан», «-ин», «-ун» пишутся не буквами, а с помощью двойных значков «фатха», «касра» и «дамма» – (ً ), ( ٍ ), (ٌ ). Такое окончание имеет название «танвин» («танвин фатха», «танвин касра», «танвин дамма»).
Таджвид
Таджвид – это наука о чтении Корана. Другими словами, таджвид – это наука о махраджах и сифатах букв.
Во избежание ошибок при чтении Корана, стремясь к довольству Аллаха, каждый мусульманин должен стараться овладеть таджвидом.
Махрадж
Место образования, произнесения того или иного звука (артикуляция) называется махраджем.
В органах речи человека различают шестнадцать участков артикуляции (махраджа) арабских звуков.
1. В нижней части горла образуются ﻋ «hамза» («гьамза») и ( ه ) «ха» («hа»).
2. В средней части горла образуются ﺡ «ха» («хIа») и ﻉ «‘айн» («гIайн»).
3. В верхней части горла образуются ﺥ «ха» и ﻍ «гайн» («гъайн»).
4. Между основанием языка и верхней частью горла образовывается ﻕ «каф» («къаф»).
5. Между задней частью языка (чуть спереди от места образования «каф») и верхним небом образуется ﻙ «каф».
6. Между средней частью языка и нёбом образуются ﺝ «джим» («жим»), ﺵ «шин» и ﻱ «йа».
7. Между верхними коренными зубами (с одной стороны) и соответствующей боковой частью языка образовывается ﺽ «дад» («зад»). Струя воздуха между ними выходит под давлением, кончик языка при этом ничего не касается. Этот звук можно произносить как с правой, так и с левой стороны.
8. Чуть спереди места артикуляции «дад», между передней боковой частью языка и верхними дёснами (у основания зубов) образуется ﻞ «лам».
9. Между верхней частью кончика языка и десной над верхними передними зубами образуется ﻥ «нун».
10. Между верхней частью кончика языка и верхним нёбом – ﺭ «ра».
11. Между кончиком языка и основанием передних верхних зубов образуется ﻁ «та» («тIа»), ﺩ «даль», и ﺕ «та».
12. Между кончиком языка и средней частью двух передних нижних зубов образуется ﺺ «сад». Между кончиком языка и выше середины двух передних нижних зубов образуются ﺳ «син» и ﺯ «за».
13. Между кончиком языка и краями верхних передних зубов образуется ﺙ «са», ﺫ «заль» и ﻈ «за». Положив кончик языка, касаясь края передних зубов так, чтобы он выступал чуть-чуть, произносят ث «са»; убрав язык чуть-чуть назад, произносят ﺫ «заль», убрав язык назад ещё немного, так, чтобы передний край языка оказался наравне с зубами – ﻅ «за».
14. Между краями верхних зубов и верхней внутренней частью нижней губы образуется ﻓ «фа».
15. Между верхней и нижней губами, смыкая их, образуются ﺏ «ба» и ﻡ «мим».
Между вытянутыми вперёд губами (как при произнесении гласного – у) образуется ﻭ «вав».
16. Нижняя часть носовой полости. Там образуется так называемая «гунна» («гъунна») – назализация.
Кроме этих, есть ещё одно место артикуляций – эта полость горла и рта. Там образуются долгие гласные.
Сифаты букв
Сифаты – это признаки букв, то есть, особенности их произнесения. Буквы, имеющие общий или близкий махрадж, отличаются между собой с помощью сифатов каждой из них.
Например, буквы ﺝ, ﺵ, ي имеют общий махрадж (место произношения), отличаются они друг от друга сифатами.
Васлирование
В арабском языке существует так называемый определённый
артикль ﻝ ۱ [аль-], который ставится в определённых случаях перед словом и пишется слитно с ним.
Если слову, имеющему артикль, предшествует слово, оканчивающееся на гласный звук, и если эти два слова произносятся связанно, то есть, без паузы между ними, то гласный ۱ [а] в этом артикле не читается. То есть, после гласного предыдущего слова сразу произносится ﻝ [-ль-] артикля и далее слово, перед которым стоит артикль. Например, вместо [аль-китабу аль-кабиру] произносится [аль-китабу-ль-кабиру].
Такое связывание слов с выпадением гласного в артикле называется васлированием (от арабского слова [васлатун] – связь).
«Солнечные» и «лунные» согласные
Переднеязычные согласные звуки, которые произносятся с участием кончика языка, называются «солнечными», остальные арабские звуки называются «лунными». Из 28 арабских согласных 14 являются «солнечными» и 14 – «лунными».
«Солнечными» являются следующие согласные:
ﻝ ﻈ ﻄ ﺽ ﺺ ﺵ س ز ر ذ د ج ث ت
Уподобление [ль] артикля
Если артикль [аль-] стоит перед словом, которое начинается с «солнечного» согласного, то [ль-] артикля не произносится и «солнечный» согласный, с которого начинается слово, удваивается. Например, вместо [аль-дарсу] читается [ад-дарсу].
Вакфу (остановка, пауза)
Если после слова, которое оканчивается гласным звуком или танвином, делается некоторая пауза (остановка), то последний гласный звук или танвин усекается, то есть, не произносится. Например, пишется [наста‘ину], а читается [наста‘ин].
Если пауза делается после слова, которое оканчивается на «танвин фатха» и немой «алиф», то звук [н] «танвина фатхи» не произносится, а «фатха» становится долгой. Например, пишется [юсран], а читается [юсра].
Если пауза делается после слова, в конце которого стоит буква «та-марбута» с огласовкой (харакой), то окончание этого слова читается как ه [h], то есть, буква «та-марбута» с огласовкой (харакой) в этом случае дает звук [h]. Например, пишется [гъишаватун] [ غِشَاوَةٌ ], а читается [гьишавагь] [ غِشَاوَه ].
Гунна (назализация)
Мелодичный звук, образующийся в полости рта и носа называется гунной (гъунна). Гунна характерна двум звукам: ن م и
Ихфа’ (сокрытие)
Такое сокрытие «нуна» имеет название ихфа’.
Иклаб (превращение)
Если после сукунированного «нуна» ( ن ) или «танвина» (–ً ٍ ٌ ) следует буква ب [«ба»], то сукунированный «нун» или последний [н] «танвина» превращается в ﻢ «мим», то есть вместо [н] произносится [м], соблюдая назализацию (гунна) и сокрытие (ихфа’). Например, пишется [мин ба‘ди], а читается [мим ба‘ди].
Такое преврашение «нуна» в «мим» имеет название иклаб (икълаб).
Иддигам (удвоение, ассимиляция)
Если после сукунированного «нуна» ( ن ) или «танвина» (ً ٍ ٌ –) следует одна из этих шести букв: ﻱ ﺮ ﻡ ﻝ ﻮ ﺏ с огласовкой, то вместо сукунированного «нуна» или последнего [н] «танвина» произносится та буква, которая следует за этим «нуном». То есть, при этом следующая после «нуна» буква удваивается, а «нун» исчезает. Например, пишется [мин раббихим], а читается [ми-р-раббихим].
Такая ассимиляция «нуна» последующей буквой имеет название иддигам (иддигъам).
Изхар (выявление)
Такое выявление «нуна» имеет название изхар.
Калкалат (спертоголосость)
Калкалат (къалкъалат) – это некоторое колебание звука, происходящее во время его произношения, когда буква, обозначающая этот звук, сукунирована (имеет сукун).
Спертоголосных звуков пять: ﻕ ﻄ ﺩ ﺝ ﺏ
Исти‘ла’
Материалы по теме:
Книги:
Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.
Что такое махрадж по исламу
ЧИТАТЬ КОРАН НУЖНО ПРАВИЛЬНО
Учебное пособие по чтению Корана
Арабский алфавит состоит из 28 букв. Все они обозначают согласные звуки. (Некоторые включают в арабский алфавит и 29-ю букву – «Лам-алиф», состоящую из двух букв: «лам» и «алиф»).
По-арабски пишут и читают справа налево, и арабская книга начинается там, где заканчивается русская.
В арабском алфавите нет прописных (больших) и строчных (маленьких) букв.
Арабские буквы называют «алифами» по названию первой буквы алфавита.
В зависимости от положения в слове арабская буква имеет четыре формы:
1. Обособленная, то есть, не связанная с другими буквами, когда буква стоит обособленно.
2. Начальная – когда буква стоит в начале слова и связана с последующей буквой (только в левую сторону).
3. Серединная – когда буква стоит в середине слова и связана с предыдущей и последующей буквой (с обеих сторон).
4. Конечная – когда буква стоит в конце слова и связана только с правой стороны (то есть с предыдущей буквой).
Шесть букв арабского алфавита в левую сторону не связываются (то есть, эти буквы не связываются с последующей буквой). Их связывают только в правую сторону (то есть, с предыдущей буквой). Поэтому начальное очертание этих букв совпадает с обособленным, а серединное – с конечным. Следовательно, они имеют только две формы начертания. Вот эти буквы:
Краткие гласные в арабском языке обозначаются не буквами, а огласовками (харака), то есть знаками, которые ставятся над или под согласной буквой. В арабском языке три кратких гласных: «фатха» – а, «касра» – и, «дама» («зама») – у.
«Фатха» обозначается наклонной черточкой над буквой (َ), «касра» – наклонной черточкой под буквой (ِ) и «дамма» – значком, похожим на запятую, над буквой (чуть правее) (ُ). Обозначенные таким образом гласные читаются после согласной, над или под которой они стоят.
Если после согласной буквы нет гласной, то над этой буквой ставят специальный знак – «сукун», в форме маленького кружочка (ْ)
В арабском языке кроме кратких гласных существуют и долгие гласные. Долгие гласные обычно произносятся примерно в два раза протяжнее кратких, но в некоторых случаях их произносят в четыре или шесть раз дольше кратких.
Для обозначения долготы гласных после согласной буквы, имеющей огласовку, пишут одну из этих трех букв ( ا و ى ), которые называются «харфу-ль-мада».
Сама «харфу-ль-мада» в таком случае огласовку не имеет и обозначает только долготу предшествующего гласного.
Долготу огласовок «фатха» обозначают с помощью буквы ا («алиф»), «касра» – с помощью буквы – ى («йа»), «дамма» – с помощью буквы ﻭ («вав»).
Долгота или краткость гласного имеет важное значение в арабском языке, в зависимости от этого меняется смысл слов. Поэтому при чтении необходимо тщательно соблюдать долготу или краткость гласного.
В арабском языке существуют также удвоенные согласные. Удвоенным может быть любой из 28 согласных звуков. Удвоение согласного звука обозначается не двумя буквами подряд, как в русском языке, а с помощью специального значка (ّ), имеющего название «шадда(тун)». Этот значок ставится над согласной буквой. Само удвоение же в арабском языке имеет название «ташдид(ун)».
Огласовки «фатха» и «дамма» пишутся над знаком удвоения (то есть над значком «шадда» – (دُّ), (دَّ )), «касра» же ставится, как обычно, под согласной буквой, но можно ставить её и под знаком «шадда» ( دِّ ).
В арабском языке в некоторых случаях окончания «-ан», «-ин», «-ун» пишутся не буквами, а с помощью двойных значков «фатха», «касра» и «дамма» – (ً ), ( ٍ ), (ٌ). Такое окончание имеет название «танвин» («танвин фатха», «танвин касра», «танвин дамма»).
Таджвид – это наука о чтении Корана. Другими словами, таджвид – это наука о махраджах и сифатах букв.
Во избежание ошибок при чтении Корана, стремясь к довольству Аллаха, каждый мусульманин должен стараться овладеть таджвидом.
Место образования, произнесения того или иного звука (артикуляция) называется махраджем.
В органах речи человека различают шестнадцать участков артикуляции (махраджа) арабских звуков.
1. В нижней части горла образуются ﻋ «hамза» («гьамза») и ( ه ) «ха» («hа»).
2. В средней части горла образуются ﺡ «ха» («хIа») и ﻉ «‘айн» («гIайн»).
3. В верхней части горла образуются ﺥ «ха» и ﻍ «гайн» («гъайн»).
4. Между основанием языка и верхней частью горла образовывается ﻕ «каф» («къаф»).
5. Между задней частью языка (чуть спереди от места образования «каф») и верхним небом образуется ﻙ «каф».
6. Между средней частью языка и нёбом образуются ﺝ «джим» («жим»), ﺵ «шин» и ﻱ «йа».
7. Между верхними коренными зубами (с одной стороны) и соответствующей боковой частью языка образовывается ﺽ «дад» («зад»). Струя воздуха между ними выходит под давлением, кончик языка при этом ничего не касается. Этот звук можно произносить как с правой, так и с левой стороны.
8. Чуть спереди места артикуляции «дад», между передней боковой частью языка и верхними дёснами (у основания зубов) образуется ﻞ «лам».
9. Между верхней частью кончика языка и десной над верхними передними зубами образуется ﻥ «нун».
10. Между верхней частью кончика языка и верхним нёбом – ﺭ «ра».
11. Между кончиком языка и основанием передних верхних зубов образуется ﻁ «та» («тIа»), ﺩ «даль», и ﺕ «та».
12. Между кончиком языка и средней частью двух передних нижних зубов образуется ﺺ «сад». Между кончиком языка и выше середины двух передних нижних зубов образуются ﺳ «син» и ﺯ «за».
13. Между кончиком языка и краями верхних передних зубов образуется ﺙ «са», ﺫ «заль» и ﻈ «за». Положив кончик языка, касаясь края передних зубов так, чтобы он выступал чуть-чуть, произносят ث «са»; убрав язык чуть-чуть назад, произносят ﺫ «заль», убрав язык назад ещё немного, так, чтобы передний край языка оказался наравне с зубами – ﻅ «за».
14. Между краями верхних зубов и верхней внутренней частью нижней губы образуется ﻓ «фа».
15. Между верхней и нижней губами, смыкая их, образуются ﺏ «ба» и ﻡ «мим».
Между вытянутыми вперёд губами (как при произнесении гласного – у) образуется ﻭ «вав».
16. Нижняя часть носовой полости. Там образуется так называемая «гунна» («гъунна») – назализация.
Кроме этих, есть ещё одно место артикуляций – эта полость горла и рта. Там образуются долгие гласные.
Сифаты – это признаки букв, то есть, особенности их произнесения. Буквы, имеющие общий или близкий махрадж, отличаются между собой с помощью сифатов каждой из них.
Например, буквы ﺝ, ﺵ, ي имеют общий махрадж (место произношения), отличаются они друг от друга сифатами.
В арабском языке существует так называемый определённый
артикль ﻝ ۱ [аль-], который ставится в определённых случаях перед словом и пишется слитно с ним.
Если слову, имеющему артикль, предшествует слово, оканчивающееся на гласный звук, и если эти два слова произносятся связанно, то есть, без паузы между ними, то гласный ۱[а] в этом артикле не читается. То есть, после гласного предыдущего слова сразу произносится ﻝ [-ль-] артикля и далее слово, перед которым стоит артикль. Например, вместо [аль-китабу аль-кабиру] произносится [аль-китабу-ль-кабиру].
Такое связывание слов с выпадением гласного в артикле называется васлированием (от арабского слова [васлатун] – связь).
«Солнечные» и «лунные» согласные
Переднеязычные согласные звуки, которые произносятся с участием кончика языка, называются «солнечными», остальные арабские звуки называются «лунными». Из 28 арабских согласных 14 являются «солнечными» и 14 – «лунными».
«Солнечными» являются следующие согласные:
ﻝ ﻈ ﻄ ﺽ ﺺ ﺵ س ز ر ذ د ج ث ت
Уподобление [ль] артикля
Если артикль [аль-] стоит перед словом, которое начинается с «солнечного» согласного, то [ль-] артикля не произносится и «солнечный» согласный, с которого начинается слово, удваивается. Например, вместо [аль-дарсу] читается [ад-дарсу].
Вакфу (остановка, пауза)
Если после слова, которое оканчивается гласным звуком или танвином, делается некоторая пауза (остановка), то последний гласный звук или танвин усекается, то есть, не произносится. Например, пишется [наста‘ину], а читается [наста‘ин].
Если пауза делается после слова, которое оканчивается на «танвин фатха» и немой «алиф», то звук [н] «танвина фатхи» не произносится, а «фатха» становится долгой. Например, пишется [юсран], а читается [юсра].
Если пауза делается после слова, в конце которого стоит буква «та-марбута» с огласовкой (харакой), то окончание этого слова читается как ه [h], то есть, буква «та-марбута» с огласовкой (харакой) в этом случае дает звук [h]. Например, пишется [гъишаватун] [غِشَاوَةٌ ], а читается [гьишавагь] [غِشَاوَه ].
Мелодичный звук, образующийся в полости рта и носа называется гунной (гъунна). Гунна характерна двум звукам: ن م и
Если после сукунированного «нуна» (ن) или «танвина» (ً ٍ ٌ) следует одна из этих пятнадцати букв: ك ق ﻈ ف ﻄ ﺽ ﺺ ﺵ ﺲ ﺯ ﺝ ﺫ ﺪ ث ت, то сукунированный «нун» (или последний [н] «танвина» скрывается, и при этом осуществляется гунна (назализация). Например: مِنْ شَرِّ
Такое сокрытие «нуна» имеет название ихфа’.
Если после сукунированного «нуна» (ن) или «танвина» (–ً ٍ ٌ) следует буква ب [«ба»], то сукунированный «нун» или последний [н] «танвина» превращается в ﻢ «мим», то есть вместо [н] произносится [м], соблюдая назализацию (гунна) и сокрытие (ихфа’). Например, пишется [мин ба‘ди], а читается [мим ба‘ди].
Такое преврашение «нуна» в «мим» имеет название иклаб (икълаб).
Иддигам (удвоение, ассимиляция)
Если после сукунированного «нуна» (ن) или «танвина» (ً ٍ ٌ–) следует одна из этих шести букв: ﻱ ﺮ ﻡ ﻝ ﻮ ﺏ с огласовкой, то вместо сукунированного «нуна» или последнего [н] «танвина» произносится та буква, которая следует за этим «нуном». То есть, при этом следующая после «нуна» буква удваивается, а «нун» исчезает. Например, пишется [мин раббихим], а читается [ми-р-раббихим].
Такая ассимиляция «нуна» последующей буквой имеет название иддигам (иддигъам).
Если после сукунированного «нуна» (ن) или «танвина» (ً ٍ ٌ–) следует одна из этих шести букв: ﺥ ﻍ ﺡ ﻉ ء ه, то «нун» или последний [н] «танвина» произносится ясно и четко, то есть, он читается с соблюдением артикуляции (махрадж), без назализации (гунны). Например: مَنْ خَلَق
Такое выявление «нуна» имеет название изхар.
Калкалат (къалкъалат) – это некоторое колебание звука, происходящее во время его произношения, когда буква, обозначающая этот звук, сукунирована (имеет сукун).
Спертоголосных звуков пять: ﻕ ﻄ ﺩ ﺝ ﺏ
Исти‘ла’ – это подъем задней части языка при произнесении звуков. Произносимых таким образом звуков в арабском языке семь: ﻕ ﻍ ﻈ ﻄ ﺽ ﺺ ﺥ.