Что такое лысая гора
Мемориальный комплекс «Лысая гора»
Мемориальный комплекс «Лысая гора» — памятник военной истории, сыгравший выдающуюся роль в истории Великой Отечественной войны. Это место равнозначное по важности с Мамаевым Курганом, но известное единицам.
Находится достопримечательность в Советском районе Волгограда и считается наивысшей точкой города. Забравшись на ее вершину, гости смогут увидеть великолепный вид на Волгу и южные районы города-героя.
Мемориал является объектом культурного наследия федерального значения. Он открыт для ветеранов и простых людей, желающих почтить память павшим бойцам.
По одной из версий мемориальный комплекс приобрел свое название в силу полного отсутствия растительности. Поверхность достопримечательности абсолютно лишена озеленения, она укрыта песком и продуваема ветрами.
История Лысой горы в Волгограде
В сентябре 1942 г. немецкие войска захватили эту высоту и сделали ее главным узлом сопротивления. Это объяснялось тем, что место имело выгодное расположение и представляло для противника стратегическое значение.
На протяжении 147 суток во время Сталинградской битвы здесь велись ожесточенные бои за высоту и прилегающую территорию. 64 Армия, которой командовал генерал Шумилов М. С., несколько раз брала штурмом объект, но немецкие войска противостояли нападениям.
Первая попытка состоялась в октябре 1942 г., но оказалась безуспешной. Вторая попытка — в январе 1943 г. Солдат П. И. Карпов из 97 бригады, ворвался в траншеи врага, где и завязалась жестокая борьба за высоту. Боец уничтожил из автомата шесть гитлеровцев и вновь развязал ожесточенный бой за вершину.
Через несколько дней солдаты 64 Армии подошли к западным склонам и начали преследование войск соперника, загоняя их в центр Сталинграда. Так произошло освобождение Лысой горы, которое в общей сложности длились около пяти месяцев.
В 50-е годы ХХ в. народный художник СССР Е. Вучетич именно на Лысой горе предлагал установить свой известный мемориальный комплекс. Мамаев курган его не устраивал по причине близкого соседства с телевизионной вышкой. Но в итоге Лысая гора проиграла Мамаеву кургану в месторасположении — из-за удаленности от центра города.
Памятник
Спустя еще небольшой отрезок времени на территории боевых действий был возведен памятник защитникам Сталинграда. Создателями обелиска был архитектор Ф. М. Лысов и скульптор В. Н. Безруков. Состоялось это событие в ноябре 1968 г.
Историческое место представлено 20-метровым скромным обелиском из блоков красно-серого песчаника, чем-то напоминающее вытянутый к небу сломанный штык. Недалеко от обелиска находится братская могила павших защитников, в которой покоятся погибшие в боях за Сталинград воины 64-й Армии.
У земли расположен барельеф с изображением женщины, которая возлагает цветы к подножию памятника. Рядом находится мемориальная доска с выгравированнымими словами о вечной памяти и благодарности солдатам, защитившим мир для следующих поколений. На плите нанесена схема боевых действий, происходившая зимой 1943 г.
Памятное местно никак не обустроено. Окружающая территория осталась нетронутой с военных времен. Здесь нет никаких зеленых насаждений, земля изрезана окопами и траншеями, сохранившимися еще со времен войны. Помимо этого отсутствуют какие-либо коммуникации, не хватает централизованного освещения и организованного ухода за местом захоронения.
Мероприятия
На территории мемориального комплекса регулярно идут съемки художественных и документальных кинофильмов, связанных с обороной Сталинграда. Не так давно была снята картина о знаменитом снайпере Красной Армии — В. Зайцеве. Полностью отобразить реальность событий не составило большого труда, так как здесь до сих пор сохранились окопы тех времен.
Ежегодно, в канун Дня Великой Победы, на Лысой горе проводят праздничные мероприятия, посвященные 9 мая. Тысячи местных жителей возлагают у мемориального комплекса букеты цветов в память о тех, кому они обязаны жизнью.
22 июня 2008 г. на Лысой горе проходили массовые исторические реконструкции боев, которые были достаточно реалистичны. Земля разлеталась от взрывов ненастоящих мин, сотни солдат с двух сторон шли в наступление и оборонялись, а зрители, находясь в такой атмосфере, полностью погружались в ход сражения, ощущая себя участником ожесточенной борьбы.
В октябре 2017 г. на территории музея-заповедника «Сталинградская битва» была открыта выставка-презентация проекта и макета крупнейшего спортивного и военно-патриотического лагеря, который планируется создать на месте мемориала.
Согласно проекту Лысая гора не будет напоминать мемориал Мамаева кургана и Россошинский рубеж. Это будет совсем другое, живое и интерактивное место. Здесь займутся реконструкцией памятника, у братской могилы соорудят часовню, на территории оборудуют тир, танкодром и бассейн. Новые кварталы Волгограда с достопримечательностью должны соединить при помощи канатной дороги.
Панорама мемориального комплекса «Лысая гора» на Гугл-карте
Как добраться
Мемориальный комплекс расположен в городе Волгограде, на южной окраине Советского района, рядом с Кировским. Попасть к месту назначения возможно на автобусе, маршрутке, личном транспорте или такси.
На расстоянии 2 км от достопримечательности находится остановка общественного транспорта «Поселок Горная поляна». Здесь курсируют автобусы № 52э, 53э, 54э, 56э, 57э, 58э, 60э. Недалеко от этого места есть еще одна остановка «Горная поляна». Сюда можно добраться на маршрутке № 31к. От остановки придется пройти пешком.
Приехать к патриотическому месту возможно на личном или арендованном авто. Здесь есть удобный подъезд и много парковочных мест.
Передвигаться по городу на такси, рекомендуем с помощью мобильного приложения следующих служб: Максим», Везет, Gett, Яндекс. Такси, Uber, InDriver, Таксолёт, Такси Сатурн.
Видео о мемориальном комплексе «Лысая гора»
Лысая гора в Самаре
Лысая гора в Самаре — популярная природная достопримечательность на северной окраине города. Возвышенность находится на левом берегу Волги и входит в горную систему Сокольих гор. В получасе езды от центра расположено место, откуда можно любоваться прекрасным и величественным в любое время года ландшафтом. С горы открывается великолепная панорама на Волгу, на Заволжье, на Самару и Жигулевские ворота.
Свое название Лысая гора получила из-за лишенного растительности склона, обращенного к Волге. Ее высота всего 80 м, и многие вершины Сокольих и Жигулевских гор гораздо выше. От это любимая смотровая площадка самарцев не становится менее популярной. Транспортная доступность и красота окружающих пейзажей делает координаты Лысой горы важной отметкой на туристической карте Самарской области.
Пешие и велосипедные маршруты
Для пеших и вело туристов, путешествующих по окрестностям Самары, посещение Лысой горы, как правило, является частью маршрута, включающего и другие природные и исторические достопримечательности. А таких мест на карте Самарской области немало. Туристические тропы для хайкинга и велосипедных прогулок вокруг горы промаркированы. Следует учитывать, что пешком подниматься на гору можно с любой стороны, а для велотуристов больше подойдет маршрут по тыльной лесной стороне холма, там подъем происходит плавно и нет скальных и обрывистых мест.
В северном направлении от Лысой горы, ближе к устью р. Сок на гряде Сокольи горы расположены еще несколько популярных высот с красивыми панорамными видами. Это «Вертолетка», гора Барсук (на ней действует популярный скалодром), самая высокая точка Сокольих гор — гора Тип-тяв, а на другом берегу реки Сок — Царев курган.
В Студеном овраге у подножия Лысой горы расположен один из городских пляжей. По дороге к нему можно увидеть еще одну местную достопримечательность — старинную трубу для обжига известняка. Эта труба — уцелевшая часть первого в Самаре завода силикатного кирпича предпринимателя Ротмана. Рядом видны следы каменоломни. Под горой и в овраге известно несколько родников с чистой водой.
Если идти вдоль подножия Лысой горы по берегу Волги по направлению от Студеного к Коптеву оврагу, дорога приведет к пещере братьев Греве. Она является памятником природы регионального значения, свое имя она получила в память о сыновьях местного аптекаря, посетивших ее в 1904 г. и оставивших большую надпись на стене пещеры об этом событии. В одном из ее залов археологами найдены остатки стоянки человека эпохи бронзы. В пещере обнаружены и более древние находки — кости ископаемого пещерного медведя и шерстистого носорога. Проходы и залы пещеры Греве имеют общую протяженность более 300 м.
Крест на Лысой горе
На вершине Лысой горы в 2012 г. был установлен поклонный крест в память о погибшем священнике, который сорвался со скалы, занимаясь фототуризмом. Большой металлический крест окрашенный в золотой цвет вызывает жаркие дискуссии самарцев об уместности его установки на популярной смотровой площадке и традиционном месте привалов вело туристов.
Еще один крест стоит на склоне Лысой горы со стороны Студеного оврага в лесу. Это место в народе называют «Могила пионера». Деревянный крест голубого цвета снабжен табличкой «Царев Александр Павлович. Зверски убит. 1934—1947 гг.». До сих пор нет ни одного доказательства, что рядом с голубым крестом действительно находится могила. Так же никто не смог подтвердить документально факт существования пионера Царева, историю его жизни и смерти. Тем не менее за могилой ухаживают местные жители, а крест периодически украшают пионерские галстуки.
Легенды Лысой горы
Возвышающаяся над Волгой и Студеным оврагом гора и окружающие леса окутаны множеством таинственных историй. Места с названием «Лысая гора», как правило, издавна связывают с шабашами ведьм, русалочьими играми и прочей «нечистой силой». А красивые возвышенности и видовые точки над Волгой часто фигурируют в историях о походах Степана Разина, легендах о посещении их татарскими ханами и русскими царями.
Есть подобные притчи и о Лысой горе в Самаре. На склонах знаменитого самарского холма ищут клады, а представители многих религий считают гору своим «местом силы». Повсюду можно встретить таинственные ритуальные пирамидки из камней и костей животных. Примерно в 100 м от вершины находится скит отшельника, который, по рассказам очевидцев, живет здесь уже много лет и, время от времени, выходит пообщаться с туристами. Кроме отшельнического скита в залесенной части склонов горы, встречаются и другие землянки и тайные убежища.
На панораме Google Лысая гора
Как добраться
Лысая гора расположена в 20-ти км от центра Самары. До нее удобно добираться на автомобиле. Из центра города следует выезжать в северном направлении по Волжскому проспекту, затем по ул. Новосадовой. После перекрестка с проспектом Кирова улица Новосадовая становится Демократической. Нужно продолжать движение по ней, мимо стадиона «Самара Арена» до поселка в Студеном овраге. Через поселок асфальтовая дорога приведет на паркинг на берегу Волги, с которого можно подняться на Лысую гору.
Доехать до Лысой горы из Самары можно на городских автобусах или маршрутных такси. Следует ехать до остановки » Дачи» на ул. Демократической автобусами № 50, 78, 79 или маршрутками № 113, 389, 392. От автобусной остановки к горе нужно пройти по Студеному оврагу. Асфальтированная дорога сначала идет через поселок, а дальше от нее в сторону горы отходит множество тропок. Если не сворачивать с асфальта на лесные тропинки и спуститься по Студеному оврагу до самой Волги, то на берегу у подножия Лысой горы можно увидеть пляж, рядом с ним — большую парковку, а на пришвартованном к берегу дебаркадере посетить базу отдыха Vip River Club.
Совершить поездку к Лысой горе можно и на такси. В Самаре работают службы Uber, Gett, Maxim, Яндекс. Такси.
На карте пеший маршрут на Лысую гору в Самаре с остановки «Дачи»
Как на Лысой горе в Москве … погулять
Москва – огромный город с очень древней историей. В ней много удивительных и интересных мест, о которых могут не знать даже сами старожилы.
Основные туристические маршруты известны всем, но, если немного отклониться от них, можно отыскать занимательнейшие исторические места и уникальные природные уголки.
Например, где в Москве найти Лысую гору, ведьминскую речку и тому подобные объекты? А они в черте Москвы есть. помните фильм «Чародеи» и песенку из него?
Чёртов камень лежит
Вряд ли имели в виду Москву, но тут есть и своя Лысая гора, и Ведьма-река и даже камень. Где? Сейчас узнаете.
Начнем с Лысой горы.
Что такое Лысая гора
В фольклоре многих европейских народов лысая гора – это место шабаша ведьм. На «лысине» не растут деревья, там удобно собираться всякой нечистой силе. Самая знаменитая лысая гора в Европе, это Блоксберг, она же Брокен, в немецком Шварцвальде. Именно там собирались на свои шабаши европейские ведьмы.
Под Киевом тоже есть своя Лысая гора, куда летали на метлах украинские ведьмы.
На самом деле таких «лысых гор» было намного больше. И собирались там язычники для проведения обрядов, а позже и просто окрестные жители. Место открытое, высокое, быстрее прогревается весной, можно гулять, закликать весну и все в том же духе.
Вот такая Лысая гора имеется и в Москве, в Битцевском лесопарке. Точнее, это большой луг, где растут редкие растения. Пока еще растут…
Народу там ходит очень много, на велосипедах катаются. Но луг действительно находится на возвышении, чем не гора, а под ним глубокий овраг. А в овраге течет Ведьма-река. Точнее, речка Чертановка. Но название-то похожее!
Есть здесь и камень. На лугу, на возвышении есть языческое капище, камень там тоже имеется. Капище новое, построено лет 20 назад. По легенде, настоящее древнее капище тоже тут когда-то было, но вроде бы немного подальше.
Но точно никто не знает, а камень есть, Лысая гора тоже и Ведьма-река имеется!
Где находится Битцевский парк?
Битцевский парк – это огромный природно-ландшафтный комплекс. Здесь растут вековые деревья, водятся животные и птицы, сохранились древние курганы вятичей.
Можно просто погулять по аллеям, можно посетить старинные усадьбы Ясенево, Знаменское-Садки и Узкое, расположенные на территории. Сохранились здесь и каскады прудов.
Так как территория парка большая, то и остановок общественного транспорта тут много. Поблизости несколько остановок метро, это «Новоясеневская», «Битцевский парк», «Ясенево», «Коньково», «Беляево», «Чертановская», «Южная», «Пражская», «Улица Академика Янгеля», «Анино».
Лысая гора
Территория мистических ритуалов
Лысая гора своим видом выбивается из окружающего ландшафта. Она расположена посреди равнины, на ней практически нет растительности (отсюда ее название). С горой связано множество мифов и легенд. Одни считают ее местом поклонения нечистой силе, другие — центром шабаша колдунов, которые во время плясок вытаптывают все живое, а кто-то склоняется к версии, что в древности здесь приносили жертвы языческим богам. Ученые же полагают, что гора образована в результате движения пластов пород. А скудную растительность объясняют тем, что сильные ветра этой местности не дают семенам укореняться на склонах.
Ханское захоронение
Существует и другая легенда, объясняющая название горы. Якобы с середины XV века в Гороховце шли битвы с Казанским ханством, в одной из которых был убит один из татарских ханов. Его похоронили на берегу реки Клязьмы. А Лысая гора образовалась из множества горстей земли, которую принесли на могилу татарские воины. Говорят, что, если посмотреть на гору с противоположного берега, можно увидеть фигуру, напоминающую человека, сидящего со сложенными на груди руками. Но местные краеведы к этому мнению относятся скептически: признаков захоронения при раскопках не обнаружено.
«Городище дьякова типа»
Первые раскопки организовали на Лысой горе в 1929 году. Ими руководил археолог, доктор исторических наук Отто Бадер. Находки ученых показали, что еще в V веке до н. э. на горе жили представители финно-угорского племени меря. Стоянки древнего человека, обнаруженные археологами, датируются примерно VI веком до н. э. Их назвали «городищами дьякова типа». Это были небольшие поселения с патриархальным укладом жизни. Люди объединялись по принципу родства или племенной общности. Они занимались подсечным земледелием — выжигали леса, а на освободившейся от растительности земле выращивали культурные растения. Также во время раскопок на Лысой горе были обнаружены изделия из кости и глиняная посуда I тысячелетия н. э.
Шабаш ведьм, заговоренное золото и другие тайны Лысой горы
Почти в каждом районе на территории Беларуси есть своя Лысая гора. Кроме того, встречаются созвучные названия: Лысуха, Лыска, Лыскагор и т.п. В народном представлении такие горы имеют отношение к нечистой силе, поэтому и «облысели».
Прилагательное «лысый» имеет двоякий смысл. Это может объясняться и как «голый, без растений и деревьев», и как «ясный», «светлый», связанный с сакральными вещами. Ученые считают, что на таких холмах раньше были языческие святилища, а после принятия христианства все остаточные языческие обряды, происходившие там, причислялись к шабашам.
В мире известнейшей считается Лыса Гура в Польше под Сандомиром, которую даже трактуют как польский Олимп. После нее идут Лысая гора возле Киева, напротив Выдубицкого монастыря, и Лысая гора вблизи Заславля в Минском районе. Кстати, гора Алтария в Вильнюсе и Успенская гора в Витебске также некогда назывались Лысыми. В Беларуси некоторые Лысые горы имеют и двойные названия. Так, около Нисимковичей в Чечерском районе Лысая гора называется еще и Белая гора, а Лысую гору в Браславе называют также Красной горой.
На некоторых таких холмах есть курганные кладбища, как, например, в деревнях Устиж и Старое Село Осиповичского района и Селище Вилейского. А на других, как в деревне Кушляны Сморгонского района, лежат культовые камни. В деревне Залесье Глубокского района считают, будто Лысую гору насыпали французы. О сакральности многих из таких холмов свидетельствуют и предания о храмах, которые там провалились (бывшая деревня Горовая Щучинского района), или даже о закопанной в горе золотой карете.
В XIX веке в деревне Кроменице Зельвенского района о местной Лысой горе было записано предание про две свадьбы, одна из которых возвращалась из Волковыска, а другая из Кроменицы. Столкнувшись, они не хотели уступать друг другу дорогу. Началась жестокая драка, в результате которой все погибли. Их похоронили, а на месте захоронения возникла Лысая гора. На Лысой горе у местечка Освея в Верхнедвинском районе, по преданию, похоронены собаки графа Шандурского, а около г.п. Телеханы Ивацевичского района – тело татарского хана. Отсюда якобы и возникло название Телеханы.
Согласно поверьям, на Лысых горах в купальскую ночь собирается нечистая сила, случаются разные чудеса, неожиданно появляется огонь, вокруг которого танцуют черти. В XIX веке в Южной Беларуси и Могилевском Поднепровье бытовали рассказы, что на Купалу все бесы отправляются на Лысую гору близ Киева. В качестве же транспортного средства они используют хлебные лопаты, кочерги, ступы, веники, а иногда и рогатый скот. В те времена в бывшем Чериковском уезде в эту ночь не оставляли на поле коней, так как боялись, что их используют ведьмы для езды на Лысую гору.
В окрестностях Мстиславля верили, будто перед Купальем колдуны и ведьмы оборачиваются в летающих животных с крыльями и в таком виде добираются до Лысой горы в деревне Кокотово (современная деревня Кокота), что за 14 верст от Мстиславля, чтобы присоединиться там к шабашу. В полночь они возвращаются каждый в свой двор, ударяются о землю и снова принимают человеческий вид.
А в городе Петрикове считали, что местные ведьмы справляют на Купалу свой шабаш на Лысой горе около Припяти. На Лысой горе в Старом Копыле в полночь также, мол, собираются ведьмы и колдуны. На Витебщине про одну из местных Лысых гор рассказывают, будто солдат, сбившись с дороги, попросился в один дом переночевать, да хозяйка там была ведьмой. Один только запах ее волшебной пищи вынудил солдата потерять рассудок и оказаться на Лысой горе… А на Брестчине в XIX веке было записано предание о черте-женихе, который своей девушке-невесте принес в подарок вершину Лысой горы.
На Минской возвышенности есть деревня, которая называется Лысая Гора, а возле нее находится высокая гора. В предании рассказывается: давным-давно в одну из купальских ночей ведьма и леший выбрали себе для плясок старейший на горе ясень. Люди в деревне, услышав колдовское улюлюканье и нечеловеческий хохот, попрятались по домам. Не испугался только один молодой кузнец, богатырь Янка – он как гулял, так и гулял со своей девушкой Марийкой. Забывшись, они взошли на самую гору. Вдруг с нижней ветки ясеня высунулась чья-то белая рука, а таинственный голос позвал: «Иди, иди, Марийка, к нам в хоровод!». Девушка и не заметила, как подала свою руку, а неведомая сила уже несла ее на вершину ясеня.
Но Янка и не думал пускать девушку. Он так разозлился, что стал в семь раз сильнее. И с такой силой потянул Марийку назад, что вместе с нею стянул с ясеня целую дюжину колдунов и ведьм, связанных одной веревкой. Дьявольский смех сразу стих, бесы стали плакать и проситься у Янки, чтобы он пустил их обратно на дерево. А тот схватил за волосы одного лешего и поволок целый хоровод к пруду под горой, где толкнул их в трясину. Болотце вдруг закипело и моментально высохло. Ясень этот впоследствии назвали Яновым. И говорят, что уже никогда там не появлялось никакой нечисти.
В одном из преданий, которое касается Лысой горы около деревни Лоточки Браславского района, рассказывается о богатом помещике, не имевшем наследников. Перед смертью, чтобы его богатство не досталось простым крестьянам, он все свое золото положил в лодку и закопал под камнем. На сокровище он наложил заклятие, согласно которому лодка с золотом достанется лишь тому, кто выполнит три условия: разожжет костер на Лысой горе, сдерет шкуру с живого коня, запряжет его и вспашет тем конем три борозды вокруг камня.
Со временем древние мифы и образы потеряли свой сакральный смысл и превратились в сказки и суеверия, которые сохранили для нас некоторые следы древнего мировосприятия. С чудотворной горой мы сталкиваемся в белорусской сказке, где героя заворачивают в шкуру коня, а вороны поднимают его на вершину золотой горы, где он добывает огромное богатство. Конь и вороны здесь не случайны: это отголоски тех далеких времен, когда языческие священники, набросив на себя шкуру священного животного, устраивали условные путешествия в потусторонний мир. То же относится и к народным рассказам о шабашах на Лысых горах, которые у наших предков-язычников имели сакральный смысл, а в христианские времена приобрели негативный ореол.
Языческие божества и их слуги теперь жестоко преследовались и карались. В результате древние жрецы потеряли прежнее влияние. Частично их уничтожили, частично они притаились и постепенно превратились в сельских знахарей, ведунов, волшебников и гадалок. Простой же народ еще долго пользовался их услугами…