Что такое люфтваффе в германии

Люфтваффе асы вермахта: история самой эффективной авиации

Что такое люфтваффе в германии. Смотреть фото Что такое люфтваффе в германии. Смотреть картинку Что такое люфтваффе в германии. Картинка про Что такое люфтваффе в германии. Фото Что такое люфтваффе в германии

Люфтваффе (нем. Luftwaffe воздушные силы Германии) был одной из самых элитных военных подразделений нацистской Германии от начала его существования вплоть до мая 1945 года, когда страна капитулировала по результатам Второй Мировой войны. Мальчишки мечтали служить в летных эскадрильях, собирали статьи о легендарных летчиках, знали все самолеты. Сформированные в рекордные сроки, ВВС Германии обеспечили ей победу во многих военных операциях, сыграли огромную роль, как в истории Великой Отечественной войны, так и Второй Мировой войны в целом.

Что такое люфтваффе в германии. Смотреть фото Что такое люфтваффе в германии. Смотреть картинку Что такое люфтваффе в германии. Картинка про Что такое люфтваффе в германии. Фото Что такое люфтваффе в германии

Люфтваффе имело четко организованную структуру. Все военно-воздушные силы были поделены на воздушные флоты, отвечающие каждый за определенную территорию, всего их было 5 (позже цифра выросла до 9). Каждый флот состоял из корпусов и дивизий.

Структура и задачи Люфтваффе

Основные боевые единицы люфтваффе – эскадры подразделялись на группы, а те на эскадрильи. Каждая эскадра выполняла определенные задачи. Были такие эскадры: истребители, ночные истребители, тяжелые истребители, штурмовики, ночные штурмовики, бомбардировщики, пикирующие бомбардировщики, скоростные бомбардировщики, транспортники, учебно-боевые, специального назначения.

Тактика воздушного боя Люфтваффе

Хорошо продуманная тактика Люфтваффе обеспечивала победы в воздушных боях и перенималась авиацией других стран. Вот основные из ее принципов.

1. Немецкая армия первая стала применять авиацию не просто, как отдельный вид войск, но и как сопровождение других родов войск, сообщая о слабых местах в строю противника и расчищая дорогу налетами перед атакой танков и пехоты.

Что такое люфтваффе в германии. Смотреть фото Что такое люфтваффе в германии. Смотреть картинку Что такое люфтваффе в германии. Картинка про Что такое люфтваффе в германии. Фото Что такое люфтваффе в германии

2. Воздушные бои проводились продуманно. Вылеты истребители совершали не поодиночке, а двойками или четверками, отрабатывая совместные маневры многие летные часы. При этом, в отличие от авиации других стран того времени, пилоты Люфтваффе предпочитали маневры не в горизонтальных плоскостях, а в вертикальных. Так, нападая с большой высоты, они пикировали на самолеты противника, а оказываясь ниже самолета врага, обстреливали его «брюхо».

3. Еще одна особенность, подлет проводили максимально незаметно, либо со стороны облаков, либо со стороны солнца и всегда на максимальной скорости – это давало преимущество за счет неожиданности и стремительности, и не оставляло времени противнику приготовиться к бою. При этом, сразу после внезапной атаки, летчики уходили от врага, не вступая в маневренный бой.

4. Тактическим ходом было и сохранение численного превосходства. Если самолетов противника было больше, пилоты люфтваффе просто покидали поле боя для перегруппировки.

5. Нельзя не отметить и того, что проводить воздушно-десантные операции первыми стали также ВВС Германии. В 1940 году была произведена первая в мире воздушно-десантная операция, по захвату укрепленного бельгийского форта Эбен-Эмаля. Десантники сыграли значительную роль в капитуляции Норвегии в период Второй мировой войны, участвовал во многих других военных операциях.

История создания Люфтваффе

История Люфтваффе (в переводе «Воздушное оружие») начинается еще во времена Первой Мировой войны, когда со стороны Германии поддержку с воздуха осуществляли «Имперские военно-воздушные силы». По окончании войны в 1918 году, проигравшей Германии, по результатам Версальского договора, запрещалось иметь авиацию, воздушный флот был расформирован.

Однако уже в 1922 году, запрет на создание гражданской авиации был снят, и начался ее бурный расцвет. Крупные заводы такие как «Дюнкерс», «Хейнкель», «Дорньер» занимались самолетостроением, разрабатывая новые конструкции и совершенствуя летающие машины.

Авиакомпания «Люфтганза» получила вторую жизнь и обеспечила коммерческие рейсы в страны Западной Европы. При этом, она была признана лучшей авиакомпанией того времени – современные самолеты на порядок обходили деревянные бипланы авиакомпаний других стран. Это время для Германии ознаменовано массовой заинтересованностью в авиации – повсеместно создаются авиационные клубы, летные кружки, а планеризм становится спортом №1.

Что такое люфтваффе в германии. Смотреть фото Что такое люфтваффе в германии. Смотреть картинку Что такое люфтваффе в германии. Картинка про Что такое люфтваффе в германии. Фото Что такое люфтваффе в германии

Герман Геринг в Первой мировой войне

15 мая 1933 года создается Имперское министерство авиации, что и считается датой создания Люфтваффе. На это время, Германия имела уже солидный арсенал самолетов. На пост командующего был назначен Герман Геринг, бывший летчик-истребитель времен Первой Мировой войны. Под его руководством появляются военные разработки, хоть пока еще в режиме секретности. Но уже в 1934 году в Германии была создана эскадрилья истребителей. Далее были созданы эскадрильи всех других типов авиации. Удивительно, но, несмотря на явное нарушение Версальского договора, ни одна из стран его подписавших, не высказала претензий к Германии по этому поводу.

26 февраля 1935 года Гитлер подписал указ о создании военно-воздушных сил. После этого началась усиленная подготовка летчиков-истребителей, наращивалась военная авиация. Для проверки новых самолетов, а также для подготовки летчиков высокого класса, не хватало реальных военных операций. Подходящей возможностью стала Гражданская война в Испании в 1936 году. Несмотря на официальные уверения о невмешательстве, Германия отправила в поддержку лидера националистов Франциско Франко порядка 15 000 бойцов.

Что такое люфтваффе в германии. Смотреть фото Что такое люфтваффе в германии. Смотреть картинку Что такое люфтваффе в германии. Картинка про Что такое люфтваффе в германии. Фото Что такое люфтваффе в германии

Пикирующий бомбардировщик Юнкерс-87 «Штука»

В апреле 1940-го года, нацистская Германия продолжила реализацию «блицкрига» и Люфтваффе вновь были передовым отрядом для его осуществления. Так бомбардировки мостов и узлов связи, командных пунктов, авиабаз помогли захватить Данию буквально за несколько часов.

Относительно быстрым был захват Югославии, а также Франции, которая в тот момент проводила реорганизацию своих войск и не могла дать должного отпора захватчикам.

Что такое люфтваффе в германии. Смотреть фото Что такое люфтваффе в германии. Смотреть картинку Что такое люфтваффе в германии. Картинка про Что такое люфтваффе в германии. Фото Что такое люфтваффе в германии

Бомбардировки Люфтваффе над Лондоном

Нападение на Советский Союз 22 июня 1941 года началось, как обычно с налета авиации, которая уничтожала стратегические цели, в том числе и военные самолеты на авиабазах. Первые дни атак имели головокружительный успех для Люфтваффе, как обычно. Тем не менее, командование Германии не учитывало возможности своего врага.

Промышленность СССР производила колоссальное количество военных машин, советские летчики перенимали тактику у пилотов Люфтваффе, инженеры изучали конструкции немецких самолетов. К тому же дальность расстояния, которое требовало большого расхода топлива и климатические условия Советской России – все это играло против военно-воздушных сил фашистской Германии.

На Люфтваффе в этой войне накладывались и дополнительные обязанности. Помимо точечных бомбардировок, тактического сопровождения войск, разведки, значительные силы ВВС должны были обеспечивать снабжение армии по воздуху. Для этого были разработаны новые самолеты, один из них Мессершмитт Ме-323 «Гигант» имел грузоподъемность до 23 тонн, что превосходило все возможности авиации до этого. Так, транспортник Ju-52, применявшийся ранее, Ме-323 превосходил по грузоподъемности почти в пять раз при меньшем (почти в два раза) расходе топлива.

Что такое люфтваффе в германии. Смотреть фото Что такое люфтваффе в германии. Смотреть картинку Что такое люфтваффе в германии. Картинка про Что такое люфтваффе в германии. Фото Что такое люфтваффе в германии

Военно-транспортный самолёт Германии Messerschmitt Me.323 Gigant

Битва под Москвой была первой неудачей плана «Барбаросса», оказалось, что бомбардировщики не в состоянии вести продолжительные бои, кроме того опытные летчики столкнулись с невиданной самоотверженностью советских пилотов.

В качестве оправдания неудачи, Люфтваффе отмечали и износ техники, и резко сократившееся число опытных пилотов: старые погибали в многочисленных боях, а летные часы для подготовки новых летчиков были сокращены на треть для скорейшей их отправки на боевые операции. Отмечалось также, что часть сил оттягивали западный фронт, велась бомбардировка городов Британии и защита своих городов от ответных бомбардировок. Но даже тогда Люфтваффе оставался элитным военным подразделением, куда стекались тысячи добровольцев.

Что такое люфтваффе в германии. Смотреть фото Что такое люфтваффе в германии. Смотреть картинку Что такое люфтваффе в германии. Картинка про Что такое люфтваффе в германии. Фото Что такое люфтваффе в германии

Крестьяне рассматривают сбитый самолёт Люфтваффе

Впоследствии, после перехода СССР в наступление, помимо оборонительных воздушных боев у ВВС оставалось еще немало задач: снабжение, поддержка войск. Гибло огромное количество самолетов, всего за два месяца отступления после Курского сражения авиация потеряла порядка 2000 боевых машин. Инженеры-конструкторы, увлеченные бомбардировкой Великобритании, тратили громадные средства на разработку и строительство самолетов-снарядов Фау-1 и Фау-2, в то время как фронт нуждался в истребителях и бомбардировщиках.

История Люфтваффе заканчивается в день падения нацистской Германии, возглавлял ВВС на тот момент генерал-фельдмаршал Роберт риттер фон Грейм, Герман Геринг сложил свои полномочия после неудачного государственного переворота 23 апреля 1945 года, он был арестован в начале СС Гитлера, а 8 мая союзными войсками.

Историки признают Люфтваффе самой эффективной авиацией времен Второй Мировой войны. Использование новейших конструкторских особенностей, тщательно разработанная тактика, опытность пилотов обеспечило фашистской Германии преимущество в воздухе на целое десятилетие существования Люфтваффе.

Источник

Люфтваффе

Министерство обороны Германии

Was wollen wir trinken

Люфтва́ффе (нем. Luftwaffeвоздушные силы) — название германских военно-воздушных сил в составах Рейхсвера, Вермахта и Бундесвера. В русском языке это название обычно применяется к ВВС вермахта (1933—1945).

Содержание

Люфтваффе в составе вермахта

Главнокомандующим силами люфтваффе вермахта являлся Герман Геринг (9 марта 1935 года — 23 апреля 1945 года), впоследствии генерал-фельдмаршал и рейхсмаршал, который одновременно возглавлял и Рейхсминистерство авиации. Последнее осуществляло руководство авиационной промышленностью, гражданской авиацией и авиационно-спортивными организациями.

Структурная организация и обозначение

В довоенные годы Германия была разделена на воздушные округа (нем. Luftkreiskommando ), командующим которыми подчинялись все соединения ВВС на их территории.

Первоначально в люфтваффе были созданы два руководящих штаба: Генеральный штаб (нем. Generalstabes der Luftwaffe ) и Главный штаб (нем. Luftwaffenfuhrungsstabes ). Весной 1942 г. их объединили в Главное командование люфт­ваффе (нем. Oberkommando der Luftwaffe — OKL).
К 1939 году сложилась организационная структура (разработанная Герингом и Мильхом) люфтваффе, сохранявшаяся в течение всей Второй мировой войны.

Наиболее крупным формированием в структуре люфтваффе был воздушный флот (нем. Luftflotte ). Первоначально было пять воздушных флотов, затем в 1943—1944 годах было сформировано ещё три флота. У командующего воздушным флотом было звание генерал-оберста или генерал-фельдмаршала.

Флоты

Высшим оперативным соединением в люфтваффе стал воздушный флот (нем. Luftflotte ). Первоначально в составе люфтваффе было три воздушных флота с зонами ответственности на территории Германии. После захвата территорий соседних стран в начале Второй мировой стало пять воздушных флотов. В дополнение к ним в 1943 г. был сформирован один (6-ой), а в 1944 г. ещё два флота (10-й и флот «Рейх»). В течение 1940—45 годов каждый из флотов действовал на определённом театре военных действий. Общая ответственность воздушных флотов была следующей:

Помимо этого в разное время существовали независимые от флотов командования люфтваффе; например, командование люфтваффе «Юго-Восток» в мае—октябре 1944 года контролировало Югославию, Албанию и Грецию.

Флот состоял из корпусов (нем. Fliegerkorps ) и дивизий (нем. Flieger-division ). Основными же боевыми единицами в люфтваффе являлись эскадра (нем. Geschwader ), группа (нем. Gruppe ) и эскадрилья (нем. Staffel ). Штатная эскадрилья люфтваффе состояла из 12 самолётов.

Эскадра

В документах эскадры обозначались аббревиатурами:

Эскадрилья

Эскадрилья имела в своем составе от 12 до 16 самолетов. Нумерация эскадрилий в эскадре была сквозной: в I группу входили 1-я, 2-я и 3-я эскадрильи, во II — 4-я, 5-я, 6-я и т. д. Номер эскадрильи записывался арабской цифрой с точкой. За номером через дробь следовало обозначение эскадры или группы (если группа не входила в состав эскадры). В скобках могло уточняться назначение эскадрильи:

Эскадрильи, в свою очередь, делились на звенья (нем. Kette ), которые в большинстве родов авиации состояли из трёх самолётов. В истребительных частях имелись звенья из четырёх самолётов (нем. Schwarm ), делившиеся ещё на пары (нем. Rotte ).

Деление разведывательной и морской структур люфтваффе

Разведывательная и морская авиация эскадр не имела (там структурных единиц выше группы не было) и делилась непосредственно на группы, в соответствии с назначением:

Спецназ люфтваффе

Существовали также группы специального назначения:

Наземные части люфтваффе

В состав люфтваффе входили следующие наземные воинские подразделения [1] :

образован в составе полка «Генерал Геринг» (нем. Regiment «General Goring» ), подчинённого лично Герману Герингу, в 1938 г. стал ядром 7-й воздушной дивизии (нем. Flieger Division ); до апреля 1945 г. образовано 11 воздушных (парашютно-десантных) дивизий;

первые пехотные батальоны люфтваффе из наземного персонала были образованы в январе 1942 г. во время Московской битвы для защиты инфраструктуры люфтваффе от партизан и десантов РККА, но были распущены до декабря 1942 г.; с октября 1942 г. вследствие больших потерь вермахта на Восточном Фронте начинается формирование регулярных полевых дивизий люфтваффе (нем. Luftwaffe Feld Division ), и до мая 1943 г. была создана 21 полевая (пехотная) дивизия люфтваффе; в ноябре 1943 г. перешли (кроме зенитных частей) под управление Сухопутных ВС (нем. Heer );

В состав люфтваффе входил Форшунгсамт (нем. Forschungsamt ; букв. научно-исследовательский институт) — название службы разведки и контрразведки. Имелись отделы криптографии.

История

Что такое люфтваффе в германии. Смотреть фото Что такое люфтваффе в германии. Смотреть картинку Что такое люфтваффе в германии. Картинка про Что такое люфтваффе в германии. Фото Что такое люфтваффе в германии

Что такое люфтваффе в германии. Смотреть фото Что такое люфтваффе в германии. Смотреть картинку Что такое люфтваффе в германии. Картинка про Что такое люфтваффе в германии. Фото Что такое люфтваффе в германии

К середине 1920-х годов в Германии была создана высокоэффективная авиационная промышленность (заводы «Фоккевульф» в Бремене, «Дорнье» в Фридрихсхафене, «Хейнкель» в Варнемюнде, «Юнкерс» в Дессау, «Мессершмитт» в Аугсбурге). В то время, как победившие союзники всё ещё летали на устаревших деревянных бипланах, немецкие конструкторы разработали более современные металлические монопланы со свободнонесущим крылом и убирающимся шасси.

Реорганизованная авиакомпания «Люфтганза», получив разрешение на коммерческие рейсы в Западной Европе, стала в техническом отношении самой современной авиакомпанией в мире. В нарушение Версальского договора, боевые экипажи проходили подготовку в четырёх лётных школах «Люфтганзы», приобретая опыт в ночных и всепогодных условиях.

Когда Гитлер в 1933 году стал канцлером, он уже имел серьёзную финансовую базу для создания новых военно-воздушных сил. Были найдены крупные капиталовложения для строительства люфтваффе. Рейхскомиссаром военно-воздушных сил с неограниченными полномочиями был назначен заместитель фюрера Герман Геринг, бывший во время 1-й мировой войны высококлассным лётчиком. Именно ему Гитлер поручил создание самого мощного в мире воздушного флота. Не имея возможности заниматься исключительно авиационными делами, Геринг пригласил в свое министерство бывшего директора «Люфтганзы» Эрхарда Мильха, оказавшегося именно тем человеком, который был способен справиться с этой задачей. Подчинённым Мильха являлся генерал-лейтенант Вальтер Вефер, неофициальный начальник штаба люфтваффе и шеф управления авиации, в прошлом пехотинец. Под руководством Геринга, Мильха и Вефера, работавших в обстановке строжайшей секретности и при полной поддержке Гитлера, по всей Германии развернулось строительство новых авиационных заводов, аэродромов и тренировочных баз. В марте 1935 года фюрер почувствовал, что новые военно-воздушные силы Германии уже набрали достаточную мощь, чтобы продемонстрировать их всему миру. К этому времени люфтваффе насчитывала 1888 самолётов различного типа и около 20 тыс. человек личного состава. Сообщения о мощи немецкой авиации вызвали панику за пределами Третьего рейха.

Ситуация к началу Второй мировой войны

Руководство вермахта видело в люфтваффе, прежде всего, «летающую артиллерию», инструмент поддержки войск. Таким образом, люфтваффе создавались как один из инструментов «блицкрига». В соответствии с этим подходом, строились, в основном, тактические бомбардировщики малой или средней дальности, способные нести среднюю бомбовую нагрузку. Стратегических бомбардировщиков, подобных Boeing B-17 «Flying Fortress» или Avro Lancaster в рейхе тогда не было. Четырёхмоторный немецкий Focke-Wulf Fw 200 был значительно слабее и использовался только как транспортный самолет и разведчик в Атлантике.

Начало Второй мировой войны

С наступлением сезона дождей и холодов немецкие полевые аэродромы превратились в площадки с грязью, и немецкое командование официально решило, что погодные условия воспрепятствуют проведению десантной операции (у Гитлера возникли серьёзные опасения относительно нападения СССР после морского десанта в Англию), и стало ясно, что битва за Британию проиграна. [5]

Битва за Британию

Битва за Британию — одно из крупнейших и самое продолжительное авиационное сражение Второй мировой войны, продолжавшееся с июля 1940 по май 1941 года.
Проводилась силами 2-го и 3-го воздушного флотов, базировавшихся вдоль атлантического побережья от Дании до Бордо во Франции, и дальней авиацией 5-го воздушного флота в Норвегии, которая отвлекала часть истребительной авиации Великобритании на северо-восток страны. Промежуточные цели кампании, в результате отсутствия единства мнений у военного командования Рейха, на всём её протяжении оставались неясными, в результате чего силы воздушных флотов распылялись на решение сразу нескольких задач (удары по аэродромам, борьба с судоходством, уничтожение авиапромышленности, уничтожение портовой инфраструктуры, изматывание истребительной авиации Великобритании и т. д.), и ни одна из них не была доведена до конца.

На начало компании (20 июля) во 2-м и 3-м воздушных флотах числились следующие силы:

В ударных силах 5-го воздушного флота числилось:

После завоевания господства в воздухе планировалось начать десантную операцию по высадке в Англии. Несмотря на то, что на 23 августа разведка установила, что ВВС Великобритании для восполнения потерь лётчиков-истребителей привлекают пилотов бомбардировочной авиации, операция против сил британского Командования истребительной авиации была неожиданно прекращена, а главные силы истребителей люфтваффе были направлены на сопровождение бомбардировщиков, наносивших по приказу Гитлера «удары возмездия» (за бомбардировку Берлина и окрестностей) по крупным городам Великобритании.

В ходе ожесточённых воздушных боёв Королевские ВВС Великобритании отразили попытки люфтваффе завоевать господство в воздухе и добиться поставленных целей — уничтожив британские ВВС, разрушить промышленность и инфраструктуру, деморализовать население и тем самым принудить Великобританию к заключению выгодного Германии мира. Характеристики самолётов люфтваффе, в первую очередь истребителей, оказались непригодными для решения множества стратегических задач и завоевания устойчивого господства в воздухе: Ме-110 оказались не в состоянии вести манёвренные бои с Харрикейнами и Спитфайрами Королевских ВВС, а Ме-109 не хватало дальности действия. Непродуманность действий не позволила нанести военному потенциалу Великобритании какой-либо трудновосполнимый ущерб.

Подготовка вторжения в СССР вынудила люфтваффе прекратить Битву за Британию. Битву за Британию называют первым крупным поражением люфтваффе. Потери Великобритании составили: 1547 самолётов, 27 450 гражданского населения убитыми, 32 138 — ранеными.

Нападение на Советский Союз

О решении Гитлера напасть на СССР штабы наземных войск и люфтваффе узнали вскоре после падения Франции в июне 1940 годa, что стало для большинства старших офицеров люфтваффе полной неожиданностью — согласно материалам допросов зам. Герингa Мильха, начальника службы разведки люфтваффе генерал-майора Йозефа Шмидта и генерала Гальдерa. Будучи трезвомыслящим практиком Мильх, узнав о принятом решении, которое было по его мнению катастрофической ошибкой и означало поражение в войне, отправился к Герингу и попытался убедить его в необходимости предотвратить войну с Советским Союзом, заявив при этом, что Геринг может повлиять на ход истории. Шмидт сообщил о своих опасениях начальнику штаба люфтваффе Ешоннеку, который также обратился к Герингу. Геринг высказал возражения Гитлеру, но не смог его переубедить.

Колебания

В апреле-мае 1941 года делегация Германской промышленной комиссии, состоявшая из инженеров, работавших под началом Удета, во главе с оберстом Генрихом Ашенбреннером (военно-воздушным атташе в Москве) посетила советские авиационные заводы. Комиссия дала благоприятные отзывы о советской авиапромышленности, но Шмидт им не поверил, посчитав что инженеров Удета, как и французов перед Мюнхеном, обвели вокруг пальца. Поэтому их отчёты с согласия Геринга были оставлены без внимания.

После принятия решения

Что такое люфтваффе в германии. Смотреть фото Что такое люфтваффе в германии. Смотреть картинку Что такое люфтваффе в германии. Картинка про Что такое люфтваффе в германии. Фото Что такое люфтваффе в германии

Что такое люфтваффе в германии. Смотреть фото Что такое люфтваффе в германии. Смотреть картинку Что такое люфтваффе в германии. Картинка про Что такое люфтваффе в германии. Фото Что такое люфтваффе в германии

Люфтваффе против ВВС РККА

Немецкая атака с воздуха 22 июня 1941 г. вследствие постоянных провокаций не была полной неожиданностью для личного состава ВВС РККА, в отличие от Народного комиссариата обороны. На рассвете 22 июня, после начала бомбёжек, радиограммами были подтверждены приказы: «на провокации не поддаваться, одиночные немецкие самолёты не сбивать», а приказ о рассредоточении самолётов по полевым аэродромам и маскировке поступил лишь накануне 22 июня. В силу этого лётчики Люфтваффе работали по скоплениям самолётов на открытых аэродромах и по инфраструктуре как по учебным целям, без всякого противодействия. Благодаря этому сразу удалось лишить боеготовности многие лётные части советских ВВС, нарушить координацию действий частей и управление ими. Первая запись на фотопулемёт атаки немецкого самолёта на советский И-153, продолжительностью 20 секунд и датированная 22 июня 1941 года 5 часами 20 минутами утра, хранится в коллекции Британского музея Второй мировой войны в Лондоне.

Вместе с Люфтваффе войну с СССР начали ВВС Румынии. ВВС Финляндии присоединились к люфтваффе 25 июня (люфтваффе использовали финскую территорию с 22 июня), ВВС Венгрии — 27 июня, лётчики Италии из состава экспедиционного корпуса в России (83 боевых самолёта) — в середине июля, ВВС Хорватии — в ноябре. Сотни советских самолётов были уничтожены в первые дни войны, большая часть — на земле, однако летный состав практически не пострадал.

Таким образом, большинство молодых советских лётчиков в первые дни войны значительно уступали немецким с их богатым боевым опытом. Другим фактором выступал устаревший парк советских машин, по своим тактико-техническим данным значительно уступавших немецким. [8]

Тем не менее, в противостоянии Люфтваффе и ВВС РККА победили последние (см:Капитуляция Германии)

Источник

Люфтваффе

(Luftwaffe), военно-воздушные силы Германии в период Третьего рейха. По условиям Версальского договора 1919 Германии запрещалось иметь военную и гражданскую авиацию (в 1922 запрет на гражданскую авиацию был снят с некоторыми ограничениями). При содействии генерала рейхсвера Ханса фон Зеекта, немецкая гражданская авиация оказалась в значительной степени контролируема военными.

Широкое распространение получили планерные и авиационные клубы, в которых проходили подготовку на самолетах коммерческих авиалиний многие пилоты. К середине 20-х годов в Германии была создана высоко эффективная авиационная промышленность (заводы «Фоккевульф» в Бремене, «Дорнье» в Фридрихшафене, «Хейнкель» в Варнемюнде, «Юнкерс» в Дессау, «Мессершмитт» в Аугсбурге). В то время как победившие союзники все еще летали на устаревших деревянных бипланах, немецкие конструкторы разработали современные металлические монопланы со свободнонесущим крылом, убирающимися шасси и лопастными винтами.

Реорганизованная авиакомпания «Люфтганза», получив разрешение на коммерческие рейсы в Западной Европе, стала в техническом отношении самой современной авиакомпанией в мире. В нарушение Версальского договора, боевые экипажи проходили подготовку в четырех летных школах «Люфтганзы», приобретая опыт в ночных и всепогодных условиях.

Когда Гитлер стал канцлером в 1933, он уже имел серьезную базу для создания новых военно-воздушных сил. Были найдены крупные капиталовложения для строительства Люфтваффе. Рейхскомиссаром военно-воздушных сил с неограниченными полномочиями был назначен заместитель фюрера Герман Геринг, бывший во время 1-й мировой войны высококлассным летчиком. Именно ему Гитлер поручил создание самого мощного в мире воздушного флота. Не имея возможности заниматься исключительно авиационными делами, Геринг пригласил в свое министерство бывшего директора «Люфтганзы» Эрхарда Мильха, оказавшегося именно тем человеком, который был способен справиться с этой задачей. Однако возникли определенные трудности, когда стало известно, что предки Мильха были евреями, что, по мнению Гитлера, являлось тягчайшим грехом. С помощью ловкого трюка Герингу, который не столь щепетильно относился к вопросам расовой чистоты, удалось обойти возникшее препятствие и «ариезировать» Мильха.

Геринг и Мильх обеспечили организацию Люфтваффе. Основной тактической единицей новых ВВС стала авиагруппа (Geschwader), насчитывавшая около 120 самолетов. Она подразделялась на три авиакрыла (Gruppen) — около 40 самолетов в каждом (некоторые бомбардировочные подразделения состояли из 6 и более авиакрыльев). Каждое крыло, в свою очередь, состояло из трех эскадрилий (Staffeln) — от 12 до 16 самолетов. Во время 2-й мировой войны Люфтваффе несла тяжелые потери, поэтому фактическое количество самолетов в каждом подразделении постоянно менялось. Военно-воздушные силы включали: истребительную авиацию (Jagdgeschwader; JG), бомбардировочную авиацию (Kampfgeschwader; KG), ночную истребительную авиацию (Nachtjagdgeschwader; NJG), скоростную бомбардировочную авиацию (Schnellkampfgeschwader; SKG), авиацию пикирующих бомбардировщиков (Stukageschwader; StG), транспортную авиацию (Transportgeschwader; TG) и авиацию специального назначения (zur besonderen Verwendung; zbV).

Подчиненным Мильха являлся генерал Вальтер Вефер, начальник штаба ВВС, в прошлом пехотинец, ярый сторонник национал-социализма. Под руководством Геринга, Мильха и Вефера, работавших в обстановке строжайшей секретности и при полной поддержке Гитлера, по всей Германии развернулось строительство новых авиационных заводов, аэродромов и тренировочных баз. В марте 1935 фюрер почувствовал, что новые военно-воздушные силы Германии уже набрали достаточную мощь, чтобы продемонстрировать их всему миру. К этому времени Люфтваффе насчитывала 1888 самолетов различного типа и около 20 тыс. человек личного состава. Бывшие планерные и летные клубы один за другим поглощались новыми ВВС. Сообщения о мощности гитлеровской авиации вызвали панику за пределами Третьего рейха.

В мае 1936 генерал Вефер погиб в авиационной катастрофе. Его заменил генерал Альберт Кессельринг.

В августе 1936 германские военно-воздушные силы впервые приступили к боевым действиям, оказав поддержку войскам генерала Франсиско Франко во время Гражданской войны в Испании. Вначале около 20-ти транспортных самолетов Ю-52 перебросили из Марокко в Испанию верный Франко 10-тысячный корпус. К ноябрю 1936 контингент Люфтваффе в Испании вырос до 200 самолетов и был переименован в легион «Кондор». Боевые действия в Испании явились генеральной репетицией для Люфтваффе накануне 2-й мировой войны.

Вместо устаревшей тактики плотных боевых порядков «винт к винту», стало применяться новое построение «по четыре», совмещавшее концентрированную огневую мощь и свободу боевых действий. Весь мир облетело известие об уничтожении германскими ВВС испанского городка Герника.

К началу 2-й мировой войны воздушный флот Германии вырос с 36 самолетов в 1932 до 5 тыс. в 1936 и более 9 тыс. в 1939.

1 сентября 1939 около 1600 боевых самолетов I и IV воздушных флотов вторглись в воздушное пространство Польши, начав 2-ю мировую войну. Польские аэродромы подверглись массированным бомбардировкам. Лишь немногим польским летчикам удалось подняться в воздух, где они становились легкой добычей мощных скоростных «Мессершмиттов». Немецкие самолеты постоянно атаковали польские войска с воздуха, помогая своим сухопутным войскам, сокрушая опорные пункты и артиллерийские батареи. Затем на весь период «зитцкрига» (см. «Сидячая война») боевые соединения Люфтваффе отправились на отдых и ремонт. Авиация вновь приступила к действию лишь 9 апреля 1940 при нападении на Данию и Норвегию, а затем при вторжении в Нидерланды, Бельгию и Францию. Не сумев предотвратить эвакуацию Дюнкерка (см. Дюнкеркская операция 1940), Люфтваффе переключила свое внимание на поддержку танковых соединений, наступавших на Париж. Здесь немецкая авиация столкнулась с ожесточенным сопротивлением противника, и уставшие, перенапряженные пилоты стали терпеть первые поражения.

После капитуляции Франции, Гитлер обратил взор на Великобританию. Перед Люфтваффе была поставлена задача уничтожить английские Королевские военновоздушные силы (RAF), препятствовавшие высадке сухопутных войск на Британские острова. Для выполнения этой насущной задачи в составе II и III воздушных флотов, дислоцировавшихся на берегу Ла-Манша, было сконцентрировано около 2600 самолетов. В середине июля 1940 Люфтваффе приступила к пробным боевым вылетам, одновременно устанавливая с воздуха минные поля. 13 августа 1940 началась битва за Англию. В этот день немецкая авиация совершила 1000 самолето — вылетов и осуществила 485 бомбардировок наземных объектов противника, потеряв при этом 45 самолетов. Через 2 дня — 1266 самолето-вылетов и 520 бомбардировок, потеряв 75 самолетов. Почти сразу же стало ясно, что Люфтваффе столкнулась с серьезным противником. Создавая военно-воздушные силы, Гитлер рассчитывал на быстрые результаты, соответствующие тактике блицкрига, поэтому основное внимание уделялось высокоскоростным истребителям в ущерб тяжелым бомбардировщикам.

Легкие германские бомбардировщики, не оснащенные для выполнения таких задач, как покорение Великобритании, неожиданно для себя столкнулись с яростным сопротивлением английской авиации. Конец августа и начало сентября 1940 Люфтваффе продолжала боевые действия, неся все большие потери. Только 15 сентября 1940, во время самого крупного дневного налета на Лондон, немецкая авиация потеряла свыше 60 самолетов. С этого момента активность действий Люфтваффе начала падать.

Все очевидней становилась неспособность гитлеровской авиации эффективно сражаться с противником и даже защищать собственную территорию от ночных массированных бомбардировок авиацией союзников. Было несколько локальных успехов, таких как налет на Крит 20 мая 1941, но в целом Люфтваффе, особенно после вступления в войну Советского Союза, значительно уступала авиации союзников. К лету 1944 превосходство советской и английской авиации стало абсолютным.

Последним усилием Люфтваффе явилась поддержка Арденнской операции 1944-45.

К концу февраля 1945 Люфтваффе стала полностью небоеспособной. Хотя у Германии еще имелось свыше 3000 самолетов, но большая их часть оставалась на земле ввиду отсутствия топлива и слабой подготовленности летчиков. По официальной статистике, за время 2-й мировой войны гитлеровские военно-воздушные силы потеряли убитыми или пропавшими без вести 44065 человек из летного состава, 28200 ранеными и 27610 попавшими в плен.

По официальным немецким данным, значительно отличающимся от данных союзников, 94 немецких аса сбили в воздушных боях 13997 самолетов противника, большая часть которых приходится на Восточный фронт.

Мартин Калдэн (Martin Caldin) в книге «Ме-109» (Лондон, 1973) приводит список германских летчиков, сбивших каждый свыше 150 самолетов противника: Эрих Хартман 352 Эрих Герхард Баркхорн 301 Гюнтер Ралль 275 Отто Киттель 267 Вальтер Новотный 258 Вильгельм Батц 242 Тео Вайзенбергер 238 Эрих Рудорфер 222 Генрих Бэр 220 Хайнц Эрлер 220 Ханс Филипп 213 Вальтер Шук 206 Антон Хафнер 204 Хельмут Липперт 203 Герман Граф 202 Вальтер Крупинский 197 Антон Хакль 190 Иоахим Брендле 189 Макс Штоц 189 Иоахим Киршнер 185 Вернер Брандле 180 Гюнтер Йостен 178 Иоганн Штейнхоф 176 Гюнтер Шак 174 Хайнц Шмидт 173 Эмиль Ланг 173 Э.В. Рейнерт 169 Хорст Адамайт 166 Вольф Д. Вильке 161 Гордон Голлоб 160 Ханс-Иоахим Марсель 158 Герхард Тюбен 157 Ханс Бейсшвенгер 152 Петер Дутман 152

Читайте также

Роттердамская «точка» Люфтваффе

Роттердамская «точка» Люфтваффе Четыре дня вторжения в Голландию немцы обходились без терроризирования местного населения налетами с воздуха. Они не применили полетов на бреющем, как это было в Копенгагене или Осло. Вплоть до последнего дня операции в Голландии все это

САМОЛЕТЫ ЛЮФТВАФФЕ В АРКТИКЕ

САМОЛЕТЫ ЛЮФТВАФФЕ В АРКТИКЕ Воспитанники рейхсмаршала Германа Геринга старались не отставать от питомцев «папаши Денница» в вопросах активного проникновения в Арктику. Это наглядно подтверждается данными разведсводок Северного флота о появлении немецких самолетов

Прибалтийские добровольцы: люфтваффе

Прибалтийские добровольцы: люфтваффе В июне 1942 г. подразделение, известное как разведывательная эскадрилья морской авиации «Бушманн», стало набирать в свои ряды эстонских добровольцев. В следующем месяце она стала 15-й разведывательной эскадрильей морской авиации 127-й

Асы штурмовой авиации Люфтваффе

Асы штурмовой авиации Люфтваффе Тиражируемый вид пикирующего с жутким воем на свою цель штурмовика Ju-87 – знаменитой «Штуки» – за многие годы стал уже нарицательным образом, олицетворяющим наступательную мощь Люфтваффе. Так это было и на практике. Эффективное

Асы бомбардировочной авиации Люфтваффе

Асы бомбардировочной авиации Люфтваффе Слова «выдержка» и «мощь» в названиях двух предыдущих глав можно в полной мере отнести к действиям бомбардировочной авиации Люфтваффе. Хотя формально она и не была стратегической, ее экипажам приходилось порой проводить в воздухе

Крах вермахта и люфтваффе

Крах вермахта и люфтваффе Количество боевых вылетов с аэродрома Шпроттау по сравнению с предыдущим нашим пребыванием в феврале на этом аэродроме существенно сократилось. В апреле на штурмовку войск противника мы сопровождаем вместо Ил-2 новые штурмовики Ил-10 с более

Добровольцы в люфтваффе.

Добровольцы в люфтваффе. Летом 1 9 4 1 г. при отступлении Красной Армии вся материальная часть бывших эстонских ВВС была уничтожена или вывезена на восток. На территории Эстонии остались всего четыре моноплана эстонского производства РТО-4, являвшиеся собственностью

Добровольцы в люфтваффе.

Добровольцы в люфтваффе. В то время как в Эстонии воздушный легион существовал фактически с 1941 г., в Латвии решение о создании аналогичного формирования было принято лишь в июле 1943 г., когда подполковник латвийских ВВС Я. Русельс вошел в контакт с представителями

Люфтваффе в 1941–1945 гг.

Люфтваффе в 1941–1945 гг. До осени 1941 г. за развитие авиационных вооружений отвечал генерал Эрнст Удет. Он одним из первых понял, что блицкриг на Востоке не удается, а следовательно, Люфтваффе будут втянуты в длительную войну на истощение, на которую по структуре и сути своей

Обербефельсхабер дер Люфтваффе

Обербефельсхабер дер Люфтваффе (Oberbefehlshaber der Luftwaffe; ObdL), главнокомандующий военно-воздушными силами Германии. Этот пост принадлежал Герману

Асы Люфтваффе

Асы Люфтваффе С подачи некоторых западных авторов, заботливо принятой отечественными компиляторами, немецкие асы считаются результативнейшими летчиками-истребителями Второй мировой войны, а соответственно, и в истории, добившимися в воздушных боях баснословных

Последний рывок люфтваффе

Последний рывок люфтваффе 1 января 1945 года. В тот день состояние немецких вооруженных сил было не совсем ясным. Когда провалилось наступление в Рундштедте, нацисты, занявшие позицию на берегу Рейна и изрядно раздавленные российскими войсками в Польше и Чехословакии,

ЖЕЛЕЗНАЯ «ТЁТКА» ЛЮФТВАФФЕ И ДРУГИЕ…

ЖЕЛЕЗНАЯ «ТЁТКА» ЛЮФТВАФФЕ И ДРУГИЕ… Основным типом самолета военно-транспортной авиации Германии стал громоздкий и угловатый, неказистый трехмоторник Ju-52/3m, больше известный в люфтваффе и в вермахте под прозвищем «Тетушка Ю». К началу Второй мировой войны казалось,

Люфтваффе в войне с Россией

Люфтваффе в войне с Россией Ранней осенью 1940 года люфтваффе начали воздушную войну против Англии. Одновременно с этим развернулась и подготовка к войне с Россией. Еще в дни принятия решений в отношении России стало очевидно, что обороноспособность Англии гораздо выше, а

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Deutsche Luftwaffe
Военно-воздушные силы Германии
Что такое люфтваффе в германии. Смотреть фото Что такое люфтваффе в германии. Смотреть картинку Что такое люфтваффе в германии. Картинка про Что такое люфтваффе в германии. Фото Что такое люфтваффе в германии
Эмблема ВВС Германии 1933-1945
Годы существования