Что такое магар у мусульман

Махр и никях vs калым и чемоданы

Что такое магар у мусульман. Смотреть фото Что такое магар у мусульман. Смотреть картинку Что такое магар у мусульман. Картинка про Что такое магар у мусульман. Фото Что такое магар у мусульман

От ‘Абдуллаха Ибн ‘Аббаса (да будет доволен ими обоими Аллах) передаётся, что Посланник Аллаха ﷺ сказал:

لَمْ نَرَ لِلْمُتَحَابَّيْنِ مِثْلَ النِّكَاحِ

«Мы считаем, что для двух влюблённых нет ничего лучше, чем женитьба (никах)». (Ибн Маджах, 1847)

В хадисе Посланника Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего) также говорится:

النِّكَاحُ مِنْ سُنَّتِي، فَمَنْ لَمْ يَعْمَلْ بِسُنَّتِي فَلَيْسَ مِنِّي

«Вступление в брак относится к моей Сунне, а кто не поступает в соответствии с моей Сунной, не имеет ко мне отношения». (Ибн Маджах, 1846)

Из этих благородных хадисов мы делаем вывод о важности создания семьи. Род человеческий начался от одной семейной пары – наших прародителей Адама и Евы.

Арабское слово «никях» означает брак, но почему-то в Дагестане в простонародье принято использовать другое арабское слово – «махр», и часто можно услышать фразу «поставить махар», то есть заключить брак по нормам Ислама. По сути «махр» – это подарок невесте при вступлении в брак, который выплачивает супруг.

Важной сунной при бракосочетании является выплата махра, даже если он незначительный. Его уплата установлена законом как подарок для невесты.

В Исламе нет выкупа за невесту (калыма) и нет «чемоданов»

Нельзя путать махр с калымом – выкупом, выплачиваемым за будущую супругу её отцу и членам семьи. В Исламе нет калыма, это является пережитком доисламских обычаев разных народов, который всё же сохранился и по невежеству практикуется в народе и сегодня.

Также нельзя считать махром те дагестанские добрачные церемонии, согласно которым к невесте приходит родня с многочисленными «чемоданами» и дорогими подарками. Этого тоже нет в Исламе, это всё традиции, порой усложняющие жизнь людей.

А махр – это брачный подарок для невесты от жениха. Махр выплачивается жене и принадлежит только ей. Выплата махра является обязательным условием для мужа, и его размер определяется при обоюдном согласии. В качестве махра будущая жена может попросить любое имущество.

Обычно размер махра устанавливается в соответствии с нормой, принятой женщинами в данном населённом пункте. При этом учитываются хорошие качества девушки – внешность, непорочность, интеллектуальные возможности, возраст, благонравие, воспитание, целомудрие и т. д.

В хадисе Пророка Мух’аммада (мир ему и благословение Аллаха) сказано, что лучшая из женщин – это та, которая и сама красива, и назначает лёгкий махр. Поэтому представителям прекрасной половины человечества не стоит назначать большой махр и вгонять суженного в трудное положение.

Если будущие супруги не смогут решить, какой размер махра установить, то его может предложить тот, кто проводит акт бракосочетания.

Согласно сунне рекомендуется, чтобы махр был равен сумме, соответствующей не менее 34 граммов и не превышающей более 1700 граммов серебра.

Известны случаи, когда женщины давали согласие вступить в брак без махра или сразу говорили мужу, что прощают выплату оговорённого махра и не брали его. Бывало и такое, что девушка просила у будущего супруга в качестве махра научить её Корану и исламским наукам, когда они станут супругами. Такой прецедент был во времена Посланника Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего) с одним из сподвижников. Естественно, это осуществляется при согласии невесты.

Конечно, каждой девушке хочется получить от жениха красивый подарок в качестве махра, но бывают и исключения.

От Сахля ибн Са‘да ас-Са‘иди (да будет доволен им Аллах) передаётся, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего) сказал:

انْظُرْ وَلَوْ خَاتَمًا مِنْ حَدِيدٍ

«Поищи для махра хотя бы железное колечко». (Бухари, 5087; Муслим, 1425)

Ислам – религия облегчения и не создаёт трудностей для людей. Отсутствие хорошего материального положения не может быть причиной не создавать семью.

Махр – это один из первых шагов к созданию семьи, которой предполагает, что два любящих друг друга сердца, следуя повелению Всевышнего создают прекрасную семью, где царит взаимопонимание, искренность, любовь и милосердие, слышен детский смех и, конечно, есть надежда на милость Создателя.

И дай Бог, чтобы всегда и у всех было так.

Будем благодарны за репост!

Мухаммад Алимчулов

Важное примечание: Букву «х» в слове «Аллах» следует произносить как английскую букву «h».

Источник

Каким должен быть махр при заключении никях?

Господь миров говорит в Кур’ане:

وَءَاتُوا۟ ٱلنِّسَآءَ صَدُقَٰتِهِنَّ نِحْلَةً

«Давайте женщинам их махр от чистой души» (4:4)

وَلَا جُنَاحَ عَلَيْكُمْ أَن تَنكِحُوهُنَّ إِذَآ ءَاتَيْتُمُوهُنَّ أُجُورَهُنَّ

«Не будет на вас греха, если вы женитесь на них после уплаты их вознаграждения (махр)» (60:10)

وَٱلْمُحْصَنَٰتُ مِنَ ٱلنِّسَآءِ إِلَّا مَا مَلَكَتْ أَيْمَٰنُكُمْ ۖ كِتَٰبَ ٱللَّـهِ عَلَيْكُمْ ۚ وَأُحِلَّ لَكُم مَّا وَرَآءَ ذَٰلِكُمْ أَن تَبْتَغُوا۟ بِأَمْوَٰلِكُم مُّحْصِنِينَ غَيْرَ مُسَٰفِحِينَ ۚ فَمَا ٱسْتَمْتَعْتُم بِهِۦ مِنْهُنَّ فَـَٔاتُوهُنَّ أُجُورَهُنَّ فَرِيضَةً

«И замужние женщины (запретны для вас), кроме (рабынь), что достанутся вам. Так предписал вам Аллах. Вам дозволены все остальные женщины, если вы добиваетесь их посредством своего имущества, соблюдая целомудрие и не распутничая. А за то удовольствие, которое вы получаете от них, дайте им обязательное вознаграждение (махр)» (4:24)

В этих благородных аятах Аллах приказывает мусульманам обязательно выплачивать махр своим женам при заключении никях.

Что касается пророческой Сунны, то на тему махра есть широко известный хадис, который передает Сахль Ибн Саид, да будет доволен им Аллах:

جاءت امرأة إلى رسول الله صلى الله عليه وسلم فقالت يا رسول الله جئت أهب لك نفسي. فنظر إليها رسول الله صلى الله عليه وسلم فصعد النظر فيها وصوبه ثم طأطأ رسول الله صلى الله عليه وسلم رأسه فلما رأت المرأة أنه لم يقض فيها شيئا جلست فقام رجل من أصحابه فقال يا رسول الله إن لم يكن لك بها حاجة فزوجنيها. فقال: ((فهل عندك من شيء)). فقال لا والله يا رسول الله.

فقال: ((اذهب إلى أهلك فانظر هل تجد شيئا)). فذهب ثم رجع فقال لا والله ما وجدت شيئا. فقال رسول الله صلى الله عليه وسلم: ((انظر ولو خاتما من حديد)). فذهب ثم رجع. فقال لا والله يا رسول الله ولا خاتما من حديد. ولكن هذا إزاري- قال سهل ما له رداء- فلها نصفه. فقال رسول الله صلى الله عليه وسلم: ((ما تصنع بإزارك إن لبسته لم يكن عليها منه شيء وإن لبسته لم يكن عليك منه شيء)). فجلس الرجل حتى إذا طال مجلسه قام فرآه رسول الله صلى الله عليه وسلم موليا فأمر به فدعي فلما جاء قال: ((ماذا معك من القرآن)). قال معي سورة كذا وسورة كذا- عددها. فقال: ((تقرؤهن عن ظهر قلبك)). قال نعم. قال: اذهب فقد ملكتكها بما معك من القرآن

Пришла (одна) женщина к посланнику Аллаха ﷺ и сказала: «О посланник Аллаха, я пришла, чтобы предложить тебе себя (в качестве жены)». Посланник Аллаха ﷺ поднял на нее свой взор, осмотрел с головы до ног, (а затем) опустил голову.

Когда женщина увидела, что он не принял относительно нее никакого решения, то села (неподалеку). Тогда поднялся один мужчина из числа сподвижников (пророка) и сказал: «О посланник Аллаха, если у тебя нет потребности в ней, то выдай её замуж за меня!»

Тогда (пророк) сказал: «А есть ли у тебя что-нибудь (в качестве махра)?» (Мужчина) ответил: «(У меня ничего) нет, клянусь Аллахом!»

Тогда (пророк) сказал: «Иди к своей семье и посмотри, сможешь ли ты что-то найти». (Мужчина) ушел, затем вернулся и сказал: «Нет, клянусь Аллахом, мне ничего не удалось найти!»

Тогда посланник Аллаха ﷺ сказал: «Поищи хотя бы кольцо из железа!» (Мужчина) ушел, затем вернулся и сказал: «Нет, клянусь Аллахом, (мне не удалось найти даже) железное кольцо! Однако вот мой изар, и пусть половина его будет для неё (махром)»

И сказал Сахль: «И не было у него даже накидки».

Тогда сказал посланник Аллаха ﷺ: «Что она будет делать с твоим изаром? Если его будешь носить ты, то ей ничего из него не достанется. А если его будет носить она, то тогда ничего не достанется тебе».

Тогда мужчина сел (и сидел), пока собрание не затянулось. (Затем) он встал, (что) увидел посланник Аллаха ﷺ, приказав подозвать его.

Когда (мужчина) подошел, (пророк) сказал: «Что ты знаешь из Кур’ана?». Он ответил: «Я знаю суру такую-то и такую-то», — перечислив их.

Тогда (пророк) спросил: «Ты знаешь их (суры) наизусть?». (Мужчина) ответил: «Да».

(Пророк) сказал: «Иди, ты уже владеешь ей (мы выдаем её замуж за тебя) за то, что ты знаешь из Кур’ана» (Муслим 3553, Бухари 5135).

Из этого хадиса относительно махра можно сделать ряд полезных выводов:

Что касается того, насколько большим может быть махр, то представление об этом нам даёт аят:

وَإِنْ أَرَدتُّمُ ٱسْتِبْدَالَ زَوْجٍ مَّكَانَ زَوْجٍ وَءَاتَيْتُمْ إِحْدَىٰهُنَّ قِنطَارًا فَلَا تَأْخُذُوا۟ مِنْهُ شَيْـًٔا ۚ أَتَأْخُذُونَهُۥ بُهْتَٰنًا وَإِثْمًا مُّبِينًا

«Если вы пожелали заменить одну жену другой и если одной из них вы дали [целый] кинтар (имущества в качестве махра), то не отбирайте ничего из этого. Неужели вы отберёте это лживо и совершив явный грех?» (4:20)

Под выражением кинтар (имущества) в аяте имеется ввиду большая сумма денег.

А какой махр давал сам посланник Аллаха ﷺ?

حَدَّثَنَا إِسْحَاقُ بْنُ إِبْرَاهِيمَ، أَخْبَرَنَا عَبْدُ الْعَزِيزِ بْنُ مُحَمَّدٍ، حَدَّثَنِي يَزِيدُ بْنُ عَبْدِ، اللَّهِ بْنِ أُسَامَةَ بْنِ الْهَادِ ح وَحَدَّثَنِي مُحَمَّدُ بْنُ أَبِي عُمَرَ الْمَكِّيُّ، — وَاللَّفْظُ لَهُ — حَدَّثَنَا عَبْدُ، الْعَزِيزِ عَنْ يَزِيدَ، عَنْ مُحَمَّدِ بْنِ إِبْرَاهِيمَ، عَنْ أَبِي سَلَمَةَ بْنِ عَبْدِ الرَّحْمَنِ، أَنَّهُ قَالَ سَأَلْتُ عَائِشَةَ زَوْجَ النَّبِيِّ صلى الله عليه وسلم كَمْ كَانَ صَدَاقُ رَسُولِ اللَّهِ صلى الله عليه وسلم قَالَتْ كَانَ صَدَاقُهُ لأَزْوَاجِهِ ثِنْتَىْ عَشْرَةَ أُوقِيَّةً وَنَشًّا ‏.‏ قَالَتْ أَتَدْرِي مَا النَّشُّ قَالَ قُلْتُ لاَ ‏.‏ قَالَتْ نِصْفُ أُوقِيَّةٍ ‏.‏ فَتِلْكَ خَمْسُمِائَةِ دِرْهَمٍ فَهَذَا صَدَاقُ رَسُولِ اللَّهِ صلى الله عليه وسلم لأَزْوَاجِهِ‏.‏

Абу Саляма ибн Абдуррахман рассказал: Я спросил Аишу, жену пророка ﷺ, о махре, который она получила. Она ответила: «Махр пророка ﷺ был равен 12 окий и нашш». А затем спросила: «Знаешь ли ты, что такое нашш?»

(Абу Саляма) ответил: «Нет». (Тогда она) сказала: «Нашш равен половине одной окии, а это 500 дирхамов. Такой махр пророк ﷺ давал своим женам» (Муслим 1426).

مُحَمَّدُ بْنُ عُبَيْدٍ، حَدَّثَنَا حَمَّادُ بْنُ زَيْدٍ، عَنْ أَيُّوبَ، عَنْ مُحَمَّدٍ، عَنْ أَبِي الْعَجْفَاءِ السُّلَمِيِّ، قَالَ خَطَبَنَا عُمَرُ رَحِمَهُ اللَّهُ فَقَالَ أَلاَ لاَ تُغَالُوا بِصُدُقِ النِّسَاءِ فَإِنَّهَا لَوْ كَانَتْ مَكْرُمَةً فِي الدُّنْيَا أَوْ تَقْوَى عِنْدَ اللَّهِ لَكَانَ أَوْلاَكُمْ بِهَا النَّبِيُّ صلى الله عليه وسلم مَا أَصْدَقَ رَسُولُ اللَّهِ صلى الله عليه وسلم امْرَأَةً مِنْ نِسَائِهِ وَلاَ أُصْدِقَتِ امْرَأَةٌ مِنْ بَنَاتِهِ أَكْثَرَ مِنْ ثِنْتَىْ عَشْرَةَ أُوقِيَّةً ‏.‏

Передается от Абу-ль-Аджфа’ ас-Сулями, да будет доволен им Аллах, что он рассказал:

«Сказал Умар ибн аль-Хаттаб, да будет доволен им Аллах: «Не чрезмерствуйте в брачных подарках для ваших женщин! Если бы это было чем-то почетным в этом мире или проявлением богобоязненности, то Пророк, мир ему и благословение Аллаха, был более достоин этого. Посланник Аллаха ﷺ, не дал брачным подарком ни одной из своих жен, а также не было дано ни за одну из его дочерей — более двенадцати окий (серебра)»» (Абу Дауд 2106, Тирмизи 1114).

И хотя, как мы видим, сам посланник Аллаха ﷺ обычно давал в качестве махра при женитьбе (а также брал за своих дочерей) денежную сумму, эквивалентную 1 487,5 граммам серебра, что на момент написания статьи составляет около 708$, Аллах указал в Своей Книге на то, что махр может быть и значительно более крупным (кинтар).

Вместе с этим, из предыдущего хадиса мы поняли, что махром может быть железное кольцо или какая-либо одежда — то есть вещи гораздо менее ценные в пересчете на денежный эквивалент.

Резюмируя можно сказать, что давать махр — является обязательным при заключении никях, а его размер не ограничен какими то строгими рамками, но должен быть разумным: не настолько маленьким, чтобы молодые люди относились к вопросу женитьбы легковесно, но и не настолько большим, чтобы препятствовать созданию семьи мужчинам со средним или низким материальным достатком.

Наиболее оптимальным видится индивидуальный подход при определении махра, который выражается в том, что если невесту устраивает внешность жениха, его нрав и религиозность, то нужно установить ему махр, исходя из его возможностей: если жених небогат, то не нужно слишком завышать махр, а если он относится к числу состоятельных людей, то нет ничего зазорного в том, чтобы попросить в качестве махра что-то более существенное.

Главное что нужно запомнить: нельзя допускать такой ситуации, когда завышенный махр становится неподъемным для жениха и препятствует тем самым заключению никях, ведь посланник Аллаха ﷺ говорил:

خَيْرُ الصَّدَاقِ أَيْسَرَهُ

«Лучший махр — это самый простой (или самый доступный)» (Байхаки 14721).

«Лучший никях — тот, который наиболее легко заключается» (Абу Дауд 2117, шейх Альбани назвал хадис достоверным).

إِنَّ مِنْ يُمْنِ الْمَرْأَةِ : تَيْسِيرَ خِطْبَتِهَا ، وَتَيْسِيرَ صَدَاقِهَا ، وَتَيْسِيرَ رَحِمِهَا

«Поистине, благословенна та женщина, чья помолвка была легкой, чей махр был небольшим, и которая быстро беременеет» (Ахмад 23957, Ибн Маджа 4095, шейх Альбани назвал хадис хорошим).

Уместно будет упомянуть известные аяты и хадисы с широким смыслом, которые указывают на цель Ислама — облегчать людям жизнь, а не усложнять её, что в полной мере относится как к вопросу никях в целом, так и к вопросу махра в частности. Так, Аллах сказал в Кур’ане:

يُرِيدُ ٱللَّـهُ بِكُمُ ٱلْيُسْرَ وَلَا يُرِيدُ بِكُمُ ٱلْعُسْرَ

«Аллах желает вам облегчения и не желает вам затруднения» (2:185)

مَا يُرِيدُ ٱللَّـهُ لِيَجْعَلَ عَلَيْكُم مِّنْ حَرَجٍ

А пророк ﷺ говорил:

يسروا ولا تعسروا، وبشروا ولا تنفرو

«Радуйте и не отвращайте! Облегчайте, а не усложняйте!» (Бухари 69, Муслим 1734).

إِنَّمَا بُعِثْتُمْ مُيَسِّرِينَ وَلَمْ تُبْعَثُوا مُعَسِّرِينَ

«Поистине, вы посланы, чтобы облегчать и не посланы, чтобы усложнять!» (Тирмизи 147).

Необходимо отметить, что махр необязательно отдавать непосредственно во время никях. По договоренности с будущей женой или её опекуном, это можно сделать также и позже, уже после никях (единоразово или частями).

Так, Аллах говорит в Кур’ане:

وَإِن طَلَّقْتُمُوهُنَّ مِن قَبْلِ أَن تَمَسُّوهُنَّ وَقَدْ فَرَضْتُمْ لَهُنَّ فَرِيضَةً فَنِصْفُ مَا فَرَضْتُمْ إِلَّآ أَن يَعْفُونَ أَوْ يَعْفُوَا۟ ٱلَّذِى بِيَدِهِۦ عُقْدَةُ ٱلنِّكَاحِ ۚ وَأَن تَعْفُوٓا۟ أَقْرَبُ لِلتَّقْوَىٰ ۚ وَلَا تَنسَوُا۟ ٱلْفَضْلَ بَيْنَكُمْ ۚ إِنَّ ٱللَّـهَ بِمَا تَعْمَلُونَ بَصِيرٌ

«Если же вы разведётесь с ними до того, как коснулись их, но уже определив для них обязательный (махр), то отдайте им половину его, если только они не простят (его вам) или не простит тот, в чьих руках брачное соглашение. Если вы простите, так будет ближе к богобоязненности. Не забывайте оказывать милость друг другу! Поистине, Аллах видит то, что вы совершаете» (2:237)

Из этого аята становится ясно, что допускается выдача махра жене уже после заключения никях и после вступления в половую близость.

При этом, в случае развода, если имела место быть половая близость, то махр в полном объеме остается у жены. Если же решение о разводе было принято до того, как супруги сблизились, то полагается оставить жене половину махра.

В случае, если произошло расторжение брака по инициативе жены с компенсацией мужу (хуль), то жена должна возвратить махр мужу.

Также важно отметить, что супруга может отказаться по своей инициативе от махра или его части после того, как его размер уже был определен. На это указывает аят:

وَلَا جُنَاحَ عَلَيْكُمْ فِيمَا تَرَٰضَيْتُم بِهِۦ مِنۢ بَعْدِ ٱلْفَرِيضَةِ ۚ إِنَّ ٱللَّـهَ كَانَ عَلِيمًا حَكِيمًا

«На вас не будет греха, если вы договоритесь по поводу обязательного вознаграждения после того, как определили его. Поистине, Аллах — Знающий, Мудрый» (4:24)

Источник

Махр на никах. Подарок на никах невесте. Какой махр дарить

Махр невесты
Цена махр
Какой махр просить
Махр у татар

Что такое махр на никах.

Махр в Исламе обязательно

Всем привет! Моя статья будет посвящена никах, мусульманской свадьбе, мусульманской женитьбе. Зачастую народные традиции и обычаи вплотную пересекаются с религией, из-за чего появляется путаница чтения тех или иных положений Ислама.
Сегодняшняя тема — это махр и традиции мира. Что такое махр? Он занимает одно из главных условий совершения никах.

Всего мусульманские ученые выделяют 4 основных условия:
1. Благословение родителей. Некоторые ученые говорят, что это условие, а некоторые, что это желательное действие.
2. Наличие свидетелей. Никах не должен быть скрыт.
3. Люди, сочетающиеся браком, должны быть мусульманами, так же новобрачная может быть либо христианкой, либо иудейкой.
4. И четвертое условие, которое оговаривается большинством мусульманских ученых — это махр.

Махр что это такое в Исламе. Как называется подарок жениха невесте на никах

Махр — это подарок, который муж выделяет или, другими словами, дарит своей будущей супруге (только ей, а не семье) при заключении брака. Поэтому стоимость махра указывает невеста, а не её семья, как в случае с калымом. Как я и сказал, он является главным условием действительности брака, поэтому на него стоит тоже обращать особое внимание. В различных культурах существует различное отношение к махру и у нас в России с годами тоже сформировалось определенное отношение к махру. Очень часто махр путают с таким понятием, как калым. Калым — это некий брачный дар или некое имущество, которое передается семье новобрачной от семьи жениха.

Разница калым и махр. Калым в каких странах. Какой калым за невесту

В Древности у нас здесь на территории Татарстана, Поволжья среди мусульман (татар, башкир) тоже был распространено такое понятие, как калым. Сейчас оно потихонечку себя исчерпало, то есть, такого в принципе практически не осталось. Издревле, в качестве калыма семья жениха передавала семье суженой крупный или мелкий рогатый скот, а так же гусей или какое-то имущество. Например, когда жених брал замуж девушку, то он даровал её семье скот, либо заранее оговоренные деньги, а невеста уже приезжала к жениху с большим сундуком приданного, в котором были и скатерти, и какие-то постельные принадлежности (подушки, одеяла), посуда. Все это остается больше в истории, но в некоторых азиатских странах, на Северном Кавказе, а так же в арабских странах по-прежнему остается такое понятие, как калым, т. е. это выкуп новобрачной родителями жениха или самим женихом.

Цена и размер махр

Все это колеблется в разных ценовых категориях, раз уж мы заявили о том, что у нас есть махр, то в разных регионах, в разных культурах он бывает совершенно разный. Если вот говорить о Киргизии, то дают одну кобылу или одну лошадь, средняя стоимость которой составляет около 1000 долларов, для матери и родственниц невесты так же даются какие-то подарочки. Так же если брать Туркмению, то средний такой выкуп невесты составляет около 1000 евро, так же помимо этого выкупа новобрачный отправляет в дом суженой огромное количество различной мебели, техники и т.д.

Что касается арабских стран, тут тоже есть определенная проблема в том, подарок, который невеста просит перед никах всегда очень дорогой и для того чтобы его выплатить, молодые люди готовятся и копят чуть ли не с самого раннего возраста. Поэтому среди арабов средний возраст женихов составляет 30−35 лет, и, если невеста может быть младше, то женихи в Египте, в Сирии или Саудовской Аравии значительно старше. Так происходит, потому что в арабских странах не принято наживать имущество вместе с мужем, как это принято у нас, а уже приходить на все готовое. Такая тенденция из арабских стран тоже к нам потихонечку приходит, и многие женщины тоже не планируют совместно наживать имущество вместе со своим мужем, а хотят получить это уже сегодня и сразу. Все, что я написал называется калымом, выкупом и к Исламу никакого отношения не имеет.

Махр на никах сумма

Расскажу все же о махре, о его размере. Как ученые говорят, что махр — это любое имущество, которое не имеет максимального показателя, то есть женщина может запросить абсолютно любой объем свадебного подарка и никто не может установить верхний предел, верхняя планка не ограничена и женщина-мусульманка имеет право потребовать от своего будущего супруга абсолютно все. Что касается нижнего предела, нижней планки, то здесь есть определенные ограничения, он равняется 10 дирхамом, это 30 грамм серебра. То есть это сумма порядка 5−6 тыс. рублей и она является минимальной.

Что попросить на махр. Махр что просить.

Свадебный дар существует в двух вариантов:

Махру-мугаджаль «досрочный»: нужно подарить сразу же после церемонии бракосочетания. После церемонии никах выплата такого подарка становится Ваджибом (обязательное в шариате правило, имеющее веские доказательства). Оттягивание выплаты не дозволяется.

Когда дарить махр

Меня не перестают покидать вопросы от молодоженов: «А когда дарить сам махр, в какой момент?» Вот мы и подходим к моменту когда нужно вручить этот долгожданный подарок невесте.
В ходе чтения никаха, хазрат может попросить жениха продемонстрировать перед любимой и присутствующими гостями свадебный подарок, но пока не дарить его. После прочтения самого никах, хазрат может попросить молодожен встать со своих мест (если они сидят далеко друг от друга) и торжественно подарить. В случае если они сидят рядом, можно подарить не вставая, но стоит торжественно продемонстрировать, так как это должен запечатлеть фотограф и видеограф.

Если это кольцо, то чаще всего жених одевает его на палец и невеста потом может похвастаться всем гостям, показать руку с кольцом. Если же это другой вид украшений (серьги, кулон, цепочка и т. п.), то такой подарок не стоит одевать на невесту, потому что не у всех получится с первого раза. Это будет выглядеть нелепо, гости будут «хихикать», а жених краснеть от стыда. Проще и удобнее вручить подарок в руки невесты.

К примеру если подарок не является украшением и является крупным, к примеру, автомобиль или квартира, то можно просто подарить ключи.
О самом подарке (махр) пишется в Свидетельстве о Никах, который вручается после чтения церемонии молодоженам, в этот момент желательно тоже попозировать фотографу, чтобы запечатлеть этот исторический момент.

Смысл махра заключается в том, что в случае, если пара разводятся по инициативе мужа, невеста в течении трех месяцев должна прожить на стоимость махра. Три месяца ей дается для того, чтобы убедиться в том, что она не беременна от своего мужа, после трех менструальных циклов очищения, она имеет право выйти замуж за другого молодого человека.

Источник

Что такое махр? Хадисы и аяты о махре.

Что такое магар у мусульман. Смотреть фото Что такое магар у мусульман. Смотреть картинку Что такое магар у мусульман. Картинка про Что такое магар у мусульман. Фото Что такое магар у мусульман

В Священном Коране говорится: «Даруйте жёнам от чистой души их махр. А если они по доброй воле откажутся от него, то вкушайте это во благо и в удовольствие» (сура «Ан-Нисаъ», аят 4).

Махр — это подарок, который муж выделяет или, другими словами, дарит своей будущей супруге (только ей, а не семье) при заключении брака.

Махр не является условием никаха, но он так же необходим, как и содержание семьи. Поэтому никах, произведенный без определения махра, считается действительным, но женщина при этом получает право на такое количество махра, какое принято выплачивать в той местности, где совершен никах. Это называется «махру мисли». Ханафиты считают, что никах без махра хотя и действителен, но нежелателен. Кроме того, после заключения брака выплата махра становится ваджибом (должным). Однако согласно предписаниям остальных трех мазхабов, без определения махра никах считается недействительным. Поэтому нужно серьезно отнестись к нему и во время никаха обговорить сумму или вид махра. В наши дни многие семьи и молодые люди ничего не знают о махре, и поэтому акт бракосочетания совершают, не обговаривая количество и вид махра. Выплата махра является фардом.

Сообщается от Анаса ибн Малика, да будет доволен им Аллах, то, что посланник Аллаха (да благословит его Всевышний), однажды увидел Абд ар-Рахмана, который явился умащенный шафраном (в другой версии хадиса сказано: «…и халюком» (Как сказано в «ан-Нихайа», шафраном и халюком умащались женихи. Халюком называется известное благовоние, преимущественно красного и желтого цветов, изготовленное из смеси шафрана с другими видами благовоний). Посланник Аллаха, да благословит и приветствует его Аллах, спросил: “Что с тобой?” Абд ар-Рахман ответил: “О, Посланник Аллаха! Я женился на женщине (из числа ансаров)”. Посланник Аллаха, да благословит и приветствует его Аллах, спросил: “А что ты подарил ей в качестве брачного дара?” Абд ар-Рахман ответил: “Немного золота весом в один нават”. (Ибн аль-Асир в «ан-Нихайа» сказал: «“Наватом” (араб. букв. «косточка плода») называли меру веса, равную пяти дирхемам). Тогда Посланник Аллаха, да благословит и приветствует его Аллах, сказал: “Да ниспошлет Аллах тебе благословение! Устрой угощение, и заколи хотя бы одного барана». Аль-Бухари (5153) и Муслим (1427).

Шариатом не обозначено определенная сумма махра, которую нельзя переходить. Но в исламе приветствуется, чтоб эта сумма была уменьшена и была небольшой.

Аль-Байхаки (14721) передал, что Пророк (мир ему и благословение Всевышнего) сказал: «Лучший махр – это самый простой (или самый доступный)».

И Пророк (ми рему и благословение Всевышнего) сказал мужчине, который хотел жениться: «Найди (что-нибудь в качестве приданого), даже если это будет железное кольцо» (Бухари, Муслим).

Абу Дауд (2117) передал, что Пророк (мир ему и благословение Всевышнего) сказал: «Лучший брак тот, который легче заключить». Шейх аль-Альбани назвал хадис достоверным.

Сказано в «Аун аль-Мабуд»: «Это значит брак, легкий для мужчины в вопросе махра и других делах». Аль-Аляма аш-Шейх аль-Азиз сказал: «Это значит с самым низким махром и самым быстрым принятием предложения».

Ахмад (23957) и Ибн Маджа (4095) передали от Аиши (да будет доволен ею Аллах), что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего) сказал: «Поистине, благословенна та женщина, чья помолвка была легкой, чей махр был небольшим, и которая быстро беременеет». Шейх аль-Альбани назвал хадис хорошим, «Сахих аль-Джами», 2235.

Ат-Тирмизи (1114) передал, что Умар ибн аль-Хаттаб (да будет доволен им Аллах) сказал: «Не увеличивайте выкупа за женщин. Если бы выкуп был благословенен в этой жизни и благочестием в загробной, то пророк, да благословит его Аллах и приветствует, опередил бы вас в этом и дал бы вам соответствующее указание. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, не платил за своих жен, и не брал выкупа за своих дочерей больше, чем двенадцать унций». «Сахих ат-Тирмизи». Одна унция равна сорока дирхемам, а вес одного дирхема – 2.975 гр.

Ибн Маджа (1887) передал, что Умар ибн аль-Хаттаб сказал: «Давая приданное женщине, не переходите границ, потому как если это было знаком чести и достоинства в этом мире или знаком набожности перед Аллахом, тогда Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, сделал бы это до вас. Но он не давал ни одной из своих жен и ни одной из своих дочерей больше двенадцати укия. Мужчина может увеличивать сумму приданного, до тех пор, пока не почувствует негодование к ней и скажет: «Ты стоишь мне всех денег, которые у меня есть, и приносишь мне трудности».

Сказал Ас Синди в шархе: ««Не переходите границ» означает, что не следует чрезмерно увеличивать приданое. «Мужчина может увеличивать сумму приданного, до тех пор, пока не почувствует негодования» то есть до тех пор, пока он не начнет ненавидеть невесту, одновременно выплачивая долги из-за большого махра, так как слишком тяжело накопить нужную сумма, а он не подумал об этом». (Хаашийат аль-Синди аля Ибн Мааджа)

Двенадцать укия = 480 дирхамов, то есть примерно 135 серебряных риалов (134,4). Таким был махр дочерей и жен пророка (да благословит его Аллах и приветствует).

Абу Дауд (2125) и ан-Насааи (3375) передал от Ибн Аббаса, что Али сказал: «Я женился на Фатиме (да будет доволен ей Аллах) и сказал: «О Посланник Аллаха, позволь мне продолжить брак». Он сказал: «Дай ей что-нибудь». Я сказал: «У меня ничего нет». Он сказал: «А где твой щит Хутами(?)?» Я ответил: «Он при мне». Тогда он сказал: «Отдай его ей».

Таков был махр Фатимы, дочери Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, которая будет лидером женщин в Раю. Это подтверждает тот факт, что в Исламе махр не является самоцелью.

Всевышний Аллах сказал: «На вас не будет греха, если вы разведетесь с женами, не коснувшись их и не установив для них обязательное вознаграждение (брачный дар). Одарите их разумным образом, и пусть богатый поступит по мере своих возможностей, а бедный – по мере своих. Такова обязанность творящих добро» (Сура «Корова», аят 236).

Говорит шейх АбдуРрахмаан Ас-Саади в толковании этого аята: «О мужья! Вы не совершите греха, если разведетесь со своими женами, которых вы не коснулись и которым не установили обязательный брачный дар, даже если подобный поступок разрушит надежды женщины. Утешением для нее в этом случае является подарок, и поэтому вы обязаны одарить их из своего имущества в соответствии со своими возможностями. Богатый должен сделать разведенной жене подарок по мере своих возможностей, а нуждающийся – по мере своих скромных возможностей. Размеры этого подарка зависят от общепринятых обычаев и могут различаться в зависимости от обстоятельств. Такова обязанность добродетельных мужчин, и вы не имеете права дарить разведенным женам меньше того, что они заслуживают. Вы стали причиной того, что у них появилось желание выйти замуж. Вы поселили в их сердцах надежду, но не дали им то, на что они рассчитывали, и поэтому вы обязаны утешить их достойным подарком.Как же прекрасно это Божье предписание! Как же ясно оно свидетельствует о мудрости и милости Законотворца! Чьи законы могут быть лучше законов Аллаха для людей, обладающих твердой убежденностью. ». (Конец цитаты из тафсира Ас-Саади).

Говорит ибн Касир в толковании этого аята: «Ибн Аббас, Таус, Ибрахим, аль-Хасан аль-Басри сказали: «Прикасание к жёнам здесь означает половое соитие, мужу разрешается развестись с женой до полового совокупления, также дозволяется оставить ей брачный подарок (махр), это будет служить ей утешением, ибо развод может разбить ей сердце. Аллах повелевает мужу оставить ей утешительный подарок в соответствии с его возможностями. Богатому по мере его возможностей, а бедному – по мере его возможностей. Согласно установленным обычаям»».

Учёные разошлись во мнениях по поводу того, что обязателен ли утешительный подарок для каждой разведённой женщины или только для той, которой дали развод до уединения с ней?

Первое мнение гласит, что подарок следует давать любой разведённой женщине из-за общего характера слова Аллаха:«И для разведенных — пользование по обычаю, как должно богобоязненным». (2:241)а также слова Всевышнего Аллаха:«О Пророк! Скажи своим женам: «Если вы желаете мирской жизни и ее украшений, то придите, и я наделю вас благами и отпущу красиво». (33:28),таким образом, утешительный подарок обязателен, независимо от того, было ли уединение или его не было. Это мнение Абу аль-Алия, аль-Хасана аль-Басри, а также одно из мнений аш-Шафии.

Второе мнение гласит, что подарок следует давать обязательно, если развод произошёл до совокупления, и подарок был обговорён заранее, исходя из того, что Всевышний Аллах сказал: «О те, которые уверовали! Если вы вступаете в брак с верующими женщинами, а затем объявляете им развод до того, как вы коснулись их, то они не обязаны перед вами выжидать срок. Одарите их и отпустите их красиво». (33:49)

Шу’ба и другие передают от Саида ибн аль-Мусаййба, что этот аят из суры «Сонмы» (33:49) отменил аят (2:236) из суры «Корова». Аль-Бухари передаёт в своём Сахихе от Сахля ибн Саада и Абу Усайда, что они сообщили: «Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) женился на Амиме бинт Шархабил. Когда он протянул к ней руку, то будто бы ей это не понравилось. Тогда он повелел Усайду приготовить её вещи и подарить ей две голубые одежды». Сахих аль-Бухари 5257

Третье мнение гласит, что обязательно следует давать утешительный подарок разведённой женщине, если с ней не произошло уединения, и при этом приданое (махр) не было обговорено. Ведь если произошла половая близость, то следует выплатить приданое полностью. Если же приданое было обговорено, и при этом произошёл развод до совокупления, то ей положено отдать половину обговорённого приданого. Данный священный аят (2:236) говорит о женщинах, которым дали развод до совокупления, а приданое их не было обговорено, таким образом подарок будет служить им утешением. В аяте речь идёт об обязательности утешительного подарка. Это мнение ибн Умара и Муджахида.

Некоторые учёные считают желательным дарение утешительного подарка всем разведённым женщинам. Это же подразумевается в аяте (33:49). Поэтому Аллах сказал: «И для разведенных пользование по обычаю, как должно богобоязненным». (2:241)

Другие учёные считают, что дарение утешительного подарка является желательным действием во всех случаях развода.

Далее Аллах сказал:(237) А если вы дадите развод раньше, чем прикоснетесь к ним, но уже обусловив для них условие, то им — половина того, что вы обусловили, разве только они извинят и извинит тот, в руке которого брачный союз. А если вы извините, то это — ближе к богобоязненности. И не забывайте благости между собою,- ведь Аллах видит то, что вы делаете!

В этом священном аяте речь не идёт о выдаче утешительного подарка, о котором говорилось в предыдущем аяте (2:236). Этот аят обязывает при разводе до совокупления выплату половины махра, назначенного при брачном договоре. В то время как дарение мут’а(утешительного подарка) является добровольным, о чём говорилось в предыдущем аяте, то выплата половины назначенного махраявляется обязательным минимумом по единогласию всех учёных, исходя из этого аята. Как явствует из аята, если развод происходит до сближения с невестой, для которой уже установлены отступные обязательства, то за ней оставляют половину отступных. Если бы супруги уже вели совместную жизнь в качестве мужа и жены, томахр принадлежал бы жене полностью и при разводе сполна остался бы за ней. А поскольку, они еще не жили вместе, ей причитается половина. По меньшей мере три известных правоведа считают, что даже если совокупления не произошло до развода, махр полностью полагается разведённой жене. Так считал аш-Шафии в своих ранних трудах.

Подобные сообщения передают от праведных халифов.

Слово Аллаха: «Если только они не простят»,– если женщина простит всё, на что имеет право от мужа. В таком случае муж ничего ей не должен.

Ас-Судди передаёт, что ибн Аббас сказал по поводу аята:«Если только они не простят»– если простит и откажется от своих прав женщина до этого бывшая замужем, не являющаяся девственницей.

Имам Абу Мухаммад ибн Аби Хатим (да смилуется над ним Аллах) сказал, что такого же мнения придерживаются: Шурайх, Саид ибн аль-Мусаййиб, Икрима, Муджахид, аш-Шааби, аль-Хасан, Нафи, Катада, Джабир ибн Зайд, Ата аль-Хурасани, ад-Даххак, аз-Зухри, Мукатиль ибн Хаййан, ибн Сирин, ар-Раби ибн Анас и ас-Судди.

Ибн Абу Хатим передаёт, что Амр ибн Шуайб передал от своего деда о том, что посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:«Муж – обладатель брачного договора». Этот же хадис передал ибн Мардувайх, и это мнение предпочёл ибн Джарир.

Хадис свидетельствует о том, что все узы брака в руках у мужа, ибо он имеет полномочие заключить брак, а также расторгнуть его.Однако он не может распоряжаться имуществом или махром жены или дарить его кому-либо.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *