Что такое лжесвидетельство в православии

За нарушение этой заповеди будут расплачиваться потомки

Что такое лжесвидетельство в православии. Смотреть фото Что такое лжесвидетельство в православии. Смотреть картинку Что такое лжесвидетельство в православии. Картинка про Что такое лжесвидетельство в православии. Фото Что такое лжесвидетельство в православии

– Отче, девятая заповедь велит: «Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего». Почему люди прибегают к ложным свидетельствам?

– Главная причина заключается в человеческой самости, самолюбии. Когда человек живет только для себя, в свое удовольствие, тогда все другие люди вокруг – это винтики, которые он использует для достижения своих целей. Среди этих людей могут быть и ближние, и дальние. И если кто-то не угождает ему, не делает так, как ему хочется, тогда идут в ход лжесвидетельства, чтобы таким образом приструнить этого человека, чтобы он всегда исполнял исключительно его волю. Корень – в самости.

Классический ветхозаветный пример лжесвидетельства находим в 3-й Книге Царств, 21-й главе, где говорится о царе Ахаве, которому очень понравился виноградник Навуфея. Царь захотел завладеть этим виноградником и позвал владельца, предложил деньги, серебро и даже хотел дать ему виноградник в другом месте, но Навуфей отказался идти на такую сделку, потому что виноградник был очень дорог ему, достался по наследству от отца, деда. Навуфей сказал об этом Ахаву и не намеревался виноградный участок отдавать.

И вот Ахав «возмутился духом», а его жена Иезавель, увидев беспокойство мужа, сразу предложила выход.

– Зачем ты печалишься? Я все решу.

Она разослала письма старейшинам города, созвали суд, вызвали Навуфея, подкупили двух лжесвидетелей, которые оклеветали его, мол, он выступал против царя. Такое себе политическое обвинение. И обвиненного, согласно Закону, побили камнями. Так Ахав завладел виноградником.

Пророк Илия обличил царя за это и пообещал ему и его жене Иезавели разные кары. После обличительных слов пророка, Ахав смирился и раскаялся в своем беззаконном поступке. Тогда Господь через пророка Илью вынес другой приговор: Ахав не пострадает, но потомки его будут истреблены. Через какое-то время это пророчество полностью исполнилось.

– То есть потомки лжесвидетелей расплачиваются за грехи своих отцов?

– Получается так. Если не сам человек страдает за неправду, то его наследники обязательно несут ответственность за лжесвидетельство. Беззаконие записывается в памяти. И если не было покаяния, то цепочка вины тянется до тех пор, пока этот род не истребится. Не зря сказано святым пророком Давидом, что погубит Господь всех глаголющих ложь (Пс.5:7).

Другой яркий пример лжесвидетельства мы встречаем в Новом Завете. Христа привлекли к суду и, чтобы предать его смерти, начали искать лжесвидетельства. Два клеветника стали утверждать: Иисус говорил, что разрушит храм и за три дня воздвигнет его.

Это было «доказательством» Его вины на беззаконном суде.

– Какова причинно-следственная связь лжесвидетельства? Как люди приходят к этому? Ведь не сразу же на это решаются? Какие предпосылки?

– Человек клевещет на другого, когда теряет связь с Богом через свои грехи и страсти: сребролюбие, зависть и т. д.

Сегодня можно наблюдать бесконечные разбирательства в судах. Даже близкие и родные люди из-за каких-то квадратных метров готовы перегрызть друг друга и решаются на лжесвидетельства. Бывает, в селах за колодец, который расположен на границе участков, судятся. Эта картина сплошь и рядом.

Моя мама была председателем сельсовета и все время сталкивалась с такими ситуациями: постоянные разбирательства, заявления, кляузы друг на друга. Это было в порядке вещей.

– В селе свои дележи, в городе – более крупные запросы, в среде чиновников иные методы обогащения.… А в результате – лжесвидетельства. Что с этим делать? Как от них избавиться?

– У клеветника нет страха Божьего. Нет любви. Лишь присутствует какая-то расчетливость, зачастую материального плана. Как мы можем противостоять ему? Верою и любовью. Не надо на ложь отвечать ложью.

– Если против тебя направлена такая кампания, что нужно делать?

– Не надо использовать те же средства. Нельзя поступать по ветхозаветному принципу: око за око. Прежде всего следует пожалеть человека, который клевещет. Его совесть мучает душу, он не спокоен, не мирен духом. Наша основная защита – молитва о лжесвидетеле.

В Ветхом Завете есть такой пример. Когда Иосиф служил в доме египетского вельможи, то его оклеветала жена вельможи, мол, еврей хотел с ней переспать.

Сидя в тюрьме, он пытался найти себе каких-то ходатаев. Он, например, предсказал благую участь царского виночерпия и попросил у него: «Когда будешь наливать вино царю, тогда вспомни, что я сделал тебе благое, доброе дело».

Господь не дал бы ему такого провидческого дара, если бы он не молился и потерял веру. Если бы он пребывал в ожесточенном, озлобленном состоянии, то, конечно, не смог бы пророчествовать и его судьба бы не изменилась.

Виночерпий через некоторое время был освобожден и во время застолья, разливая вино, шепнул царю на ухо, что Иосиф несправедливо сидит в тюрьме. И его освободили.

Именно молитвенная связь с Богом – самое сильное средство против клеветы.

Добавлю еще пример из относительно недавней истории. Выпускник и преподаватель Киевской духовной академии архимандрит Антонин (Капустин), когда был начальником Русской духовной миссии в Иерусалиме, постоянно терпел всякую клевету и напасти как от своих, так и от чужих. Как же он спасался от этого? Он ежедневно, утром и вечером, старался молиться в храме на Богослужении. Об этом свидетельствуют его дневниковые записи. В результате, несмотря на все чинимые ему препятствия, он столько сумел сделать полезного для паломников на Святой земле, сколько никто другой бы не смог сделать даже при самых благоприятных условиях.

– Лжесвидетельство приобретает огромные масштабы. Не брезгует этим и ТВ, где без зазрения совести отказываются от вчерашних слов, лгут.

– Это результат полного равнодушия, формального отношения к Богу, к заповедям. Ничего нет нового под солнцем. Оно всегда было в мире, в большей или меньшей степени. В советское время тоже исходила сплошная ложь со всех СМИ, на государственном уровне в том числе.

Правда, в советское время многие люди еще умели различать, где черное, а где белое. По-видимому, тогда еще сохранялся иммунитет против лжи, добытый предыдущими поколениями, воспитанными в православной вере, на заповедях Божиих.

А сейчас этот иммунитет разрушен или очень слабенький. Большинству людей очень сложно разобраться, где правда, а где ложь. При том, что еще и Церковь пытаются всячески дискредитировать.

– А как Церковь должна реагировать на то, что на Нее клевещут?

– Есть две противоположные точки зрения. Одни считают, что нужно молиться и ничего не предпринимать. Другие утверждают: нужно бить в набат, во все колокола и сразу разоблачать неправду.

– Какая позиция Вам ближе?

– Истина всегда на золотой середине. Нужно и молиться, и не бездействовать. Нужно сочетать и то, и другое.

Если мы будем только молиться и ничего не будем предпринимать, то под лежачий камень вода не потечет. А если мы начнем действовать, забыв о Боге, – ничего не добьемся без Божьего благословения и содействия.

Когда теряется связь с Богом, когда мы начинаем бороться за правду, но при этом забываем о молитве, ситуация лишь усугубляется.

А с молитвой всегда виден просвет. Господь не дает искушений больше, чем мы можем перенести.

Источник

Лжесвидетельство

Кажется, его звали отец Василий, но точно не знаю. Совсем старенький был батюшка, ветхий с виду. Прихожане говорили, что ему девяносто с чем-то лет, и долгие годы он сидел по тюрьмам и лагерям как исповедник Христов.

Видела я батюшку один-единственный раз в Коломенском храме Казанской Божией Матери, но его проповедь, произнесённая в первый день Великого поста, помнится и поныне.

— Пост это время духовной весны и время подвига, — говорил батюшка. — А подвиг, мои родные, требует сил. Вот я сегодня испёк в духовке две картошечки и очень сытно поел. И вы, мои хорошие, не измождайте себя постом. Вы кушайте, кушайте.

Что такое лжесвидетельство в православии. Смотреть фото Что такое лжесвидетельство в православии. Смотреть картинку Что такое лжесвидетельство в православии. Картинка про Что такое лжесвидетельство в православии. Фото Что такое лжесвидетельство в православии

Каким же светлым надо быть человеком, чтобы так светло думать о людях, полагая, что мы, как аскеты древности, будем измождать себя в подвигах поста. А мы и не изнуряли себя. Постились, конечно, строго по Уставу, но со временем настолько преуспели в кулинарном искусстве, что постный обед превращался в пир.

Иногда это было полезно в педагогических целях. Помню, однажды студент-паломник попросил меня поговорить с его мамой, не раз плакавшей из-за того, что сын в посты не ест мяса, а без белков организм обречен на анемию. После великопостной воскресной службы пришли они с мамой к нам домой, а у нас в тот день на обед были чечевичные котлеты, внешне похожие на мясные.

— Как — вы мясо в пост едите? — удивилась мама, а, распробовав, восхитилась. — Потрясающе вкусно, вкусней мясных котлет! Как вы их готовите?

— Элементарно. Перемалываем на мясорубке отварную чечевицу, добавляем много лука, чеснока и чуточку хлеба. Можно добавить щепотку крахмала, чтобы котлеты не разваливались.

В общем, мама ушла от нас успокоенная, потому что чечевица — это тоже белки.

Но самый долгий кулинарный марафон мы пережили с верной женой Натальей, потратившей немало сил, чтобы привести в церковь своего любимого мужа Толика. Привела. Анатолий уверовал, но посты почему-то не признавал. Между тем, это был блестяще образованный человек. В своё время Анатолий окончил философский факультет, но вскоре обнаружил, что в условиях рыночной экономики его философия никому не нужна. О своей жизни он рассказывал так: «Недавно прочитал в газете объявление: “Даю уроки математики, выгуливаю собак, а также лужу, паяю и клею обои”. Вот и я “лужу, паяю” и хватаюсь за любую подработку».

Временами семья жила лишь на зарплату жены, хотя Анатолий старался, как мог: подрабатывал репетиторством и писал диссертации за «хитрованов». Так он называл разбогатевших вороватых нуворишей, одержимых стремлением выглядеть в глазах общества утончёнными интеллектуалами.

Свою первую и неожиданно высокую зарплату Анатолий стал получать только тогда, когда его пригласили на работу в газету, призывающую доверчивых читателей лечиться исключительно силами природы. Это была газета счастья, вселяющая в людей лучезарные надежды, потому что, если приложить к больному месту лопух или выпить отвар какой-нибудь хламидомонады, то вам гарантировано исцеление от рака, бесплодия и даже от старости. Журналисты, не отходя от гонорарной кассы, сочиняли письма благодарных читателей, а также публиковали советы астрологов и модных ныне неоязычников, пишущих слово «природа» с большой буквы, а «Бог» — с маленькой. Газета, как нефтяная скважина, давала издателю хороший барыш. Но много денег не бывает, и однажды издатель заметил своё упущение — в церковь, оказывается, ходит уйма народа, а у него не охвачен православный электорат. И тогда он пригласил на работу Анатолия, поручив ему писать о православии.

Первое время наш Толя летал на крыльях и не только потому, что семья, наконец-то, выбилась из нужды. Самое главное, он нашёл дело своей жизни и настолько увлёкся богословием, что в поисках истины сидел ночами над книгами.

А поиски истины неизбежно приводят к тому, что душа вдруг начинает ощущать зловоние лжи. И вскоре Анатолия замутило от этой газетёнки, где фотографии православных храмов соседствовали с шаманскими амулетами и прочей бесовщиной. Теперь он говорил о себе словами Есенина: «Розу белую с чёрной жабой я хотел на земле повенчать». Но куда идти работать? Куда?

Как раз в ту пору знакомый иеродиакон пожаловался мне, что вот поручили ему издавать православный журнал, а только нет у него людей, понимающих хоть что-то в журнальном деле. Иеродиакон был человек с юмором и рассказывал:

— После армии я заведовал сельским клубом. И однажды на совещании культпросветработников министр Фурцева произнесла свою знаменитую фразу: «Культурки бы нашим работникам культуры побольше, а ведь так замечательные люди». Вот и вокруг меня одни замечательные люди. Понимаете?

Иеродиакон искал сотрудников для журнала, а Анатолий — работу. И Господь свёл их однажды в Оптиной пустыни. Иеродиакону понравились статьи Анатолия, и он пригласил его на работу в журнал, предупредив честно, что зарплата у них, к сожалению, мизерная.

— Я хочу свидетельствовать о Христе, — твёрдо сказал Анатолий.

Он даже начал поститься, но постоянно срывался и насмешливо говорил жене, что редька с квасом, конечно, могучее средство для умножения добродетелей, но лучше без ханжества позавтракать яичницей.

— Толика надо переубедить! — взывала ко мне Наталья.

Словом, однажды Великим постом Наталья уговорила мужа и иеродиакона пожить неделю в монастыре, и я давала им в эти дни образцово-показательные постные обеды. И чего только не было на столе! Рассыпчатая отварная картошечка со свежим укропом, а к ней грибной жульен, малосольные огурчики, очень сладкие помидоры, маринованные в соке красной смородины, домашняя капуста-провансаль, плов с курагой и черносливом, соте из баклажанов, лобио по-грузински с орехами, щи по-валаамски с кислой капустой и грибами, запеканка из тыквы с изюмом — всего не перечислишь. А на десерт шли пироги — постный яблочный пирог с корицей, пирожки с курагой, с грибами, с фасолью и король поста пирог «Луковник».

— Так я готов поститься каждый день, — сказал Анатолий и спросил иеродиакона. — Но всё-таки я до конца не пойму, а почему непременно надо поститься?

— Потому что чревоугодие — это первый грех человечества. И когда Адам съел плод от древа познания добра и зла, человечество проиграло своё важнейшее сражение: люди, сотворённые Господом бессмертными, стали смертными.

— А почему нельзя вкушать плодов от древа познания добра и зла?

— Чтобы не возрастать в познании зла. А мы здесь уже так преуспели, что даже дети подчас отравлены скверной.

Вот один из уроков жизни — нельзя никого осуждать, ибо однажды сбывается сказанное: «Многие же будут первые последними, а последние первыми». (Мф. 19, 30.) Анатолий и Наталья теперь постились строго по-монашески. Мы же, честно говоря, обходились без елея только в первую и последнюю седмицу Великого поста и выпросили благословение у батюшки, чтобы в остальные недели готовить всё же на постном масле.

— Можно прекрасно обойтись без елея, — наставляла меня Наталья. — Я, например, толку бруснику с чесноком, разбавляю водой с добавлением сахара. А отварная картошка с брусничным соусом — это вкусно и очень полезно.

Недавно Наталья привезла мне рецепт наивкуснейшего, по её словам, постного торта. Я нехотя переписывала рецепт слишком хлопотного в приготовлении лакомства. Анатолий с иеродиаконом в это время искали в Интернете какую-то нужную им статью и вдруг наткнулись на сообщение — умерла Марина Журинская, в крещении Анна. А Марина Андреевна — это целая эпоха в православной журналистике. Помолились мы об упокоении рабы Божьей Анны, погоревали. А Анатолия потянуло заново перечитать её статьи. После смерти человека его слова и поступки обретают особенный смысл. И Анатолия поразило одно высказывание Марины Андреевны: «Мы должны свидетельствовать о Христе СВОЕЙ ЖИЗНЬЮ ВО ХРИСТЕ, — утверждала она. — Потому что свидетельство о Христе исключает лжесвидетельство. А когда мы говорим одно, а делаем другое — это и есть лжесвидетельство».

— Марина Андреевна свидетельствовала о Христе, а я лжесвидетель, — тихо сказал Анатолий и вдруг взорвался. — Как Великий пост, так великий жор! Постные тортики, пироги, вкуснятина! Осуждаем неверующих, угождающих чреву, а сами мы кто?

Наталья, считающая своего мужа лучшим человеком планеты, бросилась, было, обелять его, но иеродиакон сказал:

— Брось, Наталья. Мы лжесвидетели. Господь сказал: «Вы – свет мира». А кого из нас светочем назовёшь?

Светочей среди нас не было. Конечно, мы привыкли считать себя грешными людьми. А кто без греха? Но было страшно от той правды, что грешная жизнь и есть лжесвидетельство. Все молчали, притихнув. Иеродиакон сосредоточенно молился по четкам, и вдруг сказал оживлённо:

— А я встречал тех людей, о которых воистину сказано, что они свет мира.

Он рассказывал о нищем сельском священнике, в котором он увидел то сияние святости, что привело его потом в монастырь. А мне вспомнился аскет-проповедник из Коломенского храма, возлюбивший Христа той великой любовью, что привела его в лагеря. Эта любовь обнимала наш храм, и батюшка видел в нас воинов Христовых, не щадящих себя в подвигах Великого поста. Но всё-таки важно не ослабеть в битве, и он уговаривал нас: «Вы кушайте, кушайте».

Источник

Клевета

Кле­вета́ – 1) без­осно­ва­тель­ное или заве­домо ложное обви­не­ние кого-либо; 2) дис­кре­ди­ти­ру­ю­щая кого-либо молва или слух, осно­ван­ная (осно­ван­ный) на лжи; 3) умыш­лен­ная дея­тель­ность, направ­лен­ная на фор­ми­ро­ва­ние и рас­про­стра­не­ние ложных слухов, поро­ча­щих чью-либо честь и досто­ин­ство; 4) излюб­лен­ное заня­тие диа­вола.

Кле­вета — лже­сви­де­тель­ство, нару­ше­ние 9‑й запо­веди ( Исх. 20:10 ).

Первая кле­вета встре­ча­ется в 3 главе Бытия, когда сатана кле­ве­щет на Бога, пред­став­ляя Творца лжецом. От этой кле­веты про­изо­шло гре­хо­па­де­ние чело­ве­че­ства, поэтому сатана име­ну­ется кле­вет­ни­ком.

Слово кле­вета наи­бо­лее часто встре­ча­ется в книгах Мак­ка­веев.

Кле­ве­той на Христа иудей­ские пер­во­свя­щен­ники доби­лись от про­ку­ра­тора Иудеи смерт­ного при­го­вора. Кле­вета на первых хри­стиан часто слу­жила при­чи­ной гоне­ний. Так, окле­ве­тав хри­стиан в под­жоге Рима, Нерон ини­ци­и­ро­вал новую волну гоне­ний на хри­сти­ан­ство по всей импе­рии.

Опро­вер­же­нием кле­веты на хри­стиан зани­ма­лись первые апо­го­ло­геты хри­сти­ан­ства.

Кле­вет­ни­че­ский харак­тер носили обви­не­ния в адрес свят. Иоанна Зла­то­уста, при­вед­шие его к осуж­де­нию, лише­нию кафедры и ссыл­кам.

В период совет­ских гоне­ний на хри­сти­ан­ство госу­дар­ство часто при­бе­гало к кле­вете для осуж­де­ния ново­му­че­ни­ков и испо­вед­ни­ков. Так, свя­щен­но­му­че­ник Сера­фим (Чича­гов) был рас­стре­лян по кле­вет­ни­че­скому обви­не­нию в созда­нии контр­ре­во­лю­ци­он­ной монар­хи­че­ской орга­ни­за­ции.

Согласно 145 пра­вилу Кар­фа­ген­ского Собора, если вина кли­рика по одному из пунк­тов обви­не­ния не дока­зана, после­ду­ю­щие обви­не­ния не рас­смат­ри­ва­ются. Это пра­вило про­ти­во­дей­ствует рас­про­стра­не­нию кле­веты.

Почему кле­вета счи­та­ется одним из наи­бо­лее злост­ных грехов?

В отли­чие от многих других видов греха, нано­ся­щих нрав­ствен­ный вред глав­ным обра­зом совер­ша­ю­щему их греш­нику, кле­вета может ска­зы­ваться, а нередко и ска­зы­ва­ется на огром­ном коли­че­стве людей и даже на целых наро­дах. Причём речь идёт не только о тех людях, кото­рые под­вер­га­ются кле­вет­ни­че­ским обви­не­ниям, но и о тех, кто созна­тельно или по лег­ко­мыс­лию участ­вует в лже­сви­де­тель­стве: все они в резуль­тате могут пред­стать перед судом Боже­ствен­ной Правды (см: Ложь).

Так, во вре­мена Вет­хого Завета наду­ман­ные обви­не­ния в адрес иудеев, воз­вра­тив­шихся из Вави­лон­ского плена и при­сту­пив­ших к вос­ста­нов­ле­нию раз­ру­шен­ного Храма ( 1Ездр.4:6 ), при­вели к оста­новке стро­и­тель­ства на несколько лет ( 1Ездр.4:4:24 ). В итоге иудеи не могли пол­но­ценно справ­лять пред­пи­сан­ные им рели­ги­оз­ные обряды, а винов­ными в этом ока­за­лись кле­вет­ники.

Во вре­мена Нового Завета кле­вета в адрес Христа (а Его, как известно, обви­няли в нару­ше­нии закона, пособ­ни­че­стве диа­волу и бого­хуль­стве) довела не уве­ро­вав­ших иудеев до бого­убий­ства ( Ин.19:15 ).

Кле­вета в адрес хри­стиан, обви­ня­е­мых в заго­во­рах против Рим­ских вла­стей, кро­во­сме­ше­ниях, людо­ед­стве, покло­не­нии осли­ной голове, спо­соб­ство­вала при­умно­же­нию нена­ви­сти к ним как со сто­роны могу­ще­ствен­ных язы­че­ских фана­ти­ков, так и со сто­роны про­сто­лю­ди­нов. В резуль­тате, хри­стиан истя­зали, бро­сали в тем­ницы, умерщ­вляли зве­рями, огнём и мечом. Само собой разу­ме­ется, что при таком поло­же­нии вещей ответ­ствен­ность за невин­ную кровь ложи­лась не только на истя­за­те­лей и пала­чей, но и на про­во­ци­ро­вав­ших их кле­вет­ни­ков.

Не будем забы­вать, что именно кле­вета побу­дила дру­же­ствен­ных ден­нице анге­лов вос­стать против Бога, в резуль­тате чего все они были низ­верг­нуты с небес. Само имя «диавол» интер­пре­ти­ру­ется в бого­сло­вии как про­тив­ник и кле­вет­ник (см.: Сатана).

Если жалоба неспра­вед­лива, то дела­ется кле­ве­той.
свя­ти­тель Гри­го­рий Бого­слов

Если же под­верг­нешься кле­вете и после откро­ется чистота сове­сти твоей, не гор­дись, но со сми­ре­нием служи Гос­поду, изба­вив­шему тебя от кле­веты чело­ве­че­ской.
Не огор­чай брата кле­ве­той на брата его, ибо не дело любви-воз­буж­дать ближ­него на поги­бель души.
Не должно и дове­рять гово­ря­щему дурное, потому что кле­вета часто бывает от зави­сти.
Как моль портит одежду, так кле­вета-душу хри­сти­а­нина.
пре­по­доб­ный Ефрем Сирин

По мере того, как будешь молиться за окле­ве­тав­шего, Бог будет откры­вать соблаз­нив­ше­муся истину о тебе.
прп. Максим Испо­вед­ник

Душа кле­вет­ника имеет язык с тремя жалами, ибо уязв­ляет и себя, и слы­ша­щего, и окле­ве­тан­ного.
авва Фалас­сий

Помни, что тот, кто слышит о себе кле­вету, не только не терпит вреда, но еще полу­чит вели­чай­шую награду. Нико­гда не при­ни­май кле­веты на ближ­него своего, но оста­нав­ли­вай кле­вет­ника такими сло­вами: «Оставь, брат, я каждый день грешу еще более тяж­кими гре­хами, как же нам осуж­дать других?»
свя­ти­тель Иоанн Зла­то­уст

Любя­щий ближ­него нико­гда не может тер­петь кле­вет­ни­ков, но убе­гает от них, как от огня.
прп. Иоанн Лествич­ник

Окле­ве­тали вас… хотя вы неви­новны? Надо бла­го­душно тер­петь. И это пойдет вместо епи­ти­мий за то, в чем сами себя счи­та­ете винов­ными. Поэтому кле­вета для вас – милость Божия. Надо непре­менно при­ми­риться с окле­ве­тав­шими, как это ни трудно.
св. Феофан Затвор­ник

Зло­ре­чием и кле­ве­той сми­ря­емся, и само­мне­ние наше уни­что­жа­ется. Так дается нам зло­ре­чи­вый язык, как «ангел сатаны», чтобы мы не пре­воз­но­си­лись.
свя­ти­тель Тихон Задон­ский

Обви­не­ние на пре­сви­тера не иначе при­ни­май, как при двух или трех сви­де­те­лях ( 1Тим. 5:19 ).

Источник

В этом тексте очень хорошо показана природа лжесвидетельства. Лжесвидетельство бывает разным. Бывает в виде чистой клеветы. А бывает так, что лжесвидетельствующий берет правду и ее переворачивает. Как бы выворачивает наизнанку. Как старались это делать нечестивые иудеи против Иисуса Христа в только что приведенном примере. Или в другом эпизоде: «Отвещаша ему иудее: мы закон имамы, и по закону нашему должен есть умрети, яко Себе Сына Божия сотвори» (В русском переводе: «Иудеи отвечали ему: мы имеем закон, и по закону нашему Он должен умереть, потому что сделал Себя Сыном Божиим». (Св. Евангелие от Иоанна 19:7).

— Батюшка, скажите, отличается ли с духовной точки зрения лжесвидетельство намеренное, то есть когда человек подготовился к этой лжи (в суде или перед другим человеком свидетельствует) и ситуация, когда человек, недостаточно разобравшись в деле, будучи неуверенным, правда это или ложь, передает ее. Несут ли они равную ответственность с том и другом случае?

— Как шестое чувство?

— Есть ли разница, когда один человек лжет другому, и свидетельством перед третьими лицами, в частности, в суде? Это ведь накладывает дополнительную духовную ответственность на человека, так ведь?

И тот воспринимает слова Иисуса как самозванство и приговаривает Его к смерти. А между тем, он предупрежден ответом Христа, что Сын Человеческий придет. Но он ни одно мгновенье не собирается об этом думать.

— В чем же острая актуальность проблемы лжесвидетельства?

Верующий человек впадает в соблазн от недостатка веры и легче подвержен клевете. Неверующий больше подвергается лжесвидетельству, обману. В Евангелии сказано, что за неверие Бог попустит верить лжи. И это мы наблюдали, например, совсем недавно в ХХ веке в нашей стране, где нас десятки лет глушили клеветой на Церковь и бесстыдными лжесвидетельствами о пресловутых «успехах коммунизма». Кстати, коммунистическая программа и сегодня обманывает наш неверующий и потому детски наивный народ своими баснями. Неверующий становится легкой добычей обмана.

Эта псевдокультура является самым настоящим массовым лжесвидетельством. Против Бога, против Его истинного почитания. И против человека, которого делают игрушкой этой псевдокультуры. Через разврат, принимающий форму культурной игры. Вы видите артистов, вы видите музыкантов, какие-то декорации. Вы видите даже какую-то драму. Но все сводится к разврату. К неслыханным мерзостям, которых кроме как России нигде нет! Россия в первых рядах в этом направлении. То же самое и в других видах этой так называемой культуры. Мы переживаем колоссальный упадок культуры. Все это лжесвидетельствует и о Боге, и о человеке, который является Его образом и подобием. А его делают скотом, какой-то извращенной сущностью. Из человека делают «античеловека», сексуального животного, маньяка. Всему этому придают еще некую мистическую окраску (в каких-то фильмах), и это показывают детям. Разве такого рода продукция не становится массовой сейчас? И вот в этом есть реализация диавольского лжесвидетельства.

— Могут ли подобные «деятели культуры» действовать таким образом, несознательно? Человек же может не отдавать себе отчет в том, что через подобные «культурные изыскания» творит клевету? Он может считать это, например, своей работой.

— Но культура разве не относится лишь к душевной части человеческого бытия?

— Без духовности она перестает быть культурой. В ней непременно должны быть духовные элементы. Мы, конечно, не говорим о культуре, скажем, сельского хозяйства. А вот творчество все мы относим уже к сфере духовной культуры. Но о каком духе речь: есть Дух благодатный, Дух Святой. А есть дух мертвящий, сатанинский. Вот в этой громадной амплитуде колебаний и развивается культура.

— Вы часто говорите о духовном и культурном наследии России. О памятниках культуры, об историческом культурном наследии. А если говорить о селе. о землепользовании. Есть ли какие-то нормы в отношении пользования человека землей?

— О покорности Воле Божией?

— Вот это основной вопрос. Получается, что Святые такие поступки совершали, которые сложно представить.

— Узрел в этом волю Божию, или это было его личное?

— Но это не исключает действенной защиты?

— Но это совершенно не исключает в Церкви действенной защиты. Последующая история Церкви, безусловно, нам об этом говорит в историях христианских монархий, которые были поставлены для того, чтобы охранять христианство по Божиему промыслу. Когда прошло определенное время, первые века, и общество созрело для христианской монархии, то Церковь эту монархию благословила. И вот что интересно: времена Христа уже прошли, это было четвертое столетие, но создание христианской Империи, которое стало орудием защиты Церкви от каинов всевозможного рода, совпало с тем, что Царица Елена нашла Крест. То есть возникает могущественная Христианская Держава, всемирная Империя Константина Великого, но одновременно воздвигнут Крест.

— Вы говорили о земле как о даре Божием.

— Земля, конечно, должна использоваться для людей на пользу человечества, для благословленного Богом человеческого сообщества, а не для всеобщего разрушения. Я не говорю про конкретных людей, конкретных завистников. Но они есть и за ними стоят другие силы. Есть люди, есть силы, которым совсем ничего не нужно в России цельного: ни земля, ни урожай, ни промышленность, ни армия, ни культурное наследие, ни дети им не нужны, ничто не нужно. Все нужно разрушить. Они хотят создать такие условия, чтобы не было образования, здоровья, чтобы ничего не было.

— Может быть это отчасти связано с разорением какого-то общинного понимания? Были же до революции общины. При коммунизме тоже.

— Большое спасибо Вам, отец Александр!

Записала
Анна Бойко-Великая

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *