Что такое махрам в исламе для женщины

Кто такие махрамы?

Что такое махрам в исламе для женщины. Смотреть фото Что такое махрам в исламе для женщины. Смотреть картинку Что такое махрам в исламе для женщины. Картинка про Что такое махрам в исламе для женщины. Фото Что такое махрам в исламе для женщиныМахрамы – это близкие родственники, между которыми брачная связь недопустима и чье прикосновение не портит омовения.

Итак, махрамами для женщин являются кровные родственники:

1. Отец, дедушка, прадедушка…;

2. Родной брат, брат по отцу, брат по матери;

3. Сын, потомки сына и дочери;

4. Племянник и его потомки;

Необходимо знать, что родство по матери или отцу продолжается бесконечно вверх, а родство по детям продолжается бесконечно вниз, так же как и родство потомков племянников. К примеру, дядя является махрамом, так же как и его отец, дедушка и т. д., но махрамом не является сын дяди.

Махрамами считаются и родственники по молочному родству:

1. Муж молочной матери и его отец…

2. Молочный брат (вскормленный молоком вашей матери или мачехи, в то время когда она была замужем за вашим отцом). Кровный сын молочной матери, молочный сын молочной матери, а также молочный сын молочного отца и кровный сын молочного отца.

3. Молочный сын и его потомки.

4. Молочный племянник и его потомки.

5. Молочный дядя, дедушка и т. д.

Нелегко разобраться в молочном родстве. Муж молочной матери становится отцом, отец молочной матери становится дедушкой. Сын молочной матери становится братом. Молочное родство носит односторонний характер в отличие от кровного родства. Близкие родственники молочной матери становятся близкими родственниками (махрамами) вскормленному молоком ребенку. Учитывая сложность молочных отношений и запрет на дальнейшее вступление в брачные связи, жена не может без разрешения мужа брать на кормление чужого ребенка.

Условия, при которых начинается молочное родство: ребенок должен быть кормлен досыта не менее пяти раз, возраст ребенка не должен быть старше двух лет. После соблюдения этих условий ребенок становится молочным сыном этой женщины равным ее кровному сыну.

Махрамами становятся и после брачного родства.

1. Сын мужа и его потомство.

2. Свекр – отец мужа становится близким родственником (махрамом).

3. Муж матери, муж бабушки и т. д.

4. Зять – муж дочери, внука, правнука и т. д.

Прикосновение ко всем остальным мужчинам является запретным, а по мазхабу имама Шафии, омовение женщины и мужчины в этом случае становится недействительным. Несмотря на это в некоторых дагестанских селах считается нормой здороваться за руку с мужчиной, начиная с двоюродных братьев и других односельчан. Если же праведная женщина отказывается здороваться, таким образом, то ее высмеивают, мол, что боишься, воды тебе не хватит для омовения. Воды то хватит, но это является запретным действием, а за сознательное совершение запретного мы будем держать ответ перед Всевышним.

С теми родственниками, которых мы здесь перечислили, женщине можно отправляться в хадж, путешествие, советоваться по каким-то вопросам, находиться в доме и т. д.

Из книги «Покорная Богу или послушная дьяволу?»

Что такое махрам в исламе для женщины. Смотреть фото Что такое махрам в исламе для женщины. Смотреть картинку Что такое махрам в исламе для женщины. Картинка про Что такое махрам в исламе для женщины. Фото Что такое махрам в исламе для женщины

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.

Источник

Махрам для женщин

Что такое махрам в исламе для женщины. Смотреть фото Что такое махрам в исламе для женщины. Смотреть картинку Что такое махрам в исламе для женщины. Картинка про Что такое махрам в исламе для женщины. Фото Что такое махрам в исламе для женщины

Молочные братья (мать женщины вскармливала их грудным молоком) — это тоже махрам. Нужно акцентировать, что отчим мужа и двоюродный брат не считаются запретными и перед ними необходимо укрываться. Если родственники правоверной насильно выдают ее за махрама, то они совершают куфр и становятся кафирами.

Махрам должен сопровождать женщину во время путешествий и находиться с ней рядом, когда она общается с посторонними (особенно с мужчинами). Это записано в хадисе Пророка Мухаммада (мир ему и благословение Всевышнего!). Ведь он не только запретен для брака, но и является защитником и покровителем родственницы женского пола.

Есть мужчины, которые хотят вопреки законам шариата получить преступными способами доверие женщины и видеть ее постоянно непокрытой. Они могут внушать, что являются махрамом и вместе с тем думать о совершении зины. С такими людьми нельзя оставаться наедине и помнить твердо, кто является истинно запретным для каждой правоверной.

Махрам должен помнить о своей ответственности по отношению к женщине, особенно незамужней. Он должен оградить ее от соблазнов и передать избраннику чистой и незапятнанной. Ведь в одном из хадисов Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Всевышнего!) говорил о том, что грешная жена как тяжелая ноша на плечах старого человека.

После мужа главным в жизни любой правоверной становится ее сын. После достижения определенного возраста он становится защитником — махрамом для женщины. Ведь еще Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Всевышнего!) говорил о том, что черствость и непочтение по отношению к матери запретил сам Аллах. Поэтому сын должен сопровождать мать в путешествиях и не оставлять одну наедине с посторонними (если она вдова или если у мужа нет возможности находиться рядом).

Интересный материал? Пожалуйста, сделайте репост!

Источник

Махрам или не махрам?

Пребывание наедине мужчины и женщины

В Исламе запрещено пребывание наедине мужчины и женщины, которые не являются махрамами друг другу. Нарушение этого повеления может привести к таким грехам, как флирт и прелюбодеяние. Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) говорил: «Ни один мужчина не должен оставаться наедине с женщиной, на которой может жениться. Иначе третьим с ними будет шайтан».

В другом хадисе сказано: «Шайтан течёт в крови каждого из вас, как кровь, вне зависимости от вашей воли» (Тирмизи, «Рада», 16, 17).

Этот запрет Ислама касается как взаимоотношений родственников, так и получения образования и трудовой деятельности.

Взаимоотношения в кругу родственников

Ислам включает в запрет оставаться наедине с не являющимися махрамами друг другу мужчинами и женщинами сватов, детей дяди и тёти и других близких и дальних родственников. Ведь возможности, предоставляемые родством и отсутствие подозрений благоприятны для совершения греха.

Укба ибн Амир (радыяллаху анху) передаёт наставление Пророка (салляллаху алейхи ва саллям): «Опасайтесь приходить к женщине, рядом с которой нет махрама, и оставаться с ней наедине».

Сахабы уточнили, могут ли брат мужа и сыновья дяди оставаться наедине с нашими жёнами? Расулюллах (салляллаху алейхи ва саллям) пояснил: «Подобное уединение так же опасно для семьи и нравственности, как и смерть» (Ат-Тадж, 2/329).

В Исламе посещение женщины, рядом с которой нет махрама, допустимо только с разрешения её мужа и группой людей.

Получение образования и работа

Запрет оставаться наедине мужчине и женщине, которые могут вступить в брак друг с другом, касается получения образования и трудовой деятельности. Поэтому Ислам не приветствует совместное обучение достигших совершеннолетия юношей и девушек, а также работу мужчин и женщин в одном коллективе. Ибо повышается вероятность совершения запрещённых Исламом действий: обмен взглядами, прикосновения и пребывание наедине.

Ислам называет фардом получение женщинами образования и дозволенным действием работу, которая соответствует её природе. Но при этом категорически не одобряется смешение полов.

Обручение

Запрет оставаться наедине мужчине и женщине, не являющихся махрамами, касается и обручённых пар. Согласно религиозным критериям, они ещё чужие друг другу, поэтому факт помолвки не делает дозволенным их пребывание наедине.

Порой обручённые пары желают, не совершая запретного, встречаться и общаться друг с другом, и совершают религиозный никях. После этого обручение становится браком, а физическая близость мужчины и женщины — дозволенной. Поэтому период обручения следует устанавливать коротким, а свадьбу организовывать вместе с никяхом.

Ислам также предостерегает от совершения поступков, которые могут привести к нарушению этого запрета.

Путешествие женщины в одиночестве

Ислам запрещает женщине отправляться в путь женщине без сопровождения махрамов — мужа, отца или брата — на расстояние более 90 километров. Эта цифра — примерная наименьшая длина путешествия, основанная на хадисах. Мусульманские учёные имеют разные мнения на этот счёт.

Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) сказал: «Для женщины, которая верит в Аллаха и Судный день, не дозволено выходить в дорогу на расстояние одного дня пути без сопровождения махрама в лице отца, брата, дяди или сына» (Ибн Маджа, «Манасик»,7).

Этот запрет включает и Хадж. Женщина может совершить паломничество только в сопровождении мужа или другого махрама, так как основной целью при этом является защита женщины и её морали. Муджтахиды мазхаба Шафии считают, что группа достойных доверия женщин не менее трёх человек может совершить Хадж без сопровождения супругов или других махрамов. Они также считают, что при условии безопасности женщина может отправиться в паломничество и в одиночестве. Эту фетву можно применить и к любому путешествию. Но даже если дороги и безопасны, не следует забывать, что женщина без махрама может совершить нечто недозволенное или стать жертвой принуждения.

Ибн Аббас (радыяллаху анху) передаёт предостережение Пророка (салляллаху алейхи ва саллям): «Пусть мужчина находится рядом с чужой женщиной, только если при ней есть махрам».

Один из сахабов тут же спросил: «Моя жена в одиночестве отправилась в Xадж. Я же записался в отряд, чтобы совершить военный поход. Что мне делать?»

Расулюллах (салляллаху алейхи ва саллям) ответил: «Немедленно отправляйся в путь. Догони её и соверши Xадж вместе со своей женой» (Ат-Тадж, 2/320, Муслим, 648).

Запрещено движение, где смешиваются мужчины и женщины

Ислам запрещает мужчинам и женщинам передвигаться смешанной толпой. Ведь в таком случае исчезает чистота чувств и появляется возможность вступить в разговор друг с другом. Посланник Аллаха (салляллаху алейхи ва саллям) не позволял мужчине идти между двумя женщинами, а также мужчинам и женщинам передвигаться смешанной толпой.

Хадис разъясняет этот запрет. «После коллективного намаза мужчины и женщины начали расходиться, смешавшись друг с другом. Увидев это, Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) обратился к мусульманкам: «Вы подождите, ибо не подобает вам идти впереди мужчин и посередине дороги».

После этого повеления женщины стали ходить по краю дороги так, что их одежды задевали стены домов (Абу Давуд, «Адаб», 180).

Запрет смешиваться в толпе в мечетях

Сунна Посланника Аллаха (салляллаху алейхи ва саллям) призывает мусульманок участвовать в коллективной пятикратной молитве, пятничных, заупокойных (джаназа) и особенно в праздничных намазах. Но при этом, если женщина беременна или у неё месячные, её задерживают дети, нелёгкие домашние дела или же запрещают отец или муж, то лучше оставаться дома. Расулюллах (салляллаху алейхи ва саллям) подчёркивал: «Не запрещайте женщинам ходить в мечети. Но пусть они знают, что оставаться дома для них лучше».

Ислам призывает женщин приходить в мечети и участвовать в коллективных намазах. Но им следует подчиняться определённым правилам поведения: отказаться от употребления благовониями, вставать на намаз позади мужчин и выходить из мечети раньше них. Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) наставлял: «Самый лучший ряд для женщиныпоследний, а самый неподобающийпервый» (Абу Давуд, «Салят», 97; Муснад, 3, 294).

Прикосновение друг к другу и обмен рукопожатиями

Ислам запрещает соприкосновение тела и рук посторонних мужчины и женщины. Так закрывается дорога к возможному прелюбодеянию. Когда в народных играх и танцах, похожих на сексуальные игры, мужчины и женщины касаются друг друга, это — харам.

Чужим мужчине и женщине запрещено обмениваться рукопожатиями с сексуальным желанием. Расулюллах (салляллаху алейхи ва саллям) сказал: «Руки тоже совершают грех. Прелюбодеяние рукэто прикосновение со сладострастием» ( Абу Давуд, 2153).

Но если обмениваются рукопожатиями между собой или с молодёжью люди, сексуальные желания которых угасли, в этом нет ничего предосудительного.

Посланник Аллаха (салляллаху алейхи ва саллям) обменивался рукопожатиями только с пожилыми женщинами, так как это не является обязательным действием. Ислам делает недосягаемыми мужчин и женщин, которые не является супругами и махрамом, поэтому запрещены или признаны неподобающими прикосновения друг к другу, включая рукопожатия. Однажды к нему пришла группа женщин и спросила: «Ты примешь нашу присягу, держа нас за руки?»

Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) ответил: Я не обмениваюсь рукопожатиями с женщинами. Слово, сказанное мною одной женщине, подобно сказанному для сотни» (Муснад, 4, 357).

Этот поступок Пророка (салляллаху алейхи ва саллям) не указывает на явный запрет подобного действия. Поэтому рукопожатия без сексуальных желаний мы не можем оценить только как запрещенные. Кроме того, существует достоверный хадис: «Любая невольница Медины могла взять Посланника Аллаха за руку и привести его туда, куда он хотел» (Бухари, «Адаб», 61).

Но так как Ислам призывает избегать действий, которые могут привести к греху, то рекомендуется избегать обмена рукопожатиями посторонним мужчине и женщине, даже если при этом нет сладострастных помыслов (См. аль-Ан’ам, 6/108).

Ненужные разговоры мужчин и женщин, не являющихся махрамами

Ислам запрещает вести разговоры женщинам и мужчинам, не являющимся махрамами. Так Ислам препятствует возникновению греховных помыслов. Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) сделал наставление женщинам, принесшим присягу жить по Исламу: «Вы должны разговаривать только с теми мужчинами, которые являются вам махрамами» (Ибн Кясир, Мумтахина,12 (4/355).

Данный запрет не охватывает ситуации, когда общение необходимо, например, учёбу, торговые операции, ответ на заданный вопрос.

Источник

Краткое слово о пути женщины без махрама

Что такое махрам в исламе для женщины. Смотреть фото Что такое махрам в исламе для женщины. Смотреть картинку Что такое махрам в исламе для женщины. Картинка про Что такое махрам в исламе для женщины. Фото Что такое махрам в исламе для женщины

Краткое слово о пути женщины без махрама

Что такое махрам в исламе для женщины. Смотреть фото Что такое махрам в исламе для женщины. Смотреть картинку Что такое махрам в исламе для женщины. Картинка про Что такое махрам в исламе для женщины. Фото Что такое махрам в исламе для женщины

Тазкия (рекомендация), как условие преподавания и принятия знаний

Что такое махрам в исламе для женщины. Смотреть фото Что такое махрам в исламе для женщины. Смотреть картинку Что такое махрам в исламе для женщины. Картинка про Что такое махрам в исламе для женщины. Фото Что такое махрам в исламе для женщины

Что такое махрам в исламе для женщины. Смотреть фото Что такое махрам в исламе для женщины. Смотреть картинку Что такое махрам в исламе для женщины. Картинка про Что такое махрам в исламе для женщины. Фото Что такое махрам в исламе для женщины

Защита молодожёнов перед брачной ночью от джинов и колдунов

Что такое махрам в исламе для женщины. Смотреть фото Что такое махрам в исламе для женщины. Смотреть картинку Что такое махрам в исламе для женщины. Картинка про Что такое махрам в исламе для женщины. Фото Что такое махрам в исламе для женщины

Лечение преждевременного семяизвержения

Что такое махрам в исламе для женщины. Смотреть фото Что такое махрам в исламе для женщины. Смотреть картинку Что такое махрам в исламе для женщины. Картинка про Что такое махрам в исламе для женщины. Фото Что такое махрам в исламе для женщины

Виды колдовство и их лечение : Лечение от импотенции и бесплодия

Что такое махрам в исламе для женщины. Смотреть фото Что такое махрам в исламе для женщины. Смотреть картинку Что такое махрам в исламе для женщины. Картинка про Что такое махрам в исламе для женщины. Фото Что такое махрам в исламе для женщины

Что такое махрам в исламе для женщины. Смотреть фото Что такое махрам в исламе для женщины. Смотреть картинку Что такое махрам в исламе для женщины. Картинка про Что такое махрам в исламе для женщины. Фото Что такое махрам в исламе для женщины

Что такое махрам в исламе для женщины. Смотреть фото Что такое махрам в исламе для женщины. Смотреть картинку Что такое махрам в исламе для женщины. Картинка про Что такое махрам в исламе для женщины. Фото Что такое махрам в исламе для женщины

Что такое махрам в исламе для женщины. Смотреть фото Что такое махрам в исламе для женщины. Смотреть картинку Что такое махрам в исламе для женщины. Картинка про Что такое махрам в исламе для женщины. Фото Что такое махрам в исламе для женщины

О слепом следовании мазхабу или ученому (ат-такълид)

Что такое махрам в исламе для женщины. Смотреть фото Что такое махрам в исламе для женщины. Смотреть картинку Что такое махрам в исламе для женщины. Картинка про Что такое махрам в исламе для женщины. Фото Что такое махрам в исламе для женщины

О величии и достоинствах знания и ученых

С именем Аллаха Милостивого, Милосердного

Хвала Аллаху – Господу миров, мир и благословение Аллаха нашему пророку Мухаммаду, членам его семьи и всем его сподвижникам!

Кто такой махрам?

Имам Ибн аль-Асир сказал: “аль-Махрам – это тот, кто не имеет право жениться на женщине из числа ближайших родственников, как отец, сын, брат, дядя и т.п.” См. “ан-Нихая” 1/337.

Имам Ибн Дакыкъ аль-‘Ид сказал: “аль-Махрам – это тот, с кем дозволено женщине отправляться в путь и оставаться наедине. Это каждый, кому запрещено жениться на женщине”. См. “Ихкамуль-ахкам” 304.

Махрамы могут быть как близкие родственники, так и молочные, а также ставшие таковыми по причине брака (как муж дочери и муж матери). См. “аль-Маусу’атуль-фикъхия” 36/200.

Является ли условием, чтобы махрам женщины был совершеннолетним?

Ученые разошлись в этом вопросе на несколько мнений по той причине, что нет на это никакого указания ни в Коране, ни в Сунне.

Ханбалиты считали, что несовершеннолетний не может быть махрамом для женщины в пути. Имам Ибн Къудама сказал: “Имама Ахмада спросили: «Ребенок может быть махрамом?» Он ответил: “Нет, пока не станет совершеннолетним! Ведь ребенок не может уследить за собой, так как же он уследит за женщиной?!” Ведь смысл в наличии махрама в том, чтобы оберегать женщину, а это способен сделать только совершеннолетний и разумный”. См. “аль-Мугъни” 6/302.

Ханафиты считали, что подросток подходит в качестве махрама. Имам Ибн ‘Абидин говорил: “Разумный подросток, расценивается как совершеннолетний”. См. “Хашия Ибн ‘Абидин” 8/129.

Подросток (аль-мурахикъ) – тот, кто близок к совершеннолетию, достигающий десяти или одиннадцати лет. См. “Лисан аль-‘араб” 10/128.

И это мнение, кстати, выбрал также шейх Мукъбиль. Когда его спросили: «Можно ли женщине поехать с маленьким сыном в другой город на лечение?» Он ответил: “Если ребенок достиг возраста различения, то нет в этом проблем. Зачастую тот, кто достиг возраста 12 или 13 лет, является различающим (плохое от хорошего). Поэтому нет проблем отправляться в путь с ним, если нет безопасности для искушения. А посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) говорил: «Не дозволенно женщине верующей в Аллаха и в Судный день выходить в путь, кроме как с махрамом!» См. “Иджабату-ссаиль” 678.

Шафииты считали так же, как и ханафиты, однако ставили условие, чтобы подросток был способен оказывать помощь в случае чего женщине. См. “Нихая аль-мухтадж” 10/188.

Что же касается маликитов, то они сделали условие, чтобы ребенок был из числа различающих плохое от хорошего, и не делали какое-либо ограничение в возрасте. Имам аль-Харши аль-Малики сказал: “Совершеннолетие не является условием для махрама”. См. “Шарх Халиль” 7/231.

Имам аль-Хаттаб ар-Ра’ини сказал: “Является ли условием махрама совершеннолетие или же достаточно, чтобы ребенок был различающим? Я не видел на это указания в Коране и Сунне, и внешне достаточно наличия различия”. См. “Мауахиб аль-джалиль” 3/493.

Имам ‘Али аль-‘Адауи сказал: “Различающий – это тот, кто понимает обращение и отвечает на вопрос. И не установлен для этого определенный возраст, это различается в связи с различением разума детей”. См. “Хашия аль-‘Адауи” 3/445.

Однако некоторые ученые говорили, что возраст различия у ребенка начинается с семи лет, поскольку пророк (мир ему и благословение Аллаха) велел повелевать молитву детям именно с семи лет, говоря: «Повелевайте вашим детям совершать молитву с семи лет, и бейте их за отказ от нее с десяти лет. И укладывайте их спать отдельно». Ахмад 6689. Шейх Ахмад Шакир и шейх аль-Альбани подтвердили достоверность хадиса.

Что же касается путешествия или же уединения при ребенке, который не различает ничего, то нет среди ученых разногласия в том, что такой не является махрамом! Имам ан-Науауи говорил: “Если женщина останется наедине с посторонним мужчиной с маленьким ребенком, которого не стесняются по причине того, что он маленький, то это относится к запретному уединению!” См. “Шарх Сахих Муслим” 9/109.

Что касается рассматриваемого вопроса, то наиболее сильным мнением представляется мнение имама Ахмада, который считал, что махрам должен быть умственно-полноценным и совершеннолетним, который сможет оберегать женщину.

Что такое «путь»?

Ученые разногласили в определении понятия «путь», и высказывали относительно этого много мнений.

По этой причине имамы также разошлись и относительно расстояния пути, с которого женщине запрещено выходить без махрама. Группа ученых, среди которых Суфьян ас-Саури, Абу Ханифа и его сторонники, говорили: “Любой путь, который меньше трех дней, женщина может отправляться в него без махрама”, и это мнение также передается от Ибн Мас’уда. См. “ат-Тамхид” 21/54.

При этом они опирались на известный хадис: «Не выходит женщина в путь, составляющий три дня, кроме как с махрамом!» аль-Бухари 1036, Муслим 1338.

Однако это не совсем так, ибо в других хадисах упоминается и меньшее расстояние, чем равное трем дням, как хадис: «Не выходит женщина в путь, составляющий день или два, кроме как с ней ее муж или махрам!» аль-Бухари 2/231. См. «Сахих аль-джами’» 7304.

В другом хадисе сказано: «Не выходит женщина в путь, составляющий расстояние барид, кроме как с махрамом!» Абу Дауд, аль-Хаким. Хадис достоверный. См. «Сахих аль-джами’» 7304.

Имам Ибн Хузайма, приведя этот хадис, сказал: “Барид – это 12 хашимитских миль”.

А один Хашимитский миль – равен 1848 метрам, что в общей сумме будет немного более 22 км.

Следовательно, в этом хадисе упоминается расстояние меньшее, даже чем один день.

А в одном из хадисов вообще путь не ограничивается каким-либо расстоянием: «Не выходит женщина в путь, кроме как с махрамом!» аль-Бухари 1862, Муслим 1341.

Хафиз Ибн ‘Абдуль-Барр сказал: “Объединяет смысл всех хадисов (данной темы), несмотря на различие их содержания, это то, что женщине запрещается любой путь, в котором есть опасение фитны, кроме как с махрамом или мужем, будь этот путь короткий или длинный!” См. “аль-Истизкар” 27/274.

Имам ан-Науауи сказал: “Итог таков: все, что именуется путем, запрещается женщине выходить в него без мужа или махрама”. См. “Шарх Сахих Муслим” 9/103.

Хафиз Ибн Хаджар сказал: “Запрет на путешествие женщины в одиночку связан со временем. И если она преодолеет в одиночку расстояние часа за целый день, то на это тоже распространяется запрет”. См. “Фатхуль-Бари” 2/660.

Каково положение выхода женщины в путь без махрама?

Женщина не имеет права выходить в путь без махрама, и некоторые имамы говорили, что в этом вопросе есть единогласное мнение (аль-иджма’). Къады ‘Ийяд сказал: “Ученые сошлись на том, что женщина не должна выходить в путь, не считая Хаджа и ‘Умры, а также слабости в стране неверных. Ученые сошлись на том, что женщина может делать хиджру в исламскую страну даже если с ней не будет махрама!” См. “аль-Фатх ар-раббани” 170.

Хафиз Ибн Хаджар передал, что имам аль-Багъауи сказал: “Нет разногласий в том, что женщина не должна выходить в путь, который не является обязательным кроме как с мужем или махрамами. Исключением является неверная, которая приняла Ислам в стране неверных или пленница, которая освободилась”. После его слов Ибн Хаджар сказал: “Другие добавляли к этому: «Или женщина, которая отбилась от спутников, которую нашел достойный мужчина. Дозволено ему сопроводить ее пока она не догонит спутников»”. См. “Фатхуль-Бари” 4/76.

Однако на самом деле в этом вопросе есть небольшие разногласия.

Например, большинство ученых, среди которых Абу Ханифа, Ахмад, аш-Шафи’и, считали, что женщине запрещено выходить в любой путь без махрама, даже если это дозволенный путь, как добровольный Хадж и т.п. См. «аль-Маджму’» 8/341, “Фатхуль-Бари” 4/75, “Хашия Ибн ‘Абидин” 2/465.

В качестве довода они опирались на множество хадисов, в которых запрещается выходить женщине в путь без махрама, часть которых приводилась выше.

Шейх Бакр Абу Зайд говорил: “Запрещено женщине отправляться в путь без махрама, и хадисы относительно этого передаются множеством путей (мутауатир)”. См. “аль-Харраса” 85.

Что же касается совершения обязательного Хаджа без махрама, то ученые разошлись в этом вопросе. Группа ученых считала, что женщина может, (а некоторые даже сказали, что обязана) совершать Хадж, даже если с ней не будет махрама. И среди дозволявших это, были и сторонники первого мнения. Имам Абуль-‘Аббас аль-Къуртуби сказал: “Передается от ‘Ата, Са’ид ибн Джубайра, Ибн Сирина, аль-Ауза’и, Малика и аш-Шафи’и, что махрам не является условием для совершения Хаджа женщиной, и подобное передают от ‘Аиши”. См. “аль-Муфхим” 3/449.

Имам Ибн Батталь говорил: “Имам Малик, аль-Ауза’и и аш-Шафи’и говорили, что женщина совершает обязательный Хадж с группой надежных женщин, даже если с ней нет махрама! И это дозволяли большинство ученых. И сообщается, что с Ибн ‘Умаром совершали Хадж женщины его соседки”. См. “Шарх Сахих аль-Бухари” 4/532.

Имам ан-Науауи говорил: “Женщина может поехать в (обязательный) Хадж без махрама, если не опасается за себя, и это наш (шафиитский) мазхаб!” См. “Шарх Сахих Муслим” 9/98.

Хафиз Ибн аль-Муляккъин говорил: “Те ученые, которые не делали махрама условием (для Хаджа) говорили: «Условием является безопасность для женщины и находится в группе надежных мужчин или женщин!»” См. “аль-И’лям” 6/82.

Однако другие ученые считали, что женщины могут совершить и добровольный Хадж без махрама, если они в группе надежных мужчин и женщин, и в качестве довода они опирались на следующие сообщения:

От ‘Абдур-Рахмана ибн ‘Ауфа сообщается, что «‘Умар ибн аль-Хаттаб разрешил женам пророка (мир ему и благословение Аллаха) совершить Хадж, послав с ними ‘Усмана ибн ‘Аффана и ‘Абдур-Рахмана ибн ‘Ауфа». аль-Бухари 1860.

Хафиз Ибн Хаджар сказал: “И в этом довод на дозволенность путешествия женщины с достойными доверия женщинами, если путь безопасный. И на это указывает согласие ‘Умара, ‘Усмана, ‘Абдур-Рахмана и жен пророка (мир ему и благословение Аллаха), и никто из сахабов это не порицал!” См. “Фатхуль-Бари” 4/91.

Также подобное было не один раз, поскольку имам Ибн Са’д приводил с достоверным иснадом, что «Абу Исхакъ ас-Саби’и рассказывал, что видел, как жены пророка (мир ему и благословение Аллаха) совершали Хадж и во времена аль-Мугъиры ибн Шу’бы». См. “Фатхуль-Бари” 4/87.

Эти сообщения указывают на то, что нет запрета для женщины, совершить добровольный Хадж без махрама, как это говорил имам аль-Байхакъи.

Однако все же правильным мнением является то, что женщине не следует совершать ни обязательный, ни добровольный Хадж без махрама, поскольку махрам является условием для выполнения Хаджа женщиной. И это мнение основано на хадисе, который передается от Ибн ‘Аббаса, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Не совершает женщина Хадж, кроме как с махрамом!» аль-Баззар 2/187, ад-Даракъутни 2/222, ат-Табарани 11638. Достоверность хадиса подтвердили имам Абу ‘Аууана, хафиз Ибн Хаджар и шейх аль-Альбани. См. “Фатхуль-Бари” 4/88, “ад-Дирая” 2/14, “ас-Сильсиля ас-сахиха” 3065.

О тех, кто выдвигал различные условия для Хаджа женщины помимо наличия махрама, имам Ибн аль-Мунзир сказал: “Они оставили мнение, основанное на внешнем смысле хадиса, и каждый из них выдвинул условие, на которое у них нет довода!” См. “аль-Мугъни” 5/31.

Но если женщина все же совершила Хадж без махрама, то по мнению большинства ученых, несмотря на ее грех, ее Хадж действительный! И это же мнение выбрал шейх Ибн ‘Усаймин, несмотря на то, что женщина совершила ослушание. См. “Фатауа аль-харам аль-макки” 3/49.

И последнее мнение состоит в том, что женщина может выйти без махрама в любой дозволенный путь, будь это Хадж, посещение родных, торговля, требование знание и т.п., если путь безопасный.

Этого мнения придерживались некоторые ханафиты, маликиты и ханбалиты. И это мнение захиритов, что выбрал имам Ибн Хазм. См. “аль-Мухалля” 7/47.

Имам Ибн Муфлих говорил: “Любая женщина может совершать Хадж, если есть безопасность, даже без махрама. И это касается любого путешествия дозволенного и не обязательного, как посещение (зияра) и торговля”. См. «аль-Фуру’» 3/177.

Что касается шейхуль-Ислама Ибн Таймии, то у него по этому вопросу было два мнения. Первое мнение было подобно словам его ученика – Ибн Муфлиха, а второе мнение состоит в том, что путь женщины без махрама запрещен. См. “аль-Ихтиярат аль-фикъхия” 171, “аль-Инсаф” 8/79, “Шарх аль-‘Умда” 2/177.

Сторонники этого мнения связали запрет на путь без махрама именно с опасностью, и дозволяли это при отсутствии опасности, даже если с женщиной не будет махрама. При этом некоторые из них использовали известный хадис, который передал ‘Ади Ибн Хатим: “Однажды, когда мы сидели с пророком (мир ему и благословение Аллаха), пришел один человек и стал жаловаться на бедность, затем пришел другой, и стал жаловаться на грабеж. Тогда пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «О ‘Ади, ты видел Хиру?» Я сказал: “Я не видел ее, но слышал о ней”. Он сказал: «Если ты проживешь долго, то увидишь, как женщина в паланкине будет ехать из Хиры и совершать обход вокруг Каабы, не боясь никого, кроме Аллаха!»” аль-Бухари 3595.

На этот хадис опирался также и шафиитский имам аш-Ширази в «аль-Мухаззаб». И сторонники этого мнения сказали, что в данном хадисе указание на то, что запрет на путь женщины без сопровождения связан с опасностью, и если ее нет, то нет и запрета.

Однако запрещавшие ответили на этот аргумент тем, что в данном хадисе речь идет о сообщении того, что произойдет, и в нем нет указания на дозволенность этого.

Но те сказали, что данные слова пророк (мир ему и благословение Аллаха) упомянул в похвальном контексте, когда речь шла о величии Ислама, что можно отнести к дозволенности этого поступка.

Также эти ученые в своем опирались на ‘Аишу. Имам аз-Зухри передал, что когда при ‘Аише упомянули о том, что женщина не выходит в путь, кроме как с махрамом, она сказала: “Не у каждой женщины есть махрам”. Ибн Аби Шайба 8/640.

Имам Бадруддин аль-‘Айни говорил: “От ‘Аиши передается, что она выходила в путь без махрама, и на это опиралась группа ученых, дозволив женщине выходить в путь без махрама”. См. «‘Умдатуль-къари» 7/128.

И это мнение также выбрал шейх ‘Али Фаркус.

На самом же деле доводы большинства сильнее, а это множество хадисов с одним смыслом: «Не выходит женщина в путь, кроме как с махрамом!» аль-Бухари 1862, Муслим 1341.

Что касается этих хадисов, то в них причина запрета ясна – это отсутствие махрама, а не отсутствие безопасности в пути! А что касается мнения ‘Аиши или поступков жен пророка (мир ему и благословение Аллаха), то это также не может быть доводом против этих хадисов по нескольким причинам:

Имам ас-Сан’ани сказал: “Некоторые дозволяли путь женщины без махрама, опираясь на поступки сподвижников, однако в этом нет довода, так как это не является единогласным мнением!” См. “Субулю-Ссалям” 4/174.

Имам аль-Кармани говорил: “Если ты скажешь: «‘Усман и ‘Абудр-Рахман не были махрамами для жен пророка (мир ему и благословение Аллаха), так как же им было позволено выходить в путь? Тем более в хадисе сказано: «Не выходит женщина в путь, кроме как с мужем или махрамом!» То я скажу: «Надежные женщины заменяют махрама, или же мужчины все были на положении махрамов для жен пророка (мир ему и благословение Аллаха), так как они являются матерями правоверных!»” См. “Шарх аль-Бухари” 2/327.

Таким образом, в этих аргументациях есть много вероятностей, что ослабляет силу довода в них, тогда как такие прямые тексты, как хадис: «Не выходит женщина в путь, кроме как с махрамом!», являются ясными и однозначными в данном вопросе.

Может ли женщина лететь на самолете без махрама?

Женщина не может выходить в путь, какой бы короткий он ни был без махрама, как об этом упоминалось ранее. Имам ан-Науауи сказал: “Итог таков: все, что именуется путем, запрещается женщине выходить в него без мужа или махрама”. См. “Шарх Сахих Муслим” 9/103.

И шейх аль-Альбани, шейх Ибн ‘Усаймин и ученые Постоянного комитета во главе с шейхом Ибн Базом множество раз запрещали выходить женщине в путь, даже если она будет на самолете короткое время. См. “Фатауа аль-Ляджна” № 9355, 9950.

Что же касается вынужденности отправиться женщине в путь без махрама, то при необходимости это дозволенно. Спросили шейха Ибн Джибрина: «Каково положение пути женщины одной на самолете при необходимости? Учитывая, что махрам отправится с ней в аэропорт и махрам встретит ее в другом конце?» Он ответил: “Нет в этом проблем при затруднении с махрамом как муж, отец. Если женщина должна уехать, а махрам не может ее сопровождать, то нет запрета на это. Но при условии, что ее махрам поедет с ней в аэропорт и не оставит ее пока она не пройдет на самолет, и удостоверившись в то, что махрам на другом конце будет ждать ее в аэропорту. И чтобы при этом у женщины не было запретного уединения, и чтобы она отстранялась от всего запретного при поездке”. См. “Фатауа Ибн Джибрин” 7/97.

Также наши братья спрашивали года 3 назад в Египте шейха Хасана ибн ‘Абдуль-Уаххаба аль-Банну про то, что у них нет возможности ездить с женами на родину и возвращаться с ними, так как это дорого и не хватает денег на билет. Шейх ответил, что эта трудность студентов является оправданием.

Шейх Ибн аль-Къайим говорил: “Нет сомнения в том, что позволение женщинам совместное их пребывания с посторонними мужчинами – основа всякой беды и зла! Это из числа главных причин общего наказания, и становится причиной нечестия общества и отдельных людей! И совместное пребывание мужчин и женщин, является причиной скверны и прелюбодеяния!” См. “ат-Турукъ аль-хукмия” 407.

То, что в данной статье является истиной, то это от Аллаха, а если я в чем-то ошибся или упустил, то это от меня и шайтана, который ко всему старается приложить свои руки, а Аллах Свят и далек от всякого несовершенства!

И в заключении, хвала Аллаху – Господу миров!

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *